Основные принципы отношения государства к религии в правовом демократическом обществе

Обновлено: 18.04.2024

Правовое регулирование отношений религиозных организаций и государства

Религиозные организации — это организации, созданные для распространения определенного религиозного учения и совместного вероисповедания.

Правовое регулирование отношений религиозных организаций и государства строится на основе Конституции РФ, Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 4).

В РФ ни одна из религий не устанавливается в качестве обязательной или государственной.

Государство, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:

  • не вмешиваться в выбор гражданином религиозной принадлежности или отношения к религии, в религиозное воспитание детей их законными представителями (родителями, опекунами, усыновителями) в соответствии с собственными убеждениями;
  • не возлагать на религиозные организации и объединения функций органов государственной власти, местного самоуправления, иных государственных учреждений;
  • не вмешиваться в деятельность религиозных организаций и объединений, если эта деятельность не противоречит действующему законодательству;
  • обеспечить светский характер обучения и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство регулирует и контролирует предоставление религиозным объединениям и организациям налоговых и других льгот, оказывает материальную, финансовую и другую помощь в содержании, реставрации и охране объектов и зданий, являющихся памятниками культуры и истории, в обеспечении возможности преподавать общеобразовательные дисциплины в созданных религиозными объединениями образовательных организациях.

Должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, военнослужащие не имеют права использовать собственное служебное положение для формирования определенного отношения к религии. Деятельность этих органов не может сопровождаться публичными религиозными церемониями и обрядами.

Религиозное объединение, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:

  • создавать и осуществлять собственную деятельность согласно своей институционной и иерархической структурой, назначать, выбирать и заменять свой персонал в соответствии с требованиями и условиями, в порядке, предусмотренным внутренними установлениями;
  • не выполнять функций органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления;
  • не участвовать в деятельности политических движений и партий, не оказывать им материальную или другую помощь;
  • не участвовать в выборах в органы местного самоуправления и органы государства.

Готовые работы на аналогичную тему

Отделение религиозных организаций и объединений от государства не ведет к ограничению прав членов данных объединений принимать наравне с иными гражданами участие в управлении государственными делами, выборах в органы власти, в органы местного самоуправления, участвовать в деятельности политических движений и партий, иных общественных объединений.

Органы государственной власти по просьбам религиозных объединений и организаций могут объявлять нерабочими или праздничными днями религиозные праздники на соответствующих территориях.

Современное состояние религиозных организаций в РФ

На современном этапе многие общественные организации, политические партии, политики, депутаты и бизнесмены пытаются заручиться поддержкой религиозных организаций и объединений. Вовлеченность в общественную жизнь государства конфессий выражается в проникновение в те сферы, где их не было до недавнего времени: в систему образования, художественную культуру, хозяйственную деятельность, издательскую деятельность, средства массовой информации, армию и т. д.

Традиционными вероисповеданиями в РФ являются православие, буддизм, ислам, иудаизм, лютеранство, католицизм. Наивысшей интенсивности процесс их возрождения достиг в 1991-1994 гг. К началу XXI века этот процесс начал идти на спад. Различные общины, которые относятся к разным направлениям протестантизма (баптизм, адвентизм, пятидесятничество, Новоапостольская церковь, Церковь свидетелей Иеговы и др.), иным религиозным движениям (Церковь объединения, Общество сознания Кришны и др.) по темпам распространения начали опережать религиозные традиционные объединения.

Изменившаяся религиозная ситуация является следствием изменения государственной политики по отношению к религиозным институтам и религии. В РФ сняты неконституционные ограничения на деятельность конфессий; религиозные организации и объединения стали широко участвовать в общественной жизни; верующим и религиозным центрам возвращено значительное количество зданий, имущества.

Государственно-конфессиональные отношения являются значительной частью взаимодействия государства и общества, условием реализации прав человека на свободу вероисповедания и свободу совести.

К сущностным моделям взаимоотношений государства и религиозных объединений относятся:

  • теоретико-идеологическая основа взаимоотношений религиозных организаций и государства, в выработке которой участвуют представители властных и религиозных институциональных структур;
  • организационно-управленческие структуры, непосредственно реализующие политику государства в сфере свободы совести;
  • правовая база (Конституция, нормативно-правовая база, регулирующая деятельность конфессий).

Процесс формирования всех трех компонент еще не завершен. Основные положения государственной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений представлены в отдельных документах органов власти, в ежегодных посланиях Президента Федеральному собранию.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 14.08.2020

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция» , преподавательский стаж — 20 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Н.У. Мартынов.

Н.У. Мартынов. "Крещение Руси".

В последнее время тема взаимоотношения государства и религии вновь становится актуальной. Среди множества публикаций хочется отметить статьи И.А. Куницына, в том числе в «НГ-Религии», некоторые положения которых достойны повторения и побуждают их развить и дополнить.

Сложившиеся отношения государства и религии, в том числе государства и Русской Православной Церкви, явно не соответствуют современному положению и запросам России. Приходится констатировать, что сегодняшнее публичное почтительное отношение представителей власти к религии является по преимуществу средством приобретения политических дивидендов, а не свидетельством признания религии в качестве фундаментальной области общественной жизни.

Необходимо осознать, что проблема отношения государства и религии по существу является проблемой национального духовного спасения. Ибо процветание России невозможно без духовного оздоровления общества, религиозная идентичность российской нации является основой ее самоидентификации, из глубинной религиозной веры вырастают базовые духовные и нравственные ценности народа. Поэтому религиозное возрождение означает духовное, нравственное, культурное обновление жизни страны, восстановление исторической памяти и национального сознания народа, что позволит не "догонять" передовые индустриальные страны, а предложить Родине и миру собственные ответы на вызовы времени. После десятилетий режима государственного атеизма, атмосферы религиозно-нравственного разложения девяностых годов стране необходимы политические решения в важнейшей области жизни.

Конституция Российской Федерации устанавливает разделение сфер компетенции религиозных объединений и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Конституционные принципы России – светский характер государства, невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной, отделение религиозных объединений от государства и равенство их перед законом – ни в коей мере не отменяют: 1) необходимости собственной вероисповедной политики государства; 2) возможностей взаимовыгодного регулирования взаимоотношений государства и религиозных конфессий; 3) участия религиозных объединений в решении общественно значимых задач, их права давать оценку действиям властей.

Россия сегодня переживает жесткую религиозную экспансию извне: помимо активного прозелитизма западных христианских конфессий, на территории страны агрессивно действуют разнообразные псевдорелигиозные радикальные секты. При этом руководство западных стран всячески пытается легализовать эту духовную экспансию. В то время как во многих западных странах законодательно ограничена деятельность иностранных религиозных миссионеров, руководство США и Совета Европы, исходя из «двойных стандартов», обвиняют Россию в политике религиозной дискриминации по отношению к зарубежным миссионерам, нетрадиционным для России конфессиям и даже экстремистским религиозным организациям, ведущим активную деятельность в нашей стране. По существу под видом установления неограниченных религиозных свобод России навязывается режим духовной демобилизации, религиозно-культурной денационализации.

Наследие режима государственного атеизма, антинациональная политика либерал-большевистского режима девяностых годов нанесли серьезный ущерб религиозному здоровью общества, разоружили страну и общество перед духовной агрессией из вне. Но и сегодня в средствах массовой информации господствует атмосфера дискриминации по отношению к религии. Многие СМИ продолжают транслировать враждебные для российского общества ценности, подрывающие духовное здоровье человека.

Таким образом, мы имеем дело с целенаправленным разрушением механизмов самозащиты общества и государства. Разрушение основ духовной конституции российского национально-государственного организма, в том числе разрушение религиозной идентичности народа – угрожает национальной безопасности. Но ни одна государственная структура, включая «партию власти», не осознает современных духовных угроз существованию России.

По существу наша страна и народ столкнулись с новой формой преследования религиозного выбора человека: не на личностном, а на глобальном уровне. Вместе с тем, государство и народ вправе самостоятельно определять приоритеты в религиозной сфере. Каждый народ имеет право на защиту собственной религиозной идентичности. Разрушение традиционной религиозности, органично формировавшейся веками, неизбежно нарушает религиозные права и свободы каждого гражданина страны. Государство вправе оказывать поддержку тем конфессиям, которые являются традиционными на его территории. И.А. Куницын прав в том, что необходимо подвигать российскую власть, чтобы она декларировала принцип суверенитета государства в регулировании религиозной сферы, а также добивалась признания этого принципа на международном уровне, путем заключения Конвенции по защите религиозной идентичности – среди стран СНГ с правом присоединения других стран.

Вместе с тем, в сегодняшней России мы с радостью видим религиозное, духовное возрождение. Эти процессы должны поддержать общественные и политические силы – программами духовного обновления общества и борьбы с целенаправленным разрушением общества и государства.

Распространенной фобией является запрет на официальное преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях – на том основании, что религия отделена от государства. Прежде всего, у нас отменен ленинский принцип отделения школы от Церкви. Далее, практически все преподаваемые дисциплины отражают области знания, не имеющие никакого отношения к государству. Почему в государственных учебных заведениях можно преподавать материалистические физику и химию, даже отделенный от государства атеистический марксизм и ленинизм, а религиозные дисциплины нельзя?! Отторжение от системы образования религиозных основ человеческой культуры и истории искусственно и необоснованно ограничивает сознание людей, ограничивает их право на получение разностороннего образования. Учитывая фундаментальное значение религии в формировании мировоззрения и нравственности человека, необходимо последовательно добиваться включения преподавания религиозных дисциплин, в том числе основ православной культуры и истории религий, в официальные учебные курсы государственных учебных заведений России.

Более того, есть основания требовать в этой области преимуществ Русского Православия. Никого не удивляет, что мы все учимся на русском языке (ибо это родной язык для всего населения страны), что во всех странах в курсе истории в школе изучается преимущественно отечественная история (ибо это наша история), что в курсе литературы большая часть отведена русской литературе (ибо это наша культура). Почему же Русское Православие, несоизмеримое с другими конфессиями по количеству верующих, являющееся основой русской культуры, личной и общественной нравственности, играющее формирующую роль в русской истории, а также в созидании российской государственности, – искусственно изгнано из преподавания в государственных учебных заведениях?! Напомним, что из Конституции вовсе не следует необходимость и даже возможность этого. Поэтому не только православная культура, но и история Русской Церкви, православное предание, богословие могут преподаваться в государственных учебных заведениях там и тогда, где и когда это будет обосновано специализацией учащегося. В христианских странах в каждом государственном университете есть факультет теологии. Там даже в атмосфере секуляризации понимают, что без богословия, как основы человеческого знания, представления человека о мире ограничены и ущербны. Более того, изучение богословия позволяет углубить понимание природы и роли естественно-научных дисциплин.

Историческая обусловленность и защита основных жизненных интересов общества побуждают добиваться законодательного предоставления статуса федеральных традиционных конфессий Русской Православной Церкви, а также российским конфессиям ислама и иудаизма; правовой статус федеральных традиционных конфессий должен распространяться на всю территорию России. В свою очередь Законодательным собраниям субъектов федерации должно быть предоставлено право закреплять статус региональной традиционной конфессии за религиозными объединениями, имеющими социальную базу в пределах соответствующего субъекта федерации. Более того, необходимо добиваться, чтобы традиционным религиозным конфессиям был предоставлен, по формулировке И.А. Куницына, статус корпораций публичного права, что позволяет государству делегировать им ряд привилегий и обязанностей в рамках их уставной деятельности. Скажем, социальное служение религиозных организаций приобрело уже такой масштаб, что государство вполне может делегировать традиционным конфессиям некоторые функции в области социального служения с поддержкой их государственным бюджетом.

После многих десятилетий невиданных в мировой истории религиозных гонений государство призвано вернуть исторический долг верующим. Необходимо добиваться, чтобы государственная помощь традиционным конфессиям в возрождении традиционной религиозности, в ограничении деятельности иностранных миссионеров, а также в создании благоприятных условий для собственно религиозной деятельности была возведена в ранг государственной политики. Религиозная общественность имеет все основания добиваться проведения по отношению к традиционным конфессиям протекционистской вероисповедной политики.

Понятно, что государство в настоящее время обременено многочисленными социальными обязательствами, тем не менее, оно имеет возможность для действенной материальной поддержки традиционных религиозных конфессий. Восстановление исторической справедливости требует возвращения традиционным конфессиям имущества (храмов, недвижимости, земли, религиозной утвари и литературы, икон), насильственно отторгнутого режимом государственного атеизма и до сих пор не возвращенного властью, не осознающей подлинные национальные интересы. Напомним, что ленинский декрет об изъятии церковного имущества был отменен Верховным Советом России в 1990 году, но до сего дня нет правового акта о возвращении неправедно изъятого. Возвращенная собственность позволит создать материальную базу для многосторонней плодотворной для всего общества деятельности традиционных религиозных конфессий.

Большинство верующих даже не задумывается о том, что все храмы и церковные здания, а также земли, на которых они находятся, до сих пор являются собственностью государства и милостиво передаются религиозным организациям в «безвозмездное пользование» (а при изменении политической воли власти могут и не передаваться). Надуманной является и проблема музеев в храмах и монастырях. Все храмы и монастыри, а также все церковное имущество должны быть возвращены Церкви. Это не исключает того, что в исторических памятниках федерального значения особыми правовыми актами закрепляется возможность для сосуществования храма и музея, – в подобном случае храмом должна владеть Церковь, а музей – находиться в тесном сотрудничестве с церковной общиной, при этом не имея права пропагандировать систему ценностей, противостоящую религиозной. Напрасны спекуляции о том, что при передаче Церкви погибнут иконы, которые хранятся в музеях. Столетиями все иконы сохранились благодаря тому, что служили своему основному предназначению – молитве и почитанию в храмах. Это не исключает того, что в особых случаях могут создаваться специальные условия для сохранения национальных святынь. Примером может служить возвращение Церкви Тихвинской иконы Божией Матери, – трудно представить, чтобы владельцы этой иконы во имя ее сохранения передали ее не в монастырь, а в музей. Иными словами, сегодня Успенский Собор Кремля принадлежит государству, а Церкви лишь предоставляется право на богослужения в нем в особых случаях. В то время когда должно быть наоборот: храм должен быть передан как кафедральный Собор Русской Православной Церкви, но одновременно в нем должна осуществляться музейная деятельность.

При этом необходимо учитывать следующие важные обстоятельства. Невиданно жестокие и кровавые десятилетия религиозных гонений создали ситуацию, не имеющую аналогов в мировой практике, из чего следует невозможность руководствоваться в решении вопроса возвращения собственности религиозных организаций распространенными либеральными принципами. Необходимо законодательно признать традиционные конфессии репрессированными религиозными конфессиями, из чего следует правовая возможность предоставления сугубых прав и возвращения насильственно отторгнутого имущества. Необходимо официально признать уникальные исторические заслуги традиционных религиозных конфессий в деле созидания российской государственности, духовно-нравственного воспитания общества и человека в России, из чего следует предоставление особых прав традиционным конфессиям. На возвращение имущества религиозным организациям не должно распространяться обоснованное и общепризнанное положение о том, что в России не следует проводить политику всеобщей реституции как восстановления в прежнем правовом положении частных лиц и частных корпораций, ибо как корпорации публичного права традиционные религиозные конфессии должны обладать в данном вопросе исключительным правом. Никак не обосновано требование возвращать изъятые земли религиозным организациям на общих основаниях – выкупая их; более того, есть все основания выделять новые земли для хозяйственной деятельности религиозных объединений бесплатно.

Русская Православная Церковь, как наиболее массовая, а до революции и государственная Церковь в России, понесла наибольшие жертвы и потери от богоборческого режима. Это – единственная конфессия, которая не имеет зарубежных корней и руководящих центров вне страны. Поэтому РПЦ лишена возможностей получения помощи откуда-либо, кроме России, и поэтому в возвращении церковной собственности интересы РПЦ должны учитываться преимущественно.

Религиозный выбор русского государствообразующего народа совершен тысячу лет назад, на протяжении всей исторической судьбы России он оставался неизменным. Русская Православная Церковь стала духовной родиной для большинства народов и абсолютного большинства граждан России. Сонм новомучеников Российских, явленный при богоборческом режиме ХХ века, а также современное православное возрождение подтверждают этот факт. Православие – духовная основа всех сфер жизни народа. Строительство российской цивилизации и российской государственности вдохновлялось идеалами и ценностями Русского Православия, русская культура основана на Русском Православии. Поэтому необходимо добиваться официального признания Русского Православия цивилизационно образующей, культурно образующей и государственно образующей религией в России.

Все это требует разработки и принятия нового законодательства о взаимоотношениях государства и религии, поскольку действующее законодательство в России, в частности закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», не позволяет решать большинство поставленных задач в отношениях государства и религии, неконструктивный закон создает благоприятные условия для разбазаривания духовных ресурсов нации.

Таким образом, у православной общественности есть все основания в защите интересов Церкви перейти от невнятного оправдания перед либерал-радикальным напором к активным требованиям и действиям, от имени абсолютного большинства населения страны, с позиций тысячелетних отечественных традиций - русской православной цивилизации.

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав участников указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Религиозная вера — личное дело человека, не входящее в компетенцию государства и его органов. Для верующего человека свободное, а не скрытое, тайное следование религиозному учению, соблюдение обрядов, публичных богослужений и пр. есть важнейшее условие существования его как личности. И для демократического правового государства свобода вероисповедания 13 , предоставление гражданам всех возможностей для их религиозной жизни есть одно из существенных свидетельств выполнения им своих функций.

Отношение человека к религии, то, верующий он или нет, христианин, мусульманин или принадлежит другой религии, никак не должно сказываться на общественном или производственном его положении. Это не должно быть основанием для того, чтобы брать его на работу, учебу или отказывать в них, ставить его на руководящую должность или нет. Верующие, наряду с другими гражданами, имеют право выбирать органы власти и управления или быть избранными в них.

Эти нормы жизни правового государства признаны международными соглашениями и российскими законодательными актами.

. Говоря о правах верующих в современном государстве, нельзя забывать и об их обязанностях. Как граждане, они несут равные обязанности, касающиеся выполнения законов государства, не говоря уже об обязанностях, связанных с моральными принципами в обществе. Более сложным является вопрос о соотношении обязанности граждан защищать свою страну во время вооруженных конфликтов и нести службу в армии с оружием в руках в мирное время с некоторыми религиозными учениями, исключающими не только убийство человека, но и обладание орудием уничтожения. Этот конфликт гражданских обязанностей, с одной стороны, личных убеждений или религиозных учений — с другой, может быть решен по-разному. В ряде стран позволяется замена военной службы в соответствующих случаях другой обязательной службой. В других странах создается профессиональная армия из добровольцев.

Религии мира. — М., 1994. — С. 32—34.

Вопросы и задания: 1.Почему право на свободу совести относится к гражданским правам личности? 2.Как понимается в демократическом обществе свобода вероисповеданий? Почему предоставление гражданам этой свободы свидетельствует о выполнении государством одной из его существенных функций? 3.Назовите и охарактеризуйте обязанности верующих граждан в современном государстве.

Текст 2. Что такое свобода совести?

Из Конституции Российской Федерации. Энциклопедический словарь

Свобода совести — право любого лица исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода совести признается во всех демократических конституциях. Однако есть ряд стран, где официально признана лишь одна государственная религия (чаще всего ислам), а иные религии или не допускаются, или находятся в неравноправном положении, а нередко подвергаются притеснениям, равно как и атеизм. Ранее действовавшие в России конституции признавали свободу совести. Однако на протяжении длительного времени (до конца 80-х гг.) соответствующие конституционные нормы носили в значительной степени фиктивный характер: статус церкви был ограничен, антирелигиозная пропаганда была государственной политикой, религиозная вера закрывала путь на государственные должности, не говоря уже о прямых притеснениях верующих и священнослужителей, разрушении церквей и т. п. Конституция РФ 1993 г. в ст. 14 устанавливает, что Россия — светское государство, церковь отделена от государства, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения равны перед законом. В России действуют разные конфессии (православие, мусульманская религия, буддизм и др.). Каждому гарантированы свобода совести и свобода вероисповедания, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (например, принуждение к совершению религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке. Равным образом наказуемо и причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов.

Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. — М. — 1997. — С. 259—260.

Текст 3. Из закона РФ «О свободе совести
и религиозных объединениях»

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений в обучении религии.

. Право человека и гражданина на свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» // Российская газета. — 1 октября. — 1997.

Вопросы и задания к текстам 2, 3: 1.Что такое светское государство? 2.Охарактеризуйте сущность свободы совести. Какие обязанности накладывает на гражданина конституционное положение о свободе совести? Приведите примеры реализации в РФ права на свободу совести. 3.Почему предоставление гражданам всех возможностей для их религиозной деятельности — одна из существенных функций государства? Почему государство наказывает тех, кто препятствует осуществлению права на свободу совести? 4.Назовите известные вам примеры причинения вреда здоровью, нравственности людей под видом исполнения религиозных обрядов.

3. Раскройте основные принципы взаимоотношений религиозных объединений в РФ и государства.

Взаимоотношения государства и религиозных объединений - совокупность форм взаимосвязей между институтами государства и религиозными образованиями, одна из основных частей внутренней и внешней политики любого государства. Следовательно, субъектами отношений государства и религиозных объединений выступают: со стороны государства - органы законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления и их учреждения, Вооруженные Силы и другие институты государства; со стороны религиозных объединений - местные религиозные организации, религиозные центры и образуемые ими духовные образовательные учреждения, религиозные группы.

Важнейшими принципами нормативно-правового регулирования свободы совести являются также декларирование в Конституции РФ равенства граждан перед законом и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии (ст.19); равенства религиозных объединений перед законом (ст.14); права граждан на объединение и свободы деятельности общественных объединений (ст.30); свободы мысли и слова, распространения любым законным способом информации, запрета на пропаганду религиозного превосходства, разжигания религиозной вражды и ненависти (ст.29).

По вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, к которым, в частности, относится регулирование отношений в области прав и свобод человека, принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты федерального уровня. Так, исключительно в ведении федерального центра находится законодательное закрепление религиозных прав и свобод человека и гражданина.

В настоящее время на федеральном уровне действует более 80 законов, где в том или ином аспекте упоминаются религия или религиозные объединения.

К ним относятся законодательные акты, специально принятые для регулирования правоотношений в области прав человека и гражданина на свободу совести, а также правового положения религиозных объединений. Прежде всего, это Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этот Федеральный закон защищает российские национальные интересы, как они понимаются подавляющим большинством граждан нашего общества сегодня, он закладывает основные направления и характер дальнейшего развития государственно-конфессиональных отношений и соответствующего им законодательства.

4. Какие ограничения прав иностранных граждан в РФ предусматривают федеральные законы? Вправе ли иностранные граждане занимать командные должности в Вооруженных силах РФ?

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 115-ФЗ «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

1. Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе.

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН N 5-ФКЗ «О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 13. Участие в референдуме иностранных граждан, …

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается.

«КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» N 24-ФЗ

Статья 27. Требования, предъявляемые к членам экипажа судна

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, входящие в состав экипажа судна, не могут назначаться на должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалистов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 51-ФЗ «О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 12. Участие в выборах депутатов Государственной Думы иностранных граждан, …

1. Осуществление иностранными гражданами, … деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы, выдвижению, регистрации и избранию того или иного федерального списка кандидатов, не допускается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 95-ФЗ «О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ»

Статья 23. Членство в политической партии

2. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, …

Статья 30. Пожертвования политической партии и ее региональным отделениям

3. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от:

а) иностранных государств и иностранных юридических лиц;

б) иностранных граждан;

«СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» N 223-ФЗ

Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение)

4. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, …

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 19-ФЗ «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 11. Участие в выборах Президента Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений

1. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата, не допускается.

«ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» N 60-ФЗ

Статья 56. Экипаж воздушного судна

4. В состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации.

Иностранные граждане не вправе занимать командные должности в Вооружённых силах РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 115-ФЗ «О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 15. Отношение иностранных граждан к военной службе

2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ, В КОТОРЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА БЫТЬ ПРИНЯТЫМИ НА РАБОТУ Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 755

1. Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

5. На каких основаниях может быть нарушена неприкосновенность жилища?

«УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 12. Неприкосновенность жилища

1. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, …

2. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса.

Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 51460
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: