Напишите небольшое эссе на тему какая судебная власть должна быть в правовом государстве

Обновлено: 24.02.2024

Правовое гос-во немыслимо без независимой судебной власти, обеспечивающей верховенство права, противостоящей административному произволу.

Термин «судебная власть» в законодательстве был введен в оборот на белорусской земле еще в XVI веке Статутами ВКЛ.

Судебной властиэто вся система правосудия, т.е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную (юрисдикционную) деятельность по окончательному разрешению правовых споров (конфликтов), а также иные предусмотренные законом полномочия, связанные с отправлением правосудия..(возможность воздействия на поведения людей и социальные процессы).

Судебная власть осущ сиситемой судов. содержанием судебной власти является юрисдикционная (правоприминительная) деятельность по разрешению правовых споров и социально-значимых конфликтов (преступных посягательств), а также судебный контроль за правовым содержанием нормативных актов.

Цели судебной власти:

1. восстановление нарушенного права и справедливости,

2. обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ.

Ведущая функция судебной власти - всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. не карающая, а

Как устанавливает ст. 6 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, КС РБ призван обеспечить верховенство Конституции

и ее непосредственное действие на территории РБ, соответствие НПА Конституции

Чтобы судебная власть выполняла свое предназначение, ей должны быть присущи определенные свойства:

· самостоятельность и независимость (организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление

судебных функций независимо от посторонних влияний на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Самостоятельность и независимость судебной власти выражается в отсутствии подчинения вышестоящих судов нижестоящим.

· полнота и исключительность; (не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, т.е является исключительной по своему характеру. Это проявляется и в обязательности вступивших в законную силу решений суда, невозможности их отмены даже высшим органом государственной власти )

· верховенство в системе юстиции; (от имени РБ)

· объективность и беспристрастность (непредвзятое, объективное исследование обстоятельств дела, собирание и проверка как обвинительных, так и оправдательных доказательств. При личной прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела судья подлежит отводу или должен заявить самоотвод);

· политическая нейтральность; (вне политики и политической борьбы. Судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих полит цели)

Принцип уважения чести и достоинства личности при производстве по уголовным делам. Поводы обращения в Конституционный Суд. Нормирование и тарифное регулирование в области охраны окружающей среды. Формы взаимодействия следователя с органом дознания.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.04.2014
Размер файла 18,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Эссе на тему «Признаки судебной власти в правовом государстве»

В моей теме я рассуждаю о судебной власти, которая существует в правовом государстве. Основным принципом, при котором возможно существование правового государства являются - отношения между государственными органами власти и общества данного государства ,где их отношения регулируются правом.

В данном виде государстве делится на три ветви власти : законодательная ,исполнительная, судебная. Судебная власть существует как обособленная, самостоятельная ветвь государственной власти.

Осуществление функции судебной власти производится только судом, иные государственные органы не участвуют в этом процессе. Стоит понимать, что происходит взаимодействие между тремя ветвями власти, и они могут влиять друг на друга в той или иной степени, получается система “сдержек и противовесов” для каждой ветви власти.

Но все же, если внешняя самостоятельность означает не подчиненность судов другим государственным структурам, то внутри , в целях стабильного функционирования руководство обеспечивается вышестоящими судами.

Подзаконность судебной власти выражается в том, что судьи при принятии каких либо решений или вердиктов, руководствуются исключительно Конституцией и законами действующими на основании данной конституции.

Принимая судебные акты суд не создает новые нормы права, а лишь проверяет на отсутствие или отклонение законности, каких-либо действий или отношений.

Принцип исключительной судебной власти состоит , что ни одно должностное лицо, ни какой другой орган не вправе принимать, изменять, либо отклонять решение какого либо постановления суда. И один из немаловажных принципов - это полнота судебной власти, когда решения принятые судом, распространяются и действуют на всей территории государства. На основании выше изложенного, когда власть делится на 3 ветви власти, у судебной ветви власти существенно большой объем полномочий.

2. Ввзаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами

Задание: Рассмотреть взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с учебными дисциплинами: Конституционное право РФ, Административное право, «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Гражданское право», «Гражданский процесс», «Прокурорский надзор», «Таможенное право», «Теория государства и права», «Отечественная история государства и права» и др.

Ответ: Конституционное право РФ - определяет место и роль правоохранительных органов в системе государственных органов власти, устанавливает конституционные принципы их организации и деятельности. Основой являются положения Конституции РФ.

Административное право - определяет организацию и принципы управления правоохранительных органов, устанавливается ответственность за административные проступки. Основой является Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Уголовное право - определяет направление деятельности правоохранительных органов, где общество, либо отдельное лицо, несет ответственность за нарушение установленных государством норм. Основой является Уголовный кодекс РФ.

Уголовный процесс - последовательность, порядок действий, и отношений между гражданами и правоохранительными органами , где интересы тех или иных затронуты преступлением. Основой является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Гражданское право - определяет права и свободы граждан на их жизнедеятельность, отношения между государством и гражданами, где затрагиваются интересы граждан. Основой является Гражданский кодекс РФ.

Гражданский процесс - при котором разрешаются, урегулируются общественные отношения между судом, и иными лицами, в зависимости от деятельности суда. Основой является Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Прокурорский надзор - определяет организацию и методы осуществления надзорной деятельности прокуратурой. Основой является ФЗ “О прокуратуре РФ” от 17.01.1992.

Таможенное право - определяет регулирование и контроль общественных отношений связанных с перемещением имущества через границу государства. Основой является Таможенный кодекс РФ.

Теория государства и права - дает теоретические познания деятельности и организации государственных органов власти, показывает их в развитие, не только в России, но и в других государствах.

Отечественная история государства и права - дает познания организации и деятельности государственных органов власти на фоне исторических событий, как у наших предшественников, так и у современников.

3. Право на уважение чести и достоинства личности

Задание: 19-летний обвиняемый Костин обратился в суд с жалобой на следователя Юрьева, который обращался к нему на «ты» и не называл его по имени отчеству, тем самым нарушая его конституционное право на уважение чести и достоинства личности.

Подлежит ли рассмотрению эта жалоба? Подлежит ли она удовлетворению? В чем заключается принцип уважения чести и достоинства личности при производстве по уголовным делам?

Ответ: Жалоба Костина подлежит рассмотрению т.к., гражданин может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45 Конституции) и спорить с государством в лице любых его органов (Постановление Конституционного Суда от 3 мая 1995 г. N 4-П//СЗ РФ. 1995. N 19. ст. 1764).

Принцип заключается в том, что в ходе уголовного судопроизводства запрещается производство действий и принятие решений, специально направленных на унижение человеческого достоинства индивида как способа достижения результата. Отношения между участниками уголовного судопроизводства определяет и регулирует Статья 9 УПК РФ (Уважение чести и достоинства личности).

Но необходимо доказать, что действительно присутствовал факт нарушения, и имеют место унижающие честь и достоинство высказывания.

Жалоба не подлежит удовлетворению.

4. Поводы обращения в Конституционный Суд и последствия принятого постановления

Задание: Найдите любое Постановление Конституционного Суда РФ, ознакомьтесь с ним и ответьте на следующие вопросы:

Что явилось поводом для обращения в Конституционный Суд РФ? Кто является субъектом обращения? Какой орган КС РФ рассматривал обращение? В каком составе? Какое принято решение? Определены ли последствия принятого решения?

Ответ: Постановление от 5 марта 2013 г. n 5-ппо делу о проверке конституционностистатьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления правительства Российской Федерации"об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие видывредного воздействия" в связи с жалобой обществас ограниченной ответственностью "тополь"

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба ООО "Тополь" о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева, с участием представителя ООО "Тополь" - адвоката Е.В. Сорокиной, полномочного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Д.Ф. Вяткина, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук А.С. Саломаткина, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского,

1. Признать положения статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", на основании которых в системе действующего правового регулирования определяются элементы обложения публично-правовым платежом в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду применительно к деятельности по размещению отходов производства и потребления, осуществляемой специализированными организациями:

не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 34 (часть 1) и 35 (часть 1), в той мере, в какой - по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы; уголовный следователь суд

не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.

Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации надлежит, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, внести в действующее правовое регулирование изменения, которые - исходя из конституционного предназначения платы за негативное воздействие на окружающую среду - в единстве с положениями законодательства о лицензировании, нормировании и тарифном регулировании в области охраны окружающей среды обеспечивали бы стимулирующую функцию пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления.

5. Правовые последствия избрания работника прокуратуры на выборную должность

Задание: Помощник прокурора области избран депутатом Государственной Думы. Прокурор области предложил ему подать заявление об увольнении.

Прав ли прокурор области?

Каковы правовые последствия избрания работника прокуратуры на выборную должность?

Ответ: Прокурор области прав. Данный работник обязан приостановить свою службу в органах и учреждениях прокуратуры.

Статья 43.1. ФЗ “О прокуратуре РФ”. Гарантии для работника, избранного депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления

Работник, избранный депутатом либо выборным должностным лицом органов государственной власти или органов местного самоуправления, на период осуществления соответствующих полномочий приостанавливает службу в органах и учреждениях прокуратуры. После прекращения указанных полномочий работнику по его желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы. Указанный период засчитывается работнику в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

6. Формы взаимодействия следователя с органом дознания

Задание: Поздним вечером 7 марта 2009 г. к дежурному Кировского РОВД г. Саратова обратилась гражданка С. и сообщила, что несколько минут назад в районе железнодорожного вокзала на нее совершили нападение двое парней, которые, угрожая ей расправой, завладели ее вещами и кошельком с деньгами.

Вскоре преступники были задержаны, в отношении их было возбуждено уголовное дело и проведено дознание оперативным работником. 9 марта дело было передано следователю Кировского РОВД.

Кто наделен правом осуществлять дознание по уголовному делу?

В чем различие между органом дознания и дознавателем?

Каковы формы взаимодействия следователя с органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно?

Ответ: Правом осуществлять дознание согласно уголовно-процессуальному кодексу имеют право:

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Лицо, производящие дознание, - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства руководствуясь законом (ст. 71 УПК).

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 Уголовно-процессуального Кодекса.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

Подобные документы

Формы взаимодействия органов предварительного расследования. Исполнение органом дознания поручений следователя, сроки исполнения. Совместное выполнение следственных и розыскных действий по раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

курсовая работа [68,7 K], добавлен 31.03.2015

Основные направления и принципы норм международного права в правовом регулировании охраны окружающей среды в Российской Федерации. Российское законодательство в области охраны окружающей природной среды. Регулирование экологических отношений.

дипломная работа [84,1 K], добавлен 29.10.2008

Понятие, значение, правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания. Организационные формы взаимодействия. Роль начальника следственного подразделения.

курсовая работа [46,3 K], добавлен 06.02.2007

Понятие, сущность, значение, задачи, принципы и правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания. Формы взаимодействия следователя с органами дознания. Возбуждение уголовного дела. Предварительное расследование.

дипломная работа [74,3 K], добавлен 04.12.2006

Понятие, правовые формы взаимодействия следователя и органа дознания. Организация своевременного обмена информацией. Формирование следственно-оперативных групп. Взаимодействие следователя и органа дознания при производстве отдельных следственных действий.

Россия – правовое государство
Темой моего сочинения является правовое государство. Я хочу выяснить основные признаки правового государства и узнать, является ли правовым государством Россия.
Собрав и обобщив материал, я выделил 3 основных признака правового государства:
Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.
Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан) .
Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти) .
Является ли правовым государством страна, в которой мы живем? Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью и гарантируют их признание и защиту. Провозглашена свобода мысли и слова, совести и религии, печати, равенство всех граждан перед законом и судом, и т. д.
Из этого можно сделать вывод, что основной закон нашего государства в полной мере гарантирует фундаментальные права человека и провозглашает верховенство права.
Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. , а через год началась первая чеченская война. Город Грозный был почти полностью разрушен. О каких правах человека можно говорить!
Оставим в стороне «чеченский вопрос» . Рассмотрим равенство всех граждан перед законом. Тюрьмы в России, как известно переполнены. Люди проводят годы в заключении за весьма незначительные преступления. В то же время, многие из наших сограждан, нанесших огромный ущерб России, хорошо устроились за границей. Возникает вопрос – равны ли в нашей стране перед законом простой рабочий и простой российский миллионер?
В России существует разделение властей, но я сомневаюсь в их независимости друг от друга. По Конституции РФ, президент страны обладает гораздо большей властью, чем Государственная Дума и Совет Федерации. Судебная система у нас до сих пор находится в процессе становления, то есть внешняя и внутренняя политика в нашем государстве фактически зависит от воли одного человека, пусть и всенародно выбранного.
Конституция России декларирует, но отнюдь не гарантирует права человека. Несмотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию нельзя назвать правовым государством.
******************

Правовое гос-во - это гос-во, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со второй статьей Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" . На современном этапе общественного развития основные права и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина - главный признак правового государства. Россия признает нерушимость этих прав и свобод. Признание прав и свобод человека в России означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. В Российской Федерации никто не может быть ограничен. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод. Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека.
Также одним из главных признаков правового государства является принцип разделения властей. Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти.
Для РФ свойственна и независимость судебной власти, что также является свойством правового гос-ва.
Характерен и приоритет норм международного права, что закреплено в 4 ч. 15 статье Конституции РФ.

Концепция правового государства является не просто теоретической конструкцией, но и реаль­ным итогом развития западного общества, воплощенным в политиче­ских и правовых институтах, процессах и процедурах, характеризующих определенный тип правовой культуры. В этом смысле правовое го­сударство как данность определяет и присущие ему отличительные признаки. Но в теории права представлены различные взгляды на идею правового государства, отражающие в той или иной степени особенности правовой идеологии и правовой психологии каждого общества.

В западном обществе, наоборот, тенденция к идеализации правового государства сходит на нет, поэтому и в теории оно все чаще понима­ется прагматически, т. е. в инструментальном и формально-юриди­ческом смысле.

Так, немецкие государствоведы, авторы многотомного иссле­дования государственного права Германии, полагают, что «с научной точки зрения решающее значение для понимания правового госу­дарства имеют формы, которые придают ему общая концепция кон­ституции и ее отдельные нормы, разумеется, с учетом конституци­онных традиций». По их мнению, «правовым в формальном смыслеявляется такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту гражданот нарушения их прав государственной властью и возме­щение ущерба, нанесенного им публичными учреждениями. Ре­шающим для данного понятия является то, что оно подчеркивает подчиненность государственнойи общественной жизнитипичным элементам, характерным для права(законодательные основы принятия решений, распределение компетенции между органами власти, про­цессуальные нормы). Правовое государство остается чисто формальным, если его существо исчерпывается поддержанием этих юридическо-технических элементов, а содержание законодательного процесса неориентируется на более высокие идеалы нормотворчества. 3

Рассматривая концепции и принципы:

1. Верховенство естественных и неотчуждаемых прав и сво­бод человека и гражданина.

При принятии законов и рассмотрении дел в суде учитывается данный принцип.

2. Разделение властей.Для уменьшения опасности посягатель­ства на права и свободы человека и гражданина путем ее чрезмерной концентрации в руках одного лица или одного органа в либеральном правовом государстве предусматривается разделение государственной власти на несколько ветвей: законодательную, исполнительнуюи судебную. 4

При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно кон­тролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов».Это означает, в частности, что законодательная власть может контролировать власть исполнительную путем издания обязательных для нее законов и отстраняя от должности тех ее пред­ставителей, которые эти законы нарушают. Исполнительная (прави­тельственная) власть контролирует и сдерживает власть законода­тельную через право законодательной инициативы, право вето (отклонение закона) и право роспуска законодательной власти. Су­дебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки на со­ответствие конституции принимаемых ими правовых актов.

4. Верховенство правового закона.Это означает, во-первых, то, что закон находится во главе иерархии источников норм права, и ниодин из них не может ему противоречить; во-вторых, то, что далеко не каждый закон с точки зрения либеральной правовой теории
является правовым.Таковым может быть только закон, не противо­речащий правам и свободам человека и гражданина. Если бы любой закон мог считаться правовым, то тогда и правовым государством пришлось бы признать любое государство, в котором действуют обще­обязательные законы, даже если эти законы лишают человека сво­боды, превращая его в раба. Проверка правовой основы закона и его соответствия законодательству проверяется судом.

5. Взаимная ответственность граждан и государства.Тесно связанная с теорией общественного договораклассическая кон­цепция либерального правового государства понимает последнее как своеобразное акционерное общество, которое существует только для
удовлетворения интересов акционеров и которое не имеет в отноше­нии них никаких самостоятельных прав. Поэтому рассматриваемый принцип и предполагает равенство и взаимность ответственности государства и каждого гражданина. Однако провести данный принцип
до конца невозможно ввиду особенностей правосубъектности государства. А потому если гражданин выступает перед государством в качестве субъекта всех возможных видов ответственности, включая уголовную, то государство может отвечать перед гражданином лишь
в гражданско-правовом порядке, возмещая причиненный ему вред.
Например, в Конституции РФ имеется ст. 53, которая гласит: «Каждый
имеет право на возмещение государством вреда, причиненного не­
законными действиями (или бездействием) органов государственной
власти или их должностных лиц».

Все отношения между гражданином и правовым государством должны строиться только на основании закона(в этом и заключается основной смысл принципа законности) — гражданин несет ответ­ственность перед государством лишь в случаях, прямо предусмот­ренных законом. Граждане обязаны выполнять только те требова­ния представителей государства, которые основаны на законе. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Суд должен быть независимым, беспристраст­ным, справедливым, открытым,действовать на основании закона и иметь целью обеспечение законных интересов субъектов права. Суд не может рассматриваться как обычный государственный орган, ибо тогда в случае спора между гражданином и государством будет нарушен один из основных принципов правосудия: «никто не может быть судьей в своем собственном деле». Поэтому суд должен быть максимально независим от всех государственных органов. Состояние судебной системы во многом определяет «лицо» правового государства.

Стр. 286-310 (рассказывает не про судебную власть, а про то, что такое правовое государство и в начале немного истории)

Концепция разделения властей получила свою последовательную и систематическую разработку в творчестве французского юриста Ш.Л. Монтескье (1689—1755). Различая в каждом государстве три рода власти — законодательную, исполнительную и судебную, — он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. "Если, — замечает он в сочинении "О духе законов", — есть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем, Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых рдей, были соединены эти три власти: власть создавать зако-II, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц" 2 .

Разделение и взаимное сдерживание властей являются, Согласно Монтескье, главным условием для обеспечения поли­теской свободы в ее отношении к государственному устройству.

Другой аспект свободы, на который обращает внимание Монтескье, — это политическая свобода в ее отношении к отдельному гражданину. В этом втором аспекте политическая свобода заключается в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, Монтескье придает особое значение доброкачественности уголовных законов судопроизводства. "Если не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. сведения уже приобретены в некоторых странах и должн быть усвоены прочими" 2 .

С глубоким философским обоснованием либеральной теории правового государства в конце XVIII в. выступил И. Кант. Государство, — отмечал он, — это объединение множества людей, подчиненных правовым законам" 2 .

Характеризуя различные власти, Кант подчеркивал, что правосудие должно осуществляться избранным народом судом присяжных. Определяющее значение в его теории, исходившей из идеи народного суверенитета, придается разграничению законодательной и исполнительной властей.

Понятие судебной власти производно от общего понятия власти и, в частности, понятие государственной власти. Диапазон употребления слова «власть», весьма широк: от родительской или отцовской власти – до государственной власти. Власть не только сегодня, но и веками – одно из ключевых наиболее масштабных, многогранных и определяющих явлений жизни общества. Поэтому общее определение власти тоже является весьма широким. Власть как явление – это способность подчинять своей воле, право и возможность повелевать, распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь.Она имеет различные формы проявления.

Судебная власть - в соответствии с теорией разделения властей- одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл.7 Конституции РФ – «Судебная власть», Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996г., другими федеральными конституционными законами и федеральными законами. Что понимается под судебной властью? Ни Конституция, ни другие законы точного ответа на этот вопрос не содержат. На него отвечает правоведение.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ ( ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальным законодательствомв целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от посягательств конституционного строя РФ, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов и других организаций. Судебной властью как видом государственной власти надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо (например, судебного пристава), а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают. В подчеркивании* нетождественности судебной власти и судов (судебной системы) видится прежде всего стремление обеспечить их гармоничное единство. Неэффективная судебная система порочит в итоге судебную власть, а судебная власть, оторванная от судебной системы, превращается в пустое сотрясение воздуха. Одна из важнейших функций судебной власти- осуществление правосудия, т.е. производимой в процессуальном порядкеправоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Осуществление правосудия- исключительной компетенция судебной власти ( ч. 1 ст. 118 Конституции РФ).

Наряду с правосудием, судебная власть реализуется в ряде иных, имеющих огромное социальное значение, контролирующих полномочиях, в частности, в контроле: за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положением Конституции РФ, осуществляемых Конституционным Судом РФ ( конституционный контроль). Судебный контроль за законностью нормативных актов- одна из важнейших на сегодня задач обеспечения единства правового пространства России. Широко осуществляется нормоконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней. При рассмотрении дела суд обязан руководствоваться не только нормой конкретного закона, подлежащего применению на данном уровне закона, но принять решение, основанное на совокупности законодательных актов, регулирующих данную сферу правоотношений исходя из их установленной иерархии.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

· Рассмотрения жалоб граждан на действия и решения органов( должностных лиц), нарушающих их права и свободы, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

· Рассмотрения жалоб организаций;

· Проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

· Рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

· Проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значения для разрешения дела.

Эта контрольная деятельность также представляет собой:

· Обеспечевание исполнения приговоров , иных судебных решений:

· Разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственных судам:

· Разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

· Разработку на основе изучения и обобщения судебной практики предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

· Реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы;

· Реализацию иных полномочий в соответствии с законодательством РФ.

ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками:

1. Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами.

Понимают под судебной властью и особую разновид­ность государственной власти, осуществляемую через систему специально уполномоченных государственных органов – судов. Реализуемую отдельными должностны­ми лицами - судьями, действующими на профессиональ­ной основе, для выполнения правоприменительных функций с использованием ими принуждения, имеющая специальные задачи и способы их обеспечения.

· При этом, как правило, ученые констатируют наличие следующих атрибутов феномена судебной власти:

· - судебная власть есть частный случай проявления власти вообще, одна из форм публичной государствен­ной власти, средство всеобщей связи для народа, нации;

· - наличие в комплексе властеотношений народа, на­ции, ибо существование судебной власти вне народа, на­ции абсолютно невозможно;

· - приказ субъекта, осуществляющего судебную власть - фактически воли народа в редукции его правительства по отношению к объекту - то есть к этому же народу, в обязательном порядке сопровождается угрозой приме­нения санкции в случае неповиновения;

· - подчинение народа субъекту, то есть фактически гос­подствующему в нем мнению, есть подчинение воле осу­ществляющего власть субъекта, на практике это подчи­нение суду;

· - наличие правовых норм, устанавливающих, что от­дающий приказы субъект - суд, имеет на это право, а объект - народ - обязан, подчинится его приказам.

3. Исключительность судебной власти – признак, тесно связанный с предыдущими. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законе (ст. 14 УПК)

4. Судебная власть едина. Конституция запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч.1 и 2 ст.5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело , не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было, форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294УК).

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. Судопроизводство – это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст.118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства:

1. Конституционного - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов;

2. Гражданского – рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений;

3. Административного- рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях ;

4. Уголовного – досудебного и судебного производства по уголовному делу.

7.Процессуальной порядок деятельности – еще один важный принцип судебной власти. Порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ.

8. Подзаконность судебной власти означает , что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение закона.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Этот признак означает, что решение суда имеет властный характер и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории государства.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ

Важное место в структуре государственного аппарата зани­мает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как представительные органы и органы управ­ления являются носителями соответственно законодательной и ис­полнительной властей, система судебных органов выступает в ка­честве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и законах ряда современных государств.

В современных демократических государствах правосудие функционирует независимо от законодательной и исполни­тельной властей и имеет строго очерченную в конституции и особых законах компетенцию. Отправление правосудия как специфической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том, чтобы обеспечивать надлежащее примене­ние законов путем восстановления как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях.

Законодательная и исполнительная власти находятся у ис­токов судебной власти: они ее формируют. Однако затем су­дебная власть одновременно и отделяется и возвышается, ста­новясь властью особого рода. Исходя из этого, следует всегда иметь в виду, что судебная власть не аккумули­рует властные функции: это лишило бы ее главного свойст­ва — служить справедливому разрешению споров и конфлик­тов, в том числе и тех, которые порождаются самими властны­ми структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними полномочий.

В целом же миссия правосудия в обществе заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотом справедливости.

Статья 118 Конституции РФ гласит: "Судебная система Рос­сийской Федерации устанавливается Конституцией Россий­ской Федерации и федеральным конституционным законом". Именно эти законодательные акты служат правовой основой формирования системы правосудия как самостоятельной вет­ви власти, которая могла бы стать мощным механизмом при­менения законодательства и его неукоснительного исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

Часть 2 ст. 4 Закона "О судебной системе Российской Фе­дерации" гласит: "В Российской федерации действуют федеральные суды, консти­туционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федера­ции".

К федеральным судам отнесены:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектовРоссийской Федерации — конституцион­ные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъе­ктов Российской Федерации.

Суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляют свои полномочия посредством кон­ституционного, гражданского, административного и уголовно­го судопроизводства.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ о соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной правовой науке принцип разделения влас­тей принято относить к основам демократического конститу­ционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения го­сударственного механизма.

Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной - до­лжны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.

Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.

Независимость и самостоятельность каждой из трех вет­вей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.

В современной России принцип разделения властей признан, конституционно закреплён и применяется в построении и функционировании государственных институтов.

Многие политики и правоведы называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Сильная исполнительная власть России, безусловно, нужна. Но не нужно увлекаться. У нашей страны достаточно горький опыт в этом вопросе. Усиление исполнительной власти при отсутствии адекватного контроля и механизма сдержек таит в себе угрозу резкого разрастания и усиления бюрократического административного аппарата. Численный рост чиновничества, элементарное попрание администрацией основных прав и свобод - подобные пороки порождаются бесконтрольностью исполнительной власти и подчинённого ей аппарата управления.

К сожалению, все еще традиционно слабым местом оста­ется в России судебная власть. Прокламированные Консти­туцией принципы судоустройства и судопроизводства реали­зуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти, нередко все еще посягающих на независимость суда. Явно недостаточны материальные, а отчасти и правовые гарантии, необходимые для того, чтобы обеспечить суду достойное место в осуществлении власти. Этот компонент разделения властей неэффективен. Самостоятельность и особенно роль суда в Российской Федерации все еще далеки от тех, которые присущи суду в развитых демократических странах.

Проводимая в настоящее время в России активная политика на построение правового государства позитивно сказывается на состоянии нашего «больного» государства. Хочется надеяться, что следование правовым принципам, присущим демократическому государству позволит нашей стране выбраться из той пропасти, в которой она находится последние десятилетия. Поэтому необходимо поддерживать уже созданный механизм разделения властей, механизм сдержек и противовесов, позволяющий сбалансировать различные ветви власти. Это — одна из важных гарантий продолжения демократического развития России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: