Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи лицу при добровольном отказе от преступления

Обновлено: 19.04.2024

Статья 6. Полномочия адвоката

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также - соглашение) для вступления адвоката в дело.

3. Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4. Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6) отказаться от принятой на себя защиты.

5. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

Добровольность, которая означает, что лицо сознательно, по собственной воле прекращает начатое преступление независимо от мотивов такого прекращения.

Окончательность, которая означает отказ от продолжения начатого преступления навсегда, а не на некоторое время. Если лицо лишь приостанавливает продолжение совершения преступления по каким-либо соображениям, чтобы через некоторое время довести его до конца, то такой перерыв нельзя признать добровольным отказом.

Особенности добровольного отказа соучастников определены в ч. 4 и 5 ст. 31 УК РФ. В зависимости от роли (вида) соучастников данный вопрос решается по-разному. Главным условием их освобождения от уголовной ответственности в этих случаях является то, что добровольный отказ соучастников должен быть активным и направленным на пресечение начатой совместной преступной деятельности. В частности, организатор и подстрекатель не подлежат уголовной ответственности, если они, во-первых, своевременно сообщили о начатом преступлении органам власти или предприняли иные меры, в результате чего, во-вторых, предотвратили его доведение до конца исполнителем. Если же им не удалось предотвратить преступление, то предпринятые меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания.

Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления, причем как в том случае, когда преступление было предотвращено, так и в том, когда, несмотря на его усилия, исполнитель все же совершил преступление.

Лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления либо предметы, добытые преступным путем, приобрести или сбыть такие предметы (физическое пособничество), не подлежит освобождению от уголовной ответственности, если откажется выполнить свое обещание после совершенного исполнителем преступления. В этом случае речь может идти только о деятельном раскаянии.

При оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи лицу при добровольном отказе от преступления адвокат должен учитывать, что согласно ст. 31 УК РФ лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.

Как купить материалы для подготовки: ответы на тест, теорию и задачи за 2490 рублей?

1. Нажмите на кнопку "Перевести";
2. Заполните необходимые поля;
3. При возврате в магазин сервис автоматически перенаправит Вас на страницу для скачивания материалов (теорию, задачи, тест) и на всякий случай отправит Вам материалы на указанный адрес электронной почты.

Потерпевший — это лицо, которому преступлением непосредственно причинен моральный, физический или имущественный вред. Гражданин с момента признания его потерпевшим вправе иметь представителя, в том числе и адвоката. Представитель потерпевшего пользуется теми же правами, что и потерпевший (кроме права давать показания), и может действовать в уголовном процессе как наряду с потерпевшим, так и заменяя его.

Юридическая помощь потерпевшему оказывается в соответствии с Законом об адвокатуре и УПК РФ. Помощь адвоката при возбуждении уголовного дела: Адвокат помогает зафиксировать следы преступления, собрать необходимую документацию, установить и опросить очевидцев преступления, подготовить заявление о преступлении и принести его в соответствующие правоохранительные органы.

При проведении доследственной проверки поданного заявления, адвокат представляет интересы клиента (как физ., так и юр. лица) взаимодействует с представителями правопорядка, оказывая им содействие в выявлении неправомерных действий и привлечении виновного к уголовной ответственности.

Защита потерпевшего на предварительном следствии: Профессиональная помощь адвоката начинается с предъявления органу следствия заявления о признании потерпевшей стороной и о наделении процессуальными полномочиями. На стадии следствия адвокат может: самостоятельно давать показания от имени потерпевшей стороны, заявлять ходатайства о проведении следственных действий в целях дополнительной фиксации вины обвиняемого и процессуальной фиксации причиненного ущерба, принимать участие в осуществлении следственных действий, знакомиться с материалами уголовного дела и делать с него копии, в том числе для информирования своего доверителя, опротестовывать неправомерные действия должностных лиц, добиваться правильной квалификации действий виновного.

Защита интересов потерпевшего в суде: Участие адвоката потерпевшего в стадии судебного разбирательства предполагает представление суду доказательств по делу, выступление в судебных прениях с защитительной речью, предъявление исков и взыскание компенсаций с виновного, оспаривание судебного решения в случае несогласия с ним.

Представление адвокатом интересов частного обвинителя: осуществляют помощь в сборе доказательств по уголовному делу и их представлению в суд, обосновывают позицию по делу и осуществляют подготовку необходимых процессуальных документов, выступают с обвинительной речью, заявляют исковые требования о возмещении причиненного ущерба, в случае необходимости процессуально оспаривают решение суда по уголовному делу.

Как купить материалы для подготовки: ответы на тест, теорию и задачи за 2490 рублей?

1. Нажмите на кнопку "Перевести";
2. Заполните необходимые поля;
3. При возврате в магазин сервис автоматически перенаправит Вас на страницу для скачивания материалов (теорию, задачи, тест) и на всякий случай отправит Вам материалы на указанный адрес электронной почты.

Защищая лицо, обвиняемое в приготовлении к преступлению или в покушении на преступление, адвокат должен учитывать вышеизложенные положения, принимая все меры, предусмотренные законодательством, для недопущения ошибок следствия и суда при оценке неоконченного преступления, либо переквалификации неоконченного преступления на более тяжкое или на оконченное.

Следственная практика изобилует примерами, когда действия обвиняемого вместо приготовления к преступлению ошибочно квалифицируются как покушение на преступление либо одновременно по обоим видам неоконченного преступления. Также немало случаев, когда суды "забывают", что приготовление возможно только по тяжким и особо тяжким преступлениям. Исправлять ошибки приходится вышестоящим судебным инстанциям*(81).

Как отмечалось выше, приготовление к преступлению влечет уголовную ответственность, только когда приготовительные действия направлены на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. Логика законодателя здесь понятна: преступления небольшой и средней тяжести не представляют серьезной общественной опасности, к тому же приготовительных действий для их совершения, как правило, не требуется. Но даже если предварительная подготовка осуществляется, действия виновного не всегда выходят за рамки закона. Несмотря на то, что закон предписывает учитывать степень тяжести содеянного при квалификации действий виновных как приготовления к преступлению, на практике это правило соблюдается не всегда*(82).

Еще одна ошибка имеет место при переквалификации деяния судом. На практике встречаются случаи, когда суды в нарушение норм УПК РФ оценивают содеянное подсудимым как покушение на преступление, в то время как органы предварительного расследования вменяли ему в вину приготовление к менее тяжкому преступлению.

В практике встречаются и случаи, когда органы предварительного расследования ошибочно допускают двойную квалификацию действий лица (одновременно приготовление и покушение). Между тем действия виновного лица в отношении одного и того же объекта преступного посягательства, направленные на достижение единого результата и совершенные с теми же целями и мотивами, образуют единое преступление. Соответственно, деяния, предшествовавшие оконченному преступлению, не требуют дополнительной квалификации, на что неоднократно указывал Верховный Суд РФ.

Чтобы убедить следствие или суд в необходимости прекращения уголовного преследования лица за приготовление к преступлению или в необходимости переквалификации его действий (для смягчения наказания), необходимо привести доводы в пользу того, что лицо не намеревалось совершать преступление. Например, приобретало и использовало какие-либо предметы для возможной самообороны, использовало вещества или те же предметы в личных целях, для бытовых нужд или для личного употребления.

В делах о получении взятки грань между покушением и приготовлением к преступлению достаточно сложно провести. Между тем для защиты такое разграничение имеет существенное значение, поскольку речь идет о размере санкций, грозящих подзащитному.

Следует заметить, что следствие, как правило, неохотно смягчает первоначально предъявленное обвинение. Защита, в свою очередь, как правило, "приберегает" некоторые доводы и доказательства, предполагая, что суд более взвешенно подходит к вопросу о переквалификации. Как показывает практика, это предположение обычно оправдано: суды гораздо чаще (чем следователи) удовлетворяют ходатайства о переквалификации, заявляемые в судебном разбирательстве в вышестоящих инстанциях.

Оконченное преступление. Установление момента его окончания. Добровольный отказ от преступления: понятие, признаки, значение, особенности отказа на разных стадиях и при соучастии. Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи лицу при добровольном отказе от преступления

Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ч. 1 ст. 29 УК РФ). Момент окончания преступления различный в зависимости от конструкции состава преступления. Среди таких типов выделены усеченные, формальные и материальные составы.

Усеченный состав преступления: учитывая повышенную общественную опасность содеянного, момент юридического окончания преступления передвигается на более ранний период. Например, установлена уголовная ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ).

Формальный состав не включает в число объективных признаков преступное последствие. Уголовно наказуемым в нем является само преступное деяние. С его совершением связано и окончание посягательства.

Материальный состав помимо действия (бездействия) включает в число обязательной составной части объективной стороны наступление преступного последствия. С ним связан и момент окончания преступления (например, убийство, посягательства на собственность и др.).

Согласно ч. 1 ст. 31 УК РФ добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.

Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца (ч. 2 ст. 31 УК РФ).

Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления (ч. 3 ст. 31 УК РФ).

Вопрос добровольного отказа при соучастии в зависимости от роли (вида) соучастников решается по-разному. Главным условием их освобождения от уголовной ответственности в этих случаях является то, что добровольный отказ соучастников должен быть активным и направленным на пресечение начатой совместной преступной деятельности.

Оказывая квалифицированную юридическую помощь лицу при добровольном отказе от преступления, адвокат должен учитывать вышеизложенные положения, осуществлять сбор доказательств и стараться выстраивать позицию защиты таким образом, чтобы всеми доводами и доказательствами однозначно подтверждались признаки добровольного отказа от преступления, предусмотренные УК РФ, влекущие освобождение от уголовной ответственности либо позволяющие смягчить наказание (в зависимости от конкретной ситуации).

Предметом регулирования КАС является порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном КАС рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Суды в порядке, предусмотренном КАС, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

Положения КАС не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

. Задачи административного судопроизводства:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Административная процессуальная правосубъктность:

1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно КАС и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

9. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Оконченное преступление. Установление момента его окончания. Добровольный отказ от преступления: понятие, признаки, значение, особенности отказа на разных стадиях и при соучастии. Оказание адвокатом квалифицированной юридической помощи лицу при добровольном отказе от преступления.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 УК РФ преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Окончание преступления имеет следующее значение: за совершение оконченного преступления лицо несет уголовную ответственность согласно санкции Особенной части УК РФ; исключается возможность применения нормы о добровольном отказе; оконченное преступление связано с институтом соучастия в преступлении. Лицо может быть признано соучастником при включении в процесс совершения преступления до его окончания.

Определение момента окончания преступления зависит от законодательной конструкции его состава. Для преступлений с материальным составом такой момент – наступление общественно опасных последствий согласно Особенной части УК РФ (смерть, иные тяжкие последствия и т.д.). Для преступлений с формальным составом моментом их окончания является совершенное в полном объеме деяние согласно норме Особенной части УК РФ. Установление последствий в таких случаях не требуется. В отношении преступлений с усеченным составом с учетом их особой опасности момент окончания переносится на ранние этапы преступной деятельности. Например, бандитизм (ст. 209 УК РФ) считается оконченным с момента создания банды.

В теории уголовного права выделяются юридическое и фактическое окончание преступления. Например, если лицо начало незаконно хранить оружие в 2014 году, а изъято оно в 2015 году, юридически оконченным такое преступление считается с 2014 года, а фактически оконченным – с момента его изъятия, то есть с 2015 года. С этого же года исчисляются сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 31 УК РФ добровольным отказом от совершения преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца. В ч. 2 этой статьи говорится о том, что лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца. Следовательно, добровольный отказ включает следующие обязательные элементы: добровольность, окончательность, наличие возможности доведения преступления до конца.

В отношении этапов совершения преступления необходимо отметить, что добровольный отказ возможен как на стадии создания условий для совершения преступлений, так и на стадии неоконченного преступления, когда лицо не выполнило всех действий, которые считало необходимыми совершить для доведения преступления до конца. Для признания добровольного отказа в таких случаях лицу достаточно прекратить начатую им преступную деятельность.

Добровольный отказ необходимо отличать от деятельного раскаяния в совершении преступления. Последнее выражается в действиях субъекта преступления после его совершения, то есть тогда, когда добровольный отказ невозможен.

Общие особенности добровольного отказа соучастников состоят в следующем:

- добровольный отказ одного из соучастников не освобождает от ответственности других;

- добровольный отказ возможен лишь в случае, когда исполнитель не довел преступление до конца;

- добровольный отказ каждого соучастника состоит в изъятии его вклада в совместную преступную деятельность.

Добровольный отказ исполнителя возможен при совокупности следующих условий: начатое преступление не доведено до конца, хотя исполнитель осознает такую возможность, отказ является добровольным и окончательным. Если фактически совершенное содержит состав другого преступления, лицо освобождается от уголовной ответственности только за то посягательство, от доведения которого до конца оно отказалось.

Норма о добровольном отказе является одной из поощрительных норм в уголовном законодательстве. Она призвана побудить лицо отступить от уже начатого приготовления либо покушения, не допустить причинение возможного вреда.

4. Задача. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, отказал налоговому инспектору в возможности ознакомления во время налоговой проверки с соглашениями об оказании юридической помощи, заключенными адвокатом с доверителями. Законно ли поступил адвокат?

Ответ: незаконно, он мог отказать только, если запрашиваемые документы содержали сведения, содержащие адвокатскую тайну, сам по себе запрос налогового органа об ознакомлении с соглашениями об оказании юридической помощи не может расцениваться адвокатом как нарушение его прав.

Согласно пункту 3 статьи 18 ФЗ № 63 запрещается истребование от адвокатов, работников адвокатских образований, адвокатских палат и Федеральной палаты адвокатов сведений об оказании юридической помощи по конкретным делам. В соответствии с ч. 5 ст. 6 КПЭА правила сохранения профессиональной тайны распространяется, в том числе, на условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем.

Вместе с тем, подпункт 6 пункта 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление налогоплательщиками - адвокатами и адвокатскими образованиями по требованию налогового органа документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителей. Разрешение же споров о том, содержит ли запрашиваемый у адвоката документ сведения, составляющие адвокатскую тайну, либо он относится к документам, которые связаны с оценкой налоговых последствий сделок, заключаемых адвокатом со своими клиентами, т.е. отражают его собственные доходы и расходы, а потому могут быть подвергнуты проверке в обычном порядке, входит в компетенцию правоприменительных органов и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.

Истребование в целях налогового контроля налоговыми органами от адвокатов и адвокатских образований документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (Определение КС РФ от 17.06.2008 № 451-О-П).

Билет №8

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: