Взять кредит у государства для погашения

Обновлено: 26.04.2024

А вы знали, что можно взять кредит в банке под 2% годовых и не возвращать его никогда? Да-да, государство его погасит за вас! Нет, это не шутка, а еще одна реальная мера поддержки пострадавших предприятий и предпринимателей в борьбе с коронавирусной инфекцией. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020г. № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности» была утверждена возможность получения кредита всего под 2% годовых. Кто может претендовать на получение такого льготного кредита, какие условия нужно соблюсти и как это отразить в программе 1С расскажем далее.

Кто может претендовать на получение такого кредита?

Организации и индивидуальные предприниматели, а такжоциально ориентированные НКО, имеющие наёмных работников, у которых основной вид экономической деятельности по состоянию на 01.03.2020г. относится к пострадавшим видам или к требующим поддержки для возобновления деятельности.

С пострадавшими отраслями мы не раз забирались в наших статьях, они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 03.04.2020г. № 434. А вот чтобы относиться к отрасли, которой требуется поддержка государства для возобновления деятельности, нужно чтобы код ОКВЭД 2 принимал одно из следующих значений: 13, 14, 15, 20.42, 22.19.6, 22.29.1, 23.13.3, 23.13.5, 23.41, 25.99.1, 25.99.3, 25.99.24, 25.99.25, 26.4, 26.52, 27.51, 27.52, 30.92.1, 30.92.2, 30.92.4, 31, 32.3, 32.4, 32.99.3, 32.99.6, 58.1.

Исключениями являются субъекты малого и среднего предпринимательства, у них данный ОКВЭД не обязательно должен быть основным, достаточно если один из них дополнительный.

Также принимается во внимание отсутствие таких процедур, как банкротство, приостановка деятельности и ликвидация.

На какую сумму можно претендовать?

Размер заёмных средств, на которые можно рассчитывать, вычисляется путём перемножения числа наёмных работников на количество месяцев, начиная с даты заключения кредитного договора и заканчивая датой 01.12.2020г. и на расчётный размер оплаты труда (МРОТ с учётом районных коэффициентов, процентных надбавок и страховых взносов в размере 30%). При этом максимальный срок кредитования составляет 1 год.

На какие цели выдаётся данный кредит?

Денежные средства, полученные по данной программе, можно потратить как на выплату заработной платы своим сотрудникам, так и на иные цели: погашение других кредитов, оплату аренды, выплаты поставщикам и подрядчикам. Главное, чтобы эти расходы были обоснованы и документально подтверждены.

Единственное, на что нельзя использовать данные средства, так это на выплату дивидендов, выкуп собственных акций и долей в уставном капитале и на благотворительность.

В какие сроки и какие суммы надо платить банку?

Условия оплаты по льготному кредиту зависят от того, с какими показателями численности персонала вы пройдёте три этапа, предусмотренных Постановлением.

Этап 1 — обязательный базовый период. Его продолжительность: с даты заключения кредитного договора до 1 декабря 2020 года. Данный период характеризуется тем, что вы ничего не платите банку, при этом вам начисляются проценты по ставке 2% годовых и включаются в основной долг.

Если в течение первого этапа у вас была введена процедура ликвидации или банкротства, или произошло сокращение численности персонала более чем на 20% по сравнению с данными на 01.06.2020г., то вы пропускаете второй этап и переходите к третьему.

Этап 2 — период наблюдения. Его продолжительность: с 1 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. На данном этапе вы также ничего не платите банку и вам по-прежнему продолжают начислять проценты и включать их в основной долг.

Если по состоянию на 1 марта 2021 года количество наёмных сотрудников на конец каждого месяца этого периода составит не менее 90% от численности на 1 июня 2020 года, у вас не введена процедура банкротства и средняя зарплата одного работника в период наблюдения была не ниже МРОТ, то весь долг по кредиту, включая проценты, погасит за вас государство.

Если же количество работников по итогам каждого месяца в период наблюдения не будет опускаться ниже 80%, то кредит спишут наполовину, и вы перейдёте к третьему этапу.

Организации и предприниматели, не соблюдающие вышеуказанные требования по сохранности численности персонала или прекращении деятельности, переходят к этапу гашения.

Этап 3 — трёхмесячный период погашения. В период до 30 апреля, 30 мая и 30 июня 2021 года вам нужно будет вернуть все заёмные средства с процентами тремя равными платежами.

Обращаем ваше внимание на то, что в период гашения действует не льготная, а стандартная ставка по кредитному договору.

Как это отразить в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?

На данный момент времени ещё нет разъяснений от методистов фирмы 1С о том, как верно отразить получение льготного кредита под 2%. Поэтому описанное ниже является нашим мнением.

Для отражения получения кредитных средств воспользуемся документом «Поступление на расчётный счёт» в разделе «Банк и касса» — «Банковские выписки».

В документе укажем «Вид операции» — «Прочее поступление» и отразим данные денежные средства на счёте 91 без отражения их в налоговом учёте.

В графе «Прочие доходы и расходы» следует создать новую статью и заполнить её следующим образом:

Впоследствии, если вы выполните все условия для списания долга, то дополнительно ничего отражать не следует.

Если же вы не прошли по какому-то из критериев, то для начисления обязательства, возникшего перед банком по трёхмесячному гашению, следует перейти в раздел «Операции» и выбрать пункт «Операции, введённые вручную».

В открывшемся окне нужно нажать на кнопку «Создать» и из выпадающего списка выбрать «Операция».

Первой строкой отразим сумму долга перед банком, в которую будет включена сумма процентов, начисленных по ставке 2%. Выбирая счёт по дебету 91.02, субконто следует указывать тоже самое, что мы создавали при получении заёмных средств.

Второй строкой отразим проценты, начисленные по стандартной ставке.

В нашем примере взята условная ставка в 10% годовых. При заполнении субконто на счёте 91.02 следует создать статью «Проценты к получению (уплате) с включённой галочкой «Принимается к налоговому учёту».

Если вам списали половину долга, то в проводках следует указывать не всю сумму заёмных средств, а только ту, которую нужно будет вернуть.

Малый бизнес относится к видам деятельности, ведение которых не только предоставляет множество возможностей, но и сопровождается серьезными рисками. Тем более – в сегодняшних условиях, когда продолжают действие ограничительные меры, связанные с противодействием пандемии коронавирусной инфекции.

  1. Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства
  2. Виды кредитов для малого бизнеса от государства
    1. Льготный или беспроцентный кредит
    2. Грантовая поддержка
    3. Субсидии
    4. Поддержка от Службы занятости
    5. Поддержка имущественного характера
    6. Микрозаймы от государства
    7. Федеральные программы поддержки бизнеса
    8. Региональные программы поддержки бизнеса
    1. Требования к заемщикам
    2. Куда обращаться
    3. Необходимые документы
    1. Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса
    2. Банковские организации
    1. Кому адресованы льготные кредиты государства?
    2. На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?
    3. Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?
    4. Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

    Поэтому нет ничего удивительного в активизации государственной политики в части поддержки предпринимательства. Основным направлением работы в этой сфере стало льготное кредитование малого бизнеса в 2021 году. Такой вариант финансирования по-прежнему остается одной из самых действенных мер поддержки. Выдача государственных кредитов на развитие малого бизнеса ведется разными структурами, а процедура получения заслуживает более внимательного и детального рассмотрения.

    Особенности кредитов для поддержки малого бизнеса от государства

    Чтобы претендовать на кредит для бизнеса с господдержкой, хозяйствующий субъект – ООО или ИП – должен соответствовать нескольким требованиям. По состоянию на середину 2021 года государственная помощь выделяется так называемым субъектам МСП – малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся три категории ООО или ИП:

    • микропредприятия, имеющие численность персонала в пределах 15 человек и годовой доход, не превышающий 120 млн. руб.;
    • малые предприятия, аналогичные ограничения для которых установлены на уровне 100 сотрудников и 800 млн. руб.;
    • средние предприятия с численностью трудового коллектива до 250 работников и годовым доходом не выше 2 млрд. руб.

    Еще одним критерием для получения государственной поддержки становится структура учредительного капитала юридических лиц. К ней предъявляются три требования:

    • как минимум, 51% принадлежит физическим лицам или субъектам МСП;
    • не более 49% уставного капитала находится в собственности юридических лиц, не отнесенных к малому и среднему предпринимательству;
    • муниципалитетам, региональным и федеральным органам власти, а также НКО принадлежит не более четверти учредительного капитала.

    Но и на этом требования к потенциальным адресатам кредитования для поддержки малого бизнеса от государства не заканчиваются. Дополнительными условиями финансирования выступают:

    • срок деятельности субъекта МСП в пределах 2 лет;
    • обязательная регистрация в налоговом органе;
    • отсутствие долгов по налоговым платежам, другим фискальным выплатам и банковским кредитам;
    • включение организации или ИП в ЕРСМСП (аббревиатура означает Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства).

    В рамках реализации отдельных государственных программ могут устанавливаться условия финансирования сверх перечисленных выше. Обычно речь идет о ведении определенных видов деятельности, поддержка которых носит приоритетный характер. К числу таких относятся: здравоохранение, образования, сельское хозяйство, внутренний туризм, культура, торговля (оптовая и розничная) и т.д.

    Приведенный перечень далеко не полон, он может корректироваться и дополняться в зависимости от ситуации в конкретном регионе или в экономике страны в целом.

    Виды кредитов для малого бизнеса от государства

    Государственная политика поддержки малого бизнеса носит широкомасштабный характер. Она включает работу по нескольким направлениям, каждое из которых требуется описать более подробно.

    Льготный или беспроцентный кредит

    Первым и наиболее действенным мероприятием в сфере поддержки малых и средних ООО/ИП стало льготное кредитование. Программа запущена в 2019 году и будет действовать до 2024 года. С высокой вероятностью ее реализация будет продолжена и после указанного срока.

    Выдачей льготных кредитов для малого бизнеса от государства занимается 101 аккредитованный банк (по состоянию на сентябрь 2021 года). В указанное число входят практически все ведущие финансовые организации страны, включая СберБанк, ВТБ, Открытие, Зенит и многих других. Помимо крупных федеральных банков к реализации программы привлекаются и ведущие региональные кредитные структуры, особенно активные в том случае, если помощь бизнесу финансируется за счет бюджетов субъектов РФ.

    Кредит для бизнеса с господдержкой относится к целевым. Полученные средства направляются на решение одной из четырех задач:

    1. Пополнение оборотных активов предприятия. В этом случае деньги расходуются на закупку сырья или выплату зарплаты. Конкретные условия финансирования определяются на уровне регионов. Стандартный срок кредитования не превышает 1 года, лимиты составляют от полумиллиона до 500 млн. руб.
    2. Реализация инвестиционного проекта. Полученные финансовые ресурсы расходуются на развитие бизнеса, например, приобретение оборудования или капитальный ремонт производственных помещений. Сумма кредитования – от полумиллиона до 2 млрд. руб., длительность – в пределах 10 лет.
    3. Развитие бизнес деятельности. Программа поддержки рассчитана исключительно на самозанятых и микропредприятия. Кредитный лимит равняется 10 млн. руб., срок финансирования – не более 5 лет.
    4. Рефинансирование. Деньги направляются на перекредитование на более выгодных, чем существующие условия. Результатом становится снижение финансовой нагрузки на заемщика, так как новые кредит оформляется по льготной ставке, в некоторых случаях – и вовсе под ноль процентов годовых. Срок финансирования не должен быть дольше исходных финансовых обязательств, максимальная продолжительность – 10 лет.

    Важной особенностью льготного кредита для малого бизнеса от государства становится льготная процентная ставка. В общем случае она рассчитывается по предельно простой схеме: ключевая ставка Центробанка плюс 2,75% годовых. Разницу с фактическим процентом банку компенсирует бюджет - федеральный или региональный, в зависимости от того, о какой программе поддержки идет речь.

    Грантовая поддержка

    Отдельное направление государственной поддержки субъектов МСП. Реализуется за счет бюджетов регионального уровня с привлечением территориальных подразделений федеральных структур – Фонда поддержки предпринимательства и Фонда содействия инвестициям. Условия предоставления грантов определяются каждым субъектом РФ.

    Стандартной считается распределение выделенных финансовых ресурсов в рамках проведения специальных конкурсов. Приоритет отдается тем ООО и ИП, которые работают в наиболее важных сферах деятельности, перечисленных выше.

    Субсидии

    Мера поддержки адресована начинающим предпринимателям. Денежные средства направляются на развитие бизнеса в рамках разработанного и утвержденного плана. Сумма финансирования варьируется от 300 тыс. до полумиллиона рублей, что составляет до 50-70% от запланированных затрат. После отчета о целевом расходовании средств они списываются, то есть не подлежат возврату, что становится важным достоинством получения субсидий.

    Отличие от грантовой поддержки

    Субсидии заслуженно считаются более распространенной и широко применяемой мерой государственной поддержки бизнеса. Все, что требуется для их получения – согласование бизнес-плана. Гранты выделяются на конкурсной основе и для представителей определенных сфер деятельности. А потому их получить заметно сложнее.

    Классификация субсидий

    Стандартной целью выделения субсидий становится развитие бизнеса в соответствии с утвержденным планом. Но это не единственное направление возможного расходования средств. В рамках реализации различных государственных программ деньги выдаются на другие цели, включая:

    • лизинг машин и оборудования;
    • компенсация кредитных процентов;
    • участие в выставочных и презентационных мероприятиях;
    • реклама;
    • сертификация продукции, организация экспорта, оформление свидетельств и патентов.

    Поддержка от Службы занятости

    Суть программы – стимулирование неработающих граждан открыть собственный бизнес посредством регистрации ИП. Для получения поддержки необходимо:

    • встать на учет в статусе безработного;
    • подать заявление в центр занятости;
    • пройти обучение с последующей сдачей итогового экзамена;
    • выбрать сферу деятельности;
    • разработать и согласовать бизнес-план;
    • зарегистрировать ИП в налоговых органах;
    • сформировать комплект документов на выделение субсидии.

    Величина субсидии составляет до 60 тыс. руб. Сумма может быть увеличена при найме на работу еще одного человека, состоящего на учете в центре занятости. Выделенных средств обычно хватает как на компенсацию расходов по открытию бизнеса, так и на его запуск.

    Поддержка имущественного характера

    Предполагает предоставление недвижимости в аренду на льготных условиях. Условием получения становится заключение долгосрочного арендного договора длительностью от 5 лет. Льгота заключается в сниженной ставке аренды на первые три года. Ее значение составляет, соответственно, 40%, 60% и 80% от базовой величины платежа. Бонусом становится преимущественное право выкупа арендуемой недвижимости, которое предоставляется субъектам МСП на помещения в пределах одной тысячи кв. м.

    Микрозаймы от государства

    Предусматривают выделение от 100 тыс. до 5 млн. руб. по льготной процентной ставке. Финансирование носит целевой характер. Для суммы в пределах 300 тыс. руб. предоставляется один из двух видов обеспечения – поручительство или залог. Для финансирования свыше указанной цифры необходима гарантия обоих видов. За ее получением можно обратиться в специализированный МСП Банк.

    Федеральные программы поддержки бизнеса

    Основная федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса запущена в 2019 году. Ее дополняют вспомогательные меры, которые были приняты после введения «ковидных» ограничений. Их перечень постоянно меняется и корректируется в зависимости от текущего состояния экономики страны.

    Региональные программы поддержки бизнеса

    Перечень других мер поддержки предпринимателей

    Поддержка бизнеса со стороны государства не ограничивается исключительно финансовыми или имущественными мерами. Другими видами помощи выступают:

    • консультационная. Включает бесплатные консультации грамотных специалистов, доступные всем желающим в центрах «Мой бизнес» или МФЦ;
    • информационная. Выражается в активной разработке и продвижении различных онлайн-сервисов бизнес-тематики. На них размещается актуальная дли предпринимателей информация, в том числе – о мерах государственной поддержки или изменениях в законодательстве;
    • образовательная. Предусматривает повышение квалификации - как самого бизнесмена, так и его персонала – на льготных условиях. Последние заключаются в компенсации до половины расходов на обучение.

    Как получить государственный кредит для бизнеса

    Важной частью поддержки малого бизнеса государством выступает сравнительно простая процедура оформления кредита. Она предусматривает три основных составляющих.

    Требования к заемщикам

    Первое и главное требование к потенциальному получателю льготного кредита – подтверждение принадлежности к субъектам МСП. Основные критерии и дополнительные условия для этого детально описаны выше.

    Куда обращаться

    Перечень банков, аккредитованных на участие в государственной программе поддержки малого и среднего бизнеса, размещен на сайте «Мой бизнес», которые разработан и ведется в рамках реализации Национального проекта. Список финансовых организаций периодически корректируется. На сегодня в него включены практически все ведущие отечественные банки – как федерального, так и регионального уровня. Для получения льготного кредита можно обращаться в любой из них, работающий по месту регистрации бизнеса.

    Необходимые документы

    Одобрение банком выдачи кредита для бизнеса с господдержкой предусматривает предоставление заемщиком такого набора документов:

    • заявка на кредитование;
    • анкета клиента банковской организации;
    • учредительные документы (для ООО) или паспорт (для ИП);
    • регистрационная документация хозяйствующего субъекта;
    • обязательная отчетность;
    • справка ИФНС об отсутствии долгов;
    • перечень имущества для оформления залога.

    Причины для отказа в выдаче кредита для бизнеса от государства

    Самой частой причиной отказа в льготном кредитовании становится некомплектный набор документов. Еще одним основанием для такого решения выступает предоставление неверной информации о потенциальном заемщике. Другими причинами отказать заявителю выступают: долги перед бюджетом, невыполнение критериев для подтверждения статуса субъекта МСП, отсутствие залога.

    Негосударственная поддержка

    Поддержкой малого бизнеса занимается не только государство. Некоторые участники отечественного финансового рынка разрабатывают и реализуют собственные программы помощи. Особого внимания заслуживает деятельность РАПМСБ и ряда российских банков.

    Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса

    Банковские организации

    Значительная часть крупных отечественных банков – СберБанк, РоссельхозБанк, ВТБ, Альфа-Банк и многие другие – активно участвуют в реализации государственных программ помощи бизнесу. Важным бонусом становятся льготы, которые предоставляются самими финансовыми организациями – или в рамках собственных мер поддержки, или как дополнение к государственным.

    Конкретные условия помощи постоянно обновляются и корректируются, а потому перечислять их не имеет смысла. Для получения актуальной информации намного проще и правильнее посетить официальный сайт любого из перечисленных банков.

    Часто задаваемые вопросы

    Кому адресованы льготные кредиты государства?

    Государственная программа помощи рассчитана на так называемых субъектов МСП – малого и среднего предпринимательства. Для отнесения ИП или ООО к таковым, требуется выполнить условия по годовому доходу и численности персонала.

    На какую сумму поддержки может рассчитывать малый бизнес?

    Лимиты определяются в зависимости от целей кредитования и вида программы поддержки. В общем случае речь идет о сумме в пределах 2 млрд. руб. на срок до 10 лет.

    Какие органы власти и финансовые организации помогают бизнесу?

    Реализацией различных программ помощи занимаются федеральные и региональные органы исполнительной власти, ряд федеральных ведомств (фонд занятости, Центробанк), некоторые НКО (Фонд содействия инвестициям, РАПМСР), финансовые организации (банки).

    Что требуется от заемщика для получения льготного кредита?

    Кредитование происходит на стандартных условиях. Заемщик формирует и предоставляет в банк пакет документов, подтверждающий выполнение всех необходимых требований.


    Государственный называется займ, где в качестве получателя средств выступает непосредственно государство. Такой формат привлечения денежных ресурсов используется для финансирования бюджетного дефицита или определенных расходов бюджета. Как и любой другой финансовый инструмент, государственные займы могут как приносить положительный эффект, так и способствовать попаданию страны в так называемую «долговую яму».

    1. Что говорит закон?
    2. Общие сведения о государственных займах
    3. Плюсы и минусы государственных займов
    4. Классификация и виды госзаймов
    5. Обеспечение госзаймов
    6. Оформление договора государственного займа
    7. Управление госдолгом
    8. FAQ
      1. Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?
      2. Какие виды госзаймов бывают?
      3. Кто занимается управлением государственным долгом?

      Особенностью этого вида заимствования выступает оформление посредством эмиссии ценных бумаг, в качестве которых выступают облигации и векселя. Рассмотрим основные формы государственных займов, их классификацию, а также особенности оформления.

      Что говорит закон?

      Базовым документом, который регламентирует порядок осуществления государственных заимствований, выступает Бюджетный кодекс РФ. Он принят после подписания №145-ФЗ (датируется 31.07.1998). Наиболее важные положения по рассматриваемой теме содержит статья 103 БК РФ.

      Важной особенностью Бюджетного кодекса страны, как и большей части других принципиально важных законодательных актов, выступает постоянное и масштабное внесение изменений. Например, только в 2020 году было принято 13 Федеральных законов, содержащих корректировки к БК РФ. Даже в наступившем 2021 году законодатели уже успели принять еще один подобный ФЗ.

      Конечно же, что далеко не все изменения касаются непосредственно государственных займов. Но общая тенденция очевидна и наглядно демонстрирует актуальность бюджетных процессов, происходящих в государстве.

      Общие сведения о государственных займах

      Как было отмечено выше, государственным называется займ, в статусе заемщика по которому выступает государство. В подавляющем большинстве случаев речь идет о денежных средствах, хотя допускаются и иные формы заимствования. Деньги могут быть получены как внутри страны, так и из внешних источников.

      Государственный займ, как и традиционный, носит возвратный характер и предусматривает выплату кредитору процентов. Аналогичным образом применяются и другие базовые условия сделки, в числе которых: сумма и длительность финансирования. По окончании срока действия долг возвращается, а проценты выплачиваются или на регулярной основе, или также по окончании заимствования – вместе с погашением задолженности.

      Плюсы и минусы государственных займов

      Как было отмечено выше, заимствование со стороны государства способно как сыграть важную положительную роль в стабилизации или повышении эффективности бюджетной системы страны, так и выступить явно негативным фактором финансовой политики. Результат привлечения денежных средств определяется грамотностью их последующего практического применения.

      Ключевыми достоинствами государственных займов выступают такие:

      • снижение активности инфляционных процессов, которое достигается изъятием части свободных средств с последующим вложением в наиболее важные отрасли экономики;
      • сокращение бюджетного дефицита простым, доступным и надежным способом, которое носит легко предсказуемый результат;
      • возможность быстрого реагирования со стороны государства на любые кризисные явления, намного превосходящая по оперативности любые альтернативные варианты;
      • очевидная выгодность для всех участников заимствования, каждый из которых решает собственные задачи: государство получает нужные ему средства, кредитор – возможность гарантированно заработать.

      Но решение о государственном заимствовании на любом уровне предполагает обязательный учет недостатком такого способа финансирования потребностей бюджета.

      Наиболее значимыми из них выступают:

      • прямая зависимость объема привлекаемых государством средств и уровня процентных ставок на банковском рынке;
      • большой государственный долг нередко сам становится причиной кризиса или усугубляет уже возникший;
      • полученные таким образом средства не являются доходом бюджета, а потому должны расходоваться аккуратно и взвешенно - иначе вместо снижения инфляции весьма вероятен прямо противоположный процесс;
      • погашение государственных займов происходит за счет бюджета, другими словами – из налогов граждан и организаций, как следствие – чрезмерный рост долга страны вызывает аналогичные изменения в плане фискальной нагрузки на население.

      Приведенные списки достоинств и недостатков наглядно показывают. Государственные займы, как и большую часть масштабных экономических категорий, нельзя отнести к положительным или отрицательным явлениям. В разных ситуациях они могут быть и тем, и другим. Поэтому крайне важно грамотно использовать плюсы при одновременном нивелировании или полном исключении минусов. Конечный результат зависит исключительно от качества и эффективности государственного управления страной.

      Классификация и виды госзаймов

      Важной особенностью рассматриваемого способа заимствования выступает разнообразие. Наиболее наглядно его демонстрирует классификация государственных займов, которая производится по нескольким критериям. Некоторые наиболее значимые из них имеет смысл рассмотреть подробнее.

      По месту размещения и источникам средств различают следующие разновидности государственного займа:

      1. Внешние. Деньги привлекаются из-за пределов страны, причем – в иностранной валюте. Последнее обстоятельство делает такой вариант финансирования более рискованным для заемщика.
      2. Внутренние. Ориентированы на резидентов государства – физические и юридические лица.

      По способу размещения государственные займы делятся на добровольные и принудительные. Первый вариант используется намного чаще и гораздо эффективнее. Второй характерен для чрезвычайных ситуаций, например, военного времени или масштабной техногенной катастрофы.

      Классификация гос. займов по типу кредиторов предусматривает деление на четыре категории:

      • физлица;
      • юрлица;
      • универсальные;
      • специализированные, которые рассчитаны на определенные государственные организации, пенсионные или страховые фонды.

      По эмитентам различают такие виды гос. займов:

      • федеральные, которые осуществляются на уровне страны;
      • субфедеральные, когда средства занимает правительство субъекта РФ для финансирования регионального бюджета;
      • муниципальные, в рамках которых заемщиком выступает городские или другие местные власти.

      Перечень критериев для классификации приведенными выше вовсе не ограничивается. Например, по длительности заимствования различают краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные государственные займы. Первые берутся на срок до года, вторые – свыше пяти лет, третьи – вполне логично - от года до пяти. Другие параметры для разделения госзаймов на виды – способ и порядок выплаты дохода, возможность досрочного погашения займа, способ обращения, цели расходования, метод размещения и т.д.

      Обеспечение госзаймов

      Еще один критерий для классификации, из-за важности выделенный в отдельный подраздел. По этому параметру госзаймы делятся на закладные и беззакладные. Первые предусматривают предоставление заемщиком залога в виде имущества. Такой вариант финансирования активно используется на муниципальном и – несколько реже – на субфедеральном уровне.

      Если речь идет о федеральном масштабе такой вариант финансирования попросту не применяется. Дело в том, что государство считается надежным заемщиком, а потому его финансовые обязательства обеспечиваются ценными бумагами.

      Речь идет об облигациях, самым известным видом которых выступают ОФЗ или облигации федерального займа. Они выпускаются на уровне государства и заслуженно считаются одним из самых защищенных способов инвестирования, причем с относительно высокой доходностью.

      Аналогичные по сути ценные бумаги выпускают и другие органы власти - региональные и муниципальные. Такие облигации уступают ОФЗ по надежности, но нередко превосходят по размеру получаемого дохода.

      Другой вариант обеспечения обязательств государства с помощью ценной бумаги предусматривает выпуск векселей. Последние делятся на простые и переводные. Они представляют больший интерес в качестве платежного, а не инвестиционного инструмента, что при грамотном использовании предоставляет кредитору немало преимуществ.

      Оформление договора государственного займа

      Порядок составления договора госзайма регламентированы положениями статьи 817 ГК РФ. Основным требованием к правильности оформления документа становится обязательное включение в текст существенных условий, к числу которых относятся такие:

      • предмет договора;
      • сумма займа;
      • срок финансирования с указанием даты погашения;
      • процент за пользование заемными средствами;
      • санкции за нарушение условий соглашения;
      • порядок оспаривание договора и урегулирования конфликтных ситуаций.

      Оформление договора государственного займа обычно занимаются квалифицированные юристы федеральных и региональных органов власти. А потому проблем с правильности составления обычно не возникает.

      Управление госдолгом

      Величина государственного долга относится к числу базовых показателей, демонстрирующих уровень развития и финансовой стабильности государства. Основные функции управления госдолгом возложены на профильные федеральные ведомства – Минфин и Центробанк РФ. Основными рычагами воздействия на текущее и прогнозируемое значение параметра выступают такие:

      • изменение ключевой ставки;
      • разработка государственных кредитных программ;
      • корректировка нормативов банковской деятельности;
      • организация и проведение новых заимствований;
      • направление бюджетных средств на погашение существующих задолженностей;
      • перераспределение заимствований между внешними и внутренними;
      • предоставление дополнительных гарантий кредиторам и множество других.

      Важно понимать, что потенциальную опасность несет и слишком большой, и чрезмерно низкий уровень государственного долга. В этом вопросе особенно важное значение приобретает умение найти баланс между стабильностью финансовой системы и созданием возможностей для роста экономики.

      Кто выступает кредитором и заемщиком при государственном заимствовании?

      Кредитором может стать как физлицо, так и организация, причем и резидент, и нерезидент страны. Заемщиком становится государственные структуры разного уровня – федерального, регионального, муниципального.

      Какие виды госзаймов бывают?

      Классификация государственных займов осуществляется по большому количеству критериев. Чаще всего: по источнику заимствования (внешние, внутренние), по сроку финансирования (кратко-, средне-, долгосрочные) и т.д.

      Кто занимается управлением государственным долгом?

      Основные функции управления госдолгом страны возложены на две структуры – Минфин и ЦБ РФ.

      Вместо вывода

      Государственный займ – это один из эффективных, доступных и быстрых способов финансирования бюджетного дефицита. При грамотном использовании он предоставляет в распоряжении государства удобный инструмент для ликвидации кризиса или активизации роста экономики.

      Сервис поможет проверить, соответствует ли ваша организация критериям для получения мер государственной поддержки. Вопрос предоставления денежных средств относится к компетенции банка и зависит от многих факторов, в том числе финансового состояния, поэтому решения принимаются индивидуально по каждому обращению за финансированием.

      Подходящие для организации или ИП меры господдержки сервис определяет точно, но проверка на соответствие организации или ИП требованиям программы проводится на основании данных из общедоступных источников. В ряде случаев для проверки требуется информация, которая отсутствует в открытых источниках. Поэтому окончательное решение выносится при рассмотрении документов в составе заявки на льготный кредит.

      Полную информацию о реализуемых в банке программах поддержки бизнеса вы можете получить у вашего клиентского менеджера или в офисе банка.

      Куда обращаться, если что-то не получается при оформлении заявки на кредит или займ с господдержкой в интернет-банке СберБизнес?

      Напротив той программы, которая вам подходит, нажмите на кнопку Получить консультацию и заполните данные. Наш специалист перезвонит вам и ответит на все вопросы.

      Куда обращаться, если я точно знаю, что моя организация подходит под условия государственной программы, а сервис мне этого не показал?

      Обратитесь к вашему клиентскому менеджеру, вопрос рассмотрят в индивидуальном порядке.

      Дополнительная информация

      Сервис помогает компаниям осуществить подбор государственных программ поддержки бизнеса на основании данных из открытых источников, нормативных и правовых актов, определяющих меры поддержки (Протокол Наблюдательного совета Московского Фонда поддержки промышленности и предпринимательства от 14.09.2020 г. №10/2020, Постановление Правительства Москвы от 23 марта 2022 г. №445-ПП, Постановление Правительства Москвы от 31 марта 2020 №279-ПП, Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2018 N 1764, Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2019 N 1598, Постановление Правительства Московской области от 25 октября 2016 г. № 788/39, Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 N 629, Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. №2186, Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1528). Информация о доступных программах не является офертой и не гарантирует получение кредитов на льготных условиях по подобранной с помощью сервиса программе. Окончательное решение принимается при рассмотрении заявки, и банк вправе отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Сервис развивается и для подбора доступен ограниченный перечень государственных программ. Информацию по остальным мерам поддержки, реализуемым через банк, вы можете уточнить у своего клиентского менеджера. Информация о доступных некредитных программах поддержки бизнеса (субсидии, гранты, льготы и пр.) имеет ознакомительный характер и не гарантирует их получение.

      Отправляя поля формы, вы предоставляете право и даёте своё согласие на обработку, хранение, использование, удаление (с использованием средств автоматизации или без использования таких средств) предоставленных вами персональных данных (номера телефона, имени) в адрес ПАО Сбербанк (ОГРН 1027700132195, ул. Вавилова, д. 19, г. Москва, 117997) в целях преддоговорного взаимодействия и консультации вас по мерам государственной поддержки вашего бизнеса. При достижении целей обработки персональные данные будут удалены.

      В начале мая президент озвучил новые меры поддержки бизнеса. Так уж завелось, что их меряют пакетами, так вот, это был третий пакет. И одна из инициатив заключалась в предоставлении бизнесу из пострадавших сфер экономики возможности взять льготный кредит по ставке 2% годовых. И самое неожиданное — президент пообещал, что в случае сохранения сотрудников, кредит вместе с процентами будет списан. Несколько дней назад вышло Постановление Правительства, прочитав которое, в общих чертах можно понять, что ожидает тех, кто решит воспользоваться этой льготой. У себя на YouTube канале мы уже выпустили подробный обзор этого льготного кредита. Спешим поделиться нашим новым видео.

      Что это за постановление?

      Постановление, которое мы анонсировали во вступлении, утверждает правила предоставления субсидий для банков на возмещение недополученных ими доходов по льготному кредиту. Т.е. оказывая услуги предпринимателям по предоставлению этого льготного кредита, банки должны придерживаться определённых правил. И отсылаясь в ходе статьи к какому-то пункту, мы будем иметь в виду именно эти правила, а не само Постановление.

      Кто может рассчитывать на кредит?

      Первое, что бросается в глаза — для получения кредита нет никаких условий по сохранению численности сотрудников. От этого только зависит будет ли кредит вам прощён. А получить его можно даже если вы прямо перед этим провели масштабное сокращение персонала. Кредит предоставляется как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям, но только при наличии сотрудников. Разумеется, чтобы не возникло проблем с получением, вы не должны быть в состоянии банкротства и ваша деятельность не должна быть приостановлена. Эти условия прописаны в пункте 9 Правил.

      Кредит выдаётся только при наличие в выписке определённых ОКВЭД. Это дело привычное, наверное, уже все бухгалтеры выучили наизусть список кодов ОКВЭД, относящихся к пострадавшим сферам экономики. Но тут-то нас и поджидает сюрприз. Помимо привычного всем списка, утверждённого постановлением 434, в Правилах имеется свой список видов деятельности, представители которых тоже могут претендовать на получение кредита (Приложение № 2). В нём собрано 25 производственных кодов и один код для издания книг. Ниже представлен объединённый список всех ОКВЭД, с которыми можно получить кредит.

      Аналогично беспроцентному кредиту, который уже вовсю получают предприниматели по всей стране, кредит под два процента положен малым и микропредприятиям при наличии у них какого-то кода из списка выше в качестве основного или дополнительного, а вот у всех остальных считается только основной ОКВЭД. Это прописано в пункте 10 Правил.

      Социально-ориентированные НКО, которым оказывается поддержка в связи с коронавирусом и включённые в соответствующий реестр, могут не смотреть на свои виды деятельности, им кредит положен по умолчанию.

      Сколько денег дадут?

      Максимальная сумма кредита считается как произведение расчётного размера оплаты труда, количества сотрудников на 1 июня 2020 года и количество месяцев с момента заключения кредитного договора до 1 декабря. Любознательный читатель спросит: «А что такое расчётный размер оплаты труда?». Это произведение МРОТ, увеличенного на 30 процентов, на районный коэффициент и процентную надбавку. А если вы настолько любознательный читатель, что хотите эту информацию перепроверить, то добро пожаловать в пункт 24 Правил. Итоговая формула для расчёта суммы кредита выглядит так:

      МРОТ * 1,3 * Районный коэффициент * Процентная надбавка * Кол-во сотрудников на 01.06.20 * Кол-во месяцев

      Например, предприниматель из Петербурга с 10 сотрудниками, заключивший кредитный договор с 1 июня, может рассчитывать максимально на 946 140 рублей (12 130 руб * 1,3 * 1 * 1 * 10 чел * 6 мес).

      Как выдают деньги?

      Тут всё не так просто. После одобрения кредита банк не сможет перевести всю сумму вам на счёт. Он может это делать ежемесячными платежами не более двойного расчётного размера оплаты труда (что такое расчётный размер оплаты труда смотрите выше). Возвращаясь к нашему примеру с предпринимателем из Петербурга с десятью сотрудниками, то максимальный ежемесячный перевод в рамках такого кредитного договора будет 315 380 (2 * 12 130 руб * 1,3 * 1 * 1 * 10 чел).

      На что можно тратить?

      Господин Мишустин в ходе совещания с Правительством заявил, что этот кредит можно тратить на любые нужды бизнеса, но Правительство рассчитывает, что в первую очередь он пойдёт на зарплату. Формулировка в Правилах, действительно, позволяет тратить деньги на любые необходимые для бизнеса нужды (см. определение термина «возобновление деятельности» в п. 5 Правил), но как всё будет в итоге — посмотрим. Наверняка можно сказать следующее:

      1. Этим кредитом можно будет гасить взятые ранее льготные кредиты, в том числе беспроцентный зарплатный кредит.
      2. С помощью этого кредита можно будет платить зарплату. Только зарплату, про налоги в Правилах ничего не говорится.

      Как гасить кредит?

      А вот это самое интересное. В соответствии с правилами весь срок кредитования делится на 3 периода — базовый период, период наблюдения и период погашения.

      Базовый период. Начинается с даты заключения договора и заканчивается 1 декабря 2020. Договор можно заключить в срок с 1 июня по 1 ноября. Во время базового периода происходит перечисление денег, т.е. формирование основного долга. По окончании этого периода происходит начисление процентов по ставке 2% годовых. Проценты присоединяются к основному долгу (капитализируются, как выразился президент).

      После базового периода есть два варианта развития событий.

      1. Вы не справились с соблюдением необходимых условий для прощения хоть какой-то части кредита, а именно, количество ваших сотрудников на конец какого-то месяца базового периода было менее 80 процентов от количества сотрудников 1 июня 2020 или в отношении вас по состоянию на 25 ноября введена процедура банкротства (или ваша деятельность была приостановлена). В этом случае для вас начинается период погашения. Весь долг, образовавшийся за базовый период (включая проценты) необходимо погасить тремя равными долями в срок до 28 декабря, 28 января и 1 марта. На этот период банк устанавливает свою процентную ставку по кредиту, это будет далеко не два процента.

      2. По итогам базового периода вы выдержали все условия (сотрудники не уменьшились, вы продолжаете работать). В этом случае вы переходите в период наблюдения.

      Период наблюдения. Начинается с 1 декабря 2020 года и заканчивается 1 апреля 2021 года. В этот период банк никаких денег вам не переводит, но и вы свой долг не возвращаете. За вами просто наблюдают. 1 апреля, когда этот период закончится, банк ещё раз начислит свои проценты по ставке 2% годовых. Причём он будет начислять их на весь долг (с учётом начисленных ранее процентов). И после этого решается ваша судьба. Тут уже три варианта развития событий:

      • Вам прощают кредит полностью (включая проценты).
      • Вам прощают только половину кредита (включая проценты).
      • Вам ничего не прощают.

      Чтобы получить полное списание задолженности, в периоде наблюдения необходимо выполнить следующие условия:

      1. На дату завершения периода наблюдения (1 апреля 2021 года) в отношении вас не введена процедура банкротства и ваша деятельность не приостановлена.
      2. Средняя зарплата, выплачиваемая сотрудникам в период наблюдения, не меньше МРОТ. Эту информацию банки будут определять с помощью специального электронного сервиса, который разрабатывают в ФНС.
      3. В течение периода наблюдения на конец каждого месяца численность сотрудников была не ниже 80% от численности на 1 июня 2020.
      4. Отношение численности сотрудников по состоянию на 1 марта 2021 года к численности сотрудников по состоянию на 1 июня 2020 года не менее 0,9

      Для списания половины долга, нужно выполнить те же самые условия кроме последнего, оно тут полегче. Достаточно чтобы отношение количества сотрудников на 1 марта 2021 к количеству на 1 июня 2020 было не ниже 0,8.

      Мы обратили внимание, что в правилах уровень сохранения занятости, который нужно поддерживать на конец каждого месяца, дан в процентах, а условие списание долга — в долях. Нам это показалось интересным, но делать какие-то выводы не рискнём.

      Несколько предостережений

      Во-первых, бюджет на эту программу ограничен и если желающих окажется слишком много, то вы можете не успеть в ней поучаствовать, поэтому советую как можно быстрее принять решение и не терять время, если всё-таки надумаете сюда влезть.

      Второе предупреждение — даже если вы абсолютно уверены, что подходите под все условия для полного списания долга по кредиту, то всё равно будьте готовы его гасить своими деньгами, лучше в итоге получить приятный сюрприз, чем неожиданные траты.

      Третье — ответственно подходите к выбору банка для получения этого кредита, если он нарушит какие-то условия Правительства, то ваш льготный кредит превратится в самый обычный.

      Четвертое — внимательно читайте кредитный договор, в нём должно быть прописано, что кредит выдаётся на возобновление деятельности, а срок окончания должен быть 30 июня. При нарушении этих условий у банка могут возникнуть проблемы с получением компенсации от государства, а вы, соответственно, будете должны вернуть этот кредит по рыночным условиям (см. определение «кредитный договор» в п. 5 Правил).

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: