Виды принципов объективного юридического права демократических государств социальной ориентации

Обновлено: 29.04.2024

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

1. Понятие и виды функций объективного юридического права.

2. Социальная ценность объективного юридического права: субъективные и объективные предпосылки, понятие и признаки.

3. Объективное юридическое право в системе социальных норм. Понятие и виды социальных норм.

4. Юридическое право и личность. Личностная ценность юридического права: понятие и признаки.

5. Понятие и виды правового (юридического) статуса личности. Правовой статус личности и гражданство, их взаимосвязь. Тенденции развития правового статуса личности в демократических государствах социальной ориентации.

6. Взаимосвязь объективного юридического права с экономикой и политикой.

Терминологическое задание

Усвойте определения понятий: функции права, социальная ценность объективного юридического права, социальная норма; личностная ценность юридического права, правовой статус личности; гражданство.

Методическое задание

Составьте схему функций объективного юридического права.

Практическое задание

Определите, к какому виду норм относятся: правила личной гигиены; порядок проведения свадьбы; порядок проведения крещения; правила техники безопасности на предприятии; правила правописания; порядок уплаты членских взносов в спортивном обществе; правила внутреннего трудового распорядка учреждения; правила формальной логики.

Вопросы для самостоятельного изучения

Взаимосвязь объективного юридического права с экономикой и политикой.

Источники для подготовки:

А. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2 Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

3.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Б. Специальная литература:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 2008 - Гл. 4, 9, 10.

2. Алпатов А.А. О соотношении права и экономики // Государство и право. - 2012. - № 1.

3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М., 2008. Гл. 2, 3, 4, 6, 7.

4. Горностаева Л.Г. О религиозных нормах и их влиянии на становление права // Российское правосудие. 2015. № 3.

5. Жуков В.Н. Право как ценность // Государство и право. - 2010 - № 1.

6. Ковалева Н.В. Природа и функции технико-юридических норм // Государство и право. 2016. № 11.

7. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права.- М., 2008 - Гл. 3.

8. Марков Ю.Г. Этика и право: проблемы единства // Государство и право. - 2011. - № 4.

9. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции права // Государство и право. - 2006. - № 1.

10. Пашенцев Д.А. Теория функций права в контексте современной методологии // Государство и право. 2016. № 9.

11. Радько Т.Н. Теория функций права: моногр. – М., 2015

12. Субочев В.В. Законный интересы. - М., 2008 - Гл.2 (2.3., 2.8.).

13. Тараканова А.П. Становление и особенности формирования компенсационной функции в российском праве // Журнал российское право. 2015. № 10

Тема 10. Объективное юридическое право и правосознание

Теоретические вопросы

1. Правовое сознание: понятие, состав (элементы) и виды. Правовой нигилизм и правовой идеализм как проявления деформации правосознания.

2. Взаимодействие объективного юридического права и правосознания. Функции правосознания.

3. Понятие правовой культуры личности, ее состав (элементы) и значение. Понятие профессиональной культуры юриста.

4. Понятие и средства правового воспитания.

Терминологическое задание

Усвойте определения понятий: правосознание, правовая культура личности, правовое воспитание.

Методическое задание

Составьте схему элементов правосознания.

Практическое задание

1. Проанализируйте соответствующие статьи нормативно-правовых актов, указанных в списке источников для подготовки к данному семинарскому занятию и определите на этой основе характеристику общих требований к представителям юридической профессии, которую вы хотели бы выбрать после получения юридического образования.

2. Опираясь на собственный жизненный опыт и известную практику правового воспитания, сформулируйте предложения по улучшению правовоспитательной деятельности относительно населения России, в частности молодежи, в современных условиях.

Вопросы для самостоятельного изучения

Правовой нигилизм и правовой идеализм как проявления деформации правосознания.

Источники для подготовки:

А. Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

3. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1).

4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»

Б. Специальная литература:

1. Алексеев С.С.Общая теория права.- М., 2008 - Гл. 11.

2. Завьялов Ю.С. Правовая культура и пути её изучения // Государство и право. – 2013. - №10

3. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции // История государства и права. – 2009. - №20

4. Матузов Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Государство и право. – 2013. - № 10.

5. Соколов Н.Я.Профессиональное правосознание юристов.- М., 1988 - Гл. 1.

6. Фролова Е.А. Правосознание (теоретико философский аспект) // Государство и право. - 2011. - № 7.

7. Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия // Государство и право. - 2005. - № 7.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.029)

2. Принципы правотворчества современных демократических государств социальной ориентации.

3. Формы объективного юридического права: понятие и виды.

4. Понятие и юридические свойства нормативно-правовых актов, их основные виды.

Терминологическое задание

Усвойте определения понятий: правотворчество, форма права, правовой обычай, правовой прецедент, нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, юридическая сила нормативно-правового акта.

Методическое задание

Составьте схемы: 1) видов форм права; 2) принципов правотворчества демократических государств социальной ориентации.

Практическое задание

Используя материалы местной прессы, найдите и запишите в тетрадь примеры правотворчества органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Крым (соответствующую прессу принести на семинарское занятие).

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Источники для подготовки:

Специальная литература:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 2008. Гл. 16, 31.

2. Антонова Н.А. Правотворчество органов местного самоуправления. - М., 2008 - Гл. 1,2,3.

3. Апт Л.Ф. Правовая природа судебной практики // Российское правосудие. – 2014. - № 3(95).

4. Богдановская И.Ю. Судебный прецедент в странах «общего права» // Российское правосудие. - 2012. - № 5.

5. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: вопросы теории и истории: Монография. - М., 2009.

6. Иванов В.В. Общая теория договора. - М., 2006 - Гл. 2, 3.

7. Иванов С.А. Формальное закрепление юридической силы нормативных актов // Государство и право. - 2007. - № 12.

8. Кича М.В. Обычай как форма современного международного права // Российское правосудие. – 2014. - № 5.

9. Марченко М.Н. Источники права. - М., 2008.

10. Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество. - М., 2010 - Гл. 1,2.

11. Научные основы правотворчества. - М., 1981.

12. Нормография: теория и методология нормотворчества / Под. ред. Ю.Г. Арзамасова.- М., 2007 - Гл. 1.

13. Нутрин А.А. Понятие и правовая природа нормативного правового договора // Российское правосудие. – 2013. - № 5 (85).

14. Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов. - М., 1987 - Гл. 2, 3.

15. Чашин А.Н. Правовая доктрина: основные формы выражения, аспекты влияния на правотворческую и правоприменительную практику // Современное право, 2017, № 2.

Тема 14. Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Теоретические вопросы

1. Понятие, признаки и виды законов. Законотворческий процесс в Российской Федерации: понятие и стадии. Официальные источники опубликования законов Российской Федерации.

2. Понятие, признаки и виды подзаконных нормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации.

3.Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации во времени (вступление в действие, направления действия во времени, прекращение действия).

4. Действие нормативно-правовых актов в Российской Федерации в пространстве и по кругу лиц.

Терминологическое задание

Усвойте определения понятий: закон, подзаконный нормативно-правовой акт, действие нормативно-правовых актов.

Методическое задание

Составьте схему стадий законотворческого процесса в Республике Крым.

Практическое задание

Определите, какое действие нормативно-правовых актов во времени (прямое, обратное или переживающее) имеют нормативно-правовые предписания, содержащиеся в: 1) ст. 5, ч. 1, 2, 6 ст. 6, 7, 9, 10 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»; 2) ст. 3, 4, 5 Федерального закона от 13.06.1996 № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»; ст. 169 Семейного кодекса Российской Федерации.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Правовой обычай и нормативно-правовой договор как формы права Российской Федерации.

Источники для подготовки:

А. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3302.

3. Федеральный закон от 13.06.1996 № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации».

4. Семейный кодекс Российской Федерации.

5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (ст. 215, 216).

6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 79).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»

10. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

11. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

12. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

13. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

14. Федеральный закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации».

15. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

16. Конституция Республики Крым.

17. Закон Республики Крым от 15 мая 2014 года №2-ЗРК «О Государственном совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым».

18. Закон Республики Крым от 05 июня 2014 года № 14-ЗРК «О принятии, обнародовании, вступлении в силу и хранении законов Республики Крым».

Б. Специальная литература:

1. Абрамова Н.И. Законодательный процесс в Российской Федерации. М., 2005.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 2008 - Гл. 32, 33.

3. Антонова Н.А. Правотворчество органов местного самоуправления. - М., 2008 - Гл. 1,2,3.

4. Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: Теория, законодательство, судебная практика. М., 2004.

5. Бошно С.В. Нормативные правовые акты Российской Федерации. Научно-практическое пособие. М., 2005.

6. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. - 1995. - № 3.

7. Якубов А.Е. Обратная сила закона. СПб, 2003.

8. Ященко В.Н. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права. 2003. № 2.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

1. Понятие, признаки и сущность современных демократических государств социальной ориентации как государств переходного типа. Понятие демократии и самоуправления народа.

2. Внутренние функции современных демократических государств социальной ориентации.

3. Внешние функции современных демократических государств социальной ориентации.

4. Понятие и основные черты гражданского общества. Социальное правовое демократическое государство как организация публичной власти гражданского общества, его понятие и сущность.

5. Понятие и виды принципов объективного юридического права демократических государств социальной ориентации. Принципы современного российского права.

Терминологическое задание

Усвойте определения понятий: демократическое государство социальной ориентации, демократия, самоуправление народа, гражданское общество, социальное правовое демократическое государство, принципы права.

Методическое задание

Составьте в тетради схемы: 1) основных признаков гражданского общества; 2) видов принципов объективного юридического права.

Практическое задание

1. Проанализируйте І главу Конституции Российской Федерации и запишите в тетради номера статей, в которых зафиксированы внутренние и внешние функции современного российского государства как демократического государства социальной ориентации.

2. Проанализируйте главы I, II Конституции Российской Федерации и выпишите номера статей, закрепляющие принципы права России.

Вопросы для самостоятельного изучения

Принципы современного российского права.

Источники для подготовки:

А. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

Б. Специальная литература:

1. Бабаев В.К., Бабаев С.В. Функции современного Российского государства: Учебное пособие. – Н.Новгород, 2001.

2. Бутакова Н.А. О понятии принципов права // История государства и права. – 2007. - № 16.

3. Вершило Н.Д. Экологическая функция Российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право. - 2008.- № 2.

4. Григонис Э.П., Харченко О.В. Правоохранительная функция государства и формы ее реализации. - СПб, 2007.

5. Ершов В.В. Правовая природа, функции и классификация принципов национального и международного права // Российское правосудие. – 2016.- №3.

6. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Государственная власть: парадигма, методология и типология: монография. Ч.1. – М., 2013. – Р.II, гл. 2.

7. Морозова Л.А. Влияний глобализации на функции государства // Государство и право. - 2006. - № 6.

8. Морозова Л.А. К вопросу об идеологической функции государства и общегосударственной идеологии // Государство и право. - 2015. - № 12.

9. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. – М., 2009.

10. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные признаки // Правоведение. – 1995. - № 3.

11. Родионова О.В. Социальная функция современного государства. - М., 2006.

12. Скурко Е.В. Принципы права. – М., 2008.

13. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 2012.

14. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика // Государство и право. – 2016. - № 4.

Тема 5. Правовое и социальное государство

Теоретические вопросы

1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Понятие правового государства.

2. Общие социально-содержательные признаки правового государства.

3. Общие формальные признаки правового государства.

4. Понятие, признаки и функции социального государства. Модели социального государства.

5. Состояние и перспективы формирования правового социального государства в России.

Терминологическое задание

Повторите определение понятий: гражданское общество, социальное правовое демократическое государство.

Усвойте определения понятий: правовое государство, социальное государство.

Методическое задание

Составьте в тетради схемы признаков правового государства и социального государства.

Практическое задание

Проанализируйте I, II главы Конституции Российской Федерации и определите, какие признаки правового государства нашли отражение в её статьях. Ответы запишите в тетради.

Вопросы для самостоятельного изучения

Состояние и перспективы формирования социального правового демократического государства.

Источники для подготовки:

А. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

Б. Специальная литература:

1. Алейников Б.Н. Социальное государство // Государство и право. – 2008. - №1.

2. Байматов П.Н. Социальные права граждан РФ: современные угрозы и вызовы // Государство и право. – 2014. – № 10.

3. Безруков А.В. Реализация конституционного принципа разделения властей как условие обеспечения правопорядка // Государство и право. 2016. № 6.

4. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право. – 2008. - № 5.

5. Ершов В.В. Правовое государство – концепция или доктрина? // Российское правосудие. – 2015. - №1.

6.Корнев В.Н. Юридическая природа и содержание конституционного принципа независимости судей // Российское правосудие. – 2013. - №12.

7. Корнев В.Н. Правопонимание и правовое государство // Государство и право. 2016. № 6.

8. Кричинский П.Е., Морозова О.С. Основы социального государства: учебное пособие. М., 2015.

9.Марочкин С.Ю. Верховенство права на внутригосударственном и международном уровнях: диалектика развития взаимодействия // Государство и право. – 2013. - № 10.

10. Марченко Н. М. Теория правового государства в системе других государственно-правовых теорий // Государство и право. - 2011. - № 8.

11. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. - М., 1993.

12. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2014. – Раздел VIII

13. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. - М., 1993.

Тема 6. Форма государства

Теоретические вопросы

1. Общее понятие и элементы формы государства. Основные виды форм государства (монократический, сегментарный, поликратический).

2. Понятие и виды форм государственного правления, их характерные черты. Форма правления современного российского государства.

3. Понятие и виды государственного устройства, их характерные черты. Государственное устройство современного российского государства.

4. Понятие и виды государственного режима. Характерные черты демократического и тоталитарного режимов. Государственный режим современного российского государства.

Терминологическое задание

Усвойте определения понятий: форма государства, форма государственного правления, форма государственного устройства, государственный режим.

Методическое задание

Составьте в тетради схему видов форм государства и её элементов.

Практическое задание

1. В соответствии с Конституцией Японии император является символом государства. Он назначает премьер-министра по представлению парламента из числа его членов. Премьер-министр назначает государственных министров, большинство из которых должно быть выбрано из членов парламента. Премьер-министр и государственные министры образуют Кабинет, который осуществляет исполнительную власть. Император по совету и одобрением Кабинета может распустить нижнюю палату парламента, которая в свою очередь может выразить вотум недоверия Кабинету. Определите форму государственного правления Японии.

2. В соответствии с Конституцией Бразилии законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом. Исполнительная власть - Президентом Республики, которому помогают государственные министры, которые назначаются и освобождаются Президентом. Президент избирается населением. Многие вопросы Национальный конгресс может решать только с санкции президента. Нацонального конгресс имеет право импичмента в отношении президента. Определите форму государственного правления Бразилии.

3. Швеция - государство, которое состоит из 24 округов, в которых действуют органы местного самоуправления, избираемых населением на три года. Деятельность этих органов контролируется губернаторами, которые представляют центральную власть в округах. Определите, какую форму государственного устройства имеет Швеция.

4. Австрия - государство, состоящее из 9 земель, каждая из которых имеет конституцию, парламент, правительство. Определите форму государственного устройства Австрии.

Вопросы для самостоятельного изучения

Форма правления, форма государственного устройства, государственный режим современного российского государства.

Источники для подготовки:

А. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конституция Республики Крым

Б. Специальная литература:

1. Авдеев Д.А. Республиканская форма правления в свете конституционного монократизма // Государство и право. – 2015. - №2.

2. Авдеев Д.А. Юридическая природа, содержание и виды формы правления: новый взгляд и уход от стереотипов. - № 2015. - № 12, № 2016. - № 1.

3. Балытников В.В. Форма государства. - М., 2005.

4. Брезгулевская Н.В. Виды федерации и модели федерализма // Известия вузов.- Правоведение. 2005. - № 3.

5. Гукепшоков М.Х. О характере конфедеративных отношений государств // Актуальные проблемы правоведения. - 2004. - № 3.

6. Дмитриев Ю.А., Миронов В.А. Классификация форм державного устройства: методологический аспект // Государство и право. - 2011. - №6.

7. Завьялов Ю.С. Тоталитаризм как разновидность политического режима // Государство и право. - 2010 - №5.

8. Кудрявцев Ю.А. Политические режимы: критерии классификации и основные виды // Известия вузов. Правоведение. – 2002. - № 1.

9. Лопухова И.В. Основные подходы к классификации монархий // Юридическая мысль. - 2006. - № 6 (37).

10. Федерализм. Теория и история развития / Под ред. М.Н. Марченко. - М., 2000.

11. Чиркин В.Е. Государствоведение. - М., 2012 - Гл. 8, 9, 10, 11.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.028)


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

24. Внутренние функции современных демократических государств социальной ориентации.


  • гуманистическая означает создание и функционирование системы органов охраны и защиты прав человека

  • экологическая означает создание и функционирование системы мер по охране окружающей среды, направленной на обеспечение экологической безопасности человека

  • социальная означает создание органов и мер по охране здоровья, организации образования, транспорта, связи; оказание социальной помощи социально незащищенным слоям населения

  • культурно-воспитательная означает поддержку государством культурных учреждений, спортивных учреждений и др.

  • хозяйственно-организаторская означает организацию государством производства, распределения материальных благ в государственном секторе экономики

  • хозяйственно-стимулирующая означает предоставление различных льгот государством предприятиям частного и коллективного сектора экономики

  • научно-организаторская означает поддержку государством развития фундаментальных отраслей научного знания

  • налоговая означает взимание налогов и сборов, необходимых для осуществления всех других функций государства

  • выявление и согласование интересов различных социальных групп

  • охрана законности и правопорядка

25. Внешние функции современных демократических государств социальной ориентации.


  • гуманистическая означает участие государства в системе международных органов по защите прав человека

  • экологическая означает участие государства в международной системе охраны окружающей среды

  • оказание помощи населению других государств в чрезвычайных ситуациях

  • участие государства в мировой экономической системе на основе кооперации и специализации труда

  • участие государств в решении глобальных экономических проблем (энергообеспечение, использование космоса в экономических целях, использование ресурсов мирового океана и др.)

  • оборона страны

  • поддержка и развитие международных отношений с другими государствами на основе принципов п норм международного права

  • участие государства в поддержании международного правопорядка (н-р, участие в миротворческих силах)

26. Понятие и основные черты гражданского общества.

Гражданское общество – это система связей, отношений между свободными и равноправными людьми и их объединениями, которые имеют реальную возможность участвовать во всех сферах жизни общества.

1) субъектами гражданского общества являются люди и их объединения

Государство не является субъектом гражданского общества, однако гражданское общество формирует государство и контролирует его деятельность

2) равноправие субъектов гражданского общества

3) признание человека и его прав высшей социальной ценностью

4) экономический плюрализм

5) политический плюрализм

6) идеологический плюрализм

Гражданское общество, как и любое другое общество, нуждается в управлении.

27. Социальное правовое демократическое государство как организация публичной власти гражданского общества, его понятие и сущность.

Социальное правовое демократическое государство – это организация публичной власти гражданского общества, которая обеспечивает надлежащее функционирование всех его подсистем, а также юридически равные возможности для каждого человека.

Сущность СПДГ состоит в обеспечении приоритета общесоциальной сущности над групповой.

22. Понятие и виды принципов объективного юридического права демократических государств социальной ориентации. Принципы современного российского права.

Принципы права – это нормативные начала объективного юридического права, которые определяют содержание и направленность правового регулирования.

Принципы права отражают закономерности существования и развития общесоциального права, а также государственно-правовые закономерности.

1) они закрепляются в объективном юридическом праве


  1. текстовой (они текстуально выражены в различных формах права)

  2. смысловой (текстуально не сформулированы; принципы права выводятся логическим путем из совокупности юридических норм: н-р, принцип единства прав и обязанностей)

3) принципы права являются регуляторами поведения субъектов опосредованно через нормы права или непосредственно (когда существуют пробелы, коллизии в системе форм права)


  • принципы международного права (распространяют действие на всю систему международного права). Н-р, принцип равенства государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств, принцип уважения прав человека.

  • общеправовые принципы (распространяют свое действие на всю систему национального права).

Принцип демократизма, его характеризуют показатели: а) закрепление в праве общих интересов для всего общества в целом; б) закрепление в праве согласованных интересов различных социальных групп.

Принцип справедливости означает соразмерность между явлениями, подлежащих правовой регламентации. Проявляется между мерой труда и оплатой труда, между мерой юридической ответственности и тяжестью правонарушения.


  • отраслевые принципы национального права (распространяют свое действие на конкретную отрасль права). Н-р, принцип презумпции вины в гражданском праве.

  • межотраслевые принципы национального права (действуют в рамках нескольких отраслей права). Н-р, принцип гласности, принцип состязательности сторон, принцип равенства сторон в арбитражном гражданском, уголовном процессуальном праве.

  • общечеловеческие принципы права (были сформированы в результате развития правовой культуры всего человечества). Н-р, принцип дозволено все, что не запрещено; принцип дозволено только то, что прямо указано в законе (для государства и его органов); принцип презумпции вины в гражданском праве; принцип презумпции невиновности в уголовном и административном праве; принцип формального равенства одноименных субъектов.

  • типологические принципы права (сформировались в пределах определенного типа права.

Принципы современного российского права.

1. Принцип демократизма–закрепление в праве общих интересов для всего общества в целом; закрепление в праве согласованных интересов различных социальных групп. Законодательное предоставление возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих нормативных актов, реально использовать все формы демократии.

2. Принцип равноправия (равенство всех перед законом) . Этот принцип закреплен Конституции РФ. Провозглашается равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные спои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

3. Принцип гуманизма – официальное признание прав человека; закрепление равенства прав людей, а также гарантированность государством прав человека.

4. Принцип законности – выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

5. Принцип формального равенства одноименных субъектов , показателями которого являются равные права и обязанности одноименных субъектов; равная правосубъектность таких субъектов; их равенство перед законом и судом.

6. Принцип справедливости означает соразмерность между явлениями, подлежащих правовой регламентации. Проявляется между мерой труда и оплатой труда, между мерой юридической ответственности и тяжестью правонарушения.

7. Принцип единства прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в взаимосвязи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. Говорить о реальности какого-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему юридической обязанности.

8. Принцип недопустимости обратного действия закона можно определить как действие закона во времени, при котором он не распространяется на факты, имевшие место до вступления его в законную силу.

9. Принцип презумпции невиновности – каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена приговором суда.

10. Принцип презумпции вины – обвиняемый считается виновным до тех пор, пока он не докажет свою невиновность. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: