Высший судебный и административный орган возглавляемый генерал прокурором это

Обновлено: 27.04.2024

Пётр I создал два высших государственных органа, которые действовали на протяжении всего 18 века:

1) Сенат, созданный в 1711 году (Правительствующий Сенат). Орган назначался императором, выполнял две основные функции:

А) Высший судебно-административный орган страны (Назначал и смещал судей, толковал законы, обобщал судебную практику).

Б) Координация деятельности коллегий.

При сенате существовало множество вспомогательных учреждений (Фискалитет, который проверял финансовые нарушения, с 1722 года была введена прокуратура, выполняющий надзор за законностью. Возглавлял прокуратуру генерал-прокурор, достаточно быстро он вообще возглавил Сенат. Рекетмейстер – ему подавались жалобы на решения губернских правлений). Екатерина Вторая провела реформу Сената, разбив его на 6 департаментов, а её внук Александр I разбил Сенат уже на 11 департаментов. Когда в начале 19 века коллегии были упразднены, отпала вторая функция Сената. В первой половине 19 века Сенат оставался высшим судебно-административным учреждением страны, получил право ревизии всех государственных органов Российской Империи. За 50 лет сенаторы съездили на 80 ревизий.

2) Святейший Синод. В 1700 году умер очередной патриарх Адриан. В это время Пётр находился под Нарвой и приказал не избирать без него нового патриарха. В 1715 году Пётр I издал указ «О создании всешутейского всепьянейшего собора во главе с патриархом». Шутовским патриархом стал Никита Зотов. В 1721 году патриаршество официально упразднено, создан Святейший Синод, который работал на основании Духовного регламента. Синод состоял из 12 духовных лиц, трое из которых должны были быть иерархами. В 1722 году, при создании прокуратуры, при Святейшем Синоде была введена должность Обер-прокурора. Первым стал Иван Васильевич Балтин. Началась непрерывная война Обер-прокурора и членов Синода. Александр I попытался преобразовать Святейший Синод, создал систему трёх государственных органов:

1) Министерство исповеданий и народного просвещения.

2) Святейший Синод.

3) Департамент духовных дел иностранных исповеданий при министерстве внутренних дел. Но очень быстро министерство было ликвидировано, и Синод вернул своё значение. Долгое время Обер-прокурором Синода был генерал Протасов.

С 18 века сохранялись Сенат и Синод.

В первой половине 19 века дополнительно появились:

1) Комитет министров. Создан в 1802 году вместе с министерствами. В него входили министры и главные управляющие отдельными частями (Например – главное управление почт, главное управление коннозаводства и т.д.). Комитет министров являлся высшим административным учреждением страны.

2) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. Она имела огромное значение, разбита на 6 отделений: собственно канцелярия (Стекались бумаги на имя императора, ведала вопросами государственной гражданской службы), второе отделение занималось систематизацией российского законодательства (Фактически работу возглавлял Михаил Михайлович Сперанский), орган политического сыска и следствия (Вместо преображенского приказа в 18 веке, третье отделение имело свой исполнительный орган – жандармерию), носило имя императрицы Марии Фёдоровны, жены Павла Первого – занималось женскими учебными заведениями и благотворительными учреждениями, пятое отделение разрабатывало проекты управления государственными крестьянами после отмены крепостного права. Последнее отделение разрабатывало проекты управления Кавказом.

3) Государственный совет. В начале 19 века Александр I поручил Сперанскому разработать проект создания в России парламента. По замыслу Сперанского, верхней палатой парламента должен быть стать Госсовет, а нижней – Госдума. Но реально открылся только государственный совет, парламентом он не стал, выполнял только законосовещательную функцию.

4) Временные высшие комитеты. Они создавались для решение какого-то конкретного вопроса, например – Временный высший комитет по постройке Исаакиевского собора.

ПРОКУРАТУРА (от лат. procure - забочусь, управляю), в нек-рых странах спец. гос. орган по надзору за расследованием уголовных дел. Впервые возникла во Франции в 13-14 вв. В России П. основана Петром I в 1722. В СССР и др. социалистич. гос-вах - орган, осуществляющий высший надзор за точным исполнением законов. См. также Законность, Надзор, Прокуратура СССР.

Смотреть что такое ПРОКУРАТУРА в других словарях:

ПРОКУРАТУРА

(прокурорский надзор, ministère public, Staatsanwaltschaft). — По определению Н. В. Муравьева, П. есть постоянное государственное установление правител. смотреть

ПРОКУРАТУРА

(от лат. procure — забочусь, управляю) в некоторых странах специальный государственный орган по надзору за расследованием уголовных дел. Впервые. смотреть

ПРОКУРАТУРА

ПРОКУРАТУРА, -ы, ж. 1. Государственный орган, осуществляющий надзор засоблюдением законов и законности и привлекающий к ответственности засовершение преступлений. Дело передано в прокуратуру. 2. собир. Работникипрокурорского надзора. смотреть

ПРОКУРАТУРА

прокуратура ж. 1) Государственное учреждение, осуществляющее надзор за исполнением законов и привлекающее к ответственности нарушителей закона. 2) Сотрудники такого государственного учреждения.


. смотреть

ПРОКУРАТУРА

прокуратура ж.Office of Public Prosecutor

ПРОКУРАТУРА

прокуратура сущ., кол-во синонимов: 2 • генпрокуратура (1) • правоохранительные органы (7) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: генпрокуратура. смотреть

ПРОКУРАТУРА

ПРОКУРАТУРА

(от лат. procure предотвращаю, обеспечиваю, проявляю заботу)система специальных государственных органов, осуществляющих функцию уголовного преследовани. смотреть

ПРОКУРАТУРА

в РФ единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Организация, порядок деятельности органов П. и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» 1995 и другими нормативными актами РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства П. осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. П. РФ принимает участие в правотворческой деятельности. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. П. РФ действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Органы прокуратуры: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях П. не допускаются. В своей служебной деятельности прокуроры не связаны решениями общественных объединений. Прокуроры не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Вмешательство в осуществление прокурорского надзора недопустимо. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами П., до их завершения. Систему П. РФ составляют Генеральная П, РФ, П. субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные П., научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также П. городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные П. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений П., определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов П., не входящих в единую систему П. РФ, не допускаются. П. субъектов РФ возглавляют прокуроры, которые назначаются на должность сроком на 5 лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и им же освобождаются от занимаемой должности. П. субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные П. возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В П. субъектов РФ и приравненных к ним П. образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В П. субъектов РФ, приравненных к ним П. образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов РФ, назначаются ими на должность и освобождаются ими от должности. В указанных П. устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников, которые назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь назначаемых ими на должность и освобождаемых ими от должности помощников по особым поручениям. П. городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные П. возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. В указанных П. устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей, следователей и их помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами. По решению Генерального прокурора РФ в П. городов и районов и приравненных к ним П. могут быть образованы отделы. В.М. Савицкий . смотреть

ПРОКУРАТУРА

система гос. органов, осн. назначение к-рой - надзор за строгим и точным исполнением законов в стране. Основы прокуратуры в России были заложены П. смотреть

ПРОКУРАТУРА (от лат. procurare — заботиться) — специальный государственный орган (система органов), уполномоченный: возбуждать уголовные дела, поддерживать обвинение, представлять интересы государства в судебном процессе. В социалистических, а также в ряде бывших социалистических стран П. также принадлежит функция надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами (общий надзор). В одним странах П. является составной частью суда, в других организационно отделена от него. Иногда входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша). Конституция РФ устанавливает наиболее общие принципы организации Прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов ее правового статуса за федеральным законом.

Смотреть что такое ПРОКУРАТУРА в других словарях:

ПРОКУРАТУРА

(прокурорский надзор, ministère public, Staatsanwaltschaft). — По определению Н. В. Муравьева, П. есть постоянное государственное установление правител. смотреть

ПРОКУРАТУРА

(от лат. procure — забочусь, управляю) в некоторых странах специальный государственный орган по надзору за расследованием уголовных дел. Впервые. смотреть

ПРОКУРАТУРА

ПРОКУРАТУРА, -ы, ж. 1. Государственный орган, осуществляющий надзор засоблюдением законов и законности и привлекающий к ответственности засовершение преступлений. Дело передано в прокуратуру. 2. собир. Работникипрокурорского надзора. смотреть

ПРОКУРАТУРА

прокуратура ж. 1) Государственное учреждение, осуществляющее надзор за исполнением законов и привлекающее к ответственности нарушителей закона. 2) Сотрудники такого государственного учреждения.


. смотреть

ПРОКУРАТУРА

прокуратура ж.Office of Public Prosecutor

ПРОКУРАТУРА

прокуратура сущ., кол-во синонимов: 2 • генпрокуратура (1) • правоохранительные органы (7) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: генпрокуратура. смотреть

ПРОКУРАТУРА

ПРОКУРАТУРА (от лат. procure - забочусь, управляю), в нек-рых странах спец. гос. орган по надзору за расследованием уголовных дел. Впервые возникла в. смотреть

ПРОКУРАТУРА

ПРОКУРАТУРА

(от лат. procure предотвращаю, обеспечиваю, проявляю заботу)система специальных государственных органов, осуществляющих функцию уголовного преследовани. смотреть

ПРОКУРАТУРА

в РФ единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Организация, порядок деятельности органов П. и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» 1995 и другими нормативными актами РФ. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства П. осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. П. РФ принимает участие в правотворческой деятельности. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. П. РФ действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Органы прокуратуры: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях П. не допускаются. В своей служебной деятельности прокуроры не связаны решениями общественных объединений. Прокуроры не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Вмешательство в осуществление прокурорского надзора недопустимо. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами П., до их завершения. Систему П. РФ составляют Генеральная П, РФ, П. субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные П., научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также П. городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные П. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений П., определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов П., не входящих в единую систему П. РФ, не допускаются. П. субъектов РФ возглавляют прокуроры, которые назначаются на должность сроком на 5 лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и им же освобождаются от занимаемой должности. П. субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные П. возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В П. субъектов РФ и приравненных к ним П. образуются коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В П. субъектов РФ, приравненных к ним П. образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов РФ, назначаются ими на должность и освобождаются ими от должности. В указанных П. устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников, которые назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры могут иметь назначаемых ими на должность и освобождаемых ими от должности помощников по особым поручениям. П. городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные П. возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. В указанных П. устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей, следователей и их помощников, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами. По решению Генерального прокурора РФ в П. городов и районов и приравненных к ним П. могут быть образованы отделы. В.М. Савицкий . смотреть

ПРОКУРАТУРА

система гос. органов, осн. назначение к-рой - надзор за строгим и точным исполнением законов в стране. Основы прокуратуры в России были заложены П. смотреть

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

1.Коллегии – органы управления отдельными отраслями в России. Сформированы они были в эпоху реформаторской деятельности Петра I и заменили действующие ранее приказы. Всего было введено 12 коллегий: военная коллегия, коллегия иностранных дел, духовная коллегия и другие. Ведал деятельностью коллегий Сенат.

2. Сенат - высший орган государственной власти, который выполнял исполнительную, законодательную и судебную функции. Был учрежден Петром I в 1711г. Члены Сената назначались Петром I и отчитывались ему о положении дел.

3.Кунсткамера - музей антропологии и этнографии, учрежденный Петром I в 1714г. Одним из увлечений Петра было коллекционирование «диковинных штучек» и когда места в резиденции царя для его коллекций стало не хватать, он распорядился о создании музея. В Кунсткамере хранились археологические находки, ботанические и зоологические «диковинки», представлены коллекции, отражающие быт и культуру других народов, а также знаменитый анатомический раздел, где собраны экспонаты с отклонениями. Музей функционирует по сей день и его коллекция насчитывает более миллиона объектов.

4. Провинция- это административно - территориальная единица. В России провинции были выделены в XVв., они входили в состав губерний и, в свою очередь, делились на доли и уезды.

5. Мануфактура - это форма производства, при которой применялось разделения труда и использовался ручной труд рабочих. В странах Западной Европы мануфактура просуществовала с середины XVI в. до XVIII в., в истории России мануфактура господствовала с середины XVII в. до первой половины XIX в. Выделяли три формы мануфактуры: централизованная, рассеянная, смешанная. Типы мануфактуры: казенная, крестьянская, купеческая, вотчинная и посессионная. Мануфактура дала толчок для перехода к машинному производству.

6. Генерал-прокурор – должностное лицо, учрежденное Петром I для наблюдения за деятельностью правительственных учреждений. Первым генерал- прокурором в 1722г. был назначен П.И. Ягужинский. В ведении генерал-прокурора находилась канцелярия Сената, он следил за исполнением указов, участвовал в законодательных и судебных делах органа, также являлся главой прокуратуры. Должность генерал-прокурора существовала до февраля 1917г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: