Проблемно хронологический метод изучения истории отечественного государства и права заключается в

Обновлено: 28.03.2024

Для успешного познания предмета истории отечественного государства и права первостепенное значение имеет метод, т. е., приемы, способы изучения круга тех общественных отношений, которые составляют предмет. Другими словами, метод – это научный ключ, с помощью которого открывается и познается содержание предмета.

Конечно, изучение столь обширной многоплановой науки, каковой является история отечественного государства и права, не может вестись путем использования какого-то одного, даже самого универсального метода. Для познания предмета историко-правовой науки необходимо использовать ряд методов.

Наиболее общим является метод материалистической диалектики. В соответствии с его требованиями государство и право рассматриваются не сами по себе, а в тесной взаимосвязи с другими общественными явлениями (социально-экономическим развитием, классовой борьбой,факторами этнического характера и т. д.). Вместе с тем государство и право рассматриваются в их непрерывном развитии в соответствии с объективными закономерностями. Метод материалистической диалектики позволяет раскрыть природу государства и права в различные исторические эпохи.

Поскольку история – развивающаяся действительность, непрерывное движение во времени – ее существование немыслимо без хронологии. Хронологический метод – специфический метод познания истории вообще, истории отечественного государства и права, в частности.

Не менее важным является сравнительный метод. История отечественного государства и права – неотъемлемая часть исторического процесса развития общества. Поэтому для более глубоко познания явлений, имевших место в отечественной истории государства и права, необходимо использовать сравнение с развитием политических и правовых систем других народов. Сравнительный метод применяется, в частности, при характеристике особенностей образования Русского централизованного государства, утверждения абсолютной монархии в России и ряда других тем.

Чтобы получить целостное представление о государстве и праве, следует рассматривать их во всей совокупности присущих им черт, признаков, качеств, т. е. в системе. Для этого используется метод системного анализа.

§3. Периодизация истории отечественного государства и права.

К вопросу о предмете и методе курса истории отечественного государства и права примыкает характеристика системы курса. Выработка правильной, научно обоснованной системы курса – непременное условие объективного раскрытия исторического процесса развития государства и права на территории нашей страны.

В основе системы курса истории отечественного государства и права положен принцип периодизации. Чтобы должным образом изучить историю отечественного государства и права, недостаточно проследить государственно-правовое развитие в хронологическом порядке, представить его в виде огромной летописи. Необходимо в общем процессе развития государства и права нашей страны обозначить четкие, научно-обоснованные исторические периоды, которые в своей совокупности составят периодизацию курса.

Составляя способ систематизации исторического материала, периодизация позволяет не только хронологически последовательно проследить исторический процесс, но вычленить в нем определенные временные отрезки (периоды, этапы). В основе выделения этих временных отрезков лежат объективные критерии, которые дают возможность выявить типологические признаки государства и права в тех или иных конкретных условиях, показать устойчивые черты государства и права на данном историческом отрезке времени.

Рассмотрение исторического развития государства и права в процессе закономерной смены одних периодов другими позволяет создать целостную картину единого исторического процесса.

В современной историко-правовой науке получили распространение два подхода к периодизации истории государства и права: формационный и цивилизационный.

В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономических формациях. В соответствии с ним, в зависимости от степени развития производительных сил и производственных отношений (форм собственности) выделяются пять общественно-экономических формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Четырем из них соответствуют типы государства.

История отечественного государства и права показывает, что в нашей стране существовали практически все типы государства. Как бы критически не относиться к формационной теории нельзя не признать, что она позволяет более конкретно и определенно выявить сущность государства и права. Формационный подход дает возможность выделить доминирующую форму общественных отношений и на этой основе определять тип государства и права.

Кроме формационного, в современной науке применяется цивилизационный подход. Его сторонники под цивилизацией понимают систему социально-исторических организмов, объединенных общностью культуры, либо один социоисторический организм с присущей ему культурой.

Наиболее известным представителем, можно сказать основателем, цивилизационного подхода является английский историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 гг.), труд которого «Постижение истории» выходил в течение 28 лет (с 1934 по 1961 гг. – 12 томов).

Тойнби выделяет множество совершенно самостоятельных и равноценных социальных единиц, которые он называет цивилизациями или обществами. Хотя его концепция сложна и подвержена изменениям, тем не менее в ней выделяется 8 цивилизаций: 1) западная, 2) православно-христианская, 3) исламская, 4) индусская, 5) дальневосточная. Исламскую Тойнби делит на два самостоятельных общества: 1) арабское, 2) иранское.

Дальневосточная цивилизация также подразделяется на два общества: 1) основное дальневосточное (Китай); 2) дальневосточное в Японии и Корее.

Тойнби считает, что все цивилизации не только существуют вполне самостоятельно, но проходят одни и те же стадии: возникновения, роста, надлома и распада. По мнению Тойнби, «эра цивилизации началась примерно 5 тысяч лет тому назад».

Цивилизационный подход встречает критику со стороны многих историков и, как представляется, критику справедливую. Главный аргумент критики состоит в том, что сторонники цивилизационного подхода отрицают существование человечества как единого целого и тем самым отрицают единство мирового исторического процесса. Соглашаясь с такой оценкой, мы хотим напомнить о том, что понятие цивилизации означало определенную стадию в развитии человечества (дикость – варварство – цивилизация), характеризующуюся существованием общественных классов и государства.

Принимая за основу периодизации истории отечественного государства и права формационный подход, мы исходим из сложившегося в науке деления курса на две части. Первая часть – история государства и права России с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Вторая часть – история советского государства и права, охватывающая время с октября 1917 г. по 1991 г. В настоящее время в связи с развалом СССР сложились объективные условия для выделения третьей части – история государства и права Российской Федерации (1192 – 2005 гг.).

В рамках вышеобозначенных частей выделяются более узкие периоды, что позволяет проследить конкретные изменения государства и права.

Выделение этих узких периодов также обусловлено объективными критериями, связанными с социально-экономическими, политическими или другими факторами. Благодаря этому изложение историко-правового материала приобретает логическую и смысловую стройность, дает возможность проследить объективный процесс развития государства и права на территории нашей страны.

В соответствии с принятой периодизацией курс отечественного государства и права делится на главы. Внутри каждой главы вначале дается характеристика общественного строя, затем освещается вопрос о государственном строе и, наконец, рассматривается правовая система. Отдельные отступления от этой схемы допускаются только в тех случаях, когда это вызывается особенностями периода, характером излагаемого материала.

Начал готовится к ссесии.. . Первый вопрос Метоты изучения отечественное истории. Вбивая в поиск выдает мне типа этого "При изучении и исследовании истории России используют следующие методы: хронологический, хронологическо-проблемный, проблемно-хронологический. на лекции профессор говорил совсем про другое, а имменно что существуют два метода изучения историии формационый и цивилизационый. что человечество знаеть пять формаций первобытные общины, рабовладельческая и т. д Вопросы: Так существует ли связь между что выдает гугл и профессор, или это совсем другое? Предложите свои варианты

Метод - это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.
К специально-историческим методам исследования относятся:
- хронологический - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
- синхронный - предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе;
- дихронный —- метод периодизации;
- историческое моделирование, статистический метод.
Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует назвать также: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, социологических исследований. Источники изучения Отечественной истории.
в историческом познании применяются и конкретные методы исторического исследования. Общими методами для всех гуманитарных наук являются исторический и логический методы. Исторический метод предусматривает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии, со всеми присущими им неповторимыми чертами, деталями и особенностями, через которые проявляются общие закономерности. При логическом методе исследуемые и изучаемые явления рассматриваются на высшей стадии их развития, когда они приобретают наиболее зрелую форму, и это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития. Оба эти метода дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои познавательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода.

При изучении и исследовании истории России используют следующие методы:

1) хронологический, суть которого состоит в том, что явления излагаются строго во временном (хронологическом) порядке;

2) хронологическо-проблемный, предусматривающий изучение и исследование истории России по периодам (темам) или эпохам, а внутри их — по проблемам;

3) проблемно-хронологический, изучающий и исследующий какую-либо одну сторону жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;

4) значительно реже применяемый синхронический метод, позволяющий установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России или ее регионах.

Среди других методов, применяемых при изучении и исследовании истории России, следует также отметить методы: периодизации, сравнительно-исторический, ретроспективный, системно-структурный, статистический, социологических исследований. Последний из указанных методов, который историческая наука заимствует у социологии, используется главным образом для изучения и исследования проблем современности.

Предмет истории отечественного государства и права – возникновение, развитие и смена типов и форм государства и права, а также гос. органов и правовых институтов конкретных государств на территории нашей страны.

При изучении данной дисциплины применяются такие научные методы, как хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, периодизация, сравнительно-исторический, ретроспективный, социологический, а также метод социологических исследований.

Социальная ценность истории отечественного государства и права заключается в существе выполняемых этой наукой функций: познавательной, интеллектуально-развивающей, практической политической, мировоззренческой, воспитательной.

Определение времени появления государства у восточнославянских племен зависит от трактовки самого понятия «государство». Традиционно считается что не любая политическая организация общества тождественна государственности, что государство – это наивысшая форма политич. организации общества.

Достоверных данных о восточных славянах в первой половине первого тысячелетия нашей эры практически нет. Во второй половине первого тысячелетия нашей эры восточные славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину от Балтики до Черного моря.

Откуда пришли восточные славяне, точно неизвестно. Датируемая история Руси начинается лишь с IX в., а летописи начали появляться только на рубеже XI–XII вв. Видимо, на Руси до ее крещения (конец X в.) не было даже своей письменности.

Прародиной славян в русских летописях называется Подунавье (Центральная Европа), откуда (под давлением неведомых волохов) в IV в. славяне вынуждены были отступить в другие районы. На север пошли ляхи (поляки, т. е. западные славяне, осевшие по Висле), на северо-восток и восток – будущие восточные славяне (заселившие пространство от Среднего Поднепровья (Киев – поляне) до Ладоги (Новгород-ильменские словене)), на юг – будущие южные славяне (сербы). Среди образовавших восточнославянских племенных союзов, помимо полян и ильменских словен, можно выделить древлян, вятичей, радимичей и северян.

Догосударственные образования (княжения) возникают на основе родовой, кровной близости.

О живших в V в. в Прикарпатье антах (видимо, тоже славянах) известно, что у них господствовала военная демократия – догосударственная форма политической организации славянского общества.

Восточнославянские союзы племен (поляне, древляне, ильменские словене, северяне, вятичи и др.) находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс государствообразования протекал быстрее, а в других – медленнее. Первыми пришли к государственности ильменские словене на севере (Новгород) и поляне на юге (Киев).

История Закавказья в древности — одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории нашей страны — Урартское царство.

История Закавказья в древности — одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории нашей страны — Урартское царство. Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии,

Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран

Введение. Предмет и методология истории государства и права зарубежных стран Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые

§ 1. Предмет и научные задачи истории государства и права

§ 1. Предмет и научные задачи истории государства и права Предмет истории государства и права История государства и права не составляет особую и самостоятельную науку, по своему научному содержанию и задачам она одновременно входит в области и исторической науки, и

Предмет истории государства и права

Предмет истории государства и права История государства и права не составляет особую и самостоятельную науку, по своему научному содержанию и задачам она одновременно входит в области и исторической науки, и правоведения. По тому, что изучает история государства и

Периодизация истории государства и права

Периодизация истории государства и права Важный элемент любой исторической дисциплины, периодизация по-особому значительна в истории права. История государства и права менее всего событийна, это история принципов и установлений, т. е. по преимуществу институционная

Начало научной истории права и государства

Начало научной истории права и государства На исходе XVII в. немецкий философ Г. Лейбниц в трактате «Новый метод изучения и обучения юриспруденции» (1667 г.) сформулировал новые задачи общего изучения истории права: они заключаются в общем разъяснении правового развития.

Изучение истории государства и права в России

Изучение истории государства и права в России В дореволюционной России всеобщая историография государства и права существовала по преимуществу в виде двух параллельных дисциплин: сравнительного (или сравнительно-исторического) государствоведения и всеобщей истории

Проблема возникновения государства и права

Проблема возникновения государства и права Происхождение государства и права в обществе — вопрос более философский, чем исторический. Научные ответы на него зависят от того, какое в целом социальное значение приписывают праву и государственной организации, от того,

Как возникла Русская Пирамида (краткий обзор истории возникновения Русского государства)

Как возникла Русская Пирамида (краткий обзор истории возникновения Русского государства) Российский жребий был жестоко однажды брошен волей Бога: немного западней Востока, восточней Запада — намного. Игорь Губерман Сформулировав разницу между устройством Русского и

Глава I Древнейшие народы и государства на территории нашей страны

Глава I Древнейшие народы и государства на территории нашей страны I. ХАЛДСКИЕ НАДПИСИ Приводимые ниже надписи взяты в переводе И. И. Мещанинова. И. И. Мещанинов, Халдоведение, 1927.НАДПИСЬ ЦАРЯ МЕНУАНадпись находится у Шамирам-Су близ Ардамеда. Менуа правил от 800 до 778 г. до

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ

Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УКРАИНЫ 1.1. Предмет истории государства и права Украины История государства и права Украины — это научная и учебная дисциплина, которая изучает:— эволюцию украинской общественной, государственной и правовой традиции

1.1. Предмет истории государства и права Украины

1.1. Предмет истории государства и права Украины История государства и права Украины — это научная и учебная дисциплина, которая изучает:— эволюцию украинской общественной, государственной и правовой традиции в целом;— развитие механизма государственной власти в

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

Научная задача изучения местной истории

Научная задача изучения местной истории Понятен практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя её из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества. Но этот воспитательный, т.е. практический, интерес не исключает научного,

Удобство истории России для социологического изучения

Удобство истории России для социологического изучения История России представляет некоторые методологические удобства для отдельного социологического изучения. Эти удобства состоят: 1) в сравнительной простоте господствующих в ней процессов, помогающей достаточно

Практическая цель изучения отечественной истории

Практическая цель изучения отечественной истории Из общей задачи исторического изучения мы вывели научную цель изучения местной истории, а эта цель дала нам основание для плана курса, указала порядок и приёмы изучения русской истории. В связи с той же задачей решается

К истории изучения проблемы

К истории изучения проблемы «Человек воюющий» — это особое явление, не только социальное, но и психологическое. Однако, в отличие от человека «гражданского», человека в мирной жизни, изучался он явно недостаточно. Военное искусство, техника, другие «прикладные»

Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИ КНИГИ

Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИ КНИГИ 2.1. ВСЕОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИЯ КНИГИ Наука со всеми своими атрибутами — системой доказательств, внутренней соподчиненностью, внешними связями — оформилась в самостоятельный род человеческой деятельности

§ 2. Теория исторического знания и методы исторического изучения

§ 2. Теория исторического знания и методы исторического изучения На основании соображений, изложенных выше, легко придти к заключению, что методология науки преследует две задачи — основную и производную; основная состоит в том, чтобы установить те основания, в силу

§ 1. Методы исторического изучения

§ 1. Методы исторического изучения В предшествующей части я попытался изложить общую теорию исторического знания; я рассмотрел, каким образом обосновывается та точка зрения, с которой оно строится, и изучение какого-либо объекта становится историческим; я также выяснил,

§ 2. Методы исторического изучения в современной литературе

§ 2. Методы исторического изучения в современной литературе В общем очерке развития методологии истории я уже указал на главнейшие периоды, которые можно различать в нем, и на важнейшие из сочинений, авторы которых частью затрагивали теорию исторического познания,

Методы устной истории

Методы устной истории В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Как известно, опрашивать или расспрашивать человека можно в ходе непринужденной беседы, в ходе жестко структурированного или свободного интервью, в ходе

1.1.1. Летописи как исторический источник и методы их изучения

1.1.1. Летописи как исторический источник и методы их изучения Определение летописания как особого вида исторических источников вызывает серьезные трудности. Прежде всего это связано со сложным составом летописей. Будучи сводами предшествующих текстов, они могут

1.3.1. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Общая характеристика актового материала

1.3.1. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Общая характеристика актового материала Древнерусские акты представляют собой обширный комплекс источников. По подсчетам В. А. Кучкина, до нашего времени дошли всего восемь актов XII в., 15 актов

К основным принципам истории государства и права России можно отнести следующие:

принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность во всей ее многогранности и противоречивости, независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы и концепции;

принцип историзма предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития;

принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;

принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь развития страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Историко-правовая наука, опираясь на указанные принципы, использует различные методы.

Метод – совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении предмета науки.

Система методов истории государства и права России:

• общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования, они же общефилософские и общесоциологические. Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, логический и другие; к общесоциологическим относятся методы сбора и обработки информации (наблюдение, анкетирование, статистический анализ, математическая обработка данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент), номотетические (т. е. направленные на обобщение эмпирических фактов и выявление общих закономерностей), идеографические и др.;

• специальные методы (различное сочетание общенаучных методов, адаптированных к особенностям исследуемых историко-правовых объектов). Системный — акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности; структурно-функциональный — определение места, роли и функций каждого элемента системы; сравнительный — сравнение государства, права, их элементов с иными однородными явлениями; типологический — основа каждой классификации; психологический — изучение, главным образом, правового поведения; статистический — оперирование количественными величинами; исторический — изучение закономерностей права и государства в динамике; диахронический — сопоставление явлений, идущих друг за другом; синхронический — сопоставление сосуществующих систем и их элементов и др.

В числе самых важных специальных методов ученые называют историческую преемственность в развитии институтов государства и права, или хронологический метод, так как все государственные и правовые явления вырастают из предшествующих и трансформируются в будущие формы. Существует тесная «связь времен», ничто не возникает на голом месте. Это позволяет увидеть единую историческую перспективу. Историческая преемственность лежит в основе и проблемно-хронологического метода.

Весьма продуктивен также метод ретроспекции. С его помощью при изучении прошлого можно идти от явлений и фактов, хорошо известных по сохранившимся источникам, к тем, которые им предшествовали, но остались неизвестными в силу немногочисленности древних памятников. Историк права, изучая более поздние источники, восстанавливает обычное право народов в древние времена. Наглядный пример дает нам «поле» – судебный поединок, один из видов доказательства в судебном процессе, который впервые упоминается только в законодательных памятниках XIV–XV вв., но который, восходя к нормам обычного права, явно существовал и в более ранние времена.

Нельзя не назвать метод научной абстракции, с помощью которого историк права как бы дорисовывает в своем сознании некоторые слабо освещенные стороны прежней жизни народа. В истории права, как и в любой другой науке, возможно построение на основе воображения, гипотез и предположений;

• частноправовые методы: формально-юридический — позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы; сравнительно-правовой — предполагает сопоставление различных государственно-правовых систем либо их отдельных элементов: институтов, законов, юридической практики и т. д. в целях выявления общих закономерностей и особенных свойств.

Наиболее распространенные методы – описательный, формально-юридический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и проблемно-хронологический.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: