Один водитель слил в алюминиевый бидон щелочь с аккумулятора что произошло с посудой почему

Обновлено: 25.04.2024

коллег, которое еще помнят химию, прошу пояснить физику ( точнее химию) процесса точечного образования белых наростов в заполненых водой флягах. Под ними, после удаления, образуются раковины значительной глубины.

можно ли как то пассивировать поверхность. чтобы такая реакция не начиналась вовсе и как-то ее избежать.

Фляги - Военохот, с закручивающимися алминиевыми-же крышками.
Вода - водопроводная, налита на постоянной основе, т.е. находится в двухлитровых емкостях месяцами в закрытом состоянии.

Кстати - в отличии от маленьких фляг вода в них не тухнет, а просто приобретает "болотный" запах, почти естественный.

В нормальных условиях алюминий покрыт пленкой оксида, нерастворимого в воде, который не дает ему корродировать. Пленка может разрушаться механически или химически при нагревании с веществами не нейтральными (по кислотности). Чтобы понять, что происходит с флягами, нужно знать хим. состав металла фляги (алюминий это или какой-то его сплав) и кислотность воды (нейтральная, щелочная, кислотная?). Как-то так вроде бы.
Если я правильно помню, на чистом алюминии пленка оксидов появляется сразу на воздухе, если ещё и обработать изделие концентрированной азотной кислотой, защитные свойства оксидной пленки усиливаются.

PS Оксид алюминия - серовато-белое вещество. Химию учил в институте, было это давно, так что мог что-то и напутать.

спасибо. кислоты нет. увы.. Хлопья похожи на плотный налет, как будто отложения в электрочайнике по плотности, но цвет серовато- белый, возникают в одних и тех-же местах -вокруг заклепок и в паре мест на стенках и днище.

ЗЫ фляги вот такие, какой там имено металл - сплав или ал. - не знаю. Очень хорошие фляги.


Там "пищевой алюминий" какой нибудь типа АК7, АК5М2 ,а на налёт плюнуть и забыть ,это фляга а не чайный сервиз.

на налет я естественно плюю. меня раковины беспокоят )

Че-то больно старинные фляги, в конце перестройки могли металл и непищевой завести, а план и тд. ну неизвестно, тож самое- в таких пятна и отложения, а в бидоне 1978 примерно- ниче нету и в китайских современных норм все, неспроста

Видимо много железа и хлора в воде. Раковины уже не восстановить, только покрывать лаком.

это фляги середины 70-х. у меня их пара.
попробую зачистить эти места ножом, в расчете на окисел.

Насколько я знаю, в алюминиевых флягах долго хранить воду не рекомендуют (это соединение алюминия, как я слыхал, вредно), а при юзании, пустые, незамедлительно сушат как раз во избежание раковин и вот этой белой пакости.
Да, и ещё - чуть не угробил часть "десантного котелка" (комбинированный), когда оставил в нём борщ (кисловатый по вкусу) до утра.

Лучше не надо, будет тот же результат, но уже на ободранной поверхности (алюминий всегда покрыт тонкой плёнкой окисла). Лучше (и полезнее для фляг) - смириться и как то с этим научиться жить 😊
Лучший материал для банок длительного хранения в том числе и воды - всё таки стекло.

хранение во флягах воды я, напротив, считал их защитой от окисления, оказывается все наоборот. так можно ли как-то пассивировать поверхность алюминия, чтобы он не вступал в такую реакцию? то что она не по всей поверхности, а "местная" наводит на мысль что играет роль какие-то факторы- концентраторы реакции.
стекло-то конечно лучше. если б еще оно еще было не хрупким и полегче )

Ещё в школе говорили, что кабы не эта окисная плёнка, был бы алюминий очень агрессивным металлом (лишь немногим слабее кальция и ему подобных), помню плохо, почему, но это как-то запомнилось. Пусть меня поправят, если я наврал, гарантий не могу дать.

Да уж, стекло -это такое стекло.
Альтернатива - нержавейка, но и нержу нужно тоже выбирать. Советская пищевая, вроде как бы, отличный выбор, но сейчас сомневаюсь, что такую можно сыскать.

наводящий вопрос - осуществимо ли "в домашних условиях"- считай растворами, прочное серебрение любой внутренней поверхности из алюминия?

Та же проблема с налетом, только фляга армейская 59 г.в. Заметил его не так давно, хотя флягу после использования всегда просушивал. Что только не делал, и ершиком мыл, и спиртяжкой полоскал, ничего не помогает. Жаль, фляга хорошая.

Похоже, естественная проблема алюминиевых фляг (и любых закрытых алюмишек).
А песочком чистым с водой взболтать?

Я так понимаю, ну их нафиг, эти белые хлопья, лишь бы каверн не проедали.

Вам бы надо обработать изнутри тем же,чем пивные банки обработаны, уж это точно поможет. Рецепт лака я не знаю, но в общих чертах выяснить в интернете сможете. Вообще же странно, я вот забыл с лета в канистре чай с сахаром и лимоном, и наткнулся на нее аж в ноябре. Выливая,был удивлен что ничего не скисло и не забродило, по виду и по запаху, только чай сильно настоялся. Может вам не воду хранить а готовый напиток, с нужным Ph?

"готовый напиток" в полевых условиях - редкость обычно, поэтому стандартное условие - вода, пусть и не всегда водопроводная, впрочем и в водопроводах она везде разная.

В авиации применяют анодирование(а там почти все из сплавов алюминия)-очень стойкая вещь(десятки лет на открытом воздухе+дождичек).Но процесс, похоже, геморный и ядовитый. И нужно точно знать марку сплава фляги-там явно не чистый люминь.

Алюминий боится щелочей, даже некоторые мыла его разрушают, в воде обычно много солей образованных Калием Натрием (Сильными основаниями) с ними алюминй реагирует как кислота, получается тетра-гидро-оксо-аллюминат калия или натрия.
Аллюминий есть можно, на его основе делают лекарства от изжоги(альмагель фосфалюгель) если нет изжоги.

Чтоб не портились фляги, воду можно попробовать подкислить например аскорбинкой, или лимонной кислотой.

если и правда алюм так реагирует со щелочами, то подкислить - это выход, спасибо - попробую!

альфа-кетоглутарат дегидрогеназа!) скрипач, аскорбинка сильно гидролизуется и долго в водном растворе фляги не проживет, цитраты в этом отношении лучше, так что, я за лимонную кислоту

упс, походу, я не вышел из твоего ака)))

Насколько помню, нерастворимы в воде только фосфат и гидроксид алюминия, но почему алюминий фляги реагирует с питьевой водой - предположить не могу. Чисто гипотетически, на поверхность фляги можно нанести тонкий слой флюса фтбф-а, пройтись мелкой шкуркой и облудить пищевым оловом(О1-О1 ПЧ, ГОСТ 860-75), но что из этого выйдет на практике - хз.

Лучший материал для банок длительного хранения в том числе и воды - всё таки стекло.
Кстати у японцев во вторую мировую фляжки были как раз стеклянные

Хм.. не проще ли сменить флягу на Nalgene или Sigg?

коллег, которое еще помнят химию, прошу пояснить физику ( точнее химию) процесса точечного образования белых наростов в заполненых водой флягах. Под ними, после удаления, образуются раковины значительной глубины

Я как то пробовал делать батарею, сунул в алюминиевый котелок магниевую пластину, залил водой, насыпал соли и замкнул на лампочку. Примерно часик я поэкспериментировал, потом слил воду промыл и закинул всё это дело в кладовку. Примерно через неделю попалась мне на глаза эта магниевая пластина, а она вся покрыта белыми хлопьями и под ними глубокие каверы. В алюминиевом котелке тоже был белый налёт но гораздо меньше и почему то только в некоторых местах. Я по новой в всё отмыл но налёт так и продолжает появляться.
Так что возможно в вашем случае тоже был какой нибудь гальванический процесс, например между заклёпками из другого металла.

QUOTE]Хм.. не проще ли сменить флягу на Nalgene или Sigg?[/QUOTE]
Проще пластик кока-кола-пепси-кола, не весит ничего, выбосить не жалко, конечно не очень гламурно..

В РККА тоже бывали стеклянные, с резиновой или пробковой затычкой. Упал неудачно и остался без воды. 😞

Причина - военный дефицит алюминиевого листа. Для фюзеляжей он нужнее.

Единственный, пожалуй, недостаток этих бутылок - нетерпимость к горячему. Остальное вполне переносимо. Не стоит забывать, что каких-нибудь занюханных сто-двести лет назад о такой удобной таре даже не мечтали.
Кстати, вода может протухнуть и в стекле.

Тип урока: Урок приобретения новых знаний. Занятия построено на применении методических приёмов ТРКМ (технологии развития критического мышления).

Тема урока: Алюминий

Цель урока: изучение строения атома алюминия, его химических свойств, выявление взаимосвязи между физическими свойствами и областями использования данного металла, выяснение способа его получения на основе имеющихся у обучающихся знаний.

Учебные наглядные пособия: презентация, лабораторное оборудование, образцы алюминия, дидактический материал.

Формируемые компетенции: ОК1-ОК6

Организационные вопросы 5 минуты

Проверка домашнего задания 5 минуты

«Что объединяет изображения?» Историческая справка.

Повторение пройденного материала 10 минут

Вопросы для повторения

1. Пули для ружей и пистолетов изготавливаются из этого металла

2. Самый распространённый металл в земной коре

3. От соединений какого металла зависит красный цвет крови?

4. Химический элемент, названный в честь нашей планеты

5. Этот металл называют крылатым.

6.Свойство атома химического элемента образовывать несколько простых веществ. 7. Металл "консервной банки".

8. Металл, входящий в состав нержавеющих и жаропрочных сталей.

9. Без какого металла невозможна фотография?

10. Какие металлы можно зажечь холодной водой?

11. Название металла происходит от латинского слова, которое в переводе означает "известь". 12. Ядро атома металла содержит 80 протонов

13. От соединений какого металла зависит зелёная окраска растений?

14. Атом какого металла содержит 12 электронов?

15. Самый тугоплавкий металл. 16. Какие металлы называют черными, какие цветными?17. Самый легкий металл? 18.Самый твердый металл. 19. Самый тяжелый металл. 20.Металл- жидкость. 21.Самый пластичный металл.

22. Какой металл убивает бактерий?

Объяснение нового материала 35 минут

-Строение атома алюминия и распределение электронов по орбиталям.

-Физические свойства алюминия.

-Химические свойства алюминия, показ химических опытов

1.Взаимодействие с кислородом:

2.Взаимодействие с простыми веществами:

3.Взаимодействие со сложными веществами:

ФИЗМИНУТКА 5 мин - ПО ТРЕНАЖЕРУ БАЗАРНОГО

-Нахождение в природе.

-Алюминий в сварочных работах

-Новокузнецкий алюминиевый завод

Алюминий – один из 7 металлов древности?

Закрепление полученного материала 15 минут

1. Я буду называть вам область применения алюминия, а вы будете отвечать какие свойства этого металла позволяют его так использовать.

1)Из алюминия делают провода. Почему?
2)Из алюминия и его сплавов делают самолеты. Почему?
3) Какое свойство алюминия позволяет получать из него фольгу?
4) Баночки из под колы, обертка от конфет, фольга для запекания алюминиевые. Почему?
5) В алюминиевом баке нельзя хранить квашеную капусту. Почему?
6)Концентрированную серную кислоту хранят в алюминиевых цистернах. Почему?
7) Один водитель слил в алюминиевый бидон щелочь с аккумулятора. Что произошло с посудой? Почему?
8) Можно ли медный купорос, который используют для защиты сада от вредителей, развести в алюминиевом ведре?

2. Решите анаграммы и исключите лишнее.

3. Задания, различной уровни сложности

на “3” Закончите уравнения реакции. Назови продукты реакции.

Al + Br 2 Al + H 2 SO 4 ( p - p )

на “4” Осуществите превращения:

Al Al 2 O 3 Al Cl 3 Al AlCl 3 Al 2 ( SO 4 )3

на “5” Назовите продукты реакций. Что является веществом Х в реакциях:

Al + X Al (OH)3 Al + X Al2 O3

4. Найдите соответствие между реагентами и продуктами реакции.

Подведение итогов 5 минут

Задания на дом 5 минут

Обязательная часть – составьте и осуществите цепочку превращений с участием алюминия.

Письменное задание: Составьте текст рекламы алюминия или изделий из него.

Индивидуальная часть – на основе самоконтроля и самопроверки составьте перечень вопросов для работы дома.

Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому не известный металл он сумел получить из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло Тиберия, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому не повадно было заниматься производством «опасного» металла.

Задание 1. О каком металле идет речь в тексте?

Исследуя различные вещества и минералы, в том числе квасцы, Парацельс установил, что они «есть соль некоторой квасцовой земли», в состав которой входит окись неизвестного металла, впоследствии названная глиноземом.

Задание 2. С помощью дополнительных источников информации, выясните, что называют квасцами и предположите о каком металле идет речь в текстах.

Задание 3: Укажите положение этого металла в электрохимическом ряду напряжения металлов. 2. Составьте формулу оксидной пленки алюминия.

Если порошок алюминия или тонкую алюминиевую фольгу нагреть, то они воспламеняются и сгорают ослепительным пламенем. Эту реакцию вы наблюдаете при горении бенгальских огней и фейерверков.

Запишите эту реакцию.

1)Почему из алюминия делают провода?

2)Почему из алюминия и его сплавов делают самолеты?

3) Какое свойство алюминия позволяет получать из него фольгу?

4) Баночки из - под колы, обертка от конфет, фольга для запекания алюминиевые. Почему?

5) В алюминиевом баке нельзя хранить квашеную капусту. Почему?

6) Концентрированную серную кислоту хранят в алюминиевых цистернах. Почему?

7) Один водитель слил в алюминиевый бидон щелочь с аккумулятора. Что произошло с посудой? Почему?

8) Можно ли медный купорос, который используют для защиты сада от вредителей, развести в алюминиевом ведре?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "АЛЮМИНИЙ"

УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

І. Организационный этап.

ІІ. Изучение нового материала.

Учитель: - Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду.

“ Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из “глинистой земли”. Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, имеющиеся в казне, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить”.

О каком металле идёт речь? ( Ответ: об алюминии)

Учитель: - Таким образом, тема нашего урока: “Алюминий ”.

План урока.(Слайд 2)

1.Положение алюминия в периодической системе и строение атома.
2.Физические свойства алюминия.
3.Химические свойства алюминия.
4.Применение алюминия.
5. Нахождение в природе.

Учитель: - Начинаем изучать новый химический элемент с характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.

План – характеристика химического элемента.(Слайд 3 и 4)

Период (малый, большой)

Группа (подгруппа А, В)

Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, электронная формула.)

Летучие водородные соединения.

После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам:

Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?

Ответ: три электрона.

Какую степень окисления проявляет алюминий?

Алюминий будет отдавать или принимать электроны?

Значит алюминий это…

Какой же это металл: активный или неактивный?

Рассмотрим образцы алюминия и его физические свойства.

Физические свойства алюминия (Слайд 5)

Серебристо- белого цвета

Твердость. Аl – 2,9 (Cr – 9, Na – 0,4)

Плотность. Аl – 2,7 , лёгкий (платина – 21,45, натрий - 0,97)

Температура плавления. Al – 660 (вольфрам – 3370 , натрий – 98)

температура кипения — 2500 ° C

Большая электро- и теплопроводность.

Из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.

Возникает противоречие между знаниями и жизненным опытом.

Оксидная пленка тонкая, прочная, газо- и водонепроницаемая, если удалить эту пленку, то А1 реагирует со многими веществами как активный восстановитель(Слайд 6).

Химические свойства алюминия:

Взаимодействие алюминия с простыми веществами(Слайд 7 и 8)

4А I +3 O 2 → 2 AI 2 O 3 Эту реакцию мы наблюдаем при горении бенгальских огней и фейерверков.

С галогенами , кроме фтора, в первый же момент образуется прочный поверхностный слой А IF 3.

2А I +3 I 2 → 2 AI I 3 Посмотрим видео.

2А I +3 S → AI 2 S 3

2 А I + N 2 → 2 AIN

4А I +3 C → AI 4 C 3

Взаимодействие со сложными веществами(Слайд 9, 10,11).

2А1 + 6 H 2 О= 2А1(ОН) 3 + 3 H 2

Если поверхность алюминия обработать солью ртути, то происходит реакция:

2А1 + 3 Hg С1 2 = 2А1С1 3 + 3 Hg

Выделившаяся ртуть растворяет алюминий, и образуется его сплав с ртутью – амальгама алюминия. На амальгированной поверхности пленка не удерживается, поэтому алюминий реагирует с водой при обычных условиях

С оксидами металлов – алюминотермия, используют в металлургии для получения металлов. На практике часто применяют термит – смесь Fe 3 O 4 и алюминия. При поджигании этой смеси происходит энергичная реакция с выделением большого количества теплоты

Термит используется в металлургии для получения безуглеродистых металлов ( марганца, хрома ) и ферросплавов. Также применяется термитная сварка ( рельсов трамвайных путей и крупных деталей - валов, зубчатых колес, труб, телефонных проводов ).

3 Fe 3 O 4 + 8А I → 4 AI 2 O 3 + 9 F е + Q Посмотрим опыт.

Проводим этот опыт все вместе, используя и нструкцию по выполнению лабораторной работы

Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.

Опыт 1 . В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.

Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.

Записываем уравнения реакций:

2Al +6 HCl → 2 AICI 3 + 3 H 2

2А l + 6 KOH + 2 H 2 O → 2 K [ Al ( OH ) 4 ] + 3 H 2

Реакция алюминия с соляной кислотой – самоускоряющаяся. Сначала растворяется оксидная плёнка, а затем в реакцию вступает металл , в растворе накапливается хлорид алюминия, играющий каталитическую роль. Поэтому после обнаружения водорода, без промедления алюминиевую проволочку переносят в пробирку с раствором щёлочи!

Вывод: Алюминий - переходный элемент, соединения которого амфотерны .

А вот концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют алюминий, эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах. При нагревании реакция начинается только при нагревании.

Алюминий по распространенности в земной коре занимает первое место среди металлов, третье среди всех элементов после кислорода и кремния. По массе содержание алюминия составляет до 8 %. В чистом виде алюминий в природе не встречается, только в виде соединений – корунд, бокситы, алюмосиликаты и другие. В состав этих минералов алюминий входит в виде оксида. Ювелирам также хорошо известны прозрачные, окрашенные примесями кристаллы корунда – красные-рубины, синие – сапфиры, которые используют как драгоценные камни.

В настоящее время алюминий является одним из самых популярных металлов. С самого момента открытия алюминия датским физиком Гансом Эрстедом в 1825 году его считали одним из ценнейших благодаря удивительным качествам: белый как серебро, легкий по весу и не подверженный воздействию окружающей среды. Стоимость его была выше цен на золото. Не удивительно, что в первую очередь алюминий нашел свое применение в создании ювелирных изделий и дорогих декоративных элементов.

В 1855 г. на выставке в Париже алюминий был самой главной достопримечательностью. Изделия из алюминия располагались в витрине, соседствующей с бриллиантами французской короны. А англичане захотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой.

В конце 19 века алюминий стал падать в цене и вскоре вышел из моды. В настоящее время а люминий – один из важнейших металлов для промышленности.

Алюминий широко применяется как конструкционный материал – с самолето- и ракетостроении, в архитектуре городов, строительство мостов.

Основной недостаток алюминия как конструкционного материала — малая прочность, поэтому его обычно сплавляют с небольшим количеством меди и магния (сплав называется дюралюминий ).

Из алюминия делают линии электропередач, цистерны, «серебряную» краску, различные наземные транспортные средства. Алюминий используют в производстве зеркал, порошок алюминия применяют во взрывчатых веществах и твердом топливе для ракет. Кроме этого в производстве кухонной посуды, алюминиевой фольги в пищевой промышленности и для упаковки.

Алюминий играет важную биологическую роль в организме человека. Он находится во всех органах и тканях. Но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. Масса алюминия в организме человека около 60 мг.

Алюминий п ринимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей, в регенерации костной ткани, участвует в обмене фосфора.

Повышенное содержание алюминия в крови вызывает возбуждение центральной нервной системы, а пониженное – торможение. При его избытке нарушается минеральный обмен, двигательная активность, возможны судороги, ослабление памяти, неврологические расстройства, заболевания печени и почек. Высокое содержание алюминия обнаружено в клетках головного мозга у людей, страдающих болезнью Альцгеймера (старческое слабоумие). Избыток алюминия накапливается в волосах. Его токсическая доза 5 г.

Как алюминий может попасть в организм человека? Алюминий содержится в любой природной воде. Попадает в воду естественным путем (растворение глины и алюмосиликатов) и из вредных выбросов производств, и, конечно же из алюминиевой посуды.

При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается вдвое, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли, и постепенно в организм поступает немалое количество алюминия. Поэтому использовать такую посуду не рекомендуется. При использовании алюминиевой посуды, необходимо помнить некоторые правила.

• В такой посуде нельзя хранить кислую капусту или огурцы в рассоле, кислое молоко, соленую рыбу, блюда из картофеля.

• При чистке алюминиевой посуды удаляется пленка оксида алюминия, которую нежелательно разрушать. Поэтому лучше пользоваться моющим средством, не царапающими поверхность, например водой с мылом.

• Если на алюминиевой посуде появились пятна от пригоревшей пищи, то для их удаления рекомендуется протереть посуду только что разрезанным яблоком или вскипятить в ней воду с луком.

• Не стоит увлекаться блюдами, запеченными в фольге; не рекомендуется хранить в ней продукты.

И опять мы убеждаемся в известном правиле: страшна не химия, а ее незнание!

Я буду называть вам область применения алюминия, а вы будете отвечать какие свойства этого металла позволяют его так использовать

1)Из алюминия делают провода. Почему?

2)Из алюминия и его сплавов делают самолеты. Почему?

4) Какое свойство алюминия позволяет получать из него фольгу?

5) Баночки из под колы, обертка от конфет, фольга для запекания алюминиевые. Почему?

6) В алюминиевом баке нельзя хранить квашеную капусту. Почему?

7)Концентрированную серную кислоту хранят в алюминиевых цистернах. Почему?

8) Один водитель слил в алюминиевый бидон щелочь с аккумулятора. Что произошло с посудой? Почему?

9) Можно ли медный купорос, который используют для защиты сада от вредителей, развести в алюминиевом ведре?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: "АЛЮМИНИЙ"

УРОК ХИМИИ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

І. Организационный этап.

ІІ. Изучение нового материала.

Учитель: - Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Послушайте легенду.

“ Однажды к римскому императору Тиберию пришёл незнакомец. В дар императору он принёс изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно лёгкого металла. Мастер поведал, что получил этот металл из “глинистой земли”. Но император, боясь, что обесценятся его золото и серебро, имеющиеся в казне, велел отрубить мастеру голову, а его мастерскую разрушить”.

О каком металле идёт речь? ( Ответ: об алюминии)

Учитель: - Таким образом, тема нашего урока: “Алюминий ”.

План урока.(Слайд 2)

1.Положение алюминия в периодической системе и строение атома.
2.Физические свойства алюминия.
3.Химические свойства алюминия.
4.Применение алюминия.
5. Нахождение в природе.

Учитель: - Начинаем изучать новый химический элемент с характеристики его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.

План – характеристика химического элемента.(Слайд 3 и 4)

Период (малый, большой)

Группа (подгруппа А, В)

Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, электронная формула.)

Летучие водородные соединения.

После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам:

Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?

Ответ: три электрона.

Какую степень окисления проявляет алюминий?

Алюминий будет отдавать или принимать электроны?

Значит алюминий это…

Какой же это металл: активный или неактивный?

Рассмотрим образцы алюминия и его физические свойства.

Физические свойства алюминия (Слайд 5)

Серебристо- белого цвета

Твердость. Аl – 2,9 (Cr – 9, Na – 0,4)

Плотность. Аl – 2,7 , лёгкий (платина – 21,45, натрий - 0,97)

Температура плавления. Al – 660 (вольфрам – 3370 , натрий – 98)

температура кипения — 2500 ° C

Большая электро- и теплопроводность.

Из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.

Возникает противоречие между знаниями и жизненным опытом.

Оксидная пленка тонкая, прочная, газо- и водонепроницаемая, если удалить эту пленку, то А1 реагирует со многими веществами как активный восстановитель(Слайд 6).

Химические свойства алюминия:

Взаимодействие алюминия с простыми веществами(Слайд 7 и 8)

4А I +3 O 2 → 2 AI 2 O 3 Эту реакцию мы наблюдаем при горении бенгальских огней и фейерверков.

С галогенами , кроме фтора, в первый же момент образуется прочный поверхностный слой А IF 3.

2А I +3 I 2 → 2 AI I 3 Посмотрим видео.

2А I +3 S → AI 2 S 3

2 А I + N 2 → 2 AIN

4А I +3 C → AI 4 C 3

Взаимодействие со сложными веществами(Слайд 9, 10,11).

2А1 + 6 H 2 О= 2А1(ОН) 3 + 3 H 2

Если поверхность алюминия обработать солью ртути, то происходит реакция:

2А1 + 3 Hg С1 2 = 2А1С1 3 + 3 Hg

Выделившаяся ртуть растворяет алюминий, и образуется его сплав с ртутью – амальгама алюминия. На амальгированной поверхности пленка не удерживается, поэтому алюминий реагирует с водой при обычных условиях

С оксидами металлов – алюминотермия, используют в металлургии для получения металлов. На практике часто применяют термит – смесь Fe 3 O 4 и алюминия. При поджигании этой смеси происходит энергичная реакция с выделением большого количества теплоты

Термит используется в металлургии для получения безуглеродистых металлов ( марганца, хрома ) и ферросплавов. Также применяется термитная сварка ( рельсов трамвайных путей и крупных деталей - валов, зубчатых колес, труб, телефонных проводов ).

3 Fe 3 O 4 + 8А I → 4 AI 2 O 3 + 9 F е + Q Посмотрим опыт.

Проводим этот опыт все вместе, используя и нструкцию по выполнению лабораторной работы

Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу – промой водой! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку.

Опыт 1 . В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.

Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора гидроксида натрия. Пробирку слегка прогрейте.

Записываем уравнения реакций:

2Al +6 HCl → 2 AICI 3 + 3 H 2

2А l + 6 KOH + 2 H 2 O → 2 K [ Al ( OH ) 4 ] + 3 H 2

Реакция алюминия с соляной кислотой – самоускоряющаяся. Сначала растворяется оксидная плёнка, а затем в реакцию вступает металл , в растворе накапливается хлорид алюминия, играющий каталитическую роль. Поэтому после обнаружения водорода, без промедления алюминиевую проволочку переносят в пробирку с раствором щёлочи!

Вывод: Алюминий - переходный элемент, соединения которого амфотерны .

А вот концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют алюминий, эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах. При нагревании реакция начинается только при нагревании.

Алюминий по распространенности в земной коре занимает первое место среди металлов, третье среди всех элементов после кислорода и кремния. По массе содержание алюминия составляет до 8 %. В чистом виде алюминий в природе не встречается, только в виде соединений – корунд, бокситы, алюмосиликаты и другие. В состав этих минералов алюминий входит в виде оксида. Ювелирам также хорошо известны прозрачные, окрашенные примесями кристаллы корунда – красные-рубины, синие – сапфиры, которые используют как драгоценные камни.

В настоящее время алюминий является одним из самых популярных металлов. С самого момента открытия алюминия датским физиком Гансом Эрстедом в 1825 году его считали одним из ценнейших благодаря удивительным качествам: белый как серебро, легкий по весу и не подверженный воздействию окружающей среды. Стоимость его была выше цен на золото. Не удивительно, что в первую очередь алюминий нашел свое применение в создании ювелирных изделий и дорогих декоративных элементов.

В 1855 г. на выставке в Париже алюминий был самой главной достопримечательностью. Изделия из алюминия располагались в витрине, соседствующей с бриллиантами французской короны. А англичане захотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой.

В конце 19 века алюминий стал падать в цене и вскоре вышел из моды. В настоящее время а люминий – один из важнейших металлов для промышленности.

Алюминий широко применяется как конструкционный материал – с самолето- и ракетостроении, в архитектуре городов, строительство мостов.

Основной недостаток алюминия как конструкционного материала — малая прочность, поэтому его обычно сплавляют с небольшим количеством меди и магния (сплав называется дюралюминий ).

Из алюминия делают линии электропередач, цистерны, «серебряную» краску, различные наземные транспортные средства. Алюминий используют в производстве зеркал, порошок алюминия применяют во взрывчатых веществах и твердом топливе для ракет. Кроме этого в производстве кухонной посуды, алюминиевой фольги в пищевой промышленности и для упаковки.

Алюминий играет важную биологическую роль в организме человека. Он находится во всех органах и тканях. Но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. Масса алюминия в организме человека около 60 мг.

Алюминий п ринимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей, в регенерации костной ткани, участвует в обмене фосфора.

Повышенное содержание алюминия в крови вызывает возбуждение центральной нервной системы, а пониженное – торможение. При его избытке нарушается минеральный обмен, двигательная активность, возможны судороги, ослабление памяти, неврологические расстройства, заболевания печени и почек. Высокое содержание алюминия обнаружено в клетках головного мозга у людей, страдающих болезнью Альцгеймера (старческое слабоумие). Избыток алюминия накапливается в волосах. Его токсическая доза 5 г.

Как алюминий может попасть в организм человека? Алюминий содержится в любой природной воде. Попадает в воду естественным путем (растворение глины и алюмосиликатов) и из вредных выбросов производств, и, конечно же из алюминиевой посуды.

При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается вдвое, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли, и постепенно в организм поступает немалое количество алюминия. Поэтому использовать такую посуду не рекомендуется. При использовании алюминиевой посуды, необходимо помнить некоторые правила.

• В такой посуде нельзя хранить кислую капусту или огурцы в рассоле, кислое молоко, соленую рыбу, блюда из картофеля.

• При чистке алюминиевой посуды удаляется пленка оксида алюминия, которую нежелательно разрушать. Поэтому лучше пользоваться моющим средством, не царапающими поверхность, например водой с мылом.

• Если на алюминиевой посуде появились пятна от пригоревшей пищи, то для их удаления рекомендуется протереть посуду только что разрезанным яблоком или вскипятить в ней воду с луком.

• Не стоит увлекаться блюдами, запеченными в фольге; не рекомендуется хранить в ней продукты.

И опять мы убеждаемся в известном правиле: страшна не химия, а ее незнание!

Я буду называть вам область применения алюминия, а вы будете отвечать какие свойства этого металла позволяют его так использовать

1)Из алюминия делают провода. Почему?

2)Из алюминия и его сплавов делают самолеты. Почему?

4) Какое свойство алюминия позволяет получать из него фольгу?

5) Баночки из под колы, обертка от конфет, фольга для запекания алюминиевые. Почему?

6) В алюминиевом баке нельзя хранить квашеную капусту. Почему?

7)Концентрированную серную кислоту хранят в алюминиевых цистернах. Почему?

8) Один водитель слил в алюминиевый бидон щелочь с аккумулятора. Что произошло с посудой? Почему?

9) Можно ли медный купорос, который используют для защиты сада от вредителей, развести в алюминиевом ведре?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: