Обжалование решений мсэ судебная практика

Обновлено: 07.05.2024

Гражданин (его представитель) может подать жалобу в письменном виде на действия (бездействие) бюро МСЭ и принятые решения в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

В случае обжалования результатов МСЭ в главное бюро оно в течение месяца с момента получения заявления проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Могут быть обжалованы, в частности также:

- нарушения сроков при проведении МСЭ;

- требования представить документы, не предусмотренные законодательством;

- отказ в приеме документов, предусмотренных законодательством;

- отказ в проведении экспертизы по основаниям, не указанным в законе;

- незаконное требование внесения платы;

- отказ бюро, их должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

- наименование бюро либо главного бюро МСЭ, а также Ф.И.О. его специалистов, действия (бездействие) которых обжалуются;

- сведения о заявителе - Ф.И.О., место жительства, номер телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес;

- сведения об обжалуемом решении бюро или главного бюро;

- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением МСЭ или действиями его должностных лиц.

Если жалобу подает представитель лица, в отношении которого проводилась МСЭ, к ней нужно приложить доверенность.

Бюро, проводившее МСЭ гражданина, в 3-дневный срок со дня получения жалобы направляет ее со всеми имеющимися документами в главное бюро. Жалоба подлежит обязательной регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту РФ с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Куда обратиться?

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем ) в порядке, установленном законодательством РФ.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Домашняя правовая энциклопедия

Доступно в App Store

Доступно в Google Play

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос или хотели бы увидеть новый раздел в энциклопедии - присылайте свои вопросы, пожелания и предложения в редакцию. Мы обязательно учтем их в развитии издания.

См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.

Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.

Круг освещаемых тем охватывает все важнейшие сферы жизни современного человека - семейные отношения, воспитание детей, взаимоотношения с банками, автомобиль, туризм, вопросы гражданства, работа, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, служба в армии и многое другое. Практически любой человек, независимо от его возраста, семейного положения и благосостояния, найдет в книге полезную для себя информацию.

Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.

При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.

Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Барсегян А. Г., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П.

ВИЧ - Вирус иммунодефицита человека

ВС РФ - Верховный Суд РФ

Вуз - Организация высшего образования

ГВЭ - Государственный выпускной экзамен

ГД - Государственная Дума

ГИА - Государственная итоговая аттестация

ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения

ГК - Гражданский кодекс

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс

ГЭК - Государственная экзаменационная комиссия

ДТП - Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ - Единый государственный экзамен

ЕДВ - Ежемесячная денежная выплата

ЖК - Жилищный кодекс

ЖСК - Жилищно-строительный кооператив

ЗК - Земельный кодекс

ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии

КАС - Кодекс административного судопроизводства

КИМ - Контрольные измерительные материалы - комплексы заданий стандартизированной формы при проведении ГИА

КС РФ - Конституционный Суд РФ

МВД - Министерство внутренних дел

МРОТ - Минимальный размер оплаты труда

МСЭ - Медико-социальная экспертиза

НДФЛ - Налог на доходы физических лиц

НК - Налоговый кодекс

ОГЭ - Основной государственный экзамен

ОСАГО - Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев

Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание решения бюро МСЭ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Оспаривание решения бюро МСЭ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2021 N 33-12044/2021 по делу N 2-169/2021
Категория спора: Признание граждан относящимися к социально защищенной категории населения.
Требование заявителя: О признании незаконным решения медико-социальной экспертизы об установлении второй группы инвалидности.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при его освидетельствовании эксперты неверно определили степень ограничения способностей к самообслуживанию, ориентации, обучению и трудовой деятельности.
Решение: Отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд первой инстанции, принял во внимание заключение судебной экспертизы, исходил из того, что в ходе рассмотрения дела не нашел подтверждения факт незаконности оспариваемого решения Бюро МСЭ, поскольку истцом в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено доказательств наличия оснований для установления ему иной степени ограничения основных категорий жизнедеятельности, степени ограничения способности к самообслуживанию, способности к ориентации, способности к обучению, способности к трудовой деятельности и иной группы инвалидности.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оспаривание решения бюро МСЭ

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Гимазова Э.Н., Куропацкая Е.Г., Лысенко Т.И., Менкенов А.В., Гусев А.Ю., Ротко С.В., Тимошенко Д.А., Тлитова И.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) Пример: гражданин М. оспаривал заключение бюро МСЭ, которым была снижена степень утраты профессиональной трудоспособности, ссылаясь на то, что степень утраты профессиональной трудоспособности должна определяться из способности пострадавшего выполнять работу по прежней специальности или должности. При рассмотрении дела судом установлено, что от профессиональной реабилитации М. систематически уклонялся.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как обжаловать решение МСЭ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) С учетом существующей судебной практики споры об обжаловании решений МСЭ, как правило, рассматриваются судами на основании норм гражданско-процессуального законодательства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.01.2018 N 39-КГ17-13; Апелляционное определение Московского городского суда от 20.08.2019 по делу N 33а-4660/2019).

Нормативные акты: Оспаривание решения бюро МСЭ

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.02.2018 N 10-П
"По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой" Конституционность приведенных законоположений, а также статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оспаривается в жалобе гражданки Н.Н. Горностаевой, которой решением бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области N 8 от 14 декабря 2009 года была установлена инвалидность III группы бессрочно, а решением того же бюро от 12 октября 2010 года - инвалидность II группы бессрочно и с которой в 2016 году по судебному решению были взысканы суммы пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, назначенной ей на основании выданных этим бюро справок об установлении инвалидности.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 N 277-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Никитиной Светланы Юрьевны на нарушение ее конституционных прав пунктами 31 и 32 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Как следует из представленных материалов, актом освидетельствования городского бюро медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) города Бийска Алтайского края от 9 декабря 2003 года гражданке С.Ю. Никитиной была установлена II группа инвалидности с утратой 70 процентов профессиональной трудоспособности с 4 декабря 2003 года по 1 января 2005 года. Не согласившись с размером утраты профессиональной трудоспособности, главное управление регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай обратилось в главное бюро МСЭ с заявлением о переосвидетельствовании С.Ю. Никитиной. Экспертным решением главного бюро МСЭ от 21 июня 2004 года С.Ю. Никитиной установлена III группа инвалидности в связи с трудовым увечьем с утратой 40 процентов профессиональной трудоспособности на указанный срок с ограничением способности к трудовой деятельности I степени. С.Ю. Никитина, считая, что отделение Фонда социального страхования Российской Федерации могло обжаловать решение бюро МСЭ о признании лица инвалидом только в суд, а не в главное бюро МСЭ, обратилась в Центральный районный суд города Барнаула, который, рассмотрев ее иск к комитету по социальной защите населения администрации Алтайского края о признании последнего решения незаконным в связи с нарушениями в процедуре его принятия, своим решением от 30 декабря 2004 года удовлетворил его в этой части, признав решение главного бюро МСЭ незаконным, однако не согласился с доводами истицы о том, что главное бюро МСЭ не вправе было производить ее переосвидетельствование, а право на обжалование решения учреждения МСЭ предоставлено только инвалиду и его представителю. Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда определением от 16 февраля 2005 года указанное решение районного суда отменила и дело направила на новое рассмотрение в тот же суд, указав при этом, что пункт 31 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, предусматривающий, что страховщик имеет право обжаловать решение учреждения МСЭ не только в суд, но и в главное бюро МСЭ, не противоречит пункту 2 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", поскольку Правила приняты в соответствии с данным Федеральным законом.

Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование решения мсэ в суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обжалование решения мсэ в суд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Бюллетень судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (второй квартал 2021 г.)"
(утв. президиумом Свердловского областного суда 02.08.2021) 1. Решения судов первой и апелляционной инстанций отменены, поскольку при рассмотрении иска об оспаривании выводов заключения медико-социальной экспертизы суды нарушили принцип состязательности и равноправия сторон, не разрешив ходатайство истца о назначении по делу независимой судебной экспертизы.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обжалование решения мсэ в суд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как обжаловать решение МСЭ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2022) С учетом существующей судебной практики споры об обжаловании решений МСЭ, как правило, рассматриваются судами на основании норм гражданско-процессуального законодательства (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.01.2018 N 39-КГ17-13; Апелляционное определение Московского городского суда от 20.08.2019 по делу N 33а-4660/2019).

Нормативные акты: Обжалование решения мсэ в суд

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022) Из приведенных нормативных положений следует, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, к которым относятся бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, главные бюро и Федеральное бюро. Проведение названными федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы гражданина для определения его потребностей в мерах социальной защиты является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется данными учреждениями бесплатно. Решение, принятое федеральным учреждением по результатам проведения медико-социальной экспертизы гражданина, может быть обжаловано им (его законным или уполномоченным представителем) в вышестоящее федеральное учреждение медико-социальной экспертизы или в суд. Федеральное бюро при осуществлении возложенных на него функций проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро.

Иски к бюро МСЭК об оспаривании отказа в инвалидности и установлении категории инвалидности, – поскольку в таких делах должен быть фактически разрешен спор о наличии права конкретного лица на установление инвалидности и, как следствие, на получение им различных мер социальной защиты, – подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу в деле об оспаривании отказа в установлении инвалидности ребенку: районный суд не принял у мамы ребенка исковое заявление по Гражданскому процессуальному кодексу, указывая, что оно подлежит рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства (определение ВС РФ от 22 января 2018 г. № 39-КГ17-13).

Областной суд подтвердил этот вывод: медико-социальная экспертиза представляет собой госуслугу, решение учреждения МСЭК обязательно для исполнения органами госвласти, органами МСУ и всеми организациями, в связи с чем спорные отношения вытекают из административных и иных публично-правовых отношений и подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.

Однако ВС РФ занял иную позицию, в обоснование которой указал на следующее:

  • действительно, в порядке ГПК РФ рассматриваются и разрешаются исковые дела с участием граждан, организаций, органов госвласти и МСУ о защите прав по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (cт. 22 ГПК РФ), а в порядке КАС РФ – административные дела о защите прав, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ч. 2 ст. 1 КАС РФ);
  • однако при этом по правилам КАС РФ не рассматриваются дела, возникающие из публичных правоотношений, которые подлежат рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке (ч. 4 ст. 1 КАС РФ);
  • с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов госорганов (ст. 8 Гражданского кодекса), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ, а рассматриваются в порядке ГПК РФ. На это, в частности, уже указывалось в постановлении Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 "О некоторых вопросах применения судами КАС РФ";
  • медико-социальная экспертиза – это признание лица инвалидом и определение его потребностей в мерах социальной защиты, ее цель – реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая является основанием для предоставления мер социальной защиты (ст. 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
  • а значит, при рассмотрении судом требований граждан об оспаривании отказов в установлении инвалидности должен быть фактически разрешен спор о наличии права конкретного лица на установление инвалидности и, как следствие, на получение им различных мер социальной защиты,
  • ввиду этого такие требования – исходя из характера возникших правоотношений – подлежат рассмотрению судами в порядке гражданского судопроизводства.

Дело было направлено в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии искового заявления к производству в порядке гражданского судопроизводства и рассмотрения заявленных требований по существу.

Отметим, однако, что новое рассмотрение так не принесло ребенку желанного статуса инвалида – согласно информации из ГАС Правосудие, в иске – уже по правилам ГПК РФ – было отказано. Сведений об апелляционном обжаловании этого отказа в системе судебного делопроизводства нет.


Суды в России ежедневно рассматривают споры, связанных с обжалованием гражданами решений бюро медико-социальной экспертизы.

Каковы же процессуальные особенности рассмотрения таких дел? На какие нормативные документы необходимо обратить внимание?

В силу ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Во исполнение ст. 8 данного Федерального закона Приказом от 17 ноября 2009 N 906н Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (с 08.01.2013 г. действует новый Приказ №310н о деятельности учреждений МСЭ).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно пунктам 42-45 данных Правил гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

На основании пункта 46 Правил решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

Анализ судебной практики показывает, что основания обращения инвалидов в суд многообразны. Это связано как с наличием у них большого объема субъективных прав, так и с зависимостью их правового статуса от причины и группы инвалидности, степени утраты трудоспособности и т.д.

Гражданами, обращающимися в суд, заявляются требования о незаконности принятых в отношении них комиссиями бюро медико-социальной экспертизы решений относительно: установления той или иной группы инвалидности, отказа в признании лица инвалидом, причины инвалидности, срока, на который установлена инвалидность, размера процентов степени утраты профессиональной трудоспособности.

Дела рассматриваются судами как в порядке искового производства, так и по правилам главы 25 ГПК РФ, то есть в том порядке, который был избран гражданином при обращении в суд. При разрешении заявленных требований граждан суды проверяют:

1. соблюдение порядка и процедуры принятия решений комиссиями МСЭ,
2. компетенцию комиссии,
3. а также соответствие принятого решения действующему законодательству.

Суды руководствуются нормами ст. 254 ГПК РФ, разъяснениями Верховного Суда РФ, являющимися общеобязательными и подлежащими использованию в вопросах применения норм права, изложенными в п. 5 постановления Пленума от 10.02.2009г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011г.) медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009г. N 906н, к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы — бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Как правило, при разрешении дела по существу суды назначают судебные комиссионные медико-социальные экспертизы.

В основном указанные экспертизы назначаются судами в главные бюро медико-социальной экспертизы одного из соседних регионов и были проведены без оплаты, так как оказание платных услуг не предусмотрено Уставами бюро. Проведение экспертизы в ФГУ «Федеральное бюро МСЭ» в г.Москве является платным, и при назначении медико-социальной экспертизы в этом Бюро расходы по её проведению судами отнесятся за счет средств федерального бюджета.

Важно!

Предусмотренный Правилами о признании лица инвалидом порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением.

Предусмотренный в Правилах и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, порядок внесудебного урегулирования спора между сторонами по смыслу ст. 222 ГПК РФ не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, поскольку гражданским процессуальным законодательством, иным Федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы, выбор способа защиты является правом заявителя.

При этом Федеральным законом не установлено запрета на одновременное обжалование решений бюро МСЭ в вышестоящие бюро и в суд.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: