Патриархальная теория происхождения государства и права кто

Обновлено: 18.04.2024

Патриархальная теория государства и права – гипотеза, в основе которой лежит мысль, что власть имеет корни в разросшейся семье, глава которой, отец-патриарх, имеет власть над своими подданными, домочадцами.

Некоторыми своими аспектами теория близка теологической теории, поскольку Бог тоже может представляться по подобию отца, дающего человеку жизнь, а затем и воспитание, но сущность всё же разнится, поскольку патриархальная теория строится на социальных и исторических основах.

Развитие семьи и государства происходит практически параллельно, поэтому ошибочно полагать, что первое предшествует появлению второго.

Основным тезисом данной идеологии является мысль о том, что государство является продолжением семьи, но стоит заметить, что в понятии «семья» заложен несколько иной смысл. В современной трактовке этот термин обозначает супругов и их детей, но традиционно общество зарождалось вокруг группы людей, которых соединяет принадлежность к общим предкам и эти кланы могли содержать в себе сотни человек и на этой основе и строилось общество.

Патриархальная теория государства и права – основные идеи

  • 1) человек, как социальное существо, создает вокруг себя общество, в котором начинают распределяться роли: власть имущие и подчиненные;
  • 2) во главе стоит отец-монарх, к которому следует относиться с почтением и уважением;
  • 3) власть монарха неоспорима и безупречна.

Основоположник патриархальной теории государства и права

Основоположником патриархальной концепции можно считать древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.), который полагал, что основной причиной возникновения государства является потребность человека в общении и это самое общение имеет результат в виде образования поселений, а в итоге и государства. Взаимосвязь и взаимоотношения отца в семье с другими членами общины вырастают в отношения правителя с его подданными, который должен по-отечески проявлять заботу о населении, защищать их, а они в свою очередь должны почитать и слушаться монарха.

Аристотель пытался осмыслить, какой тип политического устройства мог бы быть универсальным для большинства государств. Согласно его утверждениям, когда общение возникает ради всеобщего блага между семьями и родами, тогда возникает государство для того, чтобы жить счастливо. В свою очередь, общество диктует, какими качествами будет обладать его гражданин, поэтому если необходимо создать идеальное общество, то необходимо позаботиться о создании идеального государства.

Также Аристотель отмечал, что государство должно стремиться стать «большим», а не «многонаселённым», и, так как эти понятия для него имели разные значения, «большое» государство – сильное и устойчивое, обладает большим количеством граждан, способных в полной мере участвовать в политической жизни общества. А понятие «многонаселённое» государство приравнивалось к понятию слабого, неполноценного государства, большую часть его граждан составляют мужчины-иностранцы, женщины, ремесленники и прочее население, не имеющее права влиять на политическую жизнь внутри страны. Умеренное количество людей, которые способны влиять на политическую жизнь внутри государства, которые знают друг друга и сильный аппарат управления – вот формула идеального государства по Аристотелю.

Современная наука и юридическая практика опровергает патриархальную теорию, поскольку семья и государство возникают практически в одно время в результате разложения строя первобытных общин. Семья – это первоисточник общества, но не государства. Являясь более прогрессивной моделью построения государства, в отличие от теологической концепции, все же данная теория содержит некоторые пробелы. Например, вопрос легитимности власти правителя: в теологической доктрине власть государь дарована Богом, а вот в патриархальной – источник власти необходимо найти и обосновать, в противном случае – неповиновение подданных, не дано объяснение тому, по каким параметром нельзя считать племя государством. К тому же существует ряд некоторых противоречий. Например, что все жители государства не могут быть друг другу родственниками, в то время как семья действительно связана родственными связями, в истории имели место быть случаи, когда монарха приглашали из чужого государства, соответственно родственных связей с гражданами у него быть не могло, власть отца – неформальна, в то время как власть монарха формализована и может носить опосредованный характер через весь аппарат управления, законодательные акты.

Процесс возникновения и становления государственности всегда вызывал множество разногласий и споров. Каждая теория опирается на мнение и взгляды различных социальных групп, слоев общества, наций. Патриархальная теория строится на аналогии с семьей во главе с отцом, который имеет власть над домочадцами.

Государство — политическая организация, обладающая властью и аппаратом воздействия на общество, выполняющая законодательную функцию на определенной территории.

Сам термин был введен итальянским философом Никколо Макиавелли только в XVI веке, хотя первые государства зародились еще в IV-III веках до н.э. Автор знаменитого «Государя» дал термину определение «политическое состояние общества».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Возникновение государственности было обусловлено потребностью общества в принципиально новой системе управления народом и территорией, отличной от систем кланов и племен.

Процесс формирования государства у разных народов происходил разными способами. И часто этот вопрос вызывает разногласия, поскольку появляются новые исторические или этнографические факты, влияющие на причины возникновения государственности на той или иной территории.

Наиболее известными теориями происхождения государства являются:

  • теологическая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия;
  • органическая;
  • материалистическая;
  • марксистско-ленинская;
  • психологическая.

Такое многообразие обусловлено различным мировоззрением создателей теорий и сложностью самого процесса создания государственности, что мешает верному восприятию этого процесса.

Выделяют экономические, политические и социальные причины появления государств. Среди них можно назвать:

  • переход от присваивающей к производящей экономике;
  • появление избыточного продукта;
  • возникновение частной собственности;
  • классовое расслоение;
  • обострение межклассовых отношений;
  • возвышение вождя племени и его ближайшего окружения;
  • появление аппарата власти.

Государство является главным институтом политической системы нашего общества. Его цель — создание и реализация законов, контроль за их соблюдением, обеспечение порядка в социальной жизни общества. Процесс изучения государства сложен и важен для понимания сущности политических, экономических и правовых явлений, их роли в общественной жизни.

Понятие и предпосылки патриархальной теории происхождения государства

В основе патриархальной теории лежит суждение о государстве как о большой семье, во главе которой стоит отец-патриарх. Термин «семья» в понятии этой теории означает не просто супругов и детей, но общество, построенное на основе нескольких кланов с общими предками.

Основателем теории считается китайский философ Конфуций, который еще в VI-V вв. до н.э. сравнил государство с большой семьей, где чтят старших и следуют традициям. А правитель заботится о своих подданных, как отец.

Концепцию Конфуция развил древнегреческий философ-гуманист Аристотель. Он считал, что люди, стремясь достичь счастливой жизни, подсознательно пытаются объединиться и стать большой семьей.

Аристотель пытался описать идеальное государство с идеальным обществом. Он сразу отверг возможность «многонаселенного» государства. Особенностью этого общества людей, знающих друг друга, равных, способных участвовать в жизни страны, является отсутствие в нем иностранцев. В результате, создается модель государства, в основе которого лежит семья, преемственность поколений и взаимное уважение между правителем и обществом.

Работы последнего часто вызывают неоднозначное отношение. В его сочинениях «Что такое прогресс?» и «Борьба за индивидуальность» семья характеризуется как «зародыш…рода, общины, племени, государства» и «элементарная общественная единица». И в то же время Михайловский не считает патриархальное государство идеальной моделью устройства общества.

Суть трактатов Роберта Филмера

Патриархальную теорию часто сопоставляют с семейной теорией происхождения государства. Ее создателем является английский мыслитель Роберт Филмер. Он продвигал мысль о божественном праве монархов на престол.

Суть трактатов Роберта Филмера

Трактат Филмера «Патриарх: защита естественной власти королей от неестественной свободы народа» был опубликован только в 1680 году, почти через 30 лет после смерти автора. Это произошло во время восстановления на английском престоле династии Стюартов после событий Английской буржуазной революции.

Известнейшее произведение Филмера пользовалось популярностью в монархических странах. В том числе и в Англии. Преимущество королевской власти над властью парламента, следовавшее из трактата, использовалось как политическое орудие монархистов.

Наряду с трактатом, стоит выделить:

  • «Рассуждения о политике Аристотеля, касательно форм правления»;
  • «Наставления в послушании правительству в опасные и смутные времена»;
  • «Рассуждения о происхождении правления».

Взгляды Филмера кажутся близкими к теологической теории возникновения государственности. Но его система построена на идее о разрастании семьи, где власть монарха подобна власти отца. Повиновение народа государю, соблюдение законов, наказание за неповиновение сродни подчинению младших членов семьи старшему.

Роберт Филмер видел в преемственности поколений в монаршей семье аналогию библейской повести об Адаме. Власть, полученная им от Бога, передавалась от поколения к поколению. Потомок Адама Ной, спасшийся во время Великого потопа, передал ее своим сыновьям-патриархам. А уже их потомки являются монархами по праву наследования от первого человека.

По мнению Филмера, монарх должен быть свободным от всяческого контроля и ответственности перед законом. Он обладает властью, данной ему свыше, и народ не имеет права влиять на выбор главы государства.

Теория неоднократно подвергалась критике. Жан-Жак Руссо, например, выдвинул весомый аргумент против нее. Он предлагал изучить вопрос о праве первородства. Ведь доподлинно не известно, кто же является прямыми потомками Адама.

Также с опровержением трактата Филмера выступали Олджернон Сидней и Джон Локк. Пренебрежение правами первородства, по их мнению, исключает современных правителей из претендентов на наследование государственной власти.

Плюсы и минусы патриархальной теории

Патриархальная теория происхождения государства при своей неоднозначности обладает рядом достоинств. К ним относятся:

  • уважительное отношение народа к власти;
  • распространение идеи родства, единства народа как членов семьи;
  • «отеческая» забота правителя об обществе;
  • создание управленческого строя, исключающее безнравственное отношение к людям.

Недостатки теории вызваны противоречиями, напрямую связанными с отождествлением правителя с отцом-патриархом:

  • отсутствие родственных связей между монархом и значительным большинством населения;
  • на должность правителя нередко избирается представитель другого государства;
  • власть монарха носит публичный характер;
  • подчинение законам осуществляется по принципам принуждения, а не в соответствии с соблюдением семейных традиций.

Следует вывод, что патриархальная теория не объясняет иерархию власти и возникновение социальных институтов. Она пренебрегает явными различиями в функциях семьи и государства.

Из курса истории известно, что семья, как социальный институт, возникла одновременно с государством, поэтому ошибочно считать ее первоосновой.

Многие философы считают патриархальную теорию несостоятельной из-за явной пропаганды монархической власти и непризнания демократического строя.

Современные ученые опровергают патриархальную теорию как объяснение становления государств в целом. Но не исключают применения ее идей при изучении формирования государственности некоторых племен, к примеру, североамериканских индейцев.


Патриархальная теория происхождения государства и права строит свои положения на учении Аристотеля. Философ древности изучал психологию человека и пришел к выводу, что человек не может жить один. Коллективная суть привела его к доказательствам появления общественных объединений по принципу семьи.


Суть теории

Государство по теории – большая семья, коллектив, связанный узами различных отношений. Суть патриархальной идеологии происхождения государства сводится к следующим позициям:

  • человек не может без общения;
  • он создает вокруг себя ячейку (группу);
  • в семье начинают распределяться роли: главенствующие (отец) и подчиненные (дети);
  • глава общества – отец (патриарх), к нему следует относиться с почтением и уважением;
  • власть отца не оспаривается, как и его место.

По теории легко понять, почему существует неограниченная власть. Патриарх ассоциируется с отцом, которому обязаны жизнью. Он обеспечивает порядок, заботу и условия быта.


Исторические подходы к теории

Патриархальные идеи позволяют провести изучение истории появления государств. Сначала общество – это небольшая семья, простейшая группа лиц, нашедших общие интересы. Первобытные общины по структуре сначала напоминают маленькие государства. В них все родственники, самый сильный не только по физическим показателям, но и по духу, становится лидером. Но в его полномочиях не только власть, но и обязанность заботиться о тех, кто младше, слабее, старше и имеет какие-то недуги. Затем время меняется, семья разрастается.

Семья и государство развиваются практически параллельно. Чем сложнее связи в семье, тем обширнее становится государственная граница.

Авторы идеологии

Кто является автором патриархального происхождения государственной структуры? Философ Древней Греции Аристотель нашел механизм, по которому происходило создание политического устройства и выделение социальных групп. Мужчина, по теории является ключевой фигурой. Он стоит на лестнице выше женщин, он отец, человек, дающий жизнь, создающий семью. В основе лежит внимание к психологии и религиозности. Бог направляет на Землю Адама, делает главой первой семьи – Патером. Эволюция увеличивает количество родственных групп. Государство – итог эволюции. Отец становится властителем, первым правителем, патриархом. Приверженцем считается еще один древний мыслитель – Конфуций.

которые читают вместе с этой





Представители более позднего развития теории: Р. Филмер, Н. К. Михайловский, М. Покровский.

Отличие от патримониальной идеи

Патримониальная теория происхождения государства появилась в трудах швейцарского ученого-мыслителя К. Л. Галлера. Он берет за основу землю, территорию, на которой происходит образование общин. Земля – главный ресурс, который помогает человеку в его существовании и развитии. Тот, кто обретает права на землю, становится правителем. Две созвучные теории имеют совершенно разные подходы к пониманию образования стран и общин.

Власть монарха и патриарха незыблема. Их воля и личностные качества схожи, различны права и обязанности.

Недостатки и преимущества идеологии

Основоположник не выделял в теории положительных и отрицательных моментов. Их стремились найти критики и ученые, предлагающие другие теории.

Плюсы и минусы кратко можно изложить, разобрав саму суть идеологии Аристотеля. Семья и государство – неравнозначные понятия. Не все отношения, возникающие внутри семейной ячейки общества, находят отражение в государственной власти. Одно из основных чувств людей, на котором строится жизнь, – любовь. В государственном строении она не обязательна. Если рассмотреть современные страны, то аппарат политического устройства очень сложен, его нельзя сопоставить с семьей.

Важно понимать, что семья – это единица, давшая начало государству только на уровне первобытных эпох. Постепенно, структурная единица начинает развиваться по своим законам, не сходным с огромным объединением родственников на одной территории.

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными положениями патриархальной теории происхождения государства, ее сути и отличия от патримониальной идеологии. Изучили кратко идеи ученых – основоположников теории. Выяснили, что по патриархальной идеологии государство произошло из семьи, где главенствует мужчина.


Над проблемой происхождения государства работали ученые многих веков. Как произошло деление на страны, что лежит в основе научных выводов и подходов? Вопросов достаточно много, ответы на них идеологи разных религий находили в своих учениях.


Теории происхождения государства

Общепризнанной классификацией считается признание нескольких теорий. Основоположники каждого научного направления доказывают свою точку зрения и предлагают различные причины появления государства. Можно перечислить несколько идеологий:

  • Теологическая. Теория основывается на божественном происхождении государства. Власть как вера вечная и незыблемая, ей нужно подчиняться, понимая, что государь – представитель воли Бога. Представители идеологии – Ж. Маритен, Д. Мерсье.
  • Патриархальная.

Другие теории предлагают связать государство с ирригацией, признавая силу географических и климатических условий образования конкретных стран. Есть идеология, основанная на связи власти и собственности, – патримониальная.

Интересен подход к проблеме в России. В. И. Ленин пытался объяснить возникновение государства экономическими причинами социального характера – материалистическая теория.


Договорная теория

Одной из теорий является договорная теория происхождения государства и права. Идеология ученых нашла свое отражение в работах философов Древней Греции и Рима. Кратко о договорной теории происхождения государства рассказывается ниже:

которые читают вместе с этой





Авторы теоретических положений

Кто является автором идеологии? Разрабатывал идею такого развития государственной власти Гуго Гроций (мыслитель и правовед Голландии), Ж. Ж. Руссо (французский просветитель), Джон Локк (философ Англии). Идеи теории нашли свое отражение в работах русского писателя А. Н. Радищева. В работах Локка изучается появление в человеческом разуме желания объединиться с себе подобными. Конфликты и непонимания разрешались во время общения, люди учились договариваться, распределять функции и, в итоге, сформировали государства. У Гоббса в истоках лежит вражда и война, борьба за территорию привела к необходимости поддерживать общественный порядок. Так появляется договор и его продукт – объединение людей против врагов.

Суть теории

Представители договорной теории происхождения государства берут за основу понятие «договор», который заключается между людьми. Продуктом общественного договора становится государство. Коллективное начало соединяло человека с другими, но всегда объединение строилось на основе договоренности о каких-то отношениях. Умения индивидов становились достоянием всей системы. Закон, по которым жил определенный коллектив, – итог договора, цель его или задача. Сторонники теории исходят от первобытного человека, развивающегося постепенно, как общество.

Суть договорных отношений легко прослеживается в системе исполнения законов. Если начинается злоупотребление властью, договор с ее представителями расторгается: происходят революции, свержения и смены политических устройств отношений.

Естественно – правовая теория

В работах многих авторов происходит сближение двух линий развития истории: теория естественного права и договорного происхождения государства. Но в них все же есть различия: естественное право делает упор на правовых отношениях, договорная – на заключении отношений для объединения в государство. Для первой ближе изучение возникновения правовых отношений.

Интересно то, что некоторые авторы считают договорную теорию частью теории естественного права.

Плюсы и минусы теоретического подхода

У основоположников договорной теории были сторонники и противники. Они предлагали изучить плюсы и минусы такого подхода к проблеме. Критика способствовала развитию идей, одни доказывали их правоту, другие искали ошибки.

Плюсы подхода:

  • в теории нашли отражение особенности человеческой психики;
  • демократичность положений;
  • отказ от религиозного начала жизни;
  • поиск практических доказательств на примере истории.

Минусы научной идеи:

  • человек должен изначально представлять, к чему он стремится;
  • договор можно расторгнуть без законных оснований;
  • человек может не подчиниться общему договору, остаться в стороне от государства.

Договорная теория недооценивала множество факторов, влияющих на общество, – социальные, экономические, военные. С другой стороны, налицо преувеличение роли субъекта, от идеализации его взглядов зависит вид новой общности.

К каждой теории относится свой круг понятий и толкований. Их следует изучить, чтобы понять, как сложно подходил человек к пониманию объединения в общности и проблеме происхождения государства.

Что мы узнали?

Мы познакомились с основными теориями происхождения государства, их различиями и представителями. Выяснили, что по договорной идеологии государство – это объединение людей на основе договора с целью достижения общих благ. У теории есть свои положительные моменты, но есть и противоречия.

1. Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева / под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 3-е изд. – СПб.: Наука, 2007.

2. Геродот. История в девяти книгах / пер. и прим. Г.А. Стратановского; под общ. ред. С.Л. Утченко. – Л.: Наука, 1972.

3. Граков Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов // Антология советской археологии. – Т. III. – 1941-1956.

4. Плетнева С.А. «Амазонки» как социально-политическое явление // Культура славян и Русь. – М., 1998.

4. Петров И.В. Древнерусские летописи как источник по истории торговли и торговых правоотношений в Древней Руси (IX–X вв.) // Мир экономики и права. – 2010. – № 9. – С. 36–40.

6. Петров И.В. Идеи правового государства в Древнем Египте: мифы и реальность // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 124–125.

7. Петров И.В. Скандинавские письменные источники о торговых правоотношениях Древней Руси // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 81–82.

8. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Ока (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 82.

9. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Средняя Волга, Вятка, Кама (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 125–126.

10. Петров И.В. Четвертый этап обращения куфического дирхема в Восточной Европе (790-е гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 10. – С. 76–77.

11. Петров И.В. Пятый этап обращения куфического дирхема в Восточной и Северной Европе (800-е – первая половина 820-х гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 3. – С. 17–19.

12. Петров И.В. Государство и право Древней Руси в 882–980 гг.: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Специальность – 12.00.01 Теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений (по правовым наукам) / Северо-Западная академия Государственной службы. – Санкт-Петербург, 1999.

1. Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д.С. Лихачева / под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 3-е изд. – СПб.: Наука, 2007.

2. Геродот. История в девяти книгах / пер. и прим. Г.А. Стратановского; под общ. ред. С.Л. Утченко. – Л.: Наука, 1972.

3. Граков Б.Н. Пережитки матриархата у сарматов // Антология советской археологии. – Т. III. – 1941-1956.

4. Плетнева С.А. «Амазонки» как социально-политическое явление // Культура славян и Русь. – М., 1998.

4. Петров И.В. Древнерусские летописи как источник по истории торговли и торговых правоотношений в Древней Руси (IX–X вв.) // Мир экономики и права. – 2010. – № 9. – С. 36–40.

6. Петров И.В. Идеи правового государства в Древнем Египте: мифы и реальность // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 124–125.

7. Петров И.В. Скандинавские письменные источники о торговых правоотношениях Древней Руси // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 81–82.

8. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Ока (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 82.

9. Петров И.В. Восточное монетное серебро: Средняя Волга, Вятка, Кама (до 825 г.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 125–126.

10. Петров И.В. Четвертый этап обращения куфического дирхема в Восточной Европе (790-е гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 10. – С. 76–77.

11. Петров И.В. Пятый этап обращения куфического дирхема в Восточной и Северной Европе (800-е – первая половина 820-х гг.) // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 3. – С. 17–19.

12. Петров И.В. Государство и право Древней Руси в 882–980 гг.: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Специальность – 12.00.01 Теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений (по правовым наукам) / Северо-Западная академия Государственной службы. – Санкт-Петербург, 1999.

Основой патриархальной теории является мысль, что государство возникает непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха над подданными происходит из власти отца-патриарха над своими домочадцами.

Основоположником данной теории считается великий греческий мыслитель Аристотель (384–322 гг.), утверждавший, что государство возникает из разросшейся семьи. Причина появления государства – стремление людей к общению. Результатом такого общения становится образование селений, родов, из которых неизбежно формируется государство.

После этого долгое время данная теория предавалась забвению, пока, наконец, не была реанимирована англичанами в эпоху Стюартов. – К XVII в. относится создание трактата английского ученого Р. Фильмера «Патриарх» (1680 г.). В указанном сочинении обосновывается положение, что Адам, получив власть от Бога, передал ее старшему сыну-патриарху, а последний – своим потомкам.

К крупным исследователям роли семьи в возникновении государственных институтов следует отнести таких ученых как К. Борнгак и Л. Вольтман.

В сказании Повести временных лет о призвании варягов обнаруживаем отдельные элементы патриархальной концепции: «И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрикъ, седе Новегороде, а другий, Синеусъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Труворъ. И от техъ варягъ прозвася Русская земля…» [1, с. 13]. Таким образом, центральное место в основании Древнерусского государства Повесть временных лет отводит Рюрику, его братьям, роду, потомству. Семья, род – источник государства – с точки зрения сказания о призвании варягов. Спорность теории очевидна на данном конкретном примере, ибо и до Рюрика в Восточной Европе наблюдаем наличие восточнославянских политических образований, упоминаемых летописцами, как отечественными, так и иностранными. Не род, семья создали государство, но последнее возникло из разложения родоплеменного строя; на развалинах родовых и племенных структур формировалась Древнерусская держава. При этом на разложение племенных структур огромное воздействие оказывала торговля серебром с Востоком, способствовавшая общественному расслоению славянских и финских обществ, появлению богатых и бедных, укреплению княжеской власти.

Патриархальная концепция совершенно правильно оценивает роль семьи как важнейшей ячейки общества. В то же время неверным представляется положение, что семья непосредственно предшествует государству.

Механизм формирования малых семей достаточно сложен и протекал в разных регионах неодинаково – одни общества предпочитали патриархальные устои, другие, в частности сарматы, славились, по преданию Геродота, пережитками матриархата: «С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами… Что касается брачных обычаев, то они вот какие: девушка не выходит замуж, пока не убьет врага. Некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай» [2, с. 216].

Следует также упомянуть свидетельство трактата Псевдо-Гиппократа (рубеж VI–V вв. до н.э.), сообщающий весьма примечательные сведения относительно сарматов: «Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики с коня и сражаются с врагами, пока они в девушках. Они остаются в девицах, пока не убьют трех врагов и не прежде поселяются с мужем, как совершают установленные обычаем жертвоприношения. Раздобыв себе мужа, они перестают ездить верхом, пока не явится необходимость во всеобщем походе» [3, с. 111].

О женской власти в среде сарматов сообщается и в трактате Псевдо-Скиллака (середина IV в. до н.э.) [3, с. 111].

Николай из Дамаска утверждает нечто подобное: «Савроматы… женам своим во всем повинуются как госпожам; девушку не прежде выдают замуж, чем она убьет врага» [3, с. 111].

С.А. Плетнева на основании свидетельств древних авторов утверждает, что «появление амазонства в античную эпоху – результат войн или дальних походов, в которых погибали почти все дееспособные мужчины. В этой трудной ситуации оставшиеся женщины в течение какого-то времени становились на защиту своей земли, детей, стад и имущества» [4, с. 529].

Исходя из вышесказанного, очевидно, что патриархальная теория не может претендовать на универсальность:

во-первых, семья есть основа общества, а не государства;

во-вторых, некоторым обществам были свойственны не патриархальные начала, а отдельные элементы матриархата.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: