Господарский великокняжеский суд его состав компетенции и порядок деятельности

Обновлено: 27.04.2024

До конца XV – начала XVI в. в Великом княжестве Литовском органы государственной власти одновременно выполняли судебные функции. В течение XVI в. в государстве постепенно сложилась система судебных органов. Образовались две системы судов: общие (общесословные) суды для всего населения, основанные на обычном праве и законе (Главный суд, замковый суд) и сословные суды только для шляхты (земский суд, подкоморский суд). Кроме того, имелись суды для отдельных групп населения: духовенства, мещан, крестьян, евреев, татар, которые действовали на основе церковного права, специальных нормативных актов, обычного копного права. Сословные суды для шляхты были отделены от администрации и действовали на основе закона в соответствии с принципом разделения властей. Прогрессивной чертой сложившейся судебной системы являлась выборность большинства членов судов (Главного, земского, подкоморского, магистратского). К кандидатам на должности судей предъявлялись высокие требования морального и профессионального характера, подбирались люди добропорядочные, знающие право и обычаи. С середины XVI в. все суды подразделялись на суды первой инстанции и суды второй инстанции. В судебной деятельности при рассмотрении дел преобладали принципы коллегиальности, публичности и др.

Высшим общесословным судом считался великокняжеский (господарский) суд. Компетенция господарского суда была очень широкой. Он рассматривал дела как по первой, так и по второй инстанциям. В качестве суда первой инстанции рассматривались дела о государственных преступлениях, о принадлежности к сословию шляхты, о жалобах на незаконные действия высших должностных лиц, о политических преступлениях, споры по искам к шляхте об истребовании государственных поместий и земель, о силе и значении различных жалованных грамот, затрагивающих интересы государственной казны. Исключительно к подсудности великокняжеского суда относились дела о преступлениях против панов-рады, воевод, каштелянов, старост, судей во время исполнения ими своих служебных обязанностей. В качестве суда второй инстанции господарский суд рассматривал апелляции на решения местных судов. Дела рассматривались при участии великого князя и радных панов. Решения великокняжеского суда считались окончательными и не обжаловались.

Разновидностью господарского суда являлся суд панов-рады, который мог рассматривать дела, поступавшие на имя великого князя. Комиссарский суд также являлся разновидностью великокняжеского суда, но он решал только те дела, которые поступали на имя государя и касались земельных споров феодалов с государственными поместьями. В период работы соймов функционировал соймовый суд, в котором, согласно Статуту 1588 г., дела рассматривались великим князем, панами-радой и восемью депутатами сойма.

В силу занятости великого князя как высшего судьи и его невозможности постоянно участвовать в работе суда, господарский суд собирался редко, и рассмотрение отдельных судебных дел задерживалось на многие годы. С целью разгрузить господарский суд грамотой короля Стефана Батория от 1 марта 1581 г. был образован Главный суд (Трибунал) – наивысший суд Великого княжества Литовского. Образование Главного суда несколько ограничивало судебную власть великого князя и панов-рады и свидетельствовало об укреплении роли шляхты в жизни государства. Главный суд состоял из 46 судей-депутатов, которые избирались на соймиках из местной шляхты по два от каждого воеводства или повета сроком на один год. Избираться могли только шляхтичи, имеющие собственные земельные владения, знающие право и местные обычаи. Сессии Трибунала проходили под председательством избранного судьями маршалка до 1588 г. в Троках, а затем ежегодно в Вильне и через год поочередно в Менске и Новогородке. Дела рассматривались судебной коллегией из 2 – 7 человек. Постановления принимались большинством голосов. Решения (декреты) Главного суда имели силу соймовых постановлений и потому не могли быть обжалованы и отменены даже великим князем. Судебные решения приводились в исполнение поветовыми судами или поветовыми старостами. Главный трибунал выступал в основном как суд второй инстанции и рассматривал апелляции на решения земских, замковых и подкоморских судов, а также жалобы на решения поветовой администрации и панских судов (выраки) в отношении служивых шляхтичей, приговоренных к смертной казни, тюремному заключению или крупным денежным штрафам. В качестве первой инстанции Главный суд рассматривал отдельные дела, которые были ранее в компетенции великокняжеского суда, а также жалобы на незаконные действия и злоупотребления местных должностных лиц и судей. Под юрисдикцию Трибунала подпадали и дела духовных лиц, которые рассматривались совместной коллегией членов Главного суда и представителей духовенства. Вместе с рассмотрением судебных дел Главный суд выполнял и нотариальные обязанности: заверял завещания, различные договоры (купли-продажи, продажи поместий и др.).

Наследственное право. По закону наследниками первой очереди были признаны дети наследодателей и их потомство, но только рожденные в законном браке и не лишенные прав на наследство. Наследниками второй очереди признавались братья и сестры наследодателя.

При наличии братьев дочери наследодателей не наследовали недвижимых имений отца, а получали только одну четвертую часть стоимости остального имущества независимо от числа братьев и сестер. Материнское имение они наследовали в равных долях с братьями. Жена после смерти мужа получала не более одной третьей части имения в пожизненное владение, а наследниками считались дети либо братья мужа. Внесенное в дом мужа приданое жены при отсутствии детей в случае ее смерти возвращалось ее родственникам. Посторонним лицам могли передаваться по завещанию движимое имущество и имения, купленные самим завещателем. Отчины должны были передаваться наследникам по закону.

Феодально-зависимые люди могли завещать посторонним лицам только одну треть своего движимого имущества, а две трети обязаны были оставлять детям. При отсутствии детей эти две части должны были оставаться в доме и поступали в распоряжение господина. По Статуту 1588 г. предусматривалась возможность наследования женой имущества мужа, в число наследников третьей очереди были включены родители наследодателя и в четвертую очередь - иные родственники.

64. Порядок образования и деятельности Господарского и Комиссарского судов ВКЛ.


Господарский суд был высшим всесословным коллегиальным судом, который до 1581 года (до учреждения Главного суда) выступал как апелляционный суд (суд второй инстанции) и как суд первой инстанции по наиболее важным делам, затрагивающим интересы государства и шляхты.
С 1581 года компетенция Господарского суда сужается и согласно Статуту 1588 года он действует только как суд первой инстанции.
Компетенция господарского суда была очень широкой. В качестве суда первой инстанции рассматривались дела о государственных преступлени­ях, о принадлежности к сословию шляхты, о жалобах на незаконные дей­ствия высших должностных лиц, о политических преступлениях, споры по искам к шляхте об истребовании государственных поместий и земель, о силе и значении различных жалованных грамот, затрагивающих интересы государственной казны. Исключительно к подсудности великокняжеского суда относились дела о преступлениях противпанов-рады, воевод, кастелянов, старост, судей во время исполнения ими своих служебных обязан­ностей. В качестве суда второй инстанции господарский суд рассматривал апелляции на решения местных судов. Система высших судов ВКЛ представлена на рисунке

Состав Господарского суда не был четко определен, но в его работе принимал участие господар и обязательно паны Рады, количество которых колебалось от двух до двадцати и более. Решения и приговоры суда считались окончательными и обжалованию не подлежали. Заседания Господарского суда могли проходить в любом месте, где находится господар, но только в пределах территории Великого княжества Литовского. Поскольку великий князь (господар) одновременно был и королем Польши и в силу этого часто отсутствовал, то дела, поступавшие в Господарский суд, нередко рассматривались либо судом панов Рады, либо комиссарским судом. Комиссарский суд созывался великим князем или радой для рассмотрения одного или нескольких конкретных дел, которые касались земельных претензий монастырей, землевладельцев или городов. На великокняжеских землях рассматривались споры о повинностях. Судей назначал князь, дело разбиралось на месте с опросом свидетелей и рассмотрением границ. Решение можно было обжаловать..
Разновидностью Господарского суда являлся Сеймовый суд. Он был более демократичен по составу – в него, помимо господара и панов рады, согласно Статуту 1588 года, входили еще и 8 депутатов сейма. Этот суд действовал только в период работы сейма.
Разновидностью господарского суда являлся суд панов-рады, который мог рассматривать дела, поступавшие на имя великого князя. Комиссар­ский суд также являлся разновидностью великокняжеского суда, но он ре­шал только те дела, которые поступали на имя государя и касались земель­ных споров феодалов с государственными поместьями. В период работы сеймов функционировал сеймовый суд, в котором, согласно Статуту 1588 г., дела рассматривались великим князем, панами-радой и восемью депутатами сойма.

В силу занятости великого князя как высшего судьи и его невозможности постоянно участвовать в работе суда, господарский суд собирался ред­ко, и рассмотрение отдельных судебных дел задерживалось на многие го­ды.

65.Порядок образования и деятельности Сеймового суда и Суда панов-рады ВКЛ.

66. Порядок образования и деятельности Главного Литовского Трибунала ВКЛ, Каптурового суда.

Судебная власть великого князя была значительно ограничена введением в 1581г. Главного суда, или, Главного трибунала ВКЛ. Главной его целью создания была разгрузка вкликокняжеского суда в отношении рассмотрения аппеляционных жалоб на решения местных судов. Главный трибунал состоял из судей, ежегодно избираемых на поветовых соймиках из местной шляхты. От каждого повета избиралось по 2 судьи. В целом в состав суда входило около 44 судей, однако дела рассматривались коллегиями, состоящими из 2-7 судей. Для рассмотрения аппеляционных дел, в кот.одной из сторон выступала церковь, создавалась специальная коллегия с участием представителей духовенства.

Суд действовал посессионно. Трибунальские сессии действовали 22 недель ежегодно в Вильне и 22 недели попеременно через год – в Минске или Новогрудке. Суд иногда рассматривал и дела по 1-ой инстанции. Особую категорию таких дел составляли жалобы на незаконные действия и злоупотребления местных местных должностных лиц и судей. Декреты Главного суда были окончательными и обжалованию не подлежали. Их исполнение поручалось городским судам. Главный суд совершал и нотариальные действия – свидетельствовал сделки, завещания и др.

В к.16 в. по постановлению сойма ВКЛ от 29 января 1587г. в Беларуси и Литве на время безкоролевья стали собираться чрезвычайные временные суды по всем наиболее важным местным вопросам , кот. назывались «каптуровыми». Хотя имеются сведения, что в некоторых поветах они возникли раньше. В состав каптурового суда входили все местные судьи, т.е. воевода или староста, либо их наместники и судьи замкового(городского), земского и подкоморского судов, кот. образовали коллегию для быстрого и эффективного рассмотрения уголовных дел. Судебноезаседание считалось правомочным, если присутствовало не менее 5 членов суда. Как правило ,постановления каптурового суда считались окончательными и обжалованию не подлежали.

67-68. Порядок образования и деятельности замковых, земских и подкоморских судов в ВКЛ.К местным судам относились замковый (гродский), земский, подкормский, магистратский и копный суды. Порядок формирования, структура, компетенция и правовой статус их был неодинаков.

Замковый (гродский) суд – это был всесословный суд, ежемесячно действующий, но не отделенный от администрации. Он функционировал в двух составах и в силу этого мог осуществляться воеводой (поветовым старостой) и заседателями и в составе подвоеводы(подстаросты), гродского судьи и писаря. В последнем случае рассмотренные дела могли быть пересмотрены воеводой (поветовым старостой) и только после этого подавалась апелляция в высший суд. Компетенция замкового суда была ограничена временными рамками (прошло не более 4-х недель со дня совершения преступления) и видами и характером уголовных и гражданских правонарушений. Из уголовных дел ему были подведомственны особо опасные (о нападениях на дома шляхты, о поджогах, разбоях, избийстве, изнасиловании, колдовстве, отравлении) и “горячие учинки” (задержание с поличным; задержание не позднее 24 часов после совершения преступления), а из гражданских об истребовании непохожих крестьян, оспоривании крепостного состояния.

Земский суд, учрежденный ранее и впервые закрепленный Бельским привилеем в 1564 г., был судом более демократичным, т.к. это был суд исключительно выборный, коллегиальный и полностью отделенный от администрации. Но это был и чисто сословный суд, который формировался только из шляхты и рассматривал дела только в отношении шляхты. В его состав входили 3 человека: земский судья, земский подсудок и земский писарь, избираемые шляхтой повета из свой среды. Должности были пожизненными. К кандидатам в члены суда предъявлялись многие требования: сословной принадлежности, гражданства, оседлости, веры (только христианской), образования (хорошо знающие местное право и обычаи, умеющие писать).суд работал посессионно, проводя 3 каденции (сессии) в году – в январе, июне, в конце сентября. Продолжалась сессия суда согласно Статуту 1588 г. “поки сировы судовые отсужоны и окончоны быти могуть” (арт.46 разд. IV), но на практике чаще всего – 2-3 недели. Суду были подведомственны как уголовные, так и гражданские дела отнесённых к компетенции Господарского, Главного, гродского и подкоморского судов.

Подкоморский суд – это особый суд, учреждаемый в каждом повете. Особенность его заключалась, во-первых, в том, что он был учрежден для рассмотрения только одной, но очень важной для шляхты категории гражданских дел – межевых споров; во-вторых дела рассматривались исключительно в месте прохождения спорной земельной межи; в-третьих, что дела рассматривались единолично судьей-подкоморьим; в-четвертых, решение суда немедленно приводились в исполнение, хотя могли быть обжалованы в Господарский, а с 1581 г. – в главный суд. Это был выборный, исключительно шляхетский и отделенный от администрации суд. Должность подкормия была пожизненной

69.Порядок образования и деятельности копных и войтовско-лавничьих судов в ВКЛ.

Копный суд - это самый древний коллегиальный судебный орган, продолжавший функционировать и в XVI в. Это был судебный орган для сословия простых людей. Членами его были копные мужи и копные старцы, проживающие на территории данного копного округа, который не превышал в радиусе 15-20 км. Число членов копного суда не было постоянным и четко определенным. Оно зависело от многих обстоятельств (важности дела, поры года, погоды и т.д.). Но обычно суд считался правомочным, если он состоял из 10-20 членов. Компетенция суда была довольно широкой: он рассматривал и особо опасные преступления (убийства, грабеж и др.) и мелкие правонарушения (потрава посевов).

Особенностью копного суда являлось то, что решения (приговоры) его немедленно приводились в исполнение, т.е. практически невозможно было их обжаловать. Но если присутствовавший на копном суде представитель администрации (государственной или панской) усматривал нарушение закона, то он мог потребовать задержать исполнение вынесенного копным судом решения (приговора).

Магистратский суд (войтовско-лавничий, бурмистерско-радецкий) был судом для мещан городов, имеющих привилей на магдебургское право. Он действовал в двух указанных составах. Если дела рассматривались бурмистрами и радцами, то по таким делам могла быть подана жалоба городскому войту, который вместе с лавниками (заседателями) рассматривал эту жалобу. Апелляции на дела, рассмотренные войтовско-лавничьим судом, подавались уже в высший суд. Но подобный порядок рассмотрения дел в магистратском суде не был единственным. В городах, где должность городского войта была выкуплена мещанами, дела, рассмотренные войтовско-лавничьим судом, можно было обжаловать в городскую раду (магистрат), а затем только - в вышестоящий суд. Особый порядок был установлен для рассмотрения дел тех мещан-ремесленников, которые были записаны в цехи. Дела цеховых ремесленников рассматривались первоначально цехмистрами (цеховыми старшинами) и старшими мастерами, а жалобы подавались в магистрат.

Компетенция магистратских судов была весьма широкой: он рассматривал и уголовные, и гражданские дела.

Судебные органы ВКЛ. Центральные суды. Господарский (Великокняжеский) суд, комиссарский суд, Главный Литовский Трибунал. Их состав, порядок комплектования и деятельности, подсудность дел. Местные суды: замковый или городской, земский, подкоморский, каптуровый, копный, войтовско-лавничий; порядок комплектования и деятельности, подсудность дел и компетенция.

Тема 9. Общественно-политический строй и право вкл в составе конфедеративной Речи Посполитой

Государственно-правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой.

Высшие органы государственной власти РП. Сейм РП. Его состав и порядок деятельности. Король и его полномочия.

Первый раздел РП. Четырехлетний сейм РП. Конституция РП 1791 г. Торговитская конфедерация. Второй раздел РП. Городенский сейм и его конституция. Третий раздел РП. Присоединение Беларуси к России.

Тема 10.Общественно-политический строй и право Беларуси после присоединения к России

Административно-территориальное деление Беларуси в первой половине 19 в. Органы местного управления на территории Беларуси: генерал-губернатор, его полномочия. Губернатор и губернское правление. Казенная палата и другие губернские учреждения. Губернские и поветовые собрания как органы сословного самоуправления.

Право. Ликвидация Статута 1588 г. и введение в действие законов Российской империи.

Тема 11. Общественно-политический строй и право Беларуси в период проведения буржуазных реформ в России во второй половине 19 в

Ликвидация крепостного права. Положения о губернских и поветовых по крестьянским вопросам учреждениях. Особенности проведения крестьянской реформы на Беларуси. Реформа местных органов. Земская реформа. Судебная реформа 1864 г. Мировые суды. Общие суды. Сенат. Реорганизация городских органов управления в 1870 г.

Тема 12. Установление советской власти на Беларуси. Провозглашение Белорусской Народной Республики и образование бсср

Установление советской власти на неоккупированной части Беларуси. Областной исполнительный комитет Западной области и фронта, его Президиум и Совет Народных Комиссаров. Всебелорусский съезд в Минске в декабре 1917 г. Рада Всебелорусского съезда и ее исполнительный комитет. Провозглашение Белорусской Народной Республики. Уставные грамоты БНР. Первое правительство БНР, его деятельность. Манифест Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси об образовании Советской Социалистической Белоруссии.

Тема 13.Государство и право Белорусской сср в межвоенное время (1921 - 1939 гг.)

Структура и компетенция высших и местных органов БССР в межвоенное время. Взаимоотношения БССР и РСФСР до 1923 г. Образование СССР. Возвращение в состав БССР восточных районов Беларуси в 1924-26 гг. Конституция БССР 1927 г. Право Белорусской ССР. Кодексы БССР.

Тема 14.Государство и право бсср в период Второй мировой войны.

Воссоединение Западной Беларуси с БССР

Западная Беларусь в период действия полицейско-бюрократического режима Польши. Высшие и местные органы государственной власти. Бесправное положение трудящихся Западной Беларуси. Начало второй мировой войны. Вступление Красной Армии на территорию Западной Беларуси. Образование временных органов власти в Западной Беларуси, их структура и деятельность.

Народное (Национальное) собрание Западной Беларуси, его законодательные акты. Включение Западной Беларуси в состав БССР и СССР. Образование областей, районов и сельсоветов, создание органов Советской власти в западных областях Беларуси.

Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз. Оккупация Беларуси. Оккупационный режим. Партизанская борьба белорусского народа против немецких оккупантов. Объявление военного положения. Право. Изменения в уголовном и брачно-семейном праве.

Цель: рассмотреть компетенцию, состав и функционирование высших и местных судебных судов в Великом княжестве Литовском.

Высшие судебные органы Великого княжества Литовского.

Местные судебные органы.

1. В ХVI веке в Великом княжестве Литовском создаются две системы судебных органов: общесословные (для всех сословий, основанные на обычном праве и законах) и сословные (для шляхты, мещан, крестьян, отдельные для евреев, татар и др.).

Высший общесословный суд – великокняжеский, он имел широкие полномочия и рассматривал дела как первой, так и второй инстанции. К делам первой инстанции относятся дела о государственных преступлениях, преступления должностных лиц и преступления против них, о жалованных грамотах, затрагивающих финансы страны. К делам второй инстанции относились аппеляции на решения местных судов. Решения великокняжеского суда считались окончательными и не подлежали обжалованию.

Разновидностями великокняжеского суда считались суд панов-рады и комиссарский суд. Суд панов-рады рассматривал различные дела по поручению великого князя. Комиссарский суд рассматривал поступившие на имя великого князя спорные земельные дела феодалов, которые затрагивали интересы великокняжеских владений. Еще одной разновидностью великокняжеского суда являлся маршалковский суд. Его осуществляли по приказу великого князя один или два маршалка на господарском дворе или с выездом на месте. Комиссарский суд также выезжал. Некоторые историки права считают, что комиссарский и маршалковский суд – это различные названия одного и того же суда.

В Великом княжестве существовали сеймовый суд. Согласно Статуту 1588 г. дела в нем рассматривал великий князь, паны-рада и 8 депутатов сейма. Первоначально в нем участвовали великий князь и паны-рада во время сейма.

1 марта 1581 г. с целью разгрузить великокняжеский суд король Стефан Баторий создал Главный Суд (Трибунал) – высший суд ВКЛ. Власть монарха и панов-рады ограничивалась, возрастала роль шляхты. В Главный Суд входили 46 судей, избранных сроком на 1 год на поветовых сеймиках по два шляхтича от каждого повета, имевших земельные наделы в этом повете. Дела рассматривались коллегией, состоявшей из 2-7 судей, в нее не могли входить судьи, представлявшие тот повет, спорное дело которого рассматривалось. Решения Главного Трибунала как высшего суда не подлежали обжалованию, не могли быть отменены даже великим князем. Главный Трибунал наряду с рассмотрением судебных дел выполнял и нотариальные обязанности: заверял завещания, долговые договоры, договоры купли-продажи, продажи имений и др.

Кроме Главного Суда существовало еще несколько судов высшей инстанции, в частности, суд литовской казначейской комиссии, или Скарбовый трибунал. Скарбовый трибунал был создан в 1609 г., в его компетенции находились дела, касающиеся торговых договоров, споров между купцами, преступлений против финансовых служебных лиц, задолженностей по уплате налогов. С 1726 г. часть его полномочий передана Главному Трибуналу.

2. Наиболее древний местный суд – гродский суд, заседания которого проходили в замке (гроде), отсюда и происходит его название. Это был общесословный суд, который рассматривал дела по обвинению и шляхты, и мещан, и крестьян. Гродский суд рассматривал уголовные «горячие» дела. Суд действовал в двух составах; первый (высший) в составе воеводы или старосты и местных феодалов. Исследователи В.Шелкопляс и Т.Довнар полагают, что в состав этого суда входили и мещане. В низший замковый суд кроме воеводы и старосты входили судья и писарь, которые избирались из числа шляхты ВКЛ, имевшие недвижимость в данном повете, знавшие белорусский язык и законы. В компетенцию гродского суда входили некоторые административные вопросы и нотариальные функции.

Земский поветовый суд – сословный суд для шляхты. Этот суд упоминается еще в грамотах великого князя Витовта в ХIV-ХV вв. Окончательно земский суд был оформлен Бельским привилеем 1564 г. и Статутами 1566 и 1588 гг. В него входили судья, подсудок и писарь. На каждую должность поветовый сейм выбирал четырех депутатов из числа христиан, знавших белорусский язык и право и не занимающие должности. Их этого списка великий князь выбирал одного кандидата и утверждал его на место. Судья назначался пожизненно. Сессии земского суда проходили три раза в год – в январе, июне и октябре и длились по три-четыре недели.

Подкоморский суд был создан в 1566 г. и рассматривал земельные и межевые споры феодалов, которые ранее рассматривал великокняжеский суд. Рассмотрение дел проводилось на месте спорных границ. Подкоморий выслушивал объяснения сторон, рассматривал документы, показания свидетелей и принимал решение и со своими помощниками, подкоморниками, устанавливал межевые знаки. Решение подкоморского суда могло быть обжаловано в великокняжеский суд или Трибунал ВКЛ. Подкоморские суды действовали на территории Беларуси до ХIХ в.

В городах с магдебургским правом действовали войтовско-лайницкие и бурмистерские суды. Они рассматривали гражданские и уголовные дела горожан. Войтовско-лайницкий суд состоял из войта, лентвойта (его заместителя) и лавников-заседателей (которых избирали мещане). Незначительные проступки рассматривались бурмистрами совместно с членами городской рады. На решение бурмистерского суда можно было подать аппеляцию в войтовско-лайницкий суд. Существование этих судов свидетельствовало о развитии правовой культуры общества, стремление к постепенному установлению правового порядка в государстве. В небольших городах магистратские суды не разделялись на войтовско-лайницкие и бурмистерские суды. После включения белорусских земель в состав Российской империи эти суды были ликвидированы.

Коптуровый суд действовал в бескоролевский период, был временным судом и рассматривал дела феодалов. Его решения не подлежали аппеляции. В него входили воевода или староста, судья, подсудок и писарь земского суда, а также не менее 5 местных феодалов.

Копный суд рассматривал главным образом дела простых людей (крестьян,мещан городов, не имевших магдебургского права). Рассматривал гражданские дела, межевые споры, мелкие кражи и т.д. Формально судьями могли быть все жители местности. Чаще на капу (каповише) собирали 10-20 копных мужей и представитель местной администрации. Решения копного суда обжалованию не подлежали.

3. Судебный процесс начинался с подачи жалобы, после чего составлялась позва, которая являлась одновременно вызовом в суд и исковым заявлением. Специальное служебное лицо – ввозный – вручало позву ответчику, об этом в судебной книге делалась отметка.

При судах работали профессиональные адвокаты. Специальную подготовку они получали не только в Вильно и Кракове, но и в Италии, Германии. Статут 1588 г. определял ряд требований, предъявляемых к адвокату. В частности, это должны быть шляхтичи, хорошо знавшие местное право. За недобросовестное выполнение обязанностей адвокат подвергался тюремному заключению на 4 недели.

Большое значение в процессуальном праве уделялось доказательствам. Никто не мог быть осужден без наличия полноты доказательств. Основными видами доказательств считались объяснения сторон, их признания, показания свидетелей, присяга, письменные и вещественные доказательства. При рассмотрении споров о собственности на землю требовалось по 9 свидетелей, по другим делам – по 3. По государственным, военным и некоторым уголовным делам следствие и суд были обязательны, независимо от того, сделал потерпевший заявление или нет. По наиболее сложным и опасным преступлениям проводилось предварительное следствие. Исполнение судебных решений было наиболее слабым местом в законодательстве ВКЛ.

Анализ норм процессуального права показывает, что они были развитыми в теоретическом плане. Получила развитие новая теория доказательств, основанная на логическом методе их оценки. Новая теория основывалась на сводной оценке письменных и вещественных доказательств, показаний сторон и свидетелей.

1. Вішнеўскі А.Ф. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Мінск: ВП “Экаперспектыва”, 2000. – С. 101-105.

2. Вішнеўскі А.Ф.,Саракавік І.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі. Мінск: Веды, 1997. – С. 34-43.

3. Мандрык І.У. Зборнік лекцый па гісторыі Беларусі. Віцебск, 2006. –С.39-40.

4. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Беларуси: Пособие для студентов высш. учеб. заведений – Минск: Тесей, 2004. – С. 15-20.

1. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 г. Тэксты. Даведнік. Каментарыі. – Мінск: БелСЭ імя Петруся Броўкі. – 1989. – С.374-403.

2. Статут Вялікага княства Літоўскага 1588 г. – Мінск: 2002.

3. Вішнеўскі А.Ф., Юхо Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі ў дакументах і матэрыялах (Са старажытных часоў да нашых дзен): Вучэб. дапаможнік / Пад агул. рэд. праф. А.Ф.Вішнеўскага. – 2-е выд., дап. – Мінск:, Акадэмія МУС Рэспублікі Беларусь, 2003. – С. 122-123, 134-137.

4. Арлоў У. Іменем Вялікага княства: /Суды ў ВКЛ / Навіны. – 1998. – 15 студзеня. – С. 6.

6. Юхо Я.А. Копные суды старажытнай Беларусі / Юстіція Беларусі. – 1999. – С.55-59.

Суд в феодальном государстве был призван охранять феодаль­ный правопорядок и обеспечивать прежде всего интересы феодалов. Судебные функ­ции осуществляли должностные лица центрального и местного управления, а также феодалы и церковь в отношении зависимых от них людей.

Высшим судом в госу­дарстве являлся великокняжеский (господарский) суд, правосудие в котором осуществлялось от имени и при участии великого князя, а в случае его отсутствия - панами-радой или специально назначенными для конкретного дела комис­сарами. Решения комиссарского суда подлежали утверждению великим князем и радой. Количество членов суда не было определено законом. Сессия господарского суда должна была начи­наться ежегодно в ноябре (в день св. Мартина), а паны-рада должны были собираться для рассмотрения судебных дел через две недели после начала великого поста (в конце февраля или в марте). Компетенция суда не была строго определена. С древности каждый свободный человек имел право обратиться к госу­дарю с жалобой (иском) по любому делу. Однако в реальной жизни такой воз­можностью обладали далеко не все феодалы, а тем более не могли добиться суда государя простые люди. В ХVІ в. господарский суд действовал в основном, как суд второй инстанции по жалобам на реше­ния низших судов, а в некоторых случаях - на решения церковного суда. По первой инстанции этому суду были подсудны дела по обвинению феодалов в заговоре и государственной измене, о самовольном присвоении государственных имений, земель и дохо­дов, о преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц, о при­надлежности к сословию шляхты, земельные споры, в которых одной стороной выступала казна. Кроме того, до 1564 г. ему были под­судны все дела крупных феодалов.

С 1529 г. получил законодательное закрепление соймовый суд, который осуществ­лялся государем совместно с депутатами сойма.

В 1581 г. высшим судом в государстве становится также Главный Литовский Трибунал (Главный суд). Его главным назначением было разгрузить великокняжеский суд по апелляционным жалобам на решения местныхсудов. Он состоял из судей, ежегодно избираемых на поветовых соймиках из местной шляхты. От каждого повета избиралось по два судьи. Дела рассматривались коллегией, состоящей из 2 - 7 судей. Для рассмотрения апелляционных дел, в которых одной из сторон выступала церковь, создавалась специальная коллегия с участием представителей духовенства. Дела в Главном Трибунале рассматривались на сессиях, которые собирались ежегодно в Вильне и попеременно через год - в Минске и Новогрудке. Особую категорию дел, которые рассматривались по первой инстанции, составляли жалобы на незаконные действия и злоупотребления местных должностных лиц. Декреты (решения и приговоры) Главного суда были окончательными и обжалованию не подлежали. Их исполнение поручалось гродским (замковым) судам.

Замковый или гродский суд получил свое название от того, что он, как правило, осуществлялся в замках. Главными судьями в этом суде были воевода или староста. В случае отсутствия этих должностных лиц или их занятости, судебные дела рассатривались их наместни­ками. При такой замене суд осуществлялся коллегией, состоящей из наместника воеводы или подстаросты, замкового судьи и писаря. Последние назначались соответственно воеводой или старостой из числа шляхтичей, которые были местными уроженцами и знали право.

Гродскому суду были подсудны уголовные дела о нападениях на дома шляхты, о поджогах, разбоях, изнасиловании, убийстве шлях­тичей, колдовстве, отравлениях, а также гражданские дела об истребовании сбежавших крепостных крестьян и челяди невольной. Основной задачей гродского суда было осуждение лиц, пойманных с по­личным или задержанных в течение 24 часов после совершения прес­тупления. Если шляхтич-преступник в течение этого времени успе­вал скрыться в своем доме, его следовало вызывать в суд повест­кою на очередную сессию суда, но не позже, чем через четыре неде­ли. Если срок был пропущен, заинтересованная сторона могла обра­титься в земский суд.

Земский суд был наиболее типичным сословным судом шляхты. Его структура и компетенция определялись Бельским привилеем 1564 года и Статутом 1566 года. В состав земского суда входили судья, подсудок и писарь. Все они избирались шляхтой повета пожизненно и утверждались великим князем. Избранными могли быть только шляхтичи, уроженцы государства, пос­тоянно проживающие в данном повете. Земский суд собирался для рассмотрения дел три раза в году по две-три недели. Земский суд, как и гродский, свидетельст­вовал также гражданско-правовые сделки: купли-продажи, займа, мены, залога, раздела имущества и др., производил обеспечение доказа­тельств и др. Рассмотрению в земском суде подлежали все уголовные дела по обвинению шляхты, за исключением дел, подсудных господарскому и гродскому судам. В земский суд могли подаваться жалобы на незаконные действия должностных лиц данного повета.

Подкоморские суды были учреждены на основании Статута 1566 года. Дела в этих судах решал один судья – подкоморий (подкоморны). Вначале подкомории назначались великим князем, а с 1588 года шляхта из­бирала четырех кандидатов на должность подкомория, из которых великий князь назначал одного. Назначение было пожизненным и считалось весьма почетным.

Основной обязанностью подкомория было рассмотрение дел по земельным спорам. В связи с этим и характер его деятельности отличается от других судей тем, что дела слушались непосредст­венно на месте. Подкоморий выезжал на место, производил осмотр или измерение спорных земель, знакомился с доказательствами, представленными сторонами, допрашивал свидетелей и тут же на месте выно­сил свое решение и приводил его в исполнение, указывая сторонам границы их имений. На решения подкоморского суда могла подавать­ся жалоба в Главный суд, а до его образования - в господарский суд.

По постановлению сойма ВКЛ от 29 января 1587 года в Беларуси и Литве на время безкоролевья стали собираться чрезвычайные временные суды, но­сившие название "каптуровых". В состав каптурового суда входили все местные судьи, т.е. воевода или староста либо их наместники и судьи замкового (гродского), земского и подкоморского судов, которые образовывали коллегию для быстрого и эффективного рас­смотрения уголовных дел. Суд считался правомочным, если присутст­вовало не менее 5 членов суда. Как правило, его постановления, считались окончательными и обжалованию не подлежали.

Суд над простыми людьми производили их владельцы или должностные лица местной администрации. Законодательное закрепление суда феодала над зависимыми простыми людьми было осуществлено впервые в привилее 1447 года. В случае отказа феодала проводить судебное рассмотрение, имели право учинить суд должност­ные лица местной администрации. Это правило получило также закрепление в Судеб­нике 1468 года и в других законах.

С далёкой древности существовали копные суды, осуществлявшие правосудие по отношению к простым людям. Суд произ­водился "копными мужами" или "копными старцами", т.е. наиболее уважаемыми крестья­нами. На заседание копного суда должны были собираться все копные мужи данного округа, представи­тели каждой деревни. Размер копного округа, как правило, не превышал 15-20 километров в радиусе. На заседании копы позже стали присутствовать судебные должностные лица местной администрации (вижи, возные), которые свиде­тельствовали затем перед гродским судом о соблюдении на копе норм обычного и писаного права.

Копа собиралась чаще всего на местах прежних языческих каповищ - "под дубом", на опушке леса и др. Решения копных судов могли быть отменены местными должностными лицами государственного. Однако, как правило, решения приводились в исполнение немедленно. Жалоба могла быть подана не на решение копного суда, а на судей, которые могли нести ответственность перед жалобщиком.

Характерной особенностью копного судопроизводства являлось соединение в одном органе следственных и судебных функций. Оно осуществлялось на основе древнейших обрядов и обычаев. Как толь­ко совершалось преступление, тут же собиралась "горячая копа" из ближайших соседей и начиналось преследование преступника. Ес­ли следы преступления вели к какой-нибудь деревне, жители обяза­ны были "отвести след", т.е. показать, что след лишь проходит мимо их деревни и не заканчивается здесь. При отказе отвести след, или в случае невыдачи преступника вся деревня обязана бы­ла возместить потерпевшему убытки. Если преступника находили или ловили с поличным, эта же "горячая копа" его судила. В тех случаях, когда преступнику удавалось скрыться, потерпевший соби­рал первую копу, на которой делал заявление о совершенном прес­туплении. Копные мужи тут же опрашивали друг друга и посторон­них лиц, что им известно о преступлении и какие у кого есть подоз­рения. Если никаких данных на этой копе не было установлено, то через некоторое время (примерно через две-три недели) собиралась вторая копа. На ней указывались лица, подозреваемые в преступ­лении. Если эти лица считали себя невиновными, то являлись на ко­пу и доказывали свою невиновность. В случае же их отсутствия наз­начался срок созыва окончательной (завитой) копы, на кото­рую вызывались обвиняемые. Эта копа выносила окончательное реше­ние по делу, которое тут же могло быть и исполнено, если преступ­ник приговаривался к телесному наказанию или смертной казни.

В городах, получивших привилеи на майдеборское (Магдебургское) право, судебные функции в отношении мещан осуществляли войтовско-лавничьи и бурмистерские суды. Земельные споры мещан с боярами могли рассмат­ривать воеводы или старосты, а затем и подкоморские суды. Войтовско-лавничьи и бурмистерские суды в городах состояли из лиц местной городской администрации. Бурмистерские суды рассматривали в основ­ном мелкие, незначительные дела, причем жалобы на их решения подавались в войтовско-лавничий суд. Наиболее важные дела эти суды рассматривали совместно, в таком случае суд назывался магистратским. Жалобы на решения магистратского и войтовско-лавничьего суда подавались в центральные суды.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: