Административно правовое регулирование порядка прохождения государственной службы

Обновлено: 25.04.2024

В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» система госслужбы включает такие виды государственной службы:

1) государственную гражданскую;

Соответственно служащие подразделяются на гражданских служащих, военнослужащих и служащих в правоохранительных органах.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет, что гражданская государственная служба – это вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в резерве и др. случаи).

Гражданская государственная служба подразделяется на Федеральную государственную гражданскую службу и Государственную гражданскую службу субъекта РФ (в основе данной классификации лежит принцип федерализма).

Военная государственная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских специальных формированиях и органах, осуществляющих обеспечение обороны и безопасности государства.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранителной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Гражданский служащий – это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Служащим в правоохранительных органах присваиваются специальные звания и классные чины.

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Государственная служба – сложный, комплексный, многогранный социально-правовой институт, имеющий прочные правовые, экономические, социальные и организационные корни, основы; определяется как вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками госорганов в целях выполнения задач и функций государства. В целом под госслужбой может пониматься любая работа, выполненная в государственных органах и учреждениях, отличающаяся по форме и содержанию от труда рабочих.

Государственный служащий – это гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном Законом «О государственной службе», обязанности по госдолжности за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

В зависимости от вида организации выделяют служащих таких субъектов права: государства (госорганов), органов местного самоуправления, общественных объединений, политических партий, негосударственных коммерческих, некоммерческих, религиозных, частных, международных организаций.

К государственным служащим относятся только лица, занимающие государственную должность в госорганах, а не в любых госорганизациях (например, в государственных вузах).

Кроме этого, к госслужбе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими госдолжности категорий «Б» и «В», на лиц категории «А» понятие госслужбы не распространяется, они не являются государственными служащими. Деятельность лиц категорий «Б» и «В» имеет обслуживающий характер, для обеспечения исполнения полномочий лицами категории «А». (Неверно понимание, будто лица «Б» и «В» служат при лицах «А», а не обществу и государству. Если лица «А» сменяются, предполагается возможность замены лиц «Б».)

Виды классификаций государственных служащих:

1) по масштабу деятельности органов госвласти: федеральные госслужащие и госслужащие субъектов;

2) по разделению властей: госслужащие представительных, судебных и органов исполнительной власти;

3) по объему должностных полномочий: должностные лица (руководители, представители власти, чьи властные полномочия выходят за пределы их органов, распространяются на не подчиненных им граждан) и госслужащие, не являющиеся должностными лицами;

4) по квалификационным разрядам (они присваиваются лично каждому госслужащему по результатам квалификационного экзамена или аттестации; см. вопрос № 70) – соответственно, для пяти групп госдолжностей, начиная с 5-й (для лиц категорий «Б» и «В»): действительный государственный советник РФ, государственный советник РФ, советник РФ, советник госслужбы, референт госслужбы (все должности – 1-го, 2-го и 3-го классов). Существуют также другие виды квалификационных разрядов – воинские звания, дипломы, ранги.

Ключевой является классификация в зависимости от характера полномочий.

1. Должностные лица – государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия, регистрацию предприятий и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов управления).

а) Представители административной власти – должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

б) Граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате нотариальной деятельностью может заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на ее осуществление. При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то, что они должны быть членами нотариальной палаты.

2. Оперативный состав (функциональные работники) – это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний, опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.

По рассматриваемому признаку к должностным лицам относятся государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений, организаций и др.; к оперативному составу относятся младшие государственные должности (референты 1, 2 и 3-го класса) и т. д.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей, преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют значение не только для их оценки с точки зрения юридической ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные отношения.

3. Вспомогательный состав – государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц, оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими служебных функций (технические секретари и т. д.). В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Государственная служба проходит на государственных должностях . Вообще под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта категория присуща только служащим.

Государственная должность – должность в федеральных органах власти, органах власти субъектов, а также в иных госорганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, имеющая установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного госоргана, денежное содержание и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются на:

– категории «А» (политико-судебные) – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральным законом, конституцией субъектов для непосредственного исполнения полномочий госорганов (должности Президента РФ, председателя Правительства РФ, депутатов, судей и др.). Высший уровень руководителей (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат парламента, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов и т. д.);

– категории «Б» (патронатные) – должности, учреждаемые в установленном законодательном порядке для непосредственного обеспечения исполнения непосредственных полномочий лиц «А» (рабочий аппарат Президента РФ);

– категории «В» (административные) – должности, учреждаемые госорганами для исполнения и обеспечения их полномочий (секретари, курьеры и др.).

Все эти должности должны быть перечислены в Реестре государственных должностей РФ. Реестр состоит из: 1) Перечня политических должностей (категория «А»); 2) Реестра государственных должностей государственной службы (категории «Б» и «В»). Утверждается Президентом РФ.

Государственные должности, включенные в Реестр госдолжностей, подразделяются на группы: высшие госдолжности (5-я группа); главные (4-я группа); ведущие (3-я группа); старшие (2-я группа); младшие (1-я группа).

Строго говоря, в настоящее время понятие государственной службы относится к группе «Б» и «В», то есть Президент РФ – не государственный служащий. Группа «Б» – политические чиновники. По закону, государственная служба на госдолжностях категории «Б» ограничена тем сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А».

Каждой должности соответствует определенный квалификационный разряд.

Граждане, претендующие на занятие должностей из 2 и 3-й группы, обязаны иметь высшее профессиональное образование по профилю госслужбы или то, которое считается равноценным. Квалификационные разряды должны присваиваться по результатам квалификационного экзамена:

1) действительный государственный советник 1, 2, 3-го класса (для высших государственных служащих);

2) государственный советник РФ 1, 2, 3-го класса (для государственных служащих, замещающих главные должности);

3) советник РФ 1, 2, 3-го класса (для служащих, замещающих ведущие должности);

4) советник государственной службы 1, 2, 3-го класса (для служащих старших государственных должностей);

5) референт 1, 2, 3-го класса (для младших государственных должностей).

Квалификационные чины 1 и 2-го класса присваиваются Президентом РФ, остальные – начальником заведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

11.1. Государственная служба занятости как активный субъект социального партнерства

11.1. Государственная служба занятости как активный субъект социального партнерства Организация эффективной занятости населения и снижение уровня бедности признаны Генеральной Ассамблеей ООН в 1995 г. самыми актуальными социально-экономическими проблемами XXI

Статья 420. Государственная архивная служба

Статья 420. Государственная архивная служба (1) Правонарушения, предусмотренные статьями 72, 328, 329, устанавливаются Государственной архивной службой. (2) Констатировать правонарушения и составлять протоколы вправе директор Государственной архивной службы и его

Раздел V Служба в милиции

Раздел V Служба в милиции Статья 17. Сотрудники милиции Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены

§ 4. Військова служба

§ 4. Військова служба Військова служба в Збройних Силах України та інших військових формуваннях є державною службою особливого характеру. Вона полягає в професійній діяльності придатних до неї за станом здоров’я та віком громадян України, пов’язаній із захистом

§ 7.6. Государственная и муниципальная служба

§ 7.6. Государственная и муниципальная служба Орган публичной власти - это не отвлеченная абстракция, а конкретный коллектив граждан, внутренне структурированный, организованный в систему и нацеленный на выполнение строго определенных задач и функций. Совокупность этих

80. Противопожарная служба

80. Противопожарная служба Для обеспечения пожарной безопасности, организации государственного пожарного надзора, пожарной охраны объектов и пожаротушения в органах внутренних дел организована противопожарная служба , возглавляемая Главным управлением

112. Служба исполнения наказаний

112. Служба исполнения наказаний До недавнего времени исполнение наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений, составляло одну из функций Министерства внутренних дел РФ. Для осуществления этой функции была создана система органов, исполняющих

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации 1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан

3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт

3. Государственная служба как организационно-правовая категория, элемент государственной организации и правовой институт Государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление. Ее необходимо

59. Муниципальная служба

59. Муниципальная служба Понятие «муниципальная служба» рассматривают в следующих аспектах:• как вид деятельности;• как ведомственное структурное подразделение (например, служба административно-технического обеспечения);• как самостоятельное ведомство (например,

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАТЬЯ 15. Основной принцип организации и деятельности государственной службы карантина растений Российской Федерации Государственная служба карантина растений Российской Федерации является

1. Право поступления на государственную службу имеют граждане Рос­сийской Федерации не моложе 18 лет (предельный возраст для нахож­дения на государственной должности государственной службы – 60 лет), владеющие государственным языком, имеющие профессиональное об­разование. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление ограничений или пре­имуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жи­тельства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном законодательством.

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

• признания его недееспособным или ограниченно дееспособным реше­нием суда, вступившим в законную силу;

• лишения его права занимать государственные должности государствен­ной службы в течение определенного срока решением суда, вступив­шим в законную силу;

• наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения за­болевания, препятствующего исполнению им должностных обязан­ностей;

• отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной дол­жности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

• близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

• наличия гражданства иностранного государства, за исключением слу­чаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.

2. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответ­ствия государственного служащего занимаемой государственной дол­жности государственной службы, а также для решения вопроса о при­своении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

3. Для государственных служащих предусмотрено перемещение по дол­жности:

• на вышестоящие должности;

• на нижестоящие должности;

• на равнозначные (в связи с необходимостью).

4. Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.

Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:

а) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;

б) прекращения гражданства Российской Федерации;

в) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего;

г) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

д) возникновения обстоятельств, по которым он не может быть принят на службу.

Прохождение государственной службы — это длящийся процесс, который для государственных служащих, замещающих должности ка­тегорий «Б» и «В», выражается в последовательной смене этих долж­ностей начиная с момента поступления на службу и до увольнения с нее. В течение этого временного отрезка реализуется административ­но-правовой статус государственного служащего.

Прохождение государственной службы регулируется двумя видами правовых актов. Они различаются между собой по характеру вызывае­мых ими правовых последствий.

Первый из них составляют нормативные правовые акты, устанавли­вающие общий для всех граждан России порядок (правила, условия) прохождения государственной службы. Ими определяется порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок прове­дения аттестации, замещения должностей, присвоения квалификаци­онных разрядов, ученых степеней, ученых званий, почетных званий и других вопросов прохождения службы.

Второй вид правовых актов — это индивидуальные акты, представ­ляющие собой один из видов юридических фактов, т. е. таких факти­ческих обстоятельств, которые порождают, изменяют или прекращают государственно-служебные отношения для одного конкретного граж­данина.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г., право поступле­ния на государственную службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессио­нальное образование и отвечающие другим установленным для них требованиям.

Общие положения о равенстве прав граждан на замещение государ­ственной должности не исключают некоторых специальных ограни­чений.

Так, гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на ней в случаях:

признания его решением суда, вступившим в законную силу, недее­способным или ограниченно дееспособным;

лишения его решением суда права занимать государственные долж­ности в течение определенного срока;

наличия подтвержденного заключением медицинского учрежде­ния заболевания, препятствующего исполнению должностных обя­занностей;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведени­ям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с исполь­зованием таких сведений;

близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

наличия гражданства иностранного государства;

отказа от предоставления сведений о доходах и об имуществе, при­надлежащем ему на праве собственности.

После представления требуемых документов поступление гражда­нина на государственную службу оформляется приказом по государст­венному органу о назначении его на государственную должность госу­дарственной службы. Этот приказ — юридический акт, являющийся основанием для вступления гражданина в должность с предоставлени­ем ему общих прав и возложением на него обязанностей государствен­ного служащего согласно Федеральному закону «Об основах государст­венной службы Российской Федерации», а также конкретных долж­ностных прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим по­ложением о государственном органе или должностной инструкцией. Приказ оформляется по установленной форме.

Различаются три варианта назначениявпервые или вновь поступаю­щих на государственную службу в зависимости от характера замещае­мых ими должностей.

1. На государственные должности государственной службы катего­рии «Б» назначение производится по представлению лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных лиц или государст­венных органов. Порядок подбора кандидатур для назначения на долж­ности категории «В» определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность катего­рии «А», в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

2. На государственные должности государственной службы 1-й группы (младшие) категории «В» впервые или вновь поступающие на государственную службу граждане назначаются соответствующим ру­ководителем. Порядок подбора кандидатур определяется федеральны­ми нормативными правовыми актами и актами субъектов Федерации.

3. На государственные должности государственной службы 2, 3,4 и 5-й групп (старшие, ведущие, главные и высшие) категории «В» лиц, впервые или вновь поступающих на государственную службу, назнача­ют по результатам конкурсана замещение вакантных должностей.

Сущность и порядок назначения определены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и По­ложением о проведении конкурса на замещение вакантной государст­венной должности федеральной государственной службы, утвержден­ным Указом Президента от 29 апреля 1996 г.* Переход на конкурсную систему стал возможен в связи с повышением престижа государствен­ной службы, когда желающих работать в государственном аппарате стало больше, чем это требуется. Введение конкурсного порядка заме­щения вакантных должностей явилось важным шагом на пути созда­ния высокопрофессионального корпуса государственных служащих.


* СЗ РФ. 1996. №18. Ст. 2115.

При замещении государственной должности государственной служ­бы допускается испытание на срок от трех до шести месяцев для гражда­нина, впервые принятого на государственную должность, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность государственной службы иной группы и специализации. Государственному служащему до окон­чания срока испытания квалификационный разряд не присваивается. При неудовлетворительном результате испытания государственный служащий может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе от перевода — уволен.

Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятель­ности по подбору, повышению квалификации, расстановке федераль­ных государственных служащих, определению уровня их профессио­нальной подготовки и соответствия замещаемой должности, а также ре­шению вопроса о присвоении конкретному лицу очередного квалифи­кационного разряда.

Она проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года в соответствии с Федеральным зако­ном «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденным Указом Президента от 9 марта 1996 г.*


* СЗ РФ. 1996. №11. Ст. 1036.

Организация проведения аттестации федеральных государственных служащих возлагается на руководители органов. Для ее проведения формируется аттестационная комиссия, утверждается график проведе­ния, составляются списки лиц, подлежащих аттестации, подготавлива­ются необходимые документы для аттестационной комиссии.

Аттестация проводится в присутствии аттестуемого. В случае его неявки на заседание аттестационной комиссии без уважительных при­чин аттестация может быть проведена в его отсутствие.

Оценка служебной деятельности служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой долж­ности, определении его участия в решении поставленных перед соот­ветствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. Должны учитываться его профессиональные знания, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, а также (в отношении соответствую­щей группы должностей) организаторские способности.

По результатам аттестации аттестационная комиссия вправе внести на рассмотрение руководителя государственного органа мотивирован­ные рекомендации: о повышении федерального служащего в должности; присвоении очередного квалификационного разряда; об измене­нии надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы); о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую должность.

В соответствии с этими рекомендациями руководитель государст­венного органа принимает решение, которое реализуется при наличии вакантной вышестоящей должности — своим приказом, в ином случае возбуждает ходатайство перед соответствующим органом (должност­ным лицом).

Федеральный государственный служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой должности направляется на повыше­ние квалификации или переподготовку либо, с его согласия, перево­дится на другую государственную должность. При его отказе от по­вышения квалификации, переподготовки или перевода на другую го­сударственную должность руководитель органа вправе принять реше­ние об увольнении служащего в соответствии с трудовым законодатель­ством.

Вопросы, связанные с проведением аттестации, могут рассматри­ваться вышестоящим государственным органом, а по инициативе не согласных с ее результатами — в суде.

Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные должности, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом. До принятия такого закона действует Положе­ние о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденное Указом Пре­зидента от 22 апреля 1996 г.*


* C3 РФ. 1996. №17. Ст. 1963.

Согласно Указу, присвоение федеральному государственному слу­жащему квалификационного разряда производится по замещаемой им государственной должности соответствующей группы на основе ква­лификационных требований. При этом полученный чин или диплома­тический ранг сохраняется за работником и при переводе (переходе) его в другой государственный орган или на другую государственную должность. До присвоения классного чина по новому месту работы он получает и предусмотренные за это выплаты.

Положение определяет также порядок присвоения квалификаци­онных разрядов. Классный чин действительного государственного со­ветника и государственного советника РФ присваивается Президен­том по представлению руководителя федерального органа или его ап­парата, а остальные ранги — руководителем государственного органа.

Решение о присвоении федеральному государственному служаще­му квалификационного разряда оформляется актом Президента или приказом либо иным актом руководителя органа. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку и личное дело служащего. Со дня присвоения федеральному государственному служащему квалифика­ционного разряда ему устанавливается надбавка к должностному ок­ладу в установленных размерах. При прекращении федеральной госу­дарственной службы квалификационный разряд сохраняется. Вопро­сы, связанные с порядком присвоения и сохранения квалификацион­ных разрядов, рассматриваются соответствующим государственным органом в пределах его полномочий или в суде.

Государственная служба прекращается при увольнении государст­венного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию. Помимо оснований, указанных в ст. 29—37 КЗоТ, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя го­сударственного органа в случаях:

достижения государственным служащим предельного возраста, ус­тановленного для замещения государственной должности государст­венной службы;

прекращения гражданства РФ;

несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для го­сударственного служащего;

разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;

возникновения других обстоятельств, ограничивающих нахожде­ние на государственной службе.

Сведения о прохождении гражданином государственной службы содержатся в его личном деле. Оно ведется кадровой службой соответ­ствующего государственного органа и при переводе государственного служащего передается по новому месту его государственной службы.

Особенности государственной службы в отдельных государствен­ных органах определяются федеральными законами. Это касается военной службы, государственной службы в органах внутренних дел, в федеральных органах налоговой полиции, таможенных органах, дип­ломатической службы, государственной и иной службы казачьих об­ществ.

Статья 12. Поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение

1. На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

Федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту.

2. Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы.

3. В соответствии с федеральным законом о виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином:

на неопределенный срок;

на определенный срок;

на срок обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

5. Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

6. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Прохождение государственной службы начинается с поступления на государственную службу и замещения должности государственной службы, а оканчивается увольнением с нее. Административно-правовое регулирование данных вопросов, как и собственно порядка прохождения, несколько разнится в зависимости от вида службы.

Статья 12 Закона о системе делегирует регулирование основополагающих вопросов прохождения государственной службы федеральным законам о видах государственной службы, в частности: допустимый возраст поступления на службу; установление дополнительных требований к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту; условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения; предельный возраст пребывания на государственной службе конкретного вида; основания увольнения с государственной службы.

Прохождение государственной службы включает в себя поступление на государственную службу, назначение на должность, присвоение классного чина (воинского или специального звания), аттестацию, продвижение (перемещение) по службе, увольнение со службы.

На гражданскую службу граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, поступают по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия квалификационным требованиям.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В ряде случаев, например, при заключении срочного служебного контракта, при назначении на должность из кадрового резерва и т.д., конкурс не проводится.

Для замещения должности гражданской службы руководитель государственного органа[180] издает акт (приказ) о назначении на должность и на его основе заключает с прошедшим конкурс гражданином служебный контракт на неопределенный срок либо срочный служебный контракт.

Служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (ст. 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. В нем предусматривается также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств.

Поступление на военную службу осуществляется по призыву и по контракту. Если первое – это конституционный долг и обязанность граждан РФ мужского пола, то второе собственно добровольное поступление на государственную военную службу граждан, а в определенных случаях – иностранных граждан[181].

На военную службу по контракту могут поступать граждане (иностранные граждане), владеющие государственным языком Российской Федерации, а также соответствующие медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Кроме того, к кандидатам предъявляются требования по уровню образования, профессиональной и физической подготовки.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет, а иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации – Министерством обороны РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В нем закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях или органах в течение установленного срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение установленных социальных гарантий и компенсаций.

Поступление граждан на службу в правоохранительные органы можно рассмотреть на примере органов внутренних дел. Согласно Федеральному закону от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие установленным квалификационным требованиям, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Решение о заключении с гражданином контракта осуществляется по результатам рассмотрения представленных гражданином документов, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических обследований, тестирования на потребление наркотиков, злоупотребления алкоголем, уровня физической подготовки и личного поручительства.

В этом случае контракт – соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (уполномоченным руководителем) и гражданином о прохождении службы и замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Так, руководитель органа обязуется гражданину обеспечить прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с законом, своевременно и в полном объеме выплачивать сотруднику денежное довольствие и предоставлять ему социальные гарантии. Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, в свою очередь при заключении контракта обязуется выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой, а также внутренний служебный распорядок.

В число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел входят требования к уровню профессионального образования, стажу службы в органах внутренних дел или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности.

Для должностей рядового и младшего начальствующего состава предусматривается наличие среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава – образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава – высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование уголовных дел, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования.

Для периодической проверки соответствия государственного служащего занимаемой должности проводится его аттестация, которая заключается в изучении и оценке результатов профессиональной служебной деятельности государственного служащего и собеседовании с ним аттестационной комиссией.

Аттестационные комиссии создаются в каждом государственном органе и состоят, как правило, из руководителя государственного органа (или его заместителя), представителей подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и независимых экспертов (представители научных и образовательных учреждений, общественного совета при государственном органе, общественных организаций ветеранов данного государственного органа).

Включение в состав аттестационных комиссий федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и другие виды специальной (правоохранительной) службы, независимых экспертов осуществляется только по решению командира (начальника) и лишь для рассмотрения определенных вопросов, например соблюдения требований к служебному поведению.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится один раз в четыре года, а работников органов прокуратуры – в пять лет. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе — 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, срок службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет. Если речь идет о гражданском служащем категории «руководители» высшей группы должностей, то срок службы с его согласия может продлеваться по решению Президента РФ вплоть до достижения им возраста 70 лет.

Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел определяется в зависимости от специального звания лица. Например, для генерала полиции РФ, генерал-полковника полиции этот возраст составляет 65 лет, для генерал-лейтенанта полиции, генерал-майора полиции – 60 лет, для полковника полиции – 55 лет, а для сотрудников органов внутренних дел, имеющих иное специальное звание, – 50 лет. При этом с сотрудником, имеющим положительную последнюю аттестацию и соответствующим требованиям к состоянию здоровья, с его согласия может ежегодно заключаться новый контракт, но не более чем в течение пяти лет после достижения предельного возраста пребывания на службе.

Предельный возраст пребывания на военной службе также устанавливается в зависимости от воинского звания: для Маршала РФ, генерала армии, генерал-полковника – 60 лет; генерал-лейтенанта, генерал-майора – 55 лет; полковника – 50 лет; военнослужащего, имеющего иное воинское звание, – 45 лет. Для военнослужащих женского пола установлен предельный возраст в 45 лет.

С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до десяти лет, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Перевод государственного служащего на другую (вышестоящую, равнозначную, нижестоящую) должность государственной службы в том же либо в другом государственном органе, либо перевод в другую местность допускается с письменного согласия государственного служащего.

В контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность, по которой предусмотрена ротация, а также с военнослужащим включается положение о возможности перевода сотрудника (военнослужащего) на иную равнозначную (вышестоящую) должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа – о возможности перевода на нижестоящую должность или увольнения со службы.

Перевод военнослужащих может осуществляться в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, либо в Вооруженные Силы РФ.

Перевод государственного служащего на вышестоящую должность, как правило, осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса.

Увольнение с государственной службы означает прекращение государственно-служебных отношений между Российской Федерации, субъектом РФ и гражданином, обладавшим статусом государственного служащего.

Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную должность государственной службы[182].

Конкретные основания прекращения государственной службы предусмотрены в законах о видах государственной службы.

Так, ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. В частности, к таким основаниям относится: соглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия срочного служебного контракта; расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя; перевод на государственную службу иного вида; отказ от замещения иной должности гражданской службы, от перевода на иную должность по состоянию здоровья, от перевода в другую местность; обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта; нарушение законодательно установленных правил заключения служебного контракта; выход гражданского служащего из гражданства РФ; несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, нарушение запретов, связанных с гражданской службой и некоторые другие.

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: по достижении предельного возраста пребывания на службе; по истечении срока контракта; по состоянию здоровья; в связи с лишением его воинского звания; в связи с утратой доверия; в связи с уголовным осуждением военнослужащего к наказанию в виде лишения свободы, лишением права занимать воинские должности в течение определенного срока; в связи с прекращением гражданства РФ; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с невыполнением им условий контракта и т.д.

Основания для увольнения работников правоохранительных органов в целом аналогичны перечисленным выше.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: