Являются ли субъектами трудового права государственные служащие

Обновлено: 28.04.2024

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к ст. 5 ТК РФ

1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. ТК, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который, хотя и не является в целом законом о труде, содержит ст. ст. 25 и 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает: право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на вознаграждение за труд; право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает - на период действия чрезвычайного положения - возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30.12.2001 с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ.

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110).

6. В систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

7. Регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. Посредством постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтруда России.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровней. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

10. Трудовой кодекс выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

11. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.03.2005 N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, - необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14.12.2000 признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22.09.1988 N 1111 "О работе по совместительству", который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

12. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Онлайн-интервью с доцентом кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидатом юридических наук Т.В. Нечаевой


КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, что такое госслужба? В чем различия между госслужащими и сотрудниками бюджетных организаций? К какой из этих категорий относятся сотрудники аппаратов министерств и ведомств? Являются ли все они госслужащими?

Нечаева Татьяна Владимировна: Государственная служба как профессиональная деятельность осуществляется в государственных органах. Её содержанием является обеспечение полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности. Нанимателем государственных служащих формально являются Российская Федерация или субъект Российской Федерации, от имени которых действуют руководители государственных органов, лица, замещающие государственные должности или их представители.

Министерства и ведомства являются государственными органами. Там работают как государственные служащие, которые обеспечивают реализацию полномочий этих органов, так и другие работники, выполняющие вспомогательные функции - например, по обслуживанию компьютерной техники.

КонсультантПлюс: Многие старшекурсники юридических и финансово-экономических вузов хотят начать свою трудовую деятельность с работы в органах государственной власти и управления (по данным опроса фонда "Общественное мнение" - 42%). Они полагают, что знания, опыт, а также контакты, полученные в период работы в госструктурах, помогут им стать успешными в бизнесе. По Вашему мнению, оправданы ли такие ожидания?

Нечаева Татьяна Владимировна: Государственная служба и бизнес относятся к различным сферам профессиональной деятельности, требующим разных профессиональных установок и навыков работы. На государственной службе ценится дисциплинированность, обстоятельность, строгое следование правилам и процедурам. Мотивация государственных служащих связана с общественной значимостью и социальной направленностью выполняемых заданий, а не с материальным вознаграждением. В бизнесе необходимы лидерские качества, умение принимать креативные решения, способность выдержать конкуренцию, а также ориентированность на конечный результат, который стимулируется в основном материальными формами поощрения. Поэтому лучше в период обучения пройти стажировку и в государственных органах, и в бизнес-структурах, чтобы после окончания вуза правильно выбрать место работы.

КонсультантПлюс: Известно, что количество чиновников в России уже близится к двум миллионам. Означает ли это, что органы власти уже не нуждаются в новых кадрах?

Нечаева Татьяна Владимировна: Государственные органы всегда нуждаются в новых кадрах, это связано со средней текучестью кадров - около 10% ежегодно.

КонсультантПлюс: Как поступают на работу в госструктуры? Вывешиваются вакансии на сайтах органов власти или сотрудники ищутся через кадровые агентства? Каков средний возраст госслужащего? Берут ли на работу в органы власти студентов сразу после окончания вуза? Что такое кадровый резерв? Могут ли студенты быть включены в состав кадрового резерва?

Нечаева Татьяна Владимировна: Как правило, молодые специалисты могут поступить на работу в государственные органы по конкурсу, который объявляется для замещения вакантных должностей на официальных сайтах госорганов, а также по целевому набору или по договору на обучение с последующим прохождением государственной службы (здесь также предусмотрен конкурс). Средний возраст госслужащего - около 40 лет. На практике во многих государственных органах в основном работают граждане в возрасте до 30 лет и после 50 лет. В состав кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе, могут войти любые граждане, если они соответствуют квалификационным требованиям по соответствующим должностям государственной гражданской службы. Высшее образование не входит в квалификационные требования только для должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей, где необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, какие требования предъявляются к кандидатам на работу в органах государственной власти и управления? Какими они должны обладать профессиональными навыками, человеческими качествами? Является ли необходимым наличие стажа работы по специальности?

Нечаева Татьяна Владимировна: Квалификационные требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности для поступления на федеральную гражданскую службу определены в Указе Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131. Для замещения должностей федеральной гражданской службы старшей и младшей групп должностей требования к стажу не предъявляются.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по конкретным должностям в государственных органах, устанавливаются приказами этих органов.

КонсультантПлюс: Какие должности в органах государственной власти могут занимать молодые специалисты - выпускники вузов? Что обычно входит в их служебные обязанности? Как оплачивается такая работа?

Нечаева Татьяна Владимировна: Выпускники вузов могут занимать должности старших и младших групп должностей федеральной гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты". Специалисты обеспечивают выполнение государственными органами их задач и функций, а обеспечивающие специалисты - организационные, информационные, документационные, финансово-экономические, хозяйственные и иные условия деятельности государственного органа. Такая работа оплачивается в пределах 20 тыс. рублей.


КонсультантПлюс: Для многих молодых людей большое значение имеют социальные льготы и гарантии. Есть ли какие-то особенности в этом отношении у госслужащих? Какова продолжительность отпуска у сотрудников министерств? Как организовано их медицинское обслуживание? Есть ли льготы при получении жилья и мест в детских садах? Есть еще какие-то льготы?

Нечаева Татьяна Владимировна: Для гражданских служащих законодательством предусмотрены основные и дополнительные государственные гарантии. К основным гарантиям отнесены ежегодный оплачиваемый отпуск (его продолжительность зависит от стажа госслужбы), пенсионное обеспечение, возмещение расходов, связанных с командировками или переездом на работу в другую местность, медицинское страхование и другие. В качестве дополнительных гарантий предусмотрено дополнительное профобразование с сохранением денежного содержания и замещаемой должности, транспортное обслуживание, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы и др. Указанные гарантии предоставляются по месту работы, поэтому специальные льготы при получении муниципального жилья и мест в муниципальных детских садах для федеральных гражданских служащих не предусматриваются.

КонсультантПлюс: Какую роль в работе госслужащих играют информационные технологии? Нужно ли будущему специалисту органов государственной власти уметь работать со справочно-правовыми системами?

Нечаева Татьяна Владимировна: Владение информационными технологиями и навыками работы со справочно-правовыми системами необходимы для успешной работы каждого государственного служащего.

КонсультантПлюс: Какие Вы можете дать советы студентам, желающим пройти конкурсный отбор на госслужбу? На что им стоит обратить внимание при подготовке к собеседованию?

Нечаева Татьяна Владимировна: Для успешного прохождения собеседования важно знать Конституцию Российской Федерации и основные положения законодательства о государственной гражданской службе, ограничения и запреты, связанные с еe прохождением.

КонсультантПлюс: Каковы условия пенсионного обеспечения госслужащих? Каков минимальный стаж госслужбы, который дает право выхода на пенсию?

Нечаева Татьяна Владимировна: Для получения пенсии за выслугу лет требуется стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет.

КонсультантПлюс: Известно, что существует государственная и муниципальная служба. В чем их различия? Каковы условия поступления на муниципальную службу?

Нечаева Татьяна Владимировна: Условия и порядок поступления на муниципальную службу устанавливаются в каждом муниципальном образовании в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На государственной гражданской службе заключается служебный контракт, а на муниципальной службе - трудовой договор. Тем не менее, стаж муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы и наоборот.

КонсультантПлюс: Может ли студент одновременно учиться и быть госслужащим? Для того чтобы стать госслужащим, необходимо ли пройти службу в армии?

Нечаева Татьяна Владимировна: Для поступления на гражданскую службу не обязательно проходить службу в армии. На гражданскую службу могут поступить студенты вечерних или заочных отделений вузов.

КонсультантПлюс: Каков предельный возраст граждан для поступления на госслужбу?

Нечаева Татьяна Владимировна: Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе - 60 лет, но он может быть продлен по решению представителя нанимателя до 65 лет, а служащему, работающему на должности категории "помощники (советники)" по обеспечению деятельности лица, замещающего государственную должность, - до окончания срока полномочий этого должностного лица. Таким образом, поступить на гражданскую службу можно в возрасте до 60 лет.

ТК РФ Статья 20. Стороны трудовых отношений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Для целей настоящего Кодекса работодателями - физическими лицами признаются:

физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее - работодатели - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

От имени физических лиц, имеющих самостоятельный доход, достигших возраста восемнадцати лет, но признанных судом недееспособными, их опекунами могут заключаться трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания этих физических лиц и помощи им по ведению домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

В случаях, предусмотренных частями восьмой - десятой настоящей статьи, законные представители (родители, опекуны, попечители) физических лиц, выступающих в качестве работодателей, несут дополнительную ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, включая обязательства по выплате заработной платы.

По вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Знания о сторонах трудовых отношений полезны не только специалистам в области права, но и обычным гражданам, которые собираются подписать договор с работодателем. Обладая необходимой информацией, они смогут обнаружить потенциальные проблемы перед заключением соглашения или защитить свои интересы. Знания о правилах помогут и работодателям: они подпишут договоры, не нарушая закон.

Понятие субъекта

Субъекты трудового права — это лица, на которых распространяется действие норм трудового законодательства, обладающие определенным набором прав и обязанностей, способные своими действиями реализовывать и выполнять их. Каждый из них обладает набором признаков.

  1. Правоспособность. Под ней подразумевается возможность иметь трудовые права и нести обязанности.
  2. Дееспособность. Она предполагает возможность самостоятельными действиями осуществлять трудовые права или выполнять обязательства.
  3. Властные полномочия. Они относится не ко всем участникам трудовых отношений. Речь идет о ситуациях, когда работодатель, учреждение или организация издает указания, обязательные для исполнения другими лицами.

Трудовые правоотношения отличаются одновременным появлением у их субъектов дееспособности и правоспособности.

Следует отличать трудовые и гражданско-правовые отношения. Последние возможны в случаях, когда заключается договор на оказание услуг или выполнение работ.

Такие ситуации не предполагают появления у сторон специального статуса, предусмотренного ТК РФ.

Виды участников трудовых правоотношений

Участников трудовых правоотношений нередко ограничивают сторонами работника и работодателя. Перечень таких субъектов гораздо шире, чем круг лиц, установленный в ст. 20 ТК РФ. Стороны договора являются лишь наиболее распространенными участниками трудовых отношений. Их можно назвать основными субъектами. Наряду с ними существует множество дополнительных участников:

  • органы власти, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • профсоюзные организации;
  • комиссии по трудовым спорам;
  • структуры, действующие в рамках социального партнерства в трудовой сфере.

Деятельность перечисленных субъектов носит производный характер и связана с отдельными процедурами, предусмотренными законом. По этой причине их можно отнести к дополнительной категории.

Работник как участник трудовых отношений

Согласно ст. 20 ТК РФ, работниками могут быть только физические лица. На момент заключения трудового договора соискателю должно быть не менее 16-ти лет. Из этого правила есть несколько исключений, установленных ст. 63 ТК РФ:

  • Договор может заключить 15-летний подросток, если работа относится к категории легкого труда, не связанного со вредом для здоровья.
  • С согласия законного представителя или органа опеки и попечительства соглашение может быть заключено с 14-летним работником. При этом осуществлять безопасный и легкий труд он может лишь в свободное от учебы время.
  • В отдельных случаях возможно привлечение работников младше 14-ти лет. Речь идет о различных творческих коллективах. Соглашение подписывается с законным представителем или опекуном на основании разрешения, выданного органом опеки и попечительства.

В момент подписания договора у физлица появляется статус работника, предусмотренный ст. 21 ТК РФ.

ВАЖНО! Споры могут вызывать ситуации, когда компания направляет своих сотрудников на работу в другую организацию. Такие случаи именуются арендой персонала и регулируются главой 53.1 ТК РФ.

Юрлицо, предоставляющее трудовые ресурсы, не может считаться работником, поскольку непосредственные трудовые функции осуществляются гражданами.

Работодатель как участник трудовых правоотношений

Статус работодателя определен в ст. 22 ТК РФ. Помимо прав и обязанностей, закон наделяет его рядом властных полномочий. Примером служит возможность принимать локальные акты, которым обязаны подчиняться работники. В число наиболее распространенных входят правила внутреннего трудового распорядка. В отличие от работников, работодателями могут выступать не только физические лица.

Организации

  • наличие закрепленного на законном праве имущества;
  • ответственность по обязательствам в рамках принадлежащей собственности;
  • правосубъектность, появляющаяся в момент госрегистрации и оканчивающаяся при ликвидации или прекращении деятельности в результате реорганизации.

Заключая трудовой договор, гражданину следует убедиться в наличии у работодателя статуса юридического лица. Для этого он может потребовать документы компании (устав, свидетельство о регистрации, выписку из госреестра и решение о назначении руководителя). Альтернативой служат онлайн-сервисы, позволяющие выяснить сведения о компании по регистрационным номерам (ОГРН или ИНН). Если выяснится факт ее ликвидации, трудовой договор будет считаться незаключенным.

Как правило, соглашения с работниками подписывает руководитель компании, но своим приказом он может наделить этими полномочиями другого сотрудника. В последнем случае необходимо запросить текст этого документа.

Единственное исключение, при котором организация может не обладать статусом юрлица, составляют профсоюзы. Речь идет о ситуациях, когда они представляют интересы работников в переговорах или во время конфликтов.

Индивидуальные предприниматели

Статус таких граждан в трудовом праве во многом схож с организациями. ИП подлежат регистрации, которая подтверждается свидетельством. Данные об этом статусе также можно уточнить на специальных онлайн-порталах.

Физические лица, не являющиеся ИП

В ряде случаев работодателями могут выступать обычные граждане. Такая возможность предусмотрена, если им требуется помощь при ведении домашнего хозяйства или личное обслуживание. Примером выступает привлечение домработниц или нянь.

В отличие от ИП, обычные физлица не могут издавать локальных актов, обязательных для исполнения работниками.

В ситуациях, когда уход необходим недееспособному гражданину, от его имени договор может заключить опекун.

Разобравшись с правилами ТК РФ, регулирующими статус участников трудовых правоотношений, потенциальные стороны соглашения получат полную информацию о требованиях к работнику и о способах проверить ряд документов работодателя. Это существенно снизит риски нарушить закон и позволит повысить взаимное доверие сторон.


Государственная служба — это трудовой деятельности, заключающийся в практическом осуществлении государственных функций. Виды государственной службы: военная служба и правоохранительная служба. Правоотношения в системе государственно службы требуют регулирования законами в аспекте трудового права. Эффективная мотивация труда связана с формой труда.

Люди, которые работают в других трудовых отраслях, подвержены другими мотивациями, чем экономисты, а военные далеки от мотивов государственных служащих. Поэтому нужно разобрать подходящих методы мотивации в отличия труда государственных служащих от труда в других сферах.

В России в 90-е г. XX в начали отделять госслужащих в отдельную категорию рабочих с точки зрения правового статуса. Это обуславливается тем, что в советский период все трудоспособное население, были работниками, которые наняты государством прямо или косвенно. Только с началом в России политических и экономических преобразований произошли изменения в системе государственных служащих в особую правовую категорию.

Занятые в других трудовых сферах граждане работают «на себя», в то время как государственный служащий работает во «благо» государству, но и, исполняет государственные функции, обделяет себя в профессии, воплощает волю государства, а не свою собственную. В отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы. Например, существуют запреты на получение дополнительного заработка в других трудовых сферах, то есть на занятие другой оплачиваемой деятельностью, особенно нельзя заниматься предпринимательской деятельностью. Согласно действующему законодательству государственному служащему нельзя выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, медицинской, преподавательской и творческой деятельности. Педагогическая, медицинская, научная и творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению творческих потребностей. В такой ситуации заработная плата госслужащего принимает особое значение.

Другим важными ограничением был запрет государственным служащим на участие в забастовках, в митингах в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду того, что право на забастовку есть прекращение работы работниками отдельного предприятия, группы предприятий, отрасли одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их предприятия могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические мнения. Такие ограничения прав и свобод в интересах занятых в государственной службе требуют вознаграждения, которые должны включать в себя комплекс мер, направленных:

1. на вознаграждение ограничений, обусловленных характером деятельности;

2. на реализацию социальных ожиданий, в основу профессионального выбора государственного служащего;

3. на устранение факторов, мешающих его служебной деятельности. Под этим могут рассматриваться меры по соединению частных интересов служащих с интересами службы.

При трудоустройстве на работу государственный служащий обязан предоставить полное сведения о доходах и имуществе на данное время. Такие требования, предшествуют при приеме на государственную службу, не принята в других трудовых деятельностях. Например, в банковской сфере изучается уголовное и политическое прошлое кандидата, а в сфере торговли и в других сферах — заслуги и успехи, но ни как не материальное положение человека.

Отличительная черта деятельности госслужащего состоит в следующем:

- государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, но в то же время обеспечивают условия их нормального производства. Каждый госслужащий является вспомогательной частью для производства материальных благ;

- предметом труда является информация, которая в то же время выступает и средством воздействия на управляемых;

- права — все государственные служащие воздействуют на людей посредством исходящей от них информации, облаченной в форму актов, постановлений, приказов, законов и пр. документов, обязательных к выполнению соответствующими группами частных лиц или организаций. Особенность состоит в том, что эти права не могут быть использованы в собственных целях;

- государственные служащие занимают должности в государственных сферах, что означает, что они работают в государственных интересах, выполняя волю тех государственных органов, которые оплачивают их труд;

- оплата работы, которую получают государственные служащие, осуществляется из государственного бюджета;

- государственный служащий действует от имени государства или государственного органа со всеми вытекающими последствиями;

- государственные служащие выполняют свои деятельность на профессиональной и компетентной основе, а поэтому может занять свою должность только после соответствующих процедур, подтверждающей его опыт, навыки, знания.

Законодательство не разрешает государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать содействие предпринимательским сферам, заключать с ними сделки, получать вознаграждение от других лиц за выполнение или невыполнение должностными лицами своих служебных обязанностей; заставлять их представлять декларации о доходах при назначении на должность, совершении имущественных сделок на сумму, превышающую стократную минимальную заработную плату, установленных федеральным законом, ценные бумаги, облигации, акции по которым может быть получен доход. В соответствии с законодательством нарушение правил государственных служащих, непредставление ими декларации о доходах или умышленное представление в ней недостоверной информации влечет снятие с назначенной должности.

Предвкушение государственных служащих в первую очередь связаны с удовлетворением потребностей — стремление к профессиональному росту по карьерной лестнице, уважению, получение достойных материальных благ. При этом остаются за пределами поля их внимания, но, должны удовлетворяться на достаточно высоком и достойном уровне. Они должны зависеть от общего благосостояния населения района, города, области, региона, республики, т.п. В этом проявлением, наряду с поднятием статуса государственной службы, видны проблема профессионального и личностного роста государственных служащих. Причем явно прослеживаются две стороны этого вопроса:

1) карьера служебная, то есть повышение профессионального и должностного статуса, связанное с расстановкой кадров;

2) карьера профессиональная, то есть профессионально-квалификационное развитие, связанное с обучением, желанием делать более сложную работу.

Различают четыре вида служебных направления госслужащих: на характер работы, на условия работы, на вознаграждение, на карьеру.

В жизни эти типы направления сочетаются в различных в видах. Для достижения максимальной эффективности отдачи труда нужно использовать конкретную направленность.

Удовлетворенность работой у госслужащих почти не существует с точки зрения первичных потребностей, точнее, эта деятельность остается в тени. Чаще всего их мотивация учитывается с точки зрения вторичных потребностей, в данном случае более существенных потребностей. Государственные служащие нанимаются не просто на заработную плату, а чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, роскошь для таких людей — не главное. Мотивация государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но должна учитывать их психологий интерес, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом. Здесь возникает первоочередная проблема создания положительного, делового стиля государственной службы на основе правдивой и оперативной информации. Денежное вознаграждение государственного гражданского служащего, будучи оплатой его трудовых возможностей, является составной частью системы зарплаты трудового права, исходя из прошедшего периода развития денежного содержания госслужащих, беспрерывно связанной с историей развития зарплаты, а также из того, что Закон о государственной гражданской службе предусматривается понятиями, присущими системе зарплаты в трудовом праве. У денежного содержания госслужащего одна правовая природа с зарплатой, одинаковые функции и гарантии. Многие пробелы в законодательстве о денежном содержании госслужащих восполняются при помощи норм трудового законодательства. Денежное содержание, как и зарплата, выплачивается систематически за производимую служебную деятельность. Денежное содержание, как и зарплата, делится на основную и дополнительную части. Вычеты из вознаграждения за труд государственного гражданского служащего возможны лишь по основаниям, указанным в Трудовом кодексе Российской Федерации. Материальное вознаграждение является основой, предопределяющим мотивом поведения государственного служащего, поэтому, материальные стимуляторы должны играть главную роль в мотивации труда государственных служащих. Например, статья 23 «Поощрение государственных служащих» говорит о единовременном денежном поощрении, которое выплачивается за выполнение служебных заданий особой важности или сложности. Такое поощрение, в зависимости от его размера, может подвигнуть служащего к проявлению своих лучших черт. Такую законодательно предусмотренную социальную и материальную поддержку имеет далеко не каждый негосударственный рабочий. Для рабочих в коммерческих сферах, такое просто невозможно. Так скажет любой опытный менеджер любой коммерческой организации, рассматривая обогащенный набор мотивационных механизмов, созданный для государственных гражданский служащих. В это время уровень активности рабочих намного выше, чем в государственных учреждениях. В чем причина такой разницы? Дело в том, что наличие мотивационных механизмов не предопределяет их эффективного использования руководителями государственных структур, которые являются объектами тех же мотивационных механизмов, которыми они благополучно не используют. Какие же методы мотивации предлагает современное государство для государственных гражданских служащих?

В России, в послереволюционное время у номенклатуры был очень мощный мотивационный фактор объединять, повышать свою значимость для того, чтобы не отпустится в «обычный» рабочий класс или же в крестьянство, избежать изнуряющего физического труда, не лишиться легко создаваемых силами «рабочего класса» льгот и преимуществ, магазины специального обслуживания, льготы на жилье, пособия и выплаты. На сегодняшний момент, служба в государственных органах власти всего лишь один из видов труда, к тому же, не особенно вознаграждаемый, и поэтому мотивация и стимулирования его труда требует тщательного подхода.

1. Корнийчук Г. А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда государственных служащих РФ. — М.: Альфа-Пресс, 2006. — 109с.

2. Полетаев Ю. Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда. — М.: Городец, 2005. — 192с

3. О государственной гражданской службе в Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. — N 31. — ст. 3215.

Основные термины (генерируются автоматически): служащий, государственная служба, время, денежное содержание, денежное содержание госслужащих, предпринимательская деятельность, рабочий класс, Россия, система зарплаты, творческая деятельность.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: