Салическая правда как один из источников права франкского государства

Обновлено: 27.03.2024

1. Общая характеристика Салической правды как од­ного из источников права Франкского государства.

2. Правовое положение основных групп населения.

3. Регулирование имущественных отношений. Право собственности на землю.

4. Преступления и наказания.

5. Суд и процесс в государстве франков.

Методические рекомендации

Целью занятия является изучение Салической правды (начало VI в.) — правового памятника салических фран­ков, одной из ветвей германского племени франков.

Франки представляли собой молодое этнополитическое образование германцев, сформировавшееся из ос­колков других германских племен и народов под непос­редственным влиянием Римской империи. На протяжении значительного времени франкские военные отряды привлекались римской администрацией для охраны по­граничных территорий от вторжений других варваров и соплеменников и имели статус федератов, закреплен­ный в специальном договоре (feodera).

Уже с IV в. у франков сложилась традиция избирать своих военных вождей (конунгов), как правило, из одно­го влиятельного рода — Меровингов.

С середины V в. значительно ослабла власть централь­ного правительства Западной Римской империи, и территория Северной Галлии попала под контроль различных военачальников римской армии. В остром противоборстве за гегемонию победу одержал один из них, франкский вождь-конунг Хлодвиг, объединивший под своей властью всю территорию Галлии.

Одной из целей создания по инициативе Хлодвига Салической правды являлось придание легитимности вглазах местного галло-римского населения, соседних варварских королевств, императора Восточной Римской империи правлению франков в этой бывшей римской провинции.

Салическая правда - не самая древняя из «варварских правд» (Вестготская и Бургундская правды появились несколько раньше), но она по сравнению с другими «правдами» представляет собой самый обширный сбор­ник варварских законов, дошедший до нас в многочис­ленных разновременных списках и редакциях, что по­зволяет историкам проследить эволюцию раннефеодаль­ного права на протяжении V—IX вв. Наличие такого большого количества списков свидетельствует об огром­ном значении, которое придавалось этому памятнику в раннесредневековой Франкии, а вследствие франкской военной экспансии — и во всей Западной Европе. Со­держание памятника, с одной стороны, отражает еще родовые связи, мировоззренческие ценности древних германцев, с другой — социальные процессы, происхо­дившие на первых этапах развития ранних форм госу­дарства и права средневековой Западной Европы, зало­живших политико-правовые и экономические основы будущей западноевропейской феодальной системы.

Общая характеристика Салической правды

Как одного из источников права

Франкского государства

Салическая правда не содержит систематического из­ложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Она отличается фрагментарно­стью и казуистичностью.

Списки Салической правды помимо самого текста законов включают Меровингские капитулярии (добав­ления франкских королей— наследников Хлодвига), а также позже написанные Пролог и Эпилог (каждый в нескольких вариантах).

В Прологе излагается Легенда о создании Салическо­го закона четырьмя избранными «мужами», знатоками обычного права германцев, обсудивших на трех заседа­ниях все поводы к тяжбам и вынесших о каждом от­дельное решение. Здесь же указывались цели записи франкских законов — «сохранение внутреннего мира» и закрепление власти над окружающими народами «ав­торитетом закона».

В отличие от Пролога, напоминающего полусказоч­ное народное предание, различные версии Эпилога име­ли официальное происхождение. Они составлялись в королевской канцелярии и повествуют об отдельных эта­пах формирования всего Салического закона путем до­бавления тех или иных титулов различными королями франков. Наиболее древние списки Салической правды содержат так называемую Мальбергскую глоссу на германском наречии, указывающую на специфические юридические понятия варварского права.

На Салическую правду как оригинальный историко-правовой документ не оказали особого воздействия нор­мы римского права, влияние их проявилось только в варваризированной средневековой латыни, на которой составлена Правда, а также в исчислениях штрафов в римских денежных единица: солидах и денариях. Перед нами запись обычаев древних германцев (существовав­ших у них за несколько сотен лет до франкского вторже­ния в пределы Римской империи), чей быт и нравы были засвидетельствованы в трудах римских историков и го­сударственных деятелей (Юлия Цезаря, Тацита и др.).

В этой связи студенту следует обратить внимание на персональный (не территориальный) характер действия норм Салической правды, распространявшихся на на­селение франкского происхождения, в то время как большинство жителей королевства составляли галло-римляне, отношения которых регулировались варваризированным римским правом, в частности Бревиарием Алариха (506 г.).

Другая особенность Салической правды в том, что она не находилась под заметным влиянием христианской цер­кви. Христианство, принятое Хлодвигом в целях укрепле­ния своей власти, носило поверхностный характер, ох­ватывало только ближайшее окружение короля. Опреде­ленные свидетельства христианизации франков студент может найти в приб. 3—7 § 4 титула LV, где упоминаются штрафы за убийство христианских священников, и из содержания Пролога, а также приб. 6 § 6 титула XIV, в которых говорится о погребениях в гробах (так хорони­ли только христиан). Характерно, что, согласно титулу LXIV «О прислужнике при колдовстве», недоказанное обвинение в прислужничестве ведьмам влекло за собой лишь штраф в 62,5 солида, но уже в конце VI в. обвине­ние в колдовстве наказывалось смертной казнью.

Салическая правда свидетельствует и о значительной роли язычества в повседневной жизни франкского об­щества, Так, среди франков сохранялись обычаи жерт­воприношения животных. Например, за кражу кабана, посвященного богам, налагался больший штраф, чем за кражу обычного, а в приб. 1 § 1 титула LV «Об ограбле­нии трупов» предусматривался штраф за ограбление язы­ческого могильного холма (tumulum), в котором во вре­мя погребения, согласно традиции, осуществлялось за­хоронение ценных вещей.

Языческими представлениями германцев можно объяснить и обилие символических процедур и ритуа­лов, сопровождавших правовой быт франков на протя­жении всей жизни. Так, титул XLVI «О передаче имущества» описывает процедуру бросания стебля (flstucd) в полу человека, призванного по устному завещанию хранить наследство. Впоследствии хранитель сам в присутствии короля или в судебном собрании бросал стебель в полу тех, кто был наследником, передавая им имуще­ство. Передача стебля символизировала у древних гер­манцев отказ от обладания землей, от пользования про­изводящей и питающей обожествляемой силой почвы. В § 12 Капитулярия I, приписываемого сыновьям Хлодвига, этот ритуал символизировал и получение права представительства другого лица в суде.

Символический ритуал описывается и в титуле LX «О желающем отказаться от родства», согласно которо­му человек должен был в судебном собрании перед ли­цом тунгина сломать над головой три ветви и разбросать их в четыре стороны, заявляя тем самым об отказе от родства, соприсяжничества, наследства и всяких счетов со своими родичами.

Салическая правда сохранила свидетельства, отража­ющие постепенный процесс укрепления королевской власти. Уже первые статьи (§ 1—5 титула I) определяют ответственность тех лиц, которые уклонялись от коро­левского правосудия, и освобождают от штрафов тех, кто не явился в суд, находясь на королевской службе, что подчеркивает как высокий авторитет королевского правосудия, так и престижность королевской службы.

Студенту следует обратить внимание на то, что нор­мы представлены здесь в форме конкретных юридичес­ких казусов, исключающих абстрактные определения. Большинство положений Салической правды посвяще­но охране движимого имущества, и, прежде всего, скота, благодаря чему Салическую правду часто называют «сви­ным кодексом», что, в частности, указывает на преиму­щественно аграрный характер традиционного франкс­кого общества.

Франская монархия в начале VI века обрела свод норм обычного права - Салическую правду (Lex Salica) - одну из наиболее ранних записей норм обычного права германских племен с добавлением, в последующем, отдельных норм, установленных эдиктами франкских королей. Основным назначением Салической правды было руководство для судей на различного рода процессах.

Салическая правда отражает современный уровень социальных отношений, для которых характерна высокая степень общинных традиций, архаичность, казуистичность правовых норм. Салическая правда. Русский пер. Н.П. Грацианского и А.Г. Муравьева. - Казань, 1993.

В ней юридически закреплялась общинная собственность на землю. Угодья (леса, пастбища и т.д.) принадлежали всей общине крестьян. Участки пахотной земли в равной мере распределялись между крестьянскими семьями. Пахотные земли огорожены забором и используются индивидуально только для сбора урожая. В случае смерти хозяина, если нет наследника, земля возвращалась общине.

Частная собственность на землю возникает в результате покупки у римлян, захватов не занятой никем земли. Эти земли получили наименование аллод. Наряду с ними существовали земли, переданные их собственниками в пользование и владение за определенные услуги и плату натурой, так называемый прекарий.

Большое внимание Салическая правда уделяет использованию обязательств. Они возникали из договора либо деликта. Долгового рабства Салическая правда не выделяет. К исполнению договорных обязательств кредитор мог понудить должника: три раза с промежутками в несколько дней он должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях. При отказе должника удовлетворить их он мог обратиться в суд, где при подтверждении требований кредитора с должника взыскивались не только причитающаяся с него сумма долга, но и штраф в 15 солидов за просрочку.

Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Однако земля переходила только к сыну. Тем самым законодатель хотел сохранить земельную собственность в данном роде. У франков существовал институт аффатомии. Наследодатель передавал перед судом все имущество или часть его особому лицу, которое должно было играть роль посредника. Через 12 месяцев он являлся в дом действительного наследника и передавал ему в собственность все, что было им получено от наследодатца. Лицо, вступившее в брак со вдовой, имеющей имущество, должно было уплатить родным первого мужа сумму в три солида и один динарий.

Законодатель предусмотрел виндикацию похищенных и утраченных вещей. Если владелец, у которого собственник находит свою вещь, сознается в краже, то с похитителя взыскивается штраф. Если же владелец отрицает кражу и ссылается на произведенную покупку вещи, то последняя передается временно третьему лицу, и производится судебное расследование.

Кража в доме каралась строже, чем кража вне дома. Кража со взломом считалась более опасной, чем кража простая. Различались три вида кражи: 1) на сумму от 2 динаров и выше; 2) на сумму от 40 динаров и выше; 3) кража со взломом или с подделкой ключей. Наказание устанавливается в этих случаях: для свободных штрафы соответственно в 15, 35 и 45 солидов; для рабов же предусмотрено в первом случае возмещение ущерба и 120 ударов, во втором случае - кастрация или штраф помимо возмещения ущерба, в третьем случае - смертная казнь.

Уплата штрафа, будучи непосильной одному лицу, производилась совокупными усилиями всех членов того рода, к которому принадлежал преступник.

Можно было освободиться от этой коллективной ответственности за своих сородичей, если на общем собрании граждан совершить церемонию, которая влекла за собой разрыв уз, связывающих данное лицо с родом (разломить над головой четыре ольховых прута и разбросать их в четыре стороны).

Основную часть Салической правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального характера. Выделяются преступления против личности, против имущества, против порядка управления и правосудия, должностные преступления. Салическая правда ограничивает кровную месть. Основной формой наказания является штраф (композиция), и лишь в исключительных случаях допускается смертная казнь.

Размер штрафа зависел от социального положения пострадавшего и ответчика. Убийство влекло за собой штраф в пользу родных убитого, так называемый вергельд, который уплачивался убийцей и его родными. За убийство крестьянина взыскивался вергельд в размере 200 солидов, а за графа - уже 600. В то же время жизнь рядового “римлянина”, т.е. жителя завоеванной Галлии, оценивалась лишь в 62,5 солида. За нанесение оскорблений, увечий, совершение кражи вещей или их порчу устанавливались конкретные суммы штрафов.

Закон предусматривал штрафы за ранения, размеры которых различались в зависимости от тяжести последствий. Но если преступник болен или безроден и не может собрать денег для уплаты штрафа, то "он должен уплатить своей жизнью". Это означало применение кровной мести (самосуда) со стороны родственников потерпевшего. Кровная месть, однако, была запрещена для случаев, когда нет умысла, а значит и вражды.

Судебный процесс носил состязательный характер. Начинался по заявлению потерпевшего. На нем же лежала обязанность сбора доказательств. Лицо, у которого было обнаружено краденое имущество, должно было либо представить доказательство правомерности обладания им, либо рассматривалось как вор. В качестве доказательств использовались свидетельские показания, клятвы, ордалии. При этом клятва свидетелей на суде, дача ложных показаний рассматривалась как преступление. В то же время Салическая правда допускала возможность откупиться от испытания "ордалией".

Основным источником права в раннем Средневековье были правовые обычаи, так называемое «народное», общинное право. Принятие христианства варварскими народами и распространение письменности способствовали появлению записей таких обычаев. Как правило, письменная фиксация обычного права проводилась по инициативе королевской власти. В результате появились варварские правды – судебники, составленные на основе правовых обычаев и судебных прецедентов разных народов Европы, германских, кельтских и славянских.

Самые ранние среди германских правд:

- Вестготская правда короля Эриха V в. (сохранилась фрагментарно);

- Бургундская правда короля Гундобада конца V – начала VI вв.;

- Салическая правда короля Хлодвига I того же времени.

В VII–VIII вв. появились редакции Рипуарской, Аламаннской и Баварской правд. В VIII – начале IX вв. «государевы посланцы» Карла Великого записывают тексты Фризской, Тюрингской и Саксонской правд.

Издавались и другие варварские судебники. Для всех варварских правд, как правило, были характерны: отсутствие строго определенной системы в изложении правовых норм, символизм юридических процедур, влияние старых архаических представлений родового общества. Нормы права в большинстве случаев носили казусный характер, регулировали ограниченный круг правоотношений. В основном они касались сферы уголовного и процессуального права, отчасти относились к регулированию отношений собственности и семейно-родового быта. Большая часть частноправовых отношений в них не затрагивалась.

В использовании правд в раннее время действовал принцип персональности права. Нормы права применялись с учетом этнической принадлежности лица. Вне зависимости от местона-хождения салического франка судили по Салической правде, бургунда – по правде Гундобада, вестгота – по правде Эриха. К римлянам применялись нормы римского права. В империи Каролингов использовался уже территориальный принцип. Действие единых норм права (обычно варварской правды) распространялось на определенную область Империи, без учета этнической принадлежности ее отдельных жителей.

«Салический закон» (Lex Salica – историческое название Салической правды) стоит в ряду самых ранних варварских судебников. Поэтому от поздних правд его отличает архаизм применяемых институтов. В отличие же от современных правд, Вестготской и Бургундской, германское право в нем было представлено в наиболее чистом виде. На римское влияние в Салической правде указывают лишь искаженная варварами латынь, на которой был написан текст памятника, и принятый римский денежный счет на золотые солиды и серебряные денарии. Текст судебника поделен на титулы (главы), в самых ранних рукописях их насчитывается 65 (в более поздних их число доходит до 99). Титулы, в свою очередь, делятся на параграфы, иногда с прибавлениями.

Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений.

Институт частной собственности на землю в эпоху Салической правды еще не был развит. Упоминаемый в ее тексте термин аллод указывал только на имущество, передаваемое по наследству (тит. LIX. De alodis). Правда не говорит о каких-либо сделках, совершаемых с землей. Земля станет предметом купли-продажи лишь позднее: об этом будет сказано в Рипуарской правде, изданной столетие спустя. Во времена Салической правды в собственности семей были дома и приусадебные участки, а пахотная земля находилась в общинной собственности, но в пользовании отдельных семей. Наделы могли переходить по наследству, но право распоряжения ими сохранялось за общиной. На движимые вещи уже вполне развилось право частной собственности. Салическая правда подробно устанавливает штрафы за кражу того или иного имущества, в особенности домашних животных. Кража раба приравнивалась к краже коня (штраф в размере 30 солидов в обоих случаях).

Договорное право у франков также не было развито. Салическая правда упоминает такие виды сделок, как купля-продажа, заем, ссуда, поклажа, наем, мена, дарение. Для совершения сделки достаточно было простой передачи вещи при свидетелях (публично). При неисполнении обязательства должник не нес личной ответственности, но отвечал своим имуществом. В случае неуплаты долга в срок на должника налагался штраф в размере 15 солидов. При отказе выплатить долг кредитор имел право обратиться в суд к тунгину и затем троекратно требовать выплаты долга с должника. В случае злостного неплатежа прибегали к насильственному изъятию имущества в доме должника. Его осуществляли граф с семью рахинбургами (выборными судьями). Из имущества неплательщика изымалось ровно то количество, которое соответствовало сумме долга, но кредитор получал лишь 2 /3 изъятого, остальное забирал граф в качестве фритуса (fritus – штраф или часть штрафа, шедшая в королевскую казну).

Брак у франков с древнего времени носил характер покупки невесты. Родители не должны были принуждать своих детей к заключению брака, но и без их согласия его нельзя было составить. Можно было обойти это согласие, похитив невесту, но Салическая правда такой способ заключения брака уже отвергает: виновные в похищении должны были уплатить по 30 солидов штрафа (тит. XIII, § 1). Препятствием к заключению брака было близкое родство и несвободное состояние лица. Брак свободного лица и раба приводил к порабощению свободного (тит. XIII, § 8, 9).

Но по Капитулярию I к Салической правде свободная женщина, вступившая в брак с рабом, объявлялась вне закона, ее имущество подлежало конфискации, а раб подвергался смертной казни колесованием. Можно предположить, что более суровая санкция была связана с тем, что женщина в данном случае вступала в связь с собственным рабом (рабом своих родителей), чем создавала неприемлемые условия для своих родственников. Право также препятствовало бракам свободных лиц и литов: брак с чужой литкой наказывался штрафом. Хотя христианский брачный союз предполагал моногамию, но у древних германцев был обычай многоженства, допускаемого для знатных лиц. Он продолжал действовать и после принятия франками христианства.

Процедура заключения брака включала три основных элемента: обручение, соглашение об условиях союза и свадьбу. Первоначально жених должен был преподнести семье невесты памятный дар (arrha). Это был реликт древнего выкупа за невесту. После поднесения дара помолвка могла быть расторгнута только по согласию обеих сторон. Позднее в VI–VII вв. этот дар стал целиком пере-даваться невесте. Кроме того, супруг вручал жене после первой брачной ночи так называемый Morgen Gabe – «утренний дар». Размеры первого дара невесте и «утреннего дара» обычно устанавливались заранее при определении условий брачного союза и фиксировались в денежном выражении. С течением времени они могли представлять собой и земельные владения.

Эти дары передавались затем в наследство детям, рожденным в браке. Кроме того, невеста могла принести из отцовского дома приданое, которое также наследовалось ее детьми. Франкское право вводило некоторые препятствия для повторных браков вдов. По Салической правде жених вдовы обязан был выплатить особую сумму (reipus) в пользу одного из родственников покойного мужа, в противном случае он подвергался штрафу. Сама вдова для удержания в своих руках приданого, полученного от покойного мужа, тоже должна была внести плату (achasius) его родственникам (по Капитулярию I
к Салической правде).

Салическая правда не знала института развода, но обычному германскому праву он был известен. По германским обычаям расторгнуть брак имел право только муж, мотивами к расторжению союза служили бесплодие жены, ее измена, болезнь, служащая препятствием к исполнению супружеских обязанностей. Если же супруг не претендовал на имущество жены и мог выплатить ей компенсацию, он мог расторгнуть брак без всяких обоснований. Измена жены могла быть наказана смертью ее и сожителя. В дальнейшем под влиянием католической церкви в брачном праве начинает доминировать доктрина о нерасторжимости брака. В 744 г. был издан королевский капитулярий, запретивший разводы у франков (запрет был подтвержден в 789 г. при Карле Великом).

Наследование осуществлялось в основном по закону. Салическая правда вводила следующий порядок, по которому родственники призывались к наследованию имущества. Сначала наследовали сыновья, при отсутствии сыновей – мать покойного. Нет матери – брат или сестра, далее – сестра матери, дальше – сестры отца. После этого – «кто-нибудь более близкий родственник» (тит. LIX, § 1–4). Преимущественное право женщин говорит о реликтовых остатках матриархата. Но указанный порядок не распространялся на наследование земли. В титуле LIX, § 5 сказано: «Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужескому полу, т.е. братьям» (имеются в виду сыновья покойного).

Данное положение было введено только для сохранения земли в собственности рода, так как женщина могла его покинуть, выйдя замуж. По мере распада родовых связей необходимость в таком ограничении отпала, и уже эдикт короля Хильперика I (561–584) допускал наследование земли сначала сыновьями по Салическому закону, а после их смерти и дочерьми. Эдикт также устанавливал, что в случае смерти одного из братьев ему должен был наследовать другой брат, а «не соседи», при отсутствии брата наследует сестра. Наследование по завещанию у франков еще не было развито. Аналогом завещания было дарение через посредника, не являвшегося родственником наследодателю – аффатомия. Процедура аффатомии производилась посредством символического обряда в присутствии короля или на mallus’е.

Уголовное право.

Определение преступного деяния в Салической правде отсутствует, но из смысла статей можно усмотреть, что под ним законодатель понимал причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира (прежде всего порядка в королевском доме).

Можно выделить следующие группы преступлений по Салическому закону:

1) против порядка управления и суда (например, должностные преступления графа, неявка в суд, лжесвидетельство);

2) воинские (в тит. XXX, § 6 есть намек на дезертирство: ложное обвинение в том, что воин бросил щит в сражении);

3) нарушение общинных прав (тит. XLV. О переселенцах);

4) религиозные (например, поджог часовни, осквернение могил и надгробий, колдовство и др.);

5) имущественные (разные виды краж, грабеж, порча имущества);

6) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, побоев, оскорбление словом и действием);

7) против семьи и нравственности (изнасилование, сожительство с девушкой, похищение женщины).

Салическая правда обнаруживает знакомство законодателя с понятием умысла и неосторожности, она различает соучастника и исполнителя преступления, выделяет подстрекателя преступного деяния. При этом соучастник наказывался менее строго, чем исполнитель, а исполнитель – менее строго, чем подстрекатель. Правда устанавливала отягчающие вину обстоятельства, которые влекли усиление наказания: групповой характер преступления (убийство или изнасилование «скопищем»); убийство в походе; кража со взломом; попытка сокрытия следов содеянного. Уголовное право допускало объективное вменение. Так, в случае изнасилования наказание распространялось не только на преступников, но и вообще на всех лиц, присутствовавших в этом месте и даже не знавших о преступлении (тит. XIII, § 13, приб. 5).

Главной целью наказания было не возмездие преступнику и не устрашение, а возмещение вреда, причиненного пострадавшей стороне, компенсация за обиду. Поэтому основным видом наказания по Салической правде были штрафы, закон вводил систему композиций. Эта система являлась важным средством для предотвращения кровной мести и самосуда. Салическая правда устанавливает пассивную градацию штрафов: их величина зависела не от положения преступника, а от положения его жертвы (ее социального статуса, пола, возраста, этнической принадлежности). Штраф за убийство, вергельд («цена человека»), уплачивался родственникам погибшего. Половину получали сыновья, вторую половину – ближайшие родственники их отца или матери. При отсутствии таковых вторая половина вергельда поступала в казну (тит. LXII).

Позднее обязательно часть вергельда отпускалась в качестве фритуса королю. Вергельд должен был платить преступник, но в случае неплатежеспособности он мог переложить эту обязанность на родственников (посредством особой символической процедуры бросания в них горсти земли (chrenecruda), во время которой преступник отказывался в их пользу от своей недвижимости). Если некому было выплатить вергельд за преступника, и община не брала его на поруки, он подлежал смертной казни (тит. LVIII). Смертная казнь вообще применялась к свободным лицам довольно редко, в основном она была наказанием для рабов и литов.

Помимо приведенного случая, к смерти могли быть приговорены: граф, отказавшийся от исполнения своих обязанностей по взысканию долга (тит. L, § 4) или совершивший лихоимство (тит. LI, § 2) и не выкупивший свою жизнь за определенную сумму денег; лицо, совершившее поджог и не явившееся на суд без уважительных причин (тит. XVI, § 1, приб. 1). Телесные наказания для свободных лиц по Салическому закону не были предусмотрены, они считались позорными и предназначались для несвободных лиц. Среди других наказаний, установленных для свободных, можно отметить: лишение виновного юридической защиты – объявление лица вне закона (aspellis); изгнание из общины; обращение в рабство; конфискацию имущества.

Судебный процесс.

Различий между уголовным и гражданским процессом еще не проводилось. Дело возбуждалось в большинстве случаев по заявлению потерпевшей стороны. Только дела, затрагивавшие интересы публичной власти, могли возбуждаться по инициативе государст-венных органов. Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Стороны сами должны были заботиться о представлении необходимых доказательств и свидетелей, поддерживать обвинение и вести защиту своих интересов. Судьи играли роль нейтральных арбитров. Процесс велся устно и гласно. Для выигрыша дела необходимо было заручиться поддержкой наибольшего числа свидетелей (особенно важно это было для обвиняемого). Отказ свидетеля явиться в суд наказывался штрафом, отказ давать необходимые показания под клятвой на суде мог привести также к объявлению свидетеля вне закона (помимо штрафа).

При отсутствии свидетелей и нежелании обвиняемого признать вину прибегали к ордалии – Божьему суду. Салическая правда упоминает два вида ордалий: испытание котелком и испытание водой (тит. LIII, LVI). В первом случае обвиняемый должен был достать кольцо со дна котелка с кипящей водой, его раны после этого перебинтовывали и следили за ходом заживления. Если оно протекало быстро и без последствий, это было знаком невиновности. Процедура второй ордалии не совсем ясна. Скорее всего, это было испытание холодной водой, освященной определенным образом. Обвиняемого связанным погружали в воду, если освященная вода его не принимала, и он плавал на поверхности, это было знаком виновности. На практике могли применяться и другие виды ордалий (испытание жребием, огнем, железом, крестом и т.д.), стороны могли прибегнуть и к судебному поединку с применением смертоносного оружия.

От участия в ордалии (испытании котелком) можно было откупиться, но в этом случае следовало прибегнуть к другому способу доказательства невиновности – привести соприсяжников. Соприсяжники не были свидетелями преступления, но они были свидетелями доброй славы и благонадежности обвиняемого. Они должны были подтвердить это, участвуя в совместной клятве с обвиняемым. Совместное очищение клятвой носило название компургации. На судебном заседании соприсяжники числом 12 (могло быть и больше: 36 или 72) приносили клятву на мечах вместе с обвиняемым. Любая ошибка в произнесении слов клятвы истолковывалась как знак виновности обвиняемого. Таким образом, данная процедура тоже являлась видом Божьего суда.

Контрольные вопросы

1. Какой правовой статус имели лица по Салической правде?

2. Как устанавливалась личная и поземельная зависимость во франкском обществе?

3. Какое административно-территориальное деление существовало в империи Карла Великого?


В данной статье автор предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных влияний правового источника «Салическая правда». Особое внимание уделено вопросам влияния правовых норм Салической правды на современное законодательство.

Ключевые слова: салические франки, правовой обычай, свод варварского законодательства, граждане, древнегерманский обычай.

Как предполагают научные деятели, где-то в 70-х годах V века салические франки уже расторгли союзнические отношения с Западной Римской империей. И далее в 481–482 годах одним из королей салических франков стал Хлодвиг I, который к началу VI века объединил под своей властью значительную часть Галлии, уничтожив остатки Римской империи — королевство Сиагрия и создав могущественное Франкское государство.

Ещё до переселения народов у салических франков и в других германских племенах действовали правовые обычаи, которые хранились в памяти старейшин — знатоков права, излагавших его на народных собраниях — тингах.

Для всех древних германцев, как и других варваров, было характерно крайне консервативное отношение к обычаям. В целях сохранения нигде не писанных норм поведения, а также для возможности деятельности судов требовалась письменная фиксация. Первые, кто инициировал письменную фиксацию обычаев как руководства для рассмотрения дел, были вожди и короли ряда германских варварских королевств.

Так появились новые источники права — записанные на народной латыни. Это были варварские правды, представлявшие собой сборники германского обычного права. Иногда в них добавлялись нормы из королевских актов. Как следует из исторических источников, в числе первых были созданы Вестготская и Бургундская правды; чуть позже была составлена и варварская правда салических франков — Салическая правда.

Вестготская правда — правовой кодекс вестготов. Эти первые своды законов вестготов были составлены королём Эврихом. Исидор Севильский писал: «Готы начали записывать свои законы, которые прежде были известны только как традиции и обычаи». Преемники Эвриха в постоянном режиме дополняли и регистрировали все правовые обычаи, сформировав таким образом Вестготсткую правду, изданную в 654 г. королём Реккесвинтом.

«Бургундская правда» — собрание законодательных актов бургундов 2-й половины V — начала VI века, относящаяся к варварским правдам. Основные тексты Бургундской правды записаны впервые около 490 года при короле Гундобаде. В дальнейшем они подверглись переработке и дополнениям. Бургундская правда испытала сильное влияние римского права, но основой для неё послужило обычное право древнегерманского племени бургундов. Оно регламентировала важнейшие стороны жизни бургундского общества и его взаимоотношение с галло-римским населением.

Что же представляет собой Салическая правда? Прежде всего это обширный свод варварского законодательства. Дойдя до нашего времени во множестве списков, редакций и вариантов, записывавшихся на протяжении столетий, Салическая правда является одним из древнейших и богатейших источников правовых учений.

Конечно, как и остальные варварские правды, Салическая правда не представляет собой систематический сборник законодательных норм. Она имеет достаточно абстрактный характер, судебник, закреплённый древней традицией и состоящий из решений конкретных судебных случаев (казусов).

Дошедший до нас текст Салической правды состоит из пролога, эпилога, глав («титулов»), которые, в свою очередь, состоят из параграфов и позднейших изменений к ним; некоторые из изменений обозначены в ряде рукописей как «прибавления».

Изменения были вставлены не в качестве оговоренных прибавлений, а прямо в основной текст. Об этом может свидетельствовать тот факт, что ряд норм не подходит к общей связи и названиям титулов, их содержание является новеллой по сравнению с остальными нормами или даже заимствован из других источников.

Например, самый первый титул Салической правды, рассматривающий вызове в судебное заседание, принят явно позже, чем последующие титулы о краже свиней, рогатого скота и т. д. В титул XIV «О нападениях и грабежах» наряду с параграфами об ограблениях были включены нормы об оскорблении мёртвых.

Титулы «О краже лодок» и «О кражах на мельнице» помещены перед титулами «О порче» и после титула «О самовольном пользовании чужим конём» и т. д.

Почти в центре Правды помещён сводный титул XXVII «О различных кражах», предваряющий серию новых норм о кражах, грабежах, убийствах и процессуальных вопросах безо всякой последовательности.

Из-за этих особенностей текст правового памятника не является монолитным.

Салическая правда в своих правовых нормах делит население на:

Согласно Салической правде, только свободные граждане были субъектами, обладающими личной правоспособностью, которая по древнегерманскому обычаю приобреталась с момента присвоения имени и освящения водой.

А например, раб был лишен всяких прав и в Салической правде признаётся вещью.

Салическая правда устанавливает привилегированный правовой статус ряда представителей королевской должностной знати, в число которой входили и министериалы — королевские рабы (лат. pueri regis). Для графа устанавливался тройной вергельд в 600 солидов, если граф был свободного происхождения (титул LIV, § 1), и вергельд в 300 солидов, если он был королевским рабом (титул LIV, § 2). Вслед за графом Салическая правда упоминает сацебаронов, которые присутствовали в судебных собраниях (титул LIV, § 4); вергельд сацебарона — королевского раба составлял 300 солидов, сацебарона-свободного — 600 солидов (титул LIV).

Ни в Салической правде, ни в салических капитуляриях нет прямых положений о существовании опеки над замужней или незамужней женщиной, однако, по всей видимости, такая опека существовала, поскольку другие источники подчеркивают необходимость согласия для вступления в брак родственников невесты. Согласие родственников жениха также требовалось, но оно не носило характера правовой необходимости для вступления жениха в брак, как это имело место у невесты.

Ни в Салической правде, ни в каком-либо другом германском правовом памятнике нет сведений о возрасте, необходимом для вступления в брак; некоторые исследователи допускают, что у германцев позволялось вступление в брак только после достижения половой зрелости. Салическая правда установлена на принципе моногамии: так, похищение чужой замужней женщины наказывается равным с вирой штрафом в 200 солидов (титул XV), а значит, препятствием к браку является уже существующий брак. Абсолютным препятствием к браку считалось и объявление лица «вне закона», поскольку оно исключало всякую правоспособность. Препятствием к браку являлось отсутствие личной свободы. Браки между несвободными не считались законными, а всякое сожительство такого рода в любое время могло быть расторгнуто владельцами рабов. Брачное сожительство между свободной и несвободным точно так же влекло за собой потерю свободы, как и сожительство свободного с чужой рабыней (титул XIII, §§ 8 и 9); для такого союза действовали принципы так называемого рабского брака, то есть в этих случаях отсутствовали всякие юридические последствия законного брака, а дети, рожденные в таком сожительстве, были также несвободны.

Во времена издания Салической правды семья ещё не представляла собой исключительно тесной связи между супругами и детьми, а была совокупностью всех кровных родственников, сила и власть которой росла с количеством её членов, хотя закон уже различает более близких и отдалённых родственников. По свидетельству Тацита, у германцев дела дружбы и ненависти делались общей судьбой всех членов семьи, и вся семья как таковая требовала удовлетворения своих претензий.

Рассмотрим «вергельд» — он представляет собой некий материальный выкуп за убийство человека, чтобы избежать вражды родов. Но если разобраться, то «вергельд» влёк двоякие последствия для семей жертвы и убийцы. Так, право на получение вергельда с одной стороны и ответственность за вергельд с другой. По Салической правде действовал следующий принцип деления вергельда между близкими и дальними родственниками убитого сородича: одну половину получали сыновья, другую — ближайшие родственники по отцовской и материнской линиям, а в случае их отсутствия эта половина переходила не к сыновьям, а к казне.

Субъектом коллективной собственности на земли и леса (альменда) выступала деревенская община (лат. villa). Об этой общей собственности франков свидетельствует характер тесной связи между соседями, вытекающий из положений титула XLV «О переселенцах». Согласно этим положениям, право на поселение в деревне приобретают лишь в том случае, если никто из селян не возражает, и проживают там спокойно 12 месяцев.

Вещный иск как таковой неизвестен Салической правде. Собственник движимой вещи пользовался лишь ограниченной охраной права уголовным преследованием кражи и противозаконной утайки вещи. Лишь в случаях кражи или похищения собственник мог пользоваться своим правом против любого третьего лица, но не в тех случаях, где он добровольно выпустил из рук свою вещь.

В Салической правде имеются лишь редкие намеки на обязательственное право: содержание договоров зависело от воли договаривающихся сторон. В титуле L «Об обязательстве» речь шла не о простом гражданско-правовом обязательстве, а лишь об обязательстве, которое кто-нибудь взял на себя торжественным образом на основании решения суда. Если не было договорённости между сторонами в отношении срока, ответчик был вправе платить согласно взятому на себя обязательству в течение 40 суток.

Весь род представлял собой строение близких и дальних семей, которые составляли поколения, колена или линии — парантеллы. Порядок наследования по Салической правде основывается на системе порядка парантелл. По отношению к порядку наследования законодатель в титуле LIX «Об аллодах» предусматривает следующие парантеллы:

1) дети наследодателя;

2) мать, братья и сестры наследодателя;

3) сестры матери наследодателя и сестры отца наследодателя.

Хотя к концу раннего Средневековья Салическая правда была практически забыта, закреплённое в ней правило об отстранении женщин от наследования недвижимости, впоследствии суженное лишь до запрета наследования крупных родовых имений, стало многовековым французским обычаем.

Наибольшее число норм Салической правды, посвященных преступлениям против личности, относится к убийству. Закон устанавливает различные санкции в зависимости от покушения на убийство и совершения убийства.

Основным звеном судебной системы франков являлось народное судебное собрание (лат. mallus) административной единицы Франкского государства — сотни; место, где проводилось такое собрание, именовалось мальбергом (лат. mallobergus, Malberg, букв. «судный холм» — выражение, берущее начало со времен, когда древние германцы проводили суд на священных холмах). Салическая правда различает два вида сотенных судебных собраний: регулярное публичное собрание (лат. mallus publicus, титулы XLVI, XIV, XXXIX), которое созывается раз в 40 суток или 6 недель (титулы XLVII, L, LVI), и чрезвычайное собрание (лат. mallus indictus, титулы XLIV, XLVI), которое объявляется специально и на которое обязаны явиться лишь приглашенные лица.

Салическая Правда сыграла громадную роль в становлении системы права, в том числе и современного. К исходу IX в. Салическая правда стала приобретать значение франкского закона по преимуществу, а в XI в. она уже вытеснила нормы всех других правд, кроме разве Лангобардской.

Это объясняется именно тем, что она лучше других выражала юридические представления эпохи.

Салическое и римское право легли в основу развития всего последующего германского права.

  1. Ведров, С. В. О денежных пенях по Русской правде сравнительно с законом салических франков / С. В. Ведров. — Москва: СПб. [и др.]: Питер, 1990. — 632 c.
  2. Гизо Ф. История цивилизации во Франции от падения Западной Римской империи. Часть первая / Пер. с фр. под ред. М. М. Стасюлевича. — СПб.: Типография Николая Тиблена и комп., 1861. — 388 с.
  3. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. К. И. Батыра. — М.: Проспект, 2010. — 576 с.
  4. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинникова. — М.: НОРМА. Ч.1. 2004.
  5. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / отв. ред. И. А. Исаев, Т. П. Филиппов. — М.: Проспект, 2013. — 560 с.
  6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т. 1 / Краснояр. гос. ун-т; Сост. С. А. Бердникова. Изд. 2-е. Красноярск, 2001. — 155с.
  7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т.1. Древний мир и Средние века / сост. Н. А. Крашенинникова.- М.: Норма, 2008. — 816 с.
  8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. (Древность и Средние века) / сост.: д.ю.н., проф. В. А. Томсинов. — М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М., 2004. — 560 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Салическая правда, LIV, правда, титул, XLVI, Бургундская правда, варварское законодательство, древнегерманский обычай, королевский раб, тесная связь.

Ключевые слова

граждане, правовой обычай, салические франки, свод варварского законодательства, древнегерманский обычай

салические франки, правовой обычай, свод варварского законодательства, граждане, древнегерманский обычай

Похожие статьи

Трансформация представлений Я. Д. Серовайского.

. встречавшегося в Бургундской Правде, который использовался Н. П. Грацианским и А. И

Как он полагал, аллод «сохранял связь с общинной собственностью и предполагал лишь

в различных редакциях Салической правды в связи с эволюцией аграрных отношений во.

Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв.

В статье рассматривается дипломатические и торговые связи Бухары (Средняя Азия) с Россией XVI-XVII вв. Ключевые слова: торговля, купле-продажа, грамота, пошлина, зандани, экспедиция, Индия, Афганистан, посол, Балх. Торговые связи России со Средней Азии имели большое.

Эволюция «странствующих» сюжетов (сравнительный. )

Интерес к теме «странствующих» сюжетов и мотивов, засвидетельствованных в эпических произведениях Востока и Запада, обуславливается стремлением изучить способность мотивов «встраиваться» в сюжеты произведений неродственных с генетической точки зрения литератур.

Проблема ответственности личности в романе Р.П. Уоррена.

Библиографическое описание: Савинич, С. С. Проблема ответственности личности в романе Р.П. Уоррена «Вся королевская рать» / С. С. Савинич.

По мнению многих исследователей творчества Роберта Пенна Уоррена, роман «Вся королевская рать» является вершиной его.

Быт Англии в XIX веке в романе Джейн Остен «Гордость. »

Говоря, о традициях и быте Англии упомянутых в романе, стоит отметить специфичность наследования титула и собственности, которая подробно

Эволюция договорной теории происхождения государства и ее.

В настоящей статье предпринимается попытка максимально просто изложить договорную теорию происхождения государства с подробными комментариями, анализом причин формирования данной концепции, исследования ее сути как теории происхождения.

Британская миссия в Хивинском ханстве в первой половине XIX века

Если хан согласится отпустить всех своих русских рабов, тогда у Санкт-Петербурга больше не будет предлога для вторжения на территорию Хивы.

Никого из русских рабов не освободили, хан, которого планировалось свергнуть, продолжал прочно восседать на троне.

Высшие меры наказания в уголовном законодательстве ряда.

В Великобритании, в уголовном законодательстве существует два вида пожизненного лишения свободы: мандаторное (обязательное) — за совершение умышленного убийства и дискреционное — за неумышленное убийство, вооруженный грабеж, поджог, изнасилование.

VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного правагерманцев. Она де­лится на титутлы 65(главы).Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни.

Частная собственность на землю еще не сложилась. Земля находилась в общинном владении и семейном пользовании. После сбора урожая все земли превращались в общее пастбище. Особое внимание в Салической правде уделяетсяАллоду- свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. .

Салическая правда дает представление о социальной структуре франкского общества.свободные франки (рядовые общинники): закон выделял привилегированных франков и неполноправных (литов). К привилегированным франкам относилась знать, представители королевской фамилии и его окружение, дружинники короля, а также служители церкви.

Классы еще не сложились, но уже есть неравенство: за убийство близких королю 600 с с простого 200 лита 100 солидов раба просто плата

Брак: Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Место выкупной платы заняли вещи или деньки, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства

Сделки: Низкий уровень развития вещного права, незавершенность процесса формирования частной собственности обусловили и низкий уровень развития обязательственного права. Среди сделок особое место принадлежало займу. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие абстрактных понятий; зафиксированные в ней правовые действия и акты отличаются строгим формализмом. Описание преступлений отличалось чрезмерной детализацией, что свидетельствовало о неразвитости юридическойтерминологии и правовой техники.

Преступления: - нарушение королевского мира; -причинение вреда личности (имуществу). Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являлись возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

брачно-семейные отношения в самых общих чертах. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалосьвысоким штрафом.

Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя. Так, женщина, находившаяся в детородном возрасте, имела вергельд, втрое превышавший вергельд обычного франкского мужчины.

Нельзя в брак если: существование законного брака;

объявление лица вне закона;

наличие близкого кровного родства;

несвободное состояние человека.

По мере распада больших семей формируется наследственное право, осуществлявшееся:

по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично в народном собрании и в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже, чем через год после смерти дарителя, передать это имущество лицу, указанному в завещании.

по закону. Движимое имущество прослеживались явные пережитки матриархата: первую очередь наследников составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Недвижимость (земля) только по мужской линии.

Судебный процесс Салическая правда объявляла состязательным. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права. Судебные споры рассматривались на собраниях свободных людей под председательством тунгина – выборного судьи, а приговор выносился рахинбургами – выборными заседателями. В случае злоупотребления судьями своими полномочиями или осуществлении правосудия не по закону они наказывались штрафом. Исполнение решений суда было обязательным.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: