Суд и прокуратура как назвать одним словом

Обновлено: 26.04.2024

Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Содержание

Правоохранительная деятельность

Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Функции правоохранительных органов

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

Виды правоохранительных органов

  • Органы выявления и расследования преступлений
  • Органы юридической помощи
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности

Правоохранительные органы в России

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов [1] :

Правоохранительные органы в Беларуси

Примечания

  1. ↑Федеральная служба судебных приставов, выполняющая ряд функций правоохранительного органа, формально к таковым не относится, так как по статусу не приравнена к другим силовым структурам и является гражданским ведомством, как, например, Федеральная налоговая служба.

Литература

    История правоохранительных органов. Самара: Издательство АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.
  • Рыбников В. В.,Алексушин Г.В. История правоохранительных органов Отечества. М.: Издательство «Щит-М», 2007.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Правоохранительные органы" в других словарях:

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел,… … Юридический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Большой Энциклопедический словарь

Правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.

правоохранительные органы — сущ., кол во синонимов: 7 • милиция (19) • наркоконтроль (3) • … Словарь синонимов

Правоохранительные органы — ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Правоохранительные органы — государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью. Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология

правоохранительные органы — государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь

Правоохранительные органы Курортного района Санкт-Петербурга — Содержание 1 История 1.1 Зарождение милиции в Сестрорецке 1 … Википедия

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда. .
  6. Охрана общественного порядка.
  7. Юридическая помощь и консультирование.
  8. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией). – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  6. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. .
  7. Федеральная таможенная служба.
  8. Нотариат.
  9. Адвокатура.
  10. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

От них зависят соблюдение прав и свобод человека, уровень преступности и даже отношение граждан к власти.


До сих пор учёные-правоведы спорят о том, какие органы следует называть правоохранительными. Нет единства терминологии и в законодательстве.

В этой статье вы познакомитесь с задачами и функциями органов, которые стоят на страже правопорядка.

Правоохранительные органы — это.

В широком смысле правоохранительные органы – это органы, которые осуществляют правоохранительную деятельность.

Но что понимать под последней? Большинство учёных включают в понятие правоохранительной деятельности три признака:

  1. Охрана права.
    Органы правопорядка тщательно следят за соблюдением гражданами, организациями и должностными лицами требований нормативных правовых актов (это что?). Например, сотрудник таможни проверяет, не провозят ли люди через границу контрабанду.
  2. Защита.
    Правоохранительные органы – это структуры, которые защищают простых граждан от посягательств на их законные права и интересы. Например, сотрудник полиции не даёт грабителю напасть на прохожего и украсть деньги. Или прокурор проверяет, не ущемляет ли руководитель фирмы права работников.

Принудительный характер.

Для реализации своих функций правоохранительные органы наделяются властными полномочиями. А документы обязательны к исполнению лицами, которым они адресованы.

Генерал

В ряде случаев такие структуры даже могут применять физическую силу к правонарушителям. Но только в случаях и порядке, установленных законом.

Какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов?

По сути, их две: восстановление нарушенных прав и привлечение к ответственности правонарушителей. Обычно эти задачи выполняются одновременно.

Правоохранительные органы и их функции

Функциями называют основные направления деятельности.

Они закрепляются в законодательстве и конкретизируются через перечисление полномочий сотрудников.

ФункцияЧто означает
Конституционный контрольПроверка официальных документов (в том числе нормативных правовых актов, решений руководителей организации) на соответствие Конституции
Выявление и расследование правонарушений/преступленийИзучение места и обстоятельств происшествия, поиск виновных лиц, опрос очевидцев, сбор доказательной базы
Прокурорский надзорВыявление и пресечение нарушений законодательства, устранение их последствий
Обеспечение безопасности и правопорядкаЗащита граждан от незаконных посягательств на жизнь, здоровье, имущество, личное достоинство
ПравосудиеРассмотрение и разрешение юридических споров
Исполнение судебных постановленийИспользование принудительных мер против тех лиц, которые не исполняют предписания суда добровольно
Юридическая помощьРазъяснение гражданам нормативных предписаний в форме консультаций, защита в суде наиболее уязвимых слоёв населения

Каждый страж правопорядка обладает хотя бы одной из функций, перечисленных в таблице. Но чаще всего у него их несколько.

Полиция

Какие правоохранительные органы есть в РФ

Учёные выделяют виды правоохранительных органов в зависимости от основной выполняемой функции. Однако включение тех или иных структур в общую систему вызывает споры.

Так, большинство правоведов (в частности, Гавриленко А.А., Божьева В.П., Лонь С.Л.) относят к правоохранительным только государственные органы. То есть, адвокатура, частный нотариат (что это?) и третейские суды не в счёт, хотя и оказывают юридическую помощь. Но они не осуществляют правоохранительную деятельность и не обладают обособленным механизмом принуждения.

Сейчас ряд учёных (в частности, Гриненко А.В.) не относят к системе правоохранительных органов даже суды (что это?). Аргументируют вывод тем, что судебная власть должна быть независима от остальных ветвей.

Суд

Однако такая трактовка основана на узком понимании правоохранительной деятельности – только как расследования правонарушений.

ВидыСтруктуры
Судебной властиГосударственные суды: Верховный суд и его система судов, Конституционный суд и конституционные суды субъектов РФ
Обеспечения безопасности и правопорядкаМВД (в том числе Полиция), Федеральная служба безопасности, МЧС, Росгвардия
Выявления и расследования правонарушений/преступленийСледственный комитет, Прокуратура (это что?)
НадзорныеПрокуратура, правоохранительные подразделения Федеральной таможенной службы, Федеральная налоговая служба
По исполнению судебных постановленийФедеральная служба судебных приставов, Федеральная служба исполнения наказаний
Юридической помощиПрокуратура, Минюст РФ

Конечно, в систему входят не только главные в стране, но и территориальные структуры. Например, у Следственного комитета есть управления, подразделения, отделы на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях.

Почему Прокуратуру называют правоохранительным органом по надзору, обеспечению правопорядка и оказанию юридической помощи одновременно?

Прокуратура

Причина в широком перечне полномочий, которыми обладают её сотрудники.

Выводы

Итак, правоохранительные органы – это государственные структуры, которые обеспечивают законность, правопорядок и безопасность в государстве.

Их сотрудники должны осуществлять полномочия в строгом соответствии с законом, обладать чувством долга и высокими моральными качествами. В противном случае правоохранительная деятельность превращается в произвол властей.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Ага, это такие организации, которые имеют право на ваши органы — хотят почки отобьют, а захотят по печени врежут!

Киса: в разных страна по разному. В США в основном убивают и реже калечат. У Вас в стране, возможно, что отбивают почки. В современной России же стараются действовать корректно.

Посмотрите на российскую либеральную оппозицию — пышут здоровьем, несмотря на систематическое общение с правоохранительными органами.

Я одного не пойму, каков был в современной России смысл переименования милиции в полицию? Для декоммунизации сейчас не время и в принципе не место. Процедура геморройная и дорогостоящая. С полицией у граждан неприятные ассоциации (жандармерия, полицаи). Так для чего?

Однако функции должностного лица выходят далеко за пределы судебных процессов.


Прокуратура – это основной орган, который следит за соблюдением законодательства в государстве. Требования её сотрудников распространяются на граждан, организации и субъектов власти.

В этой статье вы узнаете, кто такой прокурор, и какими полномочиями он обладает.

Прокурор — это .

С латинского языка слово «procurare» переводится, как «ведать чем-либо». Профессия зародилась ещё в Древнем Риме. Там на должностное лицо возлагалась функция обвинения в суде.

В России должность была введена при Петре I. Российские служители права выполняли обязанности по проверке соблюдения законов и указов царя.

Сегодня объём полномочий прокурорских сотрудников сильно различается в разных странах.

Россия

В РФ прокурор – это должностное лицо, которое осуществляет надзор за соблюдением законодательства физлицами и организациями, а также выступает в роли государственного обвинителя.

Он возглавляет прокуратуру: субъекта РФ, города, района или другой территориальный орган.

Прокурору подчиняются помощники. Именно они чаще всего участвуют в судебных процессах на стороне истцов и устраивают выездные проверки. А сам прокурор обычно выполняет руководящие и координирующие функции.

В РФ система прокуратуры отделена от следственных органов. То есть, её сотрудники не участвуют в предварительном расследовании. Они лишь анализируют доводы и доказательства, собранные следователями, и принимают решение о направлении дела в суд.

Наручники

Франция и Германия

В этих европейских странах полномочия прокурора включают участие в предварительном расследовании. Но главная цель – не доказать вину обвиняемого, а установить объективную истину.

То есть, фактически прокурорская работа приближена к профессии судьи.

Что делает прокурор

В России прокуратура отделена от других ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

При осуществлении полномочий прокурор должен подчиняться только закону и следовать своим внутренним убеждениям – честности, справедливости, объективности.

Надзорные полномочия

Надзор – это основная функция прокурора в РФ. При её осуществлении он обладает следующими полномочиями:

  1. устраивать выездные проверки;
  2. беспрепятственно входить на чужие территории, предъявив удостоверение;
  3. проверять необходимые документы и материалы;
  4. задавать вопросы гражданам, руководству и работникам организации на месте или вызывать таких лиц к себе на приём.

В случае обнаружения нарушений сотрудник прокуратуры должен пресечь незаконные действия.

И у него есть 4 меры реагирования в зависимости от ситуации.

Крик

МераКогда применяетсяПоследствия для нарушителей
ПротестВ официальном акте (например, в решении местной администрации) есть моменты, которые противоречат законуПротест нужно рассмотреть в 10-дневный срок и устранить проблему
Представление прокурораНарушения обнаружены в деяниях лица (например, компания задерживает работникам выплату зарплаты)Нарушение необходимо устранить в течение месяца и сообщить прокурору и принятых мерах
Постановление о возбуждении делаСовершено административное правонарушение (это что?)Уполномоченный сотрудник госоргана или суд рассматривают спор
ПредостережениеПолучение сведений о приготовлении к правонарушениюНеобходимость выполнить требование, иначе последует привлечение к ответственности

Участие в суде

Прокурор вправе вступить в процесс (гражданский, арбитражный, административный или уголовный) на любой стадии по собственной инициативе.

А есть категории дел, которые без него вообще не рассматриваются.

Папки

Так, участие прокурора в гражданском процессе обязательно, в частности, в следующих спорах:

  1. восстановление уволенного на работе;
  2. усыновление ребёнка;
  3. признание гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим, умершим.

В судебных заседаниях должностное лицо выступает в роли процессуального истца (это кто?).

То есть, формулирует исковые требования, выступает с речью, отвечает на вопросы и задаёт свои, заявляет ходатайства (это что?).

Если в уголовном процессе он придёт к выводу о необоснованности доводов потерпевшего, то может отказаться от поддержания обвинения.

Кроме того, прокурор вправе опротестовывать судебные решения, которые считает незаконными и/или необоснованными. Тогда дело в суде рассматривается повторно.

Другие полномочия прокурора

Работа прокурорского работника не исчерпывается надзорными и процессуальными функциями.

Он рассматривает жалобы граждан, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступниками, проводит антикоррупционную экспертизу официальных документов.

Работа

Прокурор даже обладает правом законодательной инициативы. То есть, он может вносить в Парламент (это что такое?) предложения о принятии новых нормативных правовых актов или изменении/отмене уже действующих.

Генеральный прокурор Российской Федерации

Систему органов прокуратуры в стране возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Ему присваивается высший классный чин – действительного государственного советника юстиции. С января 2020 года эту должность занимает Игорь Краснов.

Генеральный

Генеральный прокурор России выполняет, в частности, следующие руководящие функции:

    , распоряжения и другие документы, обязательные для всех подчинённых;
  1. формирует штат Генеральной прокуратуры, а также руководящий состав подчинённых системе научных и учебных организаций;
  2. назначает на должности прокуроров субъектов РФ, городов, районов, специализированных прокуратур.

Сам генеральный прокурор назначается на работу верхней палатой Парламента по представлению Президента. Срок полномочий – 5 лет.

Заключение

Итак, прокурор – это юрист, который выполняет роль основного надзорщика за соблюдением законодательства в государстве.

В ряде стран на такого работника дополнительно возлагаются функции следствия.

Чтобы стать прокурором в России, нужно получить высшее юридическое образование, много лет отработать на должности простого помощника и зарекомендовать себя как умного, ответственного и честного профессионала.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

У прокурора 7 мер прокурорского реагирования

Хочу дополнить перечень требований для тех граждан, которые хотят стать прокурорами районов (городов) и субъектов РФ. Это обязательное прохождение военной службы в ВС РФ, своевременность постановки на воинский учет по месту проживания. Без соблюдения этого условия стать прокурором не получится.

Автор не знает о чем пишет. Прокурор не надзирает за физлицами.

Раньше Следственный комитет был при прокуратуре, сейчас отдельно, потому мы видим время от времени конфликтные ситуации между этими силовыми ведомствами, СКР возбуждает странное уголовное дело, а прокуратура его закрывает. Насчёт того, что прокурор имеет право законодательной инициативы, тут автор ошибается, такое право есть у президента, правительства, депутатов, у прокуроров такого права точно нет.

Вот сколько знала людей, которые связаны с прокуратурой, то все гнилые какие-то, подставят-глазом не моргнут. Профессиональная деформация? Или изначально в профессию идет всякое гнилье, которому лишь бы хапнуть побольше, а на справедливость (ха-ха) плевать с очень высокой колокольни? Не знаю, не знаю. Знаю только, что лучше от прокуроров держаться дальше.


В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Система правоохранительных органов РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Основные принципы правосудия

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

1. Первый признак. Цель деятельности — охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы — это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.

Квазиправоохранительные органы — это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган — Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

— органы внутренних дел;

— федеральная служба безопасности;

— органы государственной охраны;

— органы государственной налоговой службы;

— органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

— органы предварительного расследования;

Функции системы правоохранительных органов:

— исполнение судебных решений;

— оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

— предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ — основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: