Советский суд это в истории

Обновлено: 18.04.2024

Зарождение и первоначальный этап развития советского суда

В исторической и юридической литературе, посвященной изучению истории развития российского государства и права, отмечается, что установление в нашей стране Советской власти привело к коренному переустройству всей существовавшей ранее системы правового регулирования, и, в том числе, оказало непосредственное влияние на организацию и деятельность юрисдикционных органов.

Основным юридическим источником, регламентировавшим деятельность судебных органов в первые годы установления советской власти, выступали Декреты о суде По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционные принципы осуществления правосудия подробнее :

Декреты о суде – нормативные правовые акты органов советской власти, применявшиеся на первых этапах ее формирования и становления (1917-1918 гг.), регулятивное воздействие которых было направлено на упорядочение деятельности судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.

Декрет о суде № 1был принят самим Совнаркомом 22 ноября ( 05 декабря) 1917 г. Основными положениями рассматриваемого акта выступали:

  1. Упразднение всех судебных учреждений, существовавших в России к тому моменту;
  2. Приостанавливалось течение всех процессуальных сроков, вплоть до издания особого декрета о регулировании порядка процессуального движения всех неоконченных к моменту принятия Декрета дел По данной теме мы уже выполнили реферат Приказное производство подробнее ;
  3. Приостанавливалась деятельность мировых судов, до их замены вновь образуемыми местными судами, формирование которых предполагалось на основании прямых демократических выборов. К подведомственности таких местных судов, в частности, были отнесены все гражданские дела при цене иска до трех тысяч рублей, а также все уголовные дела, наказание за совершение которых не превышало двух лет лишения свободы
  4. Упразднялись институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры, уже доказавшие свою эффективность в Российской Империи. Вместо них объявлялось, что функции предварительного следствия возлагаются на местных судей, а обвинителя и защитника, в свою очередь, могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, которым принадлежали гражданские права»;

Готовые работы на аналогичную тему

Однако даже непродолжительная реализация приведенного нормативного акта доказала неэффективность его положений, в связи с чем, уже в Декрете о суде № 2 от 20 февраля 1918 г., обязанность осуществления предварительного следствия по уголовным делам («превышающим подсудность местного суда») возлагалась на специальные следственные комиссии из трех человек.

Кроме того, при Советах По данной теме мы уже выполнили решение задач Совещание подробнее были учреждены коллегии правозаступников, на которых, в том числе, возлагались функции общественной защиты обвиняемых в совершении уголовных преступлений.

Верховный Суд СССР

Систему советских судов, на протяжении практически всего этапа существования СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее , возглавлял специальный орган – Верховный Суд По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее .

Верховный Суд СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Судебная власть РФ. подробнее – высший орган союзной судебной системы, осуществлявший свою деятельность с 23 ноября 1923 года по 02 января 1992. Был упразднен вместе с иными высшими органами государственной власти Советского союза.

Предпосылки образования Верховного Суда были связаны с самим фактом создания Союза ССР, поскольку в тот момент, в 1922 году отчетливо обозначилась потребность в создании единого для всех союзных государств судебного органа, осуществляющего высшие контрольно-надзорные функции, функции координации деятельности судебных органов отдельных республик, функции толкования, и т.д.

Таким органом, в результате принятия Положения Президиума ЦИК СССР от 23 ноября 1923 стал Верховный Суд, деятельность которых, в том числе, регламентировалась положениями Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее СССР, принятой в 1924 г.

Подробнее останавливаясь на компетенции Верховного Суда следует обратить внимание на то, что Конституцией СССР в качестве таковой признавалось:

  • Формирование ВС СССР руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • Рассмотрение и опротестование судебных актов верховных судов союзных республик, при выявлении в них фактов противоречия общесоюзному законодательству, а равно в связи с посягательством на интересы других советских республик;
  • Дача заключений о соответствии Конституции (т.е. о законности) тех или иных постановлений союзных республик;
  • Рассмотрение и разрешение судебных споров, сторонами которых выступали союзные республики;
  • Рассмотрение и разрешение уголовных дел по обвинению высших должностных лиц СССР в совершении должностных преступлений.

Народные суды в СССР

В определенной степени уникальным советским юрисдикционным органом выступали «Народные суды» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная власть, ее свойства и формы осуществления подробнее , которые на протяжении исторического развития Союза ССР неоднократно меняли наименование, одновременно уточняя особенности их организации и деятельности. Всего можно выделить пять этапов в истории развития народных судов:

Верховный Суд СССР — высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года [1] .

Содержание

Создание

Вопрос о необходимости создания единого для всего Союза ССР высшего судебного органа встал сразу после образования СССР в декабре 1922 года, поскольку статья 12 Договора об образовании СССР предусматривала учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда СССР «с функциями верховного судебного контроля».

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда.

Конституция СССР 1924 года в главе 7 («О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик»; в 1935 году название этой главы было изменено и изложено в следующей редакции: «О Верховном Суде и Прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик» [2] ) закрепила место и роль Верховного Суда в системе органов государственной власти СССР.

Компетенция

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы:

  • дача Верховным Судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Позже, 14 июля 1924 года, ЦИК СССР принял Постановление, именовавшееся «Наказ Верховному Суду СССР», которым уточнил и конкретизировал полномочия и порядок деятельности Верховного Суда СССР.

Структура

Первоначально (по Положению 1923 г., Конституции и Наказу 1924 г.) Верховный Суд СССР работал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; и Военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд имел право также создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников.

Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили также по должности четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель Объединённого Государственного Политического Управления при СНК СССР. Также в работе Пленума обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель.

В 1926 году упраздняются военно-транспортные трибуналы и Военно-транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а Верховный Суд СССР провозглашается кассационной инстанцией по делам, рассмотренным военными трибуналами; в том же году к компетенции Верховного Суда отнесено толкование общесоюзного законодательства. [3]

24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР принимают новое Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которым, в частности, Верховному Суду СССР было предоставлено право законодательной инициативы и возложена обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В 1931 году образуется Коллегия Верховного Суда СССР по транспортным делам и определяется новый состав пленарных заседаний Суда — Председатель Верховного Суда СССР, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного Суда СССР и четыре члена, назначаемые Президиумом ЦИК СССР, в число которых входит один представитель ОГПУ [4] .

В 1935 году вносятся изменения в Конституцию СССР [2] , затронувшие и вопросы Верховного Суда СССР. В частности, была уточнена структура Суда. По новому закону Верховный Суд СССР действовал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорной коллегии;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; ;
  • Коллегии по транспортным делам;
  • Водной транспортной коллегии;
  • Спецколлегии. [5]

Кроме того, Верховный Суд получил право непосредственной отмены судебных актов верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству (согласно ранее действовавшим нормами он мог лишь опротестовывать такие акты в адрес союзного ЦИК).

Конституция СССР 1936 года определила Верховный Суд СССР как высший судебный орган. На Верховный Суд СССР, согласно Конституции, возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет, также в состав Суда входили по должности председатели верховных судов союзных республик (ст. 105 Конституции).

16 августа 1938 года на основании Конституции СССР принимается Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», которым были внесены изменения в структуру Верховного Суда СССР (создана Железнодорожная коллегия и упразднены Коллегия по транспортным делам и Спецколлегия) [6] .

В 1949 году Судебная коллегия по делам лагерных судов Верховного Суда СССР ликвидируется с передачей кассационных функций трибуналам войск МВД [9] .

Верховный Суд СССР — высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года [1] .

Содержание

Создание

Вопрос о необходимости создания единого для всего Союза ССР высшего судебного органа встал сразу после образования СССР в декабре 1922 года, поскольку статья 12 Договора об образовании СССР предусматривала учреждение при ЦИК СССР Верховного Суда СССР «с функциями верховного судебного контроля».

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принимает первое Положение о Верховном Суде СССР, определившее статус, компетенцию и порядок деятельности данного суда.

Конституция СССР 1924 года в главе 7 («О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик»; в 1935 году название этой главы было изменено и изложено в следующей редакции: «О Верховном Суде и Прокуратуре Союза Советских Социалистических Республик» [2] ) закрепила место и роль Верховного Суда в системе органов государственной власти СССР.

Компетенция

Конституцией СССР к компетенции Верховного Суда СССР были отнесены следующие вопросы:

  • дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  • дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  • разрешение судебных споров между союзными республиками;
  • рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Позже, 14 июля 1924 года, ЦИК СССР принял Постановление, именовавшееся «Наказ Верховному Суду СССР», которым уточнил и конкретизировал полномочия и порядок деятельности Верховного Суда СССР.

Структура

Первоначально (по Положению 1923 г., Конституции и Наказу 1924 г.) Верховный Суд СССР работал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий; и Военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд имел право также создавать специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик, и дел персональной подсудности членов ЦИК СССР, СНК СССР, Председателя и членов Верховного Суда СССР, Прокурора СССР, его заместителя и старших помощников.

Председатель Верховного Суда и его члены назначались Президиумом ЦИК и им же могли быть освобождены от должности. В состав Пленума Верховного Суда входили также по должности четыре председателя верховных судов союзных республик и председатель Объединённого Государственного Политического Управления при СНК СССР. Также в работе Пленума обязательно участвовал Прокурор СССР или его заместитель.

В 1926 году упраздняются военно-транспортные трибуналы и Военно-транспортная коллегия Верховного Суда СССР, а Верховный Суд СССР провозглашается кассационной инстанцией по делам, рассмотренным военными трибуналами; в том же году к компетенции Суда отнесено толкование общесоюзного законодательства. [3]

24 июля 1929 года ЦИК и СНК СССР принимают новое Положение о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, которым, в частности, Верховному Суду СССР было предоставлено право законодательной инициативы и возложена обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В 1931 году образуется Коллегия Верховного Суда СССР по транспортным делам и определяется новый состав пленарных заседаний Суда — Председатель Верховного Суда СССР, его заместитель, председатели пленарных заседаний верховных судов союзных республик, председатели коллегий Верховного Суда СССР и четыре члена, назначаемые Президиумом ЦИК СССР, в число которых входит один представитель ОГПУ [4] .

В 1935 году вносятся изменения в Конституцию СССР [2] , затронувшие и вопросы Верховного Суда СССР. В частности, была уточнена структура Суда. По новому закону Верховный Суд СССР действовал в составе:

  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорной коллегии;
  • Гражданско-судебной и Уголовно-судебной коллегий;
  • Военной коллегии;
  • Коллегии по транспортным делам;
  • Водной транспортной коллегии;
  • Спецколлегии. [5]

Кроме того, Верховный Суд получил право непосредственной отмены судебных актов верховных судов союзных республик, противоречащих общесоюзному законодательству (согласно ранее действовавшим нормами он мог лишь опротестовывать такие акты в адрес союзного ЦИК).

Конституция СССР 1936 года определила Верховный Суд СССР как высший судебный орган. На Верховный Суд СССР, согласно Конституции, возлагался надзор за судебной деятельностью судебных органов СССР, а также судебных органов союзных республик в пределах, установленных законом. Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет, также в состав Суда входили по должности председатели верховных судов союзных республик (ст. 105 Конституции).

16 августа 1938 года на основании Конституции СССР принимается Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», которым были внесены изменения в структуру Верховного Суда СССР (создана Железнодорожная коллегия и упразднены Коллегия по транспортным делам и Спецколлегия) [6] .

В 1949 году Судебная коллегия по делам лагерных судов Верховного суда СССР ликвидируется с передачей кассационных функций трибуналам войск МВД [9] .

СУД СОВЕТСКИЙ – орган Советского государства, осуществляющий социалистическое правосудие (см. Правосудие социалистическое). Являясь частью социалистической надстройки, советский суд служит делу укрепления и дальнейшего развития социалистического базиса.

Советский суд был создан в первые же дни Великой Октябрьской социалистической революции. Победивший пролетариат сдал на слом всю старую государственную машину и в том числе старый суд, являвшийся в руках русских помещиков и буржуазии орудием подавления трудящихся, и построил свой, советский суд – суд нового, высшего типа. Советский суд – орган Советской власти, подлинно народный суд, охраняющий их интересы, выполняющий их волю. Советский суд принципиально отличен от буржуазного суда (см. Суд буржуазный), который, будучи частью надстройки над капиталистическим базисом, служит этому базису и является орудием в руках реакционной буржуазии, широко применяющей террор для подавления сопротивления трудящихся, для борьбы с прогрессивными элементами, отстаивающими дело мира и демократии.

Советский суд действует в демократических формах в соответствии с принципами Советской власти. В основе организации и деятельности советского суда лежат принципы последовательного и до конца выдержанного социалистического демократизма. С первого дня своего существования советский суд строится как суд коллегиальный, выборный, рассматривающий дела с участием выборных народных заседателей (см.). Эти принципы получили своё выражение в первом законе о судебном строительстве – в декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. и с того времени остаются неизменными и незыблемыми на протяжении всей истории советского суда. В наст, время эти принципы закреплены Конституцией СССР и тем подняты на высоту принципов конституционных. Выборность судей и народных заседателей обеспечивает теснейшую связь советского суда с трудящимися и ставит его деятельность под контроль трудящихся. Участие народных заседателей в рассмотрении и разрешении уголозных и гражданских дел и в осуществлении таким путём социалистического правосудия обеспечивает участие широких масс трудящихся в государственном управлении. Выборность судей и участие выборных народных заседателей определяют ту особую роль, какую выполняет советский суд в деле охраны социалистического правопорядка и воспитания советских граждан в духе преданности Родине и делу коммунизма.

Деятельность советского суда по рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел является деятельностью процессуальной, образует уголовный процесс (см.) и граокданский процесс (см.) и основана на принципах социалистического демократизма: на принципе национального языка судопроизводства (см.), гласности (см.), состязательности (см.), права обвиняемого на защиту (см.), устности (см.), непосредственности (см.), публичности (или официальности) в уголовном процессе (см.) и т. д.

Основным звеном советской судебной системы является народный суд (см.), избираемый гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании и рас-" сматривающий подавляющее большинство уголовных и гражданских дел. Второе звено судебной системы союзных республик образуют краевые, областные, окружные суды, суды автономных областей, верховные суды автономных республик (см.). Во главе судебной системы каждой союзной республики стоит Верховный суд союзной республики (см.). Специальными судами СССР являются военные трибуналы, линейные суды железнодорожного транспорта и линейные суды водного транспорта. Высшим судебным органом, возглавляющим всю советскую судебную систему, является Верховный Суд СССР (см.). На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик (ст. 104 Конституции СССР).

В первой главной фазе развития Советского государства задачи советского суда определялись основной задачей того периода, которая состояла в подавлении сопротивления свергнутых классов, в организации обороны страны от нападения интервентов, в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, в подготовке условий для ликвидации капиталистических элементов. Основными функциями Советского государства в первой главной фазе его развития являлись подавление свергнутых классов внутри страны и оборона страны от нападения извне. Советский суд, содействуя Советскому государству в осуществлении указанных функций, применял меры суровой уголовной репрессии к классовым врагам, к агентуре капиталистического окружения – к преступникам, посягавшим на завоевания революции, на мощь и обороноспособность Советского государства, на социалистическое строительство. Наряду с этим советский суд проводил не- уклонную борьбу со всеми иными преступлениями, посягавшими на нормальную деятельность советского государственного аппарата и деятельность советских хозяйственных органов, на государственное и общественное имущество, на имущество и личность граждан. Одновременно советский суд осуществлял вое-, питание населения к трудовой дисциплине. Эта сторона деятельности советского суда соответствовала) хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работе государственных органов, ещё не получившей в этот период серьёзного развития.

Основной задачей Советского государства во второй главной фазе его развития является организация социалистического хозяйства по всей стране и ликвидация последних остатков капиталистических элементов, организация культурной революции, организация вполне современной армии для обороны страны. Функциями Советского государства во второй главной фазе его развития являются: охрана социалистической собственности, оборона страны от нападений извне и хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная работа государственных органов, получившая полное развитие и ставшая основной задачей Советского государства внутри страны. Содействие Советскому государству в осуществлении его функций является задачей советского суда во второй главной фазе развития Советского государства. В этой фазе на советский суд возложена всемерная охрана социалистической собственности путём применения мер уголовной репрессии к ворам и расхитителям народного добра, а также борьба мерами суровой уголовной репрессии с остатками разбитых, враждебных Советской власти групп и агентурой капиталистического окружения, посягающими на обороноспособность и мощь Советского Союза, на коммунистическое строительство. Наряду с этим получает полное своё развитие деятельность советского суда по охране успешной хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов и по воспитанию граждан в духе советского патриотизма и преданности Родине, в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к социалистической собственности, дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правилам социалистического общежития. Во второй главной фазе развития Советского государства получают дальнейшее своё развитие принципы социалистического демократизма, положенные в основу организации и деятельности советского суда.

Во время Великой Отечественной войны вся работа советского суда была направлена на всемерное укрепление фронта и тыла и на обеспечение твёрдого л прочного правопорядка путём применения мер суровой уголовной репрессии к изменникам Родины, предателям, диверсантам, пособникам фашистских злодеев, трусам, дезертирам, паникёрам, расхитителям социалистической собственности и к другим преступникам, посягавшим на мощь фронта и на прочность тыла. Одновременно советский суд своей деятельностью осуществлял воспитание советских граждан в духе точного и неуклонного выполнения обязанностей, возложенных на них в условиях военного времени.

Победоносно закончив Великую Отечественную войну и возвратившись к мирному строительству, советский народ осуществляет гигантское мирное строительство и уверенно движется вперёд, возглавляя движение всего прогрессивного человечества за мир во всём мире. Функции Советского государства во второй главной фазе его развития получают в наст, время всё более полное и развёрнутое своё осуществление. В соответствии с этим задачи советского суда в настоящий период заключаются в содействии Советскому государству в осуществлении его функций, в осуществлении социалистического правосудия, укреплении социалистической законности (см.), в служении делу дальнейшего развития социалистического базиса, делу постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

Верховный Суд СССР — это высший советский судебный орган, который существовал c 1923 года до 1992 года.

После распада Советского Союза Верховный Суд был упразднён наряду с прочими высшими органами власти СССР, его архивы перешли в Государственный архив РФ, а здание занял Верховный суд РФ.

Создание Верховного Суда

Вопрос о создании единого высшего всесоюзного судебного органа встал в декабре 1922 года после образования СССР, поскольку Договор об образовании СССР в статье 12 предусматривал учреждение обладавшего «функциями верховного судебного контроля» Верховного Суда.

23 ноября 1923 года Президиум ЦИК принял Положение о Верховном Суде, определившее статус, порядок деятельности и компетенцию данного суда.

7 глава Конституции 1924 года называлась «О Верховном Суде СССР». В 1935 году название главы изменилось и было изложено следующим образом: «О Верховном Суде и Прокуратуре СССР».

Компетенция Суда

Конституция СССР относила к компетенции Верховного Суда следующие вопросы:

  • руководящие разъяснения Верховным Судам республик по вопросам союзного законодательства;
  • опротестование перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного Суда СССР решений, постановлений и приговоров республиканских верховных судов, по соображениям противоречия их общесоюзному законодательству, или если в них затронуты интересы республик;
  • заключения по требованию ЦИК СССР о соответствии постановлений союзных республик Конституции;
  • разрешение споров между республиками;
  • рассмотрение обвинений высших лиц СССР в должностных преступлениях.
  • 14 июля 1924 года ЦИК принял «Наказ Верховному Суду СССР», который уточнял и конкретизировал порядок деятельности и полномочия Верховного Суда.

Структура Суда в 1923—1938 годах

Первоначально (в соответствии с Положением 1923 года, Конституцией и Наказом 1924 года) Верховный Суд вел работу в составе:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Пленарного заседания;
  • Уголовно-судебной и Гражданско-судебной коллегий;
  • Военно-транспортной и Военной коллегий.

Верховный Суд обладал правом создавать судебные присутствия для рассмотрения уголовных и гражданских дел исключительной важности, по своему содержанию затрагивающих несколько республик, дел персональной подсудности членов СНК, ЦИК, Верховного Суда, Прокурора СССР и его заместителя.

Председатель и члены Суда назначались и освобождались от должности Президиумом ЦИК. В состав Пленума Верховного Суда также входили председатель ОГПУ при СНК и председатели верховных судов четырех республик. В работе Пленума принимал участие Прокурор СССР.

В 1926 году упразднены Военно-транспортная коллегия и военно-транспортные трибуналы, а Верховный Суд провозглашен кассационной инстанцией по рассмотренным военными трибуналами делам. Тогда же к его компетенции Верховного Суд было отнесено толкование союзного законодательства.

24 июля 1929 года СНК и ЦИК принимают Положение о Верховном Суде и Прокуратуре Верховного Суда, по которому Верховный Суд получил право законодательной инициативы и обязанность разъяснять союзные законы по запросам СНК или по предложению ЦИК.

В 1931 году образована Коллегия Верховного Суда по транспортным делам и определен состав пленарных заседаний — Председатель Верховного Суда, его заместитель, председатели верховных судов республик, председатели коллегий Верховного Суда и четыре назначаемые Президиумом ЦИК члена, к числу которых относился представитель ОГПУ.

В 1935 году в Конституцию СССР вносятся изменения, которые затронули и Верховный Суд. Верховный Суд теперь действовал в новом составе:

  • Президиум;
  • Пленарного заседания;
  • Судебно-надзорная коллегия
  • Гражданско-судебная коллегия;
  • Уголовно-судебная коллегия;
  • Военная коллегия;
  • Воднотранспортная коллегия;
  • Коллегия по транспортным делам;
  • Спецколлегия.

Верховный Суд мог отменять судебные акты верховных судов республик, противоречащих союзному законодательству (согласно ранним нормам он мог только опротестовывать акты).

В Конституции СССР 1936 года Верховный Суд определен как высший орган судебной власти. На Верховный Суд возлагался надзор за деятельностью союзных и республиканских судебных органов в установленных законом пределах. Верховный Суд избирался Верховным Советом, места в его составе имели председатели верховных судов республик в соответствии со 105 статьей.

Структура Суда в 1938—1957 годах

16 августа 1938 года на основании новой Конституции принимается Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», который внес изменения в структуру Верховного Суда (упразднены Спецколлегия и Коллегия по транспортным делам, образована Железнодорожная коллегия).

Верховный Суд приобрел следующую структуру:

  • Президиум;
  • Пленум;
  • Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам;
  • Железнодорожная коллегия;
  • Военная коллегия;
  • Воднотранспортная коллегия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: