Является ли суд режимным объектом

Обновлено: 27.03.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Особо важные и режимные объекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Особо важные и режимные объекты

Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Установление в документах по закупке требования о наличии у участников лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 государственную тайну составляют в том числе сведения в военной области о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов. Одним из структурных подразделений заказчика является воинская часть, что подтверждает статус режимного объекта.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Войска национальной гвардии Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) - охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;

Нормативные акты: Особо важные и режимные объекты

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
(ред. от 01.04.2022)
"О войсках национальной гвардии Российской Федерации" 8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;

Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248
(ред. от 06.06.2022)
"Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" г) на районном уровне - управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным территориям, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управления, отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы, отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".

В соответствии с п. 2Указа Президента РФ от 24.01.1998 N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" режимные объекты - это военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Согласно п. 3 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, режимные объекты - это объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.

Таким образом, основным признаком режимного объекта является необходимость соблюдения связанной с ним и его функционированием государственной тайны.

На основании п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" государственную тайну, в частности, составляют сведения в военной области о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов.

Охрана таких объектов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, возложена на войска национальной гвардии (п. 8 ст. 2Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").

К примеру, распоряжением Правительства РФ от 04.05.2017 N 862-р утвержден Переченьобъектов использования атомной энергии, в целях повышения уровня антитеррористической защищенности которых устанавливается зона безопасности с особым правовым режимом.

Прокуратура
Новгородской области

Прокуратура Новгородской области

1 апреля 2020, 00:00

Какие объекты являются режимными?

В соответствии с п. 2Указа Президента РФ от 24.01.1998 N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" режимные объекты - это военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Согласно п. 3 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, режимные объекты - это объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.

Таким образом, основным признаком режимного объекта является необходимость соблюдения связанной с ним и его функционированием государственной тайны.

На основании п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" государственную тайну, в частности, составляют сведения в военной области о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов.

Охрана таких объектов в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, возложена на войска национальной гвардии (п. 8 ст. 2Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").

К примеру, распоряжением Правительства РФ от 04.05.2017 N 862-р утвержден Переченьобъектов использования атомной энергии, в целях повышения уровня антитеррористической защищенности которых устанавливается зона безопасности с особым правовым режимом.

На первом в 2021 г. заседании Совет Адвокатской палаты Челябинской области (далее – АПЧО) рассмотрел и утвердил Рекомендации Комиссии по защите прав адвокатов АПЧО по вопросу о досмотре (осмотре) адвокатов при входе в здания судов (далее – Рекомендации). По мнению президента АПЧО Ивана Казакова, Рекомендации будут способствовать «правильному пониманию адвокатами нормативных актов, регламентирующих организацию и порядок доступа в здания судов и иных режимных объектов, и устранению возникновения конфликтных ситуаций с судебными приставами в будущем». Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина оценила Рекомендации как полезные и своевременные. «Федеральная палата адвокатов РФ собирает и изучает подобную практику, чтобы в дальнейшем рассмотреть вопрос о подготовке единых федеральных рекомендаций для адвокатов», – отметила она.

Как сообщила пресс-служба АПЧО, необходимость разработки Рекомендаций была вызвана следующими событиями. В декабре 2020 г. в палату поступили обращения нескольких адвокатов, в которых указывалось на случаи нарушения их профессиональных прав, связанные с осуществлением приставами в целях обеспечения установленного порядка деятельности судов действий, направленных на досмотр (осмотр) личных вещей адвокатов при входе в здания судов.

Президент АПЧО Иван Казаков направил обращение в адрес руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее – УФССП) Юлии Третьяковой с требованием дать правовое обоснование необходимости проведения досмотра адвокатов при посещении ими судов для осуществления профессиональной деятельности. Он напомнил, что адвокаты, посещая суды для осуществления адвокатской деятельности в целях защиты интересов своих доверителей, располагают документами, в которых имеется информация, содержащая адвокатскую тайну.

В ответе УФССП на обращение президента АПЧО было указано на отсутствие в действиях судебных приставов нарушений положений ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», поскольку эти действия не связаны с получением либо распространением сведений, имеющих отношение к оказанию адвокатом юридической помощи своему доверителю и являющихся адвокатской тайной.

Кроме того, в ответе УФССП сообщалось, что действия судебных приставов носят предупредительный характер и направлены на обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также обеспечение прав граждан на охрану жизни и здоровья.

УФССП сделало вывод о том, что наличие статуса адвоката не может являться основанием для освобождения адвоката от соблюдения правил поведения в зданиях (помещениях) суда, а равно как и от выполнения установленных требований пропускного режима в зданиях (помещениях) судов.

В АПЧО отмечают, что проблема соблюдения баланса личных и публичных интересов при проведении досмотра (осмотра) адвокатов при входе в здания судов не является новой. Несмотря на то что пока можно констатировать лишь единичные случаи, вызывающие конфликты адвокатов с сотрудниками органов принудительного исполнения по данному вопросу, Комиссией по защите прав адвокатов АПЧО определены границы нормативного правового регулирования подобных случаев и даны соответствующие рекомендации адвокатам.

Рекомендации основаны на анализе нормативных правовых актов, устанавливающих пропускной режим в здания судов, нормативных правовых актов, устанавливающих статус адвоката и режим адвокатской тайны, учитывают содержание локальных актов, устанавливающих пропускной режим в здания судов, следуют судебным правовым позициям Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по рассматриваемому вопросу. Помимо этого Рекомендации согласуются с ранее принятыми позициями адвокатского сообщества по рассматриваемому вопросу и учитывают имеющуюся судебную практику в различных регионах России по рассматриваемой проблеме.

Президент АПЧО Иван Казаков пояснил, что «отчасти, конфликтная ситуация возникла из-за “завышенных” запросов со стороны некоторых адвокатов, чьи требования выражались в недопустимости досмотра адвокатов при входе в здания судов». Он отметил, что такая позиция противоречит нормативным актам, которые регламентируют организацию порядка доступа в здания судов и соответствующих режимных объектов.

«Я считаю, что Рекомендации Комиссии по защите прав адвокатов АПЧО по вопросу о досмотре адвокатов при входе в здания судов будут способствовать правильному пониманию адвокатами нормативных актов, регламентирующих организацию и порядок доступа в здания судов и иных режимных объектов, и устранению возникновения конфликтных ситуаций с судебными приставами в будущем», – заключил Иван Казаков.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Светлана Володина сообщила пресс-службе ФПА РФ, что Рекомендации Комиссии по защите прав адвокатов АПЧО можно назвать полезными и своевременными. «Проблема, на решение которой они направлены, прежде касалась только Москвы и Санкт-Петербурга. Как мы видим, сейчас она затрагивает и другие регионы. Федеральная палата адвокатов РФ собирает и изучает подобную практику, чтобы в дальнейшем рассмотреть вопрос о подготовке единых федеральных рекомендаций для адвокатов», – отметила она.

Режимные объекты: что это и на какие виды делятся

Правительство Российской Федерации ответственно за сохранность территорий, имеющих особую ценность, и информации, составляющей государственную тайну. Режимный объект – это зона, на которой действуют особые пропускные условия для обеспечения повышенных мер безопасности. В закрытой зоне запрещены видеосъемка и фотографирование.

Значение режимного объекта

Все строения и территории России относят к одному из 4 типов:

  • не режимные;
  • режимные;
  • особорежимные;
  • особо важные.

Важными считаются предприятия и территории, внесенные в перечень, утверждаемый Правительством (Постановление). Региональные власти имеют право дополнять список.

Определение «режимный объект» по закону

В указе Президента РФ № 61 от 24.01.98 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» говорится, что режимный объект – это специальная или военная территория, компании и организации, функционирование которых невозможно без дополнительных мер безопасности.

Процедура получения статуса

Режимное предприятие – это завод, получивший в ФСБ лицензию на допуск к секретным материалам. Этапы создания особого отдела:

  • внести изменения в устав, кадровый состав, скорректировать виды экономической деятельности;
  • создать секретную комнату, достаточно защищенную для безопасной работы с документами;
  • закупить оборудование, установить программное обеспечение;
  • получить Акт обследования помещений;
  • согласовать открытие отдела с ФСБ;
  • получить лицензию.

Программное обеспечение

Можно передать делопроизводство сторонней фирме, имеющей разрешение на работу с гостайной. В этом случае при получении лицензии в ФСБ предоставляется копия договора.

Режимными объектами являются:

  • территории, принадлежащие МВД и «оборонке»;
  • промышленные предприятия стратегического назначения;
  • транспортные узлы;
  • хранилища нефтепродуктов, лекарств, наркотиков, оружия, ядовитых и взрывчатых веществ;
  • объекты, представляющие собой историческую ценность или культурное наследие;
  • некоторые природные территории.

Могут относится к режимным объектам РФ организации, работа которых связана с военными разработками, энергетикой (тепловой, атомной и д.р.). Социально значимые учреждения (детские сады, школы, больницы, котельные) подлежат обязательной охране, но это не означает, что их считают режимными объектами. На охраняемой территории могут находиться посторонние и вести съемку.

Кто допускается к секретным данным

Доступ на особо режимный объект можно получить после прохождения проверки. Проверяемое лицо дает разрешение уполномоченному органу получать сведения, касающиеся личной жизни. Объем проверяемой информации зависит от степени секретности. Решение о не предоставлении допуска подлежит обжалованию в суде.

Секретный объект

С допущенными к гостайне гражданскими и должностными лицами заключается контракт. Работа на предприятии с особым режимом сопровождается ущемлением прав человека. Сотрудникам, оформившим секретность, запрещают выезд за рубеж. Ограничения продолжают действовать некоторое время после расторжения договора. Статус «невыездного» сохраняется на несколько лет. Компенсируются ограничения надбавкой к зарплате.

Кто обеспечивает защиту

Безопасность на режимных объектах по законодательству обеспечивают:

  • Служба внешней разведки.
  • ФСБ.
  • Межведомственные комиссии. Орган осуществляет надзор за исполнением всех требований и координирует действия различных представителей власти.
  • Министерство обороны.
  • Федеральное агентство правительственной связи и информации.
  • Вневедомственный отдел полиции (УВО Росгвардии).
  • Специальные подразделения.

Камера видеонаблюдения

Взять запретную зону под охрану могут частные охранные предприятия, получившие лицензию ФСБ. Разрешительный документ активен 5 лет. Без его продления договор со службой безопасности будет расторгнут. Сотрудники специализированных ЧОПов проходят подготовку, сдачу физических нормативов и психологических тестов.

Охранные мероприятия

Обеспечение должной безопасности включает в себя:

  • проведение антитеррористических учений и других мероприятий;
  • внедрение технических программ, предотвращающих промышленный шпионаж;
  • предупреждение внештатных ситуаций, угрожающих сохранности гостайны или жизни сотрудников.

Объект с особым режимом не возьмут под охрану, пока не будет проведен аудит. В результате экспертной проверки определяются слабые места. Организация, ответственная за безопасность, выдает предписания, обязательные для исполнения:

  • по размещению охранного оборудования;
  • по строительству защитных сооружений;
  • по организации контрольно-пропускного режима;
  • по предотвращению утечек секретной информации.

Безопасность данных

Режимные требования перечислены в Приказе Министерства Юстиции РФ № 178 от 03.09.2007. Сотрудники охранного предприятия осуществляют круглосуточную физическую охрану объекта, сменяясь по установленному графику, разъясняют гражданским лицам порядок действий при возникновении внештатных ситуаций.

Режимные объекты должны соответствующим образом охраняться. Сотрудники отдела безопасности предотвращают проникновение на закрытую территорию посторонних, снижают террористическую угрозу, следят за отсутствием утечек секретной информации.

Кто-то говорит, что здание МВД это режимный объект и съемка запрещена. Кто-то что разрешена.

Кто компетентен в этом вопросе, прошу помочь.

Запретов на это законодательство не содержит. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.

Да но речь идет о режимном объекте (отделение МВД). Вот ролик где человека осудили совсем недавно за съемку отделения МВД и суд назначил наказание штраф 15.000р.

В зданиях министерства внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. № 3-1, устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съемку. Но это касается лишь съемки относящихся к государственной тайне моментов. Если беседа с сотрудником полиции содержала в себе таковую, то да, но а запрете Вас должны были предупредить.

А так, за данное действие можно быть привлеченном только к ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни, либо за съемку специальным оборудованием

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации — (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации
(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)
Незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: