Протокол об аресте судна

Обновлено: 25.04.2024

В соответствии с Правилами задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 51, ст. 4990), приказываю:

1. Утвердить формы следующей служебной документации по задержанию маломерных судов, помещению их на специализированную стоянку и хранению:

форму протокола о задержании маломерного судна (приложение N 1);

форму акта на передачу задержанного маломерного судна на специализированную стоянку (приложение N 2);

форму типового договора о взаимодействии должностных лиц органов государственной инспекции по маломерным судам с лицами, ответственными за хранение задержанных маломерных судов на специализированной стоянке и их выдачу (приложение N 3).

2. Утвердить Порядок учета задержанных маломерных судов на специализированной стоянке (приложение N 4).

3. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, начальников государственных инспекций по маломерным судам субъектов Российской Федерации, руководителей организаций МЧС России в установленном порядке.

4. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего Приказа на заместителя Министра Г.А. Короткина.

к Приказу МЧС России

от 21.05.2004 N 230

к Приказу МЧС России

от 21.05.2004 N 230

Примечание: Акт составляется в 3 экземплярах для судовладельца, специализированной стоянки и органа ГИМС.

к Приказу МЧС России

от 21.05.2004 N 230

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ

С ЛИЦАМИ, ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ХРАНЕНИЕ ЗАДЕРЖАННЫХ

МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ

СТОЯНКЕ И ИХ ВЫДАЧУ

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Территориальный орган ГИМС в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" передает задержанные маломерные суда, а Организация осуществляет их хранение.

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Территориальный орган ГИМС обязуется:

2.1.1. Обеспечивать передачу задержанных маломерных судов для хранения на специализированную(ые) стоянку(ки) в Организацию, ответственную за их хранение и выдачу, сообщая при этом диспетчеру или иному сотруднику Организации сведения о должностных лицах, задержавших суда, и номера их нагрудных знаков (при наличии), а также место, время и причину задержания, данные о маломерных судах.

2.1.2. Вручать копии протоколов о задержании маломерных судов представителю Организации, ответственному за хранение маломерных судов на специализированной стоянке.

2.1.3. Предоставить Организации перечень должностных лиц, уполномоченных давать разрешение (в письменной форме) на выдачу задержанных маломерных судов, помещенных на специализированную стоянку.

2.2. Организация обязуется:

2.2.1. Принимать на указанную(ые) стоянку(и) передаваемые для хранения задержанные должностными лицами территориального органа ГИМС маломерные суда.

2.2.2. Организовать надлежащую охрану стоянки задержанных маломерных судов и находящегося на них имущества и круглосуточно обеспечивать их сохранность в соответствии с действующим законодательством.

2.2.3. Вести учет задержанных маломерных судов на специализированных стоянках в порядке, установленном МЧС России.

2.2.4. Производить выдачу задержанных маломерных судов судоводителям (владельцам, представителям владельцев) на основании разрешений (в письменной форме) должностных лиц территориального органа ГИМС.

3. ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

3.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

3.3. Наступление обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, при условии соблюдения требований пункта 3.3 настоящего Договора продлевает срок исполнения договорных обстоятельств на период, который в целом соответствует сроку действия наступившего обстоятельства и разумному сроку для его устранения.

3.4. В случае если обстоятельства, предусмотренные настоящей статьей, длятся более ___________________________ месяцев, стороны совместно определят дальнейшую юридическую судьбу настоящего Договора.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Настоящий Договор вступает в действие с момента его подписания и действует до "__" ____________ ____ г.

4.2. Споры и разногласия, возникающие из настоящего Договора, или в связи с ним, будут решаться путем переговоров. В случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение в суд.

4.4. Любые дополнения, протоколы, приложения к настоящему Договору становятся его неотъемлемыми частями с момента их подписания уполномоченными представителями Сторон.

4.5. Во всем, что не оговорено в настоящем Договоре, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

4.6. При изменении наименования, адреса, банковских реквизитов или реорганизации стороны информируют друг друга в письменной форме в 3-дневный срок.

4.7. Основаниями расторжения настоящего договора являются:

- нарушение Сторонами положений настоящего договора;

- иные случаи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

4.8. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится в территориальном органе ГИМС, а второй - у Организации.

5. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

к Приказу МЧС России

от 21.05.2004 N 230

УЧЕТА ЗАДЕРЖАННЫХ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СТОЯНКЕ

1. Учет задержанных маломерных судов на специализированной стоянке ведется в журнале учета задержанных маломерных судов, помещенных на специализированную стоянку.

2. Журнал учета задержанных маломерных судов, помещенных на специализированную стоянку, ведет лицо, ответственное за хранение задержанных маломерных судов на специализированной стоянке.

3. Журнал учета задержанных маломерных судов, помещенных на специализированную стоянку, регистрируется в аппарате управления соответствующего территориального органа государственной инспекции по маломерным судам (территориальный орган ГИМС). Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью соответствующего территориального органа ГИМС. На последнем листе производится заверительная подпись о количестве пронумерованных листов. Записи в журнале производятся чернилами (пастой) без помарок и исправлений.

4. Журнал хранится в организации, осуществляющей хранение задержанных маломерных судов, в течение трех лет после внесения в него последней записи.

5. Журнал учета задержанных маломерных судов, помещенных на специализированную стоянку, ведется по прилагаемой форме.

к Порядку учета

задержанных маломерных судов

УЧЕТА ЗАДЕРЖАННЫХ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СТОЯНКЕ

2) помещать маломерные суда в установленном порядке на стоянку и хранение в случаях: управления маломерным судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения; уклонения судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Передача задержанного маломерного судна на хранение на специализированную стоянку осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 "Об утверждении правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" и Приказом МЧС России от 21.05.2004 N 230 "О формах служебной документации по задержанию маломерных судов, помещению их на специализированную стоянку и хранению" <**>;

19. При передаче судна на специализированную стоянку составляется соответствующий акт по форме, устанавливаемой Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

20. Запрещение эксплуатации наземного транспортного средства осуществляется в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 27.13 Кодекса.

2.1. К гражданам и должностным лицам, нарушившим нормы КоАП РФ, должностным лицом ГИМС может быть применено одно из административных наказаний (ст.3.2):

административный штраф (далее - штраф).

Лишение граждан права управления маломерным судном осуществляется судьями.

При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо ГИМС может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием без составления протокола (ст.2.9).

2.2. О совершении административного правонарушения должностное лицо ГИМС составляет протокол об административном правонарушении (приложение 1), что является возбуждением дела об административном правонарушении.

Протокол заполняется, как правило, шариковой ручкой, вносимые в протокол исправления заверяются подписью должностного лица.

В случаях когда за административные правонарушения предусмотрена ответственность в виде лишения граждан права управления маломерным судном и при возбуждении должностными лицами ГИМС дел об административных правонарушениях (составление протоколов), предусмотренных частью 1 статьи 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)", частью 1 статьи 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)", статьей 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения", статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ, протоколы и материалы к ним направляются для рассмотрения судье (ст.3.8, часть 1; ст.28.8). В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22; 8.23; 11.7-11.13 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами ГИМС или, в отношении несовершеннолетних, - комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанные в настоящем пункте статьи КоАП РФ приведены в приложении 8.

Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении протокола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, а также лицом, привлекаемым к административной ответственности, свидетелями и потерпевшими. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

2.3. Для пресечения административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица ГИМС вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.1):

доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в иное служебное помещение);

досмотр маломерных судов (обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения);

изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении досмотра поднадзорных судов в присутствии двух понятых.

Указанные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются должностными лицами ГИМС, как правило, совместно с представителями органов внутренних дел; в необходимых случаях должностное лицо ГИМС вправе обратиться к должностным лицам органов внутренних дел с ходатайством о задержании лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ст.27.3, часть 1);

задержание маломерного судна (передача судна для хранения и технического обслуживания на базы (сооружения) для стоянок маломерных судов за счет судовладельцев).

О доставлении нарушителя, досмотре и задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Об изъятии вещей и документов в присутствии двух понятых составляется протокол (приложение 2).

2.3.1. При совершении административных правонарушений, влекущих лишение права управления маломерным судном, то есть предусмотренных частью 2 ст.11.7, ст.11.9 и ст.11.11, должностные лица ГИМС имеют право изымать до вынесения постановления по делу об административном правонарушении удостоверение на право управления маломерным судном, о чем делается запись в протоколе и талоне к удостоверению. Талон является временным (в течение 1 месяца) разрешением на право управления и продлевается до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ст.27.10, части 3 и 5).

2.3.2. В случае обнаружения признаков подделки или выведенного из обращения удостоверения на право управления, талона к нему и судового билета, эти документы изымаются до выяснения, о чем составляется протокол об изъятии вещей и документов (приложение 2).

2.3.3. Нарушение фиксируется компостером просечкой круглой формы в графе "номер нарушения по перечню" талона к удостоверению и заверяется подписью госинспектора по маломерным судам с проставлением даты.

2.3.4. Судоводитель, находящийся в состоянии опьянения, отстраняется от управления маломерным судном и к протоколу об административном правонарушении прилагается протокол освидетельствования его на алкогольное опьянение по установленной форме. Копия этого протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст.27.12).

2.3.5. При уклонении судоводителя от освидетельствования в присутствии двух свидетелей составляется протокол об административном правонарушении, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования.

2.3.6. При административных нарушениях, предусмотренных статьей 11.9, должностными лицами ГИМС производится задержание маломерного судна. Маломерное судно задерживается до устранения причины задержания (ст.27.13). О задержании маломерного судна делается запись в протоколе об административном правонарушении.

2.4. Протокол об административном правонарушении и материалы к нему обосновывающие необходимость лишения судоводителя права управления маломерным судном, направляются судье в течение суток с момента составления протокола.

2.5. При административном правонарушении, повлекшем повреждения судов грузов, имущества или сооружений с нанесением материального ущерба, к протоколу прилагаются схемы, графики, объяснения участников и свидетелей происшествия, другие документы, которые подписываются составившими их должностными лицами, судоводителями и свидетелями.

2.6. Должностные лица ГИМС для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях обязаны рассматривать (ст.28.1):

Государства - участники настоящей Конвенции,

признавая желательным содействовать гармоничному и упорядоченному развитию мировой морской торговли,

будучи убеждены в необходимости принятия правового документа, предусматривающего международную унификацию в отношении ареста судов с учетом последних изменений в соответствующих областях,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции:

1. "Морское требование" означает требование, возникающее в связи с одним или несколькими следующими обстоятельствами:

a) причинение убытков или ущерба при эксплуатации судна;

b) смерть или причинение телесных повреждений на суше либо на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;

c) спасательные операции или любое соглашение о спасании, в том числе специальная компенсация, в случае, если она устанавливается, при осуществлении спасательных операций в отношении судна, которое само по себе или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде;

d) ущерб, причиненный судном окружающей среде, побережью или связанным с ними интересам, либо угроза причинения такого ущерба; меры, принимаемые для предотвращения, уменьшения или устранения такого ущерба; компенсация за такой ущерб; расходы на разумные меры по восстановлению окружающей среды, которые были фактически приняты или должны быть приняты; убытки, которые были понесены или, вероятно, будут понесены третьими лицами в связи с таким ущербом; и ущерб, расходы или убытки, аналогичные по своему характеру тем, которые указаны в настоящем подпункте d);

e) издержки или расходы в отношении подъема, удаления, восстановления, уничтожения или обезвреживания судна, которое затонуло, превратилось в обломки, село на мель или покинуто, в том числе все, что находится или находилось на борту такого судна, и издержки или расходы в отношении сохранения покинутого судна и содержания его экипажа;

f) любой договор использования судна или договор аренды судна на условиях чартера либо иным образом;

g) любой договор перевозки грузов или договор перевозки пассажиров на судне на условиях чартера либо иным образом;

h) утрата или повреждение перевозимых на судне грузов (в том числе багажа) или ущерб, причиненный в связи с такими грузами;

k) лоцманская проводка;

l) снабжение судна грузами, материалами, продовольствием, топливом, оборудованием (в том числе контейнерами) или оказание услуг судну в целях эксплуатации судна, управления им, его сохранения либо содержания;

m) строительство, модернизация, ремонт, переоборудование или оснащение судна;

n) портовые и канальные сборы, сборы в доках, гаванях и на других судоходных путях;

о) заработная плата и другие суммы, причитающиеся капитану, командному составу судна и другим членам экипажа судна в связи с их работой на судне, в том числе расходы на репатриацию и взносы по социальному страхованию, выплачиваемые от их имени;

р) дисбурсментские расходы, понесенные от имени судна или его собственников;

q) страховая премия (в том числе взносы по взаимному страхованию), уплачиваемая в отношении судна собственником судна или фрахтователем судна по димайз-чартеру либо от их имени;

r) любое комиссионное, брокерское или агентское вознаграждение, уплачиваемое в отношении судна собственником судна или фрахтователем судна по димайз-чартеру либо от их имени;

s) любой спор о праве собственности на судно или владения им;

t) любой спор между двумя или несколькими собственниками судна об использовании судна либо о распределении доходов;

u) ипотека судна ("mortgage", " hypotheque") или обременение судна того же характера;

v) любой спор, возникающий из договора продажи судна.

2. "Арест" означает любое задержание или ограничение в передвижении судна по постановлению суда для обеспечения морского требования, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда или другого исполнительного документа.

3. "Лицо" означает любое физическое лицо либо любое юридическое лицо публичного или частного права, в том числе государство или любую его составную часть.

4. "Лицо, имеющее требование," означает любое лицо, заявляющее морское требование.

5. "Суд" означает любой компетентный судебный орган государства.

Статья 2

Правомочия на арест

1. Судно может быть арестовано или освобождено от ареста только по постановлению суда государства-участника, в котором налагается арест.

2. Судно может быть арестовано только по морскому требованию, но не по какому другому требованию.

3. Судно может быть арестовано для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционной оговоркой или арбитражной оговоркой, предусмотренной соответствующим договором или иным образом, морское требование, по которому налагается арест, должно рассматриваться в суде государства, иного, чем государство, в котором налагается арест, или в арбитраже либо в соответствии с законом другого государства.

4. При условии соблюдения положений настоящей Конвенции процедура ареста судна или его освобождение от ареста регулируются законом государства, в котором арест наложен или запрошен.

Статья 3

Осуществление права на арест

1. Арест любого судна, в отношении которого заявляется морское требование, допускается в случае, если:

a) лицо, которому судно принадлежало в момент возникновения морского требования, является ответственным по такому требованию и собственником судна при наложении ареста; или

b) фрахтователь судна по димайз-чартеру в момент возникновения морского требования является ответственным по такому требованию и фрахтователем по димайз-чартеру либо собственником судна при наложении ареста; или

c) это требование основано на ипотеке судна или обременении судна того же характера; или

d) требование касается права собственности на судно или владения им; или

e) требование к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна обеспечивается морским залогом на судно, который предоставляется или возникает в соответствии с законом государства, в котором арест запрошен.

2. Допускается арест также любого другого судна или любых других судов, которые при наложении ареста принадлежат лицу, которое является ответственным по морскому требованию и которое в момент возникновения требования являлось:

a) собственником судна, в отношении которого возникло морское требование; или

b) фрахтователем по димайз-чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру такого судна.

Настоящее положение не применяется к требованиям о праве собственности на судно или владении им.

3. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи арест судна, которое не принадлежит лицу, являющемуся ответственным по требованию, допускается лишь в случае, если в соответствии с законом государства, в котором запрашивается арест, судебное решение, вынесенное по такому требованию, может быть исполнено в отношении такого судна посредством продажи его по решению суда или принудительной продажи.

Статья 4

Освобождение от ареста

1. Арестованное судно освобождается от ареста при предоставлении достаточного обеспечения в удовлетворительной форме, за исключением случаев, если судно было арестовано по любому из морских требований, перечисленных в подпунктах s) и t) пункта 1 статьи 1. В таких случаях суд может разрешить лицу, во владении которого находится судно, продолжить использование судна при условии предоставления таким лицом достаточного обеспечения или иным образом решить вопрос об использовании судна в период ареста.

2. При отсутствии соглашения сторон о размере и форме обеспечения суд определяет его форму и размер, не превышающий стоимости арестованного судна.

3. Любая просьба об освобождении судна от ареста в связи с предоставлением обеспечения не означает признание ответственности, отказ от любых средств защиты или от права на ограничение ответственности.

4. В случае, если судно было арестовано в государстве, не являющемся государством-участником, и не освобождается от ареста, несмотря на предоставление обеспечения в отношении такого судна по тому же требованию в государстве-участнике, такое обеспечение подлежит освобождению в соответствии с постановлением суда государства-участника при обращении к нему.

5. В случае, если в государстве, не являющемся государством-участником, судно освобождается при предоставлении удовлетворительного обеспечения в отношении такого судна, любое обеспечение, предоставленное в государстве-участнике по тому же требованию, подлежит освобождению в соответствии с постановлением суда в той мере, в какой общий размер обеспечения, предоставленного в двух государствах, превышает:

a) размер требования, по которому судно было арестовано, или

b) стоимость судна,

в зависимости от того, что из них меньше. Однако постановление о таком освобождении выносится лишь в случае, если обеспечение, предоставленное в государстве, не являющемся государством-участником, фактически доступно для лица, имеющего требование, и может свободно переводиться.

6. В случае, если обеспечение было предоставлено в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, лицо, предоставившее такое обеспечение, может в любое время обратиться в суд с просьбой об уменьшении, изменении или аннулировании такого обеспечения.

Статья 5

Право на повторный арест и многократные аресты

1. В случае, если в каком-либо государстве судно уже было арестовано и освобождено от ареста или обеспечение в отношении такого судна уже было предоставлено для обеспечения морского требования, такое судно в последующем не может быть арестовано вновь или арестовано по тому же морскому требованию, если только:

a) характер или размер обеспечения в отношении такого судна, уже предоставленного по тому же требованию, является недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать стоимость судна; или

b) лицо, которое предоставило обеспечение, не может или, вероятно, не сможет выполнить свои обязательства полностью или частично; или

c) арестованное судно или предоставленное обеспечение освобождено:

i) по просьбе или с согласия лица, имеющего требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия; или

ii) в связи с невозможностью лица, имеющего требование, воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

2. Любое другое судно, которое могло бы быть арестовано по тому же морскому требованию, не подлежит аресту, если только:

a) характер или размер обеспечения, уже предоставленного по тому же требованию, является недостаточным; или

b) применяются положения подпунктов b) или с) пункта 1 настоящей статьи.

3. "Освобождение" для целей настоящей статьи не применяется к любому незаконному освобождению судна от ареста или незаконному уходу судна от ареста.

Статья 6

Защита собственников и фрахтователей по димайз-чартеру арестованных судов

1. Суд может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста обязать лицо, которое требует ареста судна или добилось наложения ареста, предоставить обеспечение такого характера, в таком размере и на таких условиях, которые могут быть определены таким судом, за любые убытки, которые могут быть причинены ответчику в результате ареста и за которые такое лицо может быть признано ответственным, в том числе, но не ограничиваясь этим, за такие убытки или ущерб, которые могут быть причинены в результате:

a) незаконного или неоправданного ареста; или

b) чрезмерного затребованного и предоставленного обеспечения.

2. Суды государства, в котором наложен арест, обладают юрисдикцией определять размер ответственности, если она возникает, лица, заявившего требование, за убытки или ущерб, причиненный в результате ареста судна, в том числе, но не ограничиваясь этим, за такие убытки или ущерб, которые могут быть причинены в результате:

a) незаконного или неоправданного ареста; или

b) чрезмерного затребованного и предоставленного обеспечения.

3 . Ответственность, если она возникает, лица, заявившего требование, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается на основании закона государства, в котором наложен арест.

4. В случае, если суд в другом государстве или арбитраж должен рассматривать дело по существу в соответствии с положениями статьи 7, разбирательство в отношении ответственности лица, заявившего требование, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может быть приостановлено до вынесения решения по существу.

5. В случае, если в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи было предоставлено обеспечение, лицо, предоставившее его, может в любое время обратиться в суд с просьбой об уменьшении, изменении или аннулировании такого обеспечения.

1. Судно, доставленное в порт Российской Федерации должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 10.1 части 1 статьи 27.2 настоящего Кодекса, может быть задержано для выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса.

2. Задержание судна осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

3. О задержании судна составляется протокол. Копия протокола о задержании судна вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. Срок задержания судна исчисляется с момента составления протокола о задержании судна и не может превышать 72 часа. По истечении срока задержания судно подлежит освобождению либо аресту в порядке, предусмотренном статьей 27.14.1 настоящего Кодекса.

5. О задержании иностранного судна федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в Российской Федерации.

6. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 27.13.1 КоАП РФ

1. Комментируемая ст. 27.13.1 КоАП РФ определяет порядок задержания судна, доставленного в порт Российской Федерации в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ. Под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (ч. 1 ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ.

Задержание такого судна является не обязательным, а возможным и осуществляется с целью обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных:

- ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ (нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море);

- ст. 8.18 КоАП РФ (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- ст. 8.19 КоАП РФ (нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- ст. 8.20 КоАП РФ (незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации);

- ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ (те же действия (что перечислены в ч. 1 ст. 11.7.1 КоАП РФ), если они сопряжены с незаконным воспрепятствованием движению судов морского транспорта и (или) производственной деятельности и (или) блокированием транспортных коммуникаций в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации).

2. Задержание судна осуществляется лицами, указанными в ст. 28.3 КоАП РФ и в главе 23 КоАП РФ в качестве составителей протоколов об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

3. О задержании судна составляется протокол. Требования к содержанию такого протокола в комментируемой статье не устанавливаются. Исходя из аналогии закона, в данном случае необходимо использовать нормы ч. 4 ст. 27.13, в которой указываются требования к содержанию протокола задержания транспортных средств (см. комментарий). Копия протокола о задержании судна вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

4. С момента составления протокола, указанного в ч. 3 комментируемой статьи начинают исчисляться срок задержания судна. Этот срок не может превышать 72 часа. По их истечению судно либо освобождается (если дело об административном правонарушении прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ), либо арестовывается в порядке ст. 27.14.1 КоАП РФ.

5. О задержании иностранного судна федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, незамедлительно уведомляет дипломатическое представительство или консульское учреждение государства флага судна в Российской Федерации. Это требование вытекает из ч. 4 ст. 73 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982), ратифицирована Федеральным законом от 26.02.1997 N 30-ФЗ.

Для обеспечения такого информирования п. 8 Правил хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452) устанавливает, что о задержании иностранного судна уполномоченное должностное лицо незамедлительно информирует Министерство иностранных дел Российской Федерации.

6. Комментируемая часть отсылает к Постановлению Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452 "О хранении, содержании, обеспечении безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещении владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа". Согласно данному документу хранение задержанного судна заключается в размещении его в специально отведенном месте, обеспечении сохранности данного судна, предотвращении несанкционированного доступа к нему и недопущения несанкционированных действий с ним.

Содержание задержанного судна включает снабжение его электроэнергией, топливом, водой в количестве, необходимом для обеспечения жизнедеятельности экипажа и безопасной стоянки судна. Обеспечение безопасной стоянки задержанных судов включает в себя мероприятия по обеспечению живучести судна, то есть его способности противостоять аварийным повреждениям, в том числе мероприятия по восстановлению и поддержанию судна в состоянии, пригодном для его использования.

Должностное лицо пограничного или таможенного органа (уполномоченное должностное лицо) после принятия решения о доставлении судна в морской порт Российской Федерации незамедлительно информирует об этом капитана порта, в который будет доставлено судно. Доставленные в порт суда помещаются в отведенные районы якорной стоянки для задержанных судов (районы якорной стоянки), которые определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой. Местоположение района якорной стоянки должно обеспечивать возможность контроля за задержанными судами.

Уполномоченное должностное лицо после принятия решения о задержании судна объявляет судовладельцу и (или) капитану судна об ограничении права пользования и распоряжения судном и находящимся на нем имуществом, о чем делается запись в соответствующем протоколе. Пользование задержанными судами, находящимся на них имуществом допускается для выполнения мероприятий, касающихся обеспечения жизнедеятельности экипажа, соблюдения требований в области охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения, а также требований безопасности мореплавания (включая мероприятия по обеспечению безопасной стоянки и содержанию судна).

Задержанные суда находятся в районах якорной стоянки. Они могут быть перемещены к причалу порта в следующих случаях:

а) техническое состояние задержанного судна и (или) численность членов экипажа, имеющих надлежащую квалификацию, не обеспечивает безопасную стоянку указанного судна и защиту морской среды в районе якорной стоянки;

б) процессуальные действия и грузовые операции, проводимые в отношении задержанного судна, требуют нахождения указанного судна у причала порта.

В случаях отсутствия судовладельца и капитана судна задержанное судно передается для хранения, содержания и обеспечения безопасной стоянки организации, которая оказывает указанные услуги в соответствии с учредительными документами и с которой пограничным или таможенным органом заключается договор хранения. В случае наличия на задержанном судне экипажа обеспечение его жизнедеятельности осуществляется в рамках мероприятий по содержанию судна.

До передачи задержанного судна хранителю хранение указанного судна обеспечивается уполномоченным должностным лицом, принявшим решение о задержании судна.

Требования, предъявляемые к оказанию услуг по обеспечению безопасной стоянки задержанных судов в портах, определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.

Хранитель определяется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Документы, подтверждающие передачу (помещение) задержанного судна на хранение, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

Причал порта должен соответствовать условиям, обеспечивающим безопасную стоянку задержанных судов, в том числе в штормовую погоду, возможность проведения грузовых операций и принятия мер по охране указанных судов.

Возмещение владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением задержанного судна, обеспечением жизнедеятельности его экипажа, осуществляется хранителем или иным лицом, обеспечивающим хранение задержанного судна.

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А., 2019. Издательство "РосБух"

1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 10.1 части 1 статьи 27.2 настоящего Кодекса, осуществляется в соответствии со статьей 27.14 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей статьи.

2. Порядок хранения, содержания, обеспечения безопасной стоянки и возврата арестованных судов и порядок возмещения владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, административная ответственность за которое установлена частью 2 статьи 8.17, статьями 8.18 - 8.20, частью 2 статьи 11.7.1 настоящего Кодекса, подлежит незамедлительному освобождению после внесения залога в порядке, предусмотренном статьей 27.18 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 27.14.1 КоАП РФ

Комментируемая ст. 27.14.1 КоАП РФ посвящена такой мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как арест судна, доставленного в порт Российской Федерации. Данная обеспечительная мера осуществляется по правила, установленным ст. 27.14 КоАП РФ, в учетом положений настоящей статьи.

Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации, осуществляется:

- должностными лицами пограничных органов при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ);

- должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил во внутренних морских водах, в территориальном море (п. 10.1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).

Часть 2 комментируемой статьи посвящена порядку ареста судна, доставленного в порт Российской Федерации. Норма является отсылочной, поскольку порядок реализации данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1452 "О хранении, содержании, обеспечении безопасной стоянки и возврата задержанных или арестованных судов, возмещении владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением судна и обеспечением жизнедеятельности его экипажа".

Хранение арестованного судна заключается в размещении его в специально отведенном месте, обеспечении сохранности данного судна, предотвращении несанкционированного доступа к нему и недопущения несанкционированных действий с ним (п. 2). Содержание арестованного судна включает снабжение его электроэнергией, топливом, водой в количестве, необходимом для обеспечения жизнедеятельности экипажа и безопасной стоянки судна (п. 3). Обеспечение безопасной стоянки арестованных судов включает в себя мероприятия по обеспечению живучести судна, то есть его способности противостоять аварийным повреждениям, в том числе мероприятия по восстановлению и поддержанию судна в состоянии, пригодном для его использования (п. 4).

Должностное лицо пограничного или таможенного органа после принятия решения о доставлении судна в морской порт Российской Федерации незамедлительно информирует об этом капитана порта, в который будет доставлено судно. Доставленные в порт суда помещаются в отведенные районы якорной стоянки для задержанных или арестованных судов, которые определяются Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и ФТС России. Местоположение района якорной стоянки должно обеспечивать возможность контроля за арестованными судами. О задержании иностранного судна уполномоченное должностное лицо незамедлительно информирует МИД России.

Уполномоченное должностное лицо после принятия решения о задержании судна объявляет судовладельцу и (или) капитану судна об ограничении права пользования и распоряжения судном и находящимся на нем имуществом, о чем делается запись в соответствующем протоколе.

Пользование арестованными судами, находящимся на них имуществом допускается для выполнения мероприятий, касающихся обеспечения жизнедеятельности экипажа, соблюдения требований в области охраны человеческой жизни на море и защиты морской среды от загрязнения, а также требований безопасности мореплавания (включая мероприятия по обеспечению безопасной стоянки и содержанию судна).

Арестованные суда находятся в районах якорной стоянки или у причала порта. Причал порта должен соответствовать условиям, обеспечивающим безопасную стоянку арестованных судов, в том числе в штормовую погоду, возможность проведения грузовых операций и принятия мер по охране указанных судов.

В случаях отсутствия судовладельца и капитана судна арестованное судно передается для хранения, содержания и обеспечения безопасной стоянки организации, которая оказывает указанные услуги в соответствии с учредительными документами и с которой пограничным или таможенным органом заключается договор хранения. В случае наличия на арестованном судне экипажа обеспечение его жизнедеятельности осуществляется в рамках мероприятий по содержанию судна.

Требования, предъявляемые к оказанию услуг по обеспечению безопасной стоянки арестованных судов в портах, определяются Минтрансом России по согласованию с ФСБ России и ФТС России.

Арестованное судно возвращается судовладельцу или капитану судна после оплаты ими расходов, предусмотренных договором хранения.

Хранитель определяется на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, подтверждающие передачу (помещение) арестованного судна на хранение, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

Возмещение владельцам объектов инфраструктуры портов расходов, связанных с хранением арестованного судна, обеспечением жизнедеятельности его экипажа, осуществляется хранителем или иным лицом, обеспечивающим хранение арестованного судна (п. п. 5 - 18).

3. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что судно, явившееся орудием совершения административного правонарушения, в качестве которого применена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как арест судна, подлежит незамедлительному освобождению после внесения за него залога.

Залог за арестованное судно состоит во внесении физическим или юридическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, судовладельцем, страховщиком или компетентным органом государства флага судна денежных средств в суд, избравший данную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.18 КоАП РФ).

Следует иметь в виду, что применение данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении возможно при совершении следующим административных правонарушений:

"нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море" (ч. 2 статьи 8.17 КоАП РФ);

"нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.18 КоАП РФ);

"нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.19 КоАП РФ);

"незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 8.20 КоАП РФ);

"те же действия (что перечислены в ч. 1 ст. 11.7.1 КоАП РФ), если они сопряжены с незаконным воспрепятствованием движению судов морского транспорта и (или) производственной деятельности и (или) блокированием транспортных коммуникаций в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11.7.1 КоАП РФ).

Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А., 2019. Издательство "РосБух"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: