Правовое социальное государство как высший этап в эволюции государственности

Обновлено: 06.05.2024

Правовое государство — это форма организации власти в стране, основой которой выступает верховенство закона, свобод и прав человека.

Социальное государство — это форма государственного устройства, основной функцией которой является активное воздействие на общественные отношения в интересах всех слоев населения.

Несмотря на очевидное сходство, концепции этих двух форм имеют существенные отличия:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Правовая форма обеспечивает физическую безопасность своих граждан по отношению друг к другу и власти. Социальная сосредоточена на осуществлении всеобщей безопасности, обеспечении материальных условий для жизни людей.
  2. В правовом государстве упор делается на обеспечение индивидуальной свободы граждан. В социальном — на защиту социально-экономических прав.
  3. Правовое государство определяет границы вмешательства в личную жизнь, гарантирует защиту от произвола. Социальное, в первую очередь, несет ответственность за исполнение социальных гарантий.

Если обобщить все эти различия, можно сказать, что правовая модель — это способ ограничения власти свободами и правами человека, а социальная — это способ обременения ее правами и свободами граждан.

Базовые принципы построения

К основным принципам построения правовой модели относят:

  • равенство всех членов общества перед законом;
  • верховенство права во всех сферах;
  • разделение власти на три отдельные ветви;
  • признание свобод и прав граждан наивысшей ценностью;
  • идеологический, политический плюрализм;
  • соблюдение правопорядка, стабильность законности.

Характеристиками социальной модели являются:

  • принцип экономической свободы граждан, признающий право на тарифную автономию;
  • доверие к регулирующим механизмам рынка, основанным на спросе, предложении, конкуренции, свободном ценообразовании;
  • солидарность общества, стремление к поддержанию справедливости посредством налогового перераспределения доходов;
  • формирование и развитие различных форм экономической демократии.

Сущность этой модели заключается в стремлении к сохранению мира и согласия, формировании благоприятной для каждого человека жизненной среды.

Взаимосвязь между социальными и правовыми идеями

При анализе принципов обеих форм управления становится очевидной взаимосвязь между социальными и правовыми идеями. Более того, в XX веке эти два понятия объединились, обогатив и дополнив друг друга: получившийся симбиоз — социально-правовое государство должно воплощать принципы главенства права и общественной справедливости.

Социальным может стать уже правовое государство, где стабильность законности признается высшим приоритетом. Однако обратный процесс возможен не во всех случаях: ему может помешать отсутствие ориентации на нужды населения, особенно его самых незащищенных слоев.

Реальное воплощение в странах Западной Европы и России

Примерами реального воплощения могут послужить:

  • Швейцария;
  • Бельгия;
  • Финляндия;
  • Нидерланды;
  • Канада;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Австрия.

Отдельной группой можно выделить модели Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. От остальных социальных государств они отличаются следующими признаками: приоритетностью всеобщей занятости, гендерным равноправием, обширными социальными пособиями, высокой степенью перераспределения доходов.

Российская Федерация обозначила свое стремление стать социально-правовым государством еще в 1993 году, когда в Конституции появилось положение о том, что внутренняя политика направлена на обеспечение свободного развития и достойной жизни человека.

В числе основных обязанностей государства обозначены следующие тезисы:

  • обеспечение общественной справедливости;
  • установление пенсий и пособий;
  • недопущение значительного имущественного расслоения;
  • осуществление эффективной демографической политики;
  • поддержка отцовства, материнства, детства, инвалидов, пожилых.

Выполнение этих обязанностей обеспечивается за счет охраны труда и здоровья, установления минимальной оплаты труда, развития системы гуманитарных служб.

Проблемы реализации и перспективы

Проблемы реализации связаны, в первую очередь, с противоречивым взаимодействием основных идей социальной и правовой моделей. Если сравнить их, то получается, что первая основана на прямом вмешательстве властей в общественную жизнь ради сохранения гражданского благополучия, всеобщего блага. В то время как основой второй является невмешательство и ограничение власти для сохранения максимальной гражданской свободы.

В перспективе назревает еще и этико-философский кризис. Он связан с тем, что государства одновременно стремятся действовать эффективно с точки зрения экономики и при этом не вступать в противоречие с этикой.

Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

равенство всех перед законом;

разделение властей на три ветви;

реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

признание прав и свобод человека высшей ценностью;

взаимная ответственность личности и государства;

политический и идеологический плюрализм;

стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;

признание и гарантирование прав и свобод человека (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;

взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;

разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;

разграничение полномочий между органами власти различных уровней;

контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Осуществление внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Правовое социальное государство— государство, которое служит обществу, стремится исключить или свести к минимуму социальные различия и на этой основе обеспечить достижение социального мира в обществе; государство, характеризующееся конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, существующей системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую социальную защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование всем комплексом общепризнанных прав и свобод.

Социальное правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе, и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую и социальную защищенность гражданам от произвола стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов.

Объектом социальных устремлений государства является человек, его многообразные социальные потребности и интересы, его социальный комфорт и социальное самочувствие. С этой точки зрения, социальная защита человека в самом широком плане и представляет объект воздействия социального государства. Высшая цель социального государства заключается в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, т е материальную обеспеченность человека на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности. Этой же целью охватывается государственная поддержка слабо защищенных в социальном плане групп населения, так называемых социальных «аутсайдеров», защита семьи, охрана труда и др.

Высшийэтап в развитии социального государства связан с созданием в государственном механизме и структуре гражданского общества таких механизмов социальной адаптации населения, которые не только зависят от социального курса правительства, но сами определяют выбор такого курса. Иначе говоря, речь идет о создании социальной инфраструктуры общества, которая всякий раз при смене правительства обеспечивала бы необратимый характер социальной направленности государственной политики, не отрицая принципов социального государства. Формирование такой модели социального государства предполагает создание необратимой государственно-правовой, организационно-управленческой, законодательной инфраструктуры социальной деятельности, осуществление структурной реформы всей экономической и политической системы, основой которой явилось бы согласие всех политических сил общества (либералов, консерваторов, радикалов, социальных демократов и др.).

Правовым является такое государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных законом обязательств (правового долга).

Формирование правовой государственности предполагает учреждение в обществе такой государственно-правовой организации, которая способна была бы гарантировать эффективную правовую защиту и безопасность личности, беспрепятственной пользование правами и свободами; обеспечить демократический правопорядок в обществе, безусловное исполнение как властью, так и населением требований закона; исключить произвол в отношениях между властью и населением и утвердить реальное господство права в общественной жизни; утвердить механизм оперативного реагирования на совершающиеся правонарушения и обеспечить принцип неотвратимости ответственности за отклонения от установленного правопорядка.


В данной статье рассматриваются сущность и признаки правового и социального государства. Подчеркивается, что соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества, критерием степени развития государства и общества. Отмечается, что в настоящее время Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

Ключевые слова: правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений.

Идея построения государства, в котором вся общественная жизнь была бы основана на праве, на господстве закона, издревле занимала лучшие умы человечества. Однако впервые её четко сформулировали древнегреческие философы Платон и Аристотель. Вот, что писал по этому поводу Платон:«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства». [1.c.188–189].

Аристотель, отмечая исключительное значение закона в укреплении государственной власти, писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет и государственного устройства. Закон должен властвовать над всем». [2.c.497].

Говоря об этой проблеме, политологи А. С. Тургаев и А. Е. Хренов писали: «Термин «правовое государство» (нем. rechtstaat) появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Гнайста Идея правового государства с самого начала опиралась на дуализм двух начал — Государства и Права. Одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как самостоятельной сущности и высшей ценности, обладающей автономным собственным содержанием». [3.c.165].

По мнению С. В. Решетникова: «Теория правового государства разработана Д.Локком, Ш.Монтескье, Т.Джефферсоном, И.Кантом и другими представителями либерализма. Важными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности». [4.c.128].

Как отмечают М. Н. Нишанов и К. В. Джавакова: «Правовое государство имеет ряд основополагающих принципов:

− всеобщность правления законов;

− приоритет прав и свобод человека;

− юридическая взаимоответственность государства и личности [5.c.103].

По их мнению, для формирования правового государства необходим ряд предварительных условий:

− экономические — равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная экономика;

− политические — реальные гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равное участие в управлении государством и обществом;

− социальные — равенство различных социальных слоев, групп и общностей, справедливость, солидарность, взаимопонимание, партнёрство и др.;

− духовные — свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений и идей и др.

Как отмечают исследователи А. С. Тургаев и А. Е. Хренов: «Понятие «социальное государство» было введено в научный оборот немецким ученым Лоренцем фон Штайном во второй половине XIX в.» [6, c.171].

Эта идея получила поддержку и развитие в европейской политико-правовой науке.

В России этой проблематике уделял самое пристальное внимание ученый-правовед П. И. Новгородцев (1866–1924).

Соблюдение прав и свобод человека является одним из важнейших признаков правового государства и гражданского общества и критерием степени развития государства и общества.

Сегодня Узбекистан идет по пути четкого определения прав и свобод человека и создания необходимых условий для их соблюдения.

В Основном Законе Узбекистана зафиксированы все права и свободы граждан демократического государства. В соответствии со статьей 13: «Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свободы, честь, достоинство и другие неотъемлемые права». [7.c.7].

В соответствии со статьей 18 Конституции РУз: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения». [7, c.9]

В статье 32 Конституции Республики Узбекистан записано, что «Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также развития и совершенствования общественного контроля над деятельностью государственных органов». [7, c.13].

Так, в принятом 12 декабря 2002 г. Законе Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» записано: «Основными задачами Закона являются обеспечение соблюдения принципов и гарантий свободы информации, реализации права каждого свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, распространять, использовать и хранить информацию, а также обеспечение защиты информации и информационной безопасности личности, общества и государства». [8, c.29].

В Республике Узбекистан в систему органов, призванных охранять права человека, входят Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (омбудсман) и Национальный центр по правам человека.

Как отмечает исследователь К.Усманов: «Должность Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) была учреждена 23 февраля 1995 года на первой сессии первого созыва Олий Мажлиса Республики Узбекистан». [9, c.105].

Уполномоченный по правам человека контролирует соблюдение законодательства в области прав человека; рассматривает жалобы и принимает эффективные меры по восстановлению нарушенных прав граждан; работает в сотрудничестве в области мониторинга прав человека с гражданами, негосударственными организациями, средствами массовой информации и с международными организациями по вопросам соблюдения прав человека.

В области защиты прав и свобод человека большую роль играет и Национальный центр по правам человека, созданный в ноябре 1996 года. Центр подготавливает научные доклады по соблюдению и защите прав человека, консультирует представителей органов государственной власти и управления, общественные объединения по вопросам прав человека, представляет предложения по этим вопросам, проводит социологические исследования.

  1. Платон. Соч. Т.З. 4.2. —М.: 1956.
  2. Аристотель. Политика. Т.4. —М.: 1983.
  3. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  4. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. С. В. Решетникова.- Минск, 2011.
  5. Нишанов М. Н., Джавакова К. В. Политология: Учебник для вузов.- Ташкент, 2005.
  6. Политология:Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
  7. Конституция Республики Узбекистан. Т., 2017.
  8. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3–4, ст. 27.
  9. Усманов К. История Узбекистана. Т., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, Узбекистан, правовое государство, высшая ценность, государственная власть, гражданское общество, многоукладная рыночная экономика, Национальный центр, свободное самоопределение человека, социальное государство.

Ключевые слова

разделение властей, социальное государство, правовое государство, политические права, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, плюрализм мнений

правовое государство, социальное государство, разделение властей, приоритет прав и свобод человека, юридическая взаимоответственность государства и личности, многоукладная рыночная экономика, реальные гарантии прав и свобод человека, равенство различных социальных слоев, свободное самоопределение человека и его мировоззрения, политические права, плюрализм мнений

Похожие статьи

Понятие социального государства | Статья в журнале.

По отношению к человеку социальные качества государства раскрываются как его

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для

По своей сущности и ценности государство как правовое явление и понятие — это.

Права и свободы граждан как критерий формирования.

Ключевые слова: права и свободы, гражданское общество, правовое государство, правосознание, правоотношение, демократическое государство, российское право. В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления нашего.

Социальное государство: понятие, развитие и реализация идеи

Социальное государство — это в первую очередь демократическое государство, в котором народ выступает носителем суверенитета, реально участвует в формировании государственной власти и содержания ее политики, имеет различные формы влияния на.

Правовые основы социального государства в РФ

Ключевые слова: социальное государство, Россия, правовое государство, гражданское общество, ориентированная экономика, Российская Федерация, правовая основа. Социальное государство — одна из широко распространенных в современных развитых.

Актуальные вопросы социальной стратегии | Статья в журнале.

«Для нас гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод».

Понятие социального государства и история его становления.

Социальное государство- это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни и свободного развития [4. с. 3]. Таким образом, можно констатировать, что существует.

Гражданское общество как социально-правовое пространство

Безусловно, гражданское общество — это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию её прав и свобод.

Проблемы построения правового государства в России

Ключевые слова: правовое государство, признаки правового государства, гражданское общество, права и свободы человека и

Существуют общие проблемы построения правового государства, характерные для многих стран (понимание верховенства ценности.

Права и свободы человека как критерий правовой культуры.

Ключевые слова: права и свободы человека, защита прав и свобод человека, правовая культура, правовое сознание, правовое государство.

Гражданское общество и правовое государство появятся у нас тогда, когда каждый из нас осознает свою роль в обществе.

Со второй половины XX в. в концептуально-понятийный аппарат государствоведения и юриспруденции вошли и прочно в нем закрепились положения о современном государстве не только как о республиканском (монархическом), унитарном (федеративном), либеральном (авторитарном), правовом, светском и т.д., но также как о социальном. Хорошо известно, что формула "социальное государство" присутствует в ряде принятых в последние десятилетия конституций и активно пользуются в политическом и юридическом обиходе.

Посредством данной формулы те, кто обращается к ней, маркируют деятельность государства по перераспределению имеющейся в обществе совокупности материальных и иных благ в соответствии с принципами "социальной справедливости". Дух этих принципов рассудочен, суров и непреклонен. Он требует обеспечить каждому "достойный уровень жизни", исключить или минимизировать "неоправданные социальные различия" между людьми, выравнивать "неодинаковые стартовые жизненные возможности" индивидов, помогать всем страждущим, нуждающимся и т. п.

Права человека - исторически подвижная категория, постоянно видоизменяющаяся вместе с эволюцией общества и государства. Ранее права человека понимались прежде всего как автономия личности, как ее свобода от государственного вмешательства. Сейчас акценты сместились в сторону положительных услуг государства в адрес конкретной личности. В русле подобных концептуальных положений вызывает, мягко говоря, некоторое недоумение идея «минимизации» государства в области экономики и социальной политики, имеющая не так уж и мало сторонников. Причем происходит это на фоне постоянного недоедания, бездомности, апартеида, геноцида и расовой дискриминации сотен миллионов людей. В этой связи важно не забывать о том, что возможности общества как саморегулирующейся системы довольно ве­лики, но не безграничны. Без государства, без его участия многие социальные проблемы останутся неразрешенными.

Современные государства стремятся быть не только правовыми, но и социальными одновременно, что нередко получает свое конституционное закрепление. Европейская социальная хартия (1961 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и другие международно-правовые документы содержат, правда, в несколько декларативной форме, требования к государствам в области экономической и социальной политики.

Природа социально-экономических прав («прав второго поколения») является предметом дискуссий, поскольку многие юристы отрицают за ними свойство субъективных прав на том простом основании, что они не всегда могут быть обжалованы и защищены в суде (право на труд, на безопасную экологию и т.п.). Их способ защиты не совпадает с механизмом отстаивания личных и политических прав, но не перестает от этого быть значимым для каждого отдельного человека.

Рыночная экономика порождает неравенство экономическое и социальное, а порой и юридическое, что может привести к значительной социальной напряженности. Изначально рынок не предполагал никаких социальных гарантий, особенно на первых этапах. Только потом, под воздействием субъективных и, видимо, большей частью объективных факторов произошло то, что в последнее время стали называть «социализацией капитализма».

Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.

Современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. В последнее время в литературе все чаще стали встречаться утверждения о том, что социальное государство является своеобразной антитезой государству либеральному. Нельзя сказать, что они являются бесспорными, однако имеют под собой некоторую основу. Правовое государство эпохи «классического либерализма» было основано на идеологии крайнего индивидуализма, негативном понимании свободы, невмешательства в экономику и имело вид своеобразного «ночного сторожа», единственной функцией которого являлась охрана правопорядка. Постепенная социализация государства привела к тому, что оно получило название «государство всеобщего благоденствия».

Социальное государство должно тесно взаимодействовать с индивидом на основе программной цели - обеспечения достойных условий жизни. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, при этом исключать факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все условия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла.

Целостную концепцию правового государства можно отнести к концу XVIII – началу XIX в.. В то время появлялись политические теории, которые критиковали абсолютизм, беззаконие и феодализм. При этом сама идея такого государства стала зарождаться еще в период Античности. Разработку концепции правового государства осуществляли Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др.

В современной политической науке до настоящего времени нет единой концепции правового государства, но выделяют 3 базовых концептуальных подхода, которые определяют его сущность:

  • этатистский,
  • юридизированный,
  • субстанциональный (сущностный).

Первый из них отождествлял право с государственным законом, при этом основа подобной трактовки правового государства лежала в концепциях государственного суверенитета и волевой концепции права. Они рассматривали государственную волю в качестве источника и критерия права. Это можно считать примером классического юридического позитивизма. С его позиции поведенческую норму, которая исходит от государства и обеспечена его силой принуждения, автоматически можно считать правовой. В соответствии с данным признаком любую страну, где существуют законы в виде приказа суверена гражданам, можно считать автоматически правовой.

Юридизированный подход к трактованию понятия правовое государство предложили немецкие юристы в XIX в.. В то время в научный оборот ввели понятие «правовое государство». Здесь государство рассматривали в качестве общего правопорядка, общения, которые урегулированы правом. В этом процессе происходит отождествление категорий государства и права.

Право с позиции подхода рассматривается как первооснова государства и общества, при этом первое из них может являться источником права и выступать как юридическое лицо.

В данном трактовании позитивным представляется положение, касающееся верховенства закона и правовой связанности государства, включая разграничение между законотворческими и административными функциями, судебную независимость, законодательную установку прав и обязанностей граждан. В число недостатков теории можно включить формальность в понимании закона, стремление к ограничению государственного вмешательства в общественные дела, включая рационализацию данного вмешательства. Таким образом, правовое государство можно представить в виде государства порядка и всеобщей урегулированности.

Субстанциональный (сущностный) подход к социальному государству

Последний подход различал закон и право, право и государство, отдавая приоритет первому. Закон представлялся установлением власти, а право выступало в качестве особого феномена. Оно провозглашается равным для любого субъекта, включая бедных и богатых, слабых и сильных. Любой человек при этом рассматривался как субъект права. Трактовка справедливости в праве состоит в восстановлении правового равенства людей в качестве субъектов права при его нарушении. Это ведет к урегулированности и предсказуемости отношений в обществе. Основой субстанциональной концепции правового государства является теория прав и свобод индивида. Она зародилась в XVII-XVIII вв. в системе либеральной традиции правопонимания. Свобода, равенство, собственность должны признаваться правами, которые принадлежат людям с рождения. Источником права выступает не государство, а именно народ.

Государство как внутренний ограничитель рассматривается с позиции принципа разделения властей. Это не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, а фактор, способный формировать условия ограничения ими друг друга. Это выражено созданием системы сдержек и противовесов.

К внутреннему ограничителю необходимо добавить также внешние ограничители:

  1. конституцию, которая принимается с общего согласия общества и определяет формирование органов власти;
  2. законы, которые принимает представительный орган власти, избираемый обществом и отражающий его интересы.

Субстанциональная концепция правового государства разграничивает право и закон страны в качестве одного из его формальных источников. Право обращается к людям и имеет в основе свободу, равенство, собственность. Понимание государства заключается в средоточии реальной политической силы общества, оно может угрожать праву и свободе любого индивида. Можно сказать, что государство и право конфликтуют друг с другом, при этом конфликт должен решаться в пользу права, в состав которого включены индивиды и общество.

С позиции субстанционального подхода к категории правового государства разрабатывается несколько требований к государству и закону:

  1. Закон, принимаемый государством, должен соответствовать правовым принципам свободы и равенства, что не должно нарушать неотъемлемые права человека.
  2. Законы должны быть обнародованы, понятны, стабильны.
  3. Закон может приниматься только представительным органом власти, который избирается с помощью всеобщего, равного, тайного, прямого избирательного права при соблюдении специальной процедуры обсуждения и принятия. Помимо этого, законодательный орган функционирует в соответствии с Конституцией.
  4. Исполнительные органы власти создаются посредством Конституции, реализуя принятые представительным органом законы и осуществляя текущую государственную политику.
  5. Проведение разграничения полномочий осуществляется между центральными и местными органами в соответствии с управленческой вертикалью.
  6. Любой спор по поводу права между гражданами и между гражданами и государством рассматривается в суде, который выступает как беспристрастный арбитр. Споры властных органов должны разрешаться Конституционным Судом.
  7. Любые отношения, возникающие в правовом государстве между гражданином и государством, выстраиваются лишь на основе закона, при этом:
    1. >граждане несут ответственность перед государством лишь в таких случаях, которые предусматривает закон;
    2. >гражданин имеет обязанность выполнять только требования государственных представителей, основанных на законе;
    3. >если должностные лица или государственные органы посредством своих действий или бездействия наносят вред гражданину, то государство должно взять на себя ответственность за возмещение такого ущерба.

    Выполнение институтами правовых государств собственных функций имеет в основе реализацию основных принципов демократии, которая представляет собой условие его формирования. В случае выполнения данных демократических принципов (включая всеобщее избирательное право; свободу слова, печати, собраний; конкуренцию политических организаций за голоса избирателей) производится контроль действий государства со стороны общества.

    Особенности правового и социального государства

    Можно выделить следующие характеристики правового государства:

    1. Верховенство законов в любой области жизни общества. Их принимают государственные законодательные органы в соответствии с конституцией. Они не могут быть изменены, приостановлены или отменены посредством других ветвей власти. Вся деятельность общества производится по законам, закрепление которых осуществляется с помощью Конституции.
    2. Соблюдение прав и свобод, которые принадлежат человеку и гражданину от рождения.
    3. Взаимная ответственность личности и государства. Оно издает законы и принимает обязательства перед гражданами, организациями в обществе, другими странами и всем международным сообществом. Не менее важной считается ответственность граждан перед страной и обществом. Она может ослабляться в периоды застоя, когда ослабляется интерес к делам государства. Преодоление отчуждения граждан от власти, повышение ответственности за их поступки достигается с помощью раскрепощения личности, предоставления возможности для инициативы.
    4. Разделение властей, включающее законодательную, исполнительную и судебную власть, что позволяет исключить монополию на власть с позиции одного органа, лица или социального слоя. Принцип разделения властей характеризуется работой механизма сдержек и противовесов, предназначенных для функционирования всех ветвей власти в рамках отведенных ей полномочий.
    5. Работа механизма контроля и надзора исполнения законов (арбитраж, суд, прокурорский надзор).

    Правовое государство не является самоцелью, оно представляет собой форму выражения, организации и защиты прав и свобод граждан. Объем и содержание свобод могут определяться с помощью уровня развития демократии в определенном обществе. Наличие законов не способно сделать государство правовым. В число критериев необходимо включить несколько документов, которые признаются международным сообществом, включая Устав ООН, «Всеобщую декларацию прав человека», «Пакт об экономических, социальных и культурных правах» и др.

    Отметим, что правовое государство занимается не только декларированием прав и свобод своих граждан, но и формированием правового механизма их защиты и реализации.

    Если на ранних стадиях развития концепции правового государства общество, в первую очередь, отстаивало так называемую негативную свободу в виде ограничения государственного вмешательства в экономику и личную свободу индивида, то позже происходит формирование требований к государству в области обеспечения позитивных прав. Они относятся к борьбе граждан за улучшение собственного экономического положения, за социальные права, рост культурного статуса. Для этого появляется необходимость не отстранять государство, а выполнение им функций, предполагающих организацию и координацию. Это прямым образом подводит к появлению теории социального государства.

    Немецкий исследователь Лоренц фон Штайн во второй половине XIX века впервые предлагает концепцию социального государства, которое должно стремиться к обеспечению для каждого гражданина достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. В конечном счете для каждого должны быть обеспечены равные жизненные шансы на самореализацию в обществе.

    Условия, которые требуются для возникновения социального государства:

    1. высокая степень экономического развития государств;
    2. целенаправленная государственная политика и политика гражданского общества;
    3. правовое, в первую очередь конституционное, закрепление частной собственности, включая принципы смешанной экономики рыночного типа, социальную и политическую свободу и демократию в форме правового государства, систему гражданского, трудового законодательства и др.;
    4. открытость власти государства, ее либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, демократизм, социальная защита граждан, высокая степень социальной и правовой культуры граждан. Это помогает достигать уровня социального партнерства в отношениях между государством и обществом.

    Зрелые социальные государства дают гарантию для своих граждан на достойный уровень жизни, особенно в области материального благополучия, обеспечения жильем, здравоохранения, доступной культуры и образования.

    Было бы ошибкой трактовать социальное государство в качестве благотворителя, который поддерживает лишь малоимущие слои населения. Подобное государство формирует новый тип социальных связей в обществе. Они имеют в основе принципы социальной справедливости, социального мира, гражданского согласия. Такое государство не ставит цель достижения общего равенства и процветания, не должно порождать иждивенчество. Социальные государства гарантируют стабильное социально-экономическое положение, правовую и социально-политическую безопасность. В свою очередь, они ждут от граждан инициативы в разных областях жизни общества, готовности поддержать гражданское согласие и мир.

    В число основных задач социального государства включены:

    1. защищать всех граждан от нужды и бедности, гарантировать минимальное достойное существование;
    2. обеспечить большее равенство с помощью исключения различия в уровне благосостояния;
    3. обеспечить большую защиту перед лицом различных рисков, осуществлять адресную социальную помощь не только бедным, но и людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию;
    4. обеспечить рост и расширение благосостояния в обществе.

    Эти задачи реализуются с помощью использования нескольких стратегий: правовое вмешательство с целью улучшения юридического статуса, экономическое вмешательство с целью роста доходов человека, экономическое вмешательство с целью улучшения условий окружения, педагогическое вмешательство для совершенствования жизни личности на основе информационных и образовательных мероприятий.

    Западные политологи выделяют 3 базовых типа социального государства: консервативный, либеральный, социал-демократический. Это производится в соответствии со степенью выраженности и масштабами следующих индикаторов:

    1. защита от стихийного рынка, низкого уровня дохода граждан;
    2. социальные права и поддержка самых бедных слоев общества;
    3. удельный вес частных ассигнований, предназначенных для страхования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, в сравнении с бюджетными выплатами;
    4. индивидуальное и коллективное финансирование социальных программ;
    5. дифференцированная система социального обеспечения, разделенная на профессиональные группы и группы социального риска;
    6. емкость фондов социального страхования;
    7. гарантия и обеспечение полной занятости.

    Отметим, что при необеспеченности социальной стороны жизнедеятельности людей происходит деформация всей структуры прав и свобод человека. Снижается политическая активность, растет политическая апатия и неверие в государство, индивиду не всегда доступны правовые гарантии свобод и прав и т.д. По этой причине важно помнить, что социальные государства являются гарантами не только экономических, социальных и культурных, но и политических и гражданских прав.

    Если рассматривать становление социального правового государства, то оно представляет собой долгий и сложный процесс. В нашей стране он еще далек от своего логического завершения. В современной России право действует в большей мере формально, оно не наделено свойством всеобщности, а скорее работает избирательно в соответствии с обстоятельствами. Данный феномен называется «селективная юстиция»: к кому-либо предъявляются все существующие и даже не существующие требования, а кто-то может освобождаться от всякой ответственности. Не следует забывать основное предназначение права, которое состоит в формировании устойчивых правил игры, обеспечивающих предсказуемость протекания любого социального процесса. И если в положениях Конституции РФ отмечено, что наша страна является демократическим, правовым и социальным государством (ст. 1 и 7), то практические шаги по реализации данного положения еще только необходимо совершить.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: