Формы и способы приватизации государственной собственности в рб курсовая

Обновлено: 01.05.2024

Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной. В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ……………………………………………………………… 5
1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации…. 5
1.2. Организация приватизации……………………………………. 11
1.3. Методы и способы приватизации……………………………. 13
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ…………………… 21
ГЛАВА 3. «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» ПРИВАТИЗАЦИИ. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ……………………………………………………………. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….. 48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Приватизация в РБ готовая (1).docx

Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.
Закрытая продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия). Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам. Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий. Безвозмездный метод — это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена. Разновидностью этой модели приватизации является ваучерная приватизация — выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, бонов и т.д.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посреднические финансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае граждане вкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного, законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги. Ваучерная приватизация имела место в России. Необходимо отметить, что использование двух методов приватизации позволяет осуществлять преобразование государственной собственности на основе трех подходов.
Первый основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования. Второй подход основан на безвозмездной или за небольшую плату, прежде всего из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам. Третий подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу. Вместе с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и недостатки.

Возмездный метод приватизации:

· обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает»
действие законов рыночной экономики;

· свидетельствует о заинтересованности покупателя в приобретении собственности и формирует ответственного хозяина;

· уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
· представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
· дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению экономики.

Однако ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы. В то же время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:

· вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную
напряженность, но такое уравнительное распределение не является
«двигателем» рыночной экономики;

· расширяет круг потенциальных собственников из числа не только
производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди
будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым
хозяйствованием или просто «проедят»;

· позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост цен, потери от безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие, более надежные средства социальной защиты людей;

· является быстрым способом раздела и преобразования госсобственности в
частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.
Объекты приватизации могут быть приобретены за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов приватизации собственных и заемных средств. [9]

Безусловно, все эти источники финансовых средств могут использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. Однако в действительности многие предприятия встречаются с серьезными трудностями при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации свидетельствует о том, что основная доля (более 60 %) государственного имущества приватизированных в 1991-1992 годах предприятий была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов; 20 % составило имущество, приобретенное в собственность трудовыми коллективами за время работы на условиях аренды; 15 % — передано безвозмездно. За счет собственных средств граждан и предприятий было выкуплено немногим более 2 % госимущества приватизируемых предприятий. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа кредиты под высокие проценты, расчеты по которым в течение нескольких лет сдерживали развитие их производства.

Был сделан вывод, что без использования безвозмездного метода приватизации, т.е. без привлечения именных приватизационных чеков (как нового источника выкупа), процесс преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов.

Приватизация государственной собственности в настоящее время осуществляется в основном следующими способами:

1. Выкуп арендованного имущества арендным предприятием;
2. Продажа акций, принадлежащих государству;

3. Продажа объектов государственной собственности на аукционе;
4. Продажа объектов государственной собственности по конкурсу;
5. Безвозмездная передача части государственной собственности.
Следует отметить, что на выбор конкретного способа приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий и т.д.

Выкуп арендным предприятием арендованного имущества производится в соответствии с договором о выкупе имущества и может быть использован для объектов малых и средних размеров во всех отраслях народного хозяйства. До 50% стоимости выкупаемого имущества может быть оплачено именными приватизационными чеками, а остальная часть — деньгами по цене на 20% ниже стоимости. Предприятие имеет право на оплату стоимости имущества в рассрочку в течение трех лет с учетом индексации платежей при условии внесения первоначально не менее 30% стоимости на протяжении одного месяца со дня подписания договора купли-продажи. Право собственности на сданное в аренду государственное имущество переходит к новому собственнику после полной оплаты стоимости этого имущества. Если же имущество не выкупается, то по истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия арендное предприятие преобразуется в соответствии с законодательством в открытое акционерное общество или же в установленном порядке возвращает это имущество арендодателю.
Способ продажа акций, принадлежащих государству. Так, например, разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем создания государственного открытого акционерного общества. Акционирование целесообразно для предприятий крупного и среднего размеров с высокой ликвидностью производимой продукции, наличием экспортного потенциала. Оно возможно в различных отраслях промышленности, в строительстве, на крупных предприятиях автотранспорта и объектах торговли, общественного питания и сферы услуг (универмагов, ресторанов, гостиниц и т.п.). После создания государственного ОАО начинается процесс приватизации, т.е. государство продает акции первой эмиссии работникам данного предприятия и другим субъектам приватизации. Продажа акций открытых АО за деньги включает:
· продажу акций на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной
стоимости) членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам в
течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций, но не позднее восьми месяцев со дня принятия решения о создании ОАО. Стоимость этих акций не может превышать 100 минимальных заработных плат на одного покупателя;

· конкурсную продажу акций юридическим и физическим лицам, которые
представили инвестиционные предложения по развитию открытого
акционерного общества, на конкурсах и аукционах.
Под обменом акций на именные приватизационные чеки «Имущество» понимается безвозмездная передача акций членам трудовых коллективов преобразованных предприятий и приравненных к ним лицам за имеющиеся у них чеки. Акции, приобретенные у государства за денежные средства на льготных условиях и в обмене на именные приватизационные чеки «Имущество», не могут быть отчуждены в течение периода безвозмездной приватизации.
Продажа государственного имущества по конкурсу или на аукционе целесообразна для средних и малых предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг, а также для небольших промышленных и строительных предприятий.

Продажей объекта госсобственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

Продажей объекта госсобственности по конкурсу является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

При продаже на аукционе с условиями и (или) по конкурсу предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, начальная цена на такой объект устанавливается в размере одной минимальной заработной платы. Собственник приватизированного таким образом объекта обязан в установленном порядке погасить задолженность перед государством и иными кредиторами, сохранить определенное число рабочих мест, обеспечить производственно-хозяйственную деятельность предприятия и выполнить другие условия договора купли-продажи этого объекта.
Долю государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам той или иной страны в процессе приватизации, определяет государство в лице высшего исполнительного органа, Президента и т.д. Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется квотами — жилищной и на имущество. Безвозмездно приобретают имущество и члены трудовых коллективов, совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов. Кроме этого, безвозмездно передаются в пользование новому собственнику приватизируемого предприятия объекты социальной инфраструктуры (жилые дома, детские дошкольные учреждения, профилактории, стадионы и т.д.), находящиеся на балансе предприятия, без права распоряжения и с условием сохранения их целевого использования.
Большинство из названных способов приватизации уже широко использовались в практике преобразования отношений собственности, но предполагается, что в перспективе основными будут — продажа акций государственных открытых акционерных обществ и госимущества на аукционе и по конкурсу. [9]

Сущность, способы и формы разгосударствления. Сущность, цели и основные принципы приватизации. Финансовые источники средств для приватизации государственной собственности и способы приватизации. Итоги приватизации государственной собственности в РБ.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.02.2012
Размер файла 48,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проданы на торгах как имущественные комплексы три предприятия: УП «Дзержинская текстильная фабрика»; КУП «Узденская швейная фабрика»; КТУП «Алеся» (Витебск).

По решениям главы государства в 2009 году осуществлено две сделки по отчуждению принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ: 835.503.963 штук акций ОАО «БПС-Банк» проданы по цене 280,753 млн. долларов США (покупатель - Сбербанк России); 5.093 штук акций ОАО «Борисовбытспецсервис» проданы по цене 82,5 млн. рублей (приобретены самим обществом).

Фактические поступления в республиканский бюджет доходов от использования и реализации имущества, находящегося в республиканской собственности, в 2009 году составили 3 трлн. 646,7 млрд. рублей, что составило 129,6% от запланированных на год поступлений, в том числе: от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений - 489,1 млрд. рублей; дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности - 284,1 млрд. рублей; поступления от сдачи в аренду - 57,3 млрд. руб.; от реализации государственного имущества - 2 816,2 млрд. рублей.

За прошедший год в местные бюджеты от использования и распоряжения имуществом, находящемся в коммунальной собственности, поступило свыше 113 млрд. рублей, в том числе: Брестская область - 20,3 млрд.; Витебская - 7,6 млрд.; Гомельская - 9,4 млрд.; Гродненская - 21,2 млрд.; Минская - 11,4 млрд.; Могилевская - 13,4 млрд.; г. Минск - 30,3 млрд. рублей [14].

Фонд государственного имущества Беларуси в 2010 году намерен выработать подходы к формированию трехлетних планов приватизации на 2011-2013 годы.

Поставлена задача подготовить проект постановления правительства, утверждающий план приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, на 2011-2013 годы. Также будет составлен перечень открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже на 2011-2013 годы [13].

За более чем десятилетний период проявились как положительные, так и отрицательные итоги разгосударствления и приватизации. К положительным итогам можно отнести:

· начался и продолжается процесс формирования многоукладной экономики с различными формами собственности и видами предприятий;

· новый, более динамичный и эффективный характер приобрели взаимоотношения между предприятиями: на смену директивам и указаниям из центра приходят самостоятельные контакты на взаимном интересе и выгоде;

· изменились отношения между предприятиями и банками, основывающиеся в рыночной экономике на самостоятельности, самоокупаемости, с повышением рисков в кредитной политике;

· сложились новые отношения предприятий с госбюджетом, так как серьезно меняются источники финансирования предприятий: от безвозвратных бюджетных субсидий и дотаций до кредитов на принципах возвратности, платности, срочности;

· новую роль приобрели страховые учреждения, которые работают на свой коммерческий риск.

К отрицательным моментам разгосударствления и приватизации можно отнести:

· разгосударствление и приватизация сами по себе не привели к подъему национальной экономики;

· они длятся дольше намеченных сроков;

· общество оказалось не готово к приватизации гласной и под контролем на начальных стадиях этого процесса;

· иностранные инвесторы составили небольшой удельный вес в приватизации [12, с. 97-105].

В заключение работы можно сказать, что приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований.

В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она - следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Существует несколько способов приватизации:

· первый способ - бесплатная передача государственного имущества (низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией). Недостатками этого способа являлись:

- различная фондооснащенность отраслей и регионов природными ресурсами, а это - различные начальные условия для трудовых коллективов;

- бесплатное получение имущества, которое не превращает работника в хозяина;

· второй способ - распродажа имущества (пополнение госбюджета, ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежной системы). Недостатками этого способа является нехватка средств у населения, бесплатная передача части стоимости по чекам «Жилье» и «Имущество».

Способы приватизации - это выкуп арендованного имущества арендным предприятием; продажа акций, принадлежащих государству; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объектов государственной собственности по конкурсу; безвозмездная передача части государственной собственности.

Объектами приватизации выступают государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами приватизации (покупателями государственной собственности) могут быть: граждане Республики Беларусь; юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; иностранные инвесторы; лица без гражданства; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий.

Всю работу по приватизации государственной собственности возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов.

Список источников

разгосударствление приватизация собственность государственный

1. Государственная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в республике Беларусь.

3. Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». - «Звязда» от 16.02.1993 г.

4. Карпей Т.В. Экономика, организация и планирование промышленного производства. - Минск, 2004, с. 42-54.

5. Кирюхин К.С. Актуальные проблемы российской экономики. - Аналитический вестник Совета Российской Федерации. - 2002. - №7 (163). - стр. 38.

6. Основы приватизации: учебно-методическое пособие. В.П. Павловская, Л.П. Булыгина. - Брест, 2004, с. 21-38.

9. Приватизация и акционирование: сборник нормативных документов. - Минск, 1996 г.

11. Радыгин А. Приватизация в России и Восточной Европе. - Власть, 1997 г.

12. Ракова Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты. - Белорусский экономический журнал, №3, 2001 г., с. 97-105.

15. Экономическая теория: пособие для преподавателей, аспирантов и студентов. Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Минск, 2002, с. 56-66.

Форма приватизации - это организация процесса передачи физическим лицам и организациям права собственности на объекты, принадлежащие государству. Нормы Закона о приватизации предусматривают только одну форму осуществления приватизации - продажа государственной собственности.Вместе с тем в качестве переходных положений Закона о приватизации также предусмотрена такая форма приватизации как безвозмездная передача гражданам части государственной собственности.

Цельбезвозмездной приватизации части государственной собственности только гражданам Республики Беларусь - обеспечение социального равенства на часть государственной собственности, возникшей во время СССР. Государственная собственность создавалась трудом всех граждан Республики Беларусь, однако первоначальный капитал для ее приобретения был не у всех. При исключительно возмездной приватизации государственная собственность была бы продана ограниченному кругу лиц, что противоречит принципу социальной справедливости. Поэтому концепция приватизации в Беларуси первоначально была основана на принципе сочетания возмездной и безвозмездной передачи государственной собственности. Доля граждан в государственной собственности, передаваемой безвозмездно, определялась квотами, установленными в соответствии с нормами Закона о приватизации и Закона о приватизационных чеках.

Для реализации права использования квот гражданам выдавались на сумму, соответствующую их квоте, приватизационные чеки «Имущество».

Приватизационный чек- государственная ценная бумага, свидетельствующая о праве ее владельца на долю в приватизируемой государственной собственности и выражающая размер этой доли.

В соответствии со статьей 32 Закона о приватизации до окончания срока обращения именных приватизационных чеков «Имущество» их обмен осуществляется на акции открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности до 1 января 2011 года. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1февраля 2016 г. № 79 срок обращения именных приватизационных чеков «Имущество» продлен до 1 июля 2019 г.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» граждане Республики Беларусь могут использовать выданные им лично чеки «Имущество» для обмена на принадлежащие государству акции, а также продавать, передавать в распоряжение доверенных лиц, завещать, наследовать.

Право обмен чеков «Имущество» на акции имеют:

- работники акционерных обществ и приравненные к ним лица – в первоочередном порядке в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций на основании списков, составленных комиссией по преобразованию предприятия в открытое акционерное общество;

- граждане Республики Беларусь - через обособленные подразделения ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» в установленном порядке.

Способы приватизации, т.е. конкретные приемы передачи функций управления либо права собственности на объекты, принадлежащие государству, определены нормами ст. 4 Закона о приватизации. Приватизация осуществляется путем продажи:

- акций (долей в уставных фондах) на аукционе;

- акций (долей в уставных фондах) по конкурсу;

- предприятий как имущественных комплексов на аукционе;

- предприятий как имущественных комплексов по конкурсу;

- акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

Продажа объекта приватизации без проведения аукциона (конкурса) осуществляется в случае продажи акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Продажа объектов приватизации осуществляется на открытых аукционах (конкурсах) только за денежные средства.

Продажа на аукционе – это такой способ приватизации, при котором объекты государственной собственности продаются по правилам аукционных торгов. Существует два вида аукционов:

1. с условиям, когда требуется выполнить определенные условия (сохранение рабочих мест, назначения и профиля объекта исторического характера объекта);

2. без условий.

Продажа по конкурсу – это такой способ при к котором покупатель определяется на основе конкретного отбора. После оплаты покупатель становиться собственником. Это способ когда от покупателя требуется выполнение каких-либо условий, по дальнейшему использованию предприятия. Чаще всего в качестве критерия используется бизнес-план, определяющий развитие предприятия.

Участвовать в аукционах (конкурсах) по продаже объектов приватизации имеют право субъекты приватизации.

Орган приватизации устанавливает размер задатка (не более 10 процентов от начальной цены продажи объекта приватизации), принимает заявления на участие в аукционе (конкурсе), создает комиссию по проведению аукциона (конкурса) по продаже объектов приватизации. Комиссия по проведению аукциона (конкурса) по продаже объектов приватизации определяет участника, выигравшего торги, и оформляет протокол о результатах аукциона (конкурса) по продаже объекта приватизации (далее – протокол).

Аукцион считается несостоявшимся, если:

- заявление на участие в аукционе подано только одним участником;

- для участия в аукционе не было подано ни одного заявления;

- на аукцион явился один из участников или ни один из участников не явился.

Аукцион признается нерезультативным в случае, если в ходе аукциона ни один из участников не выразил желания приобрести объект приватизации по объявленной аукционистом цене.

Участником, выигравшим аукцион, признается участник, который предложил в ходе аукциона наиболее высокую цену за объект приватизации.

В случае, если аукцион признан несостоявшимся в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним участником, объект приватизации продается этому участнику при его согласии по начальной цене продажи, увеличенной на 5 процентов. Комиссией по проведению аукциона по продаже объектов приватизации оформляется протокол о продаже объекта приватизации этому участнику.

Порядок проведения конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя и случаи его проведения определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1929 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества».

Орган приватизации принимает заявления на участие в конкурсе, создает комиссию по проведению конкурса. Комиссия по проведению конкурса определяет участника, выигравшего конкурс, и оформляет протокол о результатах конкурса по выбору другого, кроме государства, учредителя.

Конкурс считается несостоявшимся, если:

- заявление на участие в конкурсе подано только одним участником;

- для участия в конкурсе не было подано ни одного заявления;

- на конкурс явился один из участников или ни один из участников не явился.

Конкурс признается нерезультативным в случае, если из поданных участниками конкурса предложений по условиям конкурса этим условиям не соответствуют предложения ни одного из участников конкурса.

Участником, выигравшим конкурс, признается участник, все предложения которого по заключению комиссии по проведению конкурса соответствуют условиям конкурса или содержат лучшие условия по сравнению с условиями конкурса.

При поступлении заявления на участие в конкурсе от одного участника и соответствии его предложений условиям конкурса продажа объекта приватизации этому лицу производится на предложенных им условиях. Комиссия по проведению конкурса по продаже объектов приватизации рассматривает предложения этого участника, дает заключение о соответствии либо несоответствии его предложений условиям конкурса и в случае соответствия его предложений условиям конкурса оформляет протокол о продаже объекта приватизации этому участнику.

В случае признания аукциона (конкурса) нерезультативным или признания аукциона (конкурса) несостоявшимся по вышеуказанным основаниям, или отказа единственного участника аукциона (конкурса) от приобретения объекта приватизации может быть проведен повторный аукцион (конкурс).

Участник, выигравший аукцион (конкурс), и комиссия по проведению аукциона (конкурса) по продаже объекта приватизации в день проведения аукциона (конкурса) подписывают протокол.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

1 Понятие разгосударствление и приватизации государственной собственности. Основные принципы проведения приватизации.

2 Объекты и субъекты приватизации.

3 Формы и способы разгосударствления и приватизации. Порядок приватизации.

Одним из направлений изменения экономического уклада общества и реформирования экономики является ее разгосударствление, т.е. процесс формирования экономики, основанной на использовании нескольких форм собственности при одновременном освобождении субъектов хозяйствования от прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Наиболее важными условиями перехода к социально ориентированной рыночной экономике является разгосударствление и приватизация государственной собственности.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в настоящее время в республике имеют место две формы собственности: государственная (коммунальная и республиканская) и частная.

Государственная собственность как экономическая категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. Реализация государством правомочий собственника обладает особенностями, обусловленными спецификой участия государства в гражданском обороте. В большинстве случаев такие правомочия реализуются им через законодательную деятельность государственных органов, в процессе которой они устанавливают порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. Вместе с этим государственные органы в пределах своей компетенции обладают правомочиями по созданию государственных юридических лиц, их реорганизации и ликвидации, наделению их имуществом с правами самостоятельного хозяйствования.

Однако, как продемонстрировал опыт недавней истории, часто государство не может эффективно использовать определенное имущество либо обеспечить его сохранность. В таких случаях, чтобы избежать негативных последствий неэффективного управления и пользования собственностью, осуществляется разгосударствление имущества - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функции непосредственного управления хозяйствующими субъектами. В отличие от разгосударствления, приватизация – это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Таким образом, в результате разгосударствления, в отличие от приватизации, не происходит смены собственника, поскольку государство дает физическим и юридическим лицам только право на участие в управлении субъектами хозяйствования.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

Правовые основы разгосударствления и приватизации в республике, а также правила и порядок приватизации объектов, находящихся в государственной собственности определяются Законом Республики Беларусь от 19.01.1993 г. "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь".

Основными принципами проведения приватизации в Республике Беларусь, установленными в данном Законе, являются:

- сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;

- право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;

- дифференциация методов, форм и процедур приватизации;

- разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;

- предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;

- обеспечение широкой гласности процесса приватизации;

- постепенность и поэтапность;

Основные принципы приватизации реализуются Государственной программой разгосударствления и приватизации, утвержденной Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г., которая определяет стратегию развития процесса преобразования отношений собственности, задачи, приоритеты, ограничения и порядок разгосударствления и приватизации объектов, которые находятся в государственной собственности за исключением жилищного фонда и земли.

Переход к рыночной экономике требует специальной экономической подготовки не только персонала предприятий, организаций, учреждений, но и широких слоёв населения. Особое значение изучение проблем переходного периода имеет для специалистов экономического профиля, решающих вопросы трансформации национальной экономики. В переходном периоде возникают такие новые явления, как разгосударствление и приватизация предприятий. Изучение этих вопросов приобретает особую актуальность в связи с расширением масштабов реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является выявление сущности приватизации, ее целей, методов, подведение итогов и определение проблем приватизации и разгосударствления государственной собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ………………………………………………………………. 5
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации………………..5
1.2 Организация приватизации……………………………………………..7
1.3 Методы и способы приватизации……………………………………..12
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………. ….16
2.1 Разгосударствление – основное содержание преобразований собственности………………………………………………………………..…..16
2.2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности………….19
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ…………………………………………………………………. 23
3.1 Проблемы приватизации……………………………………………….23
3.2 Итоги приватизации…………………………………. ……………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ.doc

Приватизация в Беларуси началась в 1991 году с принятием Советом Министров постановления №360 «О разгосударствлении экономики и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» и других нормативных документов по преобразованию государственной формы собственности. Уже в 1991 г. было преобразовано 19 предприятий республиканской и 42 коммунальной собственности [12, с. 256].

При этом только три предприятия были преобразованы в открытые акционерные общества, в то время как остальные государственные предприятия тем или иным способом выкупались. Для проведения приватизации в 1992 г. создан Комитет по управлению госимуществом.

В 1993 году начался активный процесс реформирования государственной собственности. Новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране, а к средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество».

В последующие годы принимались новые нормативные акты, которые значительно изменили отношение к приватизации со стороны руководителей предприятий, трудовых коллективов и населения, с одной стороны, и действующие формальные процедуры по трансформации собственности – с другой.

Ввиду изменения отношения правительства к приватизации и желания контролировать все материальные и финансовые потоки в стране, после 1996 г. процесс приватизации и акционирования резко замедлился.

Согласно оценке Европейского банка реконструкции и развития, в 2011 г. доля продукции, произведенной принадлежащими государству или предприятиями, контролируемыми государством, составила 70 % ВВП Беларуси. Этот показатель почти в два раза выше, чем у России и других стран-соседок.

В течение длительного периода времени выбранная экономическая модель в Беларуси делала акцент на механизме государственного регулирования и предпочитала государственную форму собственности. Конкурентоспособность экономики Беларуси поддерживалась огромными субсидиями из России. До 2007 г. Беларусь могла развиваться довольно быстрыми темпами, без каких бы то ни было структурных реформ и, следовательно, процесс приватизации игнорировался [3, с. 18].

Фактически, были проданы только семь из этого списка и два дополнительных предприятия.

В 2011 г. была объявлена новая программа приватизации для 244 государственных предприятий на 2011 – 2013 гг. В соответствии с этой программой правительство запланировало продать 180 малых и средних предприятий в 2011 г. В действительности только 39 предприятий из нового списка были проданы за общую сумму приблизительно USD 43 млн., 893 существующих предприятий были проданы за общую сумму USD 21 млн. и 50 % Белтрансгаза – белорусская газовая инфраструктура и транспортная компания – за USD 2.5 млрд.

В начале 2012 г. появился дополнительный список 19 больших государственных предприятий, которые должны быть приватизированы в 2012 г.

В конечном итоге, в марте 2012 Президентом было принято решение о том, что любое государственное предприятие может быть приватизировано, при условии, что инвестор предлагает высокую цену за активы, что означает, что инвестор готов выполнить экономические и социальные требования (среди прочего увеличение производственных мощностей и никаких временных увольнений в течение первых нескольких лет). Согласно закону о приватизации, любое соглашение о приватизации свыше суммы USD 50.000 должно быть принято Президентом.

Таким образом, в Беларуси уже нет плана приватизации и перечней продаваемых предприятий, можно приватизировать любое предприятие, если есть инвестор, определена цена объекта. В настоящее время готовятся проекты распоряжений Президента по продаже акций некоторых предприятий на аукционах и конкурсах. До конца текущего года ряд объектов планируется выставить на продажу. За более чем десятилетний период проявились как положительные, так и отрицательные итоги разгосударствления и приватизации. К положительным итогам можно отнести:

  • начался и продолжается процесс формирования многоукладной экономики с различными формами собственности и видами предприятий;
  • новый, более динамичный и эффективный характер приобрели взаимоотношения между предприятиями: на смену директивам и указаниям из центра приходят самостоятельные контакты на взаимном интересе и выгоде;
  • изменились отношения между предприятиями и банками, основывающиеся в рыночной экономике на самостоятельности, самоокупаемости, с повышением рисков в кредитной политике;
  • сложились новые отношения предприятий с госбюджетом, так как серьезно меняются источники финансирования предприятий: от безвозвратных бюджетных субсидий и дотаций до кредитов на принципах возвратности, платности, срочности;
  • новую роль приобрели страховые учреждения, которые работают на свой коммерческий риск.

Отрицательным моменты разгосударствления и приватизации:

  • разгосударствление и приватизация сами по себе не привели к подъему национальной экономики;
  • они длятся дольше намеченных сроков;
  • общество оказалось не готово к приватизации гласной и под контролем на начальных стадиях этого процесса;
  • иностранные инвесторы составили небольшой удельный вес в приватизации [9, с. 54].

Приватизация – это переход государственной собственности в частные руки и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально – экономических преобразований [10, с. 93].

В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

Приватизация является основанием экономической и политической трансформации. Без обширной частной собственности невозможно построить рыночную экономику и демократическое общество. В большой степени передача государственной и муниципальной собственности в частные руки ответственна за рост эффективности экономических реформ. Проведенные исследования в области приватизации, реструктурирования предприятий и корпоративного управления подчеркивают приоритетную важность приватизации для успешного протекания рыночных реформ [21, с. 115].

Сама по себе приватизация не является панацеей, нет никакой зависимости между долей частного сектора в экономике и экономическим процветанием. В дополнение к приватизации развитие рыночной экономики нуждается в макроэкономической стабилизации, микроэкономической либерализации и структурных реформах [20, с. 71].

Приватизация в белорусской экономике, которая находится все еще во власти государственного сектора, может действительно быть важным инструментом улучшения эффективности и производительности, а также повышения конкуренции. Но приватизация должна сопровождаться рядом институциональных реформ, нацеленных на создание сильного и здорового частного сектора в Беларуси, которые позволят ей продвигаться к международной конкурентоспособной экономике.

За всю историю приватизации в Республике Беларусь основным способом является преобразование государственной организации в открытое акционерное общество (55,8 % от общего количества приватизированных объектов). Продажа государственных предприятий на аукционе составила 20,3 % от общего количества, выкуп арендуемого имущества арендной организацией – 14,9 %, продажа по конкурсу – 8,9 %, доля иных методов приватизации занимает менее одного процента в общем количестве приватизированных объектов.

С 1991 по 2012 год из республиканской собственности на конкурсах было продано 17 предприятий и 9 – на аукционе. Еще 161 республиканское предприятие было выкуплено арендной организацией.

Новый этап приватизации начался в 2008 году, когда были внесены изменения в декрет «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности Республики Беларусь» от 1998 года. Планировалось, что Совет Министров будет утверждать трехлетние планы по приватизации и акционированию предприятий, которые будут продаваться на конкурсах и аукционах.

Но такой план продержался лишь первые три года. В текущем году Президентом Беларуси были отменены приватизационные списки. В результате в Беларуси любое предприятие может быть приватизировано.

Таким образом, эффективная политика приватизации не может быть осуществлена без четкого представления о ее целях. Самым важным в списке целей должен быть стратегический пункт, такой как реструктурирование экономики, увеличение ее эффективности [13, с. 200].

Осуществление приватизации позволяет создать более комфортные условия для привлечения инвестиций, развития предприятий, а значит, в конечном итоге, несет выгоду и для потребителей. В Республике Беларусь основным способом приватизации является преобразование предприятий республиканской и коммунальной собственности в открытые акционерные общества. В 2011 – 2013 гг. такие преобразования будут проводиться согласно преобразованному плану Совета Министров от 01.10.2012 г.

В Беларуси приватизация имеет необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Формы и методы приватизации могут быть различными. Но принципы и цели не меняются. При проведении разгосударствления и приватизации определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований государственной собственности. Приватизация только тогда даст результат, когда затронет всю глубину производственных отношений, а не только их внешние, находящиеся на поверхности, проявления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Базылев, Н. И. Экономическая теория: учебник / Н. И. Базылев, С. П. Гурко; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2001. – 637 с.

3 Гапеева, О. П. Приватизация и частное предпринимательство в Беларуси – возможности международного сотрудничества / Гапеева О. П. // Европейский диалог с белорусским обществом о модернизации: материалы Варшавской конференции, Варшава, 16 апр. 2012 г. / Варшава, 2012. – 22 с.

4 Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. – Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. – 784 с.

5 Кажуро, Н. Я. Основы экономической теории: учеб. пособие / Н. Я Кажуро. – Минск: Мисанта, 2003. – 672 с.

6 Кузнецова, О. Три цели приватизации / О. Кузнецова // Экономическая газета. – 2011. – 18 февр. – С. 1.

7 Курс экономической теории: учебн. пособие / А. В. Сидорович [и др.]; под общ. ред. А. В. Сидоровича. – 2-е изд., Москва: Дело и Сервис, 2001. – 380 с.

8 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для вузов / И. М. Лемешевский. – 3-е изд. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 702 с.

9 Лобкович, Э. И. Экономическая теория: системный курс: учебн. пособие / Э. И. Лобкович. – Минск: Новое знание, 2000. – 661 с.

10 Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе – 2-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 240 с.

11 Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] – 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева – Минск: БГЭУ, 2000. – 214 с.

12 Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко [и др.]; под общ. ред. Л. П. Зеньковой – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.

13 Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева – Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511 с.

14 Микро- и макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Книжный дом Мисанта, 2004. – 224 с.

15 О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2010 г., № 172-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

16 О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4. – Минск: Амалфея, 2010. – 11 с.

17 О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г., № 2103-XII // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

18 Павловская, В. П. Основы приватизации: учебно-методическое пособие / В.П. Павловская, Л.П. Булыгина; под ред. В. П. Павловской. – Брест, 2004. – 100 с.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: