Виды коррупционных преступлений совершаемых против правосудия объективные и субъективные признаки

Обновлено: 25.04.2024

В настоящее время вопросы коррупционного характера в России стоят как никогда остро и актуально, уровень коррупционной деятельности, к сожалению, растет с каждым годом.

Вместе с тем, в современном обществе борьба с коррупцией становится еще более востребованной.

Действительно, коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить все ее существенные признаки.

Коррупции - (от лат. corruptio — подкуп) «прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

Характерные признаки коррупции:

- использование публичным должностным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;

- получение неправомерных выгод как имущественного, так и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица, а равно незаконное предоставление такой выгоды физическим или юридическим лицом должностному лицу, в своих интересах, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица.

В юридической литературе к коррупционным проявлениям в деятельности государственных служащих отнесены:

- использование своих служебных полномочий при решении разнообразных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей служащего либо его родственников;

- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении на работу/на государственную службу и дальнейшем продвижении по службе;

- неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также в оказании содействия в осуществлении предпринимательской деятельности в ущерб установленном порядку;

- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

- требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законом;

- нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц;

- дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий.

Особо следует сказать о подарках. Наверное, если даже не каждый первый, то каждый второй гражданин, делал так называемые подарки, и может быть не всегда из корыстных интересах, а благодарности ради.

Между тем, законом четко установлено, что теперь не только государственный/муниципальный служащий, но и должностные лица при выполнении должностных обязанностей не вправе получать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей, вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются и должны признаваться в соответствии с локальными актами учреждений и организаций соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации/муниципальной собственностью и передаются служащим /должностным лицом по акту в орган, в котором он трудоустроен, за исключением случаев, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Гражданский служащий, должностное лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Может быть, некоторые из перечисленных явлений является нормальным бытовым фактом, но следует знать, что данные проявления влекут за собой установленную законом ответственность.

Тот же подарок в благодарность государственному, муниципальному служащему или должностному лицу может быть расценен как взятка.

Важно понимать, что к коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса РФ),

получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса РФ),

злоупотребление полномочиями (статья 201 Уголовного кодекса РФ),

коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса РФ),

злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса РФ, а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше.

Санкции вышеуказанных статей предусматривают как штрафы в размере от 80 до 500 000 рублей, так и лишение свободы на длительные сроки от 3 до 12 лет, а также конфискацию имущества.

По ряду уголовно-правовых составов, и прежде всего по коррупционным преступлениям, предусматривается наказания в виде конфискации имущества.

Статья 13 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусматривает не только уголовную, но и административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

Согласно ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (в данном случае речь может идти и предоставлении ежегодных справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Безнаказанность за совершение коррупционных административных правонарушений порождает коррупционную преступность.

Под административным правонарушением коррупционной направленности признаются и нарушения в сфере распоряжения бюджетными средствами.

Так, за нецелевое использование бюджетных средств (статья 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) предусмотрена административная ответственность, однако если нецелевое расходование совершено в крупном размере (превышает 1 миллион пятьсот тысяч рублей), то наступает уголовная ответственность по статье 285.1 Уголовного кодекса РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств».

Отличительная особенность административных правонарушений от преступлений коррупционной направленности состоит также в возможности совершения некоторых правонарушений не только с прямым умыслом, но и по неосторожности, например, по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)». Законом предусмотрено, что в течение двух лет при заключении с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) работодатель обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

При этом Верховный Суд Российской Федерации исходит из следующего.

Статьей 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое 5 обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что трудоустройство бывшего государственного (муниципального) служащего в такое учреждение, равно как и заключение с ним гражданско-правового договора, не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью на государственной (муниципальной) службе.

Под дисциплинарным проступком коррупционной направленности подразумевается такой вид правонарушения как использование государственным служащим своего статуса для получения преимуществ вопреки интересам государства, общества, граждан или организаций с нарушением (или без такового) нормативно установленного порядка несения службы, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание.

Например, антикоррупционное законодательство устанавливает обязанность государственных служащих уведомлять обо всех обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение государственным служащим этой должностной обязанности влечет его увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае это будет, прежде всего, дисциплинарная ответственность.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности.

Противоправность действий или бездействия работников означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным правовым актам, в том числе положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям.

Дисциплинарным проступком могут быть признаны только такие противоправные действия (бездействие) работника, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей.

При этом, право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.

Если коррупционным правонарушением причинен имущественный ущерб физическим или юридическим лицам, последние могут обратиться в суд с требованием возмещения ущерба в порядке статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также хотелось бы обратить внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 13.3 ФЗ от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено положение, согласно которому все организации независимо от формы собственности обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Частью 2 ст. 13.3 указанного Закона, установлено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Таким образом, законодатель предоставил организации, в зависимости от специфики ее деятельности и организационно-правовой формы, иных особенностей, возможность выбора мер по предупреждению коррупции.

В принятых Локальных актах организации, учреждения по предотвращению коррупции должны быть закреплены Основы антикоррупционной политики и антикоррупционного поведения работников организации (в том числе запрет на получение подарков и другие меры, озвученные выше).


Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий… и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Существует несколько видов коррупционных преступлений:

1) собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия);

2) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия);

3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.

К собственно коррупционным преступлениям, по мнению названного автора, могут быть отнесены 6 уголовно наказуемых деяний:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

3) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

4) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

5) посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ);

6) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений:

1) воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ);

2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

4) провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ);

5) организация преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней) (ст. 210 УК РФ).

В соответствии Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупцией является злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Среди них наиболее опасным является взяточничество: ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) УК РФ. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Схожим по своим признакам с дачей и получением взятки, является коммерческий подкуп ст. 204 УК РФ. Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равное незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего, осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. В отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

К числу преступлений коррупционной направленности относятся факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.

Распространенными коррупционными преступлениями являются отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.

В случае если размер незаконного вознаграждения не превышает 10000 рублей, действия образуют состав преступления, предусмотренный ст. 204.2

УК РФ (мелкий коммерческий подкуп) и ст. 291.2 УК РФ (мелкое взятничество).

К преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки:

- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением);

- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

- наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

- совершение преступления с прямым умыслом.

Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.

При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.

Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.

Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.

Если получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное - 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет.

Максимальная уголовная ответственность за ряд коррупционных преступлений:

- коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) - лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 6 лет;

посредничество в коммерческом подкупе (статья 204.1 УК РФ) - лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 15-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

мелкий коммерческий подкуп (статья 204.2 УК РФ) - лишение свободы на срок до 1 года;

злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) - лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

получение взятки (статья 290 УК РФ) - лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет или без такового;

дача взятки (статья 291 УК РФ) - лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере до 70- кратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет;

посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ) - лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 30-кратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;

мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ) - лишение свободы на срок до 3 лет;

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна, и, разумеется, не все формы коррупционного поведения подпадают под понятие преступления.

Основные составы преступлений коррупционной направленности перечислены в Федеральном законе «О противодействии коррупции», где указано, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

В настоящее время утвержден перечень преступлений коррупционной направленности.

В соответствии с вышеприведенным перечнем к преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки:

- наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением);

- связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

- наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

- совершение преступления с прямым умыслом.

В частности, это дача взятки или коммерческого подкупа, где субъектом может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, независимо от занимаемой им должности либо вообще являющееся безработным.

К таким ситуациям относится и мошенничество, сопряженное с хищением чужого имущества под предлогом якобы его дальнейшей передачи уполномоченным должностным лицам в качестве взятки.

Законодательство в сфере противодействия коррупции постоянно совершенствуется и государством принимаются меры по ужесточению ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления.

Таким образом, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, также могут быть субъектами преступлений коррупционной направленности как должностные лица.


Лектор напомнила, какие преступления относятся к рассматриваемой сфере, дала характеристику каждому составу, выделила ряд их характерных признаков, а также рассмотрела особенности привлечения судей к уголовной ответственности по таким статьям.

Как сообщает пресс-служба ФПА, 7 апреля в ходе очередного вебинара Федеральной палаты адвокатов по повышению квалификации адвокатов с лекцией на тему «Преступления против правосудия, имеющие коррупционную направленность» выступила кандидат юридических наук, директор ООО «МаТИК. Яковлев и партнеры», доцент кафедры уголовного права МГЮА Анастасия Рагулина.

В начале своего выступления Анастасия Рагулина напомнила слушателям, что к рассматриваемым преступлениям относятся: воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ); угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст. 296 УК РФ); принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ); фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности (ч. 2 и 4 ст. 303 УК РФ); вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК РФ); заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (ст. 307 УК РФ); подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ). В ходе вебинара лектор дала характеристику каждому составу преступления в отдельности и привела примеры из судебной практики.

Анастасия Рагулина отметила, что совместное указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 12 июля 2019 г. № 487/11 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса РФ, используемых при формировании статистической отчетности» в числе иных закрепляет и перечень преступлений коррупционной направленности (перечень № 23).

Спикер выделила ряд признаков коррупционных преступлений против правосудия. Во-первых, эти преступления направлены против правосудия в широком смысле; их субъектами являются судьи, должностные лица правоохранительных органов. Во-вторых, должна прослеживаться связь деяния со служебным положением субъекта или его процессуальным статусом, а предоставленные субъекту полномочия – использоваться вопреки интересам правосудия. В-третьих, деяние должно быть совершено только с прямым умыслом, на основании корыстной мотивации или иной личной заинтересованности.

Эксперт уточнила, что распространенность корыстной мотивации в таких преступлениях подтверждается судебной практикой. Так, по данным ученого-процессуалиста, доцента кафедры судебной деятельности УрГЮУ Натальи Романенко, около 80% преступлений судей, связанных с их профессиональной деятельностью, имеют корыстную цель. «Тот факт, что в конструкции составов отсутствует упоминание о корыстной или иной личной заинтересованности, не позволяет в должной мере учитывать коррупционный фактор при решении вопросов уголовной ответственности», – добавила Анастасия Рагулина.

Она обратила внимание на то, что формулировка диспозиций ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности) не учитывает возможность совершения соответствующих деяний судьями и рядом иных должностных лиц правоохранительных органов, не указанных в данной статье УК РФ. Вместе с тем, как заметила эксперт, фальсификация доказательств, совершаемая судьей, безусловно, наносит больший вред интересам правосудия, нежели аналогичное преступление, совершаемое участником гражданского или уголовного судопроизводства.

Также не предусмотрены особенности уголовной ответственности судей за подкуп или принуждение участников процесса, в частности в целях дачи ими ложных показаний, заключения по ст. 309 УК РФ. «Как показывает судебная практика, это одна из самых малочисленных групп преступлений по числу осужденных. Это объясняется сложностью доказывания по уголовным делам о таких преступных посягательствах, ошибками, допускаемыми при квалификации указанных деяний, а также несовершенством уголовно-правовых запретов в сфере посягательства на интересы правосудия», – разъяснила лектор.

Анастасия Рагулина остановилась на аспекте соотношения должностных преступлений и преступлений против правосудия. По ее словам, в правоприменительной практике возникает много вопросов, связанных с отграничением преступлений против правосудия от иных преступлений, посягающих на правосудие как на дополнительный объект. Эти деяния в первую очередь направлены против интересов государственной службы (взяточничество, халатность и другие) либо против порядка управления (например, подделка документов).

Эксперт подчеркнула, что совершение преступлений против правосудия может быть сопряжено с подкупом соответствующих должностных лиц суда и иных правоохранительных органов. Например, незаконное освобождение от уголовной ответственности путем вынесения следователем постановления о прекращении уголовного дела за взятку; вмешательство в осуществление правосудия, сопряженное с предложением или передачей взятки судье. В таких случаях содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 290 и 300, ч. 1 ст. 294 УК РФ. Вместе с тем, как показывает анализ судебной практики, чаще всего действия должностных лиц, совершивших преступления в сфере правосудия, сопряженные со взяточничеством по службе, квалифицируются только как получение взятки (ст. 290 УК РФ).

Говоря о потерпевшем в рассматриваемых преступлениях, Анастасия Рагулина обратила внимание на то, что в главе 31 УК РФ законодателем не предусмотрено понятие «адвокат», вместо него используется понятие «защитник». В ст. 294, 295, 296 и 298.1 УК РФ устанавливается уголовно-правовая охрана деятельности профессиональных участников судопроизводства. Например, прокурор назван прокурором, а не государственным обвинителем. «Получается, что прокурор, в отличие от адвоката, законодателем защищен при его работе по всем делам, а не только по уголовным. Более того, деятельность адвоката на сегодняшний день охраняется не в должной мере в сравнении с другими участниками судопроизводства, что на сегодняшний день нельзя признать справедливым и правильным», – считает Анастасия Рагулина. Она напомнила, что ч. 2 ст. 294 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию. В то же время указанная статья не предусматривает уголовную ответственность за незаконное вмешательство в тех же целях в деятельность адвоката.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: