В чем выражается единство судебной системы рб

Обновлено: 02.05.2024

Судебная система, суды общей юрисдикции, судебная коллегия, президиум, инспектор президиума, секретарь судебного заседания, архивариус, консультант, заведующий канцелярией.

ЛЕКЦИЯ 5. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Основные понятия:

Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действующей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.

Ст. 109 Конституции гласит: “Судебная власть принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судоустройство определяется законом.

Образование чрезвычайных судов запрещается”.

Конкретизируя и развивая конституционные положения, Закон о судоустройстве и статусе судей в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом.

К общим судам закон относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; к хозяйственным – Высший хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов (последние в республике не образованы).

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами- могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

В апреле 1994 г. в Республике Беларусь начал функционировать и Конституционный Суд.

Таким образом, в отличие от прежней, судебной системы советского периода, действующая национальная судебная система предусматривает функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. включает общие, хозяйственные суды, а также Конституционный Суд Республики Беларусь.

Характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство, что прямо вытекает из ст.ст. 1 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей.

Единство действующей судебной системы Республики Беларусь проявляется в единстве задач судов, конституционных основ их организации и деятельности, в общеобязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, в применении всеми судами Конституции, законов, общепризнанных норм и принципов международного права; в единстве статуса судей; финансировании судов из средств государственного бюджета.

В Республике Беларусь действуют также Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

Наконец, особенностью судебной системы в нашей стране является также наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам (ст. 19 Закона о судоустройстве и статусе судей). Введением такой должности значительно уменьшена нагрузка судей этих судов, получивших возможность сосредоточиться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Кроме того, создан резерв для пополнения судейского корпуса выпускниками вузов, молодыми специалистами.

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что судебная система Республики Беларусь стала более современной, доступной, демократичной по сравнению с ранее действовавшей судебной системой БССР.

Действующая судебная система строится на следующих началах: 1. территориальность и специализация; 2. единство судебной системы; 3. инстанционность; 4. участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.

Составляющими частями или подсистемами судебной системы Республики Беларусь являются:

1) Конституционный Суд РБ;

2) Верховный Суд РБ с поднадзорными ему общими судами, включая военные суды;

Единство судебной системы Республики Беларусь обеспечивается путем:

установления судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом;

соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства;

признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу;

закрепления единства статуса судей;

финансирования судов из республиканского бюджета.

Статья 5. Судебная система Республики Беларусь

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь - орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного, административного судопроизводства и судопроизводства по экономическим делам.

Система судов общей юрисдикции строится на принципах территориальности и специализации.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, областной (Минский городской) суд, экономический суд области (города Минска) являются юридическими лицами.

Статья 6. Задачи судов Республики Беларусь

Конституционный Суд Республики Беларусь призван защищать конституционный строй Республики Беларусь, гарантированные Конституцией Республики Беларусь права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Суды общей юрисдикции в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Статья 7. Законность при осуществлении правосудия

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов.

Если при рассмотрении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ставит перед Верховным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении им предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.

Статья 8. Равенство граждан и организаций перед законом и судом. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия

Правосудие в Республике Беларусь осуществляется на основе равенства граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей перед законом и судом.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действующей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.

Ст. 109 Конституции гласит: “Судебная власть принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судоустройство определяется законом.

Образование чрезвычайных судов запрещается”.

Конкретизируя и развивая конституционные положения, Закон о судоустройстве и статусе судей в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом.

К общим судам закон относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; к хозяйственным – Высший хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов (последние в республике не образованы).

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами- могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

В апреле 1994 г. в Республике Беларусь начал функционировать и Конституционный Суд.

Таким образом, в отличие от прежней, судебной системы советского периода, действующая национальная судебная система предусматривает функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. включает общие, хозяйственные суды, а также Конституционный Суд Республики Беларусь.

Характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство, что прямо вытекает из ст.ст. 1 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей.

Единство действующей судебной системы Республики Беларусь проявляется в единстве задач судов, конституционных основ их организации и деятельности, в общеобязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, в применении всеми судами Конституции, законов, общепризнанных норм и принципов международного права; в единстве статуса судей; финансировании судов из средств государственного бюджета.

В Республике Беларусь действуют также Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

Наконец, особенностью судебной системы в нашей стране является также наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам (ст. 19 Закона о судоустройстве и статусе судей). Введением такой должности значительно уменьшена нагрузка судей этих судов, получивших возможность сосредоточиться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Кроме того, создан резерв для пополнения судейского корпуса выпускниками вузов, молодыми специалистами.

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что судебная система Республики Беларусь стала более современной, доступной, демократичной по сравнению с ранее действовавшей судебной системой БССР.

Действующая судебная система строится на следующих началах: 1. территориальность и специализация; 2. единство судебной системы; 3. инстанционность; 4. участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.

Составляющими частями или подсистемами судебной системы Республики Беларусь являются:

1) Конституционный Суд РБ;

2) Верховный Суд РБ с поднадзорными ему общими судами, включая военные суды;

Для выполнения своего предназначения судебная власть должна обладать определенными, только ей присущими свойствами. К ним относятся: самостоятельность и независимость; полнота и исключительность; верховенство в системе юстиции; объективность и беспристрастность; политическая нейтральность; легитимность. Все эти свойства судебной власти связаны между собой и разграничение некоторых из них возможно только теоретически.

Самостоятельность и независимость судебной власти проявляется в ее организационном отграничении от других ветвей власти, осуществлении судебных функций независимо от посторонних влияний при соблюдении тайны совещания при вынесении решений на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Судебная власть не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, то есть является исключительной по своему характеру.

Объективность и беспристрастность суда являются неотъемлемыми свойствами судебной власти, без которых она превращается в судилище и произвол, неприемлемые для правового, демократического государства. Этот принцип требует непредвзятого, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, собирания и проверки как обвинительных, так и оправдательных доказательств.

Верховенство судебной власти определяется прежде всего тем, что она формируется высшей, верховной властью. Суды осуществляют принадлежащую им власть от имени государства, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Политическая нейтральность судебной власти проявляется в том, что суды и судьи, как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе, должны быть вне политики и политической борьбы. Судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, чтобы избежать политических влияний и пристрастий. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, поскольку депутатская деятельность носит политический характер. Полномочия судьи приостанавливаются в период его участия в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов – на время его участия в избирательной кампании. Государственной власти присуще такое свойство как легитимность, под которой следует понимать совокупность оснований для оправдания господства одних людей над другими. Судебная власть является частью государственной власти и потому ей также свойственна легитимность. Легитимность судебной власти состоит в ее соответствии прогрессивным человеческим ценностям. Судебная власть будет легитимной, если она организована так, чтобы соответствовать основополагающим целям государства, дополнять законодательную и исполнительную власти, быть гарантом их надлежащего функционирования. Легитимность судебной власти усматривают в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.

Конституционный суд РБ

КС РБ формируется в количестве 12 судей. Судьями КС РБ являются Председатель, заместитель Председателя и 10 судей КС РБ.

КС РБ приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее 8 судей КС РБ.

Порядок формирования КС РБ:

КС РБ формируется в следующем порядке:

6 судей назначаются Президентом РБ;

6 судей избираются Советом Республики Национального собрания РБ.

В случае досрочного выбытия из состава КС РБ назначенного (избранного) судьи назначение (избрание) другого судьи производится в порядке, установленном К РБ и Кодексом РБ О судоустройстве и статусе судей.

Компетенция КС РБ:

КС РБ рассматривает вопросы о конституционности нормативных правовых актов, как в целом, так и их отдельных положений.

КС РБ по предложениям Президента РБ, Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания РБ, ВС РБ, ВХС РБ, Совета Министров РБ дает заключения:

- о соответствии законов, декретов, указов Президента РБ, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции РБ и международно - правовым актам, ратифицированным РБ;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции РБ, международно- правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам Президента РБ;

Суды общей юрисдикции

В Беларуси суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами, а также делами по военнослужащим.

В систему судов общей юрисдикции входит:

· Верховный Суд Республики Беларусь

· суд города Минска

· городские (районные) суды

Хозяйственные суды в Беларуси

Система хозяйственных судов Беларуси призвана защищать экономические и хозяйственные интересы физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

В систему хозяйственных судов Беларуси входит:

· Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь

· хозяйственные суды областей

· хозяйственный суд г. Минска

Конституционный суд Республики Беларусь

Основной целью работы Конституционного суда Беларуси является проверка соответствия нормативных правовых актов статьям Конституции.

Конституционный суд состоит из 12 экспертов по правовым вопросам высокой квалификации. Эксперты должны:

1. быть не старше 70 лет

2. иметь соответствующее высшее образование

Президент Беларуси назначает шесть судей, еще шесть избираются Советом Республики.

Председатель суда назначается Президентом Беларуси с одобрения Совета Республики. Срок полномочий судьи Конституционного суда – 11 лет.

Структура Верховного Суда РБ. Его полномочия.

ВС РБ возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Состав:

ВС РБ состоит из судей ВС РБ, в том числе Председателя ВС РБ, первого заместителя и заместителей Председателя ВС РБ. Количество заместителей Председателя ВС РБ определяется Президентом РБ по представлению Председателя ВС РБ.

Компетенция:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях.

- может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке.

- изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и даёт разъяснения по вопросам применения законодательства.

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Председатель ВС РБ:

- организует деятельность ВС РБ и иных общих судов;

- утверждает персональный состав экзаменационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей общих судов и порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов;

- вносит на утверждение Пленума ВС РБ представления по составу судебных коллегий ВС РБ;

Конституция Республики Беларусь формулирует исходные положения построения действую-щей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер основного Закона, рассчитанного на длительное действие.

Ст. 109 Конституции гласит: “Судебная власть принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Судоустройство определяется законом.

Образование чрезвычайных судов запрещается”.

Конкретизируя и развивая конституционные положения, Закон о судоустройстве и статусе судей в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом.

К общим судам закон относит Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды; к хозяйственным – Высший хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов (последние в республике не образованы).

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами- могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

В апреле 1994 г. в Республике Беларусь начал функционировать и Конституционный Суд.

Таким образом, в отличие от прежней, судебной системы советского периода, действующая национальная судебная система предусматривает функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. включает общие, хозяйственные суды, а также Конституционный Суд Республики Беларусь.

Характерной чертой судебной системы Республики Беларусь является ее единство, что прямо вытекает из ст.ст. 1 и 17 Закона о судоустройстве и статусе судей.

Единство действующей судебной системы Республики Беларусь проявляется в единстве задач судов, конституционных основ их организации и деятельности, в общеобязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, в применении всеми судами Конституции, законов, общепризнанных норм и принципов международного права; в единстве статуса судей; финансировании судов из средств государственного бюджета.

В Республике Беларусь действуют также Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

Наконец, особенностью судебной системы в нашей стране является также наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам (ст. 19 Закона о судоустройстве и статусе судей). Введением такой должности значительно уменьшена нагрузка судей этих судов, получивших возможность сосредоточиться на рассмотрении гражданских и уголовных дел. Кроме того, создан резерв для пополнения судейского корпуса выпускниками вузов, молодыми специалистами.

Подводя итоги вышеизложенному, можно констатировать, что судебная система Республики Беларусь стала более современной, доступной, демократичной по сравнению с ранее действовавшей судебной системой БССР.

Действующая судебная система строится на следующих началах: 1. территориальность и специализация; 2. единство судебной системы; 3. инстанционность; 4. участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.

Составляющими частями или подсистемами судебной системы Республики Беларусь являются:

1) Конституционный Суд РБ;

2) Верховный Суд РБ с поднадзорными ему общими судами, включая военные суды;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: