Внесудебное вынесение приговора это демократия

Обновлено: 28.04.2024

1. Парламент в государстве Z избирается населением. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический режим?

1) В стране Z республиканская форма правления.

2) В стране Z реализован принцип разделения властей.

3) Страна Z разделена на несколько провинций.

4) Правительство формируется партией, победившей на выборах.

2. Установите соответствие между признаками и видами политических режимов

А) свободные выборы в органы государственной власти

Б) правовое государство

В) обязательная государственная идеология

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

Д) многопартийная система

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1) демократический 2) тоталитарный

3. В государстве Z проводятся массовые внесудебные расправы над оппозицией, насаждается единая идеология. Какой политический режим сложился в государстве Z?

1) парламентский 2) тоталитарный 3) демократический 4) суверенный

4. В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Все жители страны обязаны придерживаться единой обязательной официальной идеологии. Каков политический режим страны Z?

1) демократический 2) республиканский 3) тоталитарный 4) монархический

5. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима

1) наличие системы законодательства

2) законодательная гарантия прав меньшинств

3) проведение альтернативных конкурентных выборов в законодательные органы

4) наличие правоохранительных органов

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

6. Соотнесите политические режимы и их характеристики: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Демократический режим. Б) Недемократический режим.

1) Народ — источник власти.

2) Строгая цензура СМИ.

3) Культ личности политиче­ского лидера.

4) Контроль общества над госу­дарственной властью.

7. В государстве Z власть сосредоточена в руках лидера единственной в стране политической партии. Права и свободы граждан формально признаны, но постоянно нарушаются органами государственной власти. Свободная пресса отсутствует. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что Z это

1) демократическое государство

2) федеративное государство

3) унитарное государство

4) авторитарное государство

8. Учитель на уроке обществознания объяснил своим ученикам признаки демократического и тоталитарного государств. Сравните эти два политических режима.

1) наличие правоохранительных органов

2) проведение репрессий в отношении оппозиции

3) многообразие политических взглядов

4) разработка и принятие законов

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

9. Верны ли следующие суждения о демократии?

А. Демократия предполагает равноправие граждан и га­рантии соблюдения их прав и свобод.

Б. Демократия предполагает реальное участие граждан в управлении государством.

1) Верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

10. Какой из приведённых ниже фактов свидетельствует, что в стране Z установлен демократический политический режим?

1) Право участвовать в выборах в парламент имеют все совершеннолетние граждане страны.

2) Политические партии свободно конкурируют друг с другом в борьбе за власть.

3) Верхнюю палату парламента формируют представители регионов.

4) На избирательных участках дежурят сотрудники полиции.

11. Парламент в государстве Z избирается населением. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический режим?

1) Страна Z - федеративное государство.

2) В стране Z права и свободы граждан гарантированы и защищены законом.

3) Страна Z разделена на несколько провинций.

4) Правительство формируется партией, победившей на выборах.

12. Что отличает демократический политический режим?

1) наличие правоохранительной системы

2) конкурентные альтернативные выборы в органы власти

3) зависимость судов от административных органов

4) запрещение деятельности оппозиционных сил

13. Политический режим в государстве определяется:

1) формой правления; 2) методами осуществления государственной власти;

3) наличием законодательства; 4) налоговой системой.

14. В государстве А. власть находится в руках одной партии, существует жесткая цензура средств массовой информа­ции. Найдите еще одну черту политического режима, су­ществующего в государстве А.:

1) суверенитет народа;

2) разделение властей;

3) господство одной официальной идеологии;

4) политический плюрализм.

15. Что характеризует демократический политический режим?

1) деятельность правоохранительной системы

2) наличие политической оппозиции, многопартийность

3) зависимость судов от административных органов

4) выделение в государстве автономных образований

Политический режим

1. В государстве Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Какой политический режим сложился в государстве Z?

1) демократический 2) тоталитарный 3) федеративный 4) республиканский

2. Установите соответствие между признаками и типами (видами) политических режимов

А) навязывание обязательной государственной идеологии

Б) проведение свободных выборов

В) многопартийная система

Г) правовое государство

Д) политические репрессии

ТИПЫ (ВИДЫ) ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1) демократический 2) тоталитарный

3. В государстве Z регулярно проходят свободные конкурентные выборы депутатов парламента. Государство гарантировало права и свободы граждан. Каков политический режим страны Z?

1) авторитарный 2) многопартийный 3) федеративный 4) демократический

4. В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. Каков политический режим страны Z?

1) демократический 2) федеративный 3) тоталитарный 4) монархический

5. В государстве Z установлен демократический политический режим,
а в государстве Y– тоталитарный. Сравните эти два политических режима.

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

6. Установите соответствие между признаками и типами (видами) политических режимов, к которым они относятся

А) свободные выборы на альтернативной основе

Б) подчинение правоохранительных органов политическому лидеру

В) наличие общеобязательной государственной идеологии

Г) контроль государства над частной жизнью граждан

Д) развитая структура гражданского общества

ТИПЫ (ВИДЫ) ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1) тоталитарный 2) демократический

7. В государстве Z все граждане равны перед законом, действует принцип свободы вероисповедания, отсутствует обязательная государственная идеология. Какой политический режим установился в стране Z?

1) авторитарный 2) тоталитарный 3) диктаторский 4) демократический

8. Найдите черты сходства и отличия недемократического и демократического политических режимов.

1) Постоянная армия;

3) наличие легальной оппозиции;

4) отсутствие оппозиции;

5) наличие центральных органов государственной власти.

ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

9. Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?

А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.

Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Парламент в государстве Z избирается населением. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический режим?

1) Страна Z - унитарное государство.

2) В стране Z легально действует оппозиция

3) Страна Z разделена на несколько провинций.

4) Правительство формируется партией, победившей на выборах.

11. Президент страны наложил вето на законопроект, принятый парламентом. Парламент обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какого политического режима возможна подобная ситуация?

1) тоталитарного 2) олигархического 3) демократического 4) монархического

12. Парламент в государстве Z избирается населением. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z установился демократический режим?

1) Страна Z - монархическая форма правления.

2) В стране Z существует многопартийность и политический плюрализм.

3) Страна Z разделена на несколько провинций.

4) Правительство формируется партией, победившей на выборах.

13. При тоталитарном режиме, в отличие от демократического,

1) господствует единая общеобязательная идеология

2) государство является важнейшим элементом политической системы

3) проводятся равные и свободные выборы

4) личность имеет широкие возможности влияния на принятие политических решений

14. Найдите в предложенном списке утверждения, характер­ные для парламента.

1) Впервые появился в Америке;

2) может быть однопалатным;

3) является представительным органом;

4) осуществляет исполнительную власть;

5) формируется путем выборов.

Номера, под которыми указаны утверждения, выпишите в порядке возрастания.

Задание номер 21 ОГЭ по обществознанию:

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Черты сходства

Черты различия

Обратите внимание: у вас есть какая-то информация. В данном случае - информация о политическом режиме двух государств. И этой информации вполне достаточно для того, чтобы определить, какие признаки, перечисленные в вариантах ответа, можно считать чертами сходства политических режимов, а какие - чертами различия. Для того чтобы сравнить, нужно вспомнить, что они собой представляют.

Демократия

Демократия – народовластие, когда основные органы власти формируются опираясь на мнения, желания и интересы народа. Правительство избирается народом. Но кроме этой основной черты демократический режим предполагает, что государство постоянно сверяет свою политику с мнением граждан, их интересами, целями, соблюдает и защищает права граждан.
Ещё одна неотъемлемая черта демократического государства - разделение властей. Судебная власть независима. Только она может наказывать за нарушение закона, принимать решение о том, виновен человек или нет.

Тоталитарный режим

При тоталитарном режиме государство осуществляет полный контроль над жизнью страны, над всеми ее сферами. Государство всесильно, права человека могут быть записаны в каких-то законодательных актах, но реального механизма их защиты нет. Очень сложно или даже невозможно отстоять права граждан, если государство считает, что это не нужно.

Пресечение нарушений общественного порядка

Пресечение нарушений общественного порядка - черта, которая характерна для любого государства. Поддержание порядка в обществе, обеспечение такой ситуации, когда каждый человек, каждая организация, каждое учреждение, каждый государственный служащий выполняет закон, - неотъемлемый признак любого государства, будь оно демократическим, тоталитарным или авторитарным, монархией или республикой.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Черты сходства

Черты различия

Итак, первый вариант ответа мы относим к чертам сходства.

Наличие органов исполнительной власти

К органам исполнительной власти мы относим, прежде всего, правительство. В любом государстве есть правительство - и в демократическом, и в тоталитарном.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Черты сходства

Черты различия

В свободную ячейку черт сходства мы ставим цифру два.

Если мы с вами правы, то дальнейшая работа для нас очень упрощается, потому что нам остается на свободные места поставить две оставшиеся цифры. Но не стоит торопиться, даже если вы уверены в том, что первые два варианта — это черты сходства демократического и тоталитарного режима. Даже если ответ очевиден, все равно проверяем до конца.

Свободные выборы на альтернативной основе

Альтернатива — это наличие взаимоисключающих вариантов. Человек приходит на выборы и самостоятельно решает, за какую кандидатуру ему голосовать. Это значит, что он реально высказывает свое мнение. Это черта демократического режима.

В условиях тоталитарного общества могут проходить выборы, может быть всеобщим избирательное право, но эти выборы могут быть фикцией: если выбирать не из кого, если только один кандидат на ту должность, которую предстоит занять (в Советском Союзе в свое время это называли “выборы без выбора”).

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. Пресечение нарушений общественного порядка.
  2. Наличие органов исполнительной власти.
  3. Свободные выборы на альтернативной основе.
  4. Вынесение приговоров внесудебными органами.

Черты сходства

Черты различия

Итак, третий признак демократического режима мы относим к чертам различия.

Вынесение приговоров внесудебными органами

Мы с вами говорили, что для демократического режима характерно разделение властей, что следить за исполнением закона, устанавливать, нарушен ли закон в том или ином случае, выносить решение о наказании для правонарушителя должен только суд. То есть для демократического режима вынесение приговоров внесудебными органами не характерно. Эта черта присуща лишь тоталитарному режиму. Это черта различия. Вносим четверку в последнюю свободную ячейку.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

Конституционный Суд указал, что такие судебные акты не могут расцениваться как предрешающие выводы суда при осуществлении уголовного судопроизводства о том, содержит ли деяние признаки преступления, а также о виновности обвиняемого


Соглашаясь с аргументацией, предложенной КС, эксперты отметили, что предмет доказывания в различных процессуальных формах не является одинаковым, и при разности обстоятельств, подлежащих доказыванию в гражданском и уголовном процессах, абсолютное замещение одного юридического факта другим не представляется возможным.

Повод для обращения с жалобой в КС

Решением суда, принятым в порядке гражданского судопроизводства и оставленным без изменения апелляцией, был удовлетворен иск Кантемира Карамзина о взыскании суммы долга и процентов по договорам займа с Б., который впоследствии обратился в следственный орган с заявлением о фальсификации доказательств по одному из этих договоров. По данному заявлению следователь возбудил уголовное дело о покушении на мошенничество.

По жалобе защитника Кантемира Карамзина в порядке ст. 125 УПК постановлением судьи от 11 сентября 2019 г. возбуждение уголовного дела было признано незаконным, однако апелляция отменила данное постановление и отказала в удовлетворении жалобы.

Кантемир Карамзин обратился в Конституционный Суд с жалобой, в которой указал, что ст. 90 УПК не соответствует Конституции. По его мнению, она позволяет следователю преодолевать преюдициальную силу судебного решения по гражданскому делу, которым признана законность взыскания имущества, путем возбуждения уголовного дела по подозрению не в фальсификации доказательств, а в хищении данного имущества, а также возбуждать уголовное дело о хищении имущества на основании доводов лица о фальсификации доказательств в гражданском судопроизводстве, притом что данное лицо, будучи стороной в гражданском деле, не представило в судебном заседании доказательств такой фальсификации.

Заявитель также посчитал, что ст. 125 УПК противоречит Конституции, поскольку не допускает возможности проверки и отмены судом постановления о возбуждении уголовного дела в том случае, когда при его возбуждении следователем фактически была преодолена преюдициальная сила вступившего в законную силу судебного решения по гражданскому делу.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС сослался на ряд своих судебных актов и отметил, что предмет исследования в каждом виде судопроизводства имеет свои особенности, исходя из которых определяются не только компетентный суд, но и специфика процессуальных правил доказывания по соответствующим делам, включая порядок представления и исследования доказательств, а также основания для освобождения от доказывания. Как признание, так и отрицание преюдициального значения окончательных судебных решений не могут быть абсолютными. Пределы действия преюдициальности объективно обусловлены тем, что установленные судом в рамках его предмета рассмотрения по делу факты в их правовой сущности могут иметь иное значение в качестве элемента предмета доказывания по другому делу. Это связано с тем, что предметы доказывания в разных видах судопроизводства не совпадают, а суды в их исследовании ограничены своей компетенцией в рамках конкретного вида судопроизводства.

Конституционный Суд указал, что в уголовном судопроизводстве решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и о его уголовном наказании. Имеющими значение для соответствующего суда будут такие обстоятельства, подтверждающие признаки состава преступления, без закрепления которых в законе деяние не может быть признано преступным. «В силу объективных и субъективных пределов действия законной силы судебного решения для органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, не могут являться обязательными обстоятельства, установленные судебными актами других судов, если этими актами дело по существу не было разрешено или если они касались таких фактов, фигурировавших в гражданском судопроизводстве, которые не были предметом рассмотрения и потому не могут быть признаны установленными вынесенным по его результатам судебным актом», – подчеркивается в определении.

КС отметил, что фактические обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом, разрешившим дело по существу в порядке арбитражного или гражданского судопроизводства, имеют преюдициальное значение для суда, прокурора, следователя и дознавателя по находящемуся в их производстве уголовному делу, когда в уголовном судопроизводстве рассматривается вопрос о правах и обязанностях того лица, правовое положение которого уже определено ранее вынесенным судебным актом. «Принятые в порядке арбитражного или гражданского судопроизводства и вступившие в законную силу решения судов по арбитражным и гражданским делам не могут расцениваться как предрешающие выводы суда при осуществлении уголовного судопроизводства о том, содержит ли деяние признаки преступления, а также о виновности обвиняемого, которые должны основываться на всей совокупности доказательств по уголовному делу», – заметил Суд.

Признание за вступившим в законную силу судебным актом, принятым в порядке арбитражного или гражданского судопроизводства, преюдициального значения при рассмотрении уголовного дела не может препятствовать правильному и своевременному осуществлению правосудия по уголовным делам исходя из требований Конституции, в том числе принципа презумпции невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления, которая может быть опровергнута только посредством процедур, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, и только в рамках уголовного судопроизводства, говорится в определении.

Относительно ст. 125 УПК Конституционный Суд заметил, что из представленных материалов не следует, что они были применены в деле заявителя в указанном им аспекте. Напротив, суды исследовали доводы защитника по вопросу о нарушении ст. 90 УПК при возбуждении уголовного дела с точки зрения того, предопределяли ли выводы суда о фактических обстоятельствах, установленных вступившим в законную силу судебным актом, разрешившим дело по существу в порядке гражданского судопроизводства, выводы о виновности обвиняемого по уголовному делу.

Таким образом, посчитал КС, оспариваемые Кантемиром Карамзиным положения УПК не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права. «Проверка же правильности выбора подлежащих применению норм, их казуального толкования и применения, на чем фактически настаивает заявитель, относится к компетенции судов общей юрисдикции», – указал Суд.

Эксперты согласились с выводами КС

«Для начала необходимо развеять сомнения и сказать, что такой эффект судебного решения, как его преюдициальность, не может содержаться в резолютивной части: преюдиция содержится в мотивировочной части судебного решения и имеет прямую причинную связь с теми обстоятельствами, относительно которых стороны находятся в состоянии спора», – отметил частнопрактикующий юрист Кирилл Кравченко.

Соглашаясь с аргументацией, предложенной КС, он указал, что в данном случае речь идет о том, что предмет доказывания в различных процессуальных формах не является одинаковым. Отсюда следует, что установить фальсификацию доказательств гражданско-правовыми средствами невозможно, но можно подтвердить ее исключительно средствами уголовной юстиции.

«Если следственные органы в рамках проведения предварительного расследования пришли к промежуточному выводу о том, что деяние должно быть квалифицировано как хищение, а не фальсификация, то как раз в порядке ст. 125 УПК РФ (которая, кстати, очень часто становится предметом оценки со стороны КС РФ) и возможно обжаловать такое решение следственных органов, чем заявитель и воспользовался. Поэтому вопреки позиции заявителя следователем и не мог быть преодолен преюдициальный эффект судебного решения, тем более это противоречило бы презумпции невиновности, о чем КС в определении и указал», – отметил Кирилл Кравченко.

Он обратил внимание на то, что из определения явно не следует, что именно было установлено в рамках гражданского и уголовного дел: полное отсутствие изначальных правоотношений между заемщиком и заимодавцем по поводу спорного договора займа (тогда речь должна идти о недостоверности всех доказательств, поскольку затрагивается содержательный аспект дела) или наличие правоотношений между заемщиком и заимодавцем и изначальное отсутствие какого-либо документа, удостоверяющего передачу заемщику заимодавцем денежных средств, то есть безденежность (тогда речь должна идти о фальсификации доказательства, которое было представлено в материалы дела, чтобы ввести суд в заблуждение, поскольку затрагивается формальный аспект дела, при этом сам факт передачи денег возможно подтвердить иными средствами доказывания). По мнению Кирилла Кравченко, если рассматривать первый вариант, то необходимо было заявлять ходатайство о признании всех доказательств недостоверными, если второй – то нужно было заявлять ходатайство о фальсификации доказательства в порядке ст. 186 ГПК. Причем указанные разновидности ходатайств могут не пересекаться ни по объему, ни по содержанию, заметил эксперт.

Кирилл Кравченко посчитал, что уголовная ответственность по ч. 1 ст. 303 УК должна наступать только тогда, когда доказательство было именно сфальсифицировано, а не носило недостоверный характер. Если одна из сторон заявила о недостоверности доказательств, то суд должен оценить их в общем порядке, а не в специальном.

Адвокат АП г. Москвы Алексей Касаткин назвал правовую позицию КС последовательной и разумной. Он отметил, что при разности обстоятельств, подлежащих доказыванию в гражданском и уголовном процессах, абсолютное замещение одного юридического факта другим не представляется возможным, о чем и упомянул Конституционный Суд. Так, например, размер ущерба, имущественное положение ответчика и ряд других фактов, установленных приговором суда, преюдициального значения по гражданскому делу не имеют и, следовательно, могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства на общих основаниях.

«Стоит отметить, что в своей профессиональной деятельности я неоднократно сталкивался с неправильным толкованием следователями преюдициального значения приговоров, из чего делаю вывод, что не для всех правоприменителей вопросы, касающиеся преюдиции, являются понятными и однозначными», – заметил Алексей Касаткин.


Один из адвокатов заметил, что, несмотря на все позиции КС, судебная практика все равно имеет обвинительный уклон, однако, по его мнению, документ может быть полезным для практикующих адвокатов, поскольку в одном сборнике содержатся основные правовые позиции Суда по данной теме. Второй указал, что адвокаты фактически вынуждены практиковать в условиях нестабильности правовых отношений, произвольного применения норм закона не только правоохранителями, но и судами, что приводит к практически повсеместному нарушению общепризнанного принципа правовой определенности.

Конституционный Суд опубликовал информационно-тематическое собрание своих правовых позиций о праве на справедливое судебное разбирательство по уголовным делам по состоянию на декабрь 2021 г.

В Постановлении от 2 июля 1998 г. № 20-П Конституционный Суд указал, что ст. 46 Конституции, гарантируя каждому право на судебную защиту, в качестве одного из существенных элементов этого права предусматривает возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, включая судебные органы. Закрепленное в этой конституционной норме положение предполагает, что заинтересованным лицам предоставляется возможность добиваться исправления допущенных судами ошибок и что в этих целях вводится порядок процессуальной проверки вышестоящими судами законности и обоснованности решений, принимаемых нижестоящими инстанциями, поскольку правосудие по самой своей сути признается таковым лишь при условии, если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

Согласно Постановлению от 14 февраля 2000 г. № 2-П осужденный, если он изъявляет желание участвовать в судебном заседании, не может быть лишен возможности заявлять отводы и ходатайства, знакомиться с позициями выступавших участников судебного заседания и дополнительными материалами, если таковые представлены, давать объяснения, в том числе в связи с заключением прокурора. Это – необходимые гарантии судебной защиты и справедливого разбирательства дела на стадии кассационного производства.

В Определении от 8 июля 2004 г. № 237-О КС отметил, что каждый при рассмотрении любого предъявленного ему обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, исходя из презумпции невиновности обвиняемого и при предоставлении ему и его защитнику процессуальных возможностей по отстаиванию своей позиции; реализация права на справедливое судебное разбирательство невозможна, если суд не выслушал и не оценил по существу все аргументы, представленные в ходе судебного процесса его участниками со стороны обвинения и защиты, и не обеспечил им равные процессуальные права.

Как отмечается в Определении от 5 ноября 2004 г. № 345-О, Конституционный Суд неоднократно указывал, что одной из необходимых гарантий судебной защиты и справедливого разбирательства дела является равно обеспечиваемая обвиняемому и потерпевшему возможность представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела и таким образом довести свою позицию относительно всех аспектов дела до сведения суда, приведя те доводы, которые они считают необходимыми для ее обоснования; лишение потерпевшего возможности участвовать в судебных прениях ничем не оправдано, не является справедливым и выходит за пределы конституционно допустимых ограничений прав и свобод, оно необоснованно ущемляет закрепленные Конституцией права потерпевшего на доступ к правосудию и на судебную защиту, умаляет достоинство личности и нарушает конституционный принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.

В Постановлении от 11 мая 2005 г. № 5-П Суд заметил, что из Конституции вытекает необходимость законодательного установления точных и четких оснований, условий и порядка пересмотра вступивших в законную силу судебных решений, с тем чтобы процедура пересмотра дел в порядке надзора или возобновление производства по делу по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, – в целях обеспечения права на справедливое судебное разбирательство – не нарушали справедливый баланс между интересами лица и необходимостью гарантировать эффективность системы уголовного правосудия. Иное приводило бы к нестабильности правовых отношений, произвольности изменения установленного судебными решениями правового статуса их участников и тем самым – к нарушению общепризнанного принципа правовой определенности.

Согласно Постановлению от 6 апреля 2006 г. № 3-П, отбор присяжных заседателей из граждан, в числе которых по тем или иным причинам не представлены граждане, постоянно проживающие на территории субъекта Российской Федерации, на которую распространяется юрисдикция соответствующего окружного военного суда и на которой было совершено преступление, создавал бы опасность произвольного формирования коллегии присяжных заседателей для рассмотрения конкретного дела и тем самым не обеспечивал бы справедливое разбирательство дела беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В Определении от 14 января 2016 г. № 96-О указывается, что для обеспечения справедливого разрешения уголовного дела мотивировка такого решения должна основываться на конкретных обстоятельствах, подтверждающих необходимость его принятия и нашедших отражение в материалах дела, а также на нормах материального и процессуального права.

В Определении от 12 мая 2016 г. № 1002-О КС сослался на ч. 2 ст. 123 Конституции, согласно которой заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Данная конституционная гарантия, прямо предусматривающая для уголовного судопроизводства личное участие обвиняемого в судебном разбирательстве, является элементом механизма обеспечения его права на справедливую судебную защиту на основе состязательности и равноправия сторон.

Также КС указал, что определяемый законодателем порядок судопроизводства призван обеспечивать его сторонам возможность участия в судебном разбирательстве согласно общепризнанным в демократических правовых государствах стандартам правосудия, включая такую гарантию получения реальной судебной защиты, как возможность в устной форме довести до сведения суда свою позицию относительно всех аспектов дела, представить доказательства в ее обоснование и принять участие в их исследовании в открытом судебном заседании при разрешении дела по существу для установления действительных обстоятельств дела и правильного применения законодательства.

Суд заметил, что в условиях очного судебного разбирательства обвиняемый может в полной мере осуществить принадлежащие ему процессуальные права и реализовать имеющиеся у него возможности защиты своих интересов, а потому именно в этих условиях могут быть достигнуты полнота и эффективность судебной процедуры. Личное участие обвиняемого в судебном заседании, когда принимаются решения о применении к нему мер уголовно-правового принуждения или решения, связанные с ограничением его свободы и личной неприкосновенности, – важнейшая гарантия действенной защиты прав личности посредством справедливого правосудия, посчитал КС.

Согласно Постановлению от 7 марта 2017 г. № 5-П в целях соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон судопроизводства и справедливого судебного разбирательства последствия прекращения уголовного дела, включая предусмотренную ч. 3 ст. 81 УПК конфискацию принадлежащего обвиняемому (подсудимому) имущества, признанного в качестве орудия или иного средства совершения преступления вещественным доказательством, должны быть ему предварительно разъяснены.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ, обвиняемые в тяжких преступлениях мужчины, достигшие 65-летнего возраста, могут ходатайствовать о рассмотрении их дел судом присяжных

Из Постановления от 16 марта 2017 г. № 7-П следует, что право на справедливое судебное разбирательство в равной мере гарантируется всем лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, вне зависимости от возраста.

В Постановлении от 15 октября 2018 г. № 36-П КС указал, что правосудие, которое осуществляется только судом, в частности посредством уголовного судопроизводства, по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах; исходя из этого государство обязано гарантировать защиту прав как собственно участников уголовного процесса, так и всех тех, чьи права и законные интересы непосредственно затрагиваются при производстве по уголовному делу, в том числе обеспечивать им надлежащие возможности по отстаиванию своих прав и законных интересов на всех стадиях уголовного судопроизводства любыми не запрещенными законом способами; в свою очередь, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, то есть законного, обоснованного и справедливого, решения по делу.

Суд указал, что при прекращении уголовного преследования по делу частного обвинения в силу декриминализации суд обязан получить согласие обвиняемого, а в противном случае – рассмотреть дело и вынести оправдательный приговор или прекратить его за отсутствием состава преступления

В резолютивной части Постановления от 9 ноября 2018 г. № 39-П Суд отметил, что при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, к подсудности которого оно отнесено законом, вопрос об изменении территориальной подсудности данного уголовного дела рассматривается по обращению Генпрокурора или его заместителя судьей ВС в рамках состязательного судебного разбирательства при обеспечении его участникам гарантий справедливого правосудия, что предполагает при выборе суда, в который необходимо передать уголовное дело для рассмотрения, учет мнения сторон о наличии каких-либо препятствий к передаче дела в определенный суд и соблюдение принципа доступности правосудия.

КС: Во избежание возможного влияния бывшего главы города на суд можно изменить подсудность его уголовного дела

Суд назвал данную ситуацию экстраординарной, отметив, что для объективного, беспристрастного рассмотрения дела в отношении бывшего чиновника можно изменить подсудность с Владивостока на Москву

В Определении от 28 февраля 2019 г. № 506-О указывается, что суд как орган правосудия призван обеспечить справедливую процедуру принятия решения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, исходя из одинаковой природы и значения судебных гарантий для защиты прав и законных интересов личности при принятии решений, связанных с ограничением свободы и личной неприкосновенности, вне зависимости от того, на какой стадии уголовного судопроизводства эти решения принимаются. Судебное решение об избрании заключения под стражу может быть вынесено только при условии подтверждения достаточными данными оснований его применения при предоставлении сторонам возможности обосновать свою позицию перед судом, с тем чтобы суд мог разрешить вопрос о содержании под стражей, основываясь на собственной оценке обстоятельств дела.

Неявка в суд частного обвинителя повлечет прекращение уголовного дела за отсутствием события преступления

Минюст России разработал проект изменений в УПК во исполнение Постановления Конституционного Суда № 13-П/2021

Согласно последнему в сборнике Постановлению от 13 апреля 2021 г. № 13-П, в уголовных делах частного обвинения неявка потерпевшего, выступающего частным обвинителем, без уважительных причин влечет прекращение судом дела по единственному основанию – за отсутствием в деянии состава преступления. Тем самым суд, не исследуя доказательства в судебной процедуре с участием сторон, сохраняет некоторую недосказанность не только в вопросе о наличии признаков деяния, запрещенного уголовным законом (события преступления, о котором велось судопроизводство по делу частного обвинения), но и в вопросе о совершении этого деяния конкретным лицом, что при определенных обстоятельствах порождает предпосылки к наступлению для него негативных последствий. Следовательно, суд, не устанавливая фактических обстоятельств дела (не выясняя, имело ли место деяние, содержит ли оно признаки преступления, совершено ли оно подсудимым), а ограничиваясь лишь установлением формальных условий применения нормы (довольствуясь неявкой частного обвинителя), применяет такое основание для прекращения уголовного дела, которое может быть воспринято и использовано как подтверждающее указанные обстоятельства, что нарушает право подсудимого на эффективную судебную защиту, включая право на справедливое судебное разбирательство.

В комментарии «АГ» управляющий партнер, адвокат Criminal Defense Firm Алексей Новиков отметил, что собрание содержит решения более чем за 20 лет (с 1998 по 2021 г.). «Невольно начинаешь задумываться над тем, что положительная практика более чем за два десятилетия уместилась на скромных восьми листах. К великому сожалению, статистика подтверждает эти скромные цифры, чего стоят только пресловутые менее одного процента оправдательных приговоров. Мы фактически вынуждены практиковать в условиях нестабильности правовых отношений, произвольного применения норм закона не только правоохранителями, но и судами, что приводит к практически повсеместному нарушению общепризнанного принципа правовой определенности. Следовательно, говорить о том, что позиция судов как-то изменилась за эти годы в положительную сторону, было бы по крайней мере более чем наивно», – посчитал он.

Адвокат АП г. Москвы Владимир Воронин полагает, что данное собрание никак не скажется на правоприменительной практике, поскольку представляет собой перечисление основных позиций КС РФ. «Об этом свидетельствует судебная практика по уголовным делам, имеющая обвинительный уклон, приговоры, текст которых зачастую дублирует обвинительное заключение, а также большое количество жалоб осужденных и обвиняемых к Российской Федерации и дел, рассматриваемых ЕСПЧ в связи с нарушением права на судебное разбирательство, которые можно почитать и в литературе, и на сайте Европейского Суда», – отметил адвокат.

В то же время Владимир Воронин считает, что документ может быть полезным для практикующих адвокатов, поскольку в одном сборнике содержатся основные правовые позиции КС по данной теме – их можно использовать для написания процессуальных документов и выработки позиции по делу.

В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y – тоталитарный.

Сравните эти два политических режима.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

Пресечение нарушений общественного порядка

наличие органов исполнительной власти

свободные выборы на альтернативной основе

вынесение приговоров внесудебными органами.


Принуждения действуют строго в рамках закона, а в Т.

- имеют большую власть идействует вне рамкахзакона

- делятся на исполнительную, судебную и законодательную, а в Т.

3 - Такие выборы в Д.

4 - внесудебно в Т.

- приговоры выносятся только судом.


Учитель рассказывал на уроке о правонарушениях?

Учитель рассказывал на уроке о правонарушениях.

Сравните преступление и проступок.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) особая тяжесть последствий

2) противоправное деяние

3) уголовная ответственность

4) причинение вреда.


Учитель на уроке объяснял новую тему "органы государственной власти в РФ"?

Учитель на уроке объяснял новую тему "органы государственной власти в РФ".

Сравните исполнительную и законодательную власти РФ.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - поводковые номера чёрт отличия.

1)является самостоятельной ветвью власти

2) обладает правом законодательной инициативы

3)является представительным органом власти

4)работает под руководством председателя правительства РФ.


1)Найдите черты сходства и отличия межличностных и социальных конфликтов?

Найдите черты сходства и отличия межличностных и социальных конфликтов.

А. могут быть вызваны экономическими причинами ;

Субъектами выступают отдельные граждане ;

Существуют в современном обществе ;

Проявлением конфликта является революция

Происходит между большими группами людей ;

Возникает из - за спорного вопроса или блага.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

Найдите черты сходства и отличия реформы и революции.

А. изменение всех или большинства сторон общественной жизни ;

Проводится только органами государственной власти ;

Носит скачкообразный характер ;

Является видом социального прогресса ;

Представляет собой усовершенствование какой - либо одной или всех сфер жизни общества ;

Изменяет основы существующего социального строя.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

Найдите черты сходства и отличия рыночной и командной экономическими системами.

А. наличие налоговой системы ;

Частная собственность на средства производства ;

Наличие государственного сектора в экономике ;

Общественная собственность на средства производства ;

Наличие государственного бюджета.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.


Найдите черты сходства и отличия индустриального и постиндустриального общества?

Найдите черты сходства и отличия индустриального и постиндустриального общества.

А. развитие промышленности ;

Информация является одной из основных ценностей и ресурсов ;

Наличие в обществе различных социальных групп ;

Преобладающее положение в экономике занимает сфера обслуживания ;

Наличие в обществе демократических ценностей ;

Критерием социального неравенства является уровень образования.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы

порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт


В приведенном списке указаны черты сходства и отличия понятий государство и правовое государство?

В приведенном списке указаны черты сходства и отличия понятий государство и правовое государство.

Выберите и запишите в первую колонку черты сходства, во вторую черты отличия

1) верховенство закона 2) наличие органов и структуры управления 3) государственный суверенитет 4) система разделения властей.


На уроке учитель рассказывал ученикам о видах социальных норм?

На уроке учитель рассказывал ученикам о видах социальных норм.

Сравните два вида социальных норм : моральных и правовых.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) отражение воли государства

2) регулирование жизни общества

3) закрепление в официальных государственных документах

4) установление правил поведения


В приведённом списке указаны черты сходства человека и животными и различия человека и животных?

В приведённом списке указаны черты сходства человека и животными и различия человека и животных.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера чёрт сходства , а во вторую колонку - порядковые номера чёрт различия

1) потребность в пище и воде

2)способность к творчеству

3)наличие органов чувств


5. Сравните два вида социальных норм – моральные и правовые?

5. Сравните два вида социальных норм – моральные и правовые.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) письменная форма

2) выражение государственной воли

3) регулятор общественных отношений

4) образец одобряемого поведения


В приведенном списке указаны черты сходства демократического и тоталитарнгосударство политического режима и различия демократического политического режима и тоталитарного?

В приведенном списке указаны черты сходства демократического и тоталитарнгосударство политического режима и различия демократического политического режима и тоталитарного.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт различия

Способ осуществления государственной власти

Отражение уровня политической свободы в обществе

Отсутствие правого государства.


В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального?

В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального.

Выберете и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номеоа черт отличия.

1. развитие промышленности 2.

Наличие норм общественной жизни 3.

Признание прав и свобод граждан 4.

Создание культурных ценностей.


Почти у всех нас похожие потребности, но из - за различий во мнениях у каждого из нас еще есть и индивидуальные потребности.


Ну мне кажется что это будет А, но это не точно.


Новых людей, новые передачи, не хотелось бы продолжительной реклами.


Познавательные программы для детей в игровой форме.


Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно - технологической и научно - педагогической деятельности.


Мама. Лишь одно только слово . А сколько в нем тепла и любви. Ведь для каждого "мама " это : опора, защита и друг! Сколько нежности , тепла отдает нам наша мама. Сколько радости и света день за днем приносит нам! Никогда я не забуду мамину забо..


Мама, мама дорогая! Ты единственная такая, Ты хорошая Ты красивая Ты всегда милая! ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ МАТЕРИ.


1 - 4 2 - 3 Ответ : 4, 3 P. S Введение фермерского хозяйства - это признак доиндустриального общ - ва.


Укаждого человека есть две родины : малая и большая. Малая — это город, улица, дом, где ты родился. Большая — это государство, страна, гражданином которой тыявляешься. А еще есть общая родина всех людей — планета Земля. Родинунужно любить и защищ..


В 7 : 00 утра встаю. В7 : 03 делаю зарядку. В 7 : 20 завтракаю. В 7 : 35 повторяю уроки. В8 : 00 иду в школу. В 13 : 40 обедаю. С 14 : 15 до 17 : 25 делаю уроки В 18 : 00 ужинаю. В18 : 20 смотрю телевизор(свободное время) В 22 : 00 ложусь спат..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: