Государственный строй варварских королевств особенности правового развития салическая правда

Обновлено: 26.04.2024

Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце 5 в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее - Бургундская Правда. В конце 5 или в начале 6 вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы – Саксонскую.

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли только приусадебные участки.

Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С 7 века к наследованию земли допускались и женщины.

Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание.

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания.

Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами.

27. Государственный строй англосаксонских варварских королевств.

Завоевание Британии способствовало перерождению у англосаксов органов племенной демократии в государственные. В 7 - 8 в.в. происходило постепенное возвышение королевской власти не только над рядовым свободным населением, но и над родовой знатью.

Вместе с усилением королевской власти двор постепенно превратился в центр управления страной, а бывшие дружинники – в должностных лиц государства. Среди высших королевских чиновников особую роль стали играть королевский казначей и капелланы, ведавшие канцелярией. Место народного собрания занял витанагемот, состоявший из представителей феодальной знати. В компетенцию витанагемота включались вопросы войны и мира, назначение на различные должности, утверждение налогов, принятие законов и др. Наиболее постоянной его функцией являлось участие в рассмотрении королем судебных дел.

Местное управление. Основной территориальной единицей у англосаксонов стали графства, в которые входили сотни. Во главе графства стоял элдормен, назначаемый королем с согласия витанов из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве вооруженными силами графства. Одновременно в управление графством и сотней все больше возрастает роль личного представителя интересов короля – герефы. Подобно Свои функции элдормен и герефа осуществляли в собраниях графства и сотни. Собрания сохраняли свое значение как судебные и отчасти административные органы.

Низшей территориальной единицей у англосаксов была сельская община. Собрания, в которых принимало участие все взрослое мужское население общины, решали хозяйственные вопросы, разбирали мелкие уголовные дела и гражданские споры. В полицейских целях общины были разбиты на десятки.

Суд. Высшим судом государства был суд короля. Он рассматривал дела о государственной измене, а также споры по поводу земельных владений. Собрания графства под председательством элдормена рассматривали все уголовные и гражданские дела на территории графства, кроме тех, которые относились к исключительной компетенции суда короля. Кроме того, эти собрания рассматривали жалобы на судебные решения сотен.

Переход от Античного мира к Средним векам был связан с падением уровня цивилизации: резко сократилась численность населения (со 120 млн. чел. в период расцвета Римской Империи до 50 млн. чел. к началу VI в.), пришли в упадок города, замерла торговля, примитивный государственный строй пришел на смену развитой римской государственности, всеобщая грамотность сменилась неграмотностью большинства населения. Но в то же время нельзя рассматривать Средние века как некоторый провал в развитии европейской цивилизации.

Западная Европа, населенная несколькими семьями племен и народов, на крайнем западе была представлена кельтами (нынеш­няя Франция и Британские острова). На Скандинавском полуост­рове и территории восточнее Рейна разместились германцы, а после Вислы начинались поселения литовцев и славян. Ближе всех к очагам античной цивилизации оказались южные кельты (или галлы) и британцы. Около середины I в. до н.э. они были покорены Цезарем и вошли затем в состав Римской империи, а там романи­зировались, т.е. приняли городское устройство, школы и отчасти язык римлян.

Варварские королевства

  1. вандалы - первыми из германских племен вторглись на территорию сегодняшней Испании, уступили затем вестготам и вы­нуждены были перебраться в Северную Африку (429 г.). От их пребы­вания осталось название города Андалузия, известного вначале как Вандалузия.
  2. вестготы поселились в Аквитании, где основали королевство со столицей в Тулузе, затем в Толедо. Первый период вестготского государства получил название "тулузского периода" (по названию столицы) и длился до 549 г.; второй период, толедский, — до 711 г. Вестготское государство IV—VII вв., как и многие другие бывшие провинции Римской империи, наряду с элементами сень­оральной монархии включало в свой состав структуры поздней римской государственности и элементы военной демократии. Испан­ские историки представляют феодальную монархию этого перио­да, опирающуюся на доверенных лиц и дружину, как образец вас­сальной монархии . Монарх избирался с участием и под контролем знати (нобилей). Королевство вестготов просуществовало до 711 г. Затем его завоевывают арабы и на несколько веков устанавливается господ­ство Омейядского халифата и мусульманского законоведения, вплоть до эпохи так называемой Реконкисты (отвоевания).
  3. остготы - королевство остготов возникло на востоке, они стали могильщиками Западной Римской империи. Это про­изошло после свержения Одоакром последнего императора.

Общественный строй варварских королеств

Король и управление

Король был признанным главой войс­ка в военном походе, он же ведал назначением высшего команд­ного состава (графы, дуксы-герцоги). Он руководил также внешни­ми сношениями, обладал наивысшей административной и судебной властью, издавал законы, распоряжался государственной казной, доходами от налогов и военной добычей. Он созывал соборные со­брания церкви и назначал епископов. Ему предоставлялось право раздавать дары из государственного имущества. Эти полномочия и перемены особенно упрочились в конце V в. при королях Эрике и Аларихе II.

В практике Вестготского государства получили распростра­нение церковные соборы, которые определяли порядок насле­дования трона, процедуру королевских выборов, регулировали порядок споров между королевской властью и магнатами (графа­ми, комитами). Епископы, участники соборов, занимались также финансовыми вопросами и оказывали влияние на процесс выра­ботки законов. Созывались они королем в Толедо в одной из его церквей. Здесь происходил обмен речами и чтение проектов за­конов, а затем их утверждение епископами и магнатами. Король воспринимался как руководитель церкви. В первые дни соборов решались чисто церковные вопросы, и магнаты при этом не присутствовали. Постановления соборов именовались канонами. Они находили одобрение одновременно священников и феодалов. Постановления соборов обретали силу только после издания королем специального декрета о подтверждении принятого за­кона.

Государственное устройство варварских королевств

Варвары расселялись на территории Римской империи по военно-десятичной системе:

  • несколько родов составляли сотню (centres),
  • несколько сотен - округ (римское - pagi, варварское - gau), потом из них получились графства и герцогства.

Основа - община (центр - деревня). Деревней управлял староста, избираемый всей деревней. Волость - расселение племени, которое возглавлял heertog (герцог - воевода), племенной вождь.

Особенности правового общения и законодательного регули­рования варварских королевств

Согласно законодательным установлениям, существовала единая юрисдикция для римлян и готов. Однако суд вершили лица, которые были одновременно и судьями, и военачальниками, и администраторами, и потому они часто злоупотребляли своей вла­стью.

Поскольку государство было военно-бюрократическим, много внимания уделялось регулированию воинской повинности. Служи­ли только свободные, служба считалась и правом и обязанностью и специально не вознаграждалась. Позднее к службе в войске допускали испано-римлян, рабов. Во время войны солдаты полу­чали вознаграждение, в мирное время в их пользу осуществлял­ся сбор налогов.

Семья оставалась патриархальной. Она возглавлялась отцом, хранителем домашнего культа и строгой дисциплины, которой подчинялись все (люди и вещи), причем жена находилась на поло­жении, приравненном к положению детей и внуков. Брак воспринимался в духе Модестина — как союз мужчины и женщины, однако заключался этот союз в виде сделки купли-продажи, покупки тела и во многом напоминал практику времен Хаммурапи и Моисея. Вначале существовал зап­рет на межнациональные браки, который при Леовигильде был снят. Семейные лично-властные отношения предполагали возмож­ность продажи детей в рабство с правом выкупа. Семейные лич­но-имущественные отношения, как и в римском праве, включа­ли вопросы предоставления приданого, наследства, а также дарение. Усыновление подразделялось на усыновление несовершен­нолетнего и лица полноправного.

Наследование было трех родов:

  • по завещанию;
  • по закону;
  • так называемое необходимое (обязательное) наследование, которое определялось в четвертую часть имущества.

Процедура оформле­ния завещания, изобретенная римлянами и заимствованная в оп­ределенной части вестготами, имела четыре разновидности:

  • заве­щание при пяти свидетелях;
  • завещание преторское при семи сви­детелях;
  • публичное завещание (в присутствии войска);
  • собственноручное.

Обязательственные отношения строились по образцу римских. Они возникали из договоров и деликтов. Вина подразделялась на три разновидности — умысел и два вида небрежности, грубая и легкая. Участники правоотношений подлежали подчинению обычному или кодифицированному праву в зависимости от их племенной принад­лежности. Исполнение обязательства обеспечивалось также угро­зой продажи в рабство.

Уголовное наказание было социально-стратифицированным: знатным и простолюдинам присуждалось неравное наказание за одно и то же преступление.
Особенные меры были предусмотрены против правонарушающей деятельности евреев, еретиков и рабов.

Составы преступлений в Бревиарий были классифицированы по Сентенциям юриста Павла и Кодексу Феодосия: преступления против государства, религии, жизни и личной неприкосновеннос­ти, против нравственности и имущества.

Принципы судебного разбирательства в варварских королевствах

Незнание закона не освобождало от ответственности. Отец не мог быть наказан за преступления сына и наоборот. В этом положении воплощен принцип, требу­ющий в обеспечение справедливости наказывать в точном соответ­ствии с законом и с мерой виновности обвиняемого. Субъектами преступного деяния могли быть признаны дети 10 лет. Этот возрастной предел оставался типичным для многих европейских государств на протяжении всего средневековья.

Детализированными были наказания за оскорбление личнос­ти или нравственных чувств, в последнем случае — за прелюбоде­яние, невыполнение женщиной своих обязанностей по уходу за младенцем. За мужеложство предусматривалась кастрация. Сильным оскорблением считалось дерганье за бороду или за волосы, а также за одежду. Это весьма напоминает состав преступления и наказания из Русской правды. Строго наказывались гробокопатели (граби­тели и осквернители могил), потребители наркотиков с целью вы­зова преждевременных родов.

В судоговорении действовал библейский принцип "один свиде­тель не свидетель". Предусматривалось также наказание за отказ от свидетельских показаний.

Таким образом, законодательство Вестготского государств V—VII вв. явилось своеобразным синтезом германского и церковного права на прочной основе римского наследия, что нашло воплощение примерно в четырех крупных кодификациях: Эриха (475 г.), Алариха (506 г.), Леовигильда (572 г.) и Рессевинта (654 r.). Работы такого рода начались раньше, чем во многих других европейских странах.

Еще одно положение также весьма характер­но для варварских сборников законов раннего средневековья, когда началось приобщение к христианской вере, — требование, чтобы законы были нравственными по своему содержанию.

Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые "варварские правды", в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одна из самых древних - Салическая правда, составленная в правление Хлодвига в конце V - начале VI в.

Салическая правда (ок. 510 г.) представляет собой запись древ­них обычаев приморских франков, и потому ее можно назвать судебником франков. Составлен он из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи. Судебник, именуемый по-латыни Салическим законом и Саличе­ским законным пактом, состоит из Про­лога, 65 титулов и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига уве­личили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.
Салический закон — это не сборник политических законов, поскольку в нем нет законоположений о наследовании трона, о пережитках язычества или о защите христианской веры. Сборник написан на латыни, и это давало возможность заим­ствований из римских правовых конструкций при общей неприкос­новенности и сохранности старого доброго права (т.е. народных правовых обычаев). Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

Сборник включает 65 статей (первая редакция):

  • перечень наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу;
  • порядок перехода собственнос­ти (ст. 46 первой редакции);
  • порядок наследования (ст. 49 первой редакции).

Судебник предназначался в качестве руководства в судебном разбиратель­стве, более надежного, чем правовой обычай, поскольку обычаи могли варьировать от местности к местности (ср. древнерусское "что ни город, то норов"). Достоинством письменного закона было то, что он в состоянии вобрать наиболее распространенные и наи­более приемлемые из существующих правовых обычаев. У него всегда одна и та же форма, не поддающаяся грубым искажениям с той или другой стороны.

Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а не полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3—6 местах) сочетаются в некоторых редакци­ях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками пе­реписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специ­альными королевскими установлениями — капитуляриями, эдикта­ми, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладаю­щая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсут­ствуют обобщающие отвлеченные понятия, например поня­тия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожнос­ти и др.

Имущественные отношения по Салической правде

Главы, относящиеся к области гражданского права франков, регулируют порядок:

  1. возврата похи­щенных или утраченных (потерянных) вещей;
  2. продажи спорного имущества.

В последнем случае продавцов спорного имущества вызывают на заседание в срок от 40 до 80 дней в зависимости от расстояния, а покупателя устраняют из дела. Продавец спорной вещи платит возмещение и возвращает полученную от покупате­ля сумму. Если продавец, вызванный в суд для очистки намерений покупателя, не является, то он осуждается заочно. Так же поступали и древние греки.

Два вида договорных обязательств:

  • относительно вещей;
  • относительно устных договоренно­стей, основанных на доверии.

В первом случае кредитор при сви­детелях обязан принуждать должника к выполнению обязательств 3 раза с промежутками в семь ночей. Каждое из таких требова­ний подвергает должника штрафу в 3 солида. Затем следует обращение в суд, и если должник все же упорствует в исполнении обязательств, то он приго­варивается к платежу суммы долга и еще к 15 солидам штрафа независимо от 9 солидов, уже наложенных вследствие трехкрат­ного неисполнения. Таким образом, исполнение даже обычных договоров обеспечивалось карательным иском. Возвращение сум­мы составляет лишь добавление к наказанию. И это осталось от первобытного правового обычая. У греков и римлян должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в двукратном, а иногда даже трех- и четырехкратном размере по отношению к сумме долга.

Другой вид исполнения обязательств тоже связан с возмож­ностью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока кредитор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями и требует платежа. Если следует отказ, должник платит штраф 15 солидов. Потом через каждые девять дней следуют три требо­вания, заявляемые уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Новое уклонение от платежа налагает на дол­жника каждый раз новый штраф по 3 солида.
Еще при первом требовании кредитор получает право на протест в присутствии свидетелей против всякого пла­тежа кому-либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который вместе с ним и семью рахинбургами отправля­ется в дом должника, арестовывает его имущество и передает кредитору имущество, соразмерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в качестве фредуса (штрафа за на­рушение мира).

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к середине I тыс. составило целостную систему особого германского типа. Это германское право стало вторым по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры. В условиях сначала протогосударств, а затем и ранней государственности обычное право германцев было записано и частично кодифицировано. Эти письменные своды получили название варварских правд (собственное историческое название — Закон). У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды поэтому различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или других правовых институтов, по соотношению с королевским законодательством своего времени.

Ни одна из известных варварских правд не дошла в своем первоначальном и подлинном виде, многие известны в разных по составу и относящихся к разному времени редакциях. Для большинства правд время их возникновения (т. е. первоначальной записи и официального ее признания) определяется примерно: Вестготская правда — конец V в., Бургундская — конец V — начало VI в., Салическая — конец V — начало VI в., Аллеманская — VI–VIII вв., Баварская — середина VIII в., Рипуарская — VI–VII вв., Лангобардские законы — середина VIII в., Тюрингская — IX в., Саксонская правда — VIII — Х вв. Известно еще несколько правд более мелких племенных союзов. К тому же типу варварских правд относятся многочисленные ранние систематизации англосаксонских законов (см. § 25) и записи исландских, скандинавских, датских правовых обычаев.

Все варварские правды сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права (кроме ранних — Вестготской и Бургундской). Это влияние главным образом отразилось на регулировании новых социальных отношений, рабства, обязательств, а также отношений между королевской властью и подданными. Все правды были записаны на варварской латыни. Как исторический тип варварская правда — сложный по составу, разноплановый кодекс. Значительное место в них заняли выдержки (или даже полные тексты) из королевских капитуляриев и эдиктов; многие из таких или меняли правила обычного права, зафиксированного в других разделах правд, или санкционировали государственное применение писаного права.

Правды были записью права узконационального применения: они не исключали того, что проживавшее на территории варварских королевств галло-римское, итальянское или испанское население будет судиться по своим законам. Поэтому крайне малое место в правдах заняло частное право: не только в силу недостаточной выраженности соответствующих отношений в быте германцев, но и потому, что наряду с германским в королевствах продолжало жить и римское право. Правды были поэтому привилегированным правом. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судебного и уголовного права. Нормыимели в подавляющем большинстве казусный характер; в более поздних правдах появляются уже и предписания общего содержания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

Во всех известных случаях оформление записи обычного права связано с инициативой королевской власти. Государственную силу правды подчеркивали специально изданные указы, сопровождавшие текст. Иногда издание было приурочено к собранию союза или объединения племен (например, Саксонская правда утверждена съездом в 802 г.). Причина такой заинтересованности власти не вполне ясна, поскольку основой судебных порядков еще долгие века оставалось произнесение права особыми судьями-рахинбургами. Возможно, это было признание обычного права юрисдикцией королевских судов, возможно — конкретные политические соображения (например, Баварский закон состоял из трех частей, где собственно обычному праву уделялась треть, а две первые говорили о статусе церкви и о герцогской власти над баварцами).

Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон, принятый у франков; его самая ранняя часть относится к концу V в. (486–496 гг.). Утвержденная преемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался своему юридическому вопросу. Позднее, оставаясь основным сводом собственного права франков, Салический закон неоднократно дополнялся и расширялся; так возникли редакции, названные Эмендата (VI–VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом). Сохранилось предание, что первоначальная запись Салического закона была произведена специально избранными мужами от четырех франкских племен в целях «приверженности к справедливости и сохранения благочестия». Однако в целом бытование Закона связано только с заинтересованностью королевской власти, санкционированием обычного права желавшей вмешаться в сферу действия общинных и племенных судов. Появление самой ранней редакции связано также и с денежной реформой, проведенной первым из королей: заменой медных денег на серебряные и золотые и соответственно новой тарификацией судебных штрафов.

Салический закон в самой минимальной степени испытал воздействие римского права, сохранил даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Так, заявление о желании заключить вторичный брак сопровождалось взвешиванием монет, передача имущества — особым разбрасыванием стеблей растения, призывание родственников к помощи в обязательствах — бросанием «горсти земли» и перепрыгиванием через плетень. Поддержание общинного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права.

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках Королевства германцев в БританииГосударства, возникшие на территории бывшей Западной Римской империи, получили название варварских королевств.В Британии, населённой кельтскими племенами, господство римлян завершилось в IV веке.

Королевская власть и варварские законы

Королевская власть и варварские законы Две другие составляющие, на которых базируется единообразие нового мира, подвергшегося влиянию варваров, относятся к области политики и юриспруденции.Во главе новых политических образований встают короли, которые вызывали такое

Варварские племена, граничившие с Римской империей

Варварские племена, граничившие с Римской империей Особенно большую опасность для Римского государства представляли варварские племена, граничившие с ним на периферии. Варварами римляне называли племена и народы, чуждые римской культуре. В марксистской исторической

Варварские орды

Варварские орды Вероятно, в III столетии на некоторых участках имперской границы усилилась угроза со стороны народов, живших за ее пределами. Само существование империи, как и римская дипломатия, способствовало появлению могущественных племенных вождей. Могли быть также

А) «Варварские нашествия» или «Великое переселение народов»?

А) «Варварские нашествия» или «Великое переселение народов»? Традиционно в этом терминологическом споре французские и немецкие медиевисты высказывают противоположные мнения. В сущности, это надуманный вопрос. Однако о нем следует напомнить.Слово «варвар» — наследие

Правды!

Правды! Я пишу эти строки наспех. Здесь был дом. Еще недавно здесь люди мирно ужинали. Усталая хозяйка не убрала на ночь со стола. Хозяйку убила бомба, тарелки уцелели. Кругом люди работают. Тихий, счастливый город. Они прилетели утром…Я только что видел женщину. Это была

1. ВАРВАРСКИЕ ВОИНЫ

1. ВАРВАРСКИЕ ВОИНЫ Рыцари XII в., люди из знатных родов, полагали, что происходят от великих героев-воинов. Разве они не были через франков потомками троянцев — достойных предков римлян и, может быть, турок? Если не заходить так далеко, они знали, что их род восходит к графам

§ 22.1. Варварские королевства

§ 22.1. Варварские королевства Вестготское королевство Собственное государство у одной из наиболее мощных восточных ветвей германцев — вестготов — образовалось еще до окончательного краха Западной Римской империи. Вытесненные в конце IV в. из придунайских земель

Варварские государства – наследники Римской империи

Варварские государства – наследники Римской империи Различные варварские народы, разрушившие политическую систему Западной Европы, столкнулись с одной и той же проблемой: приспособить обычаи и традиции племен, которые только что оставили кочевую жизнь и переселились

2.3.4. Трехчленная стадиальная типология человеческих обществ: дикарские, варварские, цивилизованные

2.3.4. Трехчленная стадиальная типология человеческих обществ: дикарские, варварские, цивилизованные Понятие о дикости, варварстве и цивилизации как стадиях развития формировалось постепенно и стихийно. Люди долгое время пользовались этими понятиями, не пытаясь их

Варварские народы

Варварские народы Варварские народы были либо аграрными, либо кочевыми. У них не было письменной литературы; уровень политической организации был очень низок и сводился к преданности вождю. По одной из версий, они получили название «варвары» потому, что для слуха римлян

Европа после вторжений: варварские королевства

Европа после вторжений: варварские королевства После взятия Рима вождь германского племени герулов сверг последнего западноримского императора. Этот последний император, словно в насмешку, носил имя Ромулус (так звали мифического основателя Рима) Августулус (маленький

Варварские королевства

Варварские королевства К началу VI в. в Европе возник ряд королевств, у которых было очень много общего. Все они отличались как от античных, так и от более поздних средневековых государств. В то же время имели мало общего и с социальным устройством, которое было

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках

§ 2. Варварские королевства в V–VIII веках Королевства германцев в Британии. Государства, возникшие на территории бывшей Западной Римской империи, получили название варварских королевств.В Британии, населенной кельтскими племенами, господство римлян завершилось в V веке.

Образование варварских государств началось в период массовых миграций в начале V в. По мнению немецкого историка К. Босля общественный и политический строй варварских королевств отличает аристократический характер. Главным носителем государственных функций в период переселений у германцев была знать и ее дружина, аристократия во главе с монархом. В качестве одного их легитимных способов принятия власти было избрание короля народным собранием в соответствии с древнейшей традицией германцев. Сама процедура проходила в широком поле, после оглашения имени короля его ставили на щит и поднимали на плечи. До середины V в. основную роль в управление играло народное собрание. Оно решало вопросы войны и мира, выполняло судебные функции, выбирало вождей. Однако постепенно роль королей усиливалась, постепенно они присвоили себе судебные и законодательные функции. Основой для закрепления власти королей были земельные пожалования.

Государственность варварских королевств была представлена королевским дворцом и собранием знати, где решались основные государственно-политические вопросы. Служба во дворце приобретала общегосударственное значение. Чиновники, назначаемые королем, получали за службу жалование. Короли варваров сохраняли некоторые институты римской государственности, например таможенные и торговые сборы, систему налогообложения. Вместе с тем, сохранялись элементы предгосударственных образований варваров, в частности военная организация. Основу войска короля составляли территориальные ополчения, они участвовали в завоевательных походах и имели право на часть добычи. Формировались и постоянные армии – гарнизоны и к концу VII в. в армии стали оформляться черты феодально-служилого строя.

В королевстве остготов были сохранены многие элементы римской государственности: продолжал существовать сенат, префект, муниципальные власти. Власть королей у остготов была более значимой. Король обладал правом издавать законы, назначать должностных лиц, вести дипломатические переговоры, чеканить монету. Более того, власть короля считалась выше законов. Особым проявлением королевской власти было право покровительства. Это право проявлялось в решении судебных вопросов, налоговых сборов для отдельных лиц, приближенных королей.

Значительную роль в государственной управлении варваров играл Королевский совет – орган так же заимствованный у римлян. Он выполнял функции военного совета и высшей судебной инстанции. Дворцовое управление осуществляли: королевский магистр, ведавший делами дворца, квестор – личный секретарь короля, комит – ведавший финансами королевства и патримоний – управлявший имениями короля. Власть на местах осуществлялась комитами и графами. Они выполняли административные, судебные функции, ведали финансами.

5.5. Оформление системы права в варварских королевствах

В условиях формирования варварских государств регулирование общественных отношений внутри племени строилось на основе обычного права и римского права. Обычное право германцев было записано и кодифицировано. Эти письменные законы получили название варварских правд Саксонская, Бургундская и др. Наиболее известной и действующей была «Салическая правда». Первые своды законов оформляли основы феодальных отношений, феодального землевладения, институциональных образований. Однако, главное место в первых сводах законов занимала система уголовных наказаний. Наказание преследовало двоякую цель: оно должно было искупить вину преступника и охранять установленный властью порядок. Самый распространенный вид наказания для представителей высших слоев общества был выкуп, размер выкупа зависел от значимости преступления. Для несвободного населения (рабов и литов) применяли смертную казнь, телесные наказания.

Отношения личности и государственной власти не являлись объектом правовых отношений, упоминались преступления связанные с изменой королю или злоупотреблением государственной должностью. Самым тяжким преступлением считалось нападение на усадьбу и убийство хозяев оно наказывалось самым высоким штрафом. Упоминается о наказаниях за кражи, преступление против личности (избиение, оскорбление), против нравственности.

Рис 2 Карта Образование варварских королевств на территории Западной римской империи

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: