Взаимодействие налоговых органов и судов

Обновлено: 25.04.2024

Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти.

Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:

· территориальные налоговые органы – органы региональной и местной власти (главным образом, финансовые);

· ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – информационный обмен;

· ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

· ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

· ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

· ФНС и Фонд социального страхования Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде.

Рассмотрим подробнее один из видов взаимодействия налоговиков с органами государственной власти - МВД и Федеральная налоговая служба.

С МВД ФНС заключила Соглашение, предметом которого является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в вопросах предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

- выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной и табачной продукции;

- предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

- выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.

Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

- планирование и проведение, как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из Сторон, мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации;

- взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;

- обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;

- проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.

Порядок и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Для осуществления мероприятий взаимодействия в перечисленных выше формах и координации совместной деятельности на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации // Справочно-информационная система (СПС) «Консультант Плюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во. 2009. 608 с.

3. "О налоговых органах Российской Федерации" № 151-ФЗ от 8 июня 1999 // Справочно-информационная система (СПС) «Консультант Плюс».

4. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 793 "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации"

5. Приказ МНС РФ от 21 июля 2003 г. N БГ-3-15/413 "Об утверждении Положения о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу"

6. Письмо МНС РФ от 8 февраля 2000 г. N АС-6-16/113@ “О разграничении полномочий налоговых органов и органов налоговой полиции в связи с принятием Федерального закона от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

7. Инструкция о порядке взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (утв. приказом ФПС РФ и МНС РФот 25 декабря 2000 г.N 680/БГ-3-34/455)

8. Рекомендации по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства (Письмо Госналогслужбы РФ от 6 октября 1993 г. N ВГ-6-14/344)

9. Приказ МНС РФ от 25.08.2000 N БГ-3-20/312 (с изм. от 24.02.2004) "О типовых структурах инспекций МНС России"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОМПЕТЕНЦИИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА

Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие фнс с правоохранительными органами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взаимодействие фнс с правоохранительными органами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: На пути к искусственному интеллекту в организации судебного делопроизводства
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2020, N 3) Построение систем, использующих искусственный интеллект, должно обеспечивать их взаимосвязь и надежный информационный обмен. Такая деятельность относится к внутреннему, служебному контуру экспертных систем, но информация о таком информационном обмене должна быть доступна пользователю в защищенном режиме с учетом соблюдения законодательства о персональных данных. Для судебной системы такая оптимизация в судебном делопроизводстве наиболее актуальна в сфере взаимодействия с правоохранительными органами, Федеральной службой кадастра и картографии, Федеральной налоговой службой, Федеральным казначейством в сфере обмена исполнительными документами в электронном виде, с органами исполнительной власти, обеспечивающими ведение архивного дела РФ по вопросам согласования сводных номенклатур дел, а также организации хранения архивных документов судов - их уничтожения и передачи на государственное хранение и т.д. Определенные достижения в данной сфере интерактивного сотрудничества уже имеются.

Нормативные акты: Взаимодействие фнс с правоохранительными органами

"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020) Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам, ссылаясь на то, что в порядке межведомственного взаимодействия управлением от правоохранительных органов получена информация об отсутствии реальности поставки оборудования, фальсификации доказательств, подтверждающих поставку.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Распоряжение Правительства РФ от 11.02.2021 N 312-р
В целях осуществления эффективного контроля перевозки древесины, а также таможенного контроля вывозимых лесоматериалов необходимо разработать порядок информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы лесного комплекса и информационных систем правоохранительных органов, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, достаточного для осуществления эффективного контроля перевозки древесины, а также таможенного контроля вывозимых лесоматериалов.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"

В целях повышения эффективности защиты интересов налоговых органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, усиления ответственности должностных лиц налоговых органов за результаты работы по представлению интересов в судах, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы приказываю:

1. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, за направлением в арбитражные суды законных и подтвержденных доказательствами отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, а также заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, постановления Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судебные акты иных судов, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.

Решение налогового органа о необжаловании судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном производстве принимается путем согласования руководителем соответствующего налогового органа докладной записки начальника юридического отдела налогового органа. Докладная записка должна содержать аргументированную позицию налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику.

2. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня обеспечить представление в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации материалов судебных дел и процессуальных документов по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (начальникам территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по г. Москве, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Московской области, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей).

Представлению подлежат материалы судебных дел независимо от того, в каких судах (арбитражных либо судах общей юрисдикции) рассматривается дело и вне зависимости от уровня соответствующей инстанции, кто является инициатором обращения в суд - налогоплательщики (налоговые агенты, иные лица) либо налоговые органы (другие государственные органы) и кто является стороной по делу - юридические, физические лица или индивидуальные предприниматели.

Представлению подлежат материалы судебных дел вне зависимости от того, каким образом сформулирован предмет требований, в том числе подлежат представлению материалы дел по заявлениям (исковым заявлениям): о признании недействительными (незаконными) решений (требований, иных актов ненормативного характера) налоговых органов; об обязании возместить суммы налога на добавленную стоимость; об обязании возвратить (зачесть) суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов; об уплате процентов за нарушение сроков, предусмотренных действующим законодательством; о признании исполненной обязанности по уплате налогов; о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц налоговых органов; о взыскании убытков; по другим категориям судебных дел.

При определении размера исковых требований подлежат учету суммовые показатели, заявленные в исковых требованиях, в том числе: суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, доначисленные (уменьшенные) по решению налогового органа; суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, указанные в требовании налогового органа (в случае, когда требование налогового органа является предметом отдельного иска); суммы налога на добавленную стоимость, в отношении которых заявлено требование об обязании налоговых органов возместить (возвратить, зачесть); суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов (сборов, иных платежей), в отношении которых заявлено требование о возврате (зачете); суммы заявленных к возврату процентов за нарушение установленных законодательством сроков; суммы налогов (сборов), в отношении которых рассматривается вопрос о признании обязанности по уплате налогов (сборов) исполненной.

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:

контроль за эффективностью представления в судах интересов налоговых органов в виде проверки наличия доказательств, правовых оснований, допустимости доказательств, а при необходимости в виде обеспечения правового сопровождения по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по г. Москве, Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей);

обязательное участие специалистов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 50 миллионов рублей, руководителю Управления ФНС России по г. Москве- по оспариваемым суммам требований свыше 100 миллионов рублей);

правовое сопровождение и участие по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;

представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам, в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации о судебных делах и материалов судебных дел по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 200 миллионов рублей, а руководителю Управления ФНС России по г. Москве и начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам - по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 300 миллионов рублей.

Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению по установленной форме (приложение к настоящему приказу). Материалы судебного дела направляются с сопроводительным письмом, содержащим указанную информацию.

Из материалов судебных дел представлению при первоначальном направлении информации по спору подлежат: копии оспариваемых ненормативных правовых актов налогового органа, заявлений (исковых заявлений). При последующем направлении представлению подлежит объективная на дату направления информация по рассматриваемому спору по установленной настоящим приказом форме, а также определения судов по судебным делам, судебные акты по делу. При необходимости в отношении конкретных дел устанавливается детальный состав представляемой информации и прилагаемых материалов, порядок их представления.

Информация по судебному спору по установленной форме предоставляется инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного и межрегионального уровня не позднее трех рабочих дней от наиболее ранней из следующих дат: дата поступления в налоговый орган определения о принятии дела к производству (повестки о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции) или дата поступления в налоговый орган искового заявления; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации от инспекций ФНС России.

Копии документов, исходящих не от налогового органа (суды, налогоплательщики, иные органы и лица), должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов в налоговый орган; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации и материалов от инспекций ФНС России. Копии документов, исходящих от налогового органа, должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней после составления и присвоения исходящего номера документу; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов от инспекций ФНС России.

Документы, касающиеся проведения судебного заседания, до начала которого остается менее пяти рабочих дней, в обязательном порядке должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться инспекциями ФНС России по факсу в адрес юридических отделов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться по факсу в Правовое управление.

Днем поступления в налоговый орган информации о дате очередного судебного заседания является наиболее ранняя из следующих дат: день поступления в налоговый орган процессуального документа, содержащего сведения о дате судебного заседания, либо день проведения судебного заседания, в котором объявлена дата следующего судебного заседания, доведенная до сведения представителя налогового органа, участвовавшего в судебном заседании, либо день уведомления налогового органа о дате судебного заседания по факсу или телефонограммой.

5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам, в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, - вне зависимости от суммы заявленных требований.

Информация по спору подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 настоящего приказа.

6. В целях эффективного взаимодействия инспекций ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и Федеральной налоговой службы при рассмотрении дел в суде надзорной инстанции инспекциями ФНС России при наличии оснований для обжалования судебных актов в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, подлежат представлению на согласование проекты заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, решений налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) не менее чем за два месяца до окончания срока подачи заявления в надзорную инстанцию в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление).

Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации при наличии оснований для обжалования судебных актов в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, проекты согласованных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации заявлений подлежат представлению не менее чем за месяц до окончания срока подачи заявления в надзорную инстанцию на согласование в Правовое управление с приложением в обязательном порядке материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)).

Несогласованные проекты заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов в надзорную инстанцию направлению не подлежат.

Подлежат обязательному представлению инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление) копии определений о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, решений налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) процессуального документа (определения или иного документа) в инспекцию вне зависимости от суммы исковых требований по соответствующему делу. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны представляться в Правовое управление не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.

Информация о дате рассмотрения, а также документы, касающиеся судебного дела, находящегося в стадии надзорного производства, которые поступают в налоговый орган после получения определения о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебных актов в порядке надзора, направляются инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) соответствующего документа. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данная информация и документы должны представляться в Правовое управление не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.

7. Правовому управлению (О.В. Овчар) по получении информации, указанной в пунктах 4, 5 и 6 настоящего приказа, обеспечить:

контроль за эффективностью представления интересов налоговых органов в судах налоговыми органами;

при необходимости правовое сопровождение судебных дел и участие специалистов Правового управления и других управлений центрального аппарата ФНС России при рассмотрении дел в судах.

8. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 31.03.2008 N ММ-3-7/129@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах".

9. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелова.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

Приказ Федеральной налоговой службы от 9 февраля 2011 г. N ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"

Обзор документа

Разработаны меры по повышению эффективности защиты интересов налоговых органов в судах.

При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре в порядке надзора необходимо учитывать сложившуюся судебную практику.

Решение налогового органа о необжаловании судебных актов принимается согласованием руководителем налогового органа докладной записки начальника юридического отдела.

Начальникам инспекций необходимо представлять в региональные управления ФНС России материалы судебных дел и процессуальные документы по оспариваемым требованиям свыше 5 млн руб. (для Москвы и области, Санкт-Петербурга - 30 млн руб.).

Руководители управлений ФНС России по регионам должны контролировать эффективность представления в судах интересов налоговых органов. Для этого проверяются наличие и допустимость доказательств, правовые основания, правовое сопровождение по оспариваемым требованиям свыше 5 млн руб. (для Москвы и области, Санкт-Петербурга - 30 млн руб.).

Специалисты управлений обязательно участвуют в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам более 30 млн руб. (для Московской области, Санкт-Петербурга - 50 млн руб., Москвы - 100 млн руб.).

Если сумма требований налогоплательщика составляет более 200 млн руб. (для Москвы и инспекций по крупным налогоплательщикам - 300 млн руб.), то информация о судебных делах и материалы направляют в Правовое Управление. Также представляют сведения по спорам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики.

Приказ, ранее регулировавший данный вопрос, утратил силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Основанием для такого вывода является объективная характеристика обязательств из причинения вреда и неосновательного обогащения в налоговых отношениях. С объективной точки зрения несмотря на гражданско-правовую природу таких обязательств нет препятствий к их использованию в налоговых отношениях. Конструкции компенсации причинения вреда и неосновательного обогащения являются универсальными правовыми механизмами, позволяющими восстановить имущественные потери потерпевшего, которому противоправными действиями причинен вред (ст. 1064 ГК РФ) или за счет которого приобретатель без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований прибрел или сберег имущество (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). В западноевропейской практике неосновательное обогащение понимается как универсальный механизм, используемый Судом ЕС в налоговых делах, связанных с возвратом (возмещением) как косвенных, так и прямых налогов. Суд ЕС применяет неосновательное обогащение в случаях, когда налогоплательщик на основании неосновательного обогащения возмещает предоставленный налоговым органом вычет или возврат налога.[2]

В пользу этого свидетельствует и тот факт, что согласно современным научным взглядам обязательственные конструкции не являются монополией гражданского права, а налоговые имущественные правоотношения являются по своей экономической сути обязательственными правоотношениями.[3] Универсальный межотраслевой характер обязательств из неосновательного обогащения видимо понимают и сами цивилисты, утверждая, что «… о возникновении обязательств из неосновательного приобретения или сбережения имущества можно говорить во всех случаях, когда действия людей или события приводят к противоправному результату – юридически необоснованному возникновению имущественных выгод на стороне одного лица за счет другого. Именно этот противоправный результат и является фактическим основанием возникновения обязательств из неосновательного обогащения».[4]

Однако представляется, что из фокуса внимания судебного правоприменения необоснованно выпал вопрос правосубъектной специфики анализируемых правоотношений. Совершенно не рассматривается проблема полномочий на предъявление исков о возмещении вреда или исков о возврате неосновательного обогащения в сфере налоговых отношений. Такие иски на практике подают налоговые органы и это не стало предметом правового анализа ни судов по конкретным делам, ни КС РФ. Проблема в том, что право на предъявление таких исков в компетенции налоговых органов выражено очень неоднозначно.

Согласно ст. 160.1 БК РФ полномочиями осуществлять взыскание задолженности по платежам в бюджет, принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты бюджетной системы обладают администраторы доходов бюджетов.[5] Администраторами налоговых доходов бюджетов бюджетной системы определены территориальные органы ФНС России.[6] Полномочия налоговых органов определены ст. 31 НК и ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ». Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ. Следовательно, налоговый орган вправе осуществлять взыскание только такой задолженности, которая обладает статусом недоимки, а таким статусом обладает задолженность, возникшая в налоговом правоотношении. Реализуя полномочия администратора дохода бюджета, налоговые органы реализуют свой финансово-правовой статус и действуют в пределах компетенции, определенной им налоговым законодательством.

Предъявлять в суде иски налоговые органы могут в случаях, предусмотренных п/п. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, вышеназванным Законом РФ (п. 11 ст. 7) и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».[7] В их числе иски (заявления) а) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ; б) о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите; в) о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию неправомерными действиями банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, пени и штрафов с налогоплательщика; г) о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; д) о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; е) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; ж) о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Первая категория исков – это административные иски о взыскании обязательных платежей и санкций (ст. 286 КАС РФ, ст. 213 АПК РФ), остальные – гражданско-правовые иски, рассматриваемые по общим правилам искового производства. При этом, обращаясь с гражданско-правовыми исками о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию неправомерными действиями банка и исками о признании сделок недействительными, налоговые органы реализуют не собственный финансово-правовой статус, а гражданскую правосубъектность публично-правового образования.[8]

Аналогично и для применения институтов возмещения вреда и неосновательного обогащения в налоговых отношениях необходимо включение в ст. 31 НК РФ полномочия налоговых органов предъявлять в суды такие иски (нормативное условие). Если в Налоговом кодексе РФ закрепить право налогового органа на подачу исков в возмещении вреда и о возврате неосновательного обогащения, то такие иски могут подавать налоговые органы, действуя от имени Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время полномочие подачи таких исков нормативно не отнесено к компетенции налоговых органов, существует сомнение в правомерности такой практики.

В то же время, деликтное правоотношение из обязательств по возмещению вреда и по неосновательному обогащению существует, т.к. существуют предпосылки и основание возникновения гражданского правоотношения.[9] Кто же тогда может выступить истцом от имени публично-правового образования? Поскольку кредитором в данном обязательстве является публично-правовое образование (казна), истцом по делу должно выступать публично-правовое образование в лице органа власти, осуществляющего правомочия собственника средств бюджета. Такая категория, как собственник средств бюджета, нормативно не разработана. По аналогии можно применить ст. 1071 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Следовательно, в «зеркальной» ситуации, когда взыскателем неосновательного обогащения является казна, от ее имени могут выступать соответствующие финансовые органы, поскольку эта обязанность нормативно не возложена на налоговые органы. Думается, что такой подход наиболее соответствует действующему законодательству, пока налоговые органы нормативно не наделены соответствующими полномочиями. Для легализации практики предъявления налоговыми органами исков о возмещении вреда и исков о возврате неосновательного обогащения законодателю необходимо наделить налоговые органы такими полномочиями, ну а пока нормативные противоречия остаются.

[1] Карасева М.В. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2017 года № 9-П в "зеркале" налогового права // Журнал конституционного правосудия. 2018. № 2. С. 14-17.

[2] См.: Моравски В., Лосински-Сулецки К. Неосновательное обогащение в налоговых делах, рассматриваемых Судом Справедливости // Проблемы налогового правоприменения в странах Центральной и Восточной Европы: материалы межд. научн. конф. Омск, 23-24 сентября 2013 г. / Под ред. А.Н. Костюкова. – Омск: Издательство ОмГУ, 2013. – С. 271.

[3] См., напр.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. – М.: Норма, 2001. – С. 271-283; Красюков А.В. Налоговое обязательство: понятие и признаки // Российская юстиция. – 2012. - № 8. – С. 12-14; Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе налогового права России // Финансовое право. – 2005. - № 9.

[4] Российское гражданское право: учеб.: в 2 т. … Т. 2: Обязательственное право. - § 1 гл. 57 (автор главы - В.С. Ем) // СПС «Консультант Плюс».

[5] Причем БК РФ называет эти полномочия «бюджетными», что подтверждает бюджетно-правовую природу данных правоотношений.

[6] Приказы ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/[email protected]; от 29.12.2016 № ММВ-7-1/[email protected] // СПС «Консультант Плюс».

[7] Последнее вытекает из п. 5.11 Положения о ФНС России, согласно которому налоговые органы представляют интересы РФ по обязательным платежам или денежным обязательствам в делах о банкротстве.

[8] В цивилистической науке большей частью отрицается самостоятельная гражданско-правовая правосубъектность государственных и муниципальных органов, а субъектами гражданского права признаются публично-правовые образования. А если государственный (муниципальный) орган и вступает в гражданское правоотношение, то он действует как юридическое лицо, реализуя гражданскую правосубъектность юридическиого лица. См., напр.: Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1. § 1. Гл. 3. // СПС «Консультант Плюс».

[9] См.: Гражданское право: Учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. – Гл. 3 § 3 // СПС «Консультант Плюс».

Какие иски в суд вправе подавать налоговые органы. Срок подачи иска в суд по взысканию недоимки по налогам с организаций-налогоплательщиков. Срок подачи иска в суд по взысканию налоговой санкции с организации. Полномочия налоговых органов по обращению с иском в суд на налогоплательщика и иных лиц.

Н.о при взаимоотношениях с судом может высту­пать как истцом, так и ответчиком. Н споры с орг и ИП рассматриваются в арбит­ражном суде, в соответствии с арб-проц з-вом РФ.

В соот с п. 2 ст. 45 НК РФ в судебном порядке произво­дится взыскание н,с, пеней и штрафов:

а) с орг, которым открыт лицевой счет;

б) с орг, если недоимки числятся за ними более 3 ме­сяцев и при этом данные орг, в соответствий с Гр з-вом РФ, — зависимые (дочерние) общества (предприятия), а также с соответствующих основных (пре­обладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые Т,Р,У зависимых (дочерних) обществ (предприятий).

в) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

г) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Подача иска в суд к орг или ИП обязательна, если:

1)обязанность по уплате н основана на изменении н.о. юридической квалификации сделки совершенной таким н\п, либо его статуса, либо характера деятельности.

2)н.о. вправе подать иск в суд о взыскании с орг-н\п,п\с,н\а или ИП причитающейся к уплате суммы недоимки, если истек срок принятия ре­шения о взыскании налога (2 месяца после истечения срока уплаты, установленного в требовании об уплате налога) и соответственно ут­рачено право на внесудебный порядок взыскания н,с, а так­же пени). Заявление подается в суд в течение 6месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате н. Однако пропущенный по уваж причине срок подачи заявления мо­жет быть судом восстановлен.

Н.о. вправе обратиться в суд и с иском о взыскании штрафов (н санкций) за н правонарушения, если истек срок их внесудебного взыскания. При этом н.о. дол­жен приложить к исковому заявлению решение н.о. по акту н проверки, решение о привлечении н\п к ответственности, акт н проверки, в котором зафиксирован факт правонарушения, а также первичные документы, изъятые им в хо­де н проверки и подтверждающие совершение противоправ­ных действий. Кроме того, должны быть предъявлены документы, сви­детельствующие о внесудебной процедуре урегулирования спора. Заявление подается в суд в течение 6месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления мо­жет быть судом восстановлен.

Налоговые споры с ФЛ, не являющимися ИП, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражд-проц з-вом.

Если ФЛ не является ИП, то недоимки с них по н и задолженность по пеням и штрафам взыскиваются только в судебном порядке. Иск может быть подан в течение 6месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате. В случае, если данные ФЛ не выполнили в уст срок обязанности по уплате н, н (таможенный) орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании н за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного н\п- ФЛ, в пределах сумм, указанных в требовании об упла­те н.

Исковое заявление о взыскании н за счет имущества н\п-ФЛ может быть подано в суд общей юрис­дикции н (таможенным) органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате н. Про­пущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. К исковому заявлению о взыскании н за счет имущества н\п-ФЛ может прилагаться ходатайство н (таможенного) органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования. Взыс­кание н за счет имущества налогоплательщика-ФЛ на основании вступившего в законную силу решения суда производит­ся в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение н правонарушения ФЛ, не явля­ющегося ИП, н.о. обра­щается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица н санкции за совершение н правонарушения. Факты правонарушений устанавливаются в результате н проверок и фиксируются в актах проверки. По этим актам руководитель н.о. принимает решение не позднее 10 дней со дня со­гласования акта проверки с н\п. В случае выявле­ния н правонарушения в принятом решении должна быть резолюция о привлечении н\п к н ответствен­ности за совершенное н правонарушение. До обращения в суд н.о. обязан предложить лицу, привлекаемому к ответ­ственности за совершение н правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму н санкции. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение н пра­вонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму н санк­ции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, н.о. обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного ФЛ н санкции за совершение н пра­вонарушения.

Исковое заявление о взыскании н санкции с ФЛ, не являющегося ИП, подается в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решения н.о. и др материалы, полученные в процессе н проверки.

Поскольку н\п в соответствии с НК пользует­ся презумпцией невиновности, при рассмотрении исковых заявлений в суде н.о. должен доказать факт н правонарушения и вину лица, совершившего его. Решение суда по иску обязательно как для н.о., так и для н\п.

Субъектами н ответственности выступают н\п-орг, а не их должностные лица, действия которых привели к н правонарушению. Поэтому привлечение орг к отв-ти (уплате н санкции) не исключает привлечение их должностных лиц к административнойотв— адм штрафам, установленным КоАП. В области н и с правонарушение — это нарушение сроков подачи за­явления о постановке на учет в н.о., срока представле­ния сведений об открытии и закрытии счета в банке, сроков представ­ления н декларации; грубое нарушение правил ведения б\у; непредставление сведений, необходимых для осуществления н контроля, и др.

По выявленным н.о. нарушениям з-ва о н и с, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо н.о. составляет протокол об административном право­нарушении. Данный протокол не позднее 2 дней со дня составле­ния (обнаружения правонарушения) должен быть направлен в суд для рассмотрения и принятия соответствующего постановления. Рассмот­рение дел об этих правонарушениях и применение адм штрафов в отношении лиц, виновных в их совершении, производится согласно з-ву об адм правонарушениях. Постановление по делу об адм правонарушениях з-ва РФ о н и с не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения, а при длящих­ся (продолжающихся) в течение года неопределенный период или все 12 месяцев, — со дня обнаружения. В случае отказа в возбуждении уго­ловного дела или его прекращении, но при наличии в действиях лица адм правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении. Административная ответственность должностных лиц орг-й назначается в виде штрафа — денежного взыс­кания.

Адм штрафы назначаются по постановлению суда.При их назначении учитывается характер совершенного правона­рушения, личность виновного, его имущественное положение, обсто­ятельства, смягчающие или отягчающие адм ответ­ственность. Отягчающее обстоятельство — повторное совершение однородного адм правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось адм наказанию. При этом лицо считается подвергнутым данному наказа­нию в течение года со дня окончания исполнения постановления о на­значении адм наказания. По истечении 12 месяцев лицо может быть оштрафовано, но как за правонарушение, совершенное впервые. Адм штраф д.б. уплачен лицом, при­влеченным к адмотв, не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. При неуплате штра­фа в этот срок копия постановления направляется в орг, в ко­торой работает лицо, привлекаемое к отв, для удержания штрафа из выплачиваемой заработной платы или иного дохода.

Полномочия н.о. по обращению иска в суд не огра­ничиваются НК РФ. Согласно п. 11 ст. 7 Закона о н.о., ФНС России и ее тер орг-м предоставлено право предъявлять в суде и арб суде иски, непосредственно не свя­занные с НА:

· о ликвидации орг любой орг-пр формы по основаниям, установлен­ным з-вом РФ;

· о признании недей­ствительной госрег ЮЛ или госрег ФЛ в кач ИП;

· о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Примером недей-й сделки, свершенной ЮЛ или ИП, может быть занятие игор­ным бизнесом без соответствующей лицензии и любая иная д-ть, требующая обязательного лицензирования.Н.о. предоставлено также право обращаться в суд с исками о возмещении ущерба. Речь идет об ущербе, который нанесен государству или мунобр из-за неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета н\п уже после получения указанного решения налоговн.о., в результате чего взыскание задолженности стало невозможным. То есть если в конкретной ситуации окажется, что банк после получения реш-я н.о. все же списал денежные средства по распоряжению н\п, суд может обязать эту кредитную организацию возместить ущерб государству. Иски предъявляются банку как к организации, а не его должностным лицам. Но должност­ные лица банка могут быть привлечены к уголовной или адм ответственности.

Как к ответчику к н.о. могут быть предъявлены следующие иски:

1)о возврате сумм, незаконно или неправильно удержанных н,с, пеней и штрафов;

2)о возмещении вреда, причиненного незаконными или неправомерными действиями н.о. или его должностного лица.

Н\п,п\с,н\а впра­ве требовать в суд порядке возмещения убытков, причиненных незаконными действиямин.о.

В соответствии со ст. 138 НК РФ акты н.о, дей­ствия или бездействие их должностных лиц м.б. обжалованы не только в вышестоящий н.о. (вышестоящему должност­ному лицу), но и в судебном органе. Подача жалобы в вышестоящий н.о. (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жа­лобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ. Постановле­нием Президиума ВАС РФ от 4 октября 2005 г. № 7445/05 разъясне­но, что н\п вправе оспорить НПА, принятый н.о., несмотря на то что у него есть возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия н.о., основанных на положениях такого акта.

В случае обжалования актов н.о., действий их дол­жностных лиц в суд по заявлению н\п,п\с,н\а исполнение обжалуемых актов, соверше­ние обжалуемых действий м.б. приостановлены судом в поряд­ке, установленном соответствующим процессуальным з-вом. Жалобы (исковые заявления) на акты н.о., действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рас­сматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арб-проц з-вом и иными ФЗ. Несоблюдение должностными ли­цами н.о. требований, установленных НК РФ, также может стать основанием для отмены решения н.о. как вышестоящим н.о, так и судом. Основанием для от­мены решения н.о. вышестоящим н.о. или судом может явиться нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта или иных материалов мероприятий н контроля. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяс­нения. Основанием для отмены решения н.о. вышестоящим н.о. или судом могут выступить также иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: