Уголовная юрисдикция государства понятие пределы основания

Обновлено: 19.04.2024

Понятие и общая характеристика юрисдикции уголовного права

Как известно, для юридической науки характерен сложный специализированный язык, состоящий из совокупности терминов, определений, конструкций, и т.д. При этом одной из особенностей соответствующего профессионального лексикона выступает то, что некоторые составляющие его категории, могут характеризоваться наличием множества значений, каждое из которых справедливо в определенных контекстах.

Одним из таких терминов, уходящих корнями в глубокую древность, и появившихся практически одновременно с возникновением самой юриспруденции выступает термин юрисдикция. Обозначенная сложность рассматриваемой категории связана с тем, что с одной стороны, само понятие юрисдикция может определяться по-разному (как деятельность по рассмотрению и разрешению споров, деятельность по упорядочению общественных отношений, организации органов государственной власти, и т.д.), а с другой – в зависимости от контекста справедливо выделять десятки видов отраслевых внутригосударственных и международных юрисдикций, в качестве примера одной из которых может быть выделена юрисдикция уголовного права.

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что юрисдикция уголовного права, сама по себе, также характеризуется наличием нескольких значений, в одной из которых определение соответствующей категории может быть сформулировано следующим образом:

Юрисдикция уголовного права – это право суверенного государства по разработке и установлению норм уголовного права, а также деятельность по обеспечению их применения.

Приведенному определению соответствует, так называемый, полный тип юрисдикции уголовного права, который, в свою очередь, в результате внутренней дифференциации подразделяется на предписывающую юрисдикцию и юрисдикцию принуждения:

  1. Предписывающая юрисдикция уголовного права предполагает, что суверенное государство обладает возможностью предписывать обязательные правила поведения, однако, в то же время, ограничено в использовании средств, направленных на обеспечение соблюдения соответствующих предписаний;
  2. Юрисдикция принуждения, в свою очередь, характеризует власть государства в лице уполномоченных органов и должностных лиц, принуждать к соблюдению права и издаваемых в его исполнение юрисдикицонными органами правоприменительных актов.

Готовые работы на аналогичную тему

Международно-правовая юрисдикция уголовного права

Проводя характеристику юрисдикции уголовного права, следует обратить внимание на то, соответствующие вопросы в рассматриваемой сфере разрешаются суверенными государствами с опорой на требования международного права. При этом по общему правилу, государствам принадлежат права по осуществлению полной уголовной юрисдикции в пределах собственной территории, а также частичной юрисдикции в отношении территории специальной экономической зоны, континентального шельфа, и т. д.

Отметим, что юрисдикция уголовного права, осуществляется государством в пределах собственных государственных границ, закономерно именуется территориальной юрисдикции, а юрисдикция, осуществляемая за пределами государственных границ, соответственно – экстерриториальной.

В основу экстерриториальной юрисдикции (в отличие от территориальной, основанной на территориальном принципе), положен персональный принцип, содержание которого состоит в обязательстве государства возложить на собственных граждан обязанность по соблюдению национального уголовного законодательства. При этом, в соответствии с этим же принципом такие государства не могут применять меры принуждения по отношению к гражданам, находящимся вне государственных границ.

Интересным представляется еще один принцип уголовно-правовой юрисдикции, получающий все большее распространение в последние десятилетия – это принцип безопасности. Суть данного принципа заключается в том, что суверенные государства стремятся к всестороннему обеспечению собственных интересов, а также прав и законных интересов собственных граждан за рубежом. При этом в случае действия обозначенного принципа безопасности государства приобретает право привлечения к уголовной ответственности любого лица, совершившего преступное посягательство в отношении соответствующих охраняемых интересов государства или его граждан (безотносительно к месту совершения соответствующего деяния), тогда, когда виновное лицо окажется на территории страны.

Принципы юрисдикции уголовного права в Российской Федерации

Положениями действующего в настоящее время Уголовного кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право подробнее достаточно подробно урегулированы вопросы, связанные с территориальной и экстерриториальной юрисдикции нашей страны в области уголовного права.

Так, например, в норме ст. 12 УК РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Ст. 313 УК РФ подробнее непосредственно обращается внимание на то, что лица, совершившие уголовные преступления вне пределов Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , также могут быть привлечены к ответственности в порядке и на условиях, установленных УК РФ, в том случае, когда, совершенное деяние признается преступным на территории государства-места совершения преступления, а также в ситуации, когда виновное лицо не было осуждено в соответствующей стране.

Иными словами, как отмечается в специальной литературе, в обозначенной уголовно-правовой норме нашли свое отражение одновременно два основных общепризнанных принципа юрисдикции уголовного права:

  • Принцип двойной криминальности, в силу действия которого, для привлечения лица к уголовной ответственности, совершенное деяние должно признаваться преступным как в стране совершения, так и в месте привлечения к уголовной ответственности;
  • Принцип недопустимости повторного осуждения (наказания) за одно и то же правонарушение.

Таким образом, исходя из анализа приведенного положения, можно сделать вывод о том, что в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации, нашли свое отражение основные тенденции регулирования вопросов юрисдикции уголовного права.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 31.08.2018

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Одной из правовых проблем сотрудничества государств в борьбе с преступностью является проблема юрисдикции.

В широком смысле юрисдикция государства означает исключитель­ное полномочие законодательной, судебной или исполнительной влас­ти и представляет собой внутренний атрибут суверенитета.

В узком смысле под юрисдикцией понимается правомочие суда рас­сматривать дела, отнесенные к его компетенции, и принимать по ним решения или выносить приговоры.

В зависимости от категории дел различают гражданскую, админи­стративную, уголовную и иную юрисдикцию.

Уголовная юрисдикция государства определяется в основном его на­циональным законодательством и в некоторых случаях нормами между­народного права, которые признаны данным государством.

В основу определения уголовной юрисдикции положен территори­альный принцип, согласно которому преступления, совершенные на тер­ритории данного государства, подлежат юрисдикции его судов. Однако этот принцип не является абсолютным.

Национальное законодательство некоторых государств предусмат­ривает ответственность своих граждан за особо тяжкие преступления вне зависимости от места их совершения. В частности, уголовная юрис­дикция СШАраспространяется на граждан этого государства за совер­шение таких преступлений, как государственная измена, незаконное перемещение наркотиков и воинские преступления, вне зависимости от того, где они были совершены.

В этих случаях речь идет о принципе гражданства, или активного гражданства. В законодательстве некоторых государств содержится принцип пассивного гражданства. Его суть в том, что уголовную юрис­дикцию осуществляет государство, гражданин которого стал жертвой преступления, хотя оно и было совершено за границей и иностранцем.

В последнее время появился ряд международных договоров, в которых содержится принцип универсальной юрисдикции (универсальный принцип) как дополнение к территориальному принципу и принципу гражданства. Уни­версальная юрисдикция означает предание суду преступника вне зависи­мости от места совершения им преступления и его гражданства.

Различный подход национального законодательства государств к оп­ределению юрисдикции ведет к коллизии юрисдикции двух и более го­сударств в отношении определенных преступлений (например, государ­ство места совершения преступления придерживается территориально­го принципа, а государство гражданства преступника — национально­го). Подобные коллизии решаются с помощью соглашений между госу­дарствами.

Уголовная юрисдикция, как правило, имеет «привязку» к террито­рии государства, преступления же такой жесткой связи с территорией одного государства не имеют. Пиратство, например, вообще не связано с территорией какого-либо государства. Другие преступления бывают связаны с территориями двух и более государств. К таким преступлени­ям относятся длящиеся преступления, когда их начало связано с терри­торией одного государства, а продолжение и окончание — с территория­ми других государств. Последствия некоторых преступлений, совер­шенных на территории одного государства, сказываются на территориях других. Все более подвижными становятся и преступники, происходит интернационализация преступных формирований. Все это предопреде­ляет необходимость и возможность сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

Действие уголовного закона в пространстве есть реаль­ное его применение органами правосудия на конкретной го­сударственной территории. Действие закона в пространстве определяется следующими принципами: территориальным, гражданства, покровительственным, реальным и универсальным.

Территориальный прин­цип (основополагающий) заключается в приме­нении уголовного закона места совершения преступления.Территориальная юрисдикция означает, что любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Фе­дерации, независимо от его государственно-правового ста­туса должно нести уголовную ответственность по УК РФ. К данным лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства.

В соответствии с международ­ным правом под государственной территорией понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство.

Под территорией понимаются находящиеся в пределах ее государственных границ сухопутная и водная территории, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации1. При этом водная территория прибрежных вод России шириной в 12 морских миль также является территорией Российского государства. К ней относится и континентальный шельф, то есть поверхность и недра морского дна за территориальными водами до глубины 200 метров и глубже, на которой возможна разработка естественных природных богатств.

Юрисдикция российского уголовного закона распространяется также на деяния, совершенные на гражданских судах в открытом море, его воздушном пространстве и на военных объектах и средствах передвижения, где бы они ни находились. На первое место выступает «принцип земли», как его имено­вали ранее, или принцип места совершения преступления. Однако нет правил без исключений.

Исключение из территориального принципа действия уголовного закона в пространстве составляет принцип экстеррито­риальности. Его содержание раскрыто в ч. 4 ст. 11 УК: «Вопрос об уго­ловной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользу­ются иммунитетом, в случае совершения этими лицами пре­ступления на территории Российской Федерации разреша­ется в соответствии с нормами международного права».

Перечень лиц, пользующихся дипломатическим имму­нитетом от уголовной юрисдикции, закреплен международ­но-правовыми актами. К числу таковых, в част­ности, относятся: главы дипломатических миссий (послы, поверенные в делах, временные поверенные в делах), дип­ломатические агенты, посланники, советники, первые, вто­рые и третьи секретари, атташе, торговые представители), консульские должностные лица и т. д. Дипломатический иммунитет, в том числе личная неприкосновенность, распро­страняется и на членов их семей. Административно-техни­ческий персонал дипломатических представительств прак­тически обладает теми же привилегиями и иммунитетом, с той лишь разницей, что это распространяется лишь на пре­ступления, совершенные в связи с исполнением служебных обязанностей.

Дипломатический иммунитет от уголовной юрисдикции государства места пребывания означает, что лица, которые пользуются таким иммунитетом, не подлежат уголовной от­ветственности по законам данного государства. Обычно они объявляются персонами нон грата (нежелательными лица­ми) и высылаются за пределы страны пребывания. Однако дипломат, совершивший преступление на территории Рос­сии, может отвечать по уголовным законам того государства, которое он представлял. Кроме того, согласно ст. 32 Венской конвенции о дипломатических сношениях, аккредитующее государство вправе отказаться от подобного иммунитета. В этом случае указанные лица могут быть привлечены к уго­ловной ответственности по законам страны пребывания (места совершения преступления).

На­ряду с территориальным выделяется принцип гражданства. В русском уголовном праве он именовался принципом личного подчи­нения, суть которого состояла в том, что на какой бы терри­тории человек ни совершил преступление, он должен отве­чать за него по законам своей страны. В действующем уго­ловном законодательстве принцип гражданства закреплен в ч. 1 ст. 12 УК.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаим­ных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства личности, основных прав и свобод человека. Российское гражданство регулируется Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 года[24]. Согласно ст. 5 этого Закона гражданами России яв­ляются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве РФ», либо они приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим Законом.

Граждане России могут быть привлечены к уголовной ответственности по ее уголовным законам прежде всего на основании территориального принципа (если они совершили преступление на территории России) и на основании прин­ципа гражданства (если они совершили преступление за пределами территории России).

Двойное гражданство(бипатриды) – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Согласно ст. 6 Закона «О гражданстве РФ» гражданину России может быть разре­шено по его ходатайству одновременное гражданство дру­гого государства, с которым имеется соответствующий договор. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.

Двойное гражданство порождает серьезные трудности при разрешении правовых коллизий. В международном праве в таких случаях используется принцип «эффективного гражданства», когда применяется закон того государства, на территории которого бипатрид и его семья постоянно проживают, имеют работу, жилье, иму­щество, пользуются всеми политическими и гражданскими правами.

Лица без гражданства (апатриды)–лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.С позиций действия уголовного закона по кругу лиц все апатриды подразделяются на две катего­рии: постоянно проживающие на территории Российской Федерации; не проживающие постоянно на ее территории.

В первую категорию входят лица, проживающие в Рос­сийской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. По своему правовому статусу они почти приравниваются к гражданам Российской Федерации, во всяком случае, это в полной мере касается уголовно-право­вой юрисдикции. Они подпадают под действие УК РФ на основе территориального принципа (совершение преступле­ния на территории России) и принципа гражданства (в слу­чае совершения преступления за пределами границ РФ).

Принцип гражданства применяется только в том случае, если по каким-либо причинам не применяется принцип территории, то есть лицо не было привлечено к уго­ловной ответственности в том государстве, где оно соверши­ло преступление.

Реально необходимость применения принципа граждан­ства возникает в следующих случаях:

- преступление совершено гражданином Российской Федерации или лицом без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации;

- преступление совершено вне пределов Российской Федерации;

- совершенное ими деяние признается преступным как по закону России, так и по законам государства, на территории которого оно было совершено;

- эти лица не были осуждены законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление;

- при осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление;

- в момент его обнаружения органами иностранного государства либо в мо­мент установления виновного тот уже находится на терри­тории Российской Федерации;

- лицо совершило преступление за границей, но было вы­дано Российской Федерации по ее требованию.

Покровительственный принцип, или специальный режим[25] (ранее неиз­вестный законодательству России), означает, что на определенные категории иностранцев не распространяется действие уголовных законов места их пре­бывания, и за совершенные ими преступления они отвечают по законам государства, гражданами которого являются. Часть 2 ст. 12 УК распространяет действие этого принципа на военнослужащих Российской Федерации, дислоцирующих­ся за ее пределами, которые за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК России, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок:

- за преступления должностные и против порядка несения воин­ской службы военнослужащие, находящиеся за границей, несут от­ветственность по законодательству своей страны;

- за преступления, совершенные вне территории расположения воинской части и носящие общеуголовный характер (убийство, из­насилование, кража, грабеж, торговля наркотиками и т. д.), военнослу­жащие несут ответственность по законодательству страны пребывания.

Реальный принцип действия уголовного закона в про­странстве заключается в том, что государство распростра­няет действие своего уголовного закона на преступления, со­вершенные иностранными гражданами и за его пределами, если они посягают на интересы данного государства. Реаль­ный принцип был известен российскому уголовному праву, однако послереволюционное законодательство от него отка­залось. УК РФ 1996 г. восстановил действие реального прин­ципа: (ч. 3 ст. 12 УК).

Иностранными гражданами признаются лица, не имею­щие гражданства России, но обладающие гражданством (подданством) другого государства. Действие уголовного законодательства России может распространяться на иностранных граждан в случае совершения ими преступления на территории Рос­сийской Федерации (территориальный принцип), а также в случае совершения ими за пределами территории России преступления, направленного против интересов Российской Федерации (реальный принцип), либо международного преступления или преступления международного характе­ра, в отношении которых Российская Федерация по между­народным договорам приняла на себя обязательства по универсальной уголовной юрисдикции (универсальный прин­цип).

Для иностранных граждан, обладающих дипломатичес­ким иммунитетом, УК РФ предусматривает исключение из действия территориального принципа.

Лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, по своему правовому ста­тусу приравниваются к иностранным гражданам и могут не­сти уголовную ответственность по УК РФ на основании трех принципов действия уголовного закона в пространстве: тер­риториального, универсального, реального.

Реальный принцип действует в следующих случаях:

- лицо является иностранцем либо апатридом, не прожи­вающим постоянно в России;

- преступление совершено за пределами Российской Фе­дерации;

- преступление направлено непосредственно против интересов России;

- лицо не привлекалось к ответственности по законам места совершения преступления;

- лицо в силу любых причин оказалось на территории России.

Универсальный принципдействия уголовного закона в пространстве (ч. 3 ст. 12 УК) вытекает из международно-правовых обяза­тельств Российской Федерации в области борьбы с преступ­ностью. Его суть заключается в том, что за определенные преступления международными договорами устанав­ливается универсальная юрисдикция независимо от места его совершения и гражданства преступника.

Универсальный принцип действует в следующих случаях:

- лицо является иностранцем либо апатридом, не прожи­вающим постоянно в России;

- преступление совершено за пределами Российской Фе­дерации;

- преступление не направлено против интересов России;

- преступление является международным или носит меж­дународный характер;

- лицо не привлекалось к ответственности по законам места совершения преступления;

- лицо в силу любых причин оказалось на территории России.

Этот принцип является исключением как из общего тер­риториального принципа действия уголовного закона в пространстве, так и из принципа гражданства. Применение универсального принципа связано, прежде всего, с необходи­мостью борьбы с международными преступлениями и некото­рыми преступлениями международного характера, пресечение которых является обязанностью участвующих в соответствую­щих конвенциях государств, и уголовная ответственность за которые не ограничивается ни территорией, ни гражданством.

Понятие и общая характеристика уголовной юрисдикции

Анализ действующего законодательства и специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что категория «юрисдикция» выступает одним из наиболее сложных и многоаспектных понятий в юриспруденции. Причем обозначенная сложность связывается как с множественностью подходов к формулированию определения рассматриваемой категории, так и с неоднозначностью классификаций ее видов.

Так, в частности, одновременно выделяют классификации в зависимости от объема и направленности юрисдикционной деятельности, и в зависимости от содержания соответствующей юрисдикции.

В свою очередь, в рамках второй классификации, наряду с гражданской, налоговой, административной, и иными видами юрисдикции, традиционно принято выделять уголовную юрисдикцию, определение которой, в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Уголовная юрисдикция – это установленная действующим законодательством совокупность государственно-властных полномочий, направленных на принятие общеобязательных уголовно-правовых предписаний и обеспечение их практической реализации.

При этом следует обратить внимание на то, что в отличие от некоторых иных разновидностей, уголовная юрисдикция конкретного государства преимущественно определяется именно его национальным законодательством, и лишь в отдельных случаях – также нормами международного права, формы установления которых признаны соответствующим государством.

Виды уголовной юрисдикции

Анализ современной юридической литературы позволяет сделать вывод о том, что обозначенное выше определение уголовной юрисдикции соответствует его «полному» виду, который, в свою очередь, включает в себя предписывающую уголовную юрисдикцию и юрисдикцию уголовного принуждения.

Предписывающая уголовная юрисдикция означает право государства устанавливать обязательные правила поведения, однако объем средств обеспечения их практической реализации существенно ограничен.

Готовые работы на аналогичную тему

Юрисдикция уголовного принуждения – это совокупность установленных действующим законодательством государственно-властных полномочий компетентных органов и их должностных лиц по принуждению к соблюдению требований уголовного законодательства и правоприменительных актов в соответствующей сфере, выступающему реакцией на совершение конкретным лицом общественно-опасного деяния.

Как было отмечено выше, вопросы уголовной юрисдикции подлежат упорядочению в соответствии с положениями действующего законодательства при учете требований общепризнанных принципов и норм международного права, а также подписанных международных государством. При этом по общему правилу, каждое суверенное государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах собственной территории, и, соответственно, ограниченную юрисдикцию в пределах особых территориальных зон – континентального шельфа, специальной экономической зоны, и т. д.

Продолжая характеристику видов уголовной юрисдикции, следует обратить внимание на то, что юрисдикция, осуществляемая в пределах государства, получила наименование территориальной. В свою очередь, уголовная юрисдикция, осуществляемая за пределами государственных границ, называется в действующем праве экстерриториальной.

Каждому из обозначенных видов уголовной юрисдикции соответствуют определенные принципы, подробная характеристика которых будет приведена ниже.

Принципы уголовной юрисдикции

Как было отмечено выше, основными содержательными признаками видов уголовной юрисдикции выступают принципы, в соответствии с которыми происходит их реализация.

Так, территориальному виду уголовной юрисдикции соответствует территориальный принцип реализации, в силу которого, реализация начал уголовной политики того или иного государства, по общему правилу, производится в пределах его государственных границ.

Для следующего из обозначенных видов – экстерриториальной уголовной юрисдикции, основным началом выступает персональный принцип, содержание которого состоит в праве государства обязать собственных граждан соблюдать требования национального уголовного законодательства, однако не вправе применять меры государственно-властного воздействия в случае их нарушения.

Особенностью персонального принципа экстерриториальной уголовной юрисдикции выступает то, что его действие в большинстве случаев распространяется государствами не только на граждан, но и на постоянно проживающих в стране лиц без гражданства.

Продолжая характеристику уголовной юрисдикции, следует также обратить внимание на то, что наряду с обозначенными принципами, соответствующим ее наиболее распространенным видам, существуют и иные основные начала:

  • Принцип защиты (безопасности), направленный на обеспечение защиты существенных интересов государства и его граждан от общественно опасных посягательств, совершаемых за рубежом. В подобных случаях государству предоставляется право привлекать к уголовной ответственности любое лицо, безотносительно к характеристике места совершения преступления. Ключевым условием наступления соответствующей ответственности в подобных случаях выступает то, чтобы лицо, обвиняемое в совершении уголовно-наказуемого деяния, находилось в сфере полной юрисдикции соответствующего государства;
  • Принцип универсальности, в силу которого уголовная юрисдикция того или иного государства может распространяться, в том числе, на общественно опасные деяния, признаваемые преступными не на уровне национального законодательства, а в международном праве, независимо от гражданства виновного лица и места совершения такого деяния.

На протяжении длительного исторического периода общественно опасными деяниями, ответственность за совершение которых наступала в соответствии с принципов универсальности, признавались только пиратство и работорговля, однако в настоящее время, такой способ привлечения к ответственности реализуется и в отношении большинства преступлений против мира и безопасности человечества.

Понятие и общая характеристика международной уголовной юрисдикции

Одной из особенностей правовых отношений в современном мире выступает их широкая распространенность за пределами территории одного государства, что, с одной стороны, предопределяет необходимость всестороннего развития международных начал нормативно-правового регулирования, а с другой – актуализирует деятельность по противодействию транснациональным формам противоправного и преступного поведения.

В этой связи, представляется необходимым подробно остановиться на изучении понятия и проведении общей характеристики международной уголовной юрисдикции. Определение рассматриваемого института международного права, в наиболее общем виде, может быть сформулировано следующим образом:

Международная уголовная юрисдикция – это система властных полномочий государств и иных субъектов международного права по установлению и применению уголовно-правовых предписаний в отношении лиц, совершающих общественно-опасные деяния.

При этом следует отметить, что по общему правилу, уголовная юрисдикция осуществляется государствами в пределах государственных границ. Однако в исключительных случаях актуализируется обращение к международной уголовной юрисдикции, согласно которой государство приобретает право:

  • пресекать и расследовать уголовно-наказуемые деяния совершенные за пределами территории страны, но посягающие на его суверенитет и территориальную целостность,
  • привлекать виновных лиц к предусмотренным мерам уголовного воздействия.

Кроме того, вовлечение суверенных государств в сферу международной уголовной юрисдикции может иметь место тогда, когда механизм карательного воздействия задействуется применительно к привлечению к уголовной ответственности граждан соответствующей страны, в связи с совершением ими уголовно-наказуемых деяний на территории иностранных государств.

При этом следует обратить внимание на то, что обозначенные начала расширения национальной уголовной юрисдикции в сферу межгосударственного взаимодействия в большей степени характерно для стран континентальной ( романо-германской По данной теме мы уже выполнили реферат Распространение романо-германской правовой семьи. подробнее ) правовой системы. В то время как страны общего права ( англо-саксонской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Особенности англо-саксонской правовой системы. подробнее правовой системы), как правило, поступают подобным образом только в исключительных случаях, оставляя расследование транснациональных преступлений специальным надгосударственным органам уголовной юрисдикции.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одной особенностью международной уголовной юрисдикции, на которой представляется необходимым заострить особое внимание в процессе проведения ее характеристики, выступает то, что в настоящее время в доктрине международного права выделяется узкая категория преступлений (например, геноцид, военные преступления против мира и человечества, и др.), в случае совершения которых суверенные государства вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на основе принципа универсальности, предусматривающего право всех государств осуществлять судебное преследование виновных лиц, независимо от гражданства обвиняемых или места совершения преступления.

Конфликт уголовных юрисдикций

Любое взаимодействие суверенных государств повышает потенциальную возможность наступления ситуации, при которой двум и более государствам будет принадлежать юрисдикция в отношении рассмотрения конкретной спорной ситуации. При этом сфера международной уголовной юрисдикции в обозначенном отношении не является исключением.

Анализ специальных источников позволяет сделать вывод о том, что подобные конфликты (коллизии), как правило, разрешаются посредством достижения соглашения об осуществлении предварительного расследования и привлечении виновного к уголовной ответственности тем государством, на территории которого соответствующее лицо было задержано и помещено под арест.

Аналогичным образом решается вопрос об инициировании уголовно-процессуальной деятельности в связи с совершением преступления в пределах территориального моря конкретного прибрежного государства – именно оно уполномочивается на задержание и арест судна, на котором скрываются лица, подозреваемые в совершении уголовно-наказуемого деяния.

Кроме того, в числе механизмов преодоления конфликтов уголовной юрисдикции может быть названо заключение двусторонних договоров между суверенными государствами, согласно положениям которых предусматривается экстрадиция лиц подозреваемых в совершении преступных деяний. В таких случаях имеет место, так называемая, выдача преступников – то есть передача лиц, подозреваемых в совершении преступления для расследования или уголовного преследования государству отличному от места задержания подозреваемого.

Международный уголовной суд как основой субъект международной уголовной юрисдикции

Как было отмечено выше, в настоящее время в сферу международной уголовной юрисдикции вовлечены не только суверенные государства, но и надгосударственные органы, важнейшим из которых выступает Международный уголовный суд:

Международный уголовный суд – первый и основной постояннодействующий надгосударственный орган уголовной юстиции, уполномоченный на преследование лиц, виновных в совершении военных преступлений, геноцида, а также иных преступлений против человечества.

Особенностью юрисдикционной деятельности рассматриваемого органа, наряду с ограниченным перечнем общественно-опасных деяний, в отношении совершения которых может инициироваться соответствующая юрисдикционная деятельность, выступает особый характер территориальной и персональной юрисдикции.

Так, Международный уголовный суд уполномочен рассматриваться только преступления, совершенные на территории государства-участника Римского По данной теме мы уже выполнили реферат Обязательства в Римском праве. подробнее статуса, которым был учрежден рассматриваемый орган, либо совершенным гражданином страны-участница названного Статута. Во всех иных случаях, то есть при отсутствии признака территориальной или персональной юрисдикции Международного уголовного суда, он не может осуществлять уголовное преследование.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: