Является ли государственная программа расходным обязательством

Обновлено: 25.04.2024

от 30 сентября 2014 года N 09-05-05/48843

[О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных муниципальных программ]

Приложение

Методические рекомендации по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ

Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью методологического обеспечения перехода к составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ.

I. Общие положения

1. В целях настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:

государственная программа субъекта Российской Федерации (далее также - государственная программа) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;

ответственный исполнитель государственной программы - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный ответственным исполнителем государственной программы и являющийся ответственным за разработку и реализацию государственной программы;

ответственный исполнитель муниципальной программы - орган местного самоуправления муниципального образования, определенный ответственным исполнителем муниципальной программы и являющийся ответственным за разработку и реализацию муниципальной программы;

основные параметры государственной (муниципальной) программы - цели, задачи, основные мероприятия, конечные результаты реализации государственной (муниципальной) программы, непосредственные результаты реализации основных мероприятий, сроки их достижения, объем ресурсов.

Положения статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов). Вопросы определения порядка формирования и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), сроки их реализации, отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования).

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования) самостоятельно принимает решение о системе и составе участвующих в разработке и реализации государственной (муниципальной) программы.

3. Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" установлено, что государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации и стратегий социально-экономического развития макрорегионов, на период, определяемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальные программы рекомендуется разрабатывать в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития муниципального образования, с учетом положений программных документов, иных правовых актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности.

Государственные программы субъекта Российской Федерации, необходимые для реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и включаются в перечень государственных программ субъекта Российской Федерации.

Перечень государственных программ субъекта Российской Федерации утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На муниципальном уровне рекомендуется разработку муниципальных программ осуществлять на основании перечня муниципальных программ, утверждаемого местной администрацией муниципального образования.

4. Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 183-ФЗ "О внесении изменений в статьи 179 и 184_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" устанавливается обязательность перехода на программный принцип составления бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вопрос составления бюджетов муниципальных образований на основе муниципальных программ отнесен к полномочиям субъекта Российской Федерации. Положения новых пунктов статьи 184_1 Бюджетного кодекса применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, начиная с бюджетов на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

При этом обязательность перехода на составление местных бюджетов на основе муниципальных программ устанавливается только при условии составления и утверждения местного бюджета сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

5. Согласно статье 21 Бюджетного кодекса, целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами, не включенными в государственные (муниципальные) программы направлениями деятельности органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (непрограммные направления деятельности), и (или) расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Исходя из положений приказа Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" структура кода целевой статьи расходов соответствующего бюджета устанавливается финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации (финансовым органом муниципального образования) с учетом обязательности сохранения кода направления расходов бюджета (4-7 разряды кода целевой статьи расходов).

6. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Учитывая указанную норму, а также положения статей 84, 85, 86 Бюджетного кодекса, расходные обязательства возникают в результате принятия законов, иных нормативных правовых актов, заключения договоров или соглашений, с указанием в них:

а) конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов - физических или юридических лиц (категорий указанных лиц), публично-правовых образований, субъектов международного права;

б) объемов предоставляемых ресурсов, либо порядок определения таких объемов.

Государственные (муниципальные) программы сами по себе расходных обязательств не порождают, поскольку не соответствуют указанным требованиям, в том числе не устанавливают конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов.

Государственные (муниципальные) программы являются документом планирования бюджетных ассигнований во взаимосвязи с ожидаемыми результатами их использования. В этой связи параметры ресурсного обеспечения государственных (муниципальных) программ, исходя из положений статьи 174.2 Бюджетного кодекса, включают объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств (обусловленных уже принятыми нормативными правовыми актами, заключенными контрактами, международными договорами и соглашениями, иными аналогичными документами), а также предполагаемые объемы бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств (обусловленных законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде).

II. Структура государственной (муниципальной) программы

7. При определении структуры государственной (муниципальной) программы рекомендуется учитывать структуру исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления муниципального образования) и организационно-правовые отношения между ними (полномочия, ответственность и порядок взаимодействия), а также практику применения программно-целевых инструментов.

8. Структура государственной (муниципальной) программы должна быть сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам государственной (муниципальной) программы, что позволит в дальнейшем провести оценку эффективности бюджетных расходов на реализацию программы.

В рамках государственных (муниципальных) программ рекомендуется формулировать одну цель, которая должна соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствующей сфере и определять конечные результаты реализации государственной (муниципальной) программы.

Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не предусматривающей специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов ее достижения.

Достижение цели обеспечивается решением задач государственной (муниципальной) программы. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.

В случае формирования в структуре государственной (муниципальной) программы подпрограмм, как комплекса взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий и инструментов, рекомендуется применять следующий подход к целеполаганию: решение задачи программы является целью подпрограммы, решение задачи подпрограммы осуществляется посредством реализации конкретного мероприятия (основного мероприятия). При этом реализация конкретной задачи государственной (муниципальной) программы осуществляется в рамках соответствующей подпрограммы.

Набор мероприятий (основных мероприятий) должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы с учетом реализации мер государственного и правового регулирования, предусмотренных в рамках подпрограммы. Задачи подпрограммы не должны дублировать задачи государственной (муниципальной) программы.

9. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения и решения. Для этого рекомендуется сформировать показатели (индикаторы) исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач государственной (муниципальной) программы.

Показатели (индикаторы) приводятся по государственной (муниципальной) программе и каждой подпрограмме государственной (муниципальной) программы (при их наличии).

Систему показателей (индикаторов) следует выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче государственной (муниципальной) программы (подпрограммы - при наличии) был сформирован как минимум один индикатор, характеризующий ее решение.

В число используемых показателей (индикаторов) целесообразно включать:

а) показатели, содержащиеся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606;

б) показатели для оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами субъекта Российской Федерации:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 570-р об утверждении перечня показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 2256-р об утверждении показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации.

в) показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, определенные правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, правовыми актами муниципального образования:

г) показатели (индикаторы) государственных программ Российской Федерации, реализуемых в соответствующей сфере деятельности, предусмотренные для субъектов Российской Федерации;

д) показатели (индикаторы) государственных программ субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствующей сфере деятельности, предусмотренные для муниципальных образований;

е) сводные показатели государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

В государственных (муниципальных) программах рекомендуется учитывать влияние на показатели (индикаторы) всех инструментов государственной (муниципальной) политики: применение налоговых льгот (налоговые льготы рассматриваются в качестве "налоговых расходов"), мер тарифного регулирования, нормативного регулирования, участия в управлении организациями и предприятиями и т.п.

10. При разработке государственных (муниципальных) программ также рекомендуется:

формирование мероприятий государственных (муниципальных) программ на принципах проектного управления, что предполагает обязательность обоснования выбора форм и механизмов финансирования реализации конкретных мероприятий (включая возможность их реализации без использования средств соответствующего бюджета либо целесообразность применения механизмов государственно-частного партнерства);

формирование обоснованных методик оценки эффективности государственных (муниципальных) программ, в том числе в части эффективности бюджетных расходов;

наличие нормы обязательной корректировки государственных (муниципальных) программ, имеющих низкие оценки эффективности по итогам отчетного года, а также порядка учета результатов оценки эффективности при составлении проекта бюджета и уточнении оценки расходов на более отдаленную перспективу;

отражение в государственных (муниципальных) программах иных инструментов программно-целевого метода планирования, в целях обеспечения возможности полноценного учета соответствия мероприятий при составлении бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

11. В целях реализации принципа прозрачности и открытости разработанные государственные (муниципальные) программы следует утверждать и представлять в доступной и понятной форме. Для обеспечения доступности и компактности данных при необходимости рекомендуется разделение государственной (муниципальной) программы на утверждаемую часть и дополнительные (обосновывающие) материалы.

III. Финансовое обеспечение реализации государственной (муниципальной) программы

12. Государственные (муниципальные) программы рекомендуется формировать в едином варианте финансового обеспечения, обоснованном с точки зрения достижения поставленных целей и для реализации которого имеются необходимые ресурсы.

Рекомендуется исходить из того, что финансовое обеспечение реализации государственных программ субъекта Российской Федерации в части расходных обязательств субъекта Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства финансов РФ от 12 сентября 2013 г. № 02-16-03/37757 О формировании, утверждении и реализации государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ


Обзор документа

Письмо Министерства финансов РФ от 12 сентября 2013 г. № 02-16-03/37757 О формировании, утверждении и реализации государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ

Министерство финансов Российской Федерации в связи с обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам формирования, утверждения и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (далее - государственные (муниципальные) программы) и в дополнение к письмам от 17 июня 2013 г. № 02-16-03/22554 и от 5 июля 2013 г. № 02-16-03/26124 сообщает следующее.

1. По вопросу отнесения актов об утверждении государственных (муниципальных) программ к актам, обуславливающим расходные обязательства субъекта Российской Федерации Российской Федерации (муниципального образования).

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Государственные (муниципальные) программы по своему содержанию являются формой планирования и организации деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), в рамках которой консолидируются мероприятия по достижению целей и решению задач соответствующих направлений социально-экономического развития.

Включение в государственные (муниципальные) программы планируемых мероприятий не порождает обязанности публично-правового образования предоставить средства соответствующего бюджета физическим или юридическим лицам, публично-правовым образованиям, субъектам международного права, а отражает намерение органов исполнительной власти по осуществлению указанных мероприятий и соответствующую финансовую оценку их реализации.

В отношении мероприятий, предусмотренных в государственной (муниципальной) программе в целях реализации положений нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), возможно включение в программу отсылочных норм на соответствующие положения таких актов.

Исходя из вышеизложенного, государственные (муниципальные) программы, вне зависимости от вида утвердившего их акта (нормативного правого акта или иного акта), не являются документами, влекущими возникновение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Исключением, по мнению Минфина России, может быть ситуация, когда государственная (муниципальная) программа, утвержденная нормативным правовым актом, определяет размеры законодательно обусловленных публичных нормативных обязательств или устанавливает порядок их индексации, и является, таким образом, основанием возникновения указанных обязательств.

2. По вопросу корректировки объемов финансового обеспечения реализации государственных (муниципальных) программ.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных (муниципальных) программ в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждается законом (решением) о бюджете.

Указанную норму следует рассматривать в совокупности с положениями абзаца четвертого указанного пункта, устанавливающими необходимость приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете в двухмесячный срок со дня вступления его в силу.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность ежегодного уточнения параметров финансового обеспечения реализации государственных (муниципальных) программ в рамках процедур формирования и утверждения бюджета.

Одновременно с этим пунктом 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается необходимость ежегодной оценки эффективности реализации государственных (муниципальных) программ, по результатам которой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной государственной (муниципальной) программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение ее реализации.

Поскольку регулирование вопросов формирования и реализации государственных программ Российской Федерации основывается на нормах, аналогичных ранее действовавшим в Бюджетном кодексе Российской Федерации положениям о долгосрочных целевых программах, изложенное в полной мере относится и к долгосрочным целевым программам.

Обзор документа

Разъяснено, что государственные (муниципальные) программы не являются документами, влекущими возникновение расходных обязательств региона (муниципального образования).

Исключение - утвержденная нормативным правовым актом программа определяет размеры законодательно обусловленных обязательств или устанавливает порядок их индексации.

Рассмотрен вопрос о корректировке объемов финансового обеспечения реализации программ.

БК РФ предусматривает возможность ежегодно уточнять параметры финансового обеспечения реализации мероприятий в рамках формирования и утверждения бюджета.

Одновременно установлена необходимость ежегодно оценивать эффективность реализации программ. По результатам может быть принято решение прекратить выполнение программы или внести в нее изменения. Речь также идет об уточнении объема ассигнований.

Поскольку регулирование вопросов формирования и реализации госпрограмм основывается на нормах, аналогичных ранее действовавшим в Кодексе положениям о долгосрочных целевых программах, изложенное в полной мере относится и к последним.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

1. По вопросу отнесения актов об утверждении государственных (муниципальных) программ к актам, обуславливающим расходные обязательства субъекта Российской Федерации Российской Федерации (муниципального образования).

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Государственные (муниципальные) программы по своему содержанию являются формой планирования и организации деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), в рамках которой консолидируются мероприятия по достижению целей и решению задач соответствующих направлений социально-экономического развития.

Включение в государственные (муниципальные) программы планируемых мероприятий не порождает обязанности публично-правового образования предоставить средства соответствующего бюджета физическим или юридическим лицам, публично-правовым образованиям, субъектам международного права, а отражает намерение органов исполнительной власти по осуществлению указанных мероприятий и соответствующую финансовую оценку их реализации.

В отношении мероприятий, предусмотренных в государственной (муниципальной) программе в целях реализации положений нормативных правовых актов, устанавливающих расходные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), возможно включение в программу отсылочных норм на соответствующие положения таких актов.

Исходя из вышеизложенного, государственные (муниципальные) программы, вне зависимости от вида утвердившего их акта (нормативного правового акта или иного акта), не являются документами, влекущими возникновение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Исключением, по мнению Минфина России, может быть ситуация, когда государственная (муниципальная) программа, утвержденная нормативным правовым актом, определяет размеры законодательно обусловленных публичных нормативных обязательств или устанавливает порядок их индексации, и является, таким образом, основанием возникновения указанных обязательств.

БК РФ Статья 86. Расходные обязательства муниципального образования

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

(абзац введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих межбюджетных трансфертов, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета указанного муниципального образования.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 310-ФЗ)

3.2. Расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов полномочий исполнительно-распорядительных органов городских, сельских поселений, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы городских, сельских поселений не образуются, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 03.12.2012 N 244-ФЗ, в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;

(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе:

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Положения федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета (бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования) бюджетам субъектов Российской Федерации (бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования), должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

(в ред. Федеральных законов от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: