Понятие виды и административно правовой статус государственных служащих

Обновлено: 25.04.2024

Государственный служащий России, как и всякий субъект права — гражданин РФ, имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и рядом других нормативных правовых актов.

Вместе с тем с момента замещения государственной должности он становится субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, на него возлагается ответственность за исполнение этих обязанностей.

Правовой статус государственных служащих включает предусмотренные для государственных служащих права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность.

Правовой статус государственных служащих подразделяется на:

общий статус, предусмотренный законодательством для всех государственных служащих определенного вида службы; должностной статус, возникающий у государственного служащего в связи с замещением определенной должности государственной службы; особый статус милитаризованных служащих в связи с их нахождением на дежурстве, в наряде, боевом походе, ликвидацией последствий стихийных бедствий и другими особыми и чрезвычайными обстоятельствами.

Права и обязанности государственных служащих подразделяются на общегражданские и служебные. Общегражданские права и обязанности государственных служащих идентичны правам и обязанностям других граждан, однако они могут быть ограничены законом в интересах нормального функционирования государственной службы. Служебные права делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми зависит от замещения конкретной должности.

Общие служебные права:

1. знакомиться с документами, определяющими их права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критериями оценки качества работы и условиями продвижения по службе, а также с организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения ими должностных обязанностей;

2. получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

3. посещать в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности;

4. принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

5. на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

6. на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

7. на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции и др.

Обязанности:

1. обеспечивать поддержание конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;

2. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3. исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

4. в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним обоснованные решения на основе и в порядке, установленном законодательством;

5. соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

6. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

Государственный служащий не вправе:

1. заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой;

2. быть депутатом законодательных (представительных) органов или органов местного самоуправления;

3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4. состоять членом органа управления коммерческой организации;

5. быть поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает;

6. использовать в неслужебных целях материально-технические, финансовые, информационные средства и др.;

7. получать гонорары за выступления и публикации, вознаграждения от физических и юридических лиц;

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что:

а) их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;

б) деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использо­ваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в против­ном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;

г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей га­рантируется законодательством;

д) законные предписания и требования государственных служа­щих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служеб­ную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавлива­ются нормативными актами;

ж) предусмотрены ограничения их общегражданских прав в це­лях эффективности служебной деятельности;

з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повы­шенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных слу­жащих характеризуется их:

а) общегражданскими правами и обязанностями;

б) обязанностями и правами по занимаемой государственной дол­жности.

Государственный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющи­ми его права и обязанности по занимаемой госу­дарственной должности государственной службы, критерии оценки качества его работы и условия продвижения по службе;

2) получение информации и материалов, необ­ходимых для исполнения должностных обязанно­стей;

3) посещение в установленном порядке для ис­полнения должностных обязанностей предприя­тий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в их подготов­ке в соответствии с должностными обязанностями;

5) участие в конкурсе на замещение вакант­ной государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денеж­ного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и дру­гими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку, переквалификацию и повы­шение квалификации за счет средств соответству­ющего бюджета;

9) пенсионное обеспечение с учетом стажа го­сударственной службы;

10) объединение в профессиональные союзы и ассоциации для защиты своих прав/социально-экономических и профессиональных интересов;

11) внесение предложений по совершенствова­нию государственной службы в любые инстанций;

12) проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

13) обращение в соответствующие государствен­ные органы или в суд для разрешения любых спо­ров, связанных с государственной службой.

Государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) добросовестно исполнять должностные обя­занности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов, граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указа­ния вышестоящих руководителей, отданные в пре­делах их должностных полномочий, за исключе­нием незаконных;

5) своевременно рассматривать обращения граж­дан и общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных ор­ганов и органов местного самоуправления и при­нимать по ним решения;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со слу­жебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, доста­точный для исполнения своих должностных обя­занностей;

8) хранить государственную тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с ис­полнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоин­ство граждан.

Гражданин при поступлении на государствен­ную службу, а также государственный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государ­ственной налоговой службы сведения о получен­ных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объекта­ми налогообложения.

За успешное и добросовестное исполнение госу­дарственным .служащим своих должностных обя­занностей, продолжительную и безупречную служ­бу, выполнение заданий особой важности неслож­ности к нему применяются различные меры поощрения:

1) единовременная денежная премия;

2) объявление благодарности;

3) объявление благодарности с денежным поощ­рением;

4) награждение ценным подарком;

5) присвоение почетного звания;

6) награждение орденами и медалями. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный слу­жащий может быть поощрен денежной премией в размере до 10 должностных окладов. За особые отличия государственному служащему может быть присвоен очередной квалификационный разряд без сдачи им государственного квалификационно­го экзамена или прохождения аттестации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих служебных обязанностей на него могут быть наложены дисциплинарные взыскания в виде: замечания; выговора;

строгого выговора; предупреждения о неполном Служебном соответствии; увольнения. Государственный служащий) допустивший должностной проступок» может быть. также временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Для лиц, находящихся на государственной служ­бе, установлен ряд ограничений. Это связано с осо­бенностями государственной службы и имеет це­лью обеспечить эффективную деятельность по ис­полнению полномочий государственных органов, установить препятствия возможному злоупотреб­лению государственных служащих.

Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательных органов Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельно­стью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммер­ческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по де­лам третьих лиц в государственном органе, в ко­тором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосред­ственно подконтролен ему;

6) использовать во внеслужебных целях сред­ства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государ­ственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выс­тупления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц денежное вознаграждение, подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расхо­дов, связанные с исполнением должностных обя­занностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иност­ранных государств, международных и иностран­ных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуще­ствляемых в соответствии с международными до­говорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и ее субъектов с государственными органами иностран­ных государств, международными и иностранны­ми организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропа­ганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры полити­ческих партий, религиозных, общественных объе­динений, за исключением профессиональных союзов.

В настоящее время вопросы прохождения гражданами РФ государственной службы регулирует Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»[1], которым определяются правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления этой службой.

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

В современном Российском государстве система государственной службы включает в себя следующие виды:

- государственная гражданская служба;

Кроме того, исследуя понятие «государственная служба», следует сделать вывод о том, что государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, а военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Государственная служба построена на следующих принципах:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы,предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Государственная гражданская служба. Это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. В свою очередь, государственная гражданская служба субъекта РФ - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ.

Таким образом, различия между государственной гражданской службой РФ или субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[2] предусматривает следующую классификацию должностей государственной гражданской службы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий;

- высшие должности гражданской службы;

- главные должности гражданской службы;

- ведущие должности гражданской службы;

- старшие должности гражданской службы;

- младшие должности гражданской службы.

В свою очередь, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» - на высшую, главную, ведущую и старшую группы, а категории «обеспечивающие специалисты» - на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы[3].

Военная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания, а их административно-правовой статус регламентирован Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»[4]. Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется по призыву и в добровольном порядке (по контракту); а иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

1) оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий;

2) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;

3) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.

Кроме того, руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица этих организаций - управляющих компаний, согласно новому Жилищному кодексу РФ, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более 3 месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:

1) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;

2) производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;

3) направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет.

Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете;

о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.

Правоохранительная служба - это также один из видов федеральной государственной службы, т.е. деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (например, работа в органах прокуратуры, юстиции и органах внутренних дел).

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий Российской Федерации как субъект административного права обладает, прежде всего, общегражданскими правами и обязанностями, которые установлены Конституцией и иными нормативными актами. В то же время гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, и связано это с особенностями правового положения этих субъектов административного права.

Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы.

Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные)

Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.

Государственный служащий имеет право

- на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей,

- на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей,

- на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности,

- на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями,

- участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

- на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

- знакомиться с материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщать к личному делу свои объяснения,

- на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета,

- на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы,

- на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство,

- на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов,

- вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Закон наделяет государственного служащего правом обращаться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой.

Каждый служащий, независимо от занимаемой государственной должности, обязан.

- обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий,

- добросовестно исполнять должностные обязанности;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

- в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ;

- соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

- поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность. Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах.

Особым статусом обладают служащие военизированных органов. Общими обязанностями служащих военизированных органов выступают защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности личности, общества и государства. Их должностные и специальные права и обязанности устанавливаются законодательством и дисциплинарными и общевойсковыми уставами. При выполнении специальных обязанностей они могут наделяться правом применения физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия и т. д.

В целях создания условий для независимости, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих и пресечения злоупотреблений Закон устанавливает некоторые правоограничения (запреты) для государственных служащих. Так, государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями,

11) принимать участие в забастовках,

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, четко регламентированы и не подлежат расширительному толкованию. В случае несоблюдения указанных правоограничений Закон предусматривает прекращение государственно-служебных отношений.

Ответственность государственного служащего наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. В зависимости от вида совершенного противоправного деяния государственный служащий может быть привлечен к административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.


Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием и установлением правового положения (статуса) государственных служащих. Автором анализируются актуальные проблемы в данной сфере.

Ключевые слова: государство, государственный гражданский служащий, власть, закон, ответственность, право, обязанности, коррупция.

The article is devoted to the consideration of issues related to the formation and establishment of the legal status (status) of civil servants. The author analyzes the current problems in this area.

Keywords: state, state civil servant, power, law, responsibility, law, duties, corruption.

. Государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них он остается общей схемой и мертвой конструкцией [1].

Граждане России имеют право на равный доступ к государственной службе. Это является конституционным правом, которое может быть реализовано ими при поступлении на государственную службу и ее прохождении в соответствии с действующим законодательством [5].

Совокупность прав, обязанностей, ограничений и запретов в процессе несения государственными служащими государственной службы — составляющие административно-правового статуса государственных служащих.

С. И. Ожегов определяет службу как работу, занятия служащего, а также место его работы. Соответственно, служащий — «это лицо, работающее по найму в различных областях умственного труда, а служить — значит нести, исполнять службу; делать что-нибудь для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на чью-либо пользу» [6].

Процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений. Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в том числе правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает [5].

Государственная служба потому является государственной, что это не только административно-бюрократический элемент государственного аппарата, а прежде всего социальный институт публично-правового регулирования. При такой модели для госслужащего главным является добросовестное и самоотверженное служение людям, качественное «осуществление целей и функций государства посредством практического исполнения должностных обязанностей и правомочий в государственном аппарате» [7].

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет государственную гражданскую службу Российской Федерации как вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономической, социально-культурной и административно -политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права. Происходящие в стране преобразования во всех сферах жизни общества и государства породили новые требования, предъявляемые к государственным служащим [8].

По сути, государственный служащий — личность публичная, его деятельность носит общественно значимый характер.

Законодательством Российской Федерации определен ряд принципиальных условий — запретов и ограничений, которые необходимо будет соблюдать, став государственным гражданским служащим. Требования в этом плане у государства многочисленные, причем вне зависимости от занимаемой должности.

На современном этапе все больше и больше можно услышать о проявлении коррупционных проявлениях со стороны государственной власти несмотря на проводимую работу государственных органов, направленную на противодействие коррупции. Причем проблема коррупции и противодействия ей в последнее время актуализировалась как в мире, так и в России.

Деятельность органов исполнительной власти в большей степени по сравнению с другими органами власти подвержена коррупции, так как здесь сконцентрировано оперативное управление финансовыми, информационными, материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами [9].

Совершение действий коррупционной направленности отдельными государственными служащими — проявление отсутствия чувства ответственности за несение государственной гражданской службы, отсутствия понимания ее особенностей, важности и меры вины за несоблюдение требований и ограничений, установленных государством.

Власть была, есть и будет неугодна для народа, как бы ни старался обычный, рядовой государственный служащий, который во благо народа предпринимает все зависящие от него меры.

Однако, тот же народ, судя по поступкам отдельных личностей, несущих государственную гражданскую службу, делает вывод о недобросовестности всей государственной власти.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, государственная служба, государственная гражданская служба, служащий, государственный аппарат, государственная власть.


Ключевые слова: государственный служащий, государственная гражданская служба, запреты, ограничения на государственной гражданской службе, правовой статус государственного гражданского служащего.

Несмотря на многовековую историю государственной службы России, легальное определение государственного служащего появилось в отечественном законодательстве только в последнее десятилетие. До этого попытки определить понятие и сущность государственного служащего предпринимались исключительно на уровне доктрины.

Еще в XVII веке Томас Гоббс указывал, что государственным служителем является тот, кому суверен (будь то монарх или собрание) поручает определенный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства [1].

В советский период только со второй половины 40-х годов XX века началось активное изучение института государственной службы. В данный период стали появляться различные определения государственного служащего.

Так, советские ученые С. С. Студеникин и В. А. Власов утверждали, что государственный служащий — это лицо, которое постоянно или временно выполняет служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (в государственном аппарате) [2]. В данном определении в качестве основных признаков государственного служащего выделялись: осуществление государственных функций и осуществление обязанностей в аппарате государственного управления.

Иной подход в определении понятия государственного служащего был использован Н. И. Фаянсом, который утверждал, что государственными служащими являются лица, занимающие по выбору или по назначению, постоянно или временно должности в государственных учреждениях или предприятиях и получающие вознаграждение (заработную плату) за свой труд, состоящий в организации и непосредственном осуществлении функций государства [3]. Ключевым в данном определении государственного служащего стало замещение им должности в государственном аппарате.

Таким образом, необходимо отметить, что уже к шестидесятым годам двадцатого века в отечественной юриспруденции было сформировано представление о государственных служащих как о лицах, которые выделяются среди других работников государственных предприятий и учреждений, так как они замещают государственные должности в государственном аппарате, осуществляют служебную деятельность от имени и по поручению государства и получают за это заработную плату из государственного бюджета в порядке и размерах, которые установлены государством.

В общем виде эти признаки были восприняты отечественным законодателем при разработке первого в российской истории закона, регламентирующего государственную службу. В пункте 1 статьи 3 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1995 года было определено, что государственным служащим является гражданин России, исполняющий в порядке, установленном законодательством, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Таким образом, государственную службу можно определить как подвид работы в государственном аппарате, являющийся профессиональной служебной деятельностью граждан, на государственных постах РФ, обеспечивающих реализацию функциональных обязанностей госорганов федерального значения, субъектов РФ, лиц, занимающих государственные посты, и лиц, занимающих государственные посты в субъектах РФ.

– государственную гражданскую службу;

– государственную службу иных видов.

В данном исследовании более подробно остановимся на таком виде государственной службы, как государственная гражданская служба.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Можно сказать, что государственная гражданская служба учреждена федеральным законодателем для обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Закон № 79-ФЗ закрепляет гражданскую службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий государственных органов, распоряжаться государственными средствами и предоставлять государственные услуги. Данный Закон регулирует гражданскую службу в качестве всеобъемлющего института государственного управления. Закон № 79-ФЗ определяет предмет деятельности государственных гражданских служащих, принципы организации гражданской службы, учреждает организационную структуру гражданской службы — систему должностей; определяет обязанности, устанавливает ответственность гражданских служащих.

В общем виде правовой статус — это признанная Конституцией и законодательством России совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц.

В понятие «правовой статус» государственных гражданских служащих входят основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных гражданских служащих, которые определяют их место в системе государственной службы.

Так, содержание правового статуса государственных гражданских служащих в структурном плане должно определяться основными правами, обязанностями и ответственностью. Это позволит достаточно четко выделить функциональную направленность и структуру правового статуса государственного гражданского служащего и тем самым не допустить размывания границ этого понятия.

Правовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде можно определить как систему предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на него обязанностей, а также за нарушение запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой.

В ныне действующей редакции Закон № 79-ФЗ к составляющим элементам правового статуса государственных служащих Российской Федерации относит: основные права гражданского служащего; основные обязанности; ограничения, связанные с гражданской службой; запреты, связанные с гражданской службой; требования к служебному поведению; урегулирование конфликта интересов на гражданской службе; предоставление сведений о доходах и расходах.

Таким образом, правовой статус государственного гражданского служащего необходимо определить как систему предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на него обязанностей, а также за нарушение запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой.

Правовой статус государственного гражданского служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами, характеризуется рядом характерных особенностей, которые придают ему качественную и количественную определенность.

  1. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного или гражданского. М.: Мысль, 1991. Т. II. С. 186.
  2. Власов В. А., Студеникин С. С. Советское административное право. М.: Госюриздат, 1959. С. 107.
  3. Фаянс Н. И. Советская государственная служба на современном этапе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1955. С. 8.
  4. Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 3. С. 27–31.

Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, государственная гражданская служба, Российская Федерация, служащий, правовой статус, гражданская служба, государственный аппарат, профессиональная служебная деятельность, федеральная государственная служба, федеральный бюджет.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: