Коммерческий суд это 1864

Обновлено: 24.04.2024

КОММЕРЧЕСКИЕ СУДЫ КОММЕРЧЕСКИЕ СУДЫ - специальные судебные органы для рассмотрения дел по торговым вопросам. В России появились в начале XIX в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во Франции. Количество К.с. на протяжении XIX в. увеличивалось, но к началу XX в. их осталось только четыре - в Москве, Петербурге, Харькове и Одессе. Ликвидированы в 1917 г.

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КОММЕРЧЕСКИЕ СУДЫ" в других словарях:

Коммерческие суды — особые суды для разбирательства торговых споров, вошедшие в обычай с давних пор; указания на их существование встречаются еще у древних; настоящее же развитие свое они получили со средних веков. Этому способствовали отчасти склонность того… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

коммерческие суды — специальные судебные органы для рассмотрения дел по торговым вопросам. В России появились в начале XIX в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во … Большой юридический словарь

СУДЫ КОММЕРЧЕСКИЕ — см. Коммерческие суды … Юридический словарь

Суды коммерческие — см. Коммерческие суды … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

суды коммерческие — см. коммерческие суды … Большой юридический словарь

суды торговые — в ряде государств (например, во Франции, Бельгии, Австрии) суды, разрешающие коммерческие споры. См. также Торговое право. * * * СУДЫ ТОРГОВЫЕ СУДЫ ТОРГОВЫЕ, в ряде государств (напр., во Франции, Бельгии, Австрии) суды, разрешающие коммерческие… … Энциклопедический словарь

СУДЫ ТОРГОВЫЕ — (коммерческие) в ряде государств (напр., во Франции, Бельгии, Австрии) суды, разрешающие коммерческие споры … Юридический словарь

суды торговые — (коммерческие) в ряде государств (напр., во Франции, Бельгии, Австрии) суды, разрешающие коммерческие споры … Большой юридический словарь

СУДЫ ТОРГОВЫЕ — в ряде государств (напр., во Франции, Бельгии, Австрии) суды, разрешающие коммерческие споры. См. также Торговое право … Большой Энциклопедический словарь

СУДЫ ТОРГОВЫЕ (коммерческие) — в ряде государств (напр., во Франции, Бельгии, Австрии) суды, разрешающие коммерческие споры … Юридический словарь

Суд отказал в признании права собственности на аптечный павильон, возведенный с нарушением Градостроительного кодекса РФ.

08.07.2022

Верховный Суд РФ разъяснил: Лесной кодекс не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.

08.07.2022

Размещение интернет-провайдером кабельных сетей на общедомовом имуществе с разрешения управляющей компании не нарушает права собственников.

Первые шаги коммерческого правосудия в России

Современная система арбитражных судов сформировалась не сразу, а прошла долгий исторический путь от особых судов для торгового сословия до системы коммерческих судов, учреждённых Указом Николая I в 1832 году, – предшественников существующих сегодня арбитражных судов.

Истоки коммерческого суда восходят к XII веку – в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича упоминались «особые суды для торгового сословия».

В 1667 году по Ново-Торговому Уставу в России были учреждены особые таможенные суды, состоявшие «из лучших торговых людей».

Особую роль в становлении судебной системы сыграл Пётр I, создавший в 1699 году Бурмистрскую палату, в 1711 году – Сенат, являвшийся высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, в 1717 году – Коммерц-коллегию, ведающую торговыми и вексельными делами.

В период правления Екатерины II произошло значительное расширение компетенции торговых (таможенных) судов, которые рассматривали дела в упрощенном устном порядке.

Начало создания коммерческих судов в их современном понимании относится к 1808 году, когда был учреждён коммерческий суд в Одессе.

В.С. Балуха. Два века истории хозяйственного правосудия в Украине

В.С. Балуха. Два века истории хозяйственного правосудия в Украине, 2008

Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.).

Первое дело в Архангельский коммерческий суд поступило на рассмотрение 2 августа 1821 г., и уже 4 августа ответчик давал свои объяснения в суде и просил дать время для представления документов и выверки расчётов, а 18 августа дело завершилось «примирением сторон». 16 августа поступило, а 24 августа закончено было мировым соглашением дело между шенкурским купцом Иваном Подосёновым и великоустюжским купеческим сыном Варламом Бочкарёвым. Тогда же решено миром дело купцов Синцова с Сухановым. Только 10 сентября иск Прокопия Саблина к Фёдору Ермолову о взыскании денег за поставленную патоку и убытков на сумму 2350 рублей был рассмотрен судом в пользу истца. Впоследствии разрешение дел мировыми сделками стало одной из наиболее существенных особенностей рассмотрения дел в коммерческих судах.

по материалам книги "Экономическое правосудие. Россия, Вятка, Киров". - Киров, 2012

Общее положение об учреждении коммерческих судов в России опубликовано 14 мая 1832 года, после чего коммерческие суды открываются в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.).

Сфера деятельности судов распространялась только на тот город или уезд, в котором они были созданы. В их состав суда входили председатель, члены, назначенные правительством, и выборные от предпринимателей. Председатель и члены от правительства пребывали в своем звании бессрочно; кандидатуры от деловых кругов утверждались на 6 лет. Суды имели канцелярии с деловой отчетностью, а для исполнения решений – присяжных приставов и служителей. При них имелась также особая адвокатура – присяжные стряпчие, а для дел о торговой несостоятельности – присяжные попечители. Заседания проходили публично, в соревновательной форме и в 3 видах: обыкновенном (в ходе словесного разбирательства), особом (в ходе письменного разбирательства) и чрезвычайном (при внеочередных заседаниях).

В первое время административные органы имели большое влияние на коммерческие суды, поскольку в затруднительных случаях они, как правило, сами обращались в канцелярию генерал-губернатора. Коммерческие суды были уникальными учреждениями, главной их особенностью и достоинством являлось то, что процесс в этих судах строился на основе принципа состязательности, что значительно ускоряло сроки рассмотрения дел. В общегражданских судах в это время господствовал следственный процесс, а состязательный стал применяться только после судебной реформы 1864 г.

по материалам книги "Экономическое правосудие. Россия, Вятка, Киров". - Киров, 2012

Судебная реформа 1864 года значительно изменила судебную систему, упорядочив её и установив принцип двух инстанций. Первой инстанцией были мировые и окружные суды. Второй – апелляционные суды. Апелляционной инстанцией для мировых судов являлся Мировой Съезд, для окружных судов – Судебные Палаты. Решения суда второй инстанции были окончательными и подлежали немедленному исполнению.

В качестве чрезвычайного порядка обжалования допускалось кассационное обжалование вступивших в законную силу решений в Гражданский кассационный департамент Сената – единый кассационный суд на всё государство.

Учрежденная в 1871 году комиссия по реорганизации специальных судов выступила на защиту коммерческих судов и даже выработала проект устава торгового судопроизводства. Несмотря на то, что купечество отстаивало необходимость коммерческих судов, под влиянием судебных учреждений были закрыты коммерческие суды в Новочеркасске (1867), в Тифлисе (1878), в Архангельске (1896), в Кишиневе, Керчи и Таганроге (1898).

Торговые ряды. Гостиница

Торговые ряды. Гостиница "Троицкая" В.Е. Федосова. Открытки XIX-XX вв. и фотодокументы из фондов Архангельского областного краеведческого музея.


Рыбная пристань. Поморские суда. Открытки XIX-XX вв. и фотодокументы из фондов Архангельского областного краеведческого музея.

Оставшиеся коммерческие в С.-Петербурге, Москве, Одессе и Варшаве действовали вплоть до 1917 года и были упразднены Декретом Советской власти о суде № 1.

Споры в коммерческих судах рассматривались на основе Устава гражданского судопроизводства, принятого 20 ноября 1864 года.

Согласно статье 28 Устава в тех местностях, на которые не распространялось ведомство коммерческих (арбитражных) судов, спорные дела, относящиеся к торговой подсудности, разрешались общими гражданскими судами.

Судебная реформа Александра II: «Да правда и милость царствуют в судах»

В 1864 году произошла комплексная реформа судоустройства и судопроизводства. Она не только полностью изменила судебную систему Российской империи, водворив в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», но и сформировала институты, которыми мы пользуемся сегодня: адвокатуру, нотариат, суд присяжных.

До реформы

Вплоть до середины XIX века судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный. Эти суды были зависимы от административных учреждений и часто затягивали рассмотрение дел на целые десятилетия. Ситуацию осложняло огромное количество правил и исключений из них. Подозреваемых стращали и истязали, чтобы добиться признания вины. Сам суд проходил в их отсутствие, значение имели только документы по делу. Защитников не существовало, а подсудимые почти всегда были лишены возможности обжаловать приговор.

Государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский понимал, что нужно менять судебную систему, но ему удалось лишь провести министерскую реформу и преобразовать коллегии в восемь министерств. Ими управлял министр, ответственный перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному Министерству юстиции (Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 года).

Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.

18 февраля 1855 года на престол взошел Александр II. Спустя год, после прекращения Русско-турецкой (Крымской) войны, Александр II объявил: «Да правда и милость царствуют в судах». Чтобы этого добиться, в 1861 году был создан специальный Совет (разрабатывал текст законопроектов) и Государственная канцелярия (редактировала их и утверждала). В 1862 году появился первый проект реформы, а в 1864 году совет представил Судебные уставы, которые впоследствии и были приняты.

Реформа

20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».

Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года


Фото из книги «Россия. Законы и постановления» (источник – Президентская библиотека)

В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.

Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей. О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору. Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.

В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы. Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли. Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.

Особо тяжкие уголовные дела рассматривали присяжные заседатели, которые выносили вердикт путем тайного голосования. Коллегия присяжных утверждалась губернатором с учетом оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), благосостояния (в собственности должно быть имущество на сумму не менее 2000 руб.).

Судебные уставы 1864 года также вводили нотариат и службу судебных приставов. Нотариусы рассматривали документы и устанавливали их подлинность, а старшие нотариусы вели крепостные книги – реестры сделок с недвижимостью. Нотариусы служили при окружных судах, однако могли иметь и свой собственный офис. Их зарплата состояла из вознаграждений от клиентов по тарифу. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Приставы при вступлении в должность вносили залог и вступали в самоуправляемые корпорации, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий своих членов.

Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной – гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. В качестве общей третьей инстанции функционировали кассационные департаменты сената. Также действовала Судебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками, в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов. Следствие по политическим делам вела жандармерия, а рассматривало Особое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушал Верховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог только сенат и Военный суд. Император оставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.

Первый суд, созданный по новым правилам, открылся в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовал министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году заработали суды в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период займет четыре года, в действительности процесс распространения новой судебной системы затянулся почти на четверть века.

После реформы

В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.

Тем не менее судебная реформа Александра II стала одним из лучших радикальных, демократических и последовательных преобразований в России. После нее судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро и качественно, исчезла путаница и волокита. Как замечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря реформе на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство. «Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, до сих пор в существенной мере пользуемся плодами этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы», – отметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.

В материале использована книга А. А. Корнилова «Курс русской истории XIX века», статья Г. А. Филонова и В. С. Черных «Судебная реформа Александра II», а также сведения из других открытых источников.


В статье раскрывается момент зарождения судопроизводства с участием мировых судов в Российской империи. Рассматривается выборность судей, а также их компетенция.

Ключевые слова: суд, мировые суды, мировые судьи, мировая юстиция.

The article reveals the moment of the origin of judicial proceedings with the participation of Magistrate's courts in the Russian Empire. The electability of judges, as well as their competence, is considered.

Keywords: court, Magistrate's courts, justices of the peace, world justice.

До середины XIX века судебная система в Российской империи строилась в соответствии с «Учреждением о губерниях», которое было издано аж 1775 году [1].

Именно в этом акте мы могли видеть разделение судов на 3 уровня: уездные, губернские и общегосударственные. Суды в это время были сильно зависимы от административных учреждений, а также рассмотрение дел часто могло затягиваться на долгие годы.

Однако, в 1864 году была проведена комплексная реформа, благодаря которой произошла трансформация судебной власти. В результате данной реформы суды получили независимость от административных учреждений.

Помимо этого, граждане стали равными перед судебной властью, то есть теперь все сословия стали равны перед судом, физические лица получили одинаковые процессуальные права, а также процессуальную независимость [2].

В частности, в соответствии с этой реформой было создано две ветви судов, а также по две инстанции в каждом суде: мировые суды и мировые съезды, окружные суды и окружные съезды.

Мировая юстиция представляла собой достаточно приближенную к гражданам, обособленную замкнутую систему.

Мировые суды рассматривали только незначительный дела уголовной или гражданской направленности (уголовные — до года лишения свободы, а по гражданским делам сумма иска не должна была превышать пятьсот рублей).

Должность мирового судьи считалась очень сложной и общественно значимой. Мировые судьи имели собственный отличительный знак, а именно судья носил золотую цепь с изображением закона, ее судья получал при возложении на себя служебных обязанностей.

Избирались мировые судьи на свой пост уездным земским собранием сроком на три года [5], а в Москве и Петербурге мировые судьи избирались в городских думах также сроком на 3 года. К судьям предъявлялись следующе требования, лицо должно было [3]:

– достигнуть 25 летнего возраста;

– иметь высшее или среднее образование и/или стаж работы не менее 3 лет по судебному ведомству;

– во владении участок земли не менее 400 десятин с недвижимостью, которая бы оценивалась в 6 тыс., рублей (для взимания налога);

– лицо не должно было иметь задолженностей, а также не находиться под следствием.

Списки претендентов на должность судей составлялись местным предводителем дворянства, а утверждались Сенатом.

Судьи делились на два вида:

  1. участковый мировой судья;
  2. почетные мировые судьи.

Так участковые судьи получали содержание, а также они имели особое ограничение — участковые мировые судьи не имели право на совмещения своей должности ни с какой другой государственной или общественной службой.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей. Данный вид мировых судей имел право по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривать подсудные им дела.

Почетные мировые судьи избирались в схожем порядке, однако в отличие от участковых судей жалование они не получали. Это было связано с тем. Что эти лица исполняли свои обязанности исключительно в случае крайней необходимости. Также почетные судьи могли иметь совмещение своей должностью с государственной или общественной службой [4].

В соответствии с Судебными уставами судей не имели право уволить с должности в административном порядке, а также не могли временно отстранить от должности.

В то время судью могли лишить этой должности (до окончания 3 летнего срока) только в случае совершения судьей уголовного преступления.

Также для увольнения или отстранения судьи сам суд должен был вынести решение об освобождении их от занимаемой должности.

Были введены две судебные инстанции мировой юстиции:

  1. апелляционная инстанция;
  2. кассационная инстанция.

Апелляционной инстанцией для мировых судов считался съезд мировых судей. Данный съезд имел право создавать отделения в составе 3 мировых судей для рассмотрения апелляционных дел.

К компетенции председателя съезда мировых судей, избиравшегося мировыми судьями округа на 3-летний срок, относились:

– созыв общего собрания судей;

– распределение апелляционных дел между отделениями;

– представление докладов судьям.

Кассационной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей.

С целью создать звено судебной системы, которое было бы максимально доступным для народа, в мировых судах был предусмотрен упрощенный характер процедуры, то есть в этом судебном звене все формальности были сведены к минимуму.

Так в производстве по гражданским делам к мировому суду можно было обратиться без уплаты государственной платы, а также не требовалось употребления гербовой бумаги. Все решения мирового суда должны были записываться в Книгу.

В производстве по уголовным делам инициатива в возбуждении дела, а также в вызове свидетелей, представлении доказательств чаще всего принадлежала заинтересованному лицу, но иногда и полиции. Протокол судебного заседания велся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он обязательно заносился в протокол.

Мировые суды в таком виде просуществовали целых 25 лет, позднее мировые суды были упразднены. Только в некоторых местах они были сохранены (в столице, а также крупных городах).

В остальных городах были введены новые суды — городские суды. А в уездах судебная власть перешла к земским начальникам.

Таким образом, мы видим, что мировой суд того времени достаточно успешно обеспечивал доступность, простоту судопроизводства (это следует из того, что данная система применялась достаточно долгое время). Мировые суды представляли демократический институт того времени, который смог обеспечить более или менее справедливое производство по отдельным категориям дел, входящих в их компетенцию.

Основные термины (генерируются автоматически): судья, мировой, суд, дело, мировой суд, судебная власть, апелляционная инстанция, кассационная инстанция, мировая юстиция, Российская империя.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

В 60-70 годах XIX века был проведен ряд реформ: крестьянская, военная, городская, земская, судебная. Все реформы были вызваны назревшей необходимостью, которая осознавалась уже и «верхами», то есть господствующей властью.

Судебная система государства находилась в особенно плачевном состоянии: суд действовал на законодательстве Петра I, Екатерины II и даже в отдельных случаях на Соборном уложении 1649 г.

Дореформенный суд был сильно устаревшим, он делился на множество судебных органов: суды для крестьян, горожан, дворян, коммерческий суд, совестный, межевой и др. суды. Кроме того, губернские правления, органы полиции и др. также выполняли судебные функции.

Дореформенный суд отличался взяточничеством, низкой юридической грамотностью судей, ограниченностью (суды решали дела, рассматривая лишь письменные материалы следствия).

Подготовка судебной реформы шла более 10 лет. Еще в 1861 г. Государственному совету представили более десятка законопроектов с предложениями изменений судебной системы, а в 1862 г. в суды был разослан проект преобразований, который был создан комиссией, которую возглавлял статс-секретарь Госсовета С.И. Зарудный.

Проект состоял из трех частей: судоустройство, гражданское и уголовное судопроизводство. Что нового было в этом проекте?

Бессословность.
Отмена системы формальных доказательств.
Отделение суда от администрации.
Установление состязательности, гласности.
Отделение судебной власти от обвинительной.
Введение института присяжных заседателей и адвокатуры.

20 ноября 1864 г. император утверждает четыре закона:


Учреждение судебных установлений.
Устав уголовного судопроизводства.
Устав гражданского судопроизводства.
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Согласно этим уставам, создавались две судебные системы: местные (волостные, мировые суды, мировые судьи и их съезды) и общие (окружные, создаваемые для нескольких уездов), судебные палаты по уголовным и гражданским делам, которые распространяли свою деятельность на несколько губерний, кассационные (по уголовным и гражданским делам) департаменты Сената.

Но в духовной, военной, коммерческой, крестьянской сфере действовали свои юрисдикции.

Мировые судьи. Они избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Мировой округ состоял из уезда и входящих в него городов. Он делился на мировые участки с деятельностью в них мировых судей. Съезды мировых судей были обязаны рассматривать кассационные жалобы и протесты и окончательно решать дела, которые начали участковые мировые судьи.

Деятельность мировых судей

Им были подсудны дела “О менее важных преступлениях и проступках” с санкциями: кратковременный арест (до 3 месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей.

В гражданско-правовой сфере на них возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение.
Окружные суды учреждались на несколько уездов. Состояли из председателя суда и членов суда.

Суд присяжных заседателей

На их суд предлагались дела “о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.”

Присяжным заседателем могли стать лица в возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом осёдлости (2 года). Не могли быть присяжными заседателями священники, профессиональные юристы, учителя, военные, наемные рабочие и прислуга.

Институт следователей

Он учреждался при окружных судах, следователи должны были под надзором прокуратуры вести предварительное расследование преступлений на участках, которые были закреплены за ними.

Важное в реформе: она отделила предварительное следствие от судебного расследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).


Здание судебных установлений

Судебные палаты

На них возлагались дела по жалобам (протестам) на приговоры окружного суда, дела о государственных и должностных преступлениях по 1-ой инстанции. Дела рассматривались при участии:

губернского и уездного предводителей дворянства;
городского головы губернского города;
волостного старшины.

Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей. Они могли заново рассматривать уже решённое дело.

Кассационные департаменты Сената

Они рассматривали жалобы и протесты на нарушение законов, просьбы о пересмотре приговоров (по вновь открывшимся обстоятельствам), вошедших в законную силу, дела о служебных преступлениях.

Через несколько лет, в 1872 г., было учреждено также особое присутствие Сената, которое рассматривало политические дела особой важности. Политические процессы 1870-х годов показали, что суд перестал служить опорой существующего в России строя. Особенно ясно это проявилось в оправдании Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Суд присяжных полностью оправдал Засулич. Поэтому последовала серия законодательных актов, которая изменяла Уставы 1864 г.

Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России. Они могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением порядка.
Кроме того, был создан новый институт – адвокатура. Руководящим органом коллегии адвокатов являлся Совет присяжных поверенных.

Система нотариальных контор

Она создавалась для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг. Система учреждалась в губернских и уездных городах.

Значение судебной реформы

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и прогрессивной.

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение-защита);
  • Учреждение адвокатуры (присяжных поверенных);
  • Учреждение института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Создание системы быстрых и бесплатных мировых судов.

Как видим, судебная реформа была значительным и прогрессивным шагом.


Судебная система России по реформе 1864 г.

Но у нее были недостатки и ограничения, связанные с

-компетенцией суда присяжных;
-особым порядком предания суду должностных лиц;
-относительной (а не полной) независимостью судей от администрации (министр юстиции назначал судей по своему усмотрению);
-сохранением сословных судов (для крестьян, духовенства, высших чиновников и военных).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: