Как меняется правовой статус государства при вхождении в состав конфедерации

Обновлено: 24.04.2024

(confederation) Союз государств, связанных менее тесно, чем в федерации. В принципе, государства в конфедерации сохраняют свою самостоятельность и имеют право выхода из нее. Однако на практике осуществить это право трудно, и члены просуществовавшей долгое время конфедерации могут оказаться несколько отличными от других государств, которые входят в иной союз. Например, кантоны в Швейцарской Конфедерации называются "суверенными" и пользуются значительной автономией в принятии решений, но полномочия федерального правительства со временем так расширились, что выход из конфедерации, по всей видимости, практически уже нереален. Последовавшая после Гражданской войны в Америке замена в Конституции страны термина "конфедеративные штаты" на "федеральное государство" свидетельствовала как о негативных ассоциациях, связанных с тем, что отделившиеся южные штаты в ходе войны присвоили себе название "конфедерация", так и о возрастающей силе федерального правительства.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

(лат. confoederatio – союз, объединение) – форма межгосударственного союза, основой которого являются общие политические интересы, связанные с координацией и реализацией совместных действий данных государств. В конфедерации каждое государство сохраняет свою независимость, суверенитет и имеет собственные органы государственной власти. В конфедерации отсутствует единая конституция, нет единого гражданства. Высшие органы конфедерации не имеют прямой власти над гражданами государств – членов конфедерации. Совместные решения требуют их ратификации членами конфедерации.

Конфедерация – не форма государственного устройства. Таковыми являются унитарное и федеративное государства, которые при определенных условиях могут перерастать в конфедерацию

Нынешнее состояние общественно-политического развития России, ее регионов и субъектов федерации, при котором резко ослаблено влияние центра на «нижестоящие» уровни власти, особенно в экономическом плане, побуждает усилить зависимость политическую, но на новых демократических, мирных принципах взаимоотношений. В бедных регионах рождаются сепаратистские настроения, которые усиливаются националистическими устремлениями отдельных региональных политических элит, суверенизацией вглубь. Это ведет к игнорированию федеральных элементов и российской конституции, расширению региональной компетенции вне связи с федеральной, нарушению основных принципов становящегося федерализма и т.п. В результате создаются условия для зарождения конфедеративных отношений, которые при попустительстве федерального центра и амбициозности регионов может привести к «дикой» конфедерации России.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.[16]
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Можно выделить следующие признаки конфедерации:

- Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов.

- Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

- Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов.

- Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования[17].

- Обычно в конфедерациях создается “прозрачные” границы, для пересечения которой не требуется специальных документов.

- Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации[18].

По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно -пpавовой так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедерации -севеpоамеpиканская и швейцарская[19].

Рассмотрим на примере Соединенных Штатов Америки: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы.[20] Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства[21].

Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным[22].

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
Можно предположить, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

Заключение

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.
Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государству.

1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004.

2. Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

3. Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.

5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

6. Малько А.В. Теория государства и права – М., 2001.

7. Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства.

8. Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

9. Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.; Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000.

10. Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997.

[1] Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – С.18.

[2] Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – С.18.

[3] Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

[4] Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

[5] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

[6] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

[7] Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

[8] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

[9] Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

[10] Малько А.В. Теория государства и права – М., 2001. 287с

[11] Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 244-249

[12] Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 244-249

[13] Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 169 с.

[14] Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 169 с

[16] Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.

[19] Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.; Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000. – 483с.

[20] Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.

[22] Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 215 с

Конфедерация – это союз государств, создаваемый для согласованного решения их общих задач.

Ø союз провинций соединенных Нидерландов (1579-1795);

Ø союз штатов Северной Америки (1776-1787);

Ø союз германских государств (1815-1866);

Ø содружество независимых государств (1991- по настоящее время).

1) создаются, как правило, на основе договора и носят международно-правовой характер (исключение – Южная конфедерация – на основе конституции).

2) отсутствуют органы власти, т.к. власть осуществляется в рамках государств. Для выполнения целей в конфедерации создаются определенные органы, наделенные рядом полномочий и действий с их согласия и под их подчинением.

3) отсутсвие союзного гаржданства (сохранение гражданства у субъектов конфедерации; искл: двойное гражданвство в США)

4) отсутствие общей территории; субъекты конфедерации распространяют свою юрисдикцию только на собственную границу, однако могут быть открыты внутренние границы;

5) отсутсвие суверенитета союза; суверенны субъекты конфедерации;

6) отсутсвие единых систем права, доказательства, судопроизводства, единой валюты (искл: ЕС, приобретший признаки федерации)

7) акты органов конфедерации не обладают прямым действием и обращены к ОГВ субъектов конфедерации

8) субъекты конфедерации обладают правом отмены актов, принятых органами конфедерации – право нулификации.

9) субъекты конфедерации вправе в любое время выйти из состава конфедерации (сецессия).

СНГ: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Молдова, Армения, Таджикистан, туркменистан, Азербайджан, Грузия. создан в декабре 1991 года. 21 дек 1991 г. – расторгли СССР и образовали СНГ. Высший орган – совет глав государств

Грузия

Украина

Азербайджан

Молдова

ЕвразЭС (Евразийское экономическое сообщество): Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина.

Союз России и Беларуси. Договор об образовании союзного государства (это не федерация, т.к. они сохранили свою независимость).

Варианты интеграции:

Ø Союзное государство;

Ø «Евросоюзные» отношения;

Ø Вхождение в Россию в качестве субъекта РФ;

Ø Вхождение в Россию в качестве 10 субъектов РФ;

ОРИ (Организация Региональной Интеграции): Россия, Беларусь, Украина, Казахстан. Цель – создать единое экономическое пространство, одномоментное вхождение в ВТО.

Таможенный союз àЕЭПàЕвразийский союз (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргыстан)

Понятие и виды автономии.

АВТОНОМИЯ (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ) – ограниченная самостоятельность части целого в рамках системы целого.

АВТОНОМИЯ (В узком смысле) -ограниченная самостоятельность части территории государства.

Автономия– это режим внутреннего самоуправления территориального образования в рамках единого государства, основанного на Конституции и других ПА.

В зависимости от степени самостоятельности:

1. Государственная (законодательная) – предполагает наличие внешних признаков государства, в том числе: законодательного органа, исполнительного органа, конституции или квазиконституции и т.д.

Конституцией гарантируется сфера компетенции, в рамках кот автономия вправе окончательно решать определенный круг вопросов.

Пример: Остров Корсика во Франции, Аландские острова в Финляндии, Гренландия и Фарерские острова в Дании, области в Италии и Испании.

2. Местная (административная) – предполагает отсутствие внешние признаки государства отсутствуют, в том числе: законодательного органа, исполнительного органа, конституции.

Автономные права (полномочия по решению вопросов местного значения) устанавливаются не конституцией, а обычными законами.

Пример: Префектуры в Японии, Муниципалитеты в Венесуэле.

По национальному признаку:

1. Национально-территориальная автономия (НТА) – предполагает осуществление режима автономии в рамках специально создаваемых национально-территориальных образований. Примеры: Автономные районы в Китае, Национальные районы в России.

2. Национально-культурная автономия (НКА) – предполагает образование этническими группами, проживающими в инонациональной среде, различных национально-культурных обществах, землячеств, этнокультурных центров с ведением образования на родном языке, стимулированием развития национальной культуры, языка, религии, обычаев, традиций и т.д. В Свердловской области функционируют НКА татар, башкир, грузин, чеченцев, немцев, евреев и др.


1. Конституционно-правовой статут Российского государства.

2. Особенности России как федерации

3. Распределение компетенции в РФ. Анализ решений КС РФ по «калининградскому», «мордовскому», «алтайскому», «читинскому» делам.

4. Государственные символы РФ.

5. Институт федерального вмешательства в дела субъектов РФ.

1 . КПС российского государства.

Ст.1 – федеративное государство.

Ст.4 - суверенное государство.

Признаки России как суверенного государства:

1.Россия является носителем государственного суверенитета, что закрепляется конституционально (ст.4 К РФ). Суверенитет – это внутренне присущее государству свойство, выражающееся в его независимости при решении всех вопросов внутри государства и во взаимоотношениях с другими государствами. Государство может считаться суверенным когда оно де-юре и де-факто является независимым.

2.Россия имеет собственную Конституцию, которую самостоятельно разрабатывает, принимает и ни с какими государствами вовне не согласовывает.

3.Россия имеет ОГВ, распространяющие свою юрисдикцию на всю территорию страны (Президент, Правительство, Парламент, Суды).

4.Россия имеет свое законодательство, которое действует на территории всего государства.

5.Россия имеет собственную компетенцию.

6.Россия имеет собственное гражданство.

7.Россия располагает собственными вооруженными силами.

8.Россия имеет свою территорию, которая целостна и неотчуждаема.

9.Россия является объектом международного права. Она самостоятельно заключает, ратифицирует и денонсирует международные договоры с иностранными государствами и международными организациями.

10.Россия имеет свою единую денежную систему, действующую на территории всего государства. Введение и эмиссия других денег в России не допускается.

11.Россия имеет символы государственного суверенитета или государственные символы (государственный герб, флаг, гимн).

12.Россия имеет свою столицу – город Москва.

13.Россия имеет свой государственный язык (русский).

Признаки России как государства федеративного:

1.Название гос-ва свидетельствует о федеративной ФГУ. Ст.1: РФ – Россия есть … федеративное … государство…Наименования РФ и Россия равнозначны.

2.В состав РФ входят субъекты, а не административно-территориальные единицы, что закрепляется конституцией. Ст.65.

3.Территория РФ состоит из территорий субъектов РФ. Ст.67.

4.В России функционируют федеральная Конституция и региональные конституции (уставы), федеральное и региональное системы законодательства.

5.В России функционируют федеральная и региональная системы ОГВ.

6.Парламент РФ – Федеральное Собрание – состоит из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы. СФ формируется на основе представительства субъектов РФ и выражает их интересы.

7.Компетенция в РФ распределяется м/у федеральными центрами и субъектами (федеральные, совместные, региональные предметы ведения).

2.Особенности России как федерации:

1.Россия в качестве федерации была образована «декретом сверху», т.е. не путем объединения существ государственных образований (их не было; первые автономные республики стали образовываться весной 1918 г.). Исторически первым провозглашением было РДФР 6 января 1918 г. Юридическое закрепление РСФСР 25 января 1918 г. Конституционное закрепление РСФСР 10 июля 1918 г.

2.Множественность и разновидность субъектов федерации. 83 субъекта: 21 республика, 9 края, 46 областей, 4 автономного округа, 1 автономная область, 3 города федерального значения.

3.Наличие сложносоставных субъектов – «матрешек» (автономные округа в составе краев и областей).

4.РФ длительный период времени находилась в составе другой федерации – СССР (с 1922 по 1991 гг.)

5.Принцип равноправия субъектов РФ конституционно закреплен только в 1993 г. ч.1 ст.5: РФ состоит из равноправных субъектов РФ.

6.Сочетание национального и территориального принципа формирования федерации.

3.Распределние компетенции в РФ

Под компетенцией понимается совокупность полномочий, закрепленных за федеральными и региональными ОГВ.

Структурными элементами компетенции являются:

1. права и обязанности,

2. предметы и ведения, т.е. сферы, в которых осуществляются полномочия,

3. территориальный масштаб деятельности.

Компетенция РФ определена её федеративной природой.

3 группы предметов ведения:

2. Совместного ведения субъектов и РФ.

Предметы ведения РФ (71 ст. К):

1. Учредительные (п. а,б,г,с,т ст.71).

2. Регулятивно охранительные (п. а,о,п ст.71).

3. Военные (п. м,н ст.71).

4. Внешние (п. к,л ст.71).

5. Социально-экономические (п. д,е,ж,з,и,р ст.71).

Правовое регулирование интелектуальной собственности. Ключ к пониманию системы законодательства.

Регулирование и защита прав и свобод (п. О).

По предметам ведения РФ прнимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории РФ (ч.1 ст. 76).

Принятие и изменение К РФ и контроль за её соблюдением.

Изменение К не может производится без участия субъектов РФ

Предложение:

«Изменение К РФ» следует перенисти из ст. 71 в ст. 72

Предметы совместного ведения РФ и субъекта (ст. 72):

1. Учредительные предметы (п. «н»);

2. Регулятивно-охранительные предметы совместного ведения (п. «а», «б», «к», «л»);

3. Социально-экономические предметы (п. «в», «г», «д», «е», «ж», «з», «и», «м»).

На первый взгляд договорные федерации близки по смыслу к конфедерациям, но это мнение ошибочно, поскольку их суть совершенно разная.

Определение конфедерации

Конфедерация в переводе с позднелатинского – союз, объединение.

Конфедеративное государство – союз независимых государств, которые объединились для того, чтобы решать совместные политические или военные проблемы.

Черты конфедеративного государства

От федеративного устройства государства конфедерация отличается следующими характерными чертами:

  1. В конфедеративном государстве отсутствуют общие законодательные, исполнительные, а также судебные органы, которые имеются в федерациях. Конфедеративные органы, в состав которых входят представители суверенных государств, отвечают за решение вопросов экономического и оборонного сотрудничества (для чего и была создана конфедерация).
  2. Конфедеративное государственное устройство не подразумевает наличие армии, а также единого государственного бюджета и системы налогообложения. Данный вопрос может решаться членами союза в индивидуальном порядке.

Для укрепления оборонной способности стран-участников конфедерации либо в качестве экономической помощи могут выделяться суммы из общего конфедерального бюджета.

  1. Если страна вступает в объединение такого типа, то ее гражданство будет сохранено. Перемещение между государствами союза становится более упрощенным, без виз и таможенных деклараций.
  2. Гос.органы конфедерации могут договориться о единой денежной и межгосударственной кредитной политике, таможенных правилах на время существования гос. образования. Возможно введение конфедеральных органов, ответственных за регулирование внешнеполитических, оборонных и иных вопросов и координирование общих интересов стран-участников союза в межгосударственных отношениях с другими государствами мира.
  3. Конфедерации – не долговечное образование. Обычно такой союз работает до достижения общей цели и потом распадается или становится федерацией. В истории было достаточно примеров и того, и другого.

Примером обоих случаев можно считать Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1548) и Австро-Венгерский союз (1867-1918). Классическим примером можно считать США. Из конфедерации, утвержденной в 1781 году, в 1787 превратились в федерацию, которая существует по сей день и закреплена конституцией.

Конфедеративное государственное устройство служит платформой для создания унитарных или федеративных государств.

Содружество независимых государств

Одной из форм конфедерации является Содружество Независимых Государств или, как его еще называют, СНГ. Интересен сам факт появления его, ведь оно появилось из-за распада СССР. Основой объединения государств стали военные, экономические и политические цели, а также этническая, историческая и культурная близость, что не является характерной чертой иных конфедераций.

Бывшие союзные республики СССР стремились получить суверенитет, но в результате совместного развития на протяжении многих лет между ними образовалась хозяйственно-экономическая зависимость. В условиях объединительной и разделительной тенденций, противоречащих друг другу, и образовалось Содружество Независимых Государств. Субъекты СНГ не являются завершенными странами, поскольку ни одна из них не имеет полную самостоятельность, которая должна обеспечивать суверенитет. В то же время Содружество Независимых Государств только находится на этапе формирования, так как у организации отсутствует четкая договорно-правовая природа, из-за чего она не является полноправной конфедерацией.

Конфедера́ция — союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Исторический опыт показывает, что конфедерация весьма неустойчива: она либо распадается, либо преобразуется в федерацию.

Содержание

Особенности

Конфедерация — самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э.Хейвуду, концепция конфедерации — самая слабая форма наднационального сотрудничества [источник не указан 287 дней] . Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

История

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедерацией с крайне слабым центром [источник не указан 287 дней] . Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году: «Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния , за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое — в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется не на какие-нибудь теоретические конструкты, а, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытным примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации. А. Н. Медушевский, например, определяет конфедерализм как международно-правовое, а не государственное образование.

Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пример: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использовании организациями двух основных правил — равенство участников и единогласное принятие решений.

С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации — её недолговременный и переходный характер. Причины распада этого государственного устройства или преобразования его в иную форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

Залогом успешного существования и функционирования конфедерации является соответствие уровня правосознания населения целям и задачам создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, а в результате объединения государств [источник не указан 287 дней] .

Государства-конфедерации

    , несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно была конфедерацией.
    являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевства и Великого княжества Литовского.
  • В 1861—1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.
  • Фактической конфедерацией является Босния и Герцеговина. Дейтонское соглашение и основанная на нём конституция страны называют её субъекты этнитетами (ст. 1, п. 3), прямо не указывая связаны ли они федеративным или конфедеративным узами (под Федерацией, фигурирующей в документе, всегда подразумевается мусульмано-хорватская Федерация Боснии и Герцеговины, а не Босния и Герцеговина в целом). Де-факто БиГ является асимметричной конфедерацией без права субъектов на сецессию.
  • Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
  • При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальных вариантах проекта Союзного договора (до ГКЧП) предполагался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
  • Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).
  • В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи.
  • Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний — Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.
  • Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий бо́льшему государству.

Россия и Белоруссия с 26 января 2000 года по настоящее время.Союзное Государство.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: