Духовный суд на войне это

Обновлено: 28.04.2024

Когда мы размышляем о сегодняшних событиях на Украине, ни в коем случае нельзя исключать духовную составляющую, как это делают некоторые. Жизнь всегда должна быть духовно осмысленной, и особенно в такое поистине апокалиптическое время. Одного патриотизма («кто не заботится о близких своих, тот хуже неверующего») недостаточно, иначе мы должны будем оправдать патриотизм иных православных на Украине, когда они призывают к войне с Россией. Такой патриотизм двусмысленен и духовно опасен. Конечно, анти-Россия и стоящие за ней агрессивные постхристианские Америка и Запад имеют духовное содержание. Самая великая опасность сегодня — порабощение человечества грехом, разумеется, под знаменем свободы. Эта свобода от заповедей Божиих, утверждение греха Содома под защитой государственного закона все агрессивнее навязывается всем народам. То, о чём Сам Христос говорит в Евангелии как о последних признаках кончины мира, напоминая о временах всемирного потопа при Ное и истреблении огнем Содома и Гоморры при Лоте. Святитель Феофан Затворник писал: «Зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли».

Некоторые говорят, что война — это всегда плохо. Конечно, война — это всегда страшно, но мы знаем, что богоизбранный народ вел жестокие истребительные войны с языческими народами. В этом было послушание воле Божией, Его спасительному Промыслу. Такова вся Священная история. Даже всемирный потоп был проявлением заботы Божией о всем человечестве. Чтобы спасти одну чистую ветвь, нужно было отсечь все остальные, настолько прогнившие, что они могли заразить смертельной болезнью и эту, единственную здоровую. И тогда все древо человеческого рода навеки погибло бы.

Точно такой же смысл имело истребление нечестивых языческих народов Израилем, о котором мы читаем в Ветхом Завете. Если бы не сохранился в человечестве тот остаток, о котором говорит апостол Павел, не явился бы из него Мессия — Христос, Спаситель всего человечества.

Велико было развращение допотопных людей и язычников, но благодаря Пришествию в мир Христа даже для них среди ада воссиял свет. Об этом говорит апостол Петр в своем Первом соборном послании: «Христос находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» (1 Пет. 3:19). Те из них, кто принял эту проповедь, были спасены.

Судьбы человечества связаны с хранением истины. Потому так смертельно опасен всякий компромисс с ложью — якобы ради спасения всех, якобы ради Церкви и даже — якобы ради Господа. «Не говори: ради Господа я согрешил. Ибо Он не имеет надобности в муже грешном. То, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15:11—12).

Ниже я предлагаю ответы на ряд вопросов, которые задавали мне в последнее время на тему специальной военной операции на Украине.

Сейчас в Европе началась немыслимая травля русских. Мы слышим о небывалых проявлениях русофобии, не сравнимых ни с какими прежними в истории. Но, с другой стороны, откуда такие заявления русских на свою исключительную роль в мире? У кого-то, наверное, возникает желание сравнить эту исключительность с сионизмом или с претензией Америки на мировое господство. Или с безумной фантазией так называемых «укров».

Все помнят и часто цитируют слова Александра Суворова: «Мы русские — с нами Бог!» Но важно понять смысл этих слов, и тогда будет понятен и ответ на Ваш вопрос. С нами Бог — не потому что мы русские. А потому мы русские, и только тогда подлинно русские, когда с нами Бог. Речь идёт о чистоте и неповреждённости христианской веры. В каждом человеке и в каждом народе истинно только то, что принадлежит Всечеловеку Христу. И только так в нём раскрывается то единственное и неповторимое, которое он получил от Бога.

Возникает вопрос, почему силы зла нацелены прежде всего на Россию? В 1871 году великий Оптинский старец — преподобный Амвросий — дал своё истолкование одного знаменательного эсхатологического сновидения. Сущность этого сновидения, или откровения, была выражена словами уже почившего митрополита Филарета Московского: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Главный смысл толкования этих слов сводится к тому, что здесь показана кратчайшая история мира с точки зрения истинной Церкви Христовой: Рим с первоверховными апостолами Петром и Павлом; Троя, то есть Малая Азия с семью малоазийскими церквами святого Иоанна Богослова и Константинополем святого Андрея Первозванного; Египет с отцами-пустынниками. Четыре страны — Рим, Троя, Египет и Россия — символизируют эту Церковь.

После расцвета жизни во Христе и падения первых трех показана Россия; после России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России ради презрения Заповедей Божиих, и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова». Русские сами по себе не лучше других народов. Более того, напомним еще одну известную мысль, не раз высказанную Ф.М. Достоевским, горячо любившим Россию: «Русский человек без Христа и без православия — дрянь». Все наше будущее и будущее мира связано только с одним: как мы храним истину православия и живем по ней.

Какое участие можем мы принять в противостоянии тем либеральным ценностям, которые Запад хочет утвердить всюду в мире, сражаясь с Россией на территории Украины?

То, что происходит сегодня на Украине, — не просто анти-Россия, противостояние отравленного пропагандой ненависти к русским украинского народа, не просто геополитическая и экономическая война Америки и Запада против России, а духовная война. Смысл ее в том, чтобы уничтожить человека как духовно-нравственное явление, утвердив повсюду свободу от заповедей Божиих и безумие Содома и Гоморры под защитой государственного закона, а Православие превратить во внешнюю видимость. Диаволу нужно только одно: лишить человека общения с Богом. И если мы хотим принять участие в сражении за Русь Святую, Господь даёт нам возможность сделать это чистотой нашей жизни, покаянием, постом и молитвой. Разумеется, не только государство, но и каждый из нас должен при этом в меру своих возможностей содействовать освобождению нашей культуры от пропагандистов либеральных ценностей, многие из которых, не выдерживая нынешней атмосферы, уже бегут из нашей страны. Среди торжествующей лжи каждый христианин должен быть свидетелем истины и правды Христовой. С какой-то новой, исключительной силой обращены сегодня к каждому из нас известные слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Отец Александр, как Вы относитесь к письму за подписями некоторых священников о прекращении специальной военной операции на Украине и их призывах к миру?

А где были эти священники, когда в течение последних тридцати лет на их глазах происходило беспрецедентное ограбление России в так называемой приватизации с раздачей «ваучеров» в результате чего все богатство России перешло в руки небольшой горстки олигархов? Почему они молчали, когда был расстрел законно избранного Верховного Совета, который намеревался воспротивиться этому обману? Почему в течение восьми лет они не замечали каждодневных обстрелов и гибели мирного населения в Донбассе и не заметили того, что произошло 2 мая 2014 года в Одессе? Их гражданственности хватило только на защиту кощунниц, плясавших на амвоне Храма Христа Спасителя.

О примирении со злом, угрожающем на самом деле всему человечеству не может быть и речи. Подобная ложная добродетель, для которой все относительно — так что уже нет ни добра, ни зла, ни истины, ни лжи, а есть только так называемая стабильность в душе человеческой и обществе, — не имеет никакого отношения к христианству. И пусть весь так называемый «цивилизованный» мир ради защиты этой «стабильности», ради утверждения греха Содома и Гоморры как нормы, ополчится против нас с отвержением и судом тех, кто еще не стыдится носить на своей груди крест, и с угрозами «мы заставим вас быть, как все» — мы не должны уступить врагу рода человеческого. Потому что из всякого компромисса со злом победителем, как известно, всегда выходит диавол. Помним мы эти слова апостола: «Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фесс. 5:3). «Мир, мир, — говорят они, — а мира нет. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет», — свидетельствует пророк (Иез. 13:10—11). Преподобный Сергий Радонежский не благословил великого князя Димитрия на заключение мира с полчищами Мамая, а послал с ним двух воинов-монахов в сражение. Насколько серьёзней то, что сегодня происходит на Украине, за которой стоят объединённые силы Америки и Запада с его присутствующими не только в исторической памяти Наполеонами и Гитлерами!

Не всякий мир прекрасен — напоминает нам сегодня святая Церковь. Мы должны быть воинами Христовыми, носящими в одной руке Евангелие, а в другой меч, говорит священномученик Владимир Киевский. И сегодня кровь наших воинов — тех, кто сражается за наше Отечество и свободу жить по совести и правде, — освящается кровью христианских мучеников. Как сегодня сказанные звучат эти слова святого Царя-мученика Николая, обращенные к русскому воинству после насильственного отречения от престола, когда у власти уже находилось Временное правительство: «К вам, горячо любимые мною войска, обращаюсь с настоятельным призывом отстоять нашу родную землю от злого противника. Нынешняя небывалая война должна быть доведена до полного поражения врагов. Кто думает теперь о мире и желает его, тот изменник своего Отечества — предатель его. Защищайте нашу великую Россию изо всех сил. Слушайте ваших начальников. Всякое ослабление порядка службы (дисциплины) только на руку врагу. Да благословит вас Господь Бог».

К несчастью, и среди христиан имеет всё большее распространение этот отказ видеть и анализировать события апокалиптического масштаба, быть терпимыми ко всему и тем самым не препятствовать приходу самого худшего. Такой мир не имеет ничего общего с подобной терпимостью. Все знают слова святителя Филарета Московского: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша». Это то, что касается судеб народов и Церкви. Важно понять, что речь сейчас идет не только о противостоянии коллективной анти-России, но прежде всего о противостоянии коллективному антихристу.

Что Вы думаете о сегодняшней церковной ситуации на Украине?

Где нет истинного учения, там не может быть соединения со Христом. Вот почему идёт не престающая война диавола с Церковью Христовой от начала Пришествия Христа в мир. Она продолжается, и будет длиться до скончания века, до Второго Пришествия Христова. И одно из главных средств диавола в войне против Церкви — добиться ее разделения. Мы знаем, что врагу рода человеческого попущено было совершить разделение между Восточной и Западной Церковью. А Западная Церковь в свою очередь разделилась на католическую и протестантскую с бесконечным последующим дроблением внутри протестантизма. Теперь враг идет еще дальше: он добивается раскола внутри Православной Церкви. Мы знаем о так называемой ПЦУ (Православной Церкви Украины), где в ложном единстве собраны для совершения таинств запрещённые в служении или даже нелегитимно рукоположенные епископы и священники. Судя по поддержке их иными Поместными православными Церквями, можно сказать, что метастазы смертельной болезни распространяются по всему Телу Церкви. А сегодня в связи с военными действиями на Украине там раздаются голоса о необходимости отделения Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от своей Матери-Церкви.

Как тут не вспомнить слова святого пророка Даниила, что антихрист уничтожит Евхаристию в конце времен, что за беззакония только внешне принадлежащих Церкви людей дана ему будет сила против великой святыни. Интересно, что для этой цели, согласно пророчеству, будет использована и военная сила: «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения» (Дан. 11:31).

Святой мученик Ипполит, как свидетельствует блаженный Иероним, описывая последние времена, говорит, что храмы Божии будут в предельном запустении, потому что не будет в них приноситься бескровная жертва. Нигде не будет Тела и Крови Христовых на земле, Евхаристия прекратится, и за это наступит конец мира, и он будет судим. Но пока совершается литургия, пока приносится в жертву Агнец Божий на престолах Божиих, этого не произойдёт. Не грозным ли предупреждением об этих временах для нас было недавнее повсеместное закрытие храмов из-за боязни заражения новым вирусом?

Знаем ли мы цену сокровища, которое находится на престолах наших храмов? Сознаём ли, какой ценой оно обретено, и с каким благоговением и страхом мы должны мыслить и жить, чтобы сподобиться соединения со Христом Богом?

Какие времена наступили! Какой разгул зла и нечестия во всем мире! Какая небывалая истерия, охватившая всю землю, была недавно вокруг эпидемии ковида! И нынешняя война с Россией, которая реально может перейти в последнюю мировую войну. Сколько гибнет людей! Вспоминаются известные слова поэта-фронтовика: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Может быть, не стоило России так рисковать, и приносить для достижения пусть и благих целей столь великую жертву? Но мне вот один священник сказал: «Надо смотреть глубже и дальше. Мудрец отличается от глупца тем, что видит все до конца». А недавно я услышала, как какой-то почитаемый всеми афонский монах сказал, что Россия, даже если она этого еще не сознаёт, ведет специальную военную операцию, чтобы замедлить приход «человека беззакония», антихриста. Чтобы как можно больше людей могли покаяться и спастись. Наступил такой предел беззакония, что Господь Промыслом Своим решает остановить его таким способом. Потому что внешние потрясения и беды — только отражение того, что происходит в духовных глубинах.

Мы знаем, что смертью Христовой диавол уже побеждён — человекоубийца от начала, он лишён силы, которую имеет только там, где царствует грех и смерть. Где нет греха и смерти, он бессилен. Но там, где грех, диавол доныне терроризирует весь род человеческий страхом смерти и через всю жизнь держит всех в рабстве и подчинении. Он ищет на земле таких слуг, которые могли бы осуществлять свою власть и контроль над людьми через грех и страх смерти.

Проповедь ложной радости греха и того, что в Священном Писании названо «мерзостью пред Богом», греха Содома — не просто дозволяется на Западе и в Америке государством, а находится под жесточайшей защитой закона. Но за этим тотчас следуют горе и ужас, и смерть, и власть тьмы — это есть антиблаговест, уготовляющий приход антихриста. Не только через телевидение, интернет и другие средства массовой информации идёт сатанинское зловестие, а просто через людей — через общение отравленных ложью людей, образующих всё новые дурные сообщества, которые всюду развращают добрые нравы. Диаволу надо, чтобы под знаменем этой свободы от заповедей Божиих встали все люди без исключения. Это страшнее любой эпидемии и любой, даже атомной войны. Потому что человек создан для жизни вечной.

Слушая Ваши рассуждения о духовном аспекте специальной военной операции на Украине, можно подумать, что Вы призываете идти войной против тех людей и даже народов, которые ведут безнравственную жизнь. А обращать к истинной вере можно с помощью силы, не исключая, видимо, и военную.

Конечно, всё можно предельно извратить. Например, слова Христа: «Не бойтесь убивающих тело, а душе не могущих повредить» представить как призыв к убийству или самоубийству (поскольку по христианской логике душа больше тела) тех, кто может повредить душе. Бог бесконечно мудрее и добрее, и сильнее человека. Логику Божию нельзя превратить в механистически формальную. Когда мы говорим: «Бог силен злое обратить в доброе» мы имеем в виду не только то, что, не обладая ни силой, ни мудростью, ни благостью Божией, мы никогда не должны творить злое, поскольку из этого всегда выходит только еще больше зла, а молитвой, покаянием и послушанием Богу и законной власти, когда она не противоречит христианской совести, познавать волю Божию, и по мере наших сил быть соработниками Его.

Неужели Вам не жалко разрушенных домов, женщин, детей, стариков, вынужденных бежать из своей страны? Неужели, по крайней мере, нельзя сделать так, чтобы это все быстрее закончилось?

Война — это всегда страшно. Но Россия не ведёт ее, как страны НАТО, когда они бомбили Сербию и уничтожали монастыри Косово снарядами, на которых было написано «Счастливой Пасхи!» А по примеру их, украинские нацисты наносят надпись на снаряды, которыми они обстреливают сейчас Донбасс: «Лучшее — детям». Или как американцы, которые во время Второй мировой войны сравняли Дрезден с землей, когда в этом не было никакой военной необходимости. И которые уничтожили Хиросиму и Нагасаки с миллионами людей атомными бомбардировками. С риском для себя Россия ведёт эту военную операцию, как выразился один зарубежный публицист, «как бы на цыпочках», стараясь избежать, насколько это возможно, гибели мирных людей, попавших в заложники к узурпаторам власти в своей стране.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Война – это разрушенные семьи, это гибель миллионов невинных людей, это страшное бедствие. Скольких людей она лишает жизни, скольких детей оставляет сиротами, сколько матерей и сегодня оплакивают своих погибших сыновей. Мне известно о войне мало, но я знаю, что два моих прадедушки погибли, а дедушка – Сысоев Николай Сергеевич был участником Великой Отечественной войны.

Семнадцатилетним юношей его призвали в армию в 1944 году, до последних дней войны сражался мой дед на Восточном фронте. За боевые услуги он был награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», а медаль «За победу над Японией» ему вручил сам Сталин.

В 1945 году он не вернулся домой, а продолжал служить в армии, ему пришлось охранять военнопленных немцев еще шесть лет. Дедушка рассказывал, что это было трудное время для всей страны, и им, солдатам, жилось не намного лучше, чем военнопленным.

Сейчас моему дедушке 78 лет и он не очень любит вспоминать и рассказывать о войне. Он не хочет, чтобы это повторилось снова.

Война! Твой страшный след…

За этими словами скрываются чудовищные, опалённые войной, страницы нашей Родины. По нашей земле прошел самый зловещий и кровожадный враг – фашизм, который сметал все на своём пути: и живое, и неживое, не щадя ни стариков, ни детей, ни наших трудовых начинаний.

Сожженные деревни, разрушенные города, взорванные фабрики и заводы, расстрелянные и угнанные в плен – это далеко неполный список злодеяний фашистских захватчиков. 1418 кровавых дней и ночей…. и 27 миллионов погибших.

В кровопролитных боях и жестоких схватках с врагом проявился героизм и самоотверженность русского народа. Среди них были и дети, наши сверстники, девчонки и мальчишки. Да, несчастливая доля выпала на их детство, но судьба Родины для них была важнее своих жизней…

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Блокадный Ленинград… 900 страшных и неповторимых дней и ночей… 125 граммов черного и малокалорийного хлеба…

Жители города, не захотевшие или не успевшие эвакуироваться в другие менее опасные места, умирали от голода и холода. Порой, не находя в себе жизненных сил, умирали на улицах, за станками, просто дома на стуле.

…Мы, молодое поколение, никогда не видевшие ужаса войны, благодарны ветеранам за мужество и стойкость, благодарны за наше чистое и светлое настоящее!

Нет в жизни более тяжелого во всех отношениях времени, как время войны. Ко всем обычным бременам жизни, лежащим на душе человека, ко всем затруднениям личного пути, семейной жизни, экономического неустройства и общественно-политического разлада война прибавляет новое и горшее бремя, которое своими размерами и своею остротою может отодвинуть на второй план все остальное. Это бремя войны подавляет душу не столько количеством и объемом практических задач и нужд, загромождающих собою весь жизненный горизонт, всю видимую перспективу творчества: здоровая душа, полная энергии, только вырастет и окрепнет, справляясь с заданиями, даже с виду непомерными: Геракл будет ей прообразом, и тяжкий молот труда выкует из нее поистине непобедимый булат. Война подавляет душу человека качеством и содержанием тех заданий, которые она обрушивает на нас, независимо от того, подготовились ли мы духовно к их разрешению или нет. Нравственно противоречивый характер этих заданий составляет их главную тяготу.

Позволительно ли убивать человека? Может ли человек разрешить себе по совести убиение другого человека? Вот вопрос, из которого, по-видимому, вырастает основное нравственное противоречие войны…

Что заставило нас восстать и доброю волею принять на себя бремя великой и напряженной народной войны?

Встань, прими на, себя это не стоящее содержание, раз что оно было твое, сумей ответить за него, постоять за него и, если понадобится, умереть за него. Потому что война зовет тебя защищать свободу твоей жизни от насилия поднявшихся врагов-иноземцев. Худо ты жил или хорошо, но идти к врагам в невольники ты не можешь и не должен хотеть. И если ты жил хорошо — ты с бодрою решимостью встанешь на защиту твоей свободы. Но если ты жил плохо, то война заставит тебя защищать свободу твоей дурной жизни; ты имел эту свободу и не замечал ее; пользовался ею, не ценя ее, и пользовался дурно. И вот пришел час для тебя утратить ее совсем или отстоять ее, во что бы то ни стало…

… Итак, война имеет духовное значение. И притом всякая война, хотя и не всякая война имеет духовное оправдание.

Духовное значение имеет всякая война, ибо всякая война есть потрясение, испытание и суд для всей жизни народа, который в ней участвует; а следовательно и для ее духовных сил. Однако, если всякая война есть потрясение, испытание и суд для жизни народа, то не всякая война есть правая для того народа, который в ней участвует. Воюя, народ может быть прав и не прав; и война его будет иметь духовное оправдание лишь в том случае, если он прав, воюя.

Духовная оправданность войны определяется теми мотивами, которые побудили народ открыть военные действия, и теми целями, которые он, воюя, имеет в виду и осуществляет.

… В качестве общего закона здесь можно установить лишь то, что духовно живой, духовно сильный и творческий народ растет и возрождается и после тех войн, в которых он потерпел ратную неудачу: так было с Россией после крымской и японской войн, с Германией после наполеоновских войн.

Осознав все это, мы увидели в этом нападении тяжелую угрозу всему нашему духовному достоянию и встали на защиту нашей свободы и самобытности. Только мы сами, и никто другой за нас или вместо нас, только мы сами, свободным самостоятельным духовным трудом можем выбрать из немецкой культуры то, что в ней общечеловечно, глубоко или хотя бы просто здорово, от того, что в ней разложилось, отцвело или омертвело; только мы сами можем, отбросив второе, свободно, творчески усвоить себе первое, оставаясь независимой и великой нацией. И русский народ доказал уже свою способность признавать духовные достижения других народов и учиться у них тому, что них есть лучшего.

Как это просто и понятно: нельзя дать себя поработить; нельзя дать превратить себя в средство для хозяйственного процветания другого народа. Духовный рост немыслим в условиях принудительности и порабощенья. Эту элементарную, великую аксиому мы все признали и восстали. И война эта, воистину духовно оправданная война, стала войною народною.

После всего сказанного нетрудно признать, что всякая оправданная война есть духовно оборонительная…

И вот, если мы пойдем к победе на этом уровне, то победа наша будет действительной, истинной победой. Ибо она будет победою сразу над врагом и над собою. Вспомним и не забудем, что жизнь России не кончает ее этою войною, а, может быть, только начинается; что нам предстоят еще впереди горы напряженного, самоотверженного труда над нашим внутренним устроением; что нельзя сводить все задачи России к ратному напряжению ближайших месяцев и ограничивать ее жизненные перспективы этою войною. Необходимо все время помнить, что война есть этап не только во внешней истории, но и во внутренней жизни России; что она не есть эпизодическое событие, вдвинувшееся механически между прошлым и будущим; что победа может быть добыта только в результате духовного подъема и духовного напряжения живых внутренних сил России. А этот подъем есть уже сам по себе начало нашего возрождения.

Война – это разрушенные семьи, это гибель миллионов невинных людей, это страшное бедствие. Скольких людей она лишает жизни, скольких детей оставляет сиротами, сколько матерей и сегодня оплакивают своих погибших сыновей. Мне известно о войне мало, но я знаю, что два моих прадедушки погибли, а дедушка – Сысоев Николай Сергеевич был участником Великой Отечественной войны.

В 1945 году он не вернулся домой, а продолжал служить в армии, ему пришлось охранять военнопленных немцев еще шесть лет. Дедушка рассказывал, что это было трудное время для всей страны, и им, солдатам, жилось не намного лучше, чем военнопленным.

Сейчас моему дедушке 78 лет и он не очень любит вспоминать и рассказывать о войне. Он не хочет, чтобы это повторилось снова.

Война! Твой страшный след…

За этими словами скрываются чудовищные, опалённые войной, страницы нашей Родины. По нашей земле прошел самый зловещий и кровожадный враг – фашизм, который сметал все на своём пути: и живое, и неживое, не щадя ни стариков, ни детей, ни наших трудовых начинаний.

Сожженные деревни, разрушенные города, взорванные фабрики и заводы, расстрелянные и угнанные в плен – это далеко неполный список злодеяний фашистских захватчиков. 1418 кровавых дней и ночей…. и 27 миллионов погибших.

В кровопролитных боях и жестоких схватках с врагом проявился героизм и самоотверженность русского народа. Среди них были и дети, наши сверстники, девчонки и мальчишки. Да, несчастливая доля выпала на их детство, но судьба Родины для них была важнее своих жизней…

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести.

Блокадный Ленинград… 900 страшных и неповторимых дней и ночей… 125 граммов черного и малокалорийного хлеба…

Жители города, не захотевшие или не успевшие эвакуироваться в другие менее опасные места, умирали от голода и холода. Порой, не находя в себе жизненных сил, умирали на улицах, за станками, просто дома на стуле.

…Мы, молодое поколение, никогда не видевшие ужаса войны, благодарны ветеранам за мужество и стойкость, благодарны за наше чистое и светлое настоящее!

Много хорошего и разного поведано о Великой Отечественной войне. Но мало ещё, на мой взгляд, говорят и пишут о решающем духовно-нравственном факторе Великой Победы – о Господе Всемогущем, о Божией помощи нашему народу в той страшной, незабываемой войне.

Безусловно, несокрушимую физическую силу, волю и стойкость в разгроме фашизма явил наш многонациональный народ. Но важно чётко видеть те корневые духовно-нравственные истоки, что питали его неимоверную мощь, патриотизм и твёрдую веру в грядущую победу.

Важнейшим из таких благородных целебных истоков является неискоренимая вера в Господа нашего Иисуса и Русскую Православную Церковь, оказавшую неизмеримую спасительную духоподъёмную помощь в разгроме врага.

Выдающийся деятель Русской Православной Церкви митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Высокопреосвященнейший Иоанн писал: «Во всех войнах рядом с русским солдатом шёл священник, рядом с воином мирским – воин духовный» (Посох духовный. Выбранные места из трудов Архипастыря. - Санкт-Петербург. – 2000. – С. 49).

Вспомним, как в былые времена наши славные предки неизменно славили Бога и благодарили Его, просили благословения Господа и неизменно добивались победы над агрессором.

К примеру, перед знаменитой Куликовской битвой русские полки осенил своим крестным знамением Святой Сергий Радонежский, благословив князя Дмитрия на ратный подвиг. И прежде страшный, казалось, несокрушимый враг был, наконец, повержен, Русь освобождена от векового рабства. За победу в войне с французами в 1812 году благодарные предки воздвигли грандиозный храм Христа Спасителя.

Празднуя победу, мы спрашиваем: "Кто может исчести стенания, слёзы и кровь наших отцов и матерей, которые на своих плечах вынесли неописуемое бремя этой великой войны. Нет ни малейшей пяди земли русской, не обагрённой кровью наших братий. Кто может точно посчитать людей, павших на полях сражений, уморенных голодом, заживо погребенных, сожжённых в печах Освенцима и Майданека, погибших в пучине морей и рек? Их имена знает только Бог, ибо у Бога все живы".

Великой жертвенной войной Господь Бог проверял стойкость и нравственный дух нашего народа, вселял в него моральную силу, надежду, любовь и неиссякаемую победоносную веру.

Известно, что гитлеровский рейх был олицетворением мировых оккультных сил, поэтому наша Победа 1945 года была знаковой Победой и над цитаделью сатанизма. Разгром фашизма явился торжеством Православия и Божией Истины, триумфом духовной силы православного русского народа и других коренных народов России.

Это была историческая битва добра и зла, Православного русского духа с рационалистическим, псевдохристианским духом Запада, из недр которого вышли материализм, марксизм, фашизм и сатанизм.

Можно сказать, вторая мировая война стала злым плодом революций, которые произошли на Западе и в России, следствием бездуховной идеологии рационализма, богоотступничества, беззакония против нравственности и исторически свойственной нам соборности.

Наша Победа сокрушила нацистскую расовую идею и неоправданную горделивость «избранных арийцев», отрезвила от безбожия тех русских, которые, поддавшись искусу большевистского атеизма, временно отступили от Святой веры.

Бог ведает, почему он допустил эту войну. Это страшное испытание имело особую, некую дорогую страдательную цель, потому что, обозревая православным взглядом трагические периоды в истории России, можно видеть, что все они были следствием гнева Божия на наш народ за богоотступничество и беззаконие. В тяжёлые времена наши предки находили в себе мужество приносить Богу покаяние, и Бог миловал их.

…В наше многотрудное время русский народ ослабил свою бдительность, духовное зрение и просмотрел, как враги нанесли родной стране и нашей вере новый жестокий удар изнутри, стремясь поработить народ развратом, пьянством, наркоманией, спидом, погоней за деньгами и прочими дурными страстями и искушениями. Несомненно, из того же ряда опасностей изобретение мировых сатанинских сил - зловредный коронавирус…

…В 1945 году Пасха совпала с днём памяти великомученика Георгия Победоносца – 6 мая. В Светлый понедельник фашистская Германия подписала капитуляцию. Победа соединилась с радостью Светлой седмицы. А в день Святой Троицы, 24 июня, на Красной площади состоялся исторический победоносный Парад Победы.

Победа в Великой Отечественной войне – это победа Правды над ложью, победа славных боевых традиций русского воинства над захватническими устремлениями врага. Исполнились слова Спасителя над русскими воинами: "Больше сия любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя".

Наши героические воины проявляли высшую форму любви, отдавая жизнь свою за нас, "за други своя". Все они помнили о Боге – и солдаты, и офицеры, и маршалы, а к атеистам возвращалась вера в Господа…

Из мемуаров известно, что маршалы Жуков, Василевский, Шапошников перед каждым сражением говорили: "С Богом. "

Документальная кинохроника исторического парада 1945 года запечатлела знаковую деталь: легко и молодецки взмахнув на коня, принимавший парад маршал Г.К. Жуков, прежде чем появиться перед колоннами войск на Красной площади, едва заметно осенил себя крестным знамением…

Битва с гитлеризмом стала тем огненным целебным лекарством, которым Промысел Божий врачевал заблудший народ от чумы безбожия, спасал Русскую Православную Церковь – пишут источники. С этим нельзя не согласиться.

Война остановила "безбожную" пятилетку, в ходе которой планировалось тотальное физическое умерщвление священнослужителей и намечалась цель заставить народ забыть слово "Бог".

Показателен факт: немало солдат и офицеров, вернувшихся с фронта домой, впоследствии стали монахами и священниками. Например, легендарный герой обороны Сталинграда сержант Иван Дмитриевич Павлов (позже архимандрит Кирилл (Павлов) после войны стал великим молитвенником России.

Святейший Патриарх Сергий сказал ещё в 1941 году: "Путём самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших свою жизнь за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей".

…Война 1941-1945 гг. закончилась триумфальной исторической Победой, но ожесточённая война против России, против Господа и нашей Православной веры не прекратилась, ведётся уже не на полях сражений, а во всех сферах человеческого бытия – духовно-нравственной, демографической, социальной.

Эту войну можно победить духовным оружием – твёрдой и чистой верой в Бога, молитвой, покаянием в грехах и той грозной силой защитного оружия, какую вкладывает нам в руки Господь для успешного одоления врага.

Вспомним, как это делали наши героические предки, святые отцы: князь Владимир, Илия Муромец, Александр Невский, Андрей Боголюбский, Минин и Пожарский, Дмитрий Донской, Михаил Тверской и другие. Помолившись Господу нашему, они собирали русское воинство, брали в руки мечи и щиты и отправлялись в безоглядный бой на защиту родного Отечества. И побеждали.

История России – это непрерывная жестокая многовековая война ради защиты её священной земли, её народа-богоносца, её бесценного сокровища и души нации – Святого Православия.

«Но всё же – верен Бог! – мы выстоим, выдержим, одолеем зло. Это обязательно случится, ибо не оскудела Земля Русская мужеством и отвагой, доблестью и любовью, милосердием и состраданием. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела» - подчёркивал Высокопреосвященнейший митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Посох духовный. – Указ издание. – С 49).

«Война есть не только потрясение, но и духовное испытание и духовный суд», говорил Иван Ильин, русский философ. Во время войны и тяжелых потрясений человек меняется и, как не странно, становится сильнее и физически, и духовно. На что способен человек в минуты опасности? Именно этой проблеме посвящён текст Вениамина Александровича Каверина.

Чтобы привлечь внимание читателя, автор повествует о младшем лейтенанте, Льве Николаевиче, который «лишь неделю назад» «защищал диссертацию на тему “Древнейшие сказания европейских народов„».

В минуту опасности, когда «должен был сложить оружие и сдаться в плен», он не считал себя побежденным и сделал все, чтобы немцы не прошли дальше по траншее. Испытывая физическую боль, Петя, с пулевым ранением навылет, приполз к березе и начал стрелять в немцев. Такой поступок не может не считаться преодолением собственных физических возможностей.

Также немаловажен фрагмент, где Петя читает стихи, показывающий патриотичный дух бойцы. Герой читал их «между пулеметными очередями», не зная боли и самосожаления. Именно эти две иллюстрации показывают, что человек способен на преодолении себя в минуты опасности.

Позиция автора не выражена четко, но, внимательно прочитав текст, можно понять, что, по мнению

В. А. Каверина, в минуты опасности человек, испытывающий любовь к Родине, способен преодолеть физическую боль, способен действовать вопреки обстоятельствам.

Нельзя не согласиться с мнением писателя, что в трудную минуты человек способен на большее, чем в обычной жизни. Тому есть масса примеров в классической литературе.

Для подтверждения собственной позиции приведу пример из «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина. Швабрин Алексей Иванович, казалось бы, смел, даже отправился в Белогорскую крепость по причине «смертоубийство» во время дуэли. Однако в минуту опасности переходит на сторону врага, Пугачёва. Показываются худшие качества Швабрина, он готов оклеветать и предать. Так, можно понять, что в минуту опасности показывается истинное лицо человека, который способен преодолеть себя.

Хочется верить, что читатель задумается над проблемой в тексте, ведь важно понимать человеческие пределы и границы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: