За счет каких источников формируется региональная государственная собственность в рф

Обновлено: 25.04.2024

Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на правах собственности государству, от лица которого управление, распоряжение, владение и пользование этим имуществом осуществляют органы государственного управления.

Сущность государственной собственности

В соответствии с Гражданским кодексом России в качестве государственной собственности признается имущество, которое принадлежит Российской Федерации на праве собственности, а также то имущество, которое принадлежит на таком же праве субъектам России.

В системе государственной собственности можно выделить два уровня:

  • во-первых, федеральную собственность, представленную имуществом Российской Федерации;
  • во-вторых, региональную собственность, представленную имуществом российских регионов в лице краев, республик, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

Все те ресурсы природы, а также земельные участки, которые не находятся в собственности населения, организации, муниципальных образований, признаются собственностью государства. Право собственности на государственное имущество реализуется органами государственного управления и их должностными лицами от имени России и ее субъектов.

Порядок определения имущества и состава федеральной и региональной государственной собственности устанавливается федеральным законодательством.

В состав государственной собственности в России входят объекты:

  • во-первых, формирующие основу национального богатства государства. К данным объектам относится совокупность природных ресурсов, которые охраняются или используются особым образом, историко-культурные объекты, объекты природного наследия, объекты художественной ценности;
  • во-вторых, обеспечивающие функционирование органов государственного управления федерального уровня, призванные обеспечивать решение общегосударственных задач. К числу таких объектов относят государственный бюджет Российской федерации, имущество армии, государственных предприятий и так далее;
  • в-третьих, оборонного характера. Эти объекты составляют основу осуществления оборонного производства;
  • в-четвертых, жизнеобеспечивающего характера. Эти объекты призваны обеспечивать функционирование народного хозяйства страны и развития отдельных отраслей;
  • в-пятых, автомобильные дороги федерального уровня и организации, ответственные за их обслуживание.

Готовые работы на аналогичную тему

Проблемы государственной собственности в России

Основная проблема государственной собственности в России состоит в обеспечении высокой эффективности ее использования. Огромная территория, сложность народного хозяйства, значительность финансовых потоков и иные факторы затрудняют процесс управления государственной собственностью.

Государственная собственность рассматривается в качестве части бюрократической системы страны, что ведет к трудностям ее использования с максимальной эффективностью. Применение объектов государственной собственности для осуществления какой-либо деятельности требует от заинтересованных пользователей преодоления огромного количества бюрократических проблем.

Одним из путей преодоления проблем управления государственной собственностью в России рассматривается приватизация. Однако данный путь не является единственно верным, потому что в мире существуют демократические формы управления предприятиями, сохраняемыми в государственной собственности. В частности, удачным примером управления государственной собственностью является Китайская Народная Республика, где государственная собственность преобладает в экономике страны.

Еще одной проблемой управления государственной собственности в России является наличие объектов, которые требуют значительных расходов на их содержание, но не представляют интереса для осуществления хозяйственной или иной деятельности. В результате эти объекты способствуют «проеданию» государственного бюджета, но не приносят государству дохода, а обществу – пользы.

Бюрократические препятствия на пути использования государственной собственности, а также высокая стоимость такого использования вызывает негативное отношение у населения и представителей бизнеса по отношению к данной форме собственности.

Также проблемой является разграничение полномочий по отношению к управлению государственной собственностью между государством и коллективом, осуществляющим использование этой собственности. Жесткий контроль государства зачастую создает препятствия для эффективного осуществления хозяйственной деятельности.

Проблемой также является ускорение темпов разгосударствления собственности, ведущее к потерям государственного бюджета за счет злоупотреблений в этой области, низкой ы продажи объектов государственной собственности.

Перспективы развития государственной собственности в России

Развитие государственной собственности в России не требует полного отказа от этой формы собственности. Государство должно сохранять за собой контроль в стратегически важных отраслях и жизнеобеспечивающих предприятиях.

Эффективность управления государственной собственностью повышается за счет поддержки малого и среднего бизнеса, финансируемого из частных источников. Крупный бизнес при этом может является прерогативой государства.

Государственная собственность должна максимально эффективно использоваться. В связи с этим предоставление государственной собственности для использования хозяйствующим субъектам и гражданам должно осуществляться на условиях проверки целесообразности, хозяйственной обоснованности и эффективности их деятельности.

Государство должно использовать возможность предоставления государственной собственности хозяйствующим субъектам, реализующим стратегически важные проекты, осваивающим новые технологии, на льготных условиях.

Государству не следует отказываться от собственности в полном объеме, необходимо сохранить стратегические объекты собственности государства, продумав политику использования этих объектов в частных и государственных партнерствах.

На рынке собственности возможны любые процессы трансформации собственности. Они приводят к концентрации собственности, оптимальной с точки зрения собственников, ее распаду или банкротству.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной и муниципальной власти в рамках их компетенции. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Государственная федеральная собственность в России сформировалась за счет следующих источников:

- Общенародной собственности, которая существовала до 1991 года.

- Изготовления, создания новой вещи; приобретения на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества за счет средств федерального бюджета.

- Плодов, продукции, доходов, полученных в результате использования государственного федерального имущества.

- Имущества переданного в качестве добровольных пожертвовании; конфискованное, национализированное имущество физических и юр.лиц.

Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.

Государственная собственность субъектов РФ сформировалась также за счет следующих источников:

- Общенародной собственности, которая существовала до 1991 года и была разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями (в 1993 г.).

- Государственной федеральной собственности переданной субъектам РФ на выполнение отдельных государственных (федеральных) полномочий.

- Муниципальной собственности переданной субъектам РФ на выполнение отдельных муниципальных полномочий.

- Изготовления, создания новой вещи; приобретения на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества за счет средств регионального бюджета.

- Плодов, продукции, доходов, полученных в результате использования государственного имущества субъекта РФ.

- Имущества переданного в качестве добровольных пожертвований.

Муниципальная собственность в России сформировалась за счет:

- Коммунальной собственности, существовавшей до 1993 года.

- Общенародной собственности (СССР), которая существовала до 1991 года и была разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями (1993 г.).

- Государственной федеральной собственности переданной муниципальным образованиям на выполнение отдельных государственных (федеральных) полномочий.

- Государственной собственности переданной субъектами РФ на выполнение отдельных региональных полномочий.

- Изготовления, создания новой вещи; приобретения на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества за счет средств местного бюджета.

- Плодов, продукции, доходов, полученных в результате использования муниципального имущества.

- Имущества переданного в качестве добровольных пожертвований.

- Объектов социально-культурного значения, жилья переданных в процессе приватизации предприятий федерального значения и т.д.

Основания прекращения права государственной и муниципальной собственности.

Право государственной и муниципальной собственности прекращается:

- при отчуждении собственником своего имущества другим лицам;

- при гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях.

Отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, в собственность граждан и юридических лиц.

Принудительное изъятие у собственника государственного и муниципального имущества не допускается, кроме случаев - обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237 ГК РФ). Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Юридические лица, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам РФ.

Кроме случаев, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.

Рисунок 5 - Схема оборота собственности

Государственная и муниципальная собственность участвует на рынке собственности. Оборот собственности на рынке включает прямые и обратные процессы трансформации (перехода, передачи) собственности.

Разграничение собственности на федеральную, региональную и муниципальную началось в 1991г. в условиях жесткого централизованного контроля. Порядок ее разграничения был установлен Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В 1992г. Распоряжением Президента РФ было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Особенностью того периода было то, что в начале процесса разграничения собственности муниципалитетов еще не существовало, и, кроме того, на нижний уровень управления передавались практически все объекты социальной сферы (поскольку они, как правило, являются убыточными).

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ 1991г. объекты собственности распределялись следующим образом.

Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

I. Объекты, составляющие основу национального богатства страны

1. Ресурсы континентального шельфа и территориальных вод.

2. Особые природные объекты (заповедники, природные парки, курорты, заказники).

3. Объекты историко-культурного наследия и художественные ценности.

II. Объекты, необходимые решения общероссийских задач

1. Государственная казна РФ.

2. Имущество вооруженных сил, войск, органов безопасности, органов внутренних дел и других силовых структур.

3. Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, объекты Российской Академии наук.

4. Предприятия контроля за состоянием и охраны окружающей среды и природных ресурсов.

5. Учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы.

6. Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, полигоны.

7. Государственные запасы и мобилизационные резервы.

8. Исправительно-трудовые учреждения и лечебно-трудовые профилактории МВД.

III. Объекты оборонного производства

1. Все предприятия военно-промышленного комплекса.

2. Объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

IV. Объекты отраслей, обеспечивающих функционирование отраслей экономики России

Согласно действующему законодательству имущество может принадлежать на праве собственности различным публично-правовым образованиям - Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (ст.ст. 214, 215 ГК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ), является государственной собственностью (п. 1 ст. 214 ГК РФ). В свою очередь, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

- числится в составе казны публично-правового образования;

- закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;

- закрепляется за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

В соответствии с действующим гражданским законодательством имущество не может принадлежать государственному (муниципальному) учреждению на праве собственности (ст.ст. 123.21, 296, 299 ГК РФ; определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2015 N 303-ЭС15-3678). Собственником имущества, учитываемого в балансовом учете организаций государственного сектора, является публично-правовое образование.

Данное правило в полной мере распространяется на имущество:

1) закрепленное за учреждениями собственником (учредителем);

2) приобретенное за счет средств, выделенных собственником (учредителем) на приобретение этого имущества;

3) приобретенное учреждением по договору или иным основаниям;

4) относящееся к плодам, продукции и доходам от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

Права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

При принятии решения о закреплении имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), об изъятии такого имущества должна проводиться работа по сопоставлению назначения и характеристик объектов имущества*(1):

- с функциями соответствующих органов власти (местного самоуправления);

- с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, за которыми закрепляется (закреплено) имущество.

Более того, по отдельным объектам имущества при их закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) может определяться целевая функция (целевое назначение).

Собственники имущества государственных (муниципальных) учреждений (публично-правовые образования) реализуют свои права с учетом ряда специальных положений, предусмотренных, в частности, ст.ст. 123.21, 123.22, 296, 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. ст. 2 - 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Так, субсидиарная ответственность собственников предусмотрена в отношении всех обязательств казенных учреждений, а также в отношении обязательств бюджетных и автономных учреждений, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ). Распоряжаться по своему усмотрению собственник может только тем имуществом, которое изъято им в установленном порядке у государственного (муниципального) учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ; п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).

Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих Реестрах на основании информации, предоставляемой правообладателями (балансодержателями) данного имущества, в том числе и государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок ведения Реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (смотрите, например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).

Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться общий порядок списания имущества, принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).

Особенности правового режима отдельных категорий имущества государственных (муниципальных) учреждений различных типов представлены в таблице:

Государственная собственность – это совокупность имущества, которое принадлежит Российской Федерации и ее субъектам на правах собственности.

Такое определение понятия государственной собственности дается статьей 214 Гражданского кодекса России.

В соответствии с этим определением можно выделить два уровня государственной собственности:

  • во-первых, это федеральная государственная собственность, то есть то имущество, которое принадлежит Российской Федерации;
  • во-вторых, это государственная собственность регионов России, то есть то имущество, которое принадлежит субъектам Федерации.

Согласно уровням государственной собственности выделяют два уровня управления этой собственностью:

  • во-первых, федеральный уровень управления государственной собственностью;
  • во-вторых, региональный уровень управления государственной собственностью.

В качестве собственника в отношении государственной собственности выступают Российская Федерация и ее регионы.

Всю совокупность государственной собственности также можно разделить на две части, одна из которых включает в свой состав то имущество государства, которое находится в его собственности, но закрепляется за определенными государственными учреждениями и предприятиями, наделяемыми правом пользования, владения и распоряжения этим имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Вторая часть имущества, находящегося в государственной собственности, не закреплена за государственными учреждениями и предприятиями, но включена в состав государственной казны Российской Федерации или ее субъектов.

Источниками формирования государственной собственности является:

  • государственное строительство;
  • средства государственного бюджета;
  • национализация предприятий иных форм собственности .

Готовые работы на аналогичную тему

Порядок отнесения имущества к собственности государства определяется федеральным законодательством.

Особенности управления государственной собственностью

Государственная собственность представляет собой огромную совокупность имущества, принадлежащего Российской Федерации и ее субъектам. Как и любое иное имущество, государственная собственность требует тщательного и продуманного управления ею со стороны органов государственного управления. К числу органов государственного управления, ответственных за осуществление управления государственной собственностью, относятся российское Правительство и иные органы государственного управления, входящие в систему исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

Основным федеральным органом государственного управления, на который возложена функция управления государственной собственностью, является Росимущество или Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Роснедвижимость, то есть Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Первый из указанных органов осуществляет функцию управления имуществом государства, организует продажу государственного имущества, контролирует процесс приватизации. Второй из указанных органов государственного управления осуществляет регистрацию прав собственности и управление государственным кадастром.

Государственная собственность регионального уровня разделяется в соответствии с предметами ведения. В состав государственной собственности регионального уровня включаются средства региональных бюджетов, инфраструктура регионального уровня, имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственного управления регионального уровня, больницы, детские дома, диспансеры, земельные участки, не отнесенные к собственности федерации или муниципалитетов, акции, принадлежащие регионам, и прочее имущество.

Объекты исключительной государственной собственности

В отношении определенных объектов установлено исключительное право собственности государства на эти объекты. В соответствии с российским законодательством исключительное право собственности государства распространяется на следующие виды объектов:

  1. природные объекты в виде водного и воздушного пространства, недр, шельфовых зон, земельных участков, лесов и прочего;
  2. оборонные объекты собственности, включающие в свой состав имущество Вооруженных сил России и иное имущество, обеспечивающее функционирование Вооруженных сил России;
  3. объекты отраслей экономики инфраструктурного назначения и общефедеральной значимости. К таким объектам относят железную дорогу, автодороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и прочее;
  4. объекты стратегического назначения. К числу таких объектов относят гидроэлектростанции, атомные электростанции, военно-промышленный комплекс, объекты, характеризующиеся уникальностью и так далее. В отношении объектов третьего и четвертого пунктов установлено право на частную собственность в пределах 25% акций;
  5. объекты, составляющие культурно-историческое наследие. К данному виду объектов относят заказники, памятники культуры, заповедники, национальные парки общефедерального значения;
  6. прочие объекты. В эту группу включаются объекты, не упомянутые в ранее перечисленных группах. Например, объекты, в отношении которых установлены правила обязательной федеральной регистрации, то есть морские воздушные суда, суда внутреннего плавания, объекты космического назначения. Также эта группа включает в себя бюджетные средства, акции, принадлежащие государству, золотой, валютный и алмазные фонды, недвижимые объекты государственной собственности, находящееся за границей и так далее.

Особый вид государственной собственности составляет бесхозное имущество, в отношении которого Российская Федерация наделяется монопольным правом собственности. Монополия государства также устанавливается в отношении всех видов земель, за исключением сельскохозяйственных земель, земель поселений и отраслей экономики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: