Судебный запрет на пользование интернетом

Обновлено: 02.05.2024

В России приняли закон то ли об изолированном, то ли о надежном интернете. Его уже подписал президент. Все идет к тому, что 1 ноября закон вступит в силу.

Какая вокруг этого закона паника — вы и сами знаете. А вот спокойный разбор по документам. Пока это всего лишь бумаги: как все будет работать на деле, никто не знает.

При подготовке этого разбора использован оригинальный текст закона в окончательной редакции, пояснительная записка и обсуждения в думе и Совете Федерации. Здесь нет оценок качества закона и сложностей при его исполнении, нет мнения технических экспертов, представителей отрасли и других людей, которым, конечно же, виднее. Мы также не даем оценку людям, которые этот закон составили, и людям, которые участвовали в его обсуждении.

Мы много слышали из СМИ и блогов о том, что этот закон неграмотный, составлен некомпетентными людьми, не учитывает устройство интернета и принесет стране больше вреда, чем пользы. Мы не специалисты в этом вопросе, поэтому наша работа — рассказать о законе в том виде, в котором его приняли. О качестве закона и его последствиях высказывайтесь в комментариях.

Далее в этой статье две части: пересказ закона и мнение редакции. Мы умеем их разделять:

Что написано в новом законе

Вот главное из нового закона:

  1. Суть закона — в установке оборудования, которое обеспечит бесперебойное движение трафика внутри России, если кто-то отключит корневые серверы за границей.
  2. Оборудование оплатит бюджет, а установят операторы связи.
  3. Закон приняли на случай угроз российскому интернету. Конкретного списка угроз пока нет, но его скоро должны утвердить, и мы расскажем.
  4. Роскомнадзор получит новые полномочия по контролю за оборудованием и операторами связи.
  5. Если Россию попытаются отключить от интернета или начнутся кибератаки, Роскомнадзор возьмет на себя управление внутренним трафиком. Только в этом случае Роскомнадзор сможет блокировать запрещенные сайты без операторов. Как именно Россию будут отключать от интернета, закон не уточняет.
  6. Для проверки всех процедур будут проводить учения.
  7. В России будут создавать национальную доменную зону.
  8. Ничего нового в передаче данных спецслужбам не появилось. Новых поводов для блокировок сайтов не будет. Старые остаются. Запрета доступа на иностранные сайты в обычных условиях этот закон не вводит.

От каких угроз должен защитить новый закон

По существующему закону защита нужна на случай «угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования интернета и связи» в России. Конкретного списка угроз пока нет, потому что закон рамочный. К нему еще будут принимать подзаконные акты: постановления, порядки, регламенты, приказы. Их уже готовят.

Операторы связи установят оборудование за счет бюджета

Чтобы никто не мог отключить интернет в России, операторы связи должны установить у себя какое-то оборудование. Пока оно называется просто «технические средства», без конкретики.

Это оборудование должно сделать так, чтобы трафиком по России можно было управлять централизованно. Это касается не только бесперебойного доступа в случае внешних угроз, но и блокировок запрещенных сайтов. Сейчас их блокируют по сетевым адресам и это не всегда помогает. Потом смогут блокировать с помощью запрета трафика.

Закон обязывает операторов связи установить такое оборудование. Расходы на установку — за счет бюджета.

Пока непонятно, сколько денег на это понадобится. В финансовом обосновании законопроекта написано, что нисколько. Потом звучали суммы от 20 до 30 млрд рублей.

Как именно устанавливать оборудование для контроля трафика, пока неясно: правительство еще будет формировать эти правила.

Где возьмут оборудование

Чиновники говорят, что оборудование уже есть, его протестировали и оно российское.

Что будут делать при угрозах российскому интернету

То есть при угрозе наводнения, взрыва, эпидемии или войны по телевизору, радио и смс будут транслировать не сериалы, музыку и рекламу, а инструкции и предупреждения для людей.

В эту главу добавили еще одну статью. Она касается управления сетями связи именно при угрозах интернету. Вот примерный план:

  1. Чтобы вовремя понять, есть ли угроза интернету, Роскомнадзор мониторит, как работает оборудование для защиты трафика по России. Для этого создадут центр мониторинга и управления.
  2. Если выясняется, что появилась угроза, Роскомнадзор берет на себя централизованное управление сетями связи, которые обеспечат бесперебойный интернет в России.
  3. Централизованное управление заключается в том, что Роскомнадзор возьмет под контроль оборудование или будет раздавать операторам указания по специально созданным каналам.

Блокировать запрещенный трафик можно будет централизованно

Сейчас сайты с запрещенной информацией блокируются через операторов связи. Роскомнадзор обращается туда и говорит: «Сделайте так, чтобы вот на этот сайт никто в России не смог заходить». Оператор блокирует.

Когда появится оборудование, при угрозах блокировать смогут без оператора. Эту норму специально прописали в законе: если началось централизованное управление и сайт можно заблокировать с помощью этих технических средств, оператору ничего делать не нужно, мы тут сами. Но для этого нужно переключить рубильник «Централизованное управление». А чтобы его переключить, должны появиться угрозы из списка правительства.

Какие сайты могут блокировать напрямую

В условия блокировок внесли уточнения. Раньше там было написано, что блокировка через оператора, а теперь есть пункт, что при централизованном управлении трафиком блокировки пойдут напрямую.

Если верить закону, само по себе централизованное управление вводиться не должно. Закон не дает Роскомнадзору право просто так взять и включить новые способы блокировок. В обычном режиме все остается как сейчас — так, по крайней мере, предусматривает новый закон. Какими будут последствия установки нового оборудования у операторов связи, мы не знаем.

Оператор не отвечает за сбои связи из-за работы нового оборудования

Все это не работает, если сбой произойдет из-за проблем с тем самым новым оборудованием, которое должно защищать от угроз. Ни абоненты, ни государство оператора не накажут.

Для проверки будут проводить учения

Чтобы понять, когда и как использовать оборудование, какие проблемы при этом возникают и как их решать, операторов связи и распространителей информации — то есть соцсети и мессенджеры — обяжут участвовать в учениях. Как их будут проводить, пока непонятно: на этот счет тоже выпустят отдельный документ.

Государственные сервисы должны хранить базы в России

По новому закону все государственные органы, которые хранят электронные базы или предоставляют какие-то сервисы, при закупках программ и систем должны следить, чтобы в их составе не было баз, которые хранятся не в России. И чтобы для использования этих систем не использовалось какое-то оборудование, находящееся за границей.

Для электронных подписей документов, которые люди отправляют госорганам, тоже нужно использовать российские стандарты.

Появится национальная система доменных имен

Роскомнадзор решит, какие группы доменных имен войдут в национальную доменную зону. И создаст ее к 2021 году. Это будет примерно как с национальной платежной системой: чтобы важные для людей сайты не зависели от внешних воздействий. Каких именно внешних воздействий — в законе не уточняется.

Если у меня сайт на иностранном сервере, я не смогу на него попасть?

Из этого закона не следует, что появятся какие-то ограничения для доступа на иностранные сайты. В законе не говорится о блокировках без суда, ограничении доступа к иностранным серверам и каких-то новых запретах для обычных пользователей.

Размещать свои сайты на иностранных серверах не запрещено. Но не забудьте про обработку персональных данных: условие о хранении баз в России давно действует.

Роскомнадзор хочет получить больше полномочий?

По новому закону Роскомнадзор действительно получает новые полномочия: он сможет централизованно управлять трафиком. В законе написано, когда эти полномочия действуют: в случае угроз. Список и признаки угроз пока никто не установил — нужно ждать постановления правительства.

Можно будет пользоваться VPN и Телеграмом?

Можно. Если знаете способ, это не нарушение. Когда закон вступит в силу, ничего здесь не изменится. Роскомнадзор и сейчас ищет способ заблокировать Телеграм и заставить анонимайзеры фильтровать запрещенные сайты. Но это проблема Роскомнадзора, а не ваша.

Когда заработает этот закон?

Он вступит в силу 1 ноября 2019 года. Нормы про доменные имена и криптографическую защиту — в 2021 году. К этому времени должны разработать подзаконные акты.

Но все это только бумаги. Когда и как закон заработает на деле, никто не знает. И заработает ли он вообще. В России уже есть законы, которые формально вступили в силу, но их невозможно выполнить.

За этой чертой заканчиваются факты и начинается мнение редакции. Отличайте мнения от фактов сами и обучайте этому своих детей.

Зачем приняли этот закон?

Россия боится, что кто-то сделает так, чтобы в стране были перебои с интернетом. Или его вообще отключат. Эксперты спорят насчет того, может ли такое случиться, но в теории это возможно: за рубежом могут как минимум создать проблемы со связью внутри страны. Некоторые эксперты утверждают, что интернет децентрализованный и отключить Россию просто так не получится, а весь этот закон создан для распила, обогащения и ухудшения жизни в стране. У нас на этот счет нет мнения.

Если предположить, что Россия осталась совсем без интернета (мы не знаем, насколько это технически выполнимо, поэтому воображаем самый дурной сценарий):

  1. Перестанут работать приложения банков и банкоматы.
  2. Пенсионерам не смогут начислять пенсии.
  3. Остановятся сделки с недвижимостью и машинами.
  4. Нельзя будет получить пособие и учесть льготу по налогам.
  5. Бизнес не сможет принимать и переводить деньги.
  6. Не получится пробить чек в магазине.
  7. Остановится электронный обмен документами.
  8. Не будут работать госуслуги и МФЦ.
  9. Не выдадут посылку на почте.
  10. Возникнут перебои с мобильной связью.
  11. У армии будут проблемы с командованием и управлением.
  12. Не будет работать электронная оплата чего-либо .
  13. Перестанет нормально работать метро, аэропорты и железная дорога.

То есть теоретически, на наш субъективный непрофессиональный взгляд, речь идет не о свободном доступе к соцсетям и мессенджерам, а о национальной безопасности и жизненно важных услугах. Если вдруг такое произойдет, делать что-то будет уже поздно, закупать оборудование — бесполезно, а принимать новые законы и создавать инфраструктуру — долго. Поэтому сейчас решили сделать хоть что-то. Или можно предположить, что группа олигархов решила обогатиться за счет нового масштабного госконтракта: каждый может сделать самостоятельные выводы из этого закона в соответствии с собственным кругозором и интересами.

Но факт в том, что сейчас только на портале госуслуг 90 млн пользователей. Если интернет отключат, все они не смогут пользоваться своими учетными записями не только на этом портале, но и на других сайтах.

Есть угрозы отключения интернета?

Российское руководство считает, что есть. В пояснительной записке к закону ссылаются на то, что в своей стратегии кибербезопасности США официально заявляет о «сохранении мира силой» (что бы это ни значило). Россию наравне с Ираком и Северной Кореей обвиняют то в хакерских атаках, то во вмешательстве в выборы. По мнению США, все это наносит ущерб компаниям и государствам. А наказания Россия за это вроде бы не понесла — очевидно, люди, которые так пишут, никогда не были в России.

Мы предполагаем, что для некоторых государств Россия виновата в чем-то, для чего нужен интернет. И ее нужно за это наказать, но пока не наказали. Если захотят, то могут попытаться это сделать. Система работы интернета и управления им сложная, но у других государств есть инструменты, чтобы создать России проблемы. Эксперты говорят, что до такого вряд ли дойдет, но так уже делали с Сирией и Ираком. Даже если есть небольшая вероятность отключения, к этому стоит как минимум подготовиться.

Примерно с такой же логикой несколько лет назад начали разрабатывать национальную платежную систему «Мир», когда появилась угроза отключения от SWIFT — она отвечает за международные банковские переводы. Пока Россию от этой системы никто не отключил, и банки говорят, что у них есть запасной вариант на экстренный случай. Но пенсии, пособия, стипендии и зарплаты бюджетников уже переводятся на те карты, что не зависят от международных систем. Так хотят сделать и с интернетом. Если России ничего в этом плане не грозит — отлично, а если так случится, тогда хоть что-то , хоть со сбоями и не сразу, но будет работать.

Как готовиться к этому закону? Что нужно делать?

Ничего не нужно делать. И готовиться к нему тоже никак не нужно. Обычные люди вообще ничего не заметят.

Так уже было с запретом анонимных симок: формально он есть, но симки как продавались, так и продаются. Всех очень волновало, что полиция сможет отрубать абонентам связь, но поговорили и забыли, а закон ведь работает.

Никто уже не помнит, что мессенджеры больше не должны быть анонимными, хотя в свое время все очень переживали за свободу интернета. А с 1 мая все пользователи мессенджеров должны будут проходить идентификацию. Это тоже наделало шуму полгода назад, а сейчас никого не волнует и никто к этому не готовится.

(введена Федеральным законом от 18.04.2018 N 72-ФЗ)

1. Запрет определенных действий в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на него запретов. Запрет определенных действий может быть избран в любой момент производства по уголовному делу.

2. Запрет определенных действий в качестве меры пресечения применяется в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса (за исключением требований, связанных с видом и размером наказания, квалификацией преступления, возрастом подозреваемого или обвиняемого), и с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

3. При необходимости избрания в качестве меры пресечения запрета определенных действий, а равно при необходимости возложения дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении перед судом данного ходатайства указываются один или несколько запретов, предусмотренных частью шестой настоящей статьи, мотивы и основания их установления в отношении подозреваемого или обвиняемого и невозможности избрания иной меры пресечения.

4. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде запрета определенных действий;

2) о возложении дополнительных запретов на подозреваемого или обвиняемого, в отношении которого применена мера пресечения в виде запрета определенных действий;

3) об отказе в удовлетворении ходатайства.

5. Постановление судьи, указанное в части четвертой настоящей статьи, направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, в контролирующий орган по месту жительства или месту нахождения подозреваемого или обвиняемого, подозреваемому или обвиняемому, его защитнику и (или) законному представителю, а также потерпевшему, свидетелю или иному участнику уголовного судопроизводства, если запрет определенных действий связан с обеспечением безопасности этих лиц. В случае возложения на подозреваемого или обвиняемого запрета управлять автомобилем или иным транспортным средством в соответствии с пунктом 6 части шестой настоящей статьи у подозреваемого или обвиняемого дознавателем, следователем или судом изымается водительское удостоверение, которое приобщается к уголовному делу и хранится при нем до отмены данного запрета. Постановление судьи подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном частью одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса.

6. Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела и представленных сторонами сведений при избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий может возложить следующие запреты:

1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;

2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

3) общаться с определенными лицами;

4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";

6) управлять автомобилем или иным транспортным средством, если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

7. В постановлении суда об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий указываются конкретные условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов (адрес жилого помещения и периоды времени, в течение которых запрещено покидать жилое помещение, район, населенный пункт, с которыми связаны запреты, места, запрещенные для посещения, данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам, лицах, с которыми запрещено общаться, срок применения запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой настоящей статьи, способы связи со следователем, с дознавателем и контролирующим органом, другие условия), а также обязанность подозреваемого или обвиняемого самостоятельно являться по вызовам дознавателя, следователя или суда. Подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам, предусмотренным частью шестой настоящей статьи, либо отдельным из них.

8. Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения со следователем, с дознавателем и контролирующим органом. О каждом таком звонке в случае установления запрета, связанного с использованием средств связи, подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

9. Запрет, предусмотренный пунктом 1 части шестой настоящей статьи, применяется до отмены меры пресечения в виде запрета определенных действий либо до истечения срока применения данного запрета, установленного судом при принятии решений, указанных в пунктах 1 и 2 части четвертой настоящей статьи, или при его продлении. Запреты, предусмотренные пунктами 2 - 6 части шестой настоящей статьи, применяются до отмены или изменения меры пресечения в виде запрета определенных действий.

10. Срок применения запрета, предусмотренного пунктом 1 части шестой настоящей статьи, устанавливается и продлевается судом в соответствии со статьей 109 настоящего Кодекса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей, и с момента вынесения судом решения о его установлении не может превышать по уголовным делам:

1) о преступлениях небольшой и средней тяжести - 12 месяцев;

2) о тяжких преступлениях - 24 месяца;

3) об особо тяжких преступлениях - 36 месяцев.

11. Контроль за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов, предусмотренных пунктами 1 - 5 части шестой настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления такого контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно со Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в состав которых входят органы предварительного следствия, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

12. Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты. Местом исполнения меры пресечения в виде запрета определенных действий считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.

13. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на него запретов, отказа от применения к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения им иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к нему аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, суд по ходатайству следователя или дознавателя, а в период судебного разбирательства по представлению контролирующего органа может изменить эту меру пресечения на более строгую.

Статья 15.3. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 18.03.2019 N 31-ФЗ, от 01.07.2021 N 250-ФЗ, от 30.12.2021 N 441-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

1.2. Незамедлительно с момента получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, уведомления, указанного в части 1.1 настоящей статьи, редакция сетевого издания обязана удалить информацию, указанную в части 1.1 настоящей статьи.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

1.3. В случае, если редакция сетевого издания незамедлительно не удалила информацию, указанную в части 1.1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к сетевому изданию, в котором размещена информация, указанная в части 1.1 настоящей статьи. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

1.4. После получения по системе взаимодействия требования, указанного в части 1.3 настоящей статьи, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", незамедлительно обязан ограничить доступ к сетевому изданию, в котором размещена информация, указанная в части 1.1 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

(часть 1.4 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.5. В случае ограничения доступа к сетевому изданию в порядке, предусмотренном частями 1.1 - 1.4 настоящей статьи, возобновление доступа к сетевому изданию производится в соответствии с порядком, предусмотренным частями 5 - 7 настоящей статьи.

(часть 1.5 введена Федеральным законом от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 - 1.4 настоящей статьи, незамедлительно:

(в ред. Федерального закона от 18.03.2019 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2017 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2017 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, а также указателей страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2017 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 настоящей части лицу в соответствующей информационной системе.

3. После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи".

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Незамедлительно с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 2 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 2 части 2 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В течение суток с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 2 части 2 настоящей статьи лица уведомления о необходимости удалить распространяемую с нарушением закона информацию владелец информационного ресурса обязан удалить такую информацию. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 2 части 2 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу незамедлительно по истечении суток с момента получения уведомления, указанного в пункте 3 части 2 настоящей статьи.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ)

5. В случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Такое уведомление может быть направлено также в электронном виде.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2017 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. После получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, обязан незамедлительно уведомить по системе взаимодействия оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о возобновлении доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет".

7. После получения уведомления, указанного в части 6 настоящей статьи, оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае, если доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", был ограничен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", возобновление доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", осуществляется данным органом после получения уведомления, указанного в части 5 настоящей статьи, и проверки его достоверности.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 90-ФЗ)

Статья 67.1. Временные ограничения на пользование должником специальным правом

(введена Федеральным законом от 28.11.2015 N 340-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 67.1

1. Под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами (автомобильными транспортными средствами, воздушными судами, судами морского, внутреннего водного транспорта, мотоциклами, мопедами и легкими квадрициклами, трициклами и квадрициклами, самоходными машинами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

2. При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом. При неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом.

3. Если исполнительный документ, содержащий указанные в части 2 настоящей статьи требования, не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении временного ограничения на пользование должником специальным правом.

4. Временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае:

1) если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию;

2) если использование транспортного средства является для должника и проживающих совместно с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания;

3) если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, либо на иждивении должника находится лицо, признанное в установленном законодательством Российской Федерации порядке инвалидом I или II группы либо ребенком-инвалидом;

4) если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) не превышает 10 000 рублей;

5) если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.

5. В постановлении о временном ограничении на пользование должником специальным правом судебный пристав-исполнитель разъясняет должнику его обязанность соблюдать установленное ограничение и предупреждает об административной ответственности за его нарушение. Указанное постановление утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, вручаются должнику лично, направляются взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности.

6. Судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем исполнения требований исполнительного документа или возникновения оснований для отмены временного ограничения на пользование должником специальным правом, выносит постановление о снятии данного ограничения, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Копии указанного постановления либо судебного акта или постановления вышестоящего должностного лица об отмене постановления о временном ограничении на пользование должником специальным правом незамедлительно направляются должнику, взыскателю и в подразделение органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности.

18 апреля президент подписал поправки в уголовно-процессуальный кодекс. Через 10 дней закон вступит в силу и людям можно будет запрещать что-то делать. Но не что угодно, не всем людям и не просто так.

Название, конечно, дурное. В США подобная штука называется restraining order — вроде как сдерживающий приказ. Когда герой говорит: «Я не могу позвонить своей бывшей девушке» — «Почему?» — « I have a restraining order », — это вот примерно то же самое.

Мы разобрались в нововведениях и российской специфике этого закона с дурацким названием.

Кого это касается?

Новая мера пресечения в виде запрета определенных действий касается только тех, кого подозревают или обвиняют в преступлении. Именно в преступлении — то есть нарушении, за которое предусмотрено уголовное наказание. Если нарушение административное, то нормы УПК на него не распространяются и запрета определенных действий быть не может. Например, превышение скорости — это административное нарушение. А несоблюдение ПДД , из-за которого кто-то погиб, — уголовное.

Свидетелей по уголовным делам запрет напрямую не касается. Но это может коснуться их косвенно: например, если подозреваемому запретят общаться с родственниками, а свидетель окажется в их числе.

Что значит «мера пресечения»?

Мера пресечения — это какие-то запреты и ограничения, которые государство может наложить на человека, чтобы не дать ему сделать что-то вредное. Мера пресечения ограничивает свободу человека. Если есть подозрения, что человек, например, грабит караваны, но это пока не доказано, то на время следствия его могут посадить под домашний арест или заключить под стражу — то есть насильно временно ограничат его свободу, чтобы он не мог и дальше грабить караваны. Хотя приговора еще нет, но меру пресечения уже можно применить — причем надолго.

Что изменилось?

К списку мер пресечения добавили запрет определенных действий. Это не каламбур и не обобщение: мера так и называется в законе. Она будет упоминаться в разных местах УПК . Также для нее ввели новую статью — 105.1.

Вообще, это понятие уже встречалось в наших законах, просто его не было в списке мер пресечения по УПК . Например, запрет определенных действий могли и раньше наложить при защите авторских прав: если кто-то издал чужое произведение и нужно не дать ему продать книги.

Запрещать определенные действия могут в рамках арбитражных дел. Например, можно запретить продать недвижимость, если должник не отдает деньги и есть риск, что он избавится от имущества.

Но эти запреты не касались личных прав и свобод конкретного человека. Поэтому когда подозреваемый проходил по уголовному делу и нужно было ограничить его передвижения и круг общения, можно было только поместить под домашний арест. Запретить пользоваться интернетом, посещать какие-то мероприятия и общаться с конкретными людьми без домашнего ареста было нельзя.

Какие действия могут запрещать?

Список запретов конкретный и закрытый. Это значит, что другие действия запретить нельзя. Вот что можно запретить:

  1. Выходить из дома в определенное время.
  2. Находиться в определенных местах или ближе какого-то расстояния до конкретных объектов. Тут стоит отметить, что речь именно об объектах, а не о лицах. «Я не могу подходить к своей бывшей ближе чем на 500 метров» не пройдет. А вот «Я не могу подходить к дому и месту работы своей бывшей» теоретически может пройти. Но для этого своей бывшей надо как-то навредить, чтобы это попало под статью УК .
  3. Посещать определенные мероприятия и участвовать в них.
  4. Общаться с определенными людьми.
  5. Отправлять и получать письма и телеграммы. Потому что ведь все сейчас получают письма и телеграммы.
  6. Использовать телефон и интернет.
  7. Управлять автомобилем, если преступление связано с нарушением ПДД .

Других действий в списке нет.

Запрещать могут какое-то одно действие из перечня, несколько или все сразу. Могут сначала запретить что-то одно, а потом добавить еще запретов. Если подозреваемого отпустили под залог, то могут дополнительно запретить с кем-то общаться, пользоваться интернетом и куда-то ходить. Еще эти меры могут применять дополнительно к домашнему аресту, но они упоминались и до этого закона.

Как будут накладывать запрет?

Запрет может наложить только суд. Следователь или дознаватель возбуждает ходатайство перед судом, в котором просит запретить такому-то человеку совершать определенные действия из перечня. Следователь обязан объяснить, зачем это нужно. Суд выносит постановление: запретить действия или не запрещать.

Постановление отправят следователю, прокурору, самому подозреваемому, а также потерпевшему или свидетелю — если запрет как-то касается их безопасности. Если запретили управлять автомобилем, заберут права.

В постановлении напишут, из какого помещения нельзя выходить, в какое время, к какому именно объекту не подходить, с каким человеком не общаться и в течение какого времени. Все конкретно.

Постановление о запрете определенных действий нужно исполнять немедленно. Но его можно обжаловать.

Если во время запрета случится форс-мажор

Запрет не касается звонков в скорую, аварийные службы или полицию. Но о каждом звонке нужно сообщать в орган, который контролирует исполнение запрета. Можно неограниченно связываться со следователем и дознавателем. А вот про адвокатов ничего не сказано.

Если подозреваемый попадет в больницу, запрет продолжит действовать. Там ему тоже не дадут телефон и не пустят друзей, если это запрещено.

На какой срок запрещают действия

Запрет на выход из дома зависит от тяжести преступления и разных обстоятельств, включая личные, и может длиться максимум три года. Сначала меру назначают максимум на два месяца, а потом могут продлевать. Когда предельный срок истечет, запрет снимут. Но там есть нюансы со сроками: например, они описаны в ст. 109, 128 и 221 УПК .

Срок для остальных действий из перечня установит суд. Применить запрет можно в любой момент производства по уголовному делу.

Кто будет контролировать

Выход из дома можно контролировать с помощью электронного браслета. Этим занимаются службы исполнения наказаний и другие надзорные ведомства. Но если такого запрета нет, а просто нельзя куда-то ходить, с кем-то общаться и приближаться к каким-то объектам, проверять будет сложнее.

Если подозреваемый нарушит запрет, для него выберут более строгую меру пресечения. Например, заменят запрет на использование интернета и общение с друзьями на домашний арест или даже содержание под стражей.

А как же права и свободы?

Конституция гарантирует права и свободы. Но это не значит, что нет границ для поведения и есть свобода от ответственности перед другими людьми и обществом. Права и свободы можно законно ограничивать. Например, если это нужно для уважения и признания прав других людей, соблюдения их интересов, требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.

Если законодательство страны установило ограничения и они не противоречат нормам международного права, это законно. Такие ограничения не считаются ущемлением прав и свобод. Европейский суд по правам человека считает так же.

Новая мера пресечения должна стать более мягкой по сравнению с залогом и домашним арестом. Как будет на деле, покажет время.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: