Какие виды поиска судебных решений представлены в гас правосудие

Обновлено: 28.04.2024

Л.А.Юхневич,
директор Федерального государственного унитарного
предприятия «Научно-исследовательский институт «Восход»

В последнее время вряд ли можно найти хотя бы одного квалифицированного российского судью, который бы не слышал о ГАС «Правосудие». Что же это такое?

Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» -это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Она будет обеспечивать информационную и технологическую поддержку судопроизводства на принципах поддержания баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и ограничениями на распространение информации.

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены задачи формирования единого информационного пространства, реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. Именно этой программой было предусмотрено создание ГАС «Правосудие» в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

В начале 2004 года Судебным департаментом был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание системы. Победителем стал наш институт - ведущий государственный системный интегратор в сфере информационных технологий, создавший не одну крупную автоматизированную систему государственного значения (наиболее известная разработка ФГУП НИИ «Восход» - ГАС «Выборы»).

Создание ГАС «Правосудие» должно способствовать достижению следующих целей:

    поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества судебных документов;
  • сокращение сроков рассмотрения дел и жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи;
  • повышение эффективности судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики ;
  • повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний;
  • повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел;
  • обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации;
  • обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике;
  • обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории;
  • повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности; обеспечение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее предоставления;
  • создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента;
  • обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности;
  • повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России;
  • создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие»;
  • обеспечение вхождения в информационное пространство системы органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями – Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.

С учетом многообразия и масштабности задач и целей ГАС «Правосудие» и спроектирована как система, имеющая многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и Системы судебного департамента. Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды, где устанавливаются специализированные программно-технические комплексы. Разрабатываются и модернизируются 27 функциональных и обеспечивающих подсистем.

Например, «Судебное делопроизводство и статистика» –это подсистема, обеспечивающая автоматизированное судебное делопроизводство, документооборот и ведение электронных архивов судебных дел, баз данных по судимости, а также сбор, контроль, обработку, хранение, анализ и представление данных судебной статистики. В подсистему входит технологическое обеспечение записи протоколов судебных заседаний, включая автоматизированную звукозапись хода судебного заседания и архивацию материалов.

«Банк судебных решений (судебной практики)» – подсистема автоматизированного сбора и анализа решений судов, систематизации сведений о прецедентах судебных решений, аналитической обработки и тиражирования обобщенных данных судебной практики, оперативного обмена этими данными между судами разных инстанций.

«Право» – подсистема, обеспечивающая доступ к правовой информации и юридическим изданиям в электронном виде, поддержание правовых баз в актуальном состоянии, информирование судей, судейских коллегий и органов Судебного департамента о правовых нормах и результатах обобщения судебной практики.

«Финансы» – подсистема, автоматизирующая процессы бухгалтерского учета и отчетности, обработку оборотных балансов и формирование сводной отчетности судов и органов Судебного департамента. Ведение баз данных для задач экономического анализа и прогнозирования различных ситуаций. Подсистема включает в свой состав средства учета выделенного объема финансирования, расчета заработной платы, формирования бюджета и контроля его исполнения.

«Кадры» – подсистема автоматизации деятельности кадровых органов Судебного департамента и судов, учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и фактическом кадровом составе.

«Видеоконференцсвязь» – подсистема, обеспечивающая рассмотрение в судах кассационных и иных жалоб с использованием технологии видеоконференцсвязи.

«Документооборот» – подсистема, обеспечивающая автоматизацию процессов делопроизводства, документооборота и ведения архива с документальным оформлением каждого этапа жизненного цикла документа.

«Ведомственная статистика Судебного департамента» – подсистема, обеспечивающая автоматизированный сбор, контроль, обработку, формирование и хранение данных ведомственной статистики Судебного департамента, формируемых из баз данных функциональных подсистем Судебного департамента и его территориальных органов, в том числе аналитических материалов.

«Обучение» – подсистема, предназначенная для информационной и технической поддержки процессов разработки и реализации программ профессионального образования кадров с использованием компьютерных средств дистанционного обучения.

«Обращения граждан» – подсистема автоматизированной регистрации сведений о предложениях, жалобах, заявлениях граждан (организаций и учреждений), постановки их на контроль, анализа своевременного рассмотрения поступающих предложений, жалоб и заявлений, формирования справок и статистических материалов о работе с обращениями граждан.

«Недвижимость» – подсистема учета, контроля и управления недвижимостью. В подсистеме организуется автоматизированный учет объектов недвижимости судов и органов Судебного департамента в зависимости от необходимых данных, обновляемых и пополняемых по мере изменения информации об объектах недвижимости.

И, пожалуй, особое место занимает подсистема «Судейское сообщество», обеспечивающая учет, систематизацию и автоматизированную обработку информации для органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации). Решение о создании этой подсистемы было принято с учетом значения деятельности органов судейского сообщества для всей судебной системы России. «Судейское сообщество» объединит информационные ресурсы всех регионов и даст возможность органам судейского сообщества публиковать сведения о своей деятельности, которые будут располагаться в одном месте, интегрированы между собой, использовать единую поисковую систему и, как следствие, представляют собой наиболее удобный информационный ресурс.

В него войдут важнейшие разделы:

Помимо функциональных подсистем в ГАС "Правосудие" включены несколько типовых функциональных и обеспечивающих подсистем:

  • Интернет-портал;
  • подсистема отображения информации коллективного пользования;
  • подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания и некоторые другие.

Учитывая важность безотказной и эффективной работы всей системы и потенциальные угрозы, в ГАС «Правосудие» предусмотрена реализация трехконтурной системы безопасности. В ней будут присутствовать три информационных контура безопасности –публичный, ведомственный и защищенный.

Информационная связность публичных контуров безопасности обеспечивается через Интернет посредством электронной почты и web-сервисов.

Открытая информация циркулирует между всеми контурами: публичным, ведомственным и защищенным. Обмен информацией через Интернет осуществляется только из публичного контура через межсетевые экраны.

Информация ограниченного распространения циркулирует между ведомственным и защищенным контурами. Обмен информацией происходит через специально создаваемую ведомственную среду взаимодействия, то есть наложенную на существующие каналы связи защищенную сеть.

Информация, составляющая государственную тайну, циркулирует только между защищенными контурами.

Создание и внедрение ГАС «Правосудие» проходит в три основных этапа с соблюдением всех государственных норм и стандартов создания автоматизированных систем.

На первом этапе (вторая половина 2004 года) ФГУП НИИ «Восход» было проведено обследование состояния информатизации судебной системы, подготовлены и согласованы с Судебным департаментом частные технические задания (ЧТЗ) на все 27 подсистем, создана опытная зона для отработки научно-технических решений. По результатам отработки технических решений подготовлен технорабочий проект, по которому создаётся система.

Для регионов в 2004 году заметным сигналом о создании ГАС «Правосудие» стали осуществляемые ФГУП НИИ «Восход» и созданной им кооперацией из почти 40 ведущих российских предприятий в сфере информатизации мероприятия по развёртыванию нескольких тысяч рабочих мест в локальных вычислительных сетях судов и управлений Судебного департамента, поставка технических средств (персональные компьютеры и сервера для последующего внедрения).

После утверждения технорабочего проекта основными работами второго этапа (2005 год) стали разработка специального программного обеспечения большинства подсистем ГАС «Правосудие», продолжение развёртывания локальных вычислительных сетей и поставка технических средств для последующего внедрения. Кроме этого будет поставлено лицензионное программное обеспечение – системы управления базами данных, пакеты офисных программ, антивирусные программы и некоторые другие.

В 2005 году будет также решена задач полного охвата судов уровня субъекта РФ подсистемой видеоконференцсвязи: запланирована установка 50 комплектов видеоконференцсвязи.

На третьем этапе (2006 год) произойдёт завершение работ по созданию специального программного обеспечения ГАС «Правосудие» и полномасштабное внедрение системы, после чего состоятся приёмочные испытания.

Все это время будет проводится обучение работников судов и управлений Судебного департамента на базе Научно-учебного центра ФГУП НИИ «Восход» с привлечением региональных учебных центров, где планируется обучить до 5 тысяч человек.

Мы убеждены, что создание и внедрение ГАС «Правосудие» будет для каждого суда и каждого судьи России означать новые эффективные возможности осуществления скорого и справедливого правосудия.

Законодательство РФ позволяет узнать решение суда по фамилии. Посмотреть необходимые сведения можно, не покидая дома. Потребуется только выход в интернет и фамилия одной из сторон.

Законодательство РФ позволяет узнать решение суда по фамилии. При этом пользователями информации по судебным решениям могут выступать не только участники процесса, но и другие заинтересованные лица. Посмотреть необходимые сведения можно, не покидая дома. Потребуется только выход в интернет и фамилия одной из сторон.


Как узнать решение суда в РФ по фамилии

Некоторые участники судопроизводства в силу определенных обстоятельств не могут являться на заседания. Особенно такая практика распространена при рассмотрении дел о расторжении брачных отношений. Неявка одной из сторон не является поводом для отказа в рассмотрении иска. Перенести заседание суд может. Но если ответчик либо истец не явится на последующие заседания, то приговор будет вынесен без присутствия заинтересованного лица. Известны случаи, когда вердикт выносился без истца и ответчика.

Период рассмотрения дел в настоящее время не превышает 2 месяцев. В исключительных ситуациях суд продлевает судебные разбирательства еще на 30 дней. По истечении данного срока по делу будет вынесено решение. При этом не имеет значения, присутствовали ли стороны на разбирательствах или нет.

Существует несколько способов, которыми ответчик (истец) либо иные заинтересованные граждане узнают необходимые сведения:

  1. Личное присутствие на судебных разбирательствах. После их окончания судья вынесет решение по делу и ознакомит с ним всех присутствующих в зале заседания. Но в определенных случаях участники процесса не могут явиться в суд. В этом случае судебное решение на бумажном носителе высылается почтой отсутствующей стороне. Но такой вариант получения информации актуален лишь для участников процесса.
  2. Гражданин, не участвующий в деле, может обратиться в судебную канцелярию за копией судебного решения. Для этого потребуется не только фамилия участников, но и местоположение суда. Заинтересованные лица узнают информацию и в устной форме, позвонив в судебную канцелярию по телефону.
  3. Самый быстрый и простой способ получения информации заключается в ее поиске на официальном сайте суда в интернете. СогласноФЗ РФ №262 сведения о судебных разбирательствах и решения по ним должны находиться в открытом доступе для граждан РФ. Фамилия одного из участников даст доступ заинтересованному пользователю к ознакомлению с решением, которое вынес суд, практически сразу после его оглашения. Но существует вероятность найти приговор, вынесенный в отношении полного тезки участника судопроизводства.

Сведения о вердиктах, вынесенных судом, в большинстве случаев находятся в открытом доступе. Чтобы посмотреть решение потребуется фамилия хотя бы одного участника и адрес судебной инстанции.

Получить решение суда в зависимости от типа дела

Характер поиска решения суда по фамилии определяется не только способом получения информации, но и видом судопроизводства. По некоторым из них получить решение быстро не получится, так как всеобщий доступ может ограничиваться действующими нормативами.


Получение информации по делам гражданского судопроизводства

Порядок судебного процесса, как и формирование, выдача информации о судебных решениях устанавливается процессуальными нормативами. А именно, Гражданским процессуальным кодексом РФ. В соответствии с законодательными требованиями суд оглашает решение непосредственно после его принятия. В большинстве случаев это случается на последнем слушании по гражданскому делу.

Если по уважительной причине истец (ответчик) не смог присутствовать в зале суда, то у него имеется возможность получить решение путем личного обращения в канцелярию, либо посредством телефонного звонка. Через 5 дней после вынесения вердикта, в соответствии с требованиямист. 214 ГПК РФ, копия судебного решения будет выслана заинтересованным сторонам.

Чтобы не ждать 5 дней, можно оставить запрос на получения приговора на официальном ресурсе суда. Но воспользоваться таким сервисом могут лишь лица, непосредственно участвующие в деле (ответчик, истец). Для остальных граждан доступ к таким сведениям отсутствует.

Как найти информацию по делам административного характера

В определенных случаях судья не может огласить вердикт сразу после завершения разбирательств. Для вынесения решения у суда есть не больше 3-х дней, по истечении которых истец и ответчик узнают приговор.

Получение сведений при лишении прав

В данном случае способ получения информации определяется предметом, в отношении которого ответчик лишался прав. Если гражданин в судебном порядке лишен прав на вождение автотранспорта, то он оповещается о данном факте. Для получения решения на бумажном носителе ему потребуется обратиться в канцелярию суда.

По фамилии ответчика (истца) можно запросить необходимые данные по телефону либо через интернет. Заполучить копию судебного решения могут не только ответчики, но и обвинители, адвокаты либо истцы. Для этого потребуется оформить соответствующий запрос, в котором должна присутствовать фамилия одной из сторон.

Уголовное судопроизводство

Узнать решение суда через интернет по фамилии не составит труда. Также документ можно получить в судебной канцелярии. Но пропускать судебные разбирательства подобного рода не рекомендуется. В противном случае у участников процесса будет отсутствовать возможность защитить свои интересы. Если приговор не устраивает одну из сторон, то по законодательству у нее имеется месяц на обжалование.

Где стороны узнают о судебном решении

В сети существует множество ресурсов, предлагающих узнать решение суда по фамилии истца. Самая актуальная информация присутствует на официальных сайтах самих судов. Также можно посмотреть следующие ресурсы, представленные в таблице.

№п/п Наименование ресурса для поиска Особенности
1 ГАС РФ «Правосудие» Для просмотра нужной информации не потребуется специальных знаний и много времени. Пользователю достаточно зайти на сайт и щелкнуть «Поиск судебных актов». На экране отобразится форма для заполнения. После внесения известных по делу данных следует кликнуть кнопку «Найти», после чего на мониторе отобразятся результаты поиска.
2 Арбитражный суд федерального уровня На главной странице потребуется перейти в картотеку арбитражных дел, затем в форму поиска внести известную о деле информацию, после чего пользователи узнают результаты поиска.
3 РосПравосудие База данного ресурса очень обширна. Процесс поиска нужной информации немного отличается. Здесь потребуется указать наименование суда, ФИО судьи либо адвоката. Дальнейшие действия определяются характером отобразившихся данных. Чтобы облегчить поиски рекомендуется использовать фильтры.
4 ФССП России С главной страницы сайта потребуется перейти в «Банк данных исполнительных производств», после чего выбирается критерий поиска (физлицо, юрлицо, по номеру ИП либо ИД). Далее в форме поиска указывается территориальный орган, фамилия, имя, отчество и дата рождения участника процесса. После клика по клавише «Найти» и ввода кода с картинки на мониторе можно посмотреть результаты поиска

Инструкция по поиску информации о судебном решении

Найти решение суда по фамилии ответчика либо истца проще всего в интернете. Для этого существует множество ресурсов. Но наиболее часто заинтересованные пользователи смотрят официальные ресурсы судов. Процедура поиска в этом случае будет выглядеть следующим образом:

  • войти на официальный сайт суда;
  • перейти в блок «Судебное делопроизводство» (на большинстве ресурсов он имеется);
  • на мониторе отобразится таблица либо перечень дел, которые рассматривал суд с датой проведения заседаний;
  • далее можно найти решение суда по фамилии одного из лиц, участвующих в процессе.

Таким образом, сведения о судебном делопроизводстве можно посмотреть в интернете, если известна фамилия, как ответчика, так и истца. Если стороной дела выступает юрлицо, то потребуется знать название компании и ее основные реквизиты. Это связано с тем, что название может быть не уникальным, и потребуются дополнительные сведения.

Искомые сведения указываются напротив фамилии участника судопроизводства. Если суд уже вынес решение, то с ним можно ознакомиться. Чтобы ускорить поиски рекомендуется указать дату заседания и номер дела. Чем больше критериев для поиска будет указано, тем больше шансы найти нужное дело в базе сайта.

Для поиска судебного решения можно воспользоваться любым поисковиком. Для этого в строке поиска вводится фамилия и номер дела. Если суд поместил информацию в открытом доступе, то документ с искомыми данными будет представлен на первой странице результатов поиска.

Получить выписку из суда необходимо после того, как судебное разбирательство подошло к концу. Именно рассматриваемый документ подтверждает решение, принятое судебным органом. Если вам нужна выписка из суда, требуется поговорить с юристом, который подскажет, как затребовать рассматриваемый документ.

Какие данные закрыты для онлайн-поиска по судебным решениям

ФЗ РФ №262 от 22.12.2008г. определяются категории дел, доступ к которым нельзя получить лицам, которые не являются участниками судопроизводства. Посмотреть решение суда по фамилии и прочим данным не получится, если:

  • суд рассматривает дело об усыновлении;
  • заседания проходят в закрытом режиме;
  • в деле затрагиваются вопросы госбезопасности;
  • рассматривается иск о принудительной госпитализации;
  • в иске указано требование о признании гражданина недееспособным;
  • рассматривается дело о преступлении против половой неприкосновенности;
  • необходимо внести корректировки в запись актов гражданского состояния;
  • суд общей юрисдикции устанавливает юридическую значимость каких-либо фактов.

Для получения полной информации рекомендуется ознакомиться со ст. 15 п.4 ФЗ РФ №262. Доступ к таким делам имеется лишь у лиц, непосредственно задействованных в судебном процессе (у истца и ответчика). Посмотреть судебное решение можно и онлайн-методом. Но данная опция доступна лишь ограниченному кругу лиц.

Таким образом, если дело не касается вопросов, затрагивающих сведения, которые относятся к конфиденциальным, данные о нем можно найти в интернете. При этом доступ имеется не только у участников судопроизводства, но и других заинтересованных граждан. Для получения точных сведений потребуется фамилия, дата вынесения решения и наименование суда. Чем больше параметров для поиска будет указано, тем больше шансов найти искомую информацию.

Получить юридическую помощь по вопросам решения суда по фамилии можно на нашем сайте.

Российские суды уже несколько лет предлагают возможность подачи процессуальных документов и письменных доказательств дистанционно — в виде электронных документов или образов (сканов) бумажных документов. Физические лица, как правило, бывают истцами (заявителями) или ответчиками в суде общей юрисдикции или по делам, которые рассматривает мировой судья. В этих случаях для дистанционного обращения в суд и направления письменных доказательств используется ГАС «Правосудие». Рассказываем, что нужно для работы в этой системе, какие возможности она даёт и как обращаться в суды, используя её функционал.


Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» — это, с одной стороны, интернет-портал, где представлена информация о российской судебной системе в целом и отдельных судах, а также функционал для поиска судебных решений. С другой стороны, в системе реализован сервис для непосредственной судебной работы: подачи обращений, письменных доказательств, изучения информации о ходе того или иного дела, а также получения справочной информации о возможностях и работе в системе.

Интернет-портал — общедоступный ресурс, для работы с которым регистрация не нужна. Однако сервис для электронных обращений в суд и отслеживания движения дел требует не только регистрации, но и обеспечения технической возможности для использования представленного функционала.

Что необходимо для дистанционной судебной работы:

При каждом последующем входе в систему понадобится авторизоваться заново — с помощью учётной записи ЕСИА или сертификата электронной подписи.

Порядок электронной подачи документов в суды общей юрисдикции утверждён приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 251. Его желательно изучить. Документ есть в системе, при необходимости к нему можно обращаться. Также для понимания того, как работает система и как использовать её отдельные функции, желательно ознакомиться со справочной информацией. К ней также можно время от времени обращаться, если возникнут вопросы.

Таким образом, для работы в ГАС «Правосудие» и подачи документов в суд на первом этапе необходимы:

    и программное обеспечение для работы с подписью, которое нужно установить и настроить на рабочем месте.
  1. Изучение инструкции по работе в системе и порядка подачи документов в суд.
  2. Авторизация в системе.

Какие возможности предлагает ГАС «Правосудие»

Сервис для электронных обращений ГАС «Правосудие» — это два больших функциональных раздела:

  1. Подача обращений, процессуальных документов и письменных доказательств.
  2. Отслеживание хода судебного процесса, участником которого является пользователь.

Первый считается основным. Именно с его помощью можно дистанционно подавать в суды различные документы в рамках гражданского, административного, уголовного процессов, жалобу на постановление по административному правонарушению и заявление на доступ к материалам интересующего дела.

Как работать с разделом:

  1. Выбрать вид производства из представленных в системе и нажать «Подать заявление».
  2. Найти нужный вид документа и выбрать его из представленного списка.
  3. После нажатия на выбранный документ будет выполнен переход на страницу оформления обращения.

К сожалению, пока нет возможности формировать документы непосредственно в системе, поэтому документ нужно составить отдельно и уже в виде готового файла загрузить на страницу оформления обращения. Также отдельно готовятся и загружаются приложения к обращению. Если это бумажные документы, нужно их отсканировать (создать электронный образ) и загрузить в виде файлов.

Через сервис обращений в суд направляются не только процессуальные документы (иски, заявления, ходатайства и т.д.), но и письменные доказательства:

  • если письменные доказательства нужно подать вместе с первичным обращением в суд, они сканируются и приобщаются к обращению в виде приложений.
  • если доказательства нужно представить по ходу процесса, то они направляются так же в виде приложений, только вместе с ходатайством об их приобщении к материалам дела.

После того как все файлы загружены, нужно рассчитать госпошлину (на странице есть соответствующий сервис). Госпошлина уплачивается вне системы. Дистанционно это можно сделать так:

  1. Рассчитать сумму на странице оформления обращения в суд.
  2. Узнать платёжные реквизиты ИФНС с помощью сервиса на сайте ФНС.
  3. Уплатить госпошлину через ещё один сервис на сайте ФНС.

После уплаты госпошлины квитанция в виде файла загружается на страницу оформления обращения в суд.

Если нет возможности сразу уплатить госпошлину, нужно подготовить и загрузить ходатайство об отсрочке уплаты. Если заявитель освобождён от уплаты госпошлины, нужно отсканировать и загрузить документ, подтверждающий такое право.

В зависимости от ситуации на странице оформления обращения нужно поставить галочку напротив обстоятельства, которое соответствует вашей ситуации с уплатой госпошлины.

После того как обращение полностью подготовлено, нужно нажать на «Сформировать заявление». Далее обращение подписывается УКЭП (отсоединённой, находящейся в отдельном файле) и направляется в соответствующий суд согласно инструкциям — подсказкам системы.

Отслеживать все свои обращения можно через раздел «История обращений», а ход процесса — через раздел «Дела».

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23.06.2016 № 220-ФЗ (последняя редакция). подачи в Верховный Суд Российской Федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённый приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 г. № 46-П. Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 251 «Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа». Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. № 252 «Об утверждении Порядка подачи в арбитражные суды Российской федерации документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа».
  1. ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ, УПК РФ — в зависимости от вида процесса и в части, регулирующей форму, содержание определённых документов и порядок их подачи в суд, в том числе с использованием интернета.

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Для подачи документов в арбитражные суды используется система «Мой арбитр». Для обращения в судебный участок мирового судьи или суд общей юрисдикции используется ГАС «Правосудие».

Подача документов в суд в системе «Мой арбитр»

При входе в систему понадобится авторизация с использованием подтверждённой учётной записи на портале Госуслуги. Имеющиеся в ЕСИА данные автоматически будут перенесены в личный кабинет пользователя системы «Мой арбитр». Их можно дополнить или изменить, как и в целом выполнить необходимые настройки. После первого входа в систему и авторизации создаётся личный кабинет.

Что делать дальше:

  1. На главной странице сервиса выбираем необходимый раздел («Заявления и жалобы», «Документы по делам» или «Банкротство») и тип обращения.
  2. Переходим по ссылке и из перечня на странице выбираем вид обращения.
  3. Шаг за шагом согласно подсказкам системы вводим (выбираем) данные и формируем обращение — иск, ходатайство и т.д. Если необходимо сделать перерыв, документ сохраняем в черновиках и возвращаемся к нему позже.
  4. Прикладываем (загружаем в систему) файлы с дополнительными документами.
  5. После завершения формирования обращения (документа) подписываем его усиленной квалифицированной электронной подписью.
  6. Завершив процесс подготовки документов, отправляем их в суд.
  7. Из личного кабинета пользователя отслеживаем фактическую отправку и приём документов.

Если вы начинаете судебный процесс, например подаёте иск, необходимо обращаться к документам из раздела «Заявления и жалобы». С использованием его функционала формируются также апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, подаются документы для пересмотра дела по новым обстоятельствам.

Для электронной подачи документов в арбитражный суд в рамках текущего процесса нужно обращаться к разделу «Документы по делам». С использованием функционала этого раздела подаются, например, встречные иски и любые письменные ходатайства. Для работы в разделе обязательно нужно знать номер арбитражного дела — он вводится в самом начале и без него не будет доступа к подготовке документов.

Любые документы в делах о банкротстве формируются и подаются через специальный раздел (сервис) — «Банкротство».

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Система «Мой арбитр» позволяет направлять документы и в Верховный суд РФ, а также на имя Председателя ВС РФ. Но такая возможность есть только по арбитражным делам.

Подача документов в ГАС «Правосудие»

Для эффективной работы в системе лучше сразу перейти в специальный сервис для подачи документов. Если начинать работу с главной страницы портала «Правосудие», будет дольше и сложнее. В итоге вы всё равно попадёте в сервис, но сделав много лишних шагов.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

  1. В разделе «Обращения» (самый первый на главной странице) нажимаем «Новое обращение».
  2. На открывшейся странице выбираем вид судопроизводства — административное, гражданское или уголовное, затем нажимаем «Подать заявление» и выбираем нужный вид документа из перечня.
  3. После открытия страницы с формой выбираем способ обращения (лично или представитель), указываем суд, в который обращаемся, и загружаем файлы с документами.
  4. По завершении загрузки нажимаем «Сформировать заявление» и отправляем документы в суд.

Отслеживать движение обращения необходимо в разделе «История обращений». Найти и посмотреть карточку дела можно в разделе «Дела».

Работа в ГАС «Правосудие» предполагает, что все документы (файлы) уже подготовлены к отправке и соответствуют техническим требованиям. Даже основной документ (например, иск) придётся заранее подготовить и подписать. Сформировать текст в системе, как в сервисе «Мой арбитр», не получится. Обращение (основной документ), приложения к нему и квитанция об уплате госпошлины — это всё загружается по отдельности.


После вступления в силу Федерального Закона от 23 июня 2016 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» появилось множество вопросов относительно нового порядка подачи документов в суды общей юрисдикции через ГАС «Правосудие».

В связи с этим, команда правового партнерства «Ефимов и партнеры» решила подробно рассмотреть и описать порядок и некоторые вопросы подачи документов через интернет в суды общей юрисдикции.

Верховный суд РФ тремя различными приказами утвердил правила, по которым с 1 января регламентируется новый порядок подачи документов в Верховный суд Российской Федерации, Арбитражный суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции через Интернет.

Относительно судов общей юрисдикции действует Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251 в соответствии с положениями которого и происходит подача документов в суды общей юрисдикции через Интернет.

Прежде всего необходимо пройти процедуру регистрации в ЕСИА на портале «Государственные услуги», нажав на кнопку зарегистрироваться.

ЕСИА – это Единая Система Идентификации и Аутентификации, авторизация в которой является простой электронной подписью при подаче документов (о видах электронной подписи расскажем позже).

На портале «Государственные услуги» существует три типа учетных записей:

От того какой у вас тип учетной записи зависит количество услуг, которыми можно воспользоваться с помощью портала «Государственные услуги». Поэтому, регистрация в ЕСИА поможет не только в подаче документов в суд через Интернет, но и при получении различных государственных услуг (подробнее о ЕСИА, подробнее о видах учетных записей).

Примечание: подтвержденная учетная запись позволяет получить полный доступ к государственным услугам и воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Подтвержденная учетная запись поможет Вам значительно сэкономить как время, так в некоторых случаях и нервы при обращении за различными государственными услугами. Поэтому мы рекомендуем пользоваться подтвержденной учетной записью ЕСИА.

Подача документов в суд

Для подачи документов в суды общей юрисдикции через Интернет необходимо воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Для этого заходим на портал системы, в правом верхнем углу нажимаем «вход». Для входа и авторизации в системе используется Ваша учетная запись в Единой Системе Идентификации и Аутентификации, которую Вы зарегистрировали ранее на портале «Государственные услуги».


После страницы входа в ГАС «Правосудие» попадаем на следующую страницу. Ставим галочку в подтверждение того, что мы соглашаемся с условиями Пользовательского соглашения и обработкой персональных данных. Нажимаем «войти» и вводим свои данные аккаунта ЕСИА. Войти в систему ГАС «Правосудие» можно и с помощью электронной подписи.


Далее попадаем на первую страницу и вместо кнопки «вход» уже появилась наша фамилия и инициалы. Нажимаем «подать обращение» либо вкладку «новое обращение» в соответствующем разделе.


После нажатия вкладки «подать обращение» попадаем на страницу, где нам необходимо выбрать вид нашего обращения. Стоит отметить, что система на данный момент не работает с мировыми судьями и делами, связанными с КоАП РФ. На выбор у нас подача заявлений в рамках КАС и обычные гражданские дела. Мы выбрали вкладку «Заявление по иным производствам»


Далее попадаем на страницу формирования заявления. Наши данные из ЕСИА автоматически вводятся в соответствующие поля (персональные данные по понятным причинам скрыты). Нам остается добавить доверенность, ввести данные заявителя, выбрать суд, добавить заявление и приложения к нему. После чего нажимаем «сформировать запрос».

Для подачи заявлений в арбитражный суд по-прежнему действует система «Мой арбитр». Поэтому нажав «Обращение в арбитражный суд» система направит нас в «Мой арбитр».


Черновики обращений, ранее поданные обращения, их движение отображаются во вкладке «История обращений». В данной вкладке отображается само обращение, суд в который подано заявление, вид заявления и его текущий статус. Как мы можем видеть административное исковое заявление имеет статус «Принято к производству», а заявление по иным производствам статус «Технический отказ в приеме обращения». Это связано с отсутствием технической возможности принимать заявления через систему ГАС «Правосудие» в данном суде, а не с ошибками в подаче или оформлении документации (о техническом отказе поговорим позже).


В суды общей юрисдикции через систему ГАС «Правосудие» можно подавать как электронный образ документа (то есть обыкновенную скан-копию документа) так и электронный документ (то есть документ который изначально создается не на бумаге, а в электронной форме).

Электронные образы документов, которые мы подаем через систему ГАС «Правосудие» нужно скрепить электронной подписью (простой или усиленной квалифицированной).

К электронным образам документов, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подачу документов (например, доверенность в которой указаны полномочия этого лица на подачу документов в суд либо на ведение дел в суде). В противном случае в принятии документов Вам будет отказано.

Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм). Файл электронного образа документа должен быть в формате PDF, его размер не должен превышать 30 Мб.

Полный перечень требований к электронным образам документов, электронным документам описывается в пунктах 2.2, 2.3 Приказа Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251. Рекомендуем дополнительно ознакомится с данным Приказом.

Электронная подпись. Виды электронных подписей. Порядок использования электронных подписей в зависимости от вида документов.

Электронная подпись – это замена рукописной подписи. Электронные подписи (ЭП) подразделяются на следующие виды: Простую и Усиленную. Усиленная в свою очередь на Квалифицированную и Неквалифицированную.

Для создания и проверки подлинности Электронной подписи нужен ключ электронной подписи. Ключом электронной подписи является уникальная последовательность символов с помощью которой и проверяется подлинность электронной подписи.

В пункте 1.3 Порядка говорится о том, что в качестве ключа простой ЭП используется учетная запись физического лица ЕСИА. То есть, если лицо пришло авторизацию на портале «Государственные услуги», то электронные образы документов (то есть скан-копии бумажных документов), которые оно отправит в суд автоматически будут заверены простой электронной подписью.

Примечание: возвращаясь к вышесказанному, еще раз отметим, что необходимо отличать между собой понятия электронный образ документа и электронный документ, от типа документа зависит порядок его скрепления определенным видом электронной подписи.

Электронные образы документов нужно заверять простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной подписью, а электронные документы – только усиленной квалифицированной подписью.

Электронные документы должно подписать электронной подписью лицо, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. (то есть автор электронного документа должен подписывать документ УКЭП).

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания электронный документ не менялся.

УКЭП должна быть в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись), присоединенная подпись не допускается.

Существует перечень документов, которые можно подать через систему ГАС «Правосудие», только если они будут скреплены усиленной квалифицированной электронной подписью. К ним относятся:

  1. заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 139 ГПК РФ);
  2. заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 1.1 ст. 86 КАС РФ);
  3. исковое заявление, которое содержит ходатайство об обеспечении иска (ч. 4 ст. 131 ГПК РФ);
  4. административное исковое заявление, которое содержит ходатайство о применении мер предварительной защиты (ч. 9 ст. 125 КАС РФ);
  5. ходатайство о приостановлении исполнения судебных постановлений (ч. 1 ст. 381, ч. 1 ст. 391.5 ГПК РФ).

Более подробно об электронной подписи можно узнать из Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»

Технический отказ в приеме обращения. Причины.

Существуют основания для отказа в принятии документов через систему ГАС «Правосудие». Технический отказ мы получим в случае, если документы, поданные через систему в суд не соответствуют положениям пункта 4.5 Приказа.

Кроме того, положения Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Гражданского Процессуального Кодекса РФ и Кодекса Административного Судопроизводства РФ в новой редакции применяются только при наличии в судах технической возможности (часть 4 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).

Это означает, что если, к примеру, в суде общей юрисдикции нет возможности получать документы в электронном виде или извещать участников процесса через Интернет, то суд продолжит работать по прежним правилам. Соответственно в данном случае мы также получим «Технический отказ в приеме обращения».

Оставление обращений без движения. Заключительные положения.

Необходимо понимать, что электронные образы документов, представленные в суд общей юрисдикции, в любом случае нужно будет представлять в оригинале вне зависимости от вида электронной подписи которой подписан документ. Это связано с тем, что суду необходимо установить имеется ли оригинал такого электронного образа документа, что вполне логично.

Кроме того, бывают случаи, когда судьи оставляют обращение без движения мотивировав это тем, что копии документов для ответчика и третьих лиц не представлены. Для того, чтобы исковое заявление не оставили без движения порядок, предусмотренный статьей 132 ГПК РФ о количестве копий по числу лиц можно выполнить путем почтового отправления данных копий ответчику и третьим лицам, приложив к заявлению копию квитанции об отправке. Однако, данный метод никак не предусмотрен. Исходя из смысла Приказа применять его мы не рекомендуем. Суд самостоятельно должен распечатывать необходимые копии документов.

Без движения оставляют обращения, к которым не приложены оригиналы квитанций об уплате государственной пошлины.

Исходя из смысла нового порядка, а также смысла статьи 132 ГПК РФ квитанции об оплате госпошлины могут быть представлены в предварительное судебное заседание, так как оригиналы в электронном виде подать не представляется возможным (аналогично копиям материалов по числу лиц). Таким образом, судьи, вероятно из-за новизны, незнания и непонимания системы, оставляют обращения без движения.

Мы настоятельно рекомендуем Вам создавать правильные прецеденты использования нового порядка подачи документов. Именно мы с Вами стоим у истоков новой системы подачи документов, нам и предстоит, несмотря на некомпетентность и невежество некоторых сотрудников, совершенствовать и притворять ее в жизнь. Верим, что в ближайшее время новый порядок подачи документов будет в полной мере доведен до сотрудников суда, а нерешенные и спорные вопросы регламентируются в полном объеме.

Правовое партнерство «Ефимов и партнеры» оказывает услуги по правовому сопровождению судебных споров по всей России: административные, коммерческие, корпоративные, трудовые и прочие споры в судах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: