Суд как субъект предупреждения преступлений

Обновлено: 25.04.2024

Существенной особенностью предупредительной деятельности является множественность ее субъектов, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности. В первую очередь, это обусловлено тем, что детерминанты преступности сохраняются в самых различных сферах общественной жизни, на различных уровнях социальных связей и отношений.

Под субъектами предупреждения преступности понимаются органы, учреждения, организации, предприятия, а также должностные лица (служащие), на которые законом возложены задачи и функции по выявлению, устранению, ослаблению, нейтрализации причин и условий, способствующих существованию и распространению преступности в целом, ее отдельных видов и конкретных преступлений.

Среди этих субъектов выделяют как специально созданные для предупреждения преступности, так и те в компетенцию которых наряду с другими полномочиями входит обязанность осуществления в определенных рамках профилактической деятельности.

Таким образом, субъектов криминологической профилактики можно разделить на следующие группы:

- специализированные государственные органы (МВД, Прокуратура, Суд, Комитет государственной безопасности и т.п.);

- специализированные государственно-общественные органы (комиссии по делам несовершеннолетних, наблюдательные комиссии и т.п.);

- специализированные общественные органы (добровольные дружины и др.);

- неспециализированные государственные, общественные органы и организации (министерства и ведомства, региональная администрация, трудовые коллективы, профсоюзы, родительские патрули и т.п.).

Классификацию субъектов предупредительной деятельности можно провести и по другим основаниям, например:

- субъекты, непосредственно ведущие индивидуальную профилактику;

- субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения контрольных и правоохранительных функций;

- субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступности.

При этом субъекты профилактики всегда взаимодействуют друг с другом. Такое взаимодействие может происходить как по вертикали, так и по горизонтали.

К числу субъектов, осуществляющих непосредственную индивидуальную профилактику преступлений, относятся: семья, трудовые и учебные коллективы, органы общественной самодеятельности, а также организационные структуры раннего и непосредственного предупреждения преступлений в правоохранительных органах.

Правоохранительные органы в пределах своей компетенции также обязаны вести непосредственное предупреждение преступности. Это, как правило, выявление лиц, относящихся к так называемым "социальным группам риска", т.е. от которых, судя по фактам их противоправного или иного антиобщественного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и применение в отношении таких лиц мер воспитательного и иного воздействия с целью недопущения с их стороны уголовно наказуемых деяний.

Главной особенностью данной профилактической деятельности является непосредственное воздействие на человека, условия его жизни и воспитания, вследствие чего:

- нейтрализуются криминогенные ситуации, их причины и условия;

- пресекается перерастание антиобщественных действий в общественно опасные деяния;

- предупреждается рецидив преступлений.

Работа следователя по предупреждению преступлений.

Вся деятельность следователя, в конечном счете, направлена на предупреждение преступлений. Быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение неотвратимости ответственности - все это, способствует предупреждению преступлений.

"Предупреждение возможных в будущем преступлений путем полного раскрытия совершенных преступлений - главный метод профилактической работы следователя и всего следственного аппарата".

При расследовании средством предупреждения преступления может служить отстранение обвиняемого от должности. В частности, когда есть основание полагать, что оставление обвиняемого в должности может быть использовано им для совершения нового преступления или продолжения преступной деятельности, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство об отстранении обвиняемого от должности.

При наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый будет заниматься преступной деятельностью, следователь вправе применить к нему одну из мер пресечения.

Предупредительная деятельность суда.

Деятельность суда во многом направлена на предупреждение преступлений. Она может быть представлена двумя направлениями.

Первое направление – деятельность суда по рассмотрению уголовного дела.

По уголовным делам суд в соответствии со своими задачами и с помощью уголовно-процессуальных средств доказывания выясняет обстоятельства, приведшие к совершению преступления. Проведение открытого судебного заседания оказывает воспитательное воздействие как на самого подсудимого, так и на присутствующих в зале заседания.

При этом суд достигнет целей уголовной ответственности (исправление осужденного, частной и общей превенции), если приговор будет законным, обоснованным и справедливым. Суд не должен безосновательно применять, например, осуждение с отсрочкой исполнения наказания или с его условным неприменением, а также суду не следует осуществлять просто карательный подход в назначении наказания.

При рассмотрении уголовного дела суд должен глубоко исследовать все фактические обстоятельства и личность подсудимого и на основании этого решать вопрос о виновности лица.

К сожалению, из всех видов наказания судебная практика отдает предпочтение наиболее репрессивному и малоэффективному виду – лишению свободы. Такой подход по-прежнему будет порождать рост рецидивной преступности. За рубежом данная закономерность учтена, поэтому суды все чаще применяют наказания, не связанные с лишением свободы, например, штраф и т.п.

Второе направление – предупредительная деятельность суда, не связанная с рассмотрением уголовного дела.

Сюда можно отнести рассмотрение дел об административных правонарушениях, выявление вызвавших их причин и условий, рассмотрение дел по лишению родительских прав и признанию гражданина ограниченно дееспособным и т.д.

Помимо этого, суды решают вопросы о применении мер специального предупреждения преступлений, т.е. о направлении лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией в специальные лечебные заведения, а несовершеннолетних правонарушителей – в специальные школы и ПТУ.

К предупредительной деятельности суда можно отнести и работу, направленную на обобщение судебной практики, а также принятие Пленумом Верховного Суда постановлений, в которых излагаются рекомендации по правоприменительной деятельности, что повышает уровень и качество деятельности судов.

Правоохранительные органы относятся к числу специализированных субъектов предупреждения преступности. Профилактическая (предупредительная) деятельность специализированных субъектов вытекает прямо из их предусмотренных законом профессиональных обязанностей или общественных полномочий, зафиксированных в уставных документах. Это органы внутренних дел, Федеральной службы Безопасности, юстиции, прокуратуры, суда, Государственной таможенной службы и другие правоохранительные органы.

Для специализированных органов предупреждения преступности характерны: а) не просто выделенность задач и функций предупредительной деятельности как производных от основной компетенции, но и приоритетность этих задач и функций в рамках обеспечения законности, общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью; б) осуществление предупредительной деятельности до того, как она примет процессуальные формы, и в этих формах; в) наличие у сотрудников, осуществляющих предупредительную деятельность, правомочий представителей власти, включая право применять законные и обоснованные меры государственного принуждения; д) наличие механизма межведомственной координации целенаправленной предупредительной деятельности для обеспечения комплексности и взаимоподкрепления принимаемых мер.

Итак, профилактическую деятельность осуществляют различные субъекты. Далее будет описана профилактическая деятельность.

Органы внутренних дел как субъект профилактики преступлений.

Органы внутренних дел занимают особое место в системе предупреждения преступности. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Связано это прежде всего с тем, что первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в органы милиции, которые выполняют основной объем работы по предупреждению преступлений со стороны конкретных лиц. Само структурное построение органов внутренних дел, включающее сеть различных служб, служит, прежде всего, делу предупреждения преступлений. Органы внутренних дел, раскрывая и расследуя преступления, принимая меры по обеспечению сохранности собственности, опираются в своей деятельности на помощь других государственных органов, коллектива трудящихся и общественность.

Особенно возросла роль органов внутренних дел в последние годы, когда усилилась социальная напряженность в обществе, возникли межнациональные конфликты, участились проявления терроризма, экстремизма и массовые беспорядки. В этих условиях работниками милиции приходится принимать на себя главный удар и осуществлять решительные меры по обеспечению правопорядка и пресечению преступлений. Для этого были созданы специальные подразделения, такие, как ОМОН (отряд милиции особого назначения) и подразделения по борьбе с организованной преступностью, призванные действовать в экстремальных условиях.

Особо важное значение в предупредительной деятельности органов внутренних дел придается их связи с общественностью, опоре на общественные организации по месту жительства и трудовые коллективы.

В профилактической работе органов внутренних дел можно выделить следующие основные ее виды: 1) разработка и осуществление общих направлений предупреждения преступлений на основе анализа состояния, структуры и динамики преступности; 2) конкретизация общих направлений до уровня решения отдельных задач на более уязвимых в криминальном отношении территориях и объектах народного хозяйства; 3) проведение индивидуальной воспитательной работы с лицами, состоящими на профилактических учетах либо нарушающих нормы общественной жизни; 4) работа с конкретными лицами, склонными к совершению преступлений и ранее судимыми, с целью недопущения совершения ими преступлений; 5) предотвращение преступлений со стороны лиц, о преступных намерениях которых стало известно органам внутренних дел; 6) пересечение и раскрытие совершенных преступлений.

Среди государственных органов и организаций важная роль в предупреждении преступлений отводится суду. При этом суды обладают широкими и благоприятными возможностями, так как являются участниками широкого круга правоотношений, возникающих в сфере борьбы с преступностью – почти всеми её видами, формами и разновидностями. Особо следует подчеркнуть роль мировых судей, разбирающих мелкие правонарушения, с которых обычно начинается преступное поведение, осуществляющих тем самым и профилактическую деятельность.

Профилактический эффект деятельности суда связан прежде всего с выполнением им своей основной задачи – осуществления правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Таким образом, вынося справедливый приговор, то есть избирая вид наказания, суд осуществляет борьбу с преступностью, а следовательно, и предупреждение преступлений.

Наказание есть уголовно-правовой инструмент суда в борьбе с преступностью, а следовательно, и предупреждения преступлений. Более того, инструмент этот по своей карательной направленности наиболее жесткий. В арсенале наказания имеется: смертная казнь (ст.59 УК РФ, которую на законодательном уровне в России еще никто не отнял); пожизненное лишение свободы (ст.57 УК РФ), лишение свободы на определенный срок (более тридцати лет) (ст.56 УК РФ), штрафы (ст.46 УК РФ). Более репрессивного инструмента право как российское, так и других государств не знает. Поэтому уголовное наказание является главнейшим инструментом уголовно-правовой борьбы с преступность. И этот инструмент законодатель вложил исключительно в руки суда.

Обвинительный приговор суда является одной из форм реализации негативной уголовной ответственности, оказывая действенное общее и частное превентивное воздействие. Между тем п.3 ч.5 ст.302 УПК РФ предусматривает возможность вынесения обвинительного приговора и без назначения наказания. Предупредительное воздействие негативной уголовной ответственности без реализации в форме наказания проявляется и в самом факте вынесения обвинительного приговора суда, несмотря на то, что, например, лицо в связи с изменением обстановки освобождается от наказания (ст.80.1 УК РФ), оно и совершенное им деяние подверглись государственному осуждению.

Достаточно часто судами применяется такая мера специального предупреждения преступлений, как условное осуждение (ст.73 УК РФ), превентивный эффект которого достаточно высок. На это указывает то, что на условно осужденного может быть возложено судом исполнение определенных обязанностей, носящих исключительно профилактический характер: не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании и токсикомании или венерического заболевания и другое (ч.5 ст.73 УК РФ).

Содержание уголовно-правового предупреждения преступлений определяют также иные средства, предусмотренные уголовным законодательством, а именно: принудительные меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним (ст.90-91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера (ст.97-104 УК РФ). Данные средства относятся к специально-предупредительным мерам, которые направлены на устранение причин и условий совершения преступлений. В свою очередь, только суд наделен правом применения к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних (гл.50 УПК РФ) и принудительных мер медицинского характера (гл. 51 УПК РФ).[21]

Профилактический эффект деятельности суда во многом обеспечивается реализацией принципа гласности в его работе, что предполагает, в частности, своевременное освещение хода и результатов судебных процессов, привлекающих внимание населения, причем центр тяжести информации должен быть не на сенсационных деталях преступления, а на его причинах и условиях, неиспользованных возможностях предупреждения.

Непосредственно профилактическую функцию выполняют выносимые судами по результатам рассмотрения уголовных, гражданских, трудовых, хозяйственных (арбитражных) дел частные определения (постановления). Они опираются на те же доказательства, что и приговор, решение, фиксируя причины и условия, непосредственно приведшие к данному преступлению или иному правонарушению, связанному с гражданским спором, конфликтом и так далее; направлены на предупреждение совершения аналогичных преступлений (либо иных правонарушений другими лицами, для которых они могут стать «ступенькой» к преступлению). Частные определения (постановления) выносятся в адрес руководителей тех предприятий, организаций, учреждений, отдельных должностных лиц и граждан, которые обязаны и правомочны выполнить требования суда об устранении выявленных им обстоятельств, способствующих совершению преступления. Они также направляются вышестоящим управленческим звеньям, если судом установлено, что лицо уклоняется от исполнения ранее направленных представлений следственных органов об устранении причин и условий совершенного преступления. Оставление должностными лицами без рассмотрения частного определения (постановления) суда либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений закона, а равно несовременный ответ на частное определение влекут ответственность за неуважением к суду.

Наконец, профилактическую направленность имеют и аналитическая работа, обобщение судебной практики, создающие информационное обеспечение для методической работы в сфере предупреждения преступности. Ведение судебной статистики судебным Департаментом при Верховном суде РФ и нижестоящих судах превращает их в держателей криминологической информации, необходимой для прогностических и профилактических целей.

Заключение.

В работе рассмотрена профилактика преступлений. Было дано понятие профилактики преступлений, раскрыты задачи, а также основные цели профилактики преступлений, рассказано о правовой основе предупреждения (профилактики) преступлений. Во второй части работы были описаны меры профилактики. Поскольку преступность – явление социальное, то было отмечено, что для ее предупреждения должны в комплексе использоваться не только специальные (криминологические) меры, но и общесоциальные меры (то есть преобразования в экономике, политике, культуре, образовании и других сферах жизни общества). В заключительной части работы было рассказано о деятельности основных субъектов профилактики преступлений, то есть о профилактической деятельности правоохранительных органов: органов внутренних дел, прокуратуры, суда.

В заключении, хотелось бы предложить некоторые профилактические мероприятия, которые могли бы способствовать уменьшению количества совершаемых преступлений:

1) Ввести общественный контроль за всеми телевизионными каналами (как государственными, так и частными), чтобы не допускать транслирование передач, в которых пропагандируется насилие, убийства, наркомания и прочие противоправные, античеловеческие поступки. Особенно важно не допускать транслирование таких передач в дневное и вечернее время, когда их смотрят дети и подростки.

2) Для детей, подростков, молодежи уже с детских садов ввести курс профилактики правонарушений применительно к возрасту (что такое «хорошо» и что такое «плохо»). Для этого серьезно обучить воспитателей. В школах, профтехучилищах, техникумах и так далее ввести обязательный курс по профилактике правонарушений. Но не как формальный предмет, а без оценок, разъясняя доступно, что делать можно, а чего нельзя. Работа эта может быть успешной только тогда, если учитель получит глубокие теоретические и методические знания.

3) Особые внимание обратить на подбор честных, компетентных, неподкупных кадров для работы в правоохранительных органах, обеспечив им материальный достаток. С этой целью проводить ежегодную аттестацию сотрудников. Для повышения уровня квалификации сотрудников правоохранительных органов следует хотя бы раз в год проводить курсы повышения квалификации.

4) Судам необходимо более активно включаться в деятельность по предупреждению преступлений (больше выносить частных определений (постановлений); проводить выездные судебные заседания; выступать в трудовых коллективах, в СМИ.

5) Руководителям организаций и предприятий усилились правовое воспитание сотрудников, не оставлять без внимания частные постановления судов; принимать меры по полученным частным постановлениям, (причем не формально, а качественно, чтобы не допускать подобных правонарушений в будущем).

6) Установить общественный контроль над правоохранительными органами. Для этого каждые полгода правоохранительные органы должны выступать перед общественностью с отчетом о своей деятельности. Для этого, например, можно образовать некий общественный орган района, города, субъекта федерации, федерации, состоящий из представителей исполнительной, законодательной (представительной) властей, общественных организаций. Общественные слушания открыты для населения. Каждый гражданин имеет право выступить со своими замечаниями и пожеланиями. Решения этого общественного органа не имеют обязательного (императивного) характера, но принимаются в расчет при последующей деятельности правоохранительных органов. Этот общественный орган наделен полномочием информировать вышестоящие правоохранительные органы о необходимости принятия тех или иных мер.

7) Значительно усилить ответственность и престижность участковых милиционеров. С этой целью: повысить зарплату участковым; резко сократить участки, чтобы участковый милиционер мог дойти до каждой квартиры; усилить связь участкового с населением участка; при каждом участке создать народную дружину в помощь участковому; выделить под участки вместительные помещения и оборудовать их для общественников-помощников; постоянно ставить отчеты участковых на общественном органе района (или города).

Итак, профилактика (предупреждение) преступлений имеет большое значение. Именно она позволяет не допускать массового криминального поведения со всеми его отрицательными последствиями. Именно профилактическая деятельность направлена на то, чтобы не допустить гибели большого количества людей, причинения огромного материального ущерба гражданам и государству в целом. Еще Чезаре Беккариа в 18 веке писал о том, что «лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни».

Среди ОУЮ, осуществляющих деятельность по предупреждению преступности особое место занимает прокуратура. Значение имеют такие виды деятельности, как:

1) Осуществление прокурорского надзора

2) Участие в ведение уголовных дел

3) Рассмотрение заявлений, жалоб, обращений, поступивших в прокуратуру

4) Координация деятельности субъектов предупреждения преступности

5) Участие в правотворческой деятельности

Прокуратура выполняет предупредительные функции в процессе решения своих основных задач, осуществляя общий надзор за исполнением закона, прокуратура обязана восстанавливать нарушенные законы, используя формы реагирования (представление, протест).

Осуществляя надзор за исполнением закона, прокурор в необходимых случаях побуждает конкретных должностных лиц к установлению обстоятельств, способствовавших к совершению преступления и принятию мер по их устранению. Особо важное значение имеет прокурорский надзор в сфере раннего предупреждения преступлений, так как именно эта деятельность наиболее эффективна. С учетом существования в России различных форм собственности прокуроры должны осуществлять надзор за соблюдением конституционных положений об охране детства, о запрещении детского труда, который не связан с обучением и воспитанием, за соблюдением законодательства о труде и охране прав несовершеннолетних. Прокуроры должны противодействовать незаконному отвлечению учащихся от учебы.

Осуществление надзора в сфере раннего предупреждения направлено прежде всего на предупреждение преступности несовершеннолетнего, что всегда являлось и остается актуально проблемой для России. Предупреждение рецидивной преступности достигается в процессе осуществления надзора за исполнением закона в местах лишения свободы и надзора за органами, исполняющими наказания, не связанные с лишением свободы. Органы прокуратуры выполняют обязанность по координации деятельности в правоохранительных органах предупреждения преступности (это функция только у нее). Решая задачи координации, прокуратура опирается на анализ криминогенной обстановки и на основе прогноза организовывает программы в регионе.

Важным направлением предупреждения преступности является правотворческая деятельность.

Суд как субъект предупреждения преступности (многие не считают его правоохранительным органом).

Основные направления деятельности суда в предупреждении преступности – правовое и нравственное воздействие на участников процесса, на иных граждан, присутствующих на судебных разбирательствах.

1) Выявление судом причин и условий, способствующих совершению преступлений

2) Участие суда в правовой пропаганде

1 направление деятельности суда можно рассматривать как основное, так как оно играет большую предупредительную роль. Основной формой предупреждения является судебный процесс. Суд может организовать подготовку и проведение судебного заседания таким образом, чтобы одновременно с решением своей основной задачей правильного применения закона при рассмотрении конкретного дела максимально способствовать разрешению иных задач.

При осуществлении судебного процесса необходима его убедительность, которая формирует отношение окружающих к судебному акту как обоснованному и справедливому.

2 направление в деятельности суда – предупреждение преступности состоит в выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений. На практике – воздействие суда на причины и условия чаще всего осуществляются в форме вынесения частных определений.

Одним из важный направлений в деятельности суда является его участие в координации работы с другими правоохранительными органами. Особенно это важно для суда в плане обмена информации. Анализ практики показывает, что в настоящее время у суда очень слабые связи с другими субъектами предупреждения преступности. Специалисты это объясняют большой загруженностью суда, но это объяснением нельзя рассматривать в качестве оправдания.

Важно для повышения предупредительной деятельности суда является улучшение их информационной связи со СМИ. Суды должны давать информацию не столько о конкретных уголовных делах, сколько о преступности в целом, о тех социально-негативных явлениях, которые уже проявили себя или только зарождаются.

Важные функции также принадлежат федеральной службе исполнения наказания. Деятельность этой службы в основном направлена на предупреждение рецидивной преступности, а также организация исполнения наказаний, контроль за исполнением наказаний. Важность эффективной работы этой службы обусловлено тем, что ее подразделения имеют дело с совершенно разными по своей общественной опасности преступниками и с теми, кто по приговору суда находятся в исправительных и воспитательных колониях и с теми, кому суд назначил наказания, не связанные с лишением свободы. В этой связи предупреждение рецидивной преступности во многом зависит от деятельности не только исправительных и воспитательных колониях, но и инспекций.

Органы внутренних делявляются одним из основных субъектов предупреждения преступности. Многие формы и методы предупредительной деятельности. Вместе с тем каждое из подразделений занимается своими функциями и имеют свои типичные объекты предупреждения.

Полиция– (закон о Полиции). Внутри полиции существуют специальные подразделения, которые занимаются предупреждением преступности. Уголовный розыск организует следующие направления предупреждения преступности:

1) Оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся с целью привлечения виновных к уголовной ответственности; Пресечение преступной деятельности

2) Выявление причин и условий совершения преступлений и устранение этих причин (посредством анализа документов в основном)

3) Работа с лицами, стоящими на оперативном учете (лица, которые совершили преступления и к котором были применены наказания, не связанные с лишением свободы; лица несовершеннолетнего возраста, совершившие преступления и не были направлены для отбывания реального отбывания наказания; лица, которые находятся под административным надзором – условно-досрочно освободившиеся и лица, которые ПЛОХО вели себя при отбывании наказания)

Сотрудники уголовного розыска работают с группами, которые стоят на административном учете. На этот учет ставятся преступные группы. Основная цель – переориентация или разложение. В соответствии с указом Президент РФ № 1316 от 6.10.08 на подразделения уголовного розыска возложены функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленностью.

Суд как субъект предупреждения преступности (многие не считают его правоохранительным органом и субъектом предупреждения преступности – ибо это противоречит закону).

Основные направления деятельности суда в предупреждении преступности – правовое и нравственное воздействие на участников процесса, на иных граждан, присутствующих на судебных разбирательствах.

3) Выявление судом причин и условий, способствующих совершению преступлений в процессе судебного следствия

4) Координация судом своей профилактической деятельности с другими субъектами предупреждения

5) Участие суда в правовой пропаганде

1 направление деятельности суда можно рассматривать как основное, так как оно играет большую предупредительную роль. Основной формой предупреждения является судебный процесс. Суд может организовать подготовку и проведение судебного заседания таким образом, чтобы одновременно с решением своей основной задачей правильного применения закона при рассмотрении конкретного дела максимально способствовать разрешению иных задач.

При осуществлении судебного процесса необходима его убедительность, которая формирует отношение окружающих к судебному акту как обоснованному и справедливому. Достигнуть это суд может в результате полного и всестороннего рассмотрения дела.

2 направление в деятельности суда – предупреждение преступности состоит в выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений. На практике – воздействие суда на причины и условия чаще всего осуществляются в форме вынесения частных определений.

Одним из важный направлений в деятельности суда является его участие в координации работы с другими правоохранительными органами. Особенно это важно для суда в плане обмена информации. Анализ практики показывает, что в настоящее время у суда очень слабые связи с другими субъектами предупреждения преступности (но устойчивые с органами следствия, органами исполняющими наказаниями, общественными организациями и СМИ). Специалисты это объясняют большой загруженностью суда, но это объяснением нельзя рассматривать в качестве оправдания.

Важно для повышения предупредительной деятельности суда является улучшение их информационной связи со СМИ. Суды должны давать информацию не столько о конкретных уголовных делах, сколько о преступности в целом, о тех социально-негативных явлениях, которые уже проявили себя или только зарождаются.

ФСБ – наделена широкими полномочиями в осуществлении предупредительной деятельности.

К основным задачам относится:

i. Нейтрализация враждебной деятельности, иностранных служб и отдельных лиц

ii. Защита государственной тайны и государственных секретов

iii. Информирование руководства страны об угрозе безопасности России

ФСБ располагает аппаратом следствия и на основе норм УИП осуществляет выявление причин и условий, способствующих совершению преступления.

Важные функции также принадлежат федеральной службе исполнения наказания. Деятельность этой службы в основном направлена на предупреждение рецидивной преступности, а также организация исполнения наказаний, контроль за исполнением наказаний. Важность эффективной работы этой службы обусловлено тем, что ее подразделения имеют дело с совершенно разными по своей общественной опасности преступниками и с теми, кто по приговору суда находятся в исправительных и воспитательных колониях и с теми, кому суд назначил наказания, не связанные с лишением свободы. В этой связи предупреждение рецидивной преступности во многом зависит от деятельности не только исправительных и воспитательных колониях, но и инспекций.

УИИ исполняют наказание (кроме штрафов) не связанные с лишением свободы. В своей работе они тесно взаимодействуют с подразделениями ОВД, с администрациями предприятий/учреждений/организаций в которых работает осужденный, с органами МСУ, органами прокураторы, судами, общественными объединениями.

Органы внутренних делявляются одним из основных субъектов предупреждения преступности. Многие формы и методы предупредительной деятельности. Вместе с тем каждое из подразделений занимается своими функциями и имеют свои типичные объекты предупреждения.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «об ОРД» - предупреждение преступлений является одной из основных задач уголовного розыска. Эта задача решается в процессе реализации уголовным розыском иных задач, являющихся, для этой службы, доминирующими. В частности – выявление, пресечение и раскрытие преступлений, а так же лиц из подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а так же без вести пропавших граждан.

Наибольшее профилактическое значение в деятельности уголовного розыска имеет направление:

Полиция– (закон о Полиции). Внутри полиции существуют специальные подразделения, которые занимаются предупреждением преступности. Уголовный розыск организует следующие направления предупреждения преступности:

4) Оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся с целью привлечения виновных к уголовной ответственности; Пресечение преступной деятельности

5) Выявление причин и условий совершения преступлений и устранение этих причин (посредством анализа документов в основном)

6) Работа с лицами, стоящими на оперативном учете (лица, которые совершили преступления и к котором были применены наказания, не связанные с лишением свободы; лица несовершеннолетнего возраста, совершившие преступления и не были направлены для отбывания реального отбывания наказания; лица, которые находятся под административным надзором – условно-досрочно освободившиеся и лица, которые ПЛОХО вели себя при отбывании наказания)

Сотрудники уголовного розыска работают с группами, которые стоят на административном(оперативном) учете. На этот учет ставятся преступные группы и группы, сформированные на антиобщественной основе. Основная цель – переориентация или разложение. В соответствии с указом Президент РФ № 1316 от 6.01.08 на подразделения уголовного розыска возложены функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленностью.

В предупреждении экономических преступлений важную роль играют подразделения по противодействию экономическим преступлениям. Используя специфические средства и методы, в том числе оперативно-экономический анализ, сотрудники данных подразделений изучают развитие криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах по фактам скрытых хищений, хозяйственных и должностных преступлений. Они обязаны информировать органы государственной власти и управления. Кроме того, в соответствии с вышеназванным указом Президента на эти подразделения возложены функции по противодействию коррупции экономической направленности.

Важность выполнения установленных в законе положений определяется тем, что отсутствие реагирования либо запоздалое реагирование на совершенное преступление может привести к новым преступлениям со стороны лиц их совершивших.

Важным направлением в предупреждении преступлений в следственном аппарате и подразделении дознания является выявление причин и условий, способствовавшим совершению преступлений и внесение в соответствующие государственные органы Представлений «о необходимости принятия мер по их устранению»

Большое значение в предупреждении преступлений отводится службе участковых инспекторов полиции

Профилактическая деятельность участковых инспекторов состоит в следующем:

1. Выявление и, в отдельных случаях, постановка на учет лиц, совершивших преступления, правонарушения или антиобщественные поступки.

2. Обеспечение наблюдения за поведением лиц, поставленных на учет, а так же проведения с ними индивидуально-воспитательных работ

3. Выявление и учет лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а так же лиц, осужденных наказанием, не связанным с лишением свободы и проведения с ними индивидуально-воспитательной работы

4. Осуществление административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы.

В ведомственных нормативных актах системы МВД подчеркивается, что основные усилия участковых инспекторов должны быть направлены на индивидуально-практическую работу с лицами, склонными к правонарушениям, а так же на укрепление связей с населением.

Подразделения лицензионно-разрешительной службы осуществляют контроль за частной детективной и охранной деятельностью в соответствии с действующим законодательством, выдают организациям/предприятиям/учреждениям разрешения на приобретение/хранение и перевозку огнестрельного оружия, а так же взрывчатых материалов. Выдают гражданам разрешение на приобретение/хранение гражданского оружия, осуществляют его регистрацию и перерегистрацию. Осуществляет контроль за частной детективной и охранной деятельностью. Эти подразделения выявляют охранно-сыскные предприятия, службы безопасности и конкретных лиц, оказывающих услуги клиентам без получения лицензии и регистрации в соответствующих органах. Принимают меры по пресечению их незаконной деятельности.

Они осуществляют надлежащий контроль за использованием огнестрельного оружия и специальных средств; осуществляют контроль за порядком их приобретения и хранения в соответствии с действующим законодательством.


Ключевые слова : предупреждение преступности, суд, несовершеннолетние, уголовно-правовая политика.

Некоторые авторы отмечают, что современная политика в области преступности несовершеннолетних не является эффективной. Например, Прозументов Л. М. в статье об уголовно-правовой политике, что: «Осуществляемая в настоящее время в России уголовно-правовая политика в отношении несовершеннолетних характеризуется непоследовательностью и противоречивостью» [8].

Деятельностью по предупреждению преступности несовершеннолетних занимается определенный круг субъектов, каждый из которого наделен определенным набором полномочий, закрепленные в законодательстве.

В настоящее время перечень субъектов профилактики преступности несовершеннолетних законодательно регламентирован. Основные субъекты обозначены в п. 1 ст.4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Однако остается вопрос о корректности формирования данного перечня. Суд не включен в список субъектов профилактики, но на практике судебная власть решает вопросы профилактики преступлений с помощью присущих судам разнообразных средств и методов.

«Данный вопрос приобретает особую актуальность на современном этапе в контексте применения судами так называемых ювенальных технологий и технологий восстановительного правосудия, а в некоторых регионах и фактической постановкой судов во главе всей системы субъектов профилактики преступности несовершеннолетних при организации профилактической работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В связи с этим умолчание профилактической роли суда в тексте Федерального закона от 24 июня 1999 г. вызывает некоторые сомнения» [6].

Многие авторы указывают на необходимость внесения изменений в уже существующий нормативно-правовой акт или принятия нового с указанием на судей, как субъекта предупредительной деятельности.

Помимо указания федеральных судов и мировых судей субъектов РФ в качестве органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо также закрепить конкретные полномочия в данной сфере. «В частности, профилактические полномочия вышеназванных судов могут быть определены исходя из проводимой ими работы:

− по правовому просвещению и информированию;

− выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

− проведению профилактических бесед;

− составлению соответствующих актов процессуального реагирования;

− оказанию помощи в пределах их компетенции другим субъектам профилактики при проведении ими работы по социальной адаптации и ресоциализации» [5].

Судебные органы решают задачи предупреждения преступности с помощью присущих им средств. Формы предупредительных работ судов весьма разнообразны: выездные заседания, привлечение общественности, вынесение определений, связанных с контролем исполнения решений. Цель наказания — не допускать совершения нового преступления. Наказание предостерегает других лиц от совершения преступления.

Уголовным законодательством предусмотрена такая принудительная мера воспитательного воздействия как предупреждение, закрепленная в п. 1 ст. 91 УК РФ. «Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений» [1].

Однако данная мера «воспринимается несовершеннолетними, да и самими судами, как фактическая безнаказанность за совершенное правонарушение. Действительно, предупреждение может дать положительный результат, не просто одномоментное устное предупреждение в зале судебного заседания, а письменное указание на устранение причин, способствующих противоправному поведению, а также улучшения среды обитания несовершеннолетнего.

Суды в своей деятельности обязаны взаимодействовать с другими субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних, так как взаимодействие может принести видимый позитивный результат. В статье 5 Федерального Закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» закреплены следующие «субъекты профилактики правонарушений: федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления» [2].

Комплексное взаимодействие всех органов безусловно даст положительный результат в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних.

В настоящее время многие авторы указывают на необходимость создания судов по делам несовершеннолетних и семьи, что привело бы к повышению эффективности предупреждения преступности несовершеннолетних. Создание специализированных судов по делам несовершеннолетних может повысить качество рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних, увеличить также уровень совершаемой профилактической работы.

Предполагается, что эти суды возьмут на себя как рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении брака, алиментах, лишении родительских прав и т. д.), так и судебное разбирательство дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков (вовлечение их в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения и др.)

Положения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» прямо указывают на необходимость обеспечения особой профессиональной подготовки судей для рассмотрения данных категорий дел не толь ко по правовым вопросам, «но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства» [9].

Безусловно, что реформирование судебной системы требует больших финансовых затрат, но возможна специализация среди судей. «Первым шагом к созданию системы специальных судов для несовершеннолетних может стать назначение судьи, специализирующегося на уголовных делах о преступлениях несовершеннолетних. Дела несовершеннолетних отличаются значительной качественной спецификой и, как правило, особой сложностью» [10].

Помимо вышеназванных форм предупредительных работ, суд привлекает представителей общественности к рассмотрению судебных дел, освещает отчеты о причинах и условиях преступлений перед гражданами, судьи публикуются в печати, выступают по радио и телевидению, участвуют в выработке мер по предупреждению преступности, проводят анализ и обобщают судебную практику по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Подводя итог, можно сделать вывод, что деятельность суда в предупреждении преступности не является особенно эффективной по причине неразвитости ювенальной юстиции в России. Существующая законодательная база должна претерпеть изменения. Профилактика преступности среди несовершеннолетних представляет собой систему, в которой есть четко сформулированная цель — избежать конфликта несовершеннолетнего с законом, определить задачи, найти свое выражение во всей совокупности общественных проблем, связанных с сознательным формированием личности и стимулированием поиска путей их решения, наметить конкретные пути и средства воздействия на несовершеннолетнего.

Основные термины (генерируются автоматически): суд, предупреждение преступности, Российская Федерация, дело, уголовно-правовая политика, орган, положительный результат, принятие мер, Россия, судебная практика.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: