Обсудите в паре какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения форма цвет

Обновлено: 22.04.2024

Слово загадать означает «задумать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения». Загадка всегда имеет скрытый смысл. Загаданные предметы описываются другими, имеющими некоторое сходство с теми, о которых умалчивается. Поэтому нередко для обозначения загаданного предмета нередко используется метафора. Но не только. В загадках часто встречаются и другие языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения.

3. Выполнение упр. 38.

Какие образы использованы в каждой из загадок для того, чтобы намекнуть на загаданное слово?

Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет?

С помощью каких языковых выразительных средств это происходит?

4. Работа с текстом учебника. Стр. 41-42. Метафора.

Прочитайте текст и отметьте на полях с помощью значков:

«?» – «не понял, есть вопросы»

Сформулируйте и запишите определение метафоры.

5. Рождение метафоры. Работа в парах.

Образец: Зеленая листва, как огонь, на деревьях шевелится. – Зеленый огонь шевелится на деревьях.

1) За окном слышался звук дождя, как будто тихая мелодия (Слышалась мелодия дождя).

2) Осень роняет желтые, как золото, листья. (Осень роняет золото листьев).

3) Золотые листья, как слезы, падают на землю. (Листья золотыми слезами падают на землю).

4) Ручей своим движением напоминает бегущего человека. (Ручей весело бежит).

6. Работа в парах.

Обсудите в парах, выполняя упр. 39, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма, цвет, положение, внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка, функции и действия.

7. Работа в тетради. Упр. 40.

Запишите те словосочетания, в которых прилагательное потреблено в метафорическом значении.

8. Работа с текстом упр. 43.

Как вы понимаете словосочетания мировосприятие человека, эмоционально-оценочная окраска слова, оценочное значение, неотъемлемая часть?

Как переносное значение слова ласточка доказывает нежное отношение русских к этой птице?

О чем говорят русские пословицы и поговорки, посвященные ласточке?

Имеет ли слово ласточка в английском языке такое же переносное значение, как в русском? Какая птица воспринимается англичанами с нежностью?

Какое переносное значение имеет слово утка в английском и русском языках?

9. Работа с текстом. Диалог культур. (стр. 46)

Расскажите об особенностях значения слов собака, орел, гусь в разных языках.

2) Обсудите в паре, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма; цвет; положение; внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка; функции и действия. Запишите словосочетания со словами с переносным значением, распределив их по группам.

1. Форма: головка ребенка — головка сыра.

2. Цвет: серебряное кольцо — серебряный иней.

3. Положение: лисий хвост — хвост поезда; женская шляпка — шляпка гриба.

4. Внутренние свойства предметов и явлений, их ощущение, восприятие, оценка: лиса (животное) — лиса (о человеке); горячий кофе — горячая встреча; сладкая конфета — сладкая улыбка.

5. Функции и действия: рано проснулся — проснулась совесть; крыло птицы — крыло самолета; ножка ребенка — ножка стола.

1) Составьте словосочетания с приведёнными словами и запишите их. В прямом или в переносном (метафорическом) значении будут использованы выделенные слова?

1. Светлый ум, светлый человек, светлая улыбка, светлое чувство, светлое воспоминание, светлые мечты.

2. Теплый слова, теплые чувства, теплое отношение, теплое письмо, теплая встреча, теплый прием, теплая обстановка.

3. Холодные слова, холодные чувства, холодное отношение, холодное письмо, холодная встреча, холодная атмосфера.

4. Широкое сердце, широкий взгляд, широкая душа, широкий кругозор.

5. Острый слух, острый язык, острая необходимость.

6. Железный характер, железное расписание, железная дисциплина.

Выделенные слова будут использоваться в переносном (метафорическом) значении.

2) Объясните прямое значение выделенных слов. В каждом записанном словосочетании попробуйте заменить имена прилагательные синонимами. В затруднительных случаях воспользуйтесь одним из толковых словарей.

Прямое значение слов:

1. Светлый: 1. Излучающий свет. 2. Чистый, прозрачный.

2. Теплый: утепленный, имеющий отопление, защищенный от холода.

3. Холодный: имеющий низкую температуру, не нагретый, не дающий или не содержащий тепла.

4. Широкий: просторный, не облегающий, не жмущий.

5. Острый: имеющий хорошо колющий конец или хорошо режущий край.

6. Железный: сделанный из железа.

1. Ясный ум, добрый человек, лучистая улыбка, радостное чувство, приятное воспоминание, радужные мечты.

2. Добрые слова, искренние чувства, доброе отношение, хорошее письмо, приятная встреча, любезный прием, располагающая обстановка.

3. Леденящие слова, остывшие чувства, плохое отношение, грубое письмо, неприятная встреча, недоброжелательная атмосфера.

4. Доброе сердце, всеобъемлющий взгляд, безграничная душа, огромный кругозор.

5. Чуткий слух, злой язык, сильная необходимость.

6. Сильный характер, четкое расписание, жесткая дисциплина.

Рассмотрите схему. Прямое или переносное (метафорическое) значение глаголов отмечено на схеме? Почему, говоря о свете как о физическом явлении, можно употребить указанные глаголы? С чем сравнивается явление, обозначенное словом свет? Какое слово необходимо добавить в схему?

На схеме отмечено переносное (метафорическое) значение глаголов. Свет, как физическое явление, не может ни струиться, ни литься, ни сочиться, ни течь, но чтобы создать определенный образ света, можно использовать эти глаголы. Со словом свет сравнивается поток воды. Я считаю, что в схему необходимо добавить слово «вода».


Прилагательных в языке столько же, сколько признаков у предметов или явлений. К примеру, яблоко может быть круглым, желтым, сладким, а еще маминым или соседским, падающим или лежащим на земле. Одни признаки говорят о форме, цвете и вкусе, другие — описывают яблоко через действие, а третьи — указывают на его принадлежность. Чтобы не запутаться во всем этом, выделяют 3 разряда имен прилагательных по значению.

Определение разряда прилагательного

В русском языке все самостоятельные части речи делятся на группы по значению. Есть свои разряды у существительных и прилагательных, наречий, глаголов и т. д. Они отражают смысловую нагрузку слова.

Разряд прилагательного является лексико-грамматической группой, указывающей на характер того признака, который описывает данное прилагательное. Он говорит о лексическом значении и морфологических характеристиках слова.

Выделяют следующие разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.

Посмотрим, как это работает, на примерах. Допустим, у нас есть существительное «стол», подберем к нему прилагательные.

  • легкий (вес),
  • деревянный (материал),
  • мамин (принадлежность).

В данном случае прилагательное «легкий» говорит о качестве стола. Его можно поставить в превосходную степень — самый легкий, сверхлегкий. Можно подобрать антоним — тяжелый.

Прилагательное «деревянный» свидетельствует об отношении к другому предмету, т. е. к древесине, как материалу изготовления. Никаких степеней сравнения здесь нет, антоним придумать тоже невозможно.

Наконец, «мамин» указывает, что стол принадлежит конкретному лицу.

Вот мы и разобрались, чем различаются прилагательные разных разрядов. Заметьте, что из них качественные, как правило, могут различаться по уровню выраженности, а относительные — не имеют какой-либо степени, притяжательные же легко узнать по вопросу «чей?».

Дальше мы будем разбирать каждую группу отдельно, а пока предлагаем для запоминания небольшую таблицу с признаками разрядов прилагательных и примерами.

Разряды Признаки Примеры
Притяжательные Указывают на принадлежность некому человеку или животному. Соседский, бабушкин, отцовский, кошачий.
Относительные Выражают признак через отношение к другому признаку или предмету, времени, действию, месту, возрасту и т. д.
Образованы от существительных, глаголов и наречий.
Танцевальный (действие), янтарный (материал), молодой (возраст), сельский (место), метровый (размер).
Качественные Указывают на форму, цвет, консистенцию, температуру и т. д. Краткий, легкий, высокий.
Могут создавать абстрактные существительные. Краткость, легкость.
Имеют степени сравнения. Кратчайший, легчайший, высочайший.
Образуют краткую форму. Краток, легок, высок.
Могут использоваться с наречиями очень, чрезмерно, слишком и т. д. Чересчур краткий, слишком легкий, очень высокий.

Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Качественные прилагательные

Как мы видим в таблице, каждый разряд прилагательных имеет свои признаки, и в данную группу входят слова, которые описывают качества предмета или явления. Под качествами подразумеваются:

  • размеры (большой, маленький, крупный);
  • вес (легкий, тяжелый, увесистый);
  • цвет (черный, зеленый, красный);
  • вкус (сладкий, соленый, горький);
  • форма (квадратный, овальный, треугольный);
  • температура (холодный, горячий, теплый);
  • физические характеристики (плотный, хрупкий, рыхлый);
  • черты характера (веселый, милосердный, аккуратный).

У качественных, в отличие от других разрядов прилагательных, есть степени сравнения. Превосходную степень можно получить с помощью приставки наи-, а также суффиксов -айш- и -ейш-. Другим способом будет добавление наречий «слишком», «очень», «чрезмерно», «самый» и т. д. Все они органично смотрятся вместе с качественными прилагательными:

  • большой — наибольший, самый большой;
  • сладкий — сладчайший, очень сладкий;
  • тяжелый — тяжелейший, совсем тяжелый;
  • краткий — кратчайший, слишком краткий.

Для усиления эффекта также используется повторение:

  • большой-пребольшой,
  • сильный-пресильный,
  • громкий-прегромкий.

Еще одно характерное отличие качественных прилагательных — наличие краткой формы. Чтобы ее получить, необходимо к основе слова добавить нулевое окончание для мужского рода, окончание -а/я для женского рода и -о/е для среднего рода. Множественное число образуется с помощью окончания -ы/и.

  • Грубый — груб, груба, грубо, грубы.
  • Плавный — плавен, плавна, плавно, плавны.
  • Твердый — тверд, тверда, твердо, тверды.
  • Звонкий — звонок, звонка, звонко, звонки.

Если в конце основы стоят две согласные подряд, в краткой форме появляется беглая гласная:

Наконец, ко многим качественным прилагательным несложно подобрать антонимы — чаще всего для этого достаточно приставки не-:

  • веселый — невеселый,
  • яркий — неяркий,
  • вкусный — невкусный.

Подытожим все, что было сказано об этом разряде имени прилагательного, в таблице.


Особенности качественных прилагательных

Этого достаточно, чтобы без труда определить качественные прилагательные. Но некоторые из них могут поставить в тупик, потому что они хоть и указывают на качество предмета, но не отвечают всем признаками. Возьмем, например, «красный» — какой разряд прилагательных по значению ему можно присвоить? С одной стороны, его стоит включить в группу качественных, но с другой — превосходная степень «самый красный» звучит странно. Все потому, что в каждом правиле есть исключения.

Среди качественных прилагательных есть исключения, которые не имеют степеней сравнения и превосходной формы — это слова, указывающие на постоянный признак предмета или явления. Сюда относятся прилагательные, обозначающие цвет, состояние, форму, социальный статус и некоторые другие характеристики.

Относительные прилагательные

Если качественные прилагательные называют качество существительного, то относительные указывают на его связь с другими предметами и явлениями мира. Они могут говорить о следующих признаках:

  • место нахождения (приморский парк, степной суслик, верхняя полка, речной трамвайчик, сельский житель);
  • фактор времени (зимняя ночь, утренняя газета, вечерняя пора, прошлогодний отчет, октябрьский дождь);
  • материал изготовления (дубовая мебель, янтарные бусы, ягодное пюре, бархатное платье, фарфоровая посуда);
  • действие, вид активности (бегущий человек, подготовительный курс, упавшие листья, прыгающий мяч);
  • назначение (строительный магазин, туристический рюкзак, спальный мешок, спортивный снаряд, счетная палата);
  • количество (метровый шест, рублевая монета, трехлетний ребенок, двузначное число);
  • отношение к лицу или организации (студенческий билет, родительская группа, попечительский совет).

В отдельных случаях можно спутать качественные и относительные прилагательные, которые касаются признаков, имеющих единицы измерения (веса, размера, возраста и т. д.).

Например, определите разряд имен прилагательных: молодой, юный, шестилетний, годовалый.

Если вы подумали, что все они относятся к одному разряду по значению, потому что указывают на возраст — это неправильно. «Молодой» и «юный» будут качественными, а «шестилетний» и «годовалый» — относительными, поскольку содержат информацию о конкретных единицах. Наконец, есть еще один верный способ проверки — поискать превосходную форму.

Если нужно определить, качественное прилагательное или относительное, попробуйте образовать превосходную степень от данного слова. У относительных прилагательных ее нет.

  • старый дуб (старейший) — качественное;
  • столетний дуб (дуб, которому сто лет) — относительное;
  • короткий путь (кратчайший) — качественное;
  • стометровая дорожка (дорожка длиной в сто метров) — относительное.

Все относительные прилагательные образованы от других частей речи с помощью суффиксов. Например:

  • от глаголов — беглый (бежать), летящий (летать), льющийся (литься);
  • от существительных — ежовый (еж), медовый (мед), стальной (сталь).

Этим они отличаются от следующего разряда по значению, в который входят только прилагательные, образованные от имен существительных.

Притяжательные прилагательные

Каждый разряд прилагательных в русском языке связан с каким-либо вопросом, и если в предыдущих случаях это был вопрос «какой/какая/какие?», то данная группа отвечает на вопрос «чей?». Притяжательные прилагательные указывают на принадлежность некому живому существу — человеку или животному. От относительных они отличаются тем, что указывают на конкретного обладателя.

Вопросы Примеры
Чей? Бабушкин плед, папин автомобиль, собачий ошейник.
Чья? Мамина блузка, кошачья еда, птичий щебет.
Чье? Тетино полотенце, Машино яблоко, дочкино одеяло.
Чьи? Дедовы очки, барсучьи лапы, волчьи следы.

Притяжательные прилагательные, как и относительные, не имеют превосходной формы и не сочетаются с наречиями «очень», «самый» и т. д.

У этого разряда есть свои особенности правописания:

  • с частицей «не» они всегда пишутся раздельно: вещи не мамины, следы не медвежьи;
  • если прилагательное образовано от имени собственного при помощи суффикса -ев-, -ов- или -ин-, его следует писать с заглавной буквы: Иванов ремень, Машина заколка;
  • если прилагательное образовано от имени собственного, но имеет суффикс -ск-, оно пишется со строчной буквы: пушкинские вечера, гоголевский юмор.

Как определить разряд прилагательного?

Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:

Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.

Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.

Для качественных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.

Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:

На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.

У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:

Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:

От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:

  • самый яблочный — звучит не очень гармонично,
  • самый ароматный, ароматнейший — звучит хорошо.

Краткая форма есть только у одного прилагательного (ароматен). Образовать абстрактное существительное тоже можно только от одного (ароматность). И с приставкой не- гармонично звучит только одно прилагательное (неароматный).

О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.

  • золотое колье — сделанное из золота,
  • золотой человек — очень хороший, доброжелательный.

Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.

  • Медвежья берлога — чья?
  • Медвежья услуга — какая?
  • Лисья нора — чья?
  • Лисья хитрость — какая?

В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.

Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:

  • Беличья кладовая — чья?
  • Беличья шуба — какая?

В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.

Цели : формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с использованием изобразительных средств.

Метапредметные результаты : умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей;

Предметные результаты : владение литературоведческими терминами (эпитет, олицетворение, метафора), формирование орфографической зоркости;

Личностные результаты : формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале.

Тип урока : комбинированный

I. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Ребята, вы любите праздники? А день рождения это праздник? Давайте мы с вами тоже устроим праздник. А называться он будет "Образность русской речи".

Ребята, вы любите отгадывать загадки?(карточка 1)

1) Прочитайте и отгадайте загадки.

1. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.

2. Красна девица сидит в темнице, а коса наружу.

3. Сложишь — клин, а разложишь — блин.

5. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках.

6. После дождика подружки поселились на опушке. / Шляпки разноцветные — самые заметные.

7. Держусь я только на ходу, / А если стану, упаду (С. Маршак).

8. Растёт она вниз головою, / Не летом растёт, а зимою, / Но солнце её припечёт — / Заплачет она и умрёт (К. Чуковский)

2) Какие загадки удалось разгадать легко, какие вызвали затруднения, а отгадку пришлось искать в материале для справок? Как вы думаете, почему?

Материал для справок: небо, звёзды, месяц; берёзы; морковь; сыроежки; велосипед; антенна; сосулька; зонт.

- Как вы думаете, что означает слово «загадать»?

Слово загадать означает «задумать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения». Загадка всегда имеет скрытый смысл. Без лица в личине — такое меткое определение загадке дал народ. То, что загадано, — лицо, которое скрыто под личиной (маской) — иносказанием, намёком на загаданное. Мать толста, дочь красна, сын-соќл под небеса ушёл — в этой загадке печь уподоблена матери, огонь — дочери, дым — сыну-соколу. Загаданные предметы описаны посредством других, имеющих некоторое сходство с теми, о которых умалчивается.

II. Этап мотивации

1) Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой. (карточка 2)

Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу

валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.

В тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы.

В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пупок;

всего одна рука и та на спине.

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит.

Улей, пчелы, соты

- Ребята, а как создаются загадки?

Человек наблюдает окружающий его мир, внимательно присматривается к отдельным предметам и замечает сходство между ними. На основе этого сходства строится сравнение. А что такое сравнение?

Сравнение - сопоставление двух предметов на основе общего признака.

2) Какие образы использованы в каждой из загадок для того, чтобы намекнуть на загаданное слово? Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет? С помощью каких языковых выразительных средств?

Сравнения, но оно скрытое. Скрытое сравнение в литературоведении называется метафорой.

Метафора основана на сравнении предметов, явлений, свойств, действий и т. д. по некоторым общим признакам. В ней отражаются представления людей об окружающем мире. Думая, например, о течении времени, мы можем сказать: время идёт, время пришло, время летит, хотя знаем, что идти может человек, а лететь птица или самолёт. Конечно, здесь речь идёт о многозначности слова и его переносных значениях.

И в сравнении и в метафоре - сходство.

Чем же отличается метафора от сравнения?

Самое простое отличие продемонстрировано на этом примере:

Лес точно терем расписной.

Лес - терем расписной.

Разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных, называется олицетворением.

III. Этап целеполагания

Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

(Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов, олицетворений)

I V. Этап осмысливания новых сведений

1) Сравните прямое и переносное (метафорическое) значения слова. Укажите, в чём сходство или связь предметов и явлений, обозначенных словами в прямом значении, с предметами и явлениями, обозначенными словами в метафорическом значении.

Лиса (животное) — лиса (о человеке); головка ребёнка — головка сыра; рано проснулся — проснулась совесть; горячий кофе — горячая встреча; сладкая конфетка — сладкая улыбка; серебряное кольцо — серебряный иней; крыло птицы — крыло самолёта; ножка ребёнка — ножка стола; лисий хвост — хвост поезда; женская шляпка — шляпка гриба.

2) Обсудите в паре, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма; цвет; положение; внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка; функции и действия. Запишите словосочетания со словами с переносным значением, распределив их по группам.

3) Составьте словосочетания с приведёнными словами и запишите их. В прямом или в переносном (метафорическом) значении будут использованы выделенные слова?

Светлый — ум, человек, улыбка, чувство, воспоминание, мечты;

тёплый — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, приём, обстановка;

холодный — слова, чувства, отношение, письмо, встреча, атмосфера;

широкий — сердце, взгляд, душа, кругозор;

острый — слух, язык, необходимость; железный — характер, расписание, дисциплина.

Объясните прямое значение выделенных слов. В каждом записанном словосочетании попробуйте заменить имена прилагательные синонимами. В затруднительных случаях воспользуйтесь одним из толковых словарей (в том числе на портале «Словари.ру»).

V. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия

1) Прочитайте фрагменты стихотворений С. А. Есенина. В каких метафорах свойства человека перенесены на неодушевлённые предметы? Какие образы создаются с помощью олицетворений?

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в белой накидке.

2. Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

И холщовый её сарафан.

3. Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зелёной весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

2) Выпишите имена прилагательные, употреблённые в переносном значении. Какие скрытые сравнения лежат в основе переносного значения этих слов? Как называется такое языковое выразительное средство? Какую роль оно выполняет в прочитанных фрагментах?

3) Прочитайте стихотворение Дмитрия Борисовича Кедрина.

Какое впечатление оно на вас произвело?

Какое время года изображено в стихотворении?

Скинуло кафтан зелёный лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

Осень, в шубу жёлтую одета,

По лесам с метёлкою прошлась,

Чтоб вошла рачительной хозяйкой

В снежные лесные терема

Щеголиха в белой разлетайке —

Русская румяная зима!

В чём особенность созданных в стихотворении образов? Обратите внимание на «одежды» каждого времени года.

Отметьте языковые выразительные средства, с помощью которых поэт рисует картину поздней осени. 4) Выучите стихотворение наизусть и запишите его по памяти.

V I . Подведение итогов

- Что делает художественную речь красивой и образной?

- Какие существуют виды тропов? Дайте определение каждого из изученных.

Эпитеты - красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными.

Сравнение - это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность

Метафора - употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

Олицетворение - разновидность художественной метафоры, основанная на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных

Литература – искусство слова. Но, чтобы овладеть этим искусством, нужно много трудиться, совершенствовать и обогащать устную и письменную речь. Этому мы можем научиться у замечательных русских писателей.

V II .Домашнее задание:

1. Используя метафору, придумать загадку про дождь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с метафорой как средством выразительности.

Задачи урока:

активизировать имеющиеся у учащихся знания о средствах выразительности речи;

организовать деятельность учащихся по узнаванию метафор в поэтическом тексте;

показать красоту и выразительные возможности этого тропа;

организовать творческую деятельность по созданию учениками метафоры.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся.

Прочитайте и отгадайте загадки (упр. 37).

Формулировка темы и цели урока

Изучение нового материала

Слово загадать означает «задумать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения». Загадка всегда имеет скрытый смысл. Загаданные предметы описываются другими, имеющими некоторое сходство с теми, о которых умалчивается. Поэтому нередко для обозначения загаданного предмета нередко используется метафора. Но не только. В загадках часто встречаются и другие языковые выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Выполнение упр. 38.

- Какие образы использованы в каждой из загадок для того, чтобы намекнуть на загаданное слово?

- Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет?

- С помощью каких языковых выразительных средств это происходит?

Работа с текстом учебника. Стр. 41-42. Метафора.

Прочитайте текст и отметьте на полях с помощью значков:

«?» – «не понял, есть вопросы»

Сформулируйте и запишите определение метафоры.

Первичное закрепление нового материала

Рождение метафоры. Работа в парах.

Образец: Зеленая листва, как огонь, на деревьях шевелится. – Зеленый огонь шевелится на деревьях.

За окном слышался звук дождя, как будто тихая мелодия.

Осень роняет желтые, как золото, листья.

Золотые листья, как слезы, падают на землю.

Ручей своим движением напоминает бегущего человека.

Работа в парах.

Обсудите в парах, выполняя упр. 39, какой признак в каждом случае положен в основу переносного значения: форма, цвет, положение, внутренние свойства предметов и явлений, их ощущения, восприятие, оценка, функции и действия.

Работа в тетради. Упр. 40.

Запишите те словосочетания, в которых прилагательное потреблено в метафорическом значении.

Работа с текстом упр. 43.

- Как вы понимаете словосочетания мировосприятие человека, эмоционально-оценочная окраска слова, оценочное значение, неотъемлемая часть?

- Как переносное значение слова ласточка доказывает нежное отношение русских к этой птице?

- О чем говорят русские пословицы и поговорки, посвященные ласточке?

- Имеет ли слово ласточка в английском языке такое же переносное значение, как в русском? Какая птица воспринимается англичанами с нежностью?

- Какое переносное значение имеет слово утка в английском и русском языках?

Работа с текстом. Диалог культур. (стр. 46)

- Расскажите об особенностях значения слов собака, орел, гусь в разных языках.

1. Слышалась мелодия дождя.

2. Осень роняет золото листьев.

3. Листья золотыми слезами падают на землю. 4. Ручей весело бежит.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.
2) У дороги застыли вербы в серебряном пуху.
3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.
4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «. и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.
4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
2) Но результат не заставил себя ждать.
3) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили.
4) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида.

4. В какой строчке все словосочетания являются метафорами:

1) бархат зелени, огонь рябины красной, царство леса

2) печь пироги, затрещали голоса, крыло самолёта

3) ехать на поезде, ставить дом, считать мух

5. Где метафора?

1) чернобровая девица 2) часы остановились 3) железное здоровье 4) мелованная бумага

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: