Как суда преодолевают препятствия на реках

Обновлено: 25.04.2024

Основное преимущество гребных судов – способность развивать большую положительную скорость. Максимальное использование этого свойства и есть основной принцип прохождения любых сложных участков. Чем выше скорость судна, тем легче им управлять, легче заходить в улов, траверсировать и пересекать струю, а главное – с повышением скорости судна повышаются возможности прохождения мощных «бочек», «пробивание» которых составляет, наверное, самую трудную проблему. Итак, прохождение порога на гребном судне – это гребля на прямых участках, повороты, при необходимости заходы в улов и выходы из него, снова гребля, причем на участках с наиболее мощной водой, «бочками» и сливами экипаж концентрирует свои усилия и достигает максимальной скорости.

Набор скорости – поворот – набор скорости – поворот.

Гребля

Фазы гребка:

  • захват лопастью весла воды (начало гребка)
  • проводка (силовая часть гребка, когда судно получает. ускорение за счет опоры весла о воду),
  • выход лопасти из воды (конец гребка)
  • занос весла для следующего гребка

Перемещение:

Управление:

    Дуговые гребки
  • Отброс(отхват)
  • Подтяг
  • Использование весла в качестве руля.
  • Проводка
  • Понятие о крене.
  • Зацеп.
  • Работа на перехвате.

При гребле:

  1. Использовать упоры для вывешивания;
  2. Чем сложнее ситуация тем более частая гребля должна быть (не хватило одного гребка надо сделать 2-3 других).

Элементарные структуры водного потока.

  1. Струя (траверс, реверс).
  2. Улово (выход на струю и вход в улово)
  3. Шиверы
  4. Прижимы
  5. Валы
  6. Бочки
  7. Сливы
  8. Завалы, расчески, заломы.

Прижим

Основные маневры

  • Поворот
  • Прострел
  • Телемарк
  • Траверс
  • Промежуточная чалка

Сложение скоростей

Чалка

Нос катамарана резко выбрасывается в улово у берега. Пока течение заносит корму ниже по течению, у носового гребца, находящегося ближе к берегу, есть некоторое время, чтобы выскочить, и, схватив чальный конец, добежать до ближайшего дерева (камня, столба …), где его можно привязать. Потом он возвращается и вытаскивает нос своей гондолы на берег резкими рывками. Остальные гребцы работают на ход против течения (внешний баллон работает дуговыми гребками), и как только появляется возможность, выпрыгивают с катамарана и затаскивают его на берег.

Весла следует не оставлять на судне.

Фоновый сплав.

Правило двух чалок

(одно должно быть выше, а другое ниже, а не на одном уровне на разных берегах).

Если на многоместном судне нет полного понимания без слов, эти чалки проговариваются капитаном, по мере их появления. Как только второго места для чалки нет и не видно выхода из препятствия, следует команда на чалку и последующий осмотр. Первым идет самый сильный экипаж. Последующие экипажи идут на некотором удалении в пределах видимости, разумеется, и повторяют маневр первого экипажа на чалку (часто в другое улово). Для страховки тандемом дистанция между экипажами должна составлять несколько корпусов.

К повороту по возможности надо подходить по большему радиусу, чтоб увеличить обзор за поворотом (только не для прижимов. ).

Правило короткого берега.

Поиск «языка» (не для большой воды)

Разбои. Из проток выбирать ту, у которой виден выход. Выход не виден, выбирать наиболее расходную.

Помнить ориентиры опасных препятствий из лоции

Нужно смотреть на шаг вперед, т. е. обрабатывая ближайший слив, камень, уже искать проход ниже. Соответственно и командовать с упреждением.

Прохождение ворот. Необходимо начинать поворот сразу после того, как нос вышел из ворот. Один носовой делает зацеп, другой дугу или гребок перед носом. Кормовые следят, чтобы корму не начало заносить вперед, т.к. нос в это время находится в улове. После разворота в нужном направлении надо, работая на ход, сместиться вперед до того момента, как центр судна окажется на линии следующих ворот, а затем развернуться носом вперед.

Команды.

Стратегические:

  • «Начинаем под правым, после большого бульника уходим налево»

Тактические:

Пороги. Последовательность действий.

  • Выбор места для чалки в соответствии с лоцией и осмотром с воды;
  • Зачалится (привязать катамаран. );
  • Взять на осмотр морковки, фото, видео;
  • Осмотреть порог с берега (если необходимо, с обоих берегов);
  • Наметить линию движения и обсудить маневр (связать между собой языки сливов или наметить другую безопасную линию);
  • Обговорить линию движения, маневр и конкретные действия с экипажем;
  • Запомнить ориентиры линии движения (скалы, водные структуры, характерная береговая обстановка);
  • Определить места для страховки;
  • Определить места для фото и видеосъемки;
  • Запомнить, как ориентиры линии движения выглядят с воды;
  • Поддуть катамаран, подтянуть упоры;
  • Дать сигнал страховке о начале прохождения (сигналы);
  • Получит ответ от страховки;
  • Пройти порог (действия при прохождении гребок, взяться за раму, упоры);
  • Занять места на страховке и съемке.

Ситуации.

  • Найти место для чалки на том же берегу (если первый катамаран зачалился на правильном берегу), выше по течению.
  • Зачалиться и дать возможность зачалиться следующими за вами катамаранам
  • Пройти участок более удачным способом
  • Зачалиться в первом улове и восстановить порядок движения

А) Песчаные и каменистые мели и перекаты. Для легких туристских судов, как правило, серьезной опасности не представляют. Препятствия проходятся по наиболее глубокому месту, которое можно определить по темному цвету воды, большей скорости течения, крупной и ровной волне при ветре. В случае, если глубина недостаточна для прохождения груженой байдарки, лодки следует проводить, либо обносить.
Б) Быстрины. Удобны для движения на прямых участках рек без особенно больших уклонов, но на поворотах требуют осторожности. Во избежание навала лодки на вогнутый берег следует заранее сходить с середины потока и прижиматься к выпуклым участкам берега.
В) Топляки и одинцы. На малых и средних реках возможна встреча с затонувшими деревьями – топляками и одиночными камнями – одинцами. Если эти препятствия находятся под водой, то их узнают по кругам на воде, бурунам ниже препятствия или по так называемой вершине треугольника, образуемой двумя струями потока, разбивающегося о камень или дерево. Если одиночное препятствие вовремя замечено, лучше сразу изменить курс и обойти его. Если оно замечено с опозданием, следует резко затабанить с борта, противоположного препятствию, а затем выровнять лодку.
Г) Заросли. Нависшие над водой ветви деревьев и кустов могут служить причиной переворота туристского судна. Поэтому, особенно на быстрых реках, следует держаться подальше от таких мест и не пытаться затормаживать лодку, ухватившись за ветки руками.
Д) Заторы. Образуются из плавучего мусора в местах, где какие-либо предметы (бревна, ветки, проволока, колья, тросы) перегораживают русло. Заторы следует проходить и расчищать осторожно, помня, что ближе к окончанию их толщина (мощь) возрастает. Отнимают много времени и сил.
Е) Завалы. Образуются там, где упавшие деревья перегораживают реку. Имеют свойство сочетаться с заторами (сначала – затор, потом — завал). В случае завала, лодки приходится обносить по берегу, либо расчищать проход – растаскивать завал, прорубать, либо пропиливать проход. Имеют свойство расти от года к году. При высокой скорости течения важно заранее пристать к берегу, чтобы не быть затянутым под это препятствие.
Ё) Пороги. Порог – это участок реки с большим падением, высокой скоростью течения, обычно осложненный многочисленными камнями и стоячими волнами от сходящихся струй. О приближении к порогу можно узнать по замедлению течения и гулу от падающей воды. Несложные пороги встречаются уже на маршрутах 1-3 категории сложности, поэтому нужно знать хотя бы общие правила их прохождения.
Несложный порог по видимому фарватеру преодолевают, как быстрину, при положительной скорости лодки (то есть, при наличии собственной скорости вперед относительно скорости воды).
Если камней в русле много и их нельзя обойти стороной, приходится маневрировать между ними. Для этого надо притабанивать со стороны препятствия и делать сильные гребки с другой стороны, стремясь как бы «обтечь» камень корпусом лодки, все время просматривая дальнейший путь вперед.
На малых реках есть смысл держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями порога, так как здесь обычно глубины больше, а русло чище. Но на больших реках, где есть опасность быть залитым стоячими волнами, надо избегать движения через вершину треугольника.
В любом случае, если предварительный осмотр порога (обязателен) дает основания сомневаться в успешности его преодоления, надо проводить лодки вдоль берега, либо обносить его.

2. Искусственные препятствия.
Мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы, молевой сплав относятся к искусственным препятствиям.
А) Мосты. На небольших реках их проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Предварительно надо убедиться, что перед мостом нет старых устоев, топляков, спиленных свай и других подводных и надводных препятствий. В случае обнаружения таковых, корректируется курс лодок. Следует помнить, что в пролетах течение заметно убыстряется. Подходить к мосту надо на малой скорости, заранее взяв точное направление. Особенно осторожными нужно быть при проходе под мостами, пересекающими реки под острым углом, — вероятность навала на препятствия в этих случаях выше.
Кроме того, пролеты мостов нередко бывают захламлены, что создает дополнительные трудности.
Б) Низководные мостики и клади. Иногда их можно преодолеть, откинувшись на дно лодки и убрав весла. Порой бывает нужно подтопить лодку, чтобы увеличить ее осадку. В крайних случаях такие препятствия обносят, либо разбирают, полностью или частично, расчищая проход.
В) Паромные переправы. Проходятся в соответствии с положением парома: или посередине реки над тросом, или под ним, прижавшись к высокому берегу.
Г) Плотины, шлюзы, запани, лесные заторы, молевой сплав, наплавные мосты. Такие препятствия обычно требуют обноса. Для этого нужно, не подходя близко к препятствию, пристать к берегу и просмотреть путь волока. Перед волоком байдарки нужно разгружать.
В отдельных случаях узкие пешеходные наплавные мостики или запани без заторов можно преодолеть в лоб, слегка притопив одно из звеньев моста или лесоудерживающего бона.
Шлюзоваться можно только с разрешения начальника шлюза. В шлюзе туристским судам не разрешается стоять близко к стенкам и воротам камер, находиться между большими судами. Выходить из шлюза следует сзади каравана судов.

Пороги на реке Мзымта, Абхазия.

Если вы выбрали относительно простой маршрут, надо полагать, что они вам не встретятся, поскольку это — одно из самых серьезных препятствий на реке (пороги обычно отмечены даже на картах области). И все же…

Пороги

Преодоление порогов на байдарке, на реке Шуя в Карелии.

Порог представляет собой каменистый участок русла реки, образованный выходом скалистых пород или нагромождением валунов — остатков древних ледников. Его особенностью является ступенчатый перепад уровня воды в том месте и соответственно большая скорость течения. Если все-таки он оказался у вас на пути (узнать его можно по шуму воды, который значительно сильней, чем на перекатах), причальте к берегу, сходите в разведку и, оценив обстановку, спокойно проведите байдарку на бечеве. При движении по течению привяжите бечеву к корме лодки или ведите судно за чалку задом наперед, сняв предварительно перо руля. Второй член экипажа должен веслом или шестом отталкивать байдарку от берега.

Проходить пороги туристу, не имеющему достаточного опыта, категорически недопустимо — это действительно опасно. Подавляющее большинство трагедий в байдарочных походах происходит именно при прохождении порогов.
Подводные сюрпризы. Хорошо, если препятствие отчетливо видно или слышно за сотни метров. К нему всегда можно успеть подготовиться и принять необходимые меры. Но бывает и так. Плывет байдарка посередине реки вниз по течению. Гребцы усиленно машут веслами. Справа — лес на высоком берегу, слева — низина, заросшая кустарником. Все спокойно. И вдруг — сильный удар по борту, треск каркаса. Кажется, будто лодку протащили по булыжной мостовой. Байдарка закрутилась, и вы спешно загребли к берегу, даже не успев предупредить следовавшее за вами судно. Что же это было? А был это огромный камень, скрытый слоем воды, который вы прозевали. Да, прозевали, потому что заметить могли.

На реках все мало-мальски крупные предметы (камни, коряги затонувшие бревна, колья, остатки свай и т. п.), находящиеся на небольшой глубине, отчетливо видны по ряби, которая лучами расходится от одной точки по течению реки. Надо только учитывать, что эта точка смещена относительно наиболее близкого к поверхности воды выступа подводного предмета, и чем глубже находится предмет, чем больше скорость течения, тем больше это смещение. На тихих реках оно незначительно, а на быстрых может достигать одного метра и даже больше. Поэтому, увидев рябь на ровной поверхности воды, следует усилить внимание, а еще лучше заранее обойти это место. Правда, такая же рябь может быть вызвана стебельком водоросли. Различать причины — это уже дело опыта.

Молевой сплав леса

Бревна деревье перегородили течение реки.

Очень неприятное, а иногда и опасное препятствие. Вы идете на байдарке по достаточно широкой реке, а рядом плывет бесчисленное количество бревен. На многих из них острые сучки, представляющие прямую угрозу для оболочки вашей лодки. Более того, некоторые бревна верхушками воткнулись в дно реки и над водой торчат рогатые комли.

Плыть по течению со скоростью бревен неинтересно, а обгонять их рискованно и притом надо все время маневрировать. Два часа плавания в таких условиях — и вы уже устали. Пристать же к берегу почти невозможно, так как около него скопилось множество бревен. Вот и приходится буквально протискиваться между плавающими стволами, все время рискуя напороться (и напарываясь!) на острые сучки. А бывает и того хуже — бревна собираются в запань и полностью перегораживают реку. В этом случае течение воды стремится прижать байдарку к бревнам и перевернуть ее, причем экипаж может оказаться не только в воде, но и под бревнами, выплыть из-под которых не всегда удается.

Спрашивается, можно ли избежать таких неприятностей? Да, можно, если заранее хорошо прорабатывать маршрут и не идти по реке, где проводится молевой сплав леса.

К счастью, таких рек с каждым годом становится все меньше, так как молевой сплав запрещен. Однако в глухих уголках он все еще встречается.


Наличие переправы через водные объекты – основой критерий сложности маршрута для пешего туриста. Кроме того, на маршрутах подобного типа самый высокий процент смертности даже среди опытных туристов. Что уже говорить о неискушенных в этих вопросах людях, которые любят проводить время на природе и путешествовать пешком. Для них такое препятствие на пути может стать причиной испорченного отдыха, а при незнании правил переправы через реку – и более печальных последствий…

Известно множество способов переправы через реки, однако некоторые методы, описанные в литературе, как, например, переправа с петлей на шее или бегом вниз по реке, совершенно недопустимы для применения на практике.

Самым распространенным и простым способом переправы через водные препятствия была и остается переправа реки вброд. Первый шаг при такой переправе – найти брод. Брод – это неглубокое место в течении реки, которое можно перейти или проехать на автомобиле. На небольшую глубину равнинной реки указывают отмели, рябь на поверхности воды, расширение реки на прямом ее участке, выступающие камни, островки, а также тропы, что спускаются к реке. Когда найдено подходящее место для брода – с помощью шеста нужно исследовать дно на предмет омутов, глубоких ям, коряг, тины, поскольку их наличие может стать серьезным препятствием при переправе. Исследовать дно нужно шестом длиной не менее 2 м. Передвигаться нужно под углом к течению, опираясь на шест. Шест следует при каждом шаге переставлять впереди себя вверх по течению – напором воды его станет прижимать ко дну. Если же шест окажется вниз по течению – его может снести.

Найти брод в горной реке намного сложнее, поскольку температура воды, крутизна берегов, сила течения и характер дна в таких реках достаточно опасен. При нахождении брода в горной реке следует выбрать самое узкое и неглубокое место в русле реки, с наиболее пологими берегами, при возможности — с максимально низким течением и с отсутствием характерных опасностей (о них мы расскажем дальше в статье). Переходить горную реку следует при глубине не более 1 м и максимальной скорости течения не более 1 мс. Если скорость течения выше указанной – даже глубина в полметра является опасной для переправы. Также не рекомендуется переходить реку вброд при неблагоприятных метеорологических условиях – дождь, снег, град. Это утруднит передвижение и способствует очень быстрому поднятию уровня воды в реке (особенно в горной). Наименьший уровень воды в горных реках наблюдается ранним утром, самый высокий – вечером. Порой уровень воды утром уменьшается настолько, что дно становится видимым.

Горную реку шириной более 50 метров можно переплыть даже при большой скорости течения. Однако стоит избегать такой переправы. Если же вы решились перебраться на другой берег таким экстремальным способом или падение в воду было случайным – нужно знать характерные опасности горной реки, которые стоит учитывать при оценке своих действий в экстренной ситуации. К таким опасностям относятся:

  • завал – дерево или камни, перегородившие дно реки;
  • прижим – особенно прижим с подводным гротом;
  • крутой слив – самым опасным примером может послужить водопад;
  • гряда камней типа «порог»;
  • большие подводные камни, расположенные грядой;
  • воронки;
  • высокая скорость и турбулентность течения, которая может унести человека вниз по течению или помешать после преодоления реки подняться на ноги;
  • низкая температура воды.

Также горную реку можно преодолеть с помощью наземной переправы в виде поваленного дерева. Вы можете отыскать поваленное естественным путем дерево, или же повалить дерево, растущее в непосредственной близости от берега. Желательно выбирать место, где русло достаточно узкое и берега немного выше течения – чтобы вода не затапливала бревно. Бревно можно заменить жердями, досками, другими подручными материалами. К наземной переправе относится и переправа по камням, выступающим из воды. При таком способе переправы следует быть очень осторожным: выбирать сухие, нескользкие и устойчивые камни, заранее продумывать траекторию своего движения.

Если препятствие — неширокая река или ручей — то его можно преодолеть, перепрыгнув через него, опираясь на прочный шест. Рюкзак и прочие вещи предварительно следует перебросить на противоположный берег.

Переправляться по замерзшей реке следует после предварительной разведки прочности льда с помощью шеста. Если переправляется группа людей – нужно при переправе иметь при себе шест длинной 2-2,5 м и держать дистанцию не менее 5 м друг от друга.


В первой части нашей статьи Как преодолеть водное препятствие. Переправа через реку мы подробно рассказали о некоторых способах переправы, в частности о переправе вброд, по льду, камням или поваленному дереву. В продолжение статьи мы расскажем еще о нескольких, менее популярных методах переправы через реку.

Одним из самых удобных видов переправы есть переправа через мост. И если поблизости нет подобной конструкции – не беда. Монументальность и вся инженерная сложность данного элемента инфраструктуры не имеет значения – вам ведь не придется строить огромный мост из бетона и железа. Небольшой временный мост можно с легкостью соорудить самому. Самый простой вариант моста – плавающий настил, по типу понтонного моста, на поверхности воды. Такой мост приемлем на более-менее узкой реке с небольшой скоростью течения. Достаточно накидать матов из камыша, связанных бревен или, если посчастливиться, найти одну-две бочки, связать их и перейти по ним реку. О искусственно сделанном мосту из поваленного дерева или жердей подробно рассказано в предыдущей части статьи.

Второй вариант переправы – плот. Примитивный, но надежный плот делается из трех-четырех сухих бревен и двух-трех жердей (или досок). Для большего удобства плот вяжут на воде у берега. Сверху на него можно накидать хвороста или камыша. Плот можно соорудить даже в том случае, если у вас нет веревки. В качестве креплений можно использовать сырые хворостяные вицы, плетущиеся растения типа лиана, в конце концов, можно сплести некое подобие веревки из травы.

Иногда в глубокой равнинной реке с достаточно быстрым течением сложно найти брод. В таком случае обыкновенно нет иного выхода, кроме как перебираться вплавь. При помощи мешка – непромокаемого спальника или брезентового – можно переплыть на противоположный берег. Достаточно набить его травой, камышом, хворостом и, держась за него как за надувной матрас, плыть. Также можно использовать как «поплавок» найденный поблизости различный мусор – колесо от машины, бочки, несколько связанных между собой пластиковых бутылок, кусок пенопласта и т. д.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: