За время лишения пенсионера свободы по приговору суда

Обновлено: 25.04.2024

Выплата социальной пенсии по старости лицам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам из числа малочисленных народов Севера приостанавливается на период осуществления ими оплачиваемой работы.

Выплата пенсии прекращается:

в случае смерти пенсионера, а также в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим. Выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим или о признании его безвестно отсутствующим;

  • обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию;
  • истечения срока признания лица инвалидом;
  • приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца;
  • поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с указанной нормой признаются один из родителей или супруг, либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии с пунктом 1 – статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и не работают)..

В случае утраты пенсионером права на назначенную ему пенсию выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

в случае непредоставления пенсионером – иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок приостановления выплаты пенсии.

Выплата страховой пенсии по инвалидности, наряду с указанными выше случаями прекращается:

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.М. Данилова, судей Н.Т. Ведерникова, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, В.Г. Стрекозова, В.А. Туманова, О.С. Хохряковой, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР".

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки о нарушении их конституционного права на пенсионное обеспечение статьей 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", примененной в их делах органами социальной защиты населения.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации положение статьи 124 названного Закона, предусматривающее, что за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.

1. Гражданину Г.Г. Ардерихину в 1969 году была назначена пенсия по инвалидности III группы, наступившей вследствие травмы, полученной в период прохождения военной службы. В связи с осуждением Г.Г. Ардерихина к лишению свободы выплата пенсии ему была приостановлена. Считая, что его право на пенсию нарушено, Г.Г. Ардерихин обращался в Министерство социальной защиты населения Российской Федерации и другие органы, а также с иском в суд, однако его жалобы и иск были оставлены без удовлетворения со ссылкой на статью 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в соответствии с которой за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.

Г.Г. Ардерихин обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой о проверке конституционности указанной статьи, поскольку, по его мнению, она противоречит статье 39 (частям 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Жалобы с аналогичными требованиями поступили в Конституционный Суд Российской Федерации от граждан Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки, которым в связи с лишением свободы на основании статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" также не выплачивается ранее назначенная пенсия по старости.

Учитывая, что все перечисленные обращения касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" принял решение о соединении этих дел в одном производстве.

2. Статья 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривает приостановление выплаты назначенной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда. Толкование данной нормы и практика ее применения свидетельствуют, что фактически речь идет о прекращении как начисления, так и выплаты пенсии, которую пенсионер получал до осуждения. Подобное приостановление выплаты пенсии по своей сути и правовым последствиям равнозначно лишению права на пенсию на определенный период в связи с лишением пенсионера свободы по приговору суда и нахождением его в исправительно-трудовом учреждении.

3. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, и, таким образом, конституционное право каждого человека как члена общества на социальное обеспечение включает и его право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера. Труд и его оценка обществом предопределяют различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения. Это находит свое отражение и в делении пенсий на два вида: трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные пенсии, назначаемые престарелым и нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию с целью предоставить им минимальный источник средств к существованию.

Различия в правовой природе и сущности указанных видов пенсий обусловливают и разный характер обязанностей государства по отношению к тем, кто приобрел право на их получение.

4. Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной. Работающие граждане, включая тех, кто находится в местах лишения свободы, через систему обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, отчисляя часть своего заработка, участвуют в формировании средств, идущих на выплату трудовых пенсий. Таким образом, эти пенсии заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей.

Лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является ограничением конституционного права на социальное обеспечение. Такое ограничение согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этим требованиям положение статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", ограничивающее выплату трудовой пенсии, не соответствует.

Приостановление выплаты трудовой пенсии лишает осужденного пенсионера возможности получить ту ее часть, которая превышает расходы по его содержанию в исправительно-трудовом учреждении, и приобретает характер дополнительного наказания. Кроме того, оно ограничивает и права иждивенцев пенсионера.

Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации не допускает положения, при котором нетрудоспособные члены общества остаются без помощи, в том числе в случае лишения кормильца свободы. Однако в результате установленного статьей 124 рассматриваемого Закона запрета выплачивать осужденному пенсионеру трудовую пенсию и при отсутствии в законодательстве правила о выплате его иждивенцам причитающейся им части пенсии иждивенцы пенсионера полностью теряют этот пенсионный источник средств к существованию. Тем самым устанавливается и разный объем прав для иждивенцев осужденных пенсионеров и иждивенцев всех иных категорий пенсионеров, что нарушает гарантированный государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).

Положение статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" не соответствует также требованиям статьи 52 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство обеспечивает потерпевшим от преступлений компенсацию причиненного ущерба, поскольку приостановление выплаты трудовой пенсии исключает возможность удержаний из этой пенсии сумм в возмещение ущерба потерпевшим от преступления.

5. В отличие от трудовых социальные пенсии не имеют непосредственной связи с трудом или иной общественно полезной деятельностью. Принимая во внимание целевое назначение и сущность социальных пенсий, средства на выплату которых ассигнуются в Пенсионный фонд Российской Федерации из республиканского бюджета Российской Федерации, и учитывая экономические возможности государства, законодатель определяет, должна ли выплачиваться данная пенсия и в каком размере той или иной категории пенсионеров в период, когда этот источник средств к существованию заменяется для них другим и, следовательно, надобность в социальной пенсии отпадает.

На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 71, статьями 72, 74, 75, частью второй статьи 86 и статьей 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать положение статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 52 и 55 (часть 3).

2. Согласно части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положение статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР", признанное пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления не соответствующим Конституции Российской Федерации, утрачивает силу с момента провозглашения настоящего Постановления.

3. Федеральным органам законодательной и исполнительной власти надлежит определить порядок выплаты в период нахождения пенсионера в местах лишения свободы по приговору суда назначенной трудовой пенсии и удержаний из нее.

4. Вопрос о целесообразности приостановления выплаты социальной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда подлежит решению законодателем с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсий.

5. Согласно части второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" пенсионные дела граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки, разрешенные на основании признанного настоящим Постановлением неконституционным положения статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР", подлежат пересмотру органами социальной защиты населения в установленном порядке в соответствии с настоящим Постановлением.

6. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

7. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Комментарий к статье 124
1. 16 октября 1995 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление N 11-П по делу о проверке конституционности комментируемой статьи в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки (СЗ РФ. 1995. N 43. Ст. 4110). Положение ст. 124 в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 52 и 55 (ч. 3), и утратившим силу с момента провозглашения названного Постановления, которое является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. Согласно Постановлению федеральным органам законодательной и исполнительной власти надлежит определить порядок выплаты в период нахождения пенсионера в местах лишения свободы по приговору суда назначенной трудовой пенсии и удержаний из нее; вопрос же о целесообразности приостановления выплаты социальной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда подлежит решению законодателем с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсии.
Пенсионные дела упомянутых выше граждан, разрешенные на основании признанного неконституционным положения ст. 124, подлежат пересмотру органами социальной защиты населения в установленном порядке в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ.
До настоящего времени законодателем не принята новая редакция ст. 124, однако поскольку положение этой статьи в отношении трудовых пенсий признано неконституционным, оно применяться не должно начиная с 16 октября 1995 г., т.е. трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) с указанной даты должна выплачиваться за время лишения свободы по приговору суда на общих основаниях, установленных комментируемым Законом.
Однако в правоприменительной практике органы социальной защиты населения до 1 июля 1997 г. руководствовались комментируемой статьей пенсионного Закона (см.: Социальное обеспечение. 1997. N 5. С. 42).
2. С 1 июля 1997 г. вступил в силу Уголовно - исполнительный кодекс РФ, подписанный Президентом РФ 8 января 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198).
Согласно ч. 2 ст. 98 Кодекса осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, по инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Выплата пенсии осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсии на лицевые счета осужденных (п. 3 ст. 98 Кодекса). Кодекс предусмотрел также, что осужденные, получающие пенсию, равно как и получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально - бытовых услуг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды (п. 4 ст. 99 Кодекса).
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех видов удержаний не менее 25% начисленной им пенсии, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленной пенсии (п. 3 ст. 107 Кодекса).
3. Выплата пенсии осужденным организуется применительно к порядку перечисления и расходования средств, направляемых в стационарные учреждения социального обслуживания. Минтруд РФ рекомендует учитывать следующие позиции: основанием для перечисления пенсий может служить список осужденных пенсионеров, представляемый администрацией учреждения, исполняющего уголовное наказание, с указанием сведений, необходимых для запроса пенсионного дела по месту прежнего жительства и для выплаты пенсии. При наличии пенсионного дела и других необходимых данных в установленном порядке производится перечисление пенсии на лицевые счета пенсионеров в учреждение, исполняющее уголовное наказание.
Перечисление пенсий производится в полном размере, включая и компенсационную выплату, устанавливаемую к пенсиям в связи с ростом стоимости жизни. Все расчеты по удержаниям из пенсий администрация учреждения осуществляет самостоятельно.
При организации работы по назначению пенсий можно руководствоваться общими правилами представления и оформления документов, изложенными в совместном письме Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 13 - 14 августа 1992 г. N 1654-РБ/1-2761-18, с представлением к пенсии администрацией исправительного учреждения (подробнее см.: Степина Л.С. О выплате пенсий осужденным гражданам

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. N 11-П
по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" в связи с жалобами граждан Г.Г.Ардерихина, Н.Г.Попкова, Г.А.Бобырева, Н.В.Коцюбки

Именем Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. также Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. N 320-О

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Ю.М.Данилова, судей Н.Т.Ведерникова, В.Д.Зорькина, В.О.Лучина, В.Г.Стрекозова, В.А.Туманова, О.С.Хохряковой,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР".

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан Г.Г.Ардерихина, Н.Г.Попкова, Г.А.Бобырева, Н.В.Коцюбки о нарушении их конституционного права на пенсионное обеспечение статьей 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", примененной в их делах органами социальной защиты населения.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации положение статьи 124 названного Закона, предусматривающее, что за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.

1. Гражданину Г.Г.Ардерихину в 1969 году была назначена пенсия по инвалидности III группы, наступившей вследствие травмы, полученной в период прохождения военной службы. В связи с осуждением Г.Г.Ардерихина к лишению свободы выплата пенсии ему была приостановлена. Считая, что его право на пенсию нарушено, Г.Г.Ардерихин обращался в Министерство социальной защиты населения Российской Федерации и другие органы, а также с иском в суд, однако его жалобы и иск были оставлены без удовлетворения со ссылкой на статью 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в соответствии с которой за время лишения пенсионера свободы по приговору суда выплата назначенной пенсии приостанавливается.

Г.Г.Ардерихин обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой о проверке конституционности указанной статьи, поскольку, по его мнению, она противоречит статье 39 (частям 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Жалобы с аналогичными требованиями поступили в Конституционный Суд Российской Федерации от граждан Н.Г.Попкова, Г.А.Бобырева, Н.В.Коцюбки, которым в связи с лишением свободы на основании статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" также не выплачивается ранее назначенная пенсия по старости.

Учитывая, что все перечисленные обращения касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" принял решение о соединении этих дел в одном производстве.

2. Статья 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривает приостановление выплаты назначенной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда. Толкование данной нормы и практика ее применения свидетельствуют, что фактически речь идет о прекращении как начисления, так и выплаты пенсии, которую пенсионер получал до осуждения. Подобное приостановление выплаты пенсии по своей сути и правовым последствиям равнозначно лишению права на пенсию на определенный период в связи с лишением пенсионера свободы по приговору суда и нахождением его в исправительно-трудовом учреждении.

3. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, и, таким образом, конституционное право каждого человека, как члена общества, на социальное обеспечение включает и его право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера. Труд и его оценка обществом предопределяют различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения. Это находит свое отражение и в делении пенсий на два вида: трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные пенсии, назначаемые престарелым и нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию с целью предоставить им минимальный источник средств к существованию.

Различия в правовой природе и сущности указанных видов пенсий обусловливают и разный характер обязанностей государства по отношению к тем, кто приобрел право на их получение.

4. Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой или иной деятельностью, которую законодатель признает общественно полезной. Работающие граждане, включая тех, кто находится в местах лишения свободы, через систему обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, отчисляя часть своего заработка, участвуют в формировании средств, идущих на выплату трудовых пенсий. Таким образом, эти пенсии заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей.

Лишение пенсионера в период нахождения его в местах лишения свободы трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является ограничением конституционного права на социальное обеспечение. Такое ограничение согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Этим требованиям положение статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", ограничивающее выплату трудовой пенсии, не соответствует.

Приостановление выплаты трудовой пенсии лишает осужденного пенсионера возможности получить ту ее часть, которая превышает расходы по его содержанию в исправительно-трудовом учреждении, и приобретает характер дополнительного наказания. Кроме того, оно ограничивает и права иждивенцев пенсионера.

Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации не допускает положения, при котором нетрудоспособные члены общества остаются без помощи, в том числе в случае лишения кормильца свободы. Однако в результате установленного статьей 124 рассматриваемого Закона запрета выплачивать осужденному пенсионеру трудовую пенсию и при отсутствии в законодательстве правила о выплате его иждивенцам причитающейся им части пенсии иждивенцы пенсионера полностью теряют этот пенсионный источник средств к существованию. Тем самым устанавливается и разный объем прав для иждивенцев осужденных пенсионеров и иждивенцев всех иных категорий пенсионеров, что нарушает гарантированный государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Положение статьи 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" не соответствует также требованиям статьи 52 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство обеспечивает потерпевшим от преступлений компенсацию причиненного ущерба, поскольку приостановление выплаты трудовой пенсии исключает возможность удержаний из этой пенсии сумм в возмещение ущерба потерпевшим от преступления.

5. В отличие от трудовых социальные пенсии не имеют непосредственной связи с трудом или иной общественно полезной деятельностью. Принимая во внимание целевое назначение и сущность социальных пенсий, средства на выплату которых ассигнуются в Пенсионный фонд Российской Федерации из республиканского бюджета Российской Федерации, и учитывая экономические возможности государства, законодатель определяет, должна ли выплачиваться данная пенсия и в каком размере той или иной категории пенсионеров в период, когда этот источник средств к существованию заменяется для них другим и, следовательно, надобность в социальной пенсии отпадает.

На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 71, статьями 72, 74, 75, частью второй статьи 86 и статьей 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать положение статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 52 и 55 (часть 3).

2. Согласно части третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положение статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР", признанное пунктом 1 резолютивной части настоящего Постановления не соответствующим Конституции Российской Федерации, утрачивает силу с момента провозглашения настоящего Постановления.

3. Федеральным органам законодательной и исполнительной власти надлежит определить порядок выплаты в период нахождения пенсионера в местах лишения свободы по приговору суда назначенной трудовой пенсии и удержаний из нее.

ГАРАНТ:

Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, утвержден ГУИН МВД РФ 4 ноября 1997 г.

4. Вопрос о целесообразности приостановления выплаты социальной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда подлежит решению законодателем с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсий.

5. Согласно части второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" пенсионные дела граждан Г.Г.Ардерихина, Н.Г.Попкова, Г.А.Бобырева, Н.В.Коцюбки, разрешенные на основании признанного настоящим Постановлением неконституционным положения статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР", подлежат пересмотру органами социальной защиты населения в установленном порядке в соответствии с настоящим Постановлением.

6. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

7. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд Российской Федерации

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Постановление Конституционного Суда РФ от 16 октября 1995 г. N 11-П по делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" в связи с жалобами граждан Г.Г.Ардерихина, Н.Г.Попкова, Г.А.Бобырева, Н.В.Коцюбки

Текст Постановления опубликован в "Российской газете" от 21 октября 1995 г. N 206, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. N 43 ст. 4110, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 1995 г., N 6

Комментарий к статье 124
1. 16 октября 1995 г. Конституционный Суд РФ принял Постановление N 11-П по делу о проверке конституционности комментируемой статьи в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки (СЗ РФ. 1995. N 43. Ст. 4110). Положение ст. 124 в той части, в какой оно устанавливает приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда, признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 52 и 55 (ч. 3) и утратившим силу с момента провозглашения названного Постановления, которое является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно. Согласно Постановлению федеральным органам законодательной и исполнительной власти надлежит определить порядок выплаты в период нахождения пенсионера в местах лишения свободы по приговору суда назначенной трудовой пенсии и удержаний из нее; вопрос же о целесообразности приостановления выплаты социальной пенсии за время лишения пенсионера свободы по приговору суда подлежит решению законодателем с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсии.
Пенсионные дела упомянутых выше граждан, разрешенные на основании признанного неконституционным положения ст. 124, подлежат пересмотру органами социальной защиты населения в установленном порядке в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ.
До настоящего времени законодателем не принята новая редакция ст. 124, однако поскольку положение этой статьи в отношении трудовых пенсий признано неконституционным, оно применяться не должно начиная с 16 октября 1995 г., т.е. трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) с указанной даты должна выплачиваться за время лишения свободы по приговору суда на общих основаниях, установленных комментируемым Законом.
Однако в правоприменительной практике органы социальной защиты населения до 1 июля 1997 г. руководствовались комментируемой статьей пенсионного Закона (см.: Социальное обеспечение. 1997. N 5. С. 42).
2. С 1 июля 1997 г. вступил в силу Уголовно - исполнительный кодекс РФ, подписанный Президентом РФ 8 января 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 198).
Согласно ч. 2 ст. 98 Кодекса осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по старости, по инвалидности, в случек потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Выплата пенсии осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения исправительного учреждения путем перечисления пенсии на лицевые счета осужденных (п. 3 ст. 98 Кодекса). Кодекс предусмотрел также, что осужденные, получающие пенсию, равно как и получающие заработную плату, возмещают стоимость питания, одежды и коммунально - бытовых услуг, кроме стоимости спецпитания и спецодежды (п. 4 ст. 99 Кодекса).
В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех видов удержаний не менее 25% начисленной им пенсии, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами I или II группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленной пенсии (п. 3 ст. 107 Кодекса).
3. Минтруд РФ отрицательно относится к возможности выплаты пенсии за период до 1 июля 1997 г. и ориентирует органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, выступать в судах при рассмотрении соответствующих исков пенсионеров против их удовлетворения, исходя из того, что нормы пенсионного законодательства не позволяли выплачивать пенсии осужденным. Предписано в обязательном порядке обжаловать такие решения. В то же время решения судов, вступившие в законную силу, исполняются (см.: "Пенсия". 1998. N 10. С. 11).
4. Лица, осужденные к лишению свободы, приобретают право на пенсию, как и все остальные граждане. Однако лишение их свободы требует введения особых правил реализации пенсионных прав.
Порядок оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, согласованный с Департаментом по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ, Главным управлением военного бюджета и финансирования Минобороны России и Медицинским управлением МВД РФ, утвержден начальником Главного управления исполнения наказаний МВД России 4 ноября 1997 г. и направлен в территориальные органы уголовно - исполнительной системы письмом МВД России от 6 ноября 1997 г. N 18/13-204, а в органы социальной защиты населения - письмом Минтруда России от 20 ноября 1997 г. N 5751-ЮЛ.
Оформляет необходимые для пенсионного обеспечения документы и представляет их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, администрация исправительного учреждения (исправительной колонии, воспитательной колонии, тюрьмы, лечебно - исправительного или лечебно - профилактического учреждения) либо следственного изолятора (в отношении осужденных, оставленных там для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию) (см. п. 1 Порядка). При отсутствии в личном деле документов, необходимых для назначения пенсии, администрация учреждения заблаговременно принимает меры к их розыску или оформлению (см. п. 4).
Медико - социальная экспертиза осужденного для признания его инвалидом проводится по его письменному заявлению на имя руководителя учреждения государственной службы медико - социальной экспертизы. Направление на медико - социальную экспертизу оформляется лечебно - профилактическим учреждением уголовно - исполнительной системы и вместе с другими медицинскими документами, подтверждающими нарушение его здоровья, и его заявлением отправляются администрацией исправительного учреждения в соответствующее территориальное учреждение медико - социальной экспертизы, где проводится освидетельствование. В случае признания осужденного инвалидом справка об инвалидности направляется в исправительное учреждение и хранится в его личном деле. Выписка из акта освидетельствования об инвалидности в трехдневный срок со дня ее установления направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения исправительного учреждения (см. п. 6 Порядка).
При обращении за пенсией кроме документов, необходимых для назначения соответствующего вида пенсии, администрация исправительного учреждения представляет паспорт осужденного и справку о его нахождении в данном учреждении. В справке указываются фамилия, имя, отчество и год рождения осужденного, наименование суда, вынесшего приговор, дата вынесения приговора, юридический адрес исправительного учреждения и реквизиты депозитного счета банка, куда следует перечислять пенсию (см. п. 4 Порядка и приложение 1 к нему).
Пенсия, полагающаяся осужденному, перечисляется на счет исправительного учреждения, открытый в банке для хранения депозитных сумм. Бухгалтерия учреждения в трехдневный срок зачисляет пенсии на лицевые счета осужденных, указанные в списке пенсионеров, представленном органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (см. п. 8 Порядка).
Выплата пенсий, назначенных осужденным до лишения свободы, производится по месту отбывания им наказания со дня вынесения приговора, но не ранее чем с 1 июля 1997 года (см. п. 8 Порядка).
Для выплаты пенсии осужденным, получавшим ее до осуждения, администрация исправительного учреждения направляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, список пенсионеров с указанием в нем вида пенсии, номера пенсионного удостоверения, адреса места жительства (пребывания), по которому выплачивалась пенсия и др., а также справку на каждого осужденного о месте его пребывания. Такие же данные представляются о вновь прибывших осужденных. При изменении списочного состава пенсионеров администрация должна сообщить об этом в 5-дневный срок (см. п. 8, 9 Порядка и приложения к нему).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, проверяет указанные в списке сведения, при необходимости запрашивает пенсионные дела и другие документы, требуемые для открытия лицевого счета (см. п. 8 Порядка).
При выбытии пенсионера из исправительного учреждения его администрация в пятидневный срок представляет сведения об этом органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, с указанием причин выбытия, размера пенсии и срока, по который она выплачена. Излишне перечисленные суммы пенсии возвращаются (см. п. 9 Порядка).
Если суммы пенсии были перечислены исправительному учреждению после освобождения осужденного, в том числе и за период лишения свободы, они подлежат возврату органу, осуществляющему пенсионное обеспечение. При переводе осужденного из одного в другое исправительное учреждение суммы пенсии, своевременно не перечисленные на счет учреждения, из которого он уже выбыл, перечисляются на счет исправительного учреждения по новому месту отбывания наказания.
При освобождении осужденного из места лишения свободы в связи с прекращением отбывания наказания его лицевой счет закрывается. Пенсионер обращается в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту своего жительства или пребывания с заявлением о пересылке пенсионного дела, предъявляя справку об освобождении, паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства (а при отсутствии таковой - свидетельство о регистрации по месту пребывания). При поступлении по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пенсионного дела производится выплата пенсии освобожденному, в том числе и тех сумм, которые не были своевременно перечислены на счет исправительного учреждения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: