Принцип экстерриториальности судебной власти

Обновлено: 26.04.2024

Принцип экстерриториальности в праве имеет очень важное значение: он применим тогда, когда территориальные пределы юрисдикции государства не позволяют достичь целей права.

Так, к примеру, уголовный закон, как правило, действует экстерриториально тогда, когда невозможно применить уголовный закон исходя из места, где совершено преступление, однако, имеются все признаки его состава. В этом случае, когда закон применяется экстерриториально, это отвечает целям права, соответствует принципу справедливости.

Однако, некоторыми государствами принцип экстерриториальности понимается очень расширительно – по сути в этом случае происходит выход государства за пределы собственной юрисдикции. Такой подход неоднократно находил отражение в американском подходе к праву.

Так, одним из выражений американского подхода к экстерриториальности явилось принятие в 2010 году Конгрессом США Акта о налогообложении иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act), ставящего целью минимизацию уклонения от уплаты налогов, de facto возлагающего обязанности налоговых агентов на банки, национальностью которых не являются США.

Другим американским законом, обладающим экстерриториальным характером, является принятый также в 2010 году Акт Додда-Франка (Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act), целями которого определяются усиление защиты прав потребителей, повышение транспарентности внебиржевого рынка производных финансовых инструментов, создание контрольно-надзорной системы, направленной на снижение рисков при совершении операций на финансовом рынке, распространяющий действие на лиц, вовлеченных в отношения с контрагентами, национальностью которых являются США или иной контрагент, подпадающий под критерии, определяемые Актом-Додда Франка. Принятый в 2001 году, ранее действовавший в США (до 1 июня 2015 года), ставший реакцией на события 11 сентября 2001 года, так называемый Патриотический Акт (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act) также исходил из экстерриториального принципа действия в ряде аспектов регулирования.

Одним из относительно недавних событий, связанных с реализацией экстерриториального действия закона является одобрение Верховным Судом США 28 апреля 2016 года поправок к Федеральным правилам производства по уголовным делам (the Federal Rules of Criminal Procedure), в частности, в правила 4, 41 и 45, допускающие, в том числе возможность принятия судами решений о санкционировании доступа к компьютерам, находящимся за пределами США, целью чего, исходя из позиции Министерства юстиции США, является борьба со злоупотреблениями, связанными с использованием технологических решений для цели сокрытия личности в телекоммуникационных сетях.

Поправки к Правилу 41 Федеральных правил производства по уголовным делам предусматривают, что по запросу уполномоченного лица федеральных правоохранительных органов (federal law enforcement officer) или прокурора (attorney for the government) магистратские судьи, осуществляющие правосудие в любом районе, смогут выдавать ордер (warrant) на получение удаленного доступа к электронным носителям информации или изготовлению копий данных, содержащихся на них, расположенным [электронным носителям информации] за пределами района, где они [магистратские судьи] осуществляют правосудие, в случаях, когда имеет место преступная деятельность, как то: (А) в случае, если место, где расположена информация, было скрыто при помощи технологических средств; (В) при расследовании киберпреступлений в определенных случаях (повреждения компьютера без авторизации), когда компьютеры расположены в пяти и более районах.

Так, модель реализации принципа экстерриториальности действия правовых норм, применяемая в правовой системе США, в аспекте поправок Верховного Суда к Федеральным Правилам производства по уголовным делам расходится с привычным толкованием IV Поправки к Конституции США, в соответствии с которой право народа на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться, а также ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением, при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту, из чего следует, что по смыслу IV Поправки субъектным пределом ее действия являются граждане США, а также, что поправки Верховного Суда представляются противоречивыми в той части, что точное предварительное определение места расположения носителя информации, удаленный доступ к которому предполагается, а также определение информации, доступ к которой предполагается, не всегда представляются возможными, что не соответствует юридической сути обыска как уголовно-процессуальной меры.

В соответствии с положениями статьи 3 Всеобщей декларации прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года) каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Положения статьи 7 Декларации определяют, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации, а положения статьи 12 Декларации закрепляют, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию, каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

По смыслу положения части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4.XI.1950 г.), в соответствии с которым не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц, пределом допустимости оговоренного нормой вмешательства является территория государства, юрисдикция которого распространяется на лиц, в отношении которых такое вмешательство применяется, в иных же случаях, когда необходимо применение вмешательства в частную жизнь, должны применяться специальные процедуры, оговоренные международными договорами по вопросам оказания взаимной правовой помощи. Так, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 года содержит норму, согласно которой исполнение запросов о проведении обысков и выемок является одним из видов взаимной правовой помощи. Кроме того, часть 2 статьи 5 указанного Договора содержит положение о том, что представляемый запрашивающей стороной запрашиваемой стороне запрос должен содержать точное описание места или лица, подлежащих обыску, и предмета, подлежащего выемке. Применительно к стороне, которая собственно должна производить соответствующие процессуальные действия, Договор (часть 1 статьи 16) определяет, что запрашиваемая сторона исполняет запрос о производстве обыска или выемки, а также о передаче какого‑либо предмета запрашивающей стороне, если в запрос включена информация, обосновывающая эти действия в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны. Нормы аналогичного содержания содержатся и в других договорах (с другими государствами) о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанных Соединенными Штатами Америки, из чего следует, что проведение в одностороннем порядке процессуальных действий по удаленному обыску носителей информации нарушает взятые на себя международные обязательства, а также создает опасный прецедент нарушения территориальных и субъектных пределов юрисдикции государства США.

Американское понимание экстерриториальности является в значительной степени опасным явлением, корреспондирующим нарушению суверенитета других государств (что противоречит Уставу ООН), а также нарушению прав и интересов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, иных международных документах, лиц, не находящихся в какой‑либо правовой связи с США (граждан других государств), что в значительной мере диссонирует с целями права как таковыми. Увы, санкционная кампания, намеченная на 2018 год, продолжает этот опасный и антиправовой вектор политики США.

Ответ: Под экстерриториальностью понимается возможность граждан, подающих заявление в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или в МФЦ получить государственную услугу независимо от места регистрации заявителя.

С 01.01.2018 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 05.12.2017 №384-ФЗ, которые позволили нам реализовать принцип экстерриториальности предоставления государственных услуг.

На сегодняшний день прием заявлений на оказание и получение результатов предоставления услуг возможны в любом территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации или многофункциональном центре в пределах территории Российской Федерации по выбору заявителя независимо от его места жительства или места пребывания (для индивидуальных предпринимателей), либо места нахождения (для юридических лиц).

Вопрос: Какие именно государственные услуги можно получить по экстерриториальному типу в Хабаровском отделении ФСС?

Ответ: В перечень таких государственных услуг Фонда включены следующие услуги:

•государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

•государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей-физических лиц, заключивших трудовой договор с работником;

•государственная услуга по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей – физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора;

•государственная услуга по приему документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты страховых взносов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов.

К примеру, в текущем месяце к нам обратился индивидуальный предприниматель, назовем его Иванов И. И., который открыл бизнес в городе Санкт-Петербурге, а проживает (место постоянной регистрации) в городе Хабаровске. Предприниматель заключил трудовые договоры со своими работниками, в связи с чем он обязан встать на регистрационный учет в отделении Фонда социального страхования по месту жительства (месту постоянной регистрации). Благодаря принципу экстерриториальности Иванову И. И. нет необходимости ехать в Хабаровское региональное отделение, а достаточно собрать пакет необходимых документов и обратиться в Санкт-Петербургское отделение ФСС, которое примет все документы и перенаправит их в г. Хабаровск, где предпринимателя уже поставят на регистрационный учет и направят уведомление о постановке на регистрационный учет в качестве страхователя.

Вопрос: Какие плюсы для работодателя появились вместе с этим нововведением?

Ответ: Возможность получения вышеперечисленных услуг независимо от места жительства, местонахождения или пребывания. А также положительным моментом является минимизация материальных и временных издержек физических и юридических лиц при получении государственных услуг.

Таким образом, указанное нововведение направлено прежде всего на повышение качества оказания и доступности государственных услуг.

ТАТЬЯНА СЕМЕНЮК, ИСПОЛНЯЮЩАЯ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 05 (187) дата выхода от 21.05.2018.

ПРИНЦИП ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ — распространение нормативных актов правотворческого органа за пределы территории его юрисдикции. В соответствии с принципом экстерриториальности действия закона при рассмотрении юридического дела допускается применение иностранного законодательства. Так, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Гражданский кодекс РФ допускает также при рассмотрении вещных гражданских споров возможность использования судом (иным уполномоченным на разрешение спора органом) применение законодательства того государства, на территории которого находится оспариваемое имущество (ст. ГК РФ).

Принцип экстерриториальности допускает также, что в публичном праве иностранное законодательство может быть применено при производстве уголовно-процессуальных действий. В соответствии с принципами государственного суверенитета иностранное законодательство может быть применено на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено международным соглашением с иностранным государством. Так, международными договорами могут определяться конкретные условия производства следующих действий в помещениях и на территории частных и служебных резиденций лиц, обладающих правом экстерриториальности. Общий порядок действия норм международного права в Российской Федерации определен Конституцией, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и времени издания актов регулируются коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции РФ и специальных законодательных актах.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "Принцип экстерриториальности" в других словарях:

Принцип экстерриториальности в международном праве — Принцип экстерриториальности (от латинского ex и territorialis внеземельность ) распространение нормативных актов правотворческого органа за пределы территории его юрисдикции. В соответствии с принципом экстерриториальности действия закона при… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Законодательство — (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

Закон — (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия . . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

Экстерриториальность — Экстерриториальность (лат. ex из, вне + лат. territorialis относящийся к данной территории) статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия местного законодательства и… … Википедия

Глава 15. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц — Глава 15 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ Действие нормативно правовых актовВремя действия закона (правовое время) … Элементарные начала общей теории права

Действие нормативного правового акта в пространстве — пространство (территория), на которое распространяется действие нормативно правового акта. Действие нормативно правовых актов в пространстве характеризуют два принципа территориальный принцип действия нормативных актов в пространстве и принцип… … Элементарные начала общей теории права

территориа́льный — ая, ое. Относящийся к территории; связанный с определенной территорией. Территориальные границы. Территориальная неприкосновенность страны. Территориальное разделение труда. Территориальные диалекты. || Комплектуемый из жителей данной территории … Малый академический словарь

Санкции США против Кубы — Санкции США против Кубы система дискриминационных экономических мер, введённых США против Кубы. Санкции были введёны в 1960 г., когда Куба экспроприировала собственность американских граждан и корпораций; в 1962 г. санкции были… … Википедия

Блокада Кубы — Санкции США против Кубы система дискриминационных экономических мер, введённых США против Кубы. Режим эмбарго действует с 1962 года, когда годом ранее вторгшийся на кубинскую территорию морской десант наёмников, подготовленных ЦРУ, потерпел… … Википедия

Экономическая блокада Кубы — Санкции США против Кубы система дискриминационных экономических мер, введённых США против Кубы. Режим эмбарго действует с 1962 года, когда годом ранее вторгшийся на кубинскую территорию морской десант наёмников, подготовленных ЦРУ, потерпел… … Википедия

Принцип экстерриториальности (от латинского ex и territorialis - "внеземельность") - распространение нормативных актов правотворческого органа за пределы территории его юрисдикции. В соответствии с принципом экстерриториальности действия закона при рассмотрении юридического дела допускается применение иностранного законодательства.

Институт экстерриториальности возник в международном праве в период колониальной экспансии в виде капитуляций и сеттльментов - особых привилегий, которые предоставлялись колонизируемыми государствами иностранцам-гражданам метрополий. Экстерриториальность выражалась в неподсудности указанных лиц местному суду, установлении над ними консульской юрисдикции, освобождении от прямых налогов и т.д.
В настоящее время институт экстерриториальности существует в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и других многосторонних международных договоров.

Экстерриториальностью пользуются военные базы в зарубежных государствах, а также здания, которые занимают учреждения ООН.
В международном морском праве экстерриториальность применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Согласно статье 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года морские суда в пределах иностранной территории, если оказались там законным путем, пользуются экстерриториальностью.
Экстерриториальностью также пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет.

Принцип экстерриториальности допускает также, что в публичном праве иностранное законодательство может быть применено при производстве уголовно-процессуальных действий. В соответствии с принципами государственного суверенитета иностранное законодательство может быть применено на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено международным соглашением с иностранным государством.
Общий порядок действия норм международного права в Российской Федерации определен Конституцией, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и времени издания актов регулируются коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции РФ и специальных законодательных актах.

Самолет президента Боливии в аэропорту Вены

Самолет президента Боливии в аэропорту Вены

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Полезное

Смотреть что такое "Принцип экстерриториальности в международном праве" в других словарях:

Международные инвесторы — (International investors) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Эволюция развития международных инвестиционных отношений Понятие международного инвестиционного права Участники международных инвестиций Формы международного… … Энциклопедия инвестора

Экстерриториальность — Экстерриториальность (лат. ex из, вне + лат. territorialis относящийся к данной территории) статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия местного законодательства и… … Википедия

Альтернативная служба в России — Альтернативная гражданская служба (АГС) особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Содержание 1 Что такое АГС 2 Цифры и факты … Википедия

Альтернативная гражданская служба в России — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Альтернативная гражданская служба (АГС) особый вид трудовой деятельности в интересах … Википедия

Япония* — Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия

ЯПОНИЯ — (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… … Советская историческая энциклопедия

Экстерриториа́льность — (лат. ex — из, вне + лат. territorialis — относящийся к данной территории) — статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объёме) под действие законодательства государства, гражданство которого таковые имеют [1] .

Содержание

Практика и формы экстерриториальности

Обычной практикой экстерриториальности является институт дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов.

Однако, применительно к данному случаю термин «экстерриториальность» постепенно вытесняется более точными обозначениями различных форм иммунитета от юрисдикции иностранного государства. Это связано с тем, что ранее из принципа экстерриториальности делали вывод о том, что освобождаемое от уголовных, административных и экономических правовых норм, ответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или национальность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Поскольку эта юридическая фикция может послужить обоснованием безграничного расширения иммунитетов и привилегий, термин экстерриториальность не рекомендуется толковать расширительно.

Согласно с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и других многосторонних международных договоров, государства на условиях взаимности освобождают сотрудников дипломатических миссий от действия уголовных, административных и экономических правовых норм принимающей страны. (т. н. дипломатический иммунитет).

В истории экстерриториальность также могла быть навязана одним государством другому в одностороннем порядке, причем её действие не ограничивалось дипломатическим персоналом, а включало всех граждан страны (иногда в рамках определённой территории), пользующейся данным правом, и на граждан этой страны фактически не распространялись нормы и законы принимающей страны (неравные договоры)

Экстерриториальностью, например, пользуются военные базы в зарубежных государствах, а также здания, которые занимают учреждения ООН.

В некоторых отраслях международного права экстерриториальность сохранила своё значение. Например, в международном морском праве она применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Согласно статье 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года морские суда в пределах иностранной территории, если оказались там законным путём, пользуются экстерриториальностью.

Экстерриториальностью также пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: