Срок исполнения определения арбитражного суда об утверждении внешнего управляющего

Обновлено: 24.04.2024

Арбитражный управляющий – это профессиональный участник управленческой деятельности, основной функцией которого является антикризисное управление предприятием под контролем арбитражного суда. В зависимости от процедуры банкротства и выполняемых функций, суд назначает арбитражного управляющего в качестве:

  • Временного управляющего (в процедуре наблюдения);
  • Административного управляющего (в процедуре финансового оздоровления);
  • Внешнего управляющего (в процедуре внешнего управления);
  • Конкурсного управляющего (в процедуре конкурсного производства);
  • Финансового управляющего (в процедурах банкротства гражданина).

Арбитражное управление – профессия относительно новая для современной России, требующая от ее представителей специальных знаний и навыков. Начало формированию этой профессии было положено в 1994 году, в момент зарождения института банкротства коммерческой организации.

Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее – СРО АУ). Арбитражный управляющий вправе заниматься любыми видами трудовой деятельности, если такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей в делах о банкротстве.

При этом СРО АУ устанавливают определенные условия членства для арбитражных управляющих:

  1. Наличие высшего образования.
  2. Наличие стажа руководящей работы не менее, чем год и прохождение практики в качестве помощника арбитражного управляющего не менее полугода. При отсутствии стажа руководящей работы, достаточно прохождения практики в качестве помощника арбитражного управляющего в течение двух лет.
  3. Сдача теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих.
  4. Отсутствие административного наказания в виде дисквалификации.
  5. Отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.
  6. Отсутствие в течение трех лет до подачи заявления о вступлении в СРО АУ сведений об исключении арбитражного управляющего из СРО АУ за нарушение законодательства о банкротстве.

Стоит отметить, что законодательством не запрещается саморегулируемым организациям устанавливать для своих членов иные требования к компетентности, добросовестности и независимости. Арбитражный управляющий должен соответствовать требованиям СРО АУ на протяжении всего срока членства. В случае выявления несоответствия требованиям, арбитражный управляющий подлежит исключению.

Как уже упоминалось, для того чтобы приступить к своей деятельности, кандидату в арбитражные управляющие нужно сдать теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражных управляющих. Правила проведения такого экзамена регулируются Правительством Российской Федерации [1] , а организация экзамена – Росреестром и образовательным учреждением.

К сдаче экзамена допускаются кандидаты, прошедшие обучение по единой программе подготовки арбитражных управляющих, которая утверждена Министерством экономического развития Российской Федерации [2] . Обучение включает в себя обширный курс правовых и экономических дисциплин (в том числе гражданское право, трудовое право, уголовное право, оценочная деятельность, бухгалтерский учет и пр.). Успешно сдавшим теоретический экзамен считается лицо, ответы которого минимум на 80 процентов вопросов экзаменационного билета комиссия оценила как правильные. Лицам, успешно сдавшим теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражного управляющего, выдается свидетельство.

Лица, имеющие право голоса на собраниях кредиторов в делах о банкротстве по вопросу определения кандидатуры арбитражного управляющего, вправе предъявлять к кандидатуре арбитражного управляющего дополнительные требования относительно его квалификации (например, профильное образование или определенный стаж практики арбитражного управления и т. п.).

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. Меры ответственности арбитражных управляющих можно условно разделить на три группы:

1. Отстранение арбитражного управляющего от исполнения им обязанностей в деле о банкротстве.

Основанием для отстранения арбитражного управляющего является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в соответствии с законодательством о банкротстве. Обязательным условием отстранения является доказанность причинения арбитражным управляющим убытков. Однако, в случае, если решение об отстранении принято по совокупности допущенных арбитражным управляющим нарушений большинством голосов на собрании кредиторов, то факт причинения убытков доказывать необязательно.

Например, арбитражный управляющий был отстранен судом по причине того, что его действия (бездействие) были признаны незаконными. Это выразилось в непринятии своевременных мер по проведению инвентаризации имущества должника и его сохранности, в заключении договора аренды на невыгодных для кредиторов условиях, в осуществлении необоснованных расходов на оплату юридических и бухгалтерских услуг и непринятии мер по взысканию арендных платежей [3] .

Кроме этого, арбитражный управляющий подлежит отстранению судом при применении к нему меры административной ответственности в виде дисквалификации либо при выявлении обстоятельств, препятствовавших утверждению лица управляющим, а также, если такие обстоятельства возникли после его утверждения.

2. Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков.

Законом о банкротстве предусмотрено, что арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда. Заявление о взыскании убытков с арбитражного управляющего подается в рамках дела о банкротстве. В случае если дело о банкротстве завершено, требования могут быть заявлены в общеисковом порядке, в пределах оставшегося срока исковой давности.

Приведем классический пример. Конкурсным управляющим был заключен ряд договоров от имени должника со сторонними организациями на оказание услуг. По результатам оказания услуг конкурсным управляющим перечислены на счета данных организаций довольно крупные суммы. Однако суды пришли к выводу, что договоры были заключены по завышенным ценам на невыгодных для должника условиях, таким образом, кредиторам должника был нанесен имущественный ущерб. В результате, с конкурсного управляющего было взыскано более 23 млн. рублей в качестве компенсации убытков, нанесенных кредиторам [4] .

В 2015 г. Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что само по себе завершение конкурсного производства в отношении должника и вызванное этим исключение несостоятельной организации из ЕГРЮЛ не является безусловным препятствием для последующего рассмотрения судом по существу требования о возмещении арбитражным управляющим убытков, причиненных кредиторам [5] . Таким образом, в случае, если заявление о возмещении убытков подано до завершения конкурсного производства, последующее завершение конкурсного производства не влечет за собой прекращения производства по заявлению о возмещении убытков.

Необходимо отметить, что ответственность арбитражного управляющего подлежит обязательному страхованию. Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет три миллиона рублей в год. Именно в пределах этой суммы страховая компания гарантирует возмещение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Размер убытков, непокрытых страховым возмещением, взыскивается непосредственно с арбитражного управляющего и принадлежащего ему имущества. В случае отказа арбитражного управляющего от выплаты суммы убытков, лицо, понесшее убытки вправе предъявить такое требование к СРО АУ, которая осуществляет выплату за счет своего компенсационного фонда.

3. Уголовная и административная ответственность.

Порядок привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности определяется статьей 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Любое неправомерное действие арбитражного управляющего, не содержащее признаков уголовного преступления, влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа или дисквалификации.

Те же неправомерные действия, повлекшие крупный ущерб и квалифицируемые как уголовное преступление по статье 195 Уголовного кодекса РФ, подразумевают уголовную ответственность как неправомерные действия при банкротстве.

В заключение хотелось бы отметить, что арбитражный управляющий, безусловно, является ключевой фигурой в любой процедуре банкротства, как юридического, так и физического лица. Востребованность арбитражного управления обусловлена в нашей стране активным развитием и совершенствованием института банкротства. Лицам, имеющим право на определение кандидатуры арбитражного управляющего, следует отнестись к выбору его кандидатуры со всей тщательностью. Именно ответственный и грамотный арбитражный управляющий сможет обеспечить наиболее полное достижение целей процедур банкротства.

При выборе кандидатуры арбитражного управляющего, воспользуйтесь советом профессионального консультанта. КСК групп рекомендует своим клиентам только проверенные кандидатуры высококвалифицированных и опытных арбитражных управляющих. Экономическая выгода клиента, как кредитора в деле о банкротстве, достигает 85 % погашенной задолженности от общей суммы долга, благодаря грамотным действиям арбитражного управляющего. Определение кандидатуры арбитражного управляющего – сегодня исключительная привилегия кредитора, и ей нужно пользоваться!

  1. Постановление Правительства РФ от 28.05.2003 N 308 "Об утверждении Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих"
  2. Приказ Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2009 г. N 517 "Об утверждении Единой программы подготовки арбитражных управляющих"
  3. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.04.2015 N Ф05-4395/2015 по делу N А40-42812/2012
  4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.04.2015 г. по делу № А40-11007/2010
  5. Определение ВС РФ от 23 марта 2015 года № 307-ЭС14-5320.

Все фото, использованные в материале, предоставлены компанией КСК групп.

Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 45

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 391-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев, если в саморегулируемой организации отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, саморегулируемая организация извещает арбитражный суд.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При поступлении нескольких ходатайств иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в арбитражный суд первым, или кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией, указанной в таком ходатайстве.

8. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 219-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена в течение трех месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с настоящим Федеральным законом должен быть утвержден, арбитражный суд прекращает производство по делу.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. В случае, если арбитражный управляющий, кандидатура которого указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протоколе собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, либо иные арбитражные управляющие - члены заявленной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи, сообщает об этом в арбитражный суд.

11. Арбитражный суд обращается в заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, если она не получила или несвоевременно получила информацию о наличии допуска руководителя должника к государственной тайне и о форме такого допуска, для подтверждения информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, или повторного представления саморегулируемой организацией кандидатуры арбитражного управляющего в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

1. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, установленных настоящим Федеральным законом, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего, административного управляющего или конкурсного управляющего должника.

Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение.

3. Определение об утверждении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению.

4. Определение об утверждении внешнего управляющего может быть обжаловано. Обжалование определения об утверждении внешнего управляющего не влечет за собой приостановление его исполнения.

5. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона.

Судебная практика по статье 96 Закона о Банкротстве:

Введение в отношении должника на основании решения собрания кредиторов процедуры внешнего управления и утверждение Бабенко И.В внешним управляющим Общества произведено апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 20, 45 и 96 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве). Кроме того, в соответствии с частью пятой статьи 270 Кодекса при отмене судебного акта суда первой инстанции по основаниям предусмотренным в части четвертой настоящей статьи, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»), а ограничения, вытекающие из несостоятельности, для целей исполнительного производства возникают только в момент введения первой процедуры банкротства (части 1 – 4 статьи 96 Закона о банкротстве, статьи 63, 81, 94, 95 и 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Не проверив указанные обстоятельства.

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Арбитражный управляющий – это лицо, которое является гражданином Российской Федерации и назначено арбитражным судом для осуществления процедуры банкротства несостоятельного должника - организации или граждан Российской Федерации.

Деятельность арбитражного управляющего нужна для координации всей хозяйственной деятельности должника под контролем арбитражного суда для достижения цели максимального удовлетворения требований кредиторов должника за счет осуществления операций по полной или частичной продаже имущества должника.

В каком качестве выступает арбитражный управляющий при проведении процедуры банкротства

В зависимости от способа проведения процедуры банкротства и осуществления выполняемых функций в каждом конкретном судебном деле о банкротстве арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в качестве:

- внешнего управляющего (осуществляется процедура внешнего управления). Основная цель на этой стадии - восстановить платежеспособность должника. Внешний управляющий - арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления. Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы. Внешний управляющий:

ведёт реестр требований кредиторов;

разрабатывает план внешнего управления;

ведёт бухгалтерский, финансовый и статистический отчёт;

- административного управляющего (осуществляется процедура финансового оздоровления). На стадии финансового оздоровления основная функция арбитражного управляющего – это контролирующая функция. Арбитражный управляющий ведёт реестр требований кредиторов, контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления денежных средств кредиторам;

- финансового управляющего (осуществляется процедура банкротства граждан);

- конкурсного управляющего (осуществляется процедура конкурсного производства). Конкурсный управляющий руководит должником. В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий имеет право:

распоряжаться имуществом должника;

искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;

требовать возврата задолженности перед должником.

Права и обязанности арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий имеет следующие права:

получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;

созывать собрание кредиторов;

обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;

привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;

подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:

проводить анализ финансовой деятельности должника;

составлять реестр кредиторов;

выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;

защищать имущество должника;

сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.

Арбитражный управляющий и членство в саморегулируемой организации арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации должен быть членом только одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).

Для членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются соответствующей организацией арбитражных управляющих для каждого ее члена, а именно:

наличие положительного результата сдачи теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее 1 года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;

наличие высшего профессионального образования;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

не быть исключённым из саморегулируемой организациии арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство;

наличие своевременного и в полном объеме внесения установленных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих членских и иных взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд;

наличие договора обязательного страхования ответственности.

Кроме этого конкурсный кредитор, который является заявителем по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов имеют право предъявить к кандидатуре арбитражного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства, следующие дополнительные требования, а именно:

наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве;

наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Порядок назначения арбитражных управляющих

Порядок назначения арбитражных управляющих установлен законом «О банкротстве» и выглядит следующим образом:

Сначала в Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом.

В этом заявлении указывается наименование и адрес саморегулируемой организациии, из числа членов которой нужно определить арбитражного управляющего.

Далее саморегулируемая организациия получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет арбитражному суду информацию о кандидатура арбитражного управляющего.

После этого, если кандидатура арбитражного управляющего удовлетворяет установленным требованиям, то арбитражный суд утверждает этого кандидата.

Порядок действий арбитражного управляющего

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Сбор сведений о должнике.

В рамках первого этапа основной обязанностью арбитражного управляющего является проведение объективного анализа финансового статуса должника как для юридических, так и для физических лиц. Арбитражный управляющий проверяет имущественные активы должника, его деятельность и собирает любые другие сведения, необходимые для принятия решения. Кроме этого, арбитражный управляющий обязан выяснить, существуют ли основания для подозрения должника в фиктивном или преднамеренном банкротстве.

Этап 2. Извещение кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий извещает кредиторов о проведении процедуры банкротства. При этом арбитражный управляющий ведет реестр кредиторов, в котором учитывается вся задолженность.

Этап 3. Составление плана внешнего управления.

На этом этапе арбитражный управляющий составляет план внешнего управления и представляет его кредиторам. В этом документе содержатся меры по восстановлению платежеспособности организации или физического лица, порядок реализации данных мер и предстоящие расходы на проведение указанных мероприятий.

Этап 4. Собрание кредиторов.

На этом этапе арбитражный управляющий созывает первое собрание кредиторов, на котором обсуждается возможность восстановления платежеспособности должника и принимаются решения между кредитором и должником. Также собрание обсуждает план внешнего управления или выносит решение о проведении конкурсного производства.

Этап 5. Передача утвержденного плана в судебную инстанцию.

План внешнего управления или конкурсного производства обязательно передаются в арбитражный суд.

Этап 6. Судебное заседание и получение решения арбитражного суда.

Арбитражный суд назначает заседание, на котором подводятся итоги деятельности арбитражного управляющего и выносится определение о дальнейших действиях в отношении должника.

Этап 7. Реализация имущества должника.

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве предусмотрена законом «О банкротстве», а также кодексом об административных правонарушениях и в отдельных случаях Уголовным Кодексом РФ.

Меры, направленные на привлечение арбитражного управляющего к ответственности, условно можно разделить на категории.

Отстранение. Такая мера может применяться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.

Административная ответственность. Основанием для привлечения к административной ответственности может являться сокрытие имущества, сведений об имуществе или его размерах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. , а также арбитражных управляющих, - в представленном ниже обзоре. Порядок утверждения арбитражного управляющего чрезмерно усложнится . сокращение числа арбитражных управляющих Законопроектом полностью меняется порядок утверждения судом арбитражного управляющего (ст. 45 . арбитражного управляющего и пр. Таким сложным новым порядком утверждения арбитражных управляющих недовольны как сами арбитражные управляющие .

. антикризисного управляющего, под которым понимается арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для . Разделение должников и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на группы Среди многочисленных изменений . организаций арбитражных управляющих (далее – «СОАУ») – изменение порядка отбора СОАУ и (или) арбитражных управляющих . реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. 5. Предусматривается создание регистра арбитражных управляющих Целью ведения такого .

. 2017 году в рамках деятельности арбитражного управляющего, ввиду того что они представлены . о банкротстве, отклонены судами, поскольку арбитражный управляющий, как участник процесса, вправе знакомиться . году в рамках осуществления деятельности арбитражного управляющего. Однако, такие документы не представлены . , на основании которых ему, как арбитражному управляющему, выплачены вознаграждения. Налог на имущество .

. г. № 03-11-11/8598 Арбитражные управляющие, получающие доходы в качестве вознаграждения . в качестве индивидуального предпринимателя и арбитражного управляющего, исчисляет и уплачивает страховые взносы . как индивидуальный предприниматель и как арбитражный управляющий. Физическое лицо, одновременно осуществляющее предпринимательскую . деятельность и деятельность арбитражного управляющего, должно уплачивать фиксированные платежи по .

. СРО арбитражных управляющих. 2. СРО утверждает арбитражного управляющего на сопровождение внесудебного банкротства гражданина. 2. Арбитражный управляющий . со дня принятия такого решения арбитражный управляющий включает сведения о возбуждении внесудебного . банкрота при внесудебном порядке осуществляется арбитражным управляющим бесплатно . Цель инициативы Авторы законопроекта .

. является оказание юридических услуг для арбитражного управляющего, подлежат обложению налогом на доходы . г. № 03-04-05/63656 Арбитражный управляющий, производящий выплаты и иные вознаграждения .

. предприятия – оно признается банкротом, а арбитражные управляющие с усердием, достойным лучшего применения . предприятия – оно признается банкротом, а арбитражные управляющие с усердием, достойным лучшего применения . № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий, помимо фиксированного вознаграждения, получает еще .

. не распространяется. К ним относятся арбитражные управляющие, патентные поверенные, представители профсоюзов. Стоит .

. является оказание юридических услуг для арбитражного управляющего, подлежат обложению налогом на доходы .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: