Кто осуществляет основные функции государственного регулирования природопользования в рф

Обновлено: 22.04.2024

Сущность, правовые основы, задачи и принципы государственного регулирования природопользования и природоохраны, его формы и методы. Функции государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды и система осуществляющих их органов.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.08.2011
Размер файла 128,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей среды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр, использование и охрану водного фонда, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора). Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные органы, являются установление лимитов природопользования и предоставление лицензий на пользование природными объектами. В качестве основных подразделений формирующейся государственной службы охраны окружающей среды (МНР) организованы Департаменты природных ресурсов (региональный уровень) и комитет природных ресурсов (уровень субъекта РФ).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Другая группа органов государственного экологического управления осуществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Органы управления отраслевой компетенции классифицированы по тому признаку, что, в отличие от межотраслевых органов, они осуществляют надведомственное регулирование по использованию и охране, как правило, одного природного объекта и издают обязательные к использованию акты для всех иных ведомств, осуществляющих хозяйственную эксплуатацию данного объекта.

Структура государственных органов специальной компетенция и области экологопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности находится в постоянном совершенствовании. Настоящая система этих органов в России определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым были упразднены Государственный комитет по охране окружающей среды РФ, Государственный комитет по земельной политике РФ и Федеральная служба лесного хозяйства РФ.

Часть функций упраздненного Комитета РФ по земельной политике возложена на новое ведомство - Федеральную службу земельного кадастра России. Функции упраздненного Комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР), которое стало федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

К федеральным органам, наделенным экологическими функциями, в настоящее время относятся: Министерство природных ресурсов (МПР) РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Госкомитет РФ по рыболовству; Госкомитет по стандартизации и метрологии; Федеральная служба земельного кадастра России; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности; Министерство здравоохранения РФ, в состав которого входит Санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая утверждает санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы.

государственный регулирование природопользование

3. Совершенствование системы государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Обеспечение эффективного государственного регулирования охраны окружающей средой и использования природных ресурсов должно соответствовать демократическому устройству и рыночной экономике.

Для этого необходимы следующие действия:

- развитие государственного управления состоянием природных объектов и использования природных ресурсов с учетом различных форм собственности при их освоении;

- четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области использования природных ресурсов и состояния окружающей природной среды;

- учет отношений собственности на природные ресурсы при регулировании проблем природопользования;

- обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации;

- развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;

- совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ и законопроектов;

- внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;

- поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;

- создание в секторах промышленности, в которых осуществляется потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности;

- наделение должностных лиц, осуществляющих контроль над соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями, обеспечение им государственной защиты и предоставление социальных гарантий. Шабанов, В.В. Введение в рациональное природопользование. / В.В. Шабанов. - М.: Изд. МГУП, 2008. С. 37.

Совершенное нормативно правовое обеспечение и разработанные механизмы правоприменение являются базой для эффективного правового механизма обеспечения рационального государственного регулирования природопользования. Не менее важно совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и неотвратимости наказания.

Для этого необходимы следующие действия:

- устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права;

- обеспечение реализации законодательных актов путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для полноценного применения федеральных законов;

- правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности, как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора проектов;

- развитие системы государственных стандартов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление в правовой системе Российской Федерации международных экологических стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;

- гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по международным договорам;

- развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны окружающей среды; - укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды;

- совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или осуществление экологически опасных видов деятельности;

- обеспечение применения механизмов прекращения незаконной деятельности.

Рациональное природопользование, как любая сложная форма деятельности невозможна без достоверной информации. Для этого необходимы развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды. Экология и экономика природопользования. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Юнити-Дана, 2007. С. 294.

Технические средства и правовые механизмы бесполезны без системы экономического регулирования рыночных отношений. Экономическое регулирование должно быть направлено на поддержание рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охрану посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств на эту деятельность. При этом государственное регулирование использования природных ресурсов должно основываться на принципиально новых подходах к системе управления природопользованием. Рыночные отношения не могут выполнять функции развития оптимальных отношений общества и окружающей среды. Отношения общества к использованию природных ресурсов должны строиться на основе признания идеи устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, так как трудно переоценить их огромное влияние на жизнедеятельность всего человечества.

Для осуществления государственной политики в области рационального использования природных ресурсов, необходимо обоснование не только экономического механизма использования природных ресурсов, но и системы экологических ограничений режима природопользования. Система экологических ограничений и регламент природопользования должны исходить из свойств природных объектов. Они не могут быть изменены ни общественным укладом, ни системой экономики.

Заключение

В заключение остановимся на некоторых основных выводах.

Государственное регулирование природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства.

Одной из важнейших задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

Формы и методы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды реализуются через функции управления, которыми наделены данные органы. Этими функциями являются следующие: учета природных ресурсов и других объектов природы и ведения государственных кадастров; планирования мероприятий по использованию и охране природных объектов; финансирования и материально-техническое обеспечения мероприятий по охране окружающей среды, а также экологических программ; установления правил и норм по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и стандартизации в сфере экологии; распределения и перераспределения природных объектов; воспроизводства природных объектов; пространственно-территориального устройства природных объектов; контроля за использованием и охраной природных объектов; разрешения споров о праве экологопользования.

Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования в соответствии с требованиями законодательства.

Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции. Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д. К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы.

Целью сегодняшнего периода является не только повышение эффективности экономики, но и продвижение к устойчивому экономическому развитию, для чего требуется существенное совершенствование экологического планирования и управления природоохранной деятельностью и интеграции политики в области окружающей среды с политикой в других областях.

В общем, наиболее эффективной системой регулирования является такая, которая в результате своего применения создает систему отношений, отличающуюся устойчивостью и оптимальностью. Для постоянного развития экологической системы России нужно строго соблюдать «справедливое отношение между поколениями», а для этого необходимо, чтобы решения нынешнего поколения о защите окружающей среды принимались с учетом воздействия их на поколения будущие.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от. 21.07.2007г. № 5-ФКЗ).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.06.2008) - СПС Гарант.

3. Байдельдинов, Д.Л. Правовой механизм государственного управления в экологии. / Д.Л. Байдельдинов. - Омск, 2007. - 230с.

4. Боголюбов С.А. Экологическое право: конспект лекций / С.А. Боголюбов. - М.: Велби, 2007. - 170с.

5. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. - М.: Академия. 2001. - 1030с.

6. Бринчук, М.М. Экологическое право. (Право окружающей среды) / М.М. Бринчук. - М.: Юристъ, 2007. - 270с.

7. Экология и экономика природопользования. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 420с.

8. Гусев, Р.К. Экологическое право. / Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Бек, 2000. - 420с.

9. Доржиев, Ж.Б., Хамнаев, И.В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. / Ж.Д. Доржиев, И.В. Хамнаев. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 312с.

10. Кузнецова, Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. / Н.В. Кузнецова. - М.: Юриспруденция, 2000. - 430с.

11. Петров, В.В. Экологическое право России. Учебник. / В.В. Петров. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2005. - 190с.

12. Рисин, И.Е., Трещевский, Ю. И. Современные тенденции и проблемы развития экономики: Учебное пособие. / И.Е. Рисин., Ю.И. Трещевский. - Воронеж: Изд. ВГУ, 2008. - 100с.

13. Шабанов, В.В. Введение в рациональное природопользование. / В.В. Шабанов. - М.: Изд. МГУП, 2008. - 93с.

14. Шемшученко, Ю.С. Правовые проблемы экологии. / Ю.С. Шемшученко. - М.: Центр Экос, 2004. - 120с.

15. Боровский, Е.Э. Экологическое право Росиии. / Е.Э. Боровский // Газета «Биология», № 46. - 2004. - С. 15-20.

16. Саракаева, З.Х. Государственное регулирование природопользования. / З.Х. Саракаева // «Главный бугалтер», №2. - 2009. - С. 17.

Подобные документы

Понятие и основные принципы государственного управления в области охраны окружающей среды, его методы и функции. Система государственных органов регулирования охраны окружающей среды. Структура Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

реферат [29,3 K], добавлен 11.11.2011

Структура Департамента природопользования и охраны окружающей среды: виды деятельности, задачи и функции. Характеристика подведомственных организаций. Нормативные правовые акты, на которых основывается работа организации. Порядок организации деятельности.

отчет по практике [239,8 K], добавлен 27.05.2015

Рассмотрение структуры органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования: высшие (Президент РФ, парламент, Правительство), специальные (Министерство природных ресурсов) органы, и ознакомление с подходами к их систематизации.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 25.03.2010

Организация системы государственного регулирования природопользования. Формирование экологической политики. Выработка стратегии природопользования. Выбор методов государственного регулирования природопользования. Сущность экологического нормирования.

доклад [13,3 K], добавлен 05.03.2013

Назначение и компетенция, сферы деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Правовые основы деятельности согласно законодательству РФ.

реферат [17,2 K], добавлен 12.03.2010

Система государственного управления в области охраны окружающей среды. Работа правоохранительных органов РБ в области экологии. Применение судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды.

дипломная работа [50,6 K], добавлен 07.02.2010

Основные направления и принципы норм международного права в правовом регулировании охраны окружающей среды в Российской Федерации. Российское законодательство в области охраны окружающей природной среды. Регулирование экологических отношений.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;

разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;

объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;

координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

определение порядка организации и осуществления федерального государственного экологического надзора;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

создание и эксплуатация государственного фонда данных;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;

обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

установление порядка обращения с радиоактивными отходами;

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация и проведение государственной экологической экспертизы;

взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;

установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;

С 01.09.2023 абз. 21 ст. 5 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.12.2021 N 446-ФЗ). См. будущую редакцию.

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;

образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;

экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;

установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 25.06.2012 N 93-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 203-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также определение показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;

(абзац введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

установление перечня загрязняющих веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление перечня областей применения наилучших доступных технологий;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление порядка разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

установление порядка рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, порядка выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 453-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - IV категорий;

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

утверждение правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения.

I. Общие положения

1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного геологического контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, федерального государственного охотничьего контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы, федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.2018 N 1314, от 11.07.2019 N 882, от 25.12.2021 N 2472)

(см. текст в предыдущей редакции)

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства.

Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Постановление Правительства РФ от 14.09.2016 N 920.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию.

3. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

    • органы общей компетенции;
    • специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
    • иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

    Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

    Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

    К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

      1. Президент России;
      2. Правительство России;
      3. правительства (администрация) субъектов РФ.

      Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

        • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
        • нормотворчество;
        • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
        • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
        • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

        Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

        При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

        Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера - федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

        Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

          • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
          • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
          • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

          Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

          Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

          Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды

          На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

          В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

          В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

          • федеральные министерства;
          • федеральные агентства;
          • федеральные службы.

          Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

          • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
          • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.
          • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

          В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

            Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
          • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
          • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

          Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами

          В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

          К таким органам относятся, в частности:

          • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
          • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
          • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
          • Федеральная таможенная служба;

          Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

          Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

          Управление в данной сфере выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений , образующих само экологическое право.

          Цель управления природопользованием и охраной окружающей среды:

          • обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

          Социальное значение управления природопользованием и охраной окружающей среды:

          • определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается
            1. соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина,
            2. сохранение и восстановление благоприятного состояния природы.

          Прежде всего, в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

          Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

          Субъекты управления природопользованием и охраной окружающей среды:

          • общественные формирования и граждане;
          • юридические лица;
          • государственные органы;
          • муниципальные органы.

          Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

          • общественное;
          • производственное;
          • муниципальное;
          • отраслевое (ведомственное);
          • государственное управление.

          Содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, определяется совокупностью функций управления.

          Функция управления природопользованием и охраной окружающей среды - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

          Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды

          • подзаконное нормотворчество;
          • создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
          • координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
          • экологическое планирование;
          • экологическое нормирование;
          • экотехническая регламентация;
          • экологическая стандартизация;
          • оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;
          • экологическая экспертиза;
          • экологическое лицензирование;
          • экологическая сертификация;
          • экологический аудит;
          • экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);
          • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
          • экологическое воспитание и образование;
          • проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;
          • экологический контроль;
          • разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

          Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

          • административный (прямой) метод (например, приказ);
          • экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);
          • моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

          Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.

          Общественное управление природопользованием и охраной окружающей среды непосредственно связано с реализацией положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия - демократическое правовое государство. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологическое просвещение и контроль.
          Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется практическими задачами, стоящими перед каждым юридическим лицом (предприятием) по выполнению адресованных ему правовых экологических требований. Наиболее специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль.

          Муниципальное управление природопользованием и охраной окружающей среды направлено на решение местных экологических проблем. Оно осуществляется исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления на всей территории России. Деятельность по управлению природопользованием и охраной окружающей среды на местном уровне определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., другими нормативными правовыми актами. К ведению местного самоуправления относятся:

          • владение, пользование и распоряжение природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
          • обеспечение санитарного благополучия населения;
          • регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
          • контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
          • регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
          • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;
          • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
          • организация и содержание муниципальной информационной службы.

          Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Как и при производственном управлении, содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

          Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: