Судебная реформа 1922 года принципы судоустройства создание прокуратуры адвокатуры

Обновлено: 27.04.2024

63. Реорганизация ВЧК. Создание ГПУ-ОГПУ. Судебная реформа 1922 г. Прокуратура и адвокатура.

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судо¬устройстве РСФСР, положившее начало новой судебной ре¬форме. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.

Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:

народный суд в составе постоянного народного судьи;

народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;

• Верховный суд РСФСР и его коллегии. Параллельно с единой системой народных судов РСФСР

действовали специальные суды: военные трибуналы, воен¬но-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных су¬дов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.

Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.

Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов, первой инстанцией — по делам об особо опасных преступле¬ниях.

Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.

29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустрой¬ства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний про¬летарской революции, рабоче-крестьянской власти и право¬порядка, защита интересов и прав трудящихся, укрепление общественно-трудовой дисциплины, правовое воспитание и др.

Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революцион¬ные трибуналы, сокращалось количество военно-транспорт¬ных трибуналов. Сохранялись военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуна¬лы в нескольких городах страны.

Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов.

25 мая 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. В соответствии с ним на прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц; непосредственное на¬блюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ГПУ; поддержка обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В составе Наркомюста создавался отдел прокуратуры — Государственная прокуратура. Прокурором республики являл¬ся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назна¬чал прокуроров губерний и их помощников. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались ЦИК этих республик. Прокуратура автономных республик была подчи¬нена и подотчетна Прокурору РСФСР. При трибуналах состо¬яли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора республики.

Прокурору республики предоставлялось право: входить с предложениями об отмене незаконных постановлений нарко¬матов и иных центральных ведомств, опротестовывать их ре¬шения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельно¬стью прокуроров на местах.

В декабре 1921г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приняла решение о реорганизации ВЧК. Постановле¬ние об упразднении ВЧК было принято IX Всероссийским съездом Советов. Во исполнение решения съезда Советов ВЦИК декретом от 6 февраля 1922 г. упразднил ВЧК и ее мест¬ные органы.

Вместо ВЧК было создано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или назначаемого СНК его заместителя. С образованием СССР ГПУ РСФСР было реорганизовано в Объединенное государст¬венное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы: в автономных республиках — при ЦИК автономных республик, в губерниях — при губисполкомах.

В составе ГПУ и политических отделов создавались Особые отделы, которые вели борьбу с преступлениями в армии и флоте, и Транспортные отделы, боровшиеся с контрреволю¬цией на транспорте.

Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы или народные суды. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на рас¬крытии политических и антигосударственных преступлений.

На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскры¬тию и пресечению враждебной деятельности антисоветских элементов, охране государственной тайны и государственной границы, борьбе со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок, контрабандой. Органам ГПУ для осу¬ществления своих задач предоставлялось право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. Устанавливались про¬цессуальные сроки проведения дознания и следствия, условия проведения обысков и арестов.

26 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение об адвокатуре. Впервые в Советской России создавалась профессиональная адвокатура. Адвокаты объединялись в коллегии защитников при губернских отделах юстиции. Члены коллегии утверждались губисполкомом по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли одновременно занимать должности в государственных организациях. В соответствии со ст. 8 Положения о судоуст¬ройстве РСФСР в задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 г. были утверждены Положение о нотариате и Положение об арбитражных комиссиях. В соответствии с этими нормативными актами на нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с имуществом и различных юридических актов, а арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

По Положению о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. (Судебная реформа 1922 года) судебная система состояла из народных судов, губернских судов и Верховного Суда РСФСР, который начал функционировать с 1 января 1923 г. Верховный трибунал и губернские ревтрибуналы были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные и военно-транспортные суды, земельные комиссии, особые сессии народных судов (по трудовым делам), позднее - арбитражные комиссии. Судебная реформа 1922 года закрепила основные принципы организации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому административно-территориальному делению. Создание советской прокуратуры. Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в октябре 1917 г. институтов прокуратуры и адвокатуры. Положение об адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 г., Положение о прокуратуре - 28 мая 1922 г. Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить. Весной 1922 г. Наркомюст вошел в правительство с проектом об учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии относились к понятию "законность" как к чему-то временному, неизбежному придатку допущенных советской властью в период НЭПа капиталистических отношений и противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их мнению, являлась временным образованием. Во-вторых, споры возникли о ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских органов. В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в дореволюционной России. Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья В. Ленина, написанная 20 мая 1922 г., - "О "двойном" подчинении и законности". В ней он обосновал принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания "сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской", требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике. Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении прокуроров только по вертикали, для того чтобы местные советские и партийные органы не могли оказывать на них давления. Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре 1922 года.

Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным, обособленным органом. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно являлся и прокурором Республики. Разрешенная адвокатура.

Уничтожив институт частных поверенных и присяжных поверенных, советская власть лихорадочно искала ему замену. Уже в первых декретах о суде стоял вопрос об обеспечении интересов обвиняемого и потерпевшего в суде. Согласно Закону от 26 мая 1922 г. коллегии защитников создавались в губерниях. Закон не разрешал совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности в государственном учреждении или предприятии (кроме выборных и профессорско-преподавательских должностей в вузах). Коллегия защитников управлялась президиумом, избираемым общим собранием ее членов. Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В стране к началу 30-х гг. начала формироваться административно-командная система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались.

Прокуратура и адвокатура. В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре, в основу которого легло подчинение органов прокуратуры по вертикали - вышестоящим прокурорским органам. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики, назначал губернских прокуроров и их помощников. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики. На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий, наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Эти 4 функции сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене и опротестовывании решений незаконных постановлений наркоматов и иных центральных ведомств, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК Принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в гос. организациях. Задачи: оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

ОГПУ. В февраля 1922г было принято постановление о замене ВЧК Объединенным Государственным политическим управлением (ОГПУ) при НКВД. На ОГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ОГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ОГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии отменялись, подготовленные следственными органами ОГПУ дела передавались в судебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.

Судебная реформа 1922. В ноябре 1922 г. было принято положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Создавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные, арбитражные комиссии. Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассационной, по делам об особо опасных преступлениях — первой инстанцией. Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Для осуществления предварительного следствия при отдельных судебных учреждениях (губсудах, Верховном суде РСФСР), следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста закрепились народные следователи, действующие под наблюдением прокуроров и губернских судов.

52. Кодификация законодательства в период НЭПа.

Двадцатые годы явились периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно- процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

Гражданское право. Гражданский кодекс состоял из общей части вещного права, обязательственного права, наследственного права. ГК содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные. Законодатель в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода. Принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности. Наряду с государственной и кооперативной собственностью законодатель выделял частную, имевшую три формы: единоличную собственность физических лиц; собственность нескольких лиц, не составлявших объединения; собственность частных юридических лиц. Закон ограничивал объем и размеры права частной собственности. Распространение получили договоры и концессии, на основании которых гос имущество передавалось в пользование частных лиц. В июле 1921 г. постановление СНК регламентировало порядок сдачи в аренду и запретило одностороннее расторжение договора вне судебного порядка рассмотрения споров. Арендатору предоставлялось право сбывать продукцию предприятия на вольный рынок. Вместе с тем на арендатора возлагался целый ряд обязанностей: договор определял, рода изделия, количество, доля продукции для государства; поддерживать предприятие на должном техническом уровне, сроки аренды. Земельное право. Земельный кодекс был введен в действие с декабря 1922. Его составной частью стал Закон «О трудовом землепользовании», принятый в мае 1922 г. Кодекс состоял из основных положений и 3 частей: о трудовом землепользовании, городских землях и государственных земельных имуществах, землеустройстве и переселении. Кодекс отменял право частной собственности. Все земли составляют единый гос. фонд. Право пользования: трудовым землевладельцам, городским поселениям, гос. учреждениям и предприятиям. Остальные земли находятся в распоряжении Наркомзема. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались уголовным наказаниям.

Трудовое право. Кодекс законов о труде РСФСР был принят в ноябре 1922 г. КЗоТ состоял из 17 глав. В общей части определялось, что положения кодекса распространяются на все предприятия и всех лиц, применявших наемный труд за вознаграждение. Предоставление работы гражданам осуществляется через орган Наркомтруда. В особых случаях СНК мог издавать постановления о привлечении граждан к труду в порядке трудовой повинности. Закон предусматривал коллективный и трудовой договоры. Признавались недействительными условия договоров, ухудшающие положения нанимающихся. Размер вознаграждения не мог быть меньше обязательного минимума оплаты. Вводился порядок социального страхования во всех предприятиях, охватившее все виды выплат, которые производились из средств нанимателя.

Уголовное право. Уголовный кодекс РСФСР состоял из введения и 2 частей: общей и особенной - и вступил в действие с июня 1922 г. Под преступлением кодекс понимал всякое общественно-опасное действие или бездействие. Цели наказания: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. Назначение наказания осуществляется судебными органами основе «социалистического правосознания», «руководящих начал» и статей УК. Применялся принцип аналогии. При определении меры наказания учитывается степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления. Наказание должно было быть целесообразным. Система наказаний:: от общественного порицания до изгнания из пределов РСФСР. По делам, находящимся производстве у ревтрибуналов, применялся расстрел. Судом могли применяться меры социальной защиты: удаление из определенной местности, воспрещение должности, деятельности. Система преступлений: государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и другие преступления.

Процессуальное право. Уголовно-процессуальный кодекс утвержден в феврале 1923 г. Принципы: публичность и гласность. На предварительном следствии должны были выясниться и исследоваться все обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.Гражданский процессуальный кодекс РСФСР введен в действие с сентября 1923 г.Кодекс обязывал суд стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. В целях охраны публичного интереса или «интимной жизни стороны» дело может слушаться в закрытом заседании.Действовал только кассационный порядок пересмотра судебных решений.

Основы союзного законодательства. Кодексы РСФСР использовались в качестве основы для кодификационной работы в других национальных республиках. Следующим этапом стало создание Основ союзного законодательства. В октябре 1924 г. были приняты Основы судоустройства и судопроизводства. Закрепили единую судебную систему во главе с Верховным Судом СССР. В октябре 1924 г. были приняты Основные начала уголовного законодательства. Документ определял пределы действия уголовного законодательства, виды, цели и условия применения наказаний.

53. Национально- государственное строительство в 1917-1922. Образование СССР.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская СР, Бухарская и Хорезмская, Дальневосточная республики. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно- политический союз( июнь 1919).

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосудраственных органах власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет.

Образование СССР. Причины: 1) необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства 2) успешная внешнеполитическая деятельность. Предпосылка: наличие в республиках диктатуры пролетариата, общественная собственность на средства производства. 30 декабря 1922- Декларация и Договор об образовании СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Избран ЦИК СССР. Исполнительная власть- Совнарком РСФСР. январь 1924- принятие Конституции. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК(Совет Народных Комиссаров). У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление(ОГПУ) для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.

53. Национально- государственное строительство в 1917-1922. Образование СССР.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская СР, Бухарская и Хорезмская, Дальневосточная республики. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно- политический союз( июнь 1919).

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Своеобразие: российские управленческие структуры играли и роль общегосудраственных органах власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парт-организаций. Благодаря этому достигалось единство, но в то же время ограничивало их суверенитет.

Образование СССР. Причины: 1) необходимо было объединить экономичесике ресурсы республик для восттановления хозяйства 2) успешная внешнеполитическая деятельность. Предпосылка: наличие в республиках диктатуры пролетариата, общественная собственность на средства производства. 30 декабря 1922- Декларация и Договор об образовании СССР. Союзное государство- федерация равноправных республик. Избран ЦИК СССР. Исполнительная власть- Совнарком РСФСР. январь 1924- принятие Конституции. Верховный законодательный орган- Всесоюзная съезд советов, в перерывах между съездами ЦИК: Совет союза, Совет национальностей. Исполнительная власть- СНК(Совет Народных Комиссаров). У ЦИК: право избрания декретов и постановлений, его президиуму вся власть между сессиями. На верховные общесоюзные органы возлагалась финансовая система, здравоохранение и просвещение, гр,уг и трудовой кодекс. При Совнаркоме учреждалось объединенное государственное политическое управление(ОГПУ) для борьбы с шпионажем, терроризмом и контрреволюцией. На основе Конституции СССР 1924 года были внесены изменения в Конституции союзных республик.

Положение «О судоустройстве РСФСР» от 11 ноября 1922 г. установило на территории РСФСР «единую систему судебных учреждений»:

2) специальные суды:

а) военные трибуналы;

б) военно-транспортные трибуналы;

в) трудовые сессии народных судов;

г) земельные комиссии;

д) арбитражные комиссии.

Упразднялись революционные трибуналы и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.

Трехзвенная структура общих судов

1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1) единолично – несложные семейные и административные дела;

2) коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

2) уголовное отделение;

3) уголовное кассационное отделение;

4) гражданское отделение;

5) гражданское кассационное отделение;

6) дисциплинарная коллегия.

3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.

Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.

Его структура:

1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);

2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);

3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);

4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

Судебная коллегия – суд первой инстанции.

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

Компетенция Верховного Суда СССР:

1) надзор за законностью решений и приговоров судов;

2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;

4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;

5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.

Структура Верховного Суда СССР:

2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Его функции:

1) кодификация законодательства СССР;

2) юридические консультации;

3) обязательные заключения для СНК СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.)

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.) Рассматриваемый этап с победы Великой Октябрьской революции до принятия первого советского УК 1922 г. представляет значительный интерес как период рождения первого в мировой истории социалистического

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г Принятию УК РСФСР 1922 г. предшествовала кропотливая законопроектная работа. Уже в июне 1920 г. вопрос о разработке Уголовного кодекса выносится на рассмотрение III Всероссийского съезда деятелей юстиции. Было разработано несколько

55. Судебная реформа 1864 г

55. Судебная реформа 1864 г До середины XIX в. система судоустройства развивалась в России согласно с Учреждением о губерниях 1775 г. Это Учреждение предполагало сложную систему сословных судов и административных органов. В самом судопроизводстве превалировала теория

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 31 октября 1922 г., дало начало новой судебной реформе:— народный суд в составе постоянного народного судьи;— народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных

Таможенный тариф 1922 г.

Таможенный тариф 1922 г. В 1922 г. таможенные учреждения начинают работать по новому таможенному тарифу, который просуществовал до начала 1924 г.Согласно данному тарифу в интересах защиты сельскохозяйственного производства допускался беспошлинный ввоз сельскохозяйственных

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам) До 1861 г. на рассмотрение Госсовета было представлено 14 законопроектов по изменению существовавшей судебной системы. В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в

76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г

76. Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Гражданский кодекс РСФСР 1922 г 1920-е гг. – период НЭПа. Появились некоторые черты капиталистической формы хозяйствования,

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник * * *Родился в потомственной дворянской семье. Образование получил в Училище Св. Петра и на юридическом факультете С.-Петербургского университета, который окончил в 1878 со степенью кандидата прав. Службу

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник * * *Родился в семье потомственного дворянина Орловской губернии. Получил образование в престижном учебном заведении — Императорском Александровском (бывшем Царскосельском) лицее. В 1878 начал службу в

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 28 декабря 1922 в Московском Кремле, где и проживал до 5-летнего возраста. Его отец, Василий Алексеевич, состоял курьером при В. И. Ленине, а после окончания рабфака занимал хозяйственные

Судебная реформа 1872–1875 гг.

Судебная реформа 1872–1875 гг. Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан

17. 1922 год. Состояние судебной медицины в США

17. 1922 год. Состояние судебной медицины в США Американские журналисты любят называть десятилетие после первой мировой войны «десятилетием беззакония». На протяжении этих десяти лет история преступности в Соединенных Штатах отмечает целый ряд преступлений, названных

Смена политической власти в России привела к изменению направления развития адвокатуры. Марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения. Право стало истолковываться как продолжение политической власти, а правовые институты становились инструментами, которые пролетариат использовал так, как он считал нужным.

24 ноября 1917 года был принят Декрет № 1 о Суде, который упразднял адвокатуру, прокуратуру, отделы уголовных расследований и практически всю судебную систему. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то адвокатской корпорации законодательство замены не предусматривало.

Однако то, что адвокатура была лишена официального статуса, не остановило деятельность защитников. Например, общее собрание московских адвокатов постановило продолжать деятельность на основе законодательства 1864 г.

Необходимо отметить, что согласно ст. 3 Декрета № 1 о Суде, к роли обвинителей и защитников допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».

Такое положение просуществовало до принятия 7 марта 1918 года Декрета № 2 «О Суде». Данный декрет ограничил круг лиц, выполняющих функцию защиты. Однако он все же предписывал организовать при местных Советах коллегии правозащитников, которые начали создаваться, хотя и крайне медленно.

В том же 1918 году Совнарком издал декрет, предписывающий местным властям образовать единую, организованную корпорацию защитников в рамках субсидируемых государством коллегий правозаступников. Таким образом, связь материального свойства между адвокатом и его клиентомбыла разорвана. К тому же остался нерешенным вопрос о том, каким образом полностью содержащийся на окладах адвокатский корпус будет финансироваться из скудной государственной казны.

В ноябре 1918 года ВЦИК принял Положение «О народном суде», которое заменило существовавшие законы о судах и адвокатуре. Коллегии правозащитников заменялись «коллегиями обвинителей, защитников и представителей сторон в гражданском процессе». Члены новых коллегий становились государственными служащими на окладе, назначаемыми местными Советами, размер окладов приравнивался к размерам судей народных судов. Клиенты должны были вносить плату за услуги на счетНародного Комиссариата юстиции СССР (НКЮ), из бюджета которого предполагалось выплачивать зарплату.

Закон запрещал гражданам обращаться за юридической помощью к адвокату лично. Необходимые прошения и по уголовным, и по гражданским делам должны были направляться руководству коллегии или в суд, и тогда эти инстанции назначали адвокатов. Таким образом, государство приобретало возможность влиять на дело еще до рассмотрения его в суде. О саморегулировании коллегий в законе не упоминалось.

С конца 1918 года защитника, за редким исключением, перестали допускать к участию в предварительном следствии. Если по Декрету № 2 о Суде присутствие адвоката разрешалось на слушаниях всех уголовных дел в народных судах, то по Положению «О народном суде» 1918 года судьи имели право не допускать защитника в суд с целью представления интересов клиента, за исключением небольшого числа случаев, когда присутствовал государственный обвинитель или когда дело рассматривалось судом в составе 6 заседателей.

Датой создания советской адвокатуры считается 22 мая 1922 г., когда III сессия Всероссийского Исполнительного комитета IX созыва утвердила своим Постановлением Положение об адвокатуре.

5 июля 1922 г. НКЮ издал Положение о коллегиях защитников, согласно которому создавались коллегии по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции. Общее собрание защитников избирало президиум, который осуществлял руководство деятельностью коллегии. На президиум возлагалась обязанность приема в коллегию и отчисления из нее, наложение дисциплинарных взысканий, решение финансовых и административных вопросов, связанных с функционированием деятельности коллегии.

Деятельность коллегий защитников должна была обеспечивать организацию всесторонней юридической помощи населению путем дачи советов и консультаций, ведением дел в судах и других организациях, широкую пропаганду советского права. Гарантией выполнения задач, поставленных перед советской адвокатурой того времени, могло служить лишь «партийное руководство коллегиями защитников».

Подводя итоги дискуссии в печати об участии коммунистов в работе коллегий и об их роли в адвокатуре, ЦК РКП(б) 2 ноября 1922 г. издал Циркуляр «О вступлении коммунистов в коллегии защитников», в котором давались принципиальные указания, определяющие деятельность коммунистов – членовколлегий защитников.

ЦК РКП(б) указал, что коммунисты в коллегиях должны образовывать фракции, подотчетные губернским комитетам партии. При этом коммунистам в коллегиях запрещалось принимать дела по защите «буржуазных элементов» в их спорах против рабочих, государственных предприятий и учреждений. Нельзя было также защищать в судах «явных контрреволюционеров, расхитителей имущества и взяточников».

Адвокаты-коммунисты также обязаны были расширять бесплатную юридическую помощь населению, в первую очередь – рабочими крестьянам. Активное участие коммунистов в работе коллегий адвокатов позволило в короткие сроки покончить с традициями старой адвокатуры

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры.

Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры. К 1886 г. присяжных поверенных в России насчитывалось немногим более 1600 человек, и группировались они в основном в трех судебных округах: Петербургском, Московском и

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры.

Вопрос 3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры. Основной функцией адвокатуры в пореформенный период стало правозаступничество. С 1890 г. развивается коллективная форма адвокатуры в виде

Вопрос 5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (193 9-1980 гг.).

Вопрос 5. Статус адвокатуры по советскому законодательству (193 9-1980 гг.). Важнейшим этапом в развитии советской адвокатуры стало Положение об адвокатуре СССР, утвержденное постановлением СНК СССР от 16.08.1939 № 1219, вернувшее в оборот понятие «адвокат».Согласно Положению в

Вопрос 6. Становление современной российской адвокатуры (198 9-2002 гг.).

Вопрос 6. Становление современной российской адвокатуры (198 9-2002 гг.). В конце 80-х – начале90-х гг. XX в. в очередной раз произошли коренные изменения во всех сферах жизни общества, Россия стала на путь демократических реформ. На тот момент действовало Положение об адвокатуре

Вопрос 7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Вопрос 7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Закон об адвокатуре провозгласил адвокатуру профессиональным сообществом

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Вопрос 8. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об адвокатской деятельности и адвокатуре. Согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Конкретизируя

Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России.

Вопрос 9. Адвокатура – институт гражданского общества. Адвокатура и государство. Публично-правовой характер функций адвокатуры в России. Статья 3 Закона об адвокатуре закрепляет следующее соотношение адвокатуры и государства:- адвокатура является профессиональным

Вопрос 10. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры.

Вопрос 10. Свобода и независимость адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в России. Корпоративное самоуправление в адвокатуре. Пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатуры. Справедливое правосудие в

Вопрос 11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности.

Вопрос 11. Международные стандарты регулирования адвокатуры и адвокатской деятельности. Следует выделить две основные группы правовых источников, содержащих международные стандарты в области адвокатуры.Первая группа – это различные международные договоры общего

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЫ

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЫ Статья 20. Формы адвокатских образований 1. Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.2. Адвокат вправе в соответствии с

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.)

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.) Рассматриваемый этап с победы Великой Октябрьской революции до принятия первого советского УК 1922 г. представляет значительный интерес как период рождения первого в мировой истории социалистического

2. Основные принципы деятельности адвокатуры

2. Основные принципы деятельности адвокатуры Свои задачи перед гражданским обществом адвокатура реализует путем выполнения принципов своей деятельности, определенных в ч. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре. К ним относятся принципы:1) законности;2) независимости;3)

3. Происхождение адвокатуры в России

3. Происхождение адвокатуры в России Впервые о судебном представительстве упоминается в русских законодательных актах XV в. (Псковская и Новгородская судные грамоты).В Судебниках 1497 и 1550 гг., а затем и в Соборном уложении 1649 г. (гл. 10, ст. 108) институт наемных поверенных

5. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации

5. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры в Российской Федерации Организация адвокатской деятельности – это правовая и организационная форма объединения адвокатов в соответствующую структуру для эффективного осуществления своих задач. С помощью

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: