Порядок проведения кик для российских судов

Обновлено: 10.05.2024

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 ноября 2020 года N 465

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

31 декабря 2020 года,

регистрационный N 62001

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 6 ноября 2020 года N 465

Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов

I. Общие положения

1. Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов (далее - Правила) устанавливают порядок разработки и применения системы управления безопасностью судов судовладельцами в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях Российской Федерации, профессиональные и квалификационные требования, требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, порядок проверки выполнения судовладельцем при разработке и применении системы управления безопасностью судов требований статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) и порядок проверки применения на судне системы управления безопасностью судов организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранное классификационное общество, уполномоченное федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов (далее - организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов).

II. Разработка и применение системы управления безопасностью судов

2. В отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, судовладелец разрабатывает и применяет систему управления безопасностью судов (далее - СУБ), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций и включающих в себя:

1) инструкции работникам судовладельца по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями КВВТ;

2) документы, устанавливающие полномочия и взаимоотношения работников судовладельца, осуществляющих управление эксплуатацией судов, в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

3) документ, устанавливающий полномочия и взаимодействие членов экипажей судов владельца в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

4) способы связи между работниками судовладельца и экипажем судна;

6) порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций;

7) документы, устанавливающие обязанности капитана судна в отношении: обеспечения безопасной эксплуатации судна экипажем судна;

издания необходимых приказов и инструкций в целях обеспечения безопасной эксплуатации судна;

проверки выполнения экипажем судна требований безопасной эксплуатации судна;

8) документы, подтверждающие полномочия капитана судна, в том числе исключительные полномочия и ответственность в отношении сохранения жизни, здоровья людей, обеспечения безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды;

9) программы учений экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации;

10) порядок ознакомления членов экипажа судна, принятых на работу или назначенных на судно, со своими обязанностями до выхода судна в рейс;

11) порядок ознакомления работников судовладельцев при приеме на работу и переводе на другую работу с возложенными на них обязанностями в части обеспечения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды;

12) порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания;

13) меры по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярные проверки механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно;

14) порядок проведения проверок эффективности системы управления безопасностью и при необходимости ее пересмотра.

3. В соответствии с пунктом 3 статьи 34.1 КВВТ судовладелец должен назначить работника или работников (не из числа членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.

4. В соответствии с пунктом 4 статьи 34.1 КВВТ судовладелец должен обеспечить:

1) соответствие капитана судна профессиональным и квалификационным требованиям в зависимости от района эксплуатации судна и его типа;

2) ознакомление капитана судна с СУБ;

3) безопасное выполнение капитаном судна своих обязанностей.

5. В число мер по обеспечению надежности механизмов, устройств, оборудования судов, в том числе регулярных проверок механизмов, устройств, оборудования, которые не используются постоянно, должны входить:

1) определение и документирование судовладельцем видов, периодичности, объемов и содержания технического обслуживания и ремонта судна, его механизмов, устройств и оборудования;

2) проведение проверок технического состояния судна, его механизмов, устройств и оборудования через установленные обязательными требованиями и документами изготовителя интервалы времени;

3) определение механизмов, устройств и оборудования судна, внезапный отказ которых может привести к возникновению транспортных происшествий, опасных и аварийных ситуаций.

6. Учения экипажа судна по действиям в условиях аварийной ситуации в соответствии с программами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, должны проходить в сроки, установленные судовладельцем, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере внутреннего водного транспорта. Судовладельцем должен быть установлен порядок документирования информации об указанных учениях.

7. СУБ применяется в течение всего периода эксплуатации каждого судна судовладельца, подлежащего государственной регистрации.

III. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов

8. Лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами (далее - лицо, ответственное за обеспечение безопасной эксплуатации судов), должно иметь:

стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах;

среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок".

9. Кандидат на должность лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, по направлению судовладельца должен пройти профессиональное обучение по СУБ, организованное Федеральным агентством морского и речного транспорта.

10. В случае если на должность лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, судовладельцем назначается лицо, которое не осуществляло указанную деятельность в течение более чем 5 лет со дня окончания обучения (получения) дополнительного профессионального образования, такое лицо подлежит до занятия указанной должности направлению судовладельцем на обучение по СУБ, организованное Федеральным агентством морского и речного транспорта (дополнительное профессиональное образование).

IV. Проверка выполнения судовладельцем требований статьи 34.1 КВВТ и проверка применения на судне системы управления безопасностью судов

11. В соответствии с пунктом 5 статьи 34.1 КВВТ проверку выполнения судовладельцем требований статьи 34.1 КВВТ (далее - проверка СУБ судовладельца) осуществляет организация, уполномоченная, на классификацию и освидетельствование судов.

12. Проверка СУБ судовладельца осуществляется по заявке судовладельца в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов (далее - заявка).

В заявке указываются следующие сведения:

1) полное наименование судовладельца (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя или физического лица);

2) количество берегового персонала судовладельца;

3) количество филиалов судовладельца (при наличии);

4) адрес в пределах местонахождения судовладельца (для юридического лица) или регистрации по месту жительства (пребывания) (для индивидуального предпринимателя или физического лица);

5) наименование должности (при наличии), фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов, с указанием номера телефона, и (или) факса (при наличии), и (или) адреса электронной почты (при наличии), а также данных документа, подтверждающего прохождение им аттестации в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил;

6) государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации судовладельца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

7) номер телефона, и (или) факса (при наличии), и (или) адрес электронной почты (при наличии) судовладельца;

8) перечень судов судовладельца;

9) планируемая дата (даты) проведения проверки СУБ судовладельца;

10) планируемое место (населенный пункт) проведения проверки СУБ судовладельца.

Заявка направляется в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов, не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой в соответствии с подпунктом 9 настоящего пункта даты проведения проверки СУБ судовладельца.

Организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, в случае несоответствия сведений, указанных в заявке, предусмотренных настоящим пунктом, и (или) непредставления документов, предусмотренных пунктами 13 и 14 настоящих Правил, отклоняет заявку и посредством почтового отправления, по электронной почте (при наличии) или факсу (при наличии), приведенным в заявке, информирует судовладельца с обоснованием причин отклонения заявки в течение 3 рабочих дней с даты регистрации заявки.

13. К заявке на первоначальную проверку СУБ организации судовладелец прилагает:

1) структурную схему организации-судовладельца с указанием:

руководства и (или) руководящего органа организации-судовладельца;

названий подразделений организации-судовладельца и порядка их взаимодействия, и (или) подчиненности руководству, и (или) руководящему органу организации-судовладельца, и (или) другим подразделениям организации-судовладельца;

2) заверенные судовладельцем копии документов, подтверждающих право законного распоряжения судовладельцем судами, перечисленными в заявке в соответствии с подпунктом 8 пункта 12 настоящих Правил;

3) инструкции, документы, порядки, программы, разработанные в соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 КВВТ (далее - документы СУБ) направляются (при первоначальной проверке СУБ) по электронной почте (при наличии), посредством почтового отправления или факсу (при наличии) в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов.

1.2. Рекомендации позволяют гармонизировать проведение процедур государственного портового контроля в отношении российских судов.

1.3. Рекомендации не применяются в отношении судов иностранного флага, заходящих в порты Российской Федерации. Процедуры контроля иностранных судов осуществляются в соответствии с требованиями региональных соглашений в области контроля судов со стороны государства порта, стороной которых является Российская Федерация (Парижский, Токийский и Черноморский меморандумы о взаимопонимании о контроле судов со стороны государства порта).

1.5. В соответствии с требованием ст.ст. 79 и 80 КТМ РФ государственный портовый контроль осуществляется в формах осмотра судна, контрольного осмотра судна и получения разрешения на выход судна из порта.

1.6. Термины, определения и сокращения, применяемые в тексте настоящих Рекомендаций, приведены в разделе VI.

II. Осмотр судна

2.1. Осмотр судна осуществляется в соответствии с требованием ст. 79, п. 2 КТМ РФ. Осмотр судна осуществляется путем проверки судовых документов и журналов, опросов экипажа, проведения учебных тревог, проверки судового оборудования и механизмов в работе, и не должен приводить к необоснованным задержкам выхода судна из порта.

2.2. В связи с отсутствием единых критериев для отбора судов для осмотра в соответствии со ст. 79 КТМ РФ, такие критерии могут быть определены капитаном морского торгового порта. Однако довольно произвольная трактовка отдельных положений данной статьи: ". или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта может подвергать судно осмотру" может привести к тому, что требования по осмотру судна в каждом отдельном порту могут довольно сильно отличаться в силу особенностей и специфики конкретного морского порта.

До издания нормативного документа, регламентирующего критерии для отбора судов для осмотра, рекомендуется применять следующие критерии.

2.3. Осмотру подлежат суда:

а) не проходившие осмотр в течение последних трех месяцев;

б) не имеющие судовых документов;

с) задержанные в иностранных портах (непосредственно после задержания, при последующем заходе судна в российский порт);

г) имеющие недостатки, создающие угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей и причинения ущерба морской среде;

д) ставшие участниками аварийных случаев, предшествовавших заходу в порт или имевших место в порту и/или на стоянке на рейде;

е) не выполнившие предписания капитана порта или морских властей иностранных государств по соблюдению требований безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море и защите морской среды;

ж) подавшие ложный сигнал бедствия, не сопровождающийся последующей процедурой его отмены.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

2.3. Осмотр судна, как правило, должен включать в себя:

а) запрос информации по судну в БД FSC-RU и принятие решения об осмотре судна, если оно соответствует критериям, указанным в п. 2.2 настоящих Рекомендаций;

б) прибытие должностного лица ИГПК на судно и представление его капитану судна с предъявлением полномочий и объяснением целей посещения судна;

в) проверку наличия и действительности судовых документов;

г) проверку выполнения эксплуатационных требований и отработки действий экипажа по судовым тревогам;

д) проверку укомплектованности и обеспечения судна аварийными, спасательными и противопожарными средствами;

е) проверку состояния навигационных огней, звуковых сигналов и сигнальных фигур;

ж) проверку надежности люковых закрытий, целостности воздушных трубок, комингсов, вентиляционных люков и отверстий и других частей конструкции судна, обеспечивающих водо- и брызгонепроницаемость судна;

з) проверку состояния и обслуживания радиооборудования;

и) проверку состояния оборудования, обеспечивающего предотвращение загрязнения морской среды;

к) проверку документов и выполнения процедур, предусмотренных МКУБ.

2.4. Должностное лицо ИГПК, в случае затруднения в определении соответствия судна и его оборудования требованиям международных договоров Российской Федерации, относящихся к безопасности мореплавания и законодательству Российской Федерации в области безопасности мореплавания, имеет право привлечь специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, и чья квалификация подтверждена документами для осмотра судна в части:

а) технического состояния и исправности в действии технических средств;

б) санитарно-карантинной службы;

в) предотвращения загрязнения морской среды;

г) пожарно-технической безопасности;

д) укомплектованности и обеспечения спасательными, аварийными, противопожарными средствами, навигационным и другим оборудованием, необходимым для обеспечения безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты окружающей среды.

2.5 По результатам осмотра составляется акт осмотра судна по форме А. В случае обнаружения недостатков дополнительно составляется акт осмотра судна по форме Б. Информация о недостатках и принимаемых мерах заносится в акт осмотра судна по форме Б с использованием кодовой системы. Отметки об устранении недостатков вносятся в акт первичного осмотра по форме Б. Формы актов и рекомендации по их заполнению приведены в приложении.

III. Оформление разрешения на выход судна из порта

3.1. Оформление разрешения на выход судна из порта регламентируется требованием ст. 80 КТМ РФ, которое предписывает капитану порта выдавать такое разрешение на каждое судно, выходящее из морского порта. При этом в ст. 80 КТМ РФ даны общие критерии, по которым суду может быть отказано в разрешении на выход судна из порта, в том числе и по вопросам, не связанным с безопасностью мореплавания. Исходя из этого положения возникает необходимость нормировать критерии для проверки судна в части оформления разрешения на отход судна. Оформление разрешения на выход судна из порта, как правило, должно включать;

а) получение заявления на право выхода судна из порта (далее именуется - Заявление) по форме согласно приложению;

б) наличие и действительность соответствующих судовых документов;

в) наличие и действительность у членов экипажей судов дипломов, подтверждений, удостоверяющих их выдачу, квалификационных и специальных свидетельств специалистов членов экипажей морских судов и льготных разрешений лиц командного состава морских судов;

г) укомплектованность экипажа по судовой роли в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа судна;

д) соответствие количества пассажиров, принятых на борт, свидетельству о безопасности пассажирского судна;

е) соответствие спасательных средств количеству членов экипажа и пассажиров, находящихся на борту;

ж) наличие подписанного капитаном судна исполнительного грузового плана и расчета остойчивости судна в рейсе;

з) состояние загрузки судна по грузовой марке и осадке судна;

и) соответствие укладки и крепления груза требованиям судового наставления по креплению грузов, наличие сертификатов на используемые съемные средства крепления грузов, используемые в рейсе;

к) наличие на судне навигационных карт и пособий на предстоящий рейс, откорректированных на дату выхода судна из порта;

л) наличие предыдущего акта осмотра судна.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.3. После проверки готовности судна к выходу из порта, при отсутствии обстоятельств, препятствующих выходу судна, должностное лицо ИГПК заполняет акт готовности судна к выходу из порта по форме Д и разрешает выход судна из порта. В судовой роли ставится штамп отхода. Информация о проверке готовности судна к выходу из порта направляется в БД FSC-RU.

3.4. Проверка готовности к выходу из порта буксируемых судов осуществляется в соответствии с требованиями по безопасности морских буксировок. Отход буксирного каравана оформляется капитаном буксирующего судна.

3.5. Разрешение на выход судна из порта действительно в течение 24 часов.

3.6. В случае изменений в составе экипажа, технического состояния судна или его дополнительной загрузки после оформления разрешения на выход судна из порта, капитан судна обязан известить об этом капитана порта и заново оформить разрешение на выход судна из порта.

IV. Отказ в выдаче разрешения на выход судна из порта

4.1. В соответствии с требованием ст. 80 КТМ РФ капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта. Отказ в выдаче разрешения на выход судна из порта является крайней мерой и должен быть обоснован. Основанием для отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта являются недостатки, выявленные в ходе проведения осмотра судна, препятствующие выходу судна из порта. Необходимо помнить, что решение об отказе в выходе судна из порта принимается капитаном порта на основании выявленных недостатков должностным лицом ИГПК.

В выдаче разрешения на выход судна из порта может быть отказано в случае:

а) невыполнения судном указаний об устранении недостатков, обнаруженных и указанных в актах по форме Б и форме Д, препятствующих выдаче разрешение на выход судна из порта;

б) отсутствия или недействительности требуемых судовых свидетельств и документов, несоответствия их содержания фактическим данным, а также истечения срока их действия до захода судна в следующий порт;

в) отсутствия у членов экипажей судов дипломов, подтверждений, удостоверяющих их выдачу, квалификационных и специальных свидетельств специалистов членов экипажей морских судов и льготных разрешений лиц командного состава морских судов;

г) неукомплектованности экипажа в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа судна;

д) приема на борт пассажиров сверх нормы, указанной в свидетельстве о безопасности пассажирского судна и нахождения на борту судна лиц, не имеющих специального разрешения или установленных документов на выход в рейс;

е) загрузки судна с нарушением требований нормативных документов по безопасной перевозке грузов и отсутствия необходимых документов на груз;

ж) водотечности корпуса судна, недостаточной герметичности палубных закрытий, водонепроницаемых дверей и клинкетов, неисправного состояния закрытий грузовых люков, лацпортов, горловин и других отверстий на открытых палубах и в бортах;

и) неисправного состояния спасательных средств и устройств для их спуска, отсутствия на штатных местах требуемого количества исправных спасательных средств;

к) неукомплектованности, неисправности и истечения сроков регламентного обслуживания и проверок аварийных, спасательных средств, противопожарных систем и имущества;

л) несоответствия оборудования ГМССБ предстоящему району плавания;

м) несоответствия района и условий плавания ограничениям, указанным в судовых документах;

н) отсутствия на судне навигационных карт и пособий на предстоящий рейс, откорректированных на дату отхода судна;

о) неподготовленности экипажа к борьбе за живучесть судна;

п) наличия других недостатков, создающих угрозу безопасности плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;

р) неуплаты установленных портовых сборов.

4.2. Если недостатки, выявленные при оформлении выхода судна из порта, невозможно устранить в порту стоянки, капитан порта может разрешить судну разовый переход в другой порт для их устранения, при представлении свидетельства на разовый переход, выданного органами технического надзора и классификации, гарантии судовладельца и информировании капитана порта назначения о разовом переходе.

4.3. В случае отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта оформляется акт осмотра судна по форме А и форме Б и дополнительно оформляется извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из порта по форме В. Извещение об отказе в выдаче разрешения на выход судна из порта в обязательном порядке должен подписывать капитан морского порта или лицо, официально исполняющее его обязанности, т.к. эти полномочия в соответствии со ст. 80 КТМ РФ возложены исключительно на капитана морского торгового порта.

4.4. В случае отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта, повторное оформление разрешения на выход судна из порта осуществляется после устранения причин, вызвавших отказ в выходе судна из порта и контрольного осмотра судна. Отметки об устранении недостатков вносятся в акт первичного осмотра по форме Б. После проверки устранения выявленных недостатков, оформляется акт контрольного осмотра судна по форме Г. Расходы, связанные с осуществлением контрольного осмотра судна, несет судовладелец.

V. Документирование результатов проведения государственного портового контроля

5.1. Документирование результатов проведения государственного портового контроля осуществляется в соответствии с процедурами, изложенными в настоящих Рекомендациях по формам актов, приведенным в приложении.

5.2. Акты осмотра судна по формам А, Б, В, Г и Д составляются в 2-х экземплярах. Первый экземпляр актов передается капитану судна, а второй экземпляр (копия) хранится в ИГПК после передачи данных в БД FSC-RU.

VI. Термины, определения и сокращения

6.1. Недостаток - установленный факт, когда имеются объективные доказательства, указывающие на невыполнение отдельных требований международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения окружающей среды.

6.3. Компания (организация) - владелец судна или любая другая организация или лицо как, например, управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от собственника судна и при этом согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.

6.4. Судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

6.5. МКУБ - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения, принятый резолюцией А.741(18) Ассамблеи Международной морской организации. МКУБ включен в качестве отдельной главы в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74).

6.6. ДСК - документ о соответствии компании, выданный компании признанной организацией, которая соответствует требованиям МКУБ.

6.7. Признанная организация - организация, удовлетворяющая оговоренным в резолюции А.739 (18) Ассамблеи Международной морской организации условиям и получившая от администрации государства флота судна полномочия осуществлять необходимые функции по освидетельствованию и надзору за судами, плавающими под флагом этого государства.

6.8. СУБ - система управления безопасностью. Документально оформленная система, позволяющая персоналу компании (организации) эффективно выполнять политику компании в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды.

6.9. СвУБ - свидетельство об управлении безопасностью. Документ, выдаваемый признанной организацией на судно, совершающее международные рейсы, который подтверждает, что компания и ее управление судном соответствует одобренной СУБ.

6.10. ИГПК - инспекция государственного портового контроля, структурное подразделение Службы капитана морского торгового порта.

6.11. Государственный инспектор - должностное лицо ИГПК, имеющее надлежащую квалификацию и уполномоченное капитаном порта осуществлять контроль за судами. Государственные инспекторы имеют удостоверение, штамп с указанием должности, инициалов и фамилии.

6.12. БД FSC-RU - база данных результатов проведения государственного портового контроля судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.

6.13. АТМИЦ - Азиатско-Тихоокеанский морской информационно-консультативный центр (Владивосток).

6.14. РИТЦ - Региональный информационно-технический центр (Санкт-Петербург).

6.15. Номер ИМО - идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией.

6.16. Руководство - Руководство пользователя информационной системы. Руководство разрабатывается администраторами баз данных. Администраторами баз данных являются: РИТЦ для портов Европейского региона России и АТМИЦ для портов Дальневосточного региона России.

6.17. Кодовая система - система присвоения кодов обнаруженным в процессе осмотра судна (получения разрешения на выход судна из порта) недостаткам и принимаемым мерам по их устранению. Справочный список кодов недостатков и перечень кодов предпринимаемых мер, порядок их применения приводятся в Руководстве.

6.18. Действительность судовых документов и свидетельств - результат осмотра судна, подтверждающий, что судовые документы отвечают требованиям международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательству Российской Федерации о торговом мореплавании.

6.19. Осмотр судна - посещение судна должностными лицами ИГПК для проверки действительности судовых документов, общего состояния судна, его оборудования и подготовленности экипажа.

6.20. Отказ в выдаче разрешения на выход судна из порта - предпринимаемое действие капитаном порта в отношении судна, когда расстояние судна и его экипаж в значительной степени не соответствуют требованиям международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательству Российской Федерации о торговом мореплавании и представляют явную угрозу жизни и здоровью людей, судам, имуществу и окружающей среде.

6.21. Контрольный осмотр судна - посещение судна должностными лицами ИГПК для проверки устранения недостатков, выявленных в результате осмотра судна, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из порта. Контрольный осмотр судна производится только после устранения выявленных недостатков, препятствующих выходу судна из порта. Расходы, связанные с проведением контрольного осмотра судна (осмотр, освидетельствование и др.), несет судовладелец.

6.22. Получение разрешения на выход судна из порта - документальное подтверждение того, что состояние судна и его экипажа соответствуют требованиям международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательству Российской Федерации о торговом мореплавании в области безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Руководитель Департамента
безопасности мореплавания

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Рекомендации по организации государственного портового контроля в морских торговых и речных (устьевых) портах за судами, плавающими под Государственным флагом Российский Федерации с использованием компьютеризированного учета результатов контроля N МФ-02-22/5482 (утв. Министерством транспорта РФ 18 ноября 2002 г.)

В соответствии с пунктом 5 статьи 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2016, N 27, ст. 4300), пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(14) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2016, N 7, ст. 997; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 27 ноября 2020 г. N 521

Порядок
назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок

1. Настоящий акт устанавливает порядок назначения и проведения лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, проверок соблюдения на судах и плавучих объектах следующих требований, установленных Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) и в соответствии с КВВТ 1 (далее - обязательные требования), с применением риск-ориентированного подхода:

обязательных требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным средствам;

требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов;

профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов.

2. Интенсивность (формы, продолжительность, периодичность) проведения мероприятий по проверке судна или плавучего объекта устанавливается исходя из категории риска, определяемой на основании:

оценки наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (охрана человеческой жизни, предотвращение загрязнения окружающей среды с судов, безопасность портовых и судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях);

оценки тяжести потенциальных негативных последствий, возникающих вследствие нарушения обязательных требований на судне или плавучем объекте;

оценки вероятности несоблюдения обязательных требований.

Категория риска по каждому судну, а также плавучему объекту, автоматически рассчитывается информационной системой государственного портового контроля (далее - ИСГПК) 2 на основании параметров судна и результатов проверки судна, занесенных в ИСГПК лицом, осуществляющим государственный портовый контроль.

Оценка категории риска судна или плавучего объекта осуществляется в балльной системе.

Оценка категории риска плавучих объектов, тип которых допускает нахождение временно или постоянно двенадцать и более человек осуществляется в соответствии с балльной системой, установленной настоящим Порядком для пассажирских судов.

3. Для оценки категории риска судна или плавучего объекта, исходя из оценки тяжести потенциальных негативных последствий, возникающих вследствие нарушения обязательных требований, используются следующие критерии:

тип судна (пассажирское, грузовое: сухогрузное или наливное; буксир; вспомогательное; технического флота);

характеристики судна (грузоподъемность, пассажировместимость, мощность);

возраст судна или плавучего объекта.

В зависимости от значений указанных параметров судну или плавучему объекту начисляются баллы по нижеследующей схеме.

В зависимости от типа и характеристик судов:

для пассажирских судов исходя из пассажировместимости:

до 100 человек - 7 баллов;

от 100 до 200 человек - 15 баллов;

более 200 человек - 20 баллов;

для грузовых наливных судов, осуществляющих перевозку опасных грузов исходя из грузоподъемности:

до 1000 тонн - 7 баллов;

от 1000 до 3000 тонн - 14 баллов;

более 3000 тонн - 21 балл;

для грузовых сухогрузных судов исходя из грузоподъемности:

до 1000 тонн - 3 балла;

от 1000 до 3000 тонн - 6 баллов;

более 3000 тонн - 8 баллов;

для несамоходных грузовых судов число баллов уменьшается на 2 балла;

для буксиров исходя из мощности силовой установки:

до 110 кВт - 3 балла;

от 110 до 330 кВт - 6 баллов;

более 330 кВт - 9 баллов;

для вспомогательных судов - 3 балла;

для судов технического флота - 10 баллов;

В зависимости от возраста:

для судов и плавучих объектов возрастом до 6 лет - 0 баллов;

для судов и плавучих объектов возрастом от 6 до 15 лет - 10 баллов;

для судов и плавучих объектов возрастом от 16 до 25 лет - 15 баллов;

для судов и плавучих объектов возрастом от 26 до 35 лет - 20 баллов;

для судов и плавучих объектов возрастом старше 35 лет - 20 баллов, увеличенные на 1 балл за каждый год, превышающий 35 лет.

4. Для оценки вероятности несоблюдения обязательных требований на судне или плавучем объекте используются следующие критерии:

количество нарушений обязательных требований, выявленных при проверке судна или плавучего объекта в течение предыдущих 12 месяцев: за каждое нарушение - 1 балл;

количество временных задержаний судна или плавучего объекта в течение предыдущих 12 месяцев:

при 1 временном задержании - 10 баллов;

при 2 временных задержаниях - 20 баллов;

при 3 и более временных задержаний - 30 баллов.

При отсутствии нарушений обязательных требований, выявленных по результатам каждой проверки, проведенной в отношении судна или плавучего объекта в течение предыдущих 12 месяцев, сумма баллов по оценке вероятности несоблюдения указанных требований уменьшается на 5 баллов.

5. Итоговые баллы оценки категории риска судна или плавучего объекта определяются суммированием баллов, начисленных судну или плавучему объекту по каждому параметру и критерию.

Установленные на основании расчетных баллов категории риска судна или плавучего объекта не являются оценкой технического состояния судна.

К судну или плавучему объекту высокой категории риска (далее - ВКР) относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории рисков которого превышает 60.

К судну или плавучему объекту стандартной категории риска (далее - СКР) относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории рисков которого находится в пределах от 41 до 60.

К судну или плавучему объекту малой категории риска (далее - МКР) относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории риска которого менее или равна 40.

6. Очередная проверка проводится для судов или плавучих объектов:

имеющих ВКР - по истечении трех месяцев со дня окончания последней проверки;

имеющих СКР - по истечении пяти месяцев со дня окончания проведения последней проверки;

имеющих МКР - по истечении двенадцати месяцев со дня окончания проведения последней проверки.

При прочих равных условиях первым проверяется судно, у которого сумма баллов оценок рисков больше.

7. Независимо от положений пункта 6 настоящего Порядка проверка судна или плавучего объекта проводится в следующих случаях:

после транспортного происшествия с судном или плавучим объектом;

по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца с целью проверки устранения выявленных во время предыдущей проверки судна нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание судна;

при отсутствии проверок судна или плавучего объекта для целей определения даты очередной проверки согласно пункту 6 настоящего Порядка;

на основании информации о нарушениях судном международных договоров Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Российской Федерации, предоставленной лоцманом, диспетчером, оператором системы управления движением судов, членом экипажа такого судна, должностным лицом органа государственного контроля (надзора);

на основании запроса Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

8. Проверка судов и плавучих объектов лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, осуществляется на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказами (распоряжениями) капитана бассейна внутренних водных путей 3 .

Информация об изданных приказах (распоряжениях) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки является открытой и размещается на официальных сайтах администраций бассейнов внутренних водных путей.

9. Перед проведением проверки лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, получает в ИСГПК данные о судне или плавучем объекте, которое будет проверять, и о результатах предыдущих проверок, в том числе наличие незакрытых нарушений из предыдущих проверок.

10. Проверка судна или плавучего объекта лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, производится на судне или плавучем объекте.

11. Перед началом проверки судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, предъявляет капитану судна или старшему помощнику капитана свое служебное удостоверение и вручает копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки и планового (рейдового) задания.

12. Во время проверки судна или плавучего объекта лицо, осуществляющее государственный портовый контроль:

1) в отношении судна:

производит внешний осмотр;

проверяет наличие на судне судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ;

проверяет наличие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа судна и соответствие указанных дипломов и квалификационных свидетельств требованиям, установленным положением о дипломировании членов экипажей судов 4 ;

проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки;

2) в отношении плавучего объекта:

производит внешний осмотр;

проверяет соответствие плавучего объекта сведениям, содержащимся в реестре плавучих объектов;

проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки.

13. Если в результате проверки, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, нарушения обязательных требований не обнаружены, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, ставит на экземпляр приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки, врученный капитану судна или старшему помощнику капитана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, надпись "Нарушения обязательных требований не обнаружены", ставит дату проверки и подпись. В случае если нарушения обязательных требований не были выявлены, но имеются не устраненные нарушения из предыдущих проверок, то лицом, осуществляющим государственный портовый контроль выдается список не устраненных нарушений из предыдущих проверок, где инспектор ставит отметку об их устранении.

14. Если в результате проверки судна, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, выявлены нарушения обязательных требований, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно провести:

проверку выполнения членами экипажа процедур системы управления безопасностью судов, предусмотренной статьей 34.1 КВВТ;

проверку комплектности и исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств судна, включая аварийную сигнализацию судна;

проверку исправности систем радиосвязи и навигационного оборудования судна;

внешний осмотр доступных корпусных конструкций судна;

проверку исправности главных и вспомогательных механизмов;

проверку наличия и исправности оборудования по предотвращению загрязнения окружающей среды с судов;

проверку исправности грузоподъемных устройств судна (при наличии), наличие на борту информации по остойчивости и непотопляемости судна;

проверку выполнения требований к размещению и креплению груза (при наличии) на судне.

Если в результате проверки плавучего объекта, проведенной в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, выявлены нарушения обязательных требований, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно провести:

проверку комплектности и исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств, включая аварийную сигнализацию плавучего объекта;

внешний осмотр доступных корпусных конструкций плавучего объекта;

проверку исправности систем связи (при наличии).

15. Если по результатам проверки судна или плавучего объекта обнаружены нарушения обязательных требований, то лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, ставит на экземпляр приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки, врученный капитану судна или старшему помощнику капитана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, надпись "Обнаружены нарушения обязательных требований", ставит дату проверки и подпись.

16. Если по результатам проверки судна или плавучего объекта выявлены нарушения обязательных требований, создающие угрозу безопасной эксплуатации судна и (или) безопасности судоходства, являющиеся основанием для временного задержания судна или плавучего объекта 5 , то лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, ставит на экземпляр приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки, врученный капитану судна или старшему помощнику капитана в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, надпись "Обнаружены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для временного задержания, судно (плавучий объект) задержано", ставит дату проверки и подпись.

17. При выявлении во время проверки нарушений обязательных требований лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, составляет предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 6 , и указывает в нем следующую информацию:

название и реквизиты администрации бассейна внутренних водных путей, в котором производилась проверка судна (плавучего объекта);

наименование судна (плавучего объекта);

порт (место регистрации судна);

позывной сигнал судна (при наличии);

наименование судовладельца (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя или физического лица), судно (плавучий объект) которого проверено, с указанием адреса в пределах места нахождения (для юридического лица) или адреса регистрации по месту жительства (пребывания) (для индивидуального предпринимателя либо физического лица) и номера телефона;

грузоподъемность (пассажировместимость) судна (плавучего объекта);

дата постройки судна (плавучего объекта);

дата проведения проверки судна (плавучего объекта);

место проведения проверки судна (плавучего объекта);

наименование организации по классификации и освидетельствованию судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна (плавучего объекта);

фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна (плавучего объекта);

список судовых документов с указанием для каждого документа, кем выдан, даты, места выдачи и даты окончания действия;

перечень нарушений обязательных требований, обнаруженных во время проверки судна (плавучего объекта), с указанием нормативных правовых актов, требования которых были нарушены;

список действий, которые надлежит предпринять судовладельцу;

причина временного задержания судна (плавучего объекта) (при временном задержании);

дата временного задержания судна (плавучего объекта) (при временном задержании);

фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющего государственный портовый контроль;

дата и место составления предписания;

адрес и телефон инспекции государственного портового контроля.

Предписание в двух экземплярах подписывается лицом, осуществляющим государственный портовый контроль.

Один экземпляр предписания выдается судовладельцу или направляется ему по почте с уведомлением о вручении. Предписание может быть вручено представителю судовладельца. Другой экземпляр предписания остается у лица, осуществляющего государственный портовый контроль.

18. Результаты проверки судна (плавучего объекта) должны быть внесены лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в ИСГПК в течение 24 часов после завершения проверки.

19. В случае временного задержания судна результаты проверки этого судна (плавучего объекта) должны быть внесены лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в ИСГПК в возможно короткий срок, но не позднее 12 часов после завершения проверки судна.

20. При проведении проверки по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца с целью проверки устранения выявленных во время предыдущей проверки судна нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание судна, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно убедиться, что нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание судна, полностью устранены.

Если нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание судна, устранены, то на копию приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки наносится надпись "Нарушения обязательных требований, повлекшие временное задержание судна, в соответствии с предписанием N (указывается номер выданного предписания) от (указывается дата выдачи предписания) устранены".

21. Информация об устранении нарушений обязательных требований вносится лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в ИСГПК в возможно короткий срок, но не позднее 12 часов после завершения проверки судна (плавучего объекта).

22. Для судов внутреннего плавания, не имеющих заходов в иностранные порты, учитываются проверки, проведенные инспекторами администраций морских портов. Учет заключается в изменении даты назначения очередной проверки, предусмотренной пунктом 6 настоящего порядка.

Интенсивность проведения проверок судов и иных плавучих объектов устанавливается исходя из категории риска, которая рассчитывается информационной системой государственного портового контроля (ИСГПК) на основании параметров судна и результатов его проверки. Оценка категории риска осуществляется в балльной системе.

К высокой категории риска относится судно или плавучий объект, сумма баллов оценки категории рисков которого превышает 60, к стандартной категории - от 41 до 60, к малой категории риска - менее или равна 40.

Суда и плавучие объекты проверяются лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий. Для судов внутреннего плавания, не имеющих заходов в иностранные порты, учитываются проверки, проведенные инспекторами администраций морских портов.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Приказ Министерства транспорта РФ от 27 ноября 2020 г. N 521 "Об утверждении Порядка назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок"

Если участие в иностранной организации осуществляет российская компания , которой, в свою очередь, принадлежит российским (или иностранным) физическим лицам налоговым резидентам РФ - Уведомление о КИК подается и российской компанией (о факте прямого участия), и от физическими лицами (о факте косвенного участия через российскую компанию).

В каких случаях представляется уведомление

  • Если указанные выше лица на 31.12.2021 или на любую дату получения ими дивидендов в 2021 владеют (владели) долей:
    1. свыше 25% (ровно 25% - подача не требуется) в иностранной организации ИЛИ
    2. свыше 10% (ровно 10% - подача не требуется) в иностранной организации, если налоговые резиденты РФ владеют свыше 50% в этой иностранной организации
  • Если указанные выше лица на 31.12.2021 или на любую дату получения ими дивидендов в 2021 являются (являлись) учредителями траста/фонда/партнерства (актуально для Великобританских и Шотландских LLP и LP соответственно) ИЛИ сохранили право на имущество, переданное в эту структуру, или сохранили право на получению прибыли от этой структуры
  • Если указанные выше лица являются директорами компании, которые имеют право принципиально влиять на распределение прибыли

При определении доли участия при наличии косвенного участия доли в цепочке владения перемножаются.

В каких случаях НЕ представляется уведомление

Достаточно соблюдения любого из условий ниже:

  • если физическое лицо по итогам 2021 является налоговым НЕрезидентом РФ
  • если физическое лицо продало/ ликвидировало компанию до 31.12.2021 и НЕ выплачивало себе в 2021 дивиденды
  • если физическое лицо продало долю в компании до 31.12.2021 таким образом, что его доля стала менее 25% или менее 10% (при доле владения всеми налоговыми резидентами РФ более 50%) и при этом НЕ выплачивало себе в 2021 дивиденды при доле владения более 25% (более 10%)

Срок и способы подачи уведомления

  • Для физических лиц - до 30 апреля 2022 на бумажном носителе лично в ИФНС по месту регистрации или по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, или электронно через личный кабинет налогоплательщика
  • Для юридических лиц - до 20 марта 2022 в ИФНС по месту нахождения (либо по крупнейшим налогоплательщикам, если применимо) только электронно через ТКС

Что прикладывать к уведомлению

  • Для физических лиц - вместе с уведомление о КИК в срок до 30 апреля 2022 - финансовую отчетность за 2020 финансовый период компании (или за финансовый период, окончившийся в середине 2020, например, за период 01.09.2019-31.08.2020) с переводом на русский язык (нотариальное заверение перевода НЕ требуется). Какие документы прикладывать к уведомлению о КИК, если КИК не готовит финансовую отчетность Вы можете найти в обзоре (REMINDER) Ежегодная памятка владельцам иностранных компаний (КИК) и зарубежных банковских счетов в связи с планированием налогового резидентства . Аудит финансовой отчетности требуется только в случаях, если: 1) он требуется в соответствии с требованием местного законодательства, 2) со страной нет СОИДН (напр, Эстония, Нидерланды (Голландия), оффшоры и тд), во всех остальных случаях аудит по финансовой отчетности НЕ требуется
  • Для юридических лиц - вместе с декларацией по налогу на прибыль в срок до 28 марта 2022 - финансовую отчетность за 2020 финансовый период компании, далее требования аналогичные как для физических лиц

Если прибыль за 2020 финансовый период превысила 10 млн руб

10 млн руб. /72,1464 (курс USD) = USD 138.607
10 млн руб. /82,4488 (курс EUR) = EUR 121.287
10 млн руб. /92,5689 (курс GBP) = GBP 108.027
10 млн руб. /9,3023 (курс HKD) = HKD 1.075.002
10 млн руб. /3,1151 (курс CZK) = CZK 3.210.170

В случае, если прибыль до налогообложения по среднему курсу в 2020 НЕ превысила 10 млн руб - в ИФНС необходимо только представить Уведомление о КИК 2021 и Финансовую отчетность 2020.

В случае, если прибыль до налогообложения по среднему курсу в 2020 превысила 10 млн руб - в ИФНС необходимо только представить Уведомление о КИК 2021 и Финансовую отчетность 2020, А ТАКЖЕ (выбрать любое из перечисленных):

  1. заявить основание для освобождения нераспределенной прибыли от налогообложения
  2. распределить всю прибыль 2020 в виде дивидендов в 2021 и задекларировать их в 3-НДФЛ 2021 в срок до 30 апреля 2022 (пересчет в рубли для целей НДФЛ - по курсу на дату валютирования по личному банковскому счету в 2021)
  3. уплатить налог с нераспределенной прибыли, рассчитав ее и задекларировав в 3-НДФЛ 2021 в срок до 30 апреля 2022 (пересчет в рубли для целей НДФЛ - по среднему курсу за 2020 год)
  4. подать в срок до 31.12.2021 Уведомление о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК (позволяющее уплатить 5 млн руб, независимо от величины прибыли для всех имеющихся КИК. Для желающих перейти на данную систему до 31.12.2021 предусмотрен "льготный" срок последующего обязательного применения такого режиме 3 года вместо 5 лет)

Штраф за непредставление / несвоевременное представление (пропуск срока)

Штраф за непредставление или пропуск срока представления Уведомления о КИК, начиная с уведомления о КИК за 2020 год) составляет 500.000 руб за каждую КИК. Причем, налоговый орган в настоящее время также активно штрафует за непредставление финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК, штраф составляет также 500.000 руб. Итого суммарный штраф может составить 1 млн руб. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства по ходатайству налогоплательщика данный штраф должен быть снижен минимум в 2 раза (но при этом, нельзя полностью отменить этот штраф) и на практике он составляет 500.000 руб за оба нарушения.

Непредставление финансовой отчетности за 2020 финансовый период

Напоминаю, что законодатель исключил ответственность за непредставление вместе с Уведомлением о КИК за 2021 финансовой отчетности за 2020 финансовый период (а также в будущем за 2021 период) - п 4 ст 126 НК РФ, при этом в соответствии с Письмо ФНС РФ от 29 апреля 2022 г. N ШЮ-4-13/ [email protected] Об особенностях администирования правил КИК за отчетные периоды 2021 - 2022 годов :

  • в случае непредставления финансовой отчетности КИК за 2020-2021 налогоплательщик должен представить в налоговый орган соответствующие пояснения (документы), подтверждающие указанные обстоятельства, а в последующем при возникновении возможности получения документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, такие налогоплательщики обязаны представить указанные документы в налоговый орган

В настоящее время в связи с осуществлением иностранными государствами недружественных действий в отношении российских лиц некоторые налогоплательщики - контролирующие лица КИК не имеют возможности получить и представить в налоговый орган необходимые документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, обязанность по представлению которых предусмотрена пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ.
Положениями Закона N 67-ФЗ предусматривается временная отмена налоговой ответственности за непредставление финансовой отчетности за 2020 и 2021 финансовые периоды КИК .

Одновременно ФНС РФ обращает внимание, что положения Закона N 67-ФЗ не отменяют обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 25.15 Кодекса, по представлению налогоплательщиками - контролирующими лицами документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК . Следовательно, в случае непредставления налогоплательщиком подтверждающих документов территориальному налоговому органу следует уведомить его о наличии указанной обязанности и запросить соответствующие документы. В случае если у налогоплательщика - контролирующего лица отсутствует возможность представления подтверждающих документов за отчетные периоды 2021 и 2022 года в установленный срок в связи с введенными мерами ограничительного характера иностранными государствами, такой налогоплательщик обязан представить соответствующие пояснения (документы), подтверждающие указанные обстоятельства, в установленный п 5 ст 25.15 НК РФ срок.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: