Специализированным государственным органом которому может быть передан под надзор несовершеннолетний

Обновлено: 24.04.2024

1. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

2. В органах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Информация об изменениях:

3. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица и Рекомендации по стимулированию вовлечения детей, состоящих на различных видах учета, в общественно значимые мероприятия, в том числе в добровольческую и волонтерскую деятельность (направлены письмом Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г. N 07-7453)

См. также Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, направленные письмом Министерства образования и науки РФ, МВД РФ, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. N ВФ-1376/06

О взаимодействии органов и учреждений социальной защиты населения и органов внутренних дел в организации профилактической работы с беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними см. приказ Минтруда РФ и МВД РФ от 20 июня 2003 г. N 147/481

Что представляют собой меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации? Следует ли их расценивать как разновидность уголовного наказания?

Принудительные меры воспитательного воздействия – это предусмотренные уголовным законом правовые средства принудительного воспитательного характера, применяемые в отношении несовершеннолетних в связи с освобождением их:

1) от уголовной ответственности на основании ст.90 УК РФ;

2) или от наказания на основании ч.1 ст.92 УК РФ.

Уголовным наказанием принудительные меры воспитательного воздействия не являются.

При освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности (ст.90 УК РФ) уголовное дело прекращается. Освобождение осужденного от наказания возможно лишь при вынесении судом обвинительного приговора (ст.92 УК РФ).

При этом несовершеннолетний, освобожденный от наказания по приговору суда в порядке ч.1 ст.92 УК РФ, считается судимым, а лицо, освобожденное от уголовной ответственности в порядке ст.90 УК РФ, таковым не считается. Однако прекращение уголовного преследования при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности на основании ст.90 УК РФ не допускается, если несовершеннолетний обвиняемый или его законный представитель против этого возражают.

В соответствии со ст.90 УК РФ применение принудительных мер воспитательного воздействия возможно при наличии двух условий:

а) если инкриминируемое преступление относится к категории небольшой или средней тяжести;

б) лицо может быть исправлено путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Закон предусматривает следующие разновидности принудительных мер воспитательного воздействия:

а) предупреждение – то есть разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (социальные работники могут оказать содействие в установлении оснований для применения такой меры, осуществив социальное обследование условий жизни несовершеннолетнего);

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, наложение запрета посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему также может быть предъявлено требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Одновременно может избираться несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

В случае систематического неисполнения принудительной меры воспитательного воздействия закон предусматривает последствия.

Специализированным государственным органом, которому в соответствии со ст.90 УК РФ может быть передан под надзор несовершеннолетний, а также органом, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене принудительной меры воспитательного воздействия в случаях систематического ее неисполнения несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия ( ч.3 ст.90 УК РФ) и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическими, дающими основание для применения судом положений ч.4 ст.90 УК РФ об отмене принудительных мер воспитательного воздействия.

Срок применения принудительных мер в виде передачи под надзор или ограничения досуга устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет при совершении преступления средней тяжести (ч.3 ст.90 УК РФ).

Решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним. Для этого необходимо, например, истребовать данные, характеризующие родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни и возможность материального обеспечения несовершеннолетнего. При этом должно быть получено согласие родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.92 УК РФ несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести или тяжкого, могут быть освобождены судом от наказания и помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Данная мера также применяется в качестве принудительной меры воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

Для этого предварительно устанавливается, нет ли у подростка заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в таком специальном учебно-воспитательном учреждении. С этой целью проводится медицинское освидетельствование несовершеннолетнего. Заключение о результатах освидетельствования представляется в суд с материалами уголовного дела.

Уголовное законодательство в нашей стране предусматривает более лояльное отношение к лицам, совершившим преступления, будучи несовершеннолетними. Указанное обусловлено тем, что в силу возраста и малого жизненного опыта подростки нуждаются, прежде всего, в воспитательной коррекции поведения, для чего не требуется их изоляция от общества.

Альтернативой уголовному наказанию являются предусмотренные статьей 90 Уголовного кодекса Российской Федерации принудительные меры воспитательного воздействия. По сути, они относятся к испытательным мерам уголовно-правового характера и заключаются в возложении на несовершеннолетнего предписаний, выполнение которых позволяет в дальнейшем убедиться в его способности вести законопослушный образ жизни.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены к лицам, не достигшим возраста 18 лет, при наличии двух условий:

- если совершенное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести,

- если данные о личности позволяют суду сделать вывод о том, что исправление виновного может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия закреплены в части 2 статьи 90 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Срок применения таких мер, как передача под надзор, ограничение досуга и установление особых требований к поведению, зависит от тяжести совершенного преступления и устанавливается от одного месяца до двух лет (за преступления небольшой тяжести) и от шести месяцев до трех лет (за преступления средней тяжести).

При этом суд вправе одновременно назначить несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных уголовным законом. Эта мера рассчитана на разовое действие и имеет целью помочь несовершеннолетнему правонарушителю осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем добровольно сознательно соблюдать закрепленные в законодательстве нормы.

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа состоит в возложении на указанных субъектов обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Предполагается, что родители или лица, их замещающие, будут обеспечивать тщательный и систематический контроль за поведением подростка, устранение условий, способствующих его антиобщественному поведению. Однако эта мера целесообразна только тогда, когда родители или лица, их заменяющие, способны оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Данная мера понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного вреда. Это может быть денежная компенсация, передача предмета, аналогичного утраченному, устранение вреда своим трудом. При ее назначении необходимо убедиться, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок либо стипендию, а также обладает соответствующими трудовыми навыками.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга. Например, запрет на управление механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома в вечернее и ночное время, требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Этот перечень не является исчерпывающим, суд вправе возложить на подростка и иные обязанности.

Вместе с тем, несовершеннолетнему и его законным представителям необходимо помнить, что в случае систематического неисполнения назначенных принудительных мер воспитательного воздействия они подлежат отмене, а несовершеннолетний - привлечению к уголовной ответственности.

Информация подготовлена Уголовно-судебным управлением прокуратуры области

Прокуратура
Томской области

Прокуратура Томской области

17 июля 2020, 11:55

Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним

Уголовное законодательство в нашей стране предусматривает более лояльное отношение к лицам, совершившим преступления, будучи несовершеннолетними. Указанное обусловлено тем, что в силу возраста и малого жизненного опыта подростки нуждаются, прежде всего, в воспитательной коррекции поведения, для чего не требуется их изоляция от общества.

Альтернативой уголовному наказанию являются предусмотренные статьей 90 Уголовного кодекса Российской Федерации принудительные меры воспитательного воздействия. По сути, они относятся к испытательным мерам уголовно-правового характера и заключаются в возложении на несовершеннолетнего предписаний, выполнение которых позволяет в дальнейшем убедиться в его способности вести законопослушный образ жизни.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены к лицам, не достигшим возраста 18 лет, при наличии двух условий:

- если совершенное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести,

- если данные о личности позволяют суду сделать вывод о том, что исправление виновного может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия закреплены в части 2 статьи 90 Уголовного Кодекса Российской Федерации:

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Срок применения таких мер, как передача под надзор, ограничение досуга и установление особых требований к поведению, зависит от тяжести совершенного преступления и устанавливается от одного месяца до двух лет (за преступления небольшой тяжести) и от шести месяцев до трех лет (за преступления средней тяжести).

При этом суд вправе одновременно назначить несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных уголовным законом. Эта мера рассчитана на разовое действие и имеет целью помочь несовершеннолетнему правонарушителю осознать неправильность своего поведения и необходимость в дальнейшем добровольно сознательно соблюдать закрепленные в законодательстве нормы.

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа состоит в возложении на указанных субъектов обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Предполагается, что родители или лица, их замещающие, будут обеспечивать тщательный и систематический контроль за поведением подростка, устранение условий, способствующих его антиобщественному поведению. Однако эта мера целесообразна только тогда, когда родители или лица, их заменяющие, способны оказать на несовершеннолетнего положительное воздействие.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Данная мера понуждает подростка к деятельному заглаживанию причиненного вреда. Это может быть денежная компенсация, передача предмета, аналогичного утраченному, устранение вреда своим трудом. При ее назначении необходимо убедиться, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок либо стипендию, а также обладает соответствующими трудовыми навыками.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга. Например, запрет на управление механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома в вечернее и ночное время, требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Этот перечень не является исчерпывающим, суд вправе возложить на подростка и иные обязанности.

Вместе с тем, несовершеннолетнему и его законным представителям необходимо помнить, что в случае систематического неисполнения назначенных принудительных мер воспитательного воздействия они подлежат отмене, а несовершеннолетний - привлечению к уголовной ответственности.

Информация подготовлена Уголовно-судебным управлением прокуратуры области

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) - это структурные подразделения территориальных органов МВД России по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству.

ЦВСНП входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и не являются исправительным учреждением. Основной целью деятельности ЦВСНП является оказание индивидуально-профилактического воздействия на подростков с девиантным поведением.

Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей могут быть помещены несовершеннолетние:

  1. направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
  2. временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях:

- необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

- необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

  • отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;
  • злостного уклонения от явки в суд либо от медицинского освидетельствования, то есть в случае, когда подросток по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или медицинскую организацию, осуществляющую медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания;
  1. самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  2. совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;
  3. совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;
  4. совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям.

Пунктами 3, 4 статьи 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено, что основаниями помещения несовершеннолетних в ЦВСНП являются приговор суда или постановление судьи, а до направления материалов в суд органы внутренних дел могут поместить несовершеннолетних в ЦВСНП, но на срок не более 48 часов на основании постановления начальника отдела (отделения, пункта) полиции либо его заместителя.

Законом ограничен срок пребывания детей в ЦВСНП временем, минимально необходимым для их устройства. Данное время не может превышать 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

По материалам, предоставленным материалам, предоставленным помощником прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. ​​​​​​​

Прокуратура
Пензенской области

Прокуратура Пензенской области

22 декабря 2020, 15:55

Основания для помещения несовершеннолетних в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел

Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) - это структурные подразделения территориальных органов МВД России по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству.

ЦВСНП входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и не являются исправительным учреждением. Основной целью деятельности ЦВСНП является оказание индивидуально-профилактического воздействия на подростков с девиантным поведением.

Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей могут быть помещены несовершеннолетние:

  1. направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
  2. временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях:

- необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

- необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

  • отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;
  • злостного уклонения от явки в суд либо от медицинского освидетельствования, то есть в случае, когда подросток по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или медицинскую организацию, осуществляющую медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания;
  1. самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  2. совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;
  3. совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;
  4. совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям.

Пунктами 3, 4 статьи 22 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено, что основаниями помещения несовершеннолетних в ЦВСНП являются приговор суда или постановление судьи, а до направления материалов в суд органы внутренних дел могут поместить несовершеннолетних в ЦВСНП, но на срок не более 48 часов на основании постановления начальника отдела (отделения, пункта) полиции либо его заместителя.

Законом ограничен срок пребывания детей в ЦВСНП временем, минимально необходимым для их устройства. Данное время не может превышать 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

По материалам, предоставленным материалам, предоставленным помощником прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи. ​​​​​​​

Подборка наиболее важных документов по запросу Передача под надзор родителей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Передача под надзор родителей

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Об основных причинах, оказывающих влияние на формирование показателей подростковой преступности
(Осадчая Е.М., Сотников С.С., Архипова О.А.)
("Российский следователь", 2021, N 12) Все остальные несовершеннолетние были освобождены судом от уголовной ответственности либо с применением мер воспитательного воздействия путем передачи под надзор родителей, а также вынесения предупреждения, либо в связи с примирением сторон. Безусловно, после принятия таких решений у подростков четко формируется чувство безнаказанности за совершенное преступное деяние, что способствует совершению ими в дальнейшем повторных преступлений. Так, на территории обслуживания ОМВД России по Кочубеевскому району несовершеннолетний Б., 2002 г. р., будучи осужденным к обязательным работам, совершил преступление, за которое был приговорен к условному сроку, что не только не привело его к исправлению, но и способствовало совершению третьего преступления. Несовершеннолетний М., 2003 г. р., осужденный к ограничению свободы как основному виду наказания, на территории Благодарненского городского округа совершил угон мотоцикла. В Кировском городском округе несовершеннолетний К., 2003 г. р., который ранее дважды освобождался судом от уголовной ответственности в связи с примирением сторон, был осужден к условной мере наказания сроком на 1 год, после чего продолжил совершать противоправные деяния, в результате с июля 2020 г. (с момента вступления в законную силу приговора) в отношении его возбуждено 3 уголовных дела. Осужденный Октябрьским районным судом г. Ставрополя в 2019 г. к условному сроку несовершеннолетний Ш., 2004 г. р., в 2020 г. на территории Труновского района, куда он переехал на постоянное место жительства, совершил 5 преступлений. Несовершеннолетний Ш., 2002 г. р., который ранее был осужден к исправительным работам, совершил на территории Промышленного района г. Ставрополя 3 преступления. Условно осужденный несовершеннолетний Б., 2002 г. р., житель Карачаево-Черкесской Республики, совершил на территории города Невинномысска 3 преступления имущественного характера. Освобожденный ранее от уголовной ответственности в связи с примирением сторон несовершеннолетний С., 2002 г. р., на территории г. Невинномысска совершил 5 краж.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Освобождение несовершеннолетнего от наказания (статья 92 УК РФ): вопросы практики и теории
(Трапаидзе К.З.)
("Администратор суда", 2021, N 4) Не возражая против вывода о том, что норма, предусмотренная ч. 1 ст. 92 УК РФ, является более мягкой, чем норма об условном осуждении, по нашему мнению, нельзя согласиться с тем, что в приведенном случае речь идет именно о конкуренции норм. Причина - разная правовая природа условного осуждения и освобождения от наказания. Данные различия учитываются и в судебной практике, в которой одновременному применению подлежат как условное осуждение, так и освобождение от наказания. Так, один из районных судов Краснодарского края осудил Ш. и двух несовершеннолетних лиц П. и К. за кражу, совершенную группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение. Обоим несовершеннолетним было назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком на 6 месяцев, после чего на основании ч. 1 ст. 92 УК РФ суд освободил их, как совершивших преступление средней тяжести, от наказания, применив ПМВВ (в виде передачи под надзор родителей) .

Нормативные акты: Передача под надзор родителей

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" 34. В случае прекращения уголовного дела и применении к несовершеннолетнему в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов), либо специализированного государственного органа, ограничения досуга и установления особых требований к поведению в постановлении суда необходимо указать срок применения избранной меры (часть 2 статьи 90 УК РФ), действие которой прекращается по достижении им восемнадцатилетнего возраста.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 25.03.2022) б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: