Защита личности общества государства от противоправных посягательств кто этим занимается

Обновлено: 02.05.2024

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 1. Назначение полиции

Федеральный закон "О полиции", закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

4. Обязанность по обеспечению надлежащих условий для организации и проведения гражданами публичных мероприятий, прав, свобод, безопасности граждан и общественного порядка при их проведении возложена на соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (статьи 12 - 14 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), в том числе на органы внутренних дел, включая полицию, предназначение которой состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "О полиции").

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что Инструкция, являющаяся ведомственным нормативным правовым актом и регламентирующая вопросы организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений, в оспоренном пункте 11 не затрагивает процессуальных вопросов производства предварительного расследования, принята во исполнение в том числе требований Закона о полиции, устанавливающего основные направления деятельности полиции, согласно которым одной из задач полиции является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств (статьи 1, 2); федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральный закон "О полиции", закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений ее деятельности (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и тем самым предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" определено, что одним из назначений полиции является противодействие преступности.

Пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложена обязанность по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности (статья 2) и обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Уставом Учреждения, распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 1629-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией" (далее - распоряжение N 1629-р), Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", пунктом 2 Правил организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.05.2014 N 410, пришли к выводу об обоснованности требований Прокуратуры, поскольку у ответчика имеется обязанность осуществлять на договорной основе охрану зданий органов прокуратуры, включая физическую охрану объектов истца путем выставления постов.

Федеральный закон о полиции, определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13).

Федеральный закон "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

Федеральный закон "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

4. Обязанность по обеспечению надлежащих условий для организации и проведения гражданами публичных мероприятий, прав, свобод, безопасности граждан и общественного порядка при их проведении возложена на соответствующие исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (статьи 12 - 14 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), в том числе на органы внутренних дел, включая полицию, предназначение которой состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств (части 1 и 2 статьи 1 Федерального закона "О полиции").

Определяя с указанной даты перечень лиц, информация о которых подлежит внесению в банки данных полицией, федеральный законодатель в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 3-ФЗ) обеспечил и необходимую преемственность криминалистической регистрации, включая возможность использования сформированных до 1 марта 2011 г. банков учета лиц, предметов и фактов, соответствующих им информационных ресурсов, ведение которых осуществлялось на основании предшествующего правового регулирования, в том числе по нормам Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции".

В целях настоящей Инструкции согласно статье 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" под гражданами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

2.1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).

Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 155-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" часть первая статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации была дополнена положением, которым к перечню обстоятельств, отягчающих наказание, отнесено совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел (пункт "о"). Осуществляя такое регулирование, федеральный законодатель исходил из того, что на органы внутренних дел возложены конституционно значимые функции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности, что подтверждается как действовавшим на тот момент Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (часть первая статьи 1), так и действующим в настоящее время Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (часть 1 статьи 1).

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Назначение полиции
    • Статья 2. Основные направления деятельности полиции
    • Статья 3. Правовая основа деятельности полиции
    • Статья 4. Организация полиции
    • Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
    • Статья 6. Законность
    • Статья 7. Беспристрастность
    • Статья 8. Открытость и публичность
    • Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
    • Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
    • Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
    • Статья 12. Обязанности полиции
    • Статья 13. Права полиции
    • Статья 14. Задержание
    • Статья 15. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
    • Статья 15.1. Вскрытие транспортного средства
    • Статья 16. Оцепление (блокирование) территорий, жилых помещений, строений и других объектов
    • Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
    • Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Статья 20. Применение физической силы
    • Статья 21. Применение специальных средств
    • Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Статья 23. Применение огнестрельного оружия
    • Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
    • Статья 25. Сотрудник полиции
    • Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
    • Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
    • Статья 28. Основные права сотрудника полиции
    • Статья 29 (утратила силу)
    • Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
    • Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
    • Статья 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
    • Статья 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
    • Статья 33. Ответственность сотрудника полиции
    • Статья 34. Правовое регулирование службы в полиции
    • Статья 35 (утратила силу)
    • Статья 36 (утратила силу)
    • Статья 37 (утратила силу)
    • Статья 38 (утратила силу)
    • Статья 39 (утратила силу)
    • Статья 40 (утратила силу)
    • Статья 41 (утратила силу)
    • Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции
    • Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
    • Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
    • Статья 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обеспечение
    • Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
    • Статья 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции
    • Статья 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
    • Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции
    • Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции
    • Статья 51. Судебный контроль и надзор
    • Статья 52. Прокурорский надзор
    • Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
    • Статья 54. Заключительные положения
    • Статья 55. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ
    "О полиции"

    С изменениями и дополнениями от:

    1, 19 июля, 21, 30 ноября, 3, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 3 декабря 2012 г., 5 апреля, 28 июня, 2 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 21 июля, 22 декабря 2014 г., 12 февраля, 8 марта, 6 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 28 мая, 18 июня, 29 июля, 5, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 29 июля, 3 августа 2018 г., 1 апреля, 6 июня, 18, 30 июля, 1, 16 октября, 2, 27 декабря 2019 г., 6 февраля, 1 апреля, 29, 30 декабря 2020 г., 24 февраля, 5, 30 апреля, 11 июня, 21 декабря 2021 г.

    Принят Государственной Думой 28 января 2011 года

    Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Москва, Кремль
    7 февраля 2011 г.
    N 3-ФЗ

    Федеральный закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и общества; четко определяет ее права и обязанности, правовой статус ее сотрудника; освобождает ведомство от несвойственных ему, а также дублирующих функций.

    Основные направления деятельности полиции скорректированы с учетом современных условий. Это защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление, раскрытие преступлений, дознание по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях; исполнение административных наказаний. На полицию возлагается обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения; контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью; госзащита участников уголовного процесса. Ведомство продолжит охранять объекты (в том числе на договорной основе) и осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность.

    Из перечня полномочий исключены функции, дублирующие компетенцию ФМС России. Ограничены права полиции в сфере проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций. Запрашивать данные по операциям и счетам физических и юридических лиц разрешается только при выявлении и пресечении налоговых преступлений.

    Общение сотрудников полиции с гражданами должно носить персонифицированный характер. В законе закрепляется обязанность полицейского при обращении к нему гражданина назвать свои должность, звание и фамилию.

    Регламентируется порядок применения мер принуждения. Закреплено право задержанного на услуги адвоката и переводчика с момента задержания. Предусмотрено право на 1 телефонный разговор с близкими. Фиксируются пределы, условия и порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Установлен исчерпывающий перечень оснований проникновения в жилые и иные помещения.

    Особое внимание уделяется правовому положению сотрудников. Доступ в полицию закрыт для судимых и лиц, уголовное преследование которых прекращено по нереабилитирующим основаниям. При поступлении на службу надо пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также проверку морально-психологических, деловых и других необходимых для сотрудника качеств. В дальнейшем каждого полицейского будут периодически проверять на знание действующего законодательства.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 8 февраля 2011 г. N 25, от 10 февраля 2011 г. N 28, в "Парламентской газете" от 11 февраля 2011 г. N 7, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 424-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 21 декабря 2021 г.

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 116-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 80-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 16 апреля 2021 г.

    Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 22-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 24 августа 2021 г.

    Федеральный закон от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 24 февраля 2021 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

    Изменения вступают в силу с 29 июня 2021 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 465-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 января 2021 г.

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.

    Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 487-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 439-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

    Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 404-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

    Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 337-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 182-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 29 июля 2019 г.

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 332-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 3 октября 2018 г.

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

    Федеральный закон от 18 июня 2017 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2018 г.

    Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 201-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие части 10 статьи 43 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

    Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 16-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 244-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 340-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ)

    1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

    1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

    2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

    5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

    6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

    7) обеспечение безопасности дорожного движения;

    8) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

    9) утратил силу с 1 января 2018 года. - Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ;

    10) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

    11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

    12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

    2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

    Судебная практика и законодательство — ФЗ О полиции. Статья 2. Основные направления деятельности полиции

    Федеральный закон "О полиции", закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

    Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что Инструкция, являющаяся ведомственным нормативным правовым актом и регламентирующая вопросы организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по раскрытию и расследованию преступлений, в оспоренном пункте 11 не затрагивает процессуальных вопросов производства предварительного расследования, принята во исполнение в том числе требований Закона о полиции, устанавливающего основные направления деятельности полиции, согласно которым одной из задач полиции является защита личности, общества, государства от противоправных посягательств (статьи 1, 2); федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, следовательно, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

    Федеральный закон "О полиции", закрепляющий в статье 2 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений ее деятельности (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и тем самым предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

    Граждане Бобылев И.В., Взнуздаев А.В., ООО "Корнер", ООО "Торговый дом "Восток ОргСинтез" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3, 4 Правил по перевозке, хранению и применению метанола, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (в частности статьям 2 и 12), статье 52 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", поскольку не закрепляют полномочий полиции и органов санитарного надзора по выдаче паспорта на право приобретения метанола.

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности (статья 2) и обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

    Федеральный закон "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

    Федеральный закон "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

    Федеральный закон "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

    Федеральный закон "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

    Федеральный закон "О полиции", закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.

    Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) на полицию возложена обязанность по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в установленном законом порядке. А согласно пункту 7 части 1 статьи 2, пункту 21 части 1 статьи 13 этого закона в целях обеспечения безопасности дорожного движения полиция наделена правом запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки.

    Пункт 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; 2015, N 29, ст. 4374).

    Согласно статьям 2 и 12 Закона N 3-ФЗ к основным направлениям деятельности и обязанностям полиции относится охрана на договорной основе имущества граждан и организаций. При этом финансовое обеспечение деятельности полиции, в том числе деятельности подразделений вневедомственной охраны, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

    • защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
    • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
    • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
    • розыск лиц;
    • производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
    • обеспечение правопорядка в общественных местах;
    • обеспечение безопасности дорожного движения;
    • государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
    • осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

    2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

    Комментарий к ст. 2 Закона о Полиции

    1. Два основных направления деятельности полиции - защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

    2. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

    3. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

    • выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
    • выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
    • предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
    • пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
    • создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

    4. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой - должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

    5. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением, соответственно, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

    6. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

    7. Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений - это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, - обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.

    8. В связи с осуществлением полицией данного направления деятельности Федеральным законом "О полиции" последней предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную (п. п. 9, 10 ч. 1 ст. 12, п. 10 ч. 1 ст. 13), розыскную (п. п. 12, 13 ч. 1 ст. 12, п. п. 10, 35 ч. 1 ст. 13, п. 9 ч. 3 ст. 17) и уголовно-процессуальную деятельность (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 12, п. п. 2 - 5, 7, 9 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 2, ч. ч. 3 - 5 ст. 14 и др.).

    9. Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

    10. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12 и п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

    11. О производстве уголовно-процессуальной деятельности полицией см. комментарий к п. п. 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

    12. Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:

    • лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;
    • лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;
    • несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
    • несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;
    • лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
    • лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
    • лица, пропавшие без вести.

    13. Соответствующая обязанность на полицию возложена п. 12 ч. 1 ст. 12 комментируемого Федерального закона.

    14. Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 того же Федерального закона должна также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании:

    • лиц, совершивших побег из-под стражи;
    • лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
    • лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;
    • лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

    15. В целях обеспечения возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права:

    16. Аналогичным образом обеспечены правовым статусом полиции и остальные перечисленные в ст. 2 комментируемого Федерального закона основные направления ее деятельности.

    17. О пресечении противоправных деяний см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

    18. О производстве дознания полицией см. комментарий к п. 8 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

    19. О понятии "правопорядок" см. комментарий к п. 36 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

    20. См. также комментарий к ст. ст. 1, 12, 13 настоящего Федерального закона.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: