Диалектический метод познания государства и права г в ф гегель

Обновлено: 24.04.2024

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831), не принявший Шеллингова учения об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, напротив, пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель сознательно и недвусмысленно отверг аристотелевский закон непротиворечия - акт, на который никогда не решался Фихте. Гегель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности "абсолютное понятие" есть абсолютное тождество субъекта и объекта - то самое тождество, которое, согласно Фихте, является никогда не осуществимым, хотя и всегда желанным идеалом.

Гегель, как видим, отождествляет "чистое понятие" ("Понятие" с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития "чистого понятия" составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" [1].

1 Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Соч. М., 1959. Т. 4. С. 2.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, "только в понятии истина обладает стихией своего существования" [2], и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная, "отчужденная", "овнешненная" форма подлинной диалектики, присущей только "жизни понятия", или, иначе говоря, жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении Бога. Но и сам Бог мыслится Гегелем при этом пантеистически - не как личный Бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Это развертывание тоже подчинено необходимости. Только у Гегеля это не есть необходимость причинно-следственных связей, как она имеет место в природе и изучается естествознанием, а необходимость скорее телеологического свойства, ибо весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели - достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и "погашены" все противоположности.

Система Гегеля

Своеобразным введением в гегелевскую философскую систему является "Феноменология духа" (1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого мыслителя. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его убеждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель вовсе не излагает историю культуры в той последовательности и в той фактологически-эмпирической форме, как она представлена в трудах историков, филологов, литературоведов, лингвистов, историков государства и права, религии и искусства. Он дает как бы философскую выжимку и философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания, каким обладал сам, так же как и многие его современники, получившие классическое гимназическое и университетское образование. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного, частного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид, вовсе не будучи гениально одаренным исключением, в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, "мирового духа", для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, "сознания" и "предмета", а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.

В "Логике" Гегель ставит своей задачей показать самодвижение понятия. Надо, говорит он, занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом важно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая его односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена "абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея" [1], которую Гегель вслед за Аристотелем называет "мышлением мышления" и достигнув которой "Логика" завершается.

1 Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 419.

Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии "отрицательность", которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.

Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

Антропологизм Л. Фейербаха

Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) первоначально увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считает Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. "Бесконечная или божественная сущность, - пишет Фейербах в сочинении "Сущность христианства", - есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо" [1]. Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - человек - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности.

1 Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2. С. 320.

Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы.

В этом утверждении - суть антропологизма Фейербаха. В центре его внимания - не отвлеченное понятие материи, как, например, у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо, сквозь призму знаменитого картезианского и фихтеанского "Я мыслю". Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого Я; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

Критикуя трактовку познания предшествующими немецкими философами и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Тем самым в теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей; не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах отвергает и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие "объект". По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, Ты. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

Антропологизм Фейербаха возник как реакция прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. До такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающе ничтожным моментом, который надлежало полностью преодолеть, чтобы встать на всемирно-историческую точку зрения "абсолютного духа". Фейербах выступил в защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от человека неотъемлемо.

5. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса (от классической философии к изменению мира)

o К. Маркс как социальный философ

o Диалектический метод К. Маркса

o Разработка диалектического материализма Ф. Энгельсом

o Последние работы Ф. Энгельса

Гениальным мыслителем-диалектиком, который оставил заметный след в истории философской и политико-правовой мысли был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831).

Гегель признавая французскую революцию, в тоже время отвергал якобинский террор и резко критиковал сторонников М.Робеспьера.

Проблемы государства и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрения. Эта проблема освещена им в таких произведениях, как «Философия права» «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия истории», «Английский билль о реформах 1831 года» и др.

В наиболее цельном и систематизированном виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» – одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.

Гегель был объективным идеалистом. Им разработан диалектический метод на идеалистической основе. К.Маркс подчеркивал: «Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от мистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод».

Ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются:

1. Субъективный дух (антропология, феноменология, психология).

2.Объективный дух (право, мораль, нравственность).

3.Абсолютный дух (искусство, религия, философия).

Он считает, что основная задача философии права- это научное познание государства и права, а не указание на то, каким они должны быть. Он пишет: «Наука о праве есть часть философии. Она должна поэтому развивать идею, представляющую разум предмета. ».

Понятие «право» в гегелевской философии употребляется в следующих основных значения:

1. Право как свобода («идея права»). На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «правол» выражают единый смысл. Отношение «свободы» права опосредуется через диалектику свободной воли.

2. Право как определенная ступень и форма свободы («особое право»). Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных ее форм до конкретных).

На вершине иерархию «особых прав» (от абстрактных ее форм до конкретных).

На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства. окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

3. Право как закон («позитивное право»). Он считает, что превращение права в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Гегель развивает учение о трех ступенях развития права:

1. Абстрактное право. Оно имеет тот смысл, что в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности).

Свою реализацию право как свобода личности находит в частной собственности. Свое понимание свободы и права он направляет против рабства и крепостничества. Он пишет: «В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу».

Абстрактное право по Гегелю, кроме учения о частной собственности включает учение о договоре. В договоре противостоят самостоятельные лица – владельцы частной собственности. Следующим моментом учения об абстрактном праве является гегелевское суждение о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление.

2. Учение о морали – умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть.

3. Учение о нравственности – семья, гражданское общество и государство.

Под гражданским обществом Гегель понимает буржуазное общество. Гражданское общество он представляет как антагонистическое общество, как войну против всех.

Тремя основными моментами гражданского общества является:

1. Система потребностей.

2. Отправления правосудия.

3. Полиция и корпорации.

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1) субстанциональное (земледельцы – дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

В разделе о гражданском обществе Гегель освещает такие вопросы положительного права, правосудия и деятельности полиции.

Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3) во всемирной истории.

По Гегелю, государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию.

Три различных власти представляют государство:

Свой политический идеал – конституционную монархию – Гегель конструирует, ориентируясь на компромисс между дворянством и буржуазией, на возможности постепенного мирного изменения сверху существующего тогда в Германии полуфеодального строя в буржуазный.

Говоря о международном праве, Гегель утверждает, что государства должны признавать друг друга в качестве суверенных и независимых, не вмешиваться во внутренние дела другого, взаимно уважать самостоятельность и т.п. Он пишет: «Принцип международного права как всеобщего права, которое само по себе должно признаваться между народами, в отличие от особенного содержания положительных трактатов, состоит в том, что трактаты, на которых основаны обязательства государств в отношении друг друга, должны выполняться.

Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к соглашению, подчеркивает Гегель, может быть решен лишь войной. С этих позиций он критикует кантовскую идею вечного мира, поддерживаемого союзом государств. Вместе с тем Гегель признает, что даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие морально-правовые принципы, как взаимное признание государства, преходящий характер войны и возможность мира. «Война, - он пишет, - вообще не ведется против внутренних учреждений и мирной, семейной и частной жизни, не ведется против частных лиц». С одобрением Гегель отмечал, что новейшие войны ведутся более человечно, чем в прежние времена.

Всемирная история как процесс представляет историю суверенных государств. Всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических эпохи: восточную, греческую, римскую и германскую. Им соответствуют следующие формы государств:

- восточная теократия (свобода одного),

- демократия или аристократия (свобода некоторых),

- конституционная монархия (свобода всех).

Он писал: «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский знает, что некоторые свободны, германский мир знает что все свободны».

Все новое время, начавшееся Реформацией, Гегель считает эпохой германской нации, под которой он имеет в виду не только немцев, но, скорее вообще народы северо-западной Европы. Россия, а также Соединенные Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, еще не успели обнаружить себя во всемирной истории. Он явно возвеличивает германские народы, преувеличивает буржуазную развитость Пруссии и других немецких государств. В тоже время он считает, что всемирный прогресс в сознании свободы продолжается.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) – классик немецкой философии, выдающийся теоретик-правовед. Он явился создателем систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды «Конституция Германии», «Философия права», «Философия истории», «Философия духа» и др.

«Мировой дух», утверждал Гегель, объективный, безличный, охватывает сферу социальной жизни и понимается как сверх индивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющееся через их различные связи и отношения. Он воплощен в праве, морали и нравственности, в закономерно сменяющих друг друга ступенях духовной культуры человечества.

Гегелевское учение о государстве и праве наиболее полно изложено в «Философии права». Основной задачей работы явилось постижение государства и права как «вещи в себе», т.е. внутренней сущности этих явлений и понятий. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические законы, философия права и государства призвана к постижению мыслей, лежащих в их основании.

Понятие «право» применяется Гегелем в следующих значениях:

v Право как свобода («идея права»);

v Право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);

v Право как закон («позитивное право»).

На уровне объективного духа все развитие определяется идеей свободы, под которой понимается субстанция и основное определение разумной, свободной воли. При этом свобода и право выражают единый смысл.

Система права как царства осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» от абстрактных идей до конкретных форм. Более конкретное «особое право» первичнее абстрактного. Право государства, как наиболее конкретное, стоит на вершине этой иерархии.

Право как закон является одним из «особых прав». То, что известно как закон и есть «право в себе» - положительное право. Закон – это конкретная форма выражения права. Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и определенности. Предметом законодательства могут быть только внешние стороны человеческих отношений, а не их внутренний мир.

Три основных ступени развития понятия права: абстрактное право, мораль и нравственность. Учение об абстрактном праве включает проблемы собственности, договора, неправды. Учение о морали – умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть. Учение о нравственности – семью, гражданское общество и государство.

Абстрактное право – право абстрактно свободной личности. Оно подразумевает, что в основе права лежит свобода отдельного человека. Под личностью подразумевается вообще правоспособность. На этой ступени положительный закон еще не обнаруживается, но дает возможность вывести формально правовую заповедь: «Будь личностью и уважай личность других».

Свобода личности, по Гегелю, реализуется в праве частной собственности, но не в размерах владения собственностью. В то же время Гегель выступал против рабства: «В природе вещей заключается абсолютное право раба добывать себе свободу».

Гегель различает простодушную неправду, обман, принуждение и преступление. Преступление – это сознательное нарушение права как права, и наказание, поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, которое заложено в его деянии – поступке свободной личности.

Абстрактное право и мораль приобретают свою конкретность в нравственности, когда понятие свободы воплощается в семье, гражданском обществе и государстве.

Гражданское общество – это сфера реализации целей и интересов отдельной личности. На этой ступени не достигнута подлинная свобода, так как стихийность столкновения интересов ограничивается властью случайным образом. Идет война всех против всех. Гражданское общество не в состоянии решить проблему бедности.

Развитие общества предполагает наличие государства как его основания. Оно представляет собою идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего наличного бытия.

Идея государства, по Гегелю представляется трояко:

1. Как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве;

2. В отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3. Во всемирной истории.

Государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную монархию. Он выделял: законодательную власть, правительственную власть и власть государя. В целом, соглашаясь с идеей своих предшественников Локка и Монтескье, Гегель выступал за органическое единство различных ветвей власти, при котором, все они исходят из верховенства целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Гегель критиковал демократическую идею народного суверенитета и обосновывал суверенитет наследственного конституционного монарха. Правительственная власть, куда Гегель относил и власть судебную, определялась им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют, по Гегелю, «основную часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы». Он указывал на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу.

Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идея суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные, независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единым, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений.

Всемирная история как прогресс в сознании свободы представляет собой, по существу, историю суверенных государств (нравственных субстанций), историю прогресса в государственных формированиях. В соответствии с этим всемирная история распадается, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский. Им соответствуют следующие формы государств: восточная теократия, античные демократия и аристократия, современная конституционная монархия.

Носителем мирового духа является господствующий на данной ступени истории народ. Все новое время, начавшиеся Реформацией, Гегель считал эпохой германской нации, под которой он имел ввиду не только немцев, но, скорее, вообще народы северо-западной Европы. Россия и Соединенные Штаты Северной Америки, по оценке Гегеля, пока не успели обнаружить себя во всемирной истории, и им это еще предстоит в будущем.

Гегелевский этатизм отчетливо проявляется в возвышении государства над индивидом и обществом, в отрицании самостоятельной ценности прав и свобод личности и т.д. Вместе с тем Гегель восхвалял государство как идею (т.е. действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом.

Труды Гегеля, гегельянство оказали огромное влияние на все последующее развитие философии и политико-правовой мысли.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В конце ХУШ в. в. большинстве немецких государств доминировала абсолютная монархия. Войны с революционной Францией принесли новые влияния; тенденция к установлению конституционного строя усилилась. Однако превращения абсолютных монархий в конституционные государства осуществлялись в Германии медленно.

Политические и правовые учения в Германии в конце ХУШ в. начале Х1Хв. развивались также под влиянием французской буржуазной революции.

В политико-правовой мысли этого периода выделяется несколько направлений: историческая школа права, революционно-демократическое направление, теория либерализма, диалектическая теория.

Огромный вклад в учение о государстве и праве внесли великие философы И.Кант и Ф.Гегель. И.Кант был одним из наиболее типичных идеологов буржуазного реформизма. Весьма своеобразен его взгляд на установление «вечного» мира.

Заслуга же Гегеля состоит в разработке и ведении в научный оборот диалектического метода исследования. По Гегелю государство представляет собой идею разума, свободы и права.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Идеи правового государства в трудах И.Канта. Гражданское общество в понимании Гегеля. Влияние немецкой классической философии на развитие политических идей. Нравственность (мораль) и закон с точки зрения классиков немецкой философии 18 века.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:

1. Характеристика основных направлений политической и правовой идеологии в Германии на рубеже ХУШ и Х1Х вв.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), не принявший Шеллингова учения об интеллектуальной интуиции как высшей форме философского постижения, напротив, пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой — понятие. Но это — рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель сознательно и недвусмысленно отверг аристотелевский закон непротиворечия — акт, на который никогда не решался Фихте. Гегель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности «абсолютное понятие» есть абсолютное тождество субъекта и объекта — то самое тождество, которое, согласно Фихте, является никогда не осуществимым, хотя и всегда желанным идеалом.

Гегель, как видим, отождествляет «чистое понятие» («Понятие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала — субстанции-субъекта.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития — утверждения, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого» [1].

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» [2], и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная, «отчужденная», «овнешненная» форма подлинной диалектики, присущей только «жизни понятия», или, иначе говоря, жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении Бога. Но и сам Бог мыслится Гегелем при этом пантеистически — не как личный Бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе — через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Это развертывание тоже подчинено необходимости. Только у Гегеля это не есть необходимость причинно-следственных связей, как она имеет место в природе и изучается естествознанием, а необходимость скорее телеологического свойства, ибо весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели — достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» все противоположности.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)родился в Штутгарте, в 1793 году он заканчивает Тюбингенский теологический институт со степенью магистра философии и кандидата философии. Отказавшись от карьеры пастора ради занятий философией, он начинает свою преподавательскую деятельность. Домашний учитель приват-доцент философии в университете, редактор газеты, директор гимназии, затем снова преподаватель, он заканчивает годы своей работы в Берлинском университете, завоевав признание в качестве ведущего специалиста и официального философа Пруссии Фридриха-Вильгельма III.

Среди его творческого наследия следует выделить:«Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и «Философия права».

Философ выстроил универсальную и всеохватывающую систему знаний о мире, определяемом восхождением идеи(духа) от частного к общему и от относительного к абсолютному.

Достигнув состояния разумности, человеческое сознание обретает способность понять смысл моральных норм, т. е. самоопределиться в разрыве между реальностью и долгом. Так человек становится способным жить в семье, гражданском обществе и государстве, в которых «осуществляется свобода каждого в единстве всех». Гегель видит соотношение свободы и права как диалектическое взаимодействие внутренней субстанции и внеш­него бытия человеческой воли.

В формах государства и права происходит объективация свободы как познание смысла внутреннего разума, тождественного действительности. Гегель видит сущность права в тождестве его понятия (идеи) и осуществ­ления (применения в реальности). Процесс правоприменения, по его мне­нию, является конкретизацией абстрактного понятия права.

Гегель определяет право как наличное (реальное) бытие свободной воли индивида и философски конструирует систему права как царства реализованной свободы.

Таким образом, Гегель отказывается от кантовского понимания права как умозрительной конструкции (априорного понятия). Гегель видит в го­сударстве и праве конкретные продукты разумной человеческой деятель­ности, выраженные в реальных общественных институтах. Он выражает эту мысль в своем знаменитом афоризме: «что разумно, то действительно; что действительно, то разумно».

Эссенциализм Гегеля проявляется в его стремлении выявить в случай­ных и хаотичных общественных отношениях их имманентную сущность (закон). Философ отрицает противопоставление естественного и позитив­ного права, которое было присуще школе естественного права. Он считает естественное право синонимом идеи права как философского видения сущности правовых отношений.

Гегель различает три ступени развития права как формы свободы:

1) право как свобода или как «идея права» на уровне объективного духа. На этом уровне все отношения индивидов опосредуют­ся через диалектику свободной воли.

2)право как ступень и форма свободы или как «особое право». На этой ступени отношения индивидов подчиняются правовым нормам, выстроенным в иерархической соподчиненности от абстрактных до конкретных, т. е. от государства до общества, семьи и личности.

3) право как закон и в качестве «позитивного права», как одно из «особых прав». На этой ступени «право в себе» превращается в закон, в процессе законодательства, приобретая форму всеобщности и определенности.

Гегель видит в развитии понятия права формообразование свободной воли, которое есть внутренне побуждение, а не внешнее предписание. Личность формирует понимание мотивов и целей своих поступков, то есть начинает осознанно относиться к своему поведению. Таким образом, субъективная воля достигает объективности, то есть входит в сферу действия закона.

Таким образом, Гегельрешает проблему взаимодействия абстрактного права и морали как односторонних моментов, обретающих конкретно и многомерность в нравственности, когда понятие свободы объективизируется в виде семьи, общества и государства.

Философ определяет гражданское общество как опосредованную трудом систему человеческих потребностей, основанных на господстве частной собственности и на формальном равенстве граждан.

Гегельвыделяет в гражданском обществе три основных элемента: систему потребностей, правосудие (суд и полицию) и корпорации, специализированные по видам профессиональной деятельности и образующие систему производства материальных благ.

Философ выделяет в обществе три основных сословия:

1) субстанциональное или земледельческое;2) промышленное или городское, 3) «всеобщее» или бюрократическое, которое противостоит другим «частным» сословиям как «подвижной стороне гражданского об­щества» в качестве наиболее устойчивого элемента и главной несущей конструкции государственного механизма.

Внутренняя противоречивость и антагонистичность гражданского об­щества преодолевается, по мнению Гегеля,государством как основой и одновременно как результатом развития семьи и общества.

Такой государственный орган, как суд, уже на уровне общества обеспе­чивает подчинение законам и неприкосновенность прав собственности. Гегель считает условием эффективности деятельности суда публичность его заседаний и оглашения законов, а также участие присяжных.

Гегельв отличие от Руссоне сводит государство к механической сово­купности единичных волений индивидов и не считает, что государство возникает в результате общественного договора, т. е. на основании произвольного со­глашения индивидов. Он определяет сущность государства как «действительность нравственной идеи» и «субстанциональной воли». Для Гегеляго­сударство — это «Шествие Бога в мире», «в себе и для себя сущее божествен­ное», а «абсолютный авторитет» государственной власти он ставит выше «рассудочных выводов» отдельных философов.

Гегельразличает объективную сторону государства как организации государственной власти в форме конституционной монархии и субъектив­ную сторону как духовного сообщества (организма), основанного на осоз­нании индивидами национального единства и оформлении народного духа в виде религии.

Гегель придерживается теизма, видя в религии «интегрирующий момент …умонастроения» и противопоставляя веротерпимость «тиранистической религии», фанатизму и стремлению установить теократию.

Гегель начинает различать формы государства в зависимости от исторической стадии его развития. Во всемирной истории он выделяет 4 стадии-царства: восточное, греческое, римское и германское. Им соответствуют доминирующие формы государства: восточная теократия как свобода одного правителя; демократия/аристократия как свобода правящей части общества; конституционная монархия как свобода всех граждан.

Государство в форме конституционной монархии германской нацииосновывается на разделении властей как гарантии публичной свободы. В отличие от Д. ЛоКка и Ш.-Л. Монтескье Гегель считает, что ветви власти должны противопоставляться и взаимно ограничивать друг друга. Он определяёт взаимодействие исполнительной, законодательной и судебной власти как органичное единство «текучих членов».

Гегель считает высшей ветвью исполнительную власть. В его конституционной монархии она воплощается в личности монарха (воплощает суверенитет) и в правительстве. Субъективная воля монарха утверждает законы, которые готовит правительство.

Этатизм Гегеля предусматривает доминирующую, но не произвольную деспотическую государственную власть. Возможные «насилие и произвол» монарха будут ограничены, с одной стороны, всеобщностью государственной власти и законов, а с другой, влиянием совещательных инстанций. Гегель указывает необходимость передачи Монархической власти по.

Этатизм Гегеля основывается на определении конституции как «расчлененности функций государственной власти». Задача конституции Гегеля—в определении гражданских прав и свобод при разумном и справедливом неравенстве управляющих и управляемых лиц, тех обладателей собственности и лишенных ее, талантов и бездарностей.

Гегель видит недостатки бюрократии- «механичность» ее рутинной работы и «горизонт ограниченной сферы» ее мировоззрения, но считает, что они будут преодолеваться ее нравственной и умственной культурой, которая является самой высокой в обществе. Другой опасностью является возникновение групповых интересов бюрократии, но, по мнению Гегеля, они будут блокироваться контролем «сверху» — со стороны монарха и «снизу»— со стороны корпо­раций.

Законодательная власть в государстве Гегеля связывает государствен­ную власть и общество. Именно она должна обеспечивать эволюционное развитие общества на основании реформ как «поступательное движение» или как «невидимые» изменения без «формы - изменения», т. е. без радикальных переворотов в Законодательстве.

Гегель считает, что парламент должен быть двухпалатным, Верхняя палата состоит из юнкеров — наследственных владельцев имений-майора­тов, из идеализируемого Гегелей «сословия природной нравственности», Нижняя палата состоит из депутатов — представителей корпораций, выд­вигаемых путем консультаций. При этом Гегель не предусматривал парламентских выборов как индивидуально­го всенародного голосования, лишь предоставление информации о парла­ментских дебатах, о принимаемых законах и об общем направлении госу­дарственной политики на основе свободы печати.

Политико-правовая концепция Г.В.Ф, Гегеля отразила консервативно-охранительное направление в немецкой классической философии. Гегель сумел дать наиболее глубокую и детальную проработку основных проблем формирующегося буржуазного общества и государства, заложив тем са­мым основу Для развития политико-правовой мысли всего XIX столетия.

41 И. Кант о государстве и праве.

Кант определяет право как совокупность условий, обеспечивающих со­вмещение произвольных поступков одного индивида со свободой других. Право является условием свободы внешнего поведения индивидов, гарантируя их под­чинение законам и их формально-правовое равенство, основанное на равен­стве взаимных обязанностей.

Кантне противопоставляет, а разграничивает мораль и право, отличая последнее как совокупность норм поведения, подкрепленных государ­ственным принуждением.

Кантсчитает, что государство возникает как объединение людей на ос­нове общественного договора, т. е. на основе нравственного долга и ува­жения к естественному праву.

Философ отличает естественное право, основанное на самоочевидных априорных принципах мироустройства, от положительного права, осно­ванного на воле законодателя.

Естественное право, в свою очередь, делится на частное право, в кото­ром человек является объектом, и на публичное право, в котором человек является субъектом. Если частное право регулирует отношения людей как экономических субъектов, обладающих собственностью, то публичное право регулирует их отношения как граждан, т. е. политических субъек­тов.

Именно в публичном праве проявляется народный суверенитет как право народа участвовать в определении формы государства и в установ­лении правопорядка. Народный суверенитет реализуется в принятии кон­ституции государства, выражающей волю народа.

Кантсчитает, что в естественном состоянии нет объективного права и все отношения людей регулируются на основе их врожденных моральных качеств, т. е. способности нравственного выбора. Общественный договор ведет к возникновению субъективного естественного права на собствен­ность, т. е. к возникновению совокупности субъективных полномочий — частного права, не обеспеченного государственными законами. На следу­ющем этапе утверждаются государственные публичные законы, с помо­щью которых частное право приобретает юридически гарантированный характер.

Государство Канта- это первичный носитель принуждения, подчинен­ного правовым принципам конституции. Таким образом, Кантформули­рует принцип верховенства права в устройстве и функционировании госу­дарства как основной принцип правового государства.

Раннебуржуазный либерализм Кантапроявился в его ограниченном понимании функций государства, как гаранта равенства политических и юридических, но не экономических прав граждан. Государство Кантане должно вмешиваться в экономику и не должно гарантировать гражданам какие-либо социальные права, какой-либо минимум материальных средств существования. В то же время оно должно обеспечить равноправие всех граждан перед законом и предотвратить появление привилегий, основан­ных на неравном распределении собственности. В противном случае воз­никает отчуждение граждан от государства, и оно превращается в непра­вовое.

Гарантом против такого нежелательного развития событий является раз­деление властей на три взаимодействующие и субординированные ветви -законодательную, исполнительную и судебную.

Кантсчитает, что важнее не форма государства, а способ осуществле­ния государственной власти. На основании своих либеральных убеждений он формулирует основы республиканского идеала. Государственное уст­ройство должно соответствовать принципу равенства и свободы граждан, как членов общества, и их зависимости, как подданных, от единых общих законов.

Философ различает формы правления по числу законодательствую­щих лиц на автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. При этом он отличает республику от деспотии не по выборности государствен­ной власти, а в зависимости от разделения законодательной и исполни­тельной власти.

Оптимальной формой государства он считает кон­ституционную монархию, в которой власть государя легитимируется ее божественным происхождением, а его права не кореллируются с его обя­занностями. Кант однозначно предпочитает постепенные реформы сверху при соблюдении всех правовых норм радикальной революции и анархии.

Метафизика государства Кантав основном повторяет тезисы «просве­щенного абсолютизма» Вольтера.Государством должен управлять «просве­щенный монарх», примерно похожий на прусского Фридриха II,и опираю­щийся на назначаемых «философов» (технократов), но не на депутатов, из­бираемых народом. Кантсчитает, что именно «философы», а не депутаты якобинского типа смогут лучше всего представлять интересы и выражать волю народа перед государственной властью. Он допускает только пассив­ное несогласие, но не активное сопротивление народа «законодательству­ющему главе государства».

Канттребует примата морали над политикой как условия гражданско­го мира и правопорядка. Он выводит следующие максимы аморальной политики: это захват чужих территорий с последующим поиском оправда­ний для этого; это отрицание своей вины в своих преступлениях; это пра­вило «разделяй и властвуй». )

По его мнению, такой аморальной политике необходимо противопо­ставить гласность и публичность политических акций, что позволит оце­нивать их с позиций нравственности и справедливости. Для Кантаспра­ведливость - это притязание, не предусмотренное законом и не обеспе­ченное государственным принуждением, но позволяющее оценивать по­ведение индивидов и их групп на основе моральных норм.

Канттребует примата морали над правом, считая мораль не теорией, а практикой или совокупностью норм, безусловно влияющих на человечес­кое поведение. Для него право является первой ступенью и минимальным уровнем нравственности,

Морализм Кантастановится основой его пацифизма в понимании внешней политики государства. Он создает проект «вечного мира», как оп­тимальную модель международных отношений. В его проект входят сле­дующие элементы:

1) ликвидация взаимных территориальных притязаний как основ­ной причины войн;

2) запрет приобретения одного государства другим методом купли, обмена, дарения или наследования;

3) ликвидация постоянных армий как основы милитаризации госу­дарственной политики;

4) запрет использования государственных займов в качестве основы финансирования военных приготовлений и ведения войн;

5) запрет насильственного вмешательства во внутреннее устройство и правление других государств;

6) в ходе войн запрет таких враждебных действий, которые сделают невозможным взаимное доверие после заключения мира (засыл­ка тайных убийц, подстрекательство внутренней измены, наруше­ние условий капитуляции).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: