Список стран по рейтингу недееспособности государств

Обновлено: 01.05.2024

На нашей планете около 200 стран, которые признаны организацией объединенных наций (ООН). При этом остается множество территорий, которые хотят быть страной, но их таковыми не признает большинство.

Вы удивитесь, но даже Израиль имеет в ООН ограниченный статус, эту страну не хотят признавать 19 государств, входящих в ООН. Это солидный показатель. КНР тоже не признают 14 государств.

Но если со всеми вышеуказанными странами все более-менее ясно, то вот список всех стран ООН можно сократить как минимум в 2 раза.

Не зря же в мире есть рейтинг так называемых недееспособных государств.

Это невозможность создания и осуществления защиты человеческих, гражданских прав и свобод. Государство не в состоянии выполнять свои обязательства перед собственным народом. Это высокий уровень коррупции, преступности и многое другое.

В рейтинге лидируют следующие Африканские страны:

Из 54 независимых государств черного континента, фактически дееспособными являются только 10, это: ЮАР, Египет, Алжир, Танзания, Камерун, Нигерия, Кот-Д`Ивуар, Марокко, Тунис, Кения.

Что делать с остальными, вопрос открытый. Никто не хочет об этом думать, поэтому бывшим колониям предоставили независимость и оставили на произвол судьбы.

Только представьте, ребята из Сомали вообще придумали внутри государства еще несколько государств, одним из которых является внимание – Сомалиленд. Креативные парни, что тут сказать.

Само собой: Афганистан, Гаити, Пакистан, Ирак, Сирия, Кирибати, можно отнести туда же. От этих государств нет никакого толку. Там бесконтрольная рождаемость и такая же дикая смертность.

России и Украины кстати говоря в этом списке нет. Нет даже Белоруссии.

Смысл в том, что есть рейтинг так называемых недееспособных стран с уровнем высокой тревоги, внимания, стабильности. То есть тех, кто в шаге от пропасти.

В этом расширенном рейтинге прибывают следующие государства: Колумбия, Грузия, Фиджи, Туркмения, Таиланд, Венесуэла.

Есть даже страны зомби,

ВВП которых настолько ничтожен, что эти государства являются просто паразитами: Тувалу, Науру, Кирибати, Сомали, да практически все государства в Африке, которые за год не могут заработать даже миллиарда долларов США.

  • Миллиард долларов США для страны с многомиллионным населением, это капля в море.

Такие государства, это фантики от существования которых только проблемы. По-хорошему, странами ООН должны считаться хотя бы первая таковая сотня, и то с натяжкой. Все остальные страны это недоразумения.

Такие государства не могут предоставить своим гражданам даже элементарные блага цивилизации. Такие как медицину, чистую воду, образование. В таких странах десятилетиями идут нескончаемые конфликты. У них нет никакого будущего.

Индекс слабости государств мира (Fragile States Index) — комплексный показатель, характеризующий способность (и неспособность) властей той или иной страны контролировать целостность своей территории, политическую, экономическую, социальную и демографическую ситуацию в стране, а также устойчивость её государственных институтов. До 2014 года назывался Индекс несостоятельности государств (Failed States Index).

Исследование и сопровождающий его рейтинг выпускается ежегодно американским аналитическим центром Fund for Peace, который специализируется на изучении причин и условий, вызывающих войны, и предпринимает усилия по их предотвращению. Исследование проводится совместно с ведущим американским политологическим журналом Foreign Policy. Индекс слабости государств разработан в 2005 году под руководством президента Fund for Peace, политолога и международного эксперта в области конфликтологии Полин Бейкер (Pauline H. Baker) и позиционируется как сравнительный инструмент для оценки риска и прогнозирования внутригосударственных конфликтов. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике, раннего предупреждения конфликтов на своей территории и может помочь нестабильным странам в разработке стратегий, которые могли бы уменьшить вероятность возникновения конфликтов. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, авторы исследования подчёркивают его способность провоцировать дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по Индексу.

В настоящее время не существует универсального определения «несостоятельное», «недееспособное» или «слабое» государство. В общем случае данное определение служит для обозначения как государств, находящихся в нестабильном, или «пограничном», состоянии, то есть балансирующих на грани экономического и политического кризиса, так и государств, продолжительное время пребывающих в состоянии деградации. Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому государство можно назвать «несостоятельным», если оно не в состоянии выполнять свои основные функции, а также не имеет эффективного контроля над своей территорией и границами. Такое государство не может воспроизводить условия для своего существования, хотя некоторые элементы государства и его отдельные институты могут продолжать своё существование. Термин «несостоятельное государство», а в последнее время «слабое государство», широко используется политическими комментаторами и журналистами, которые часто придают ему оценочный, а во многих случаях и субъективный, характер, что создаёт дополнительные противоречия. Для того, чтобы сделать определение более точным, организацией Fund for Peace предложены следующие ключевые признаки «несостоятельного», или «слабого» государства:

  1. Потеря физического контроля над своей территорией, либо государственной монополии на законное использование физической силы на своей территории.
  2. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить процесс принятия коллективных решений.
  3. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить элементарные общественные услуги.
  4. Неспособность взаимодействовать с другими государствами в качестве полноправного члена международного сообщества.

При составлении Индекса эксперты в течение года анализируют страны мира и связанные с ними информационные потоки с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых «индикаторов уязвимости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и политические:

    Социальные показатели:
    • Уровень демографического давления.
    • Уровень миграции беженцев и/или перемещённых лиц.
    • Наличие недовольных и мстительно настроенных групп.
    • Устойчивая и перманентная эмиграция из страны.
    Экономические показатели:
    • Неравномерность экономического развития.
    • Уровень экономической нестабильности.
    Политические показатели:
    • Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
    • Наличие и качество общественных услуг.
    • Уровень нарушений прав человека.
    • Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве».
    • Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
    • Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.

Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, правоохранительной системы, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В течение года анализируются многочисленные информационные потоки из открытых источников и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и рассчитывают итоговый Индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех индикаторов (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга.

Все государства в рейтинге распределены на четыре цветовые группы:

  1. Красный цвет — государства с высоким уровнем нестабильности (критический уровень рисков).
  2. Оранжевый цвет — государства с уровнем стабильности ниже среднего (опасный уровень рисков).
  3. Жёлтый цвет — государства с уровнем стабильности выше среднего (низкий уровень рисков).
  4. Зелёный цвет — государства с высоким уровнем стабильности (отсутствие рисков).

В первом издании Индекса в 2005 году была дана оценка 75 государствам, с 2007 года Индекс измеряется для 178 стран. В перспективе исследование должно охватить все страны мира. При этом в Индекс включаются только суверенные государства — их перечень определяется членством в Организации Объединённых Наций (ООН). Ряд территорий, политический статус которых не является окончательным, в Индекс не включены, хотя некоторые из них признаны в качестве суверенных государств со стороны отдельных стран (например, Тайвань, Косово, Северный Кипр, Западная Сахара). Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных исследования приводится в ежегодном докладе по результатам очередного сравнительного исследования.

Два ведущих американских политологических института, влиятельный американский журнал Foreign Policy и американский аналитический центр Фонд Мира (Fund for Peace), опубликовали очередной, четвёртый по счёту, экспертный рейтинг «недееспособных» государств мира — Failed States Index 2008, который отражает неспособность властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Первые места в рейтинге заняли 35 самых неблагополучных государств во главе с Сомали. В то же время 15 стран во главе с Норвегией формируют зону благополучия и стабильности государственных институтов.

Индекс недееспособности государств выпускается с 2005 года. При его составлении все государства, охваченные исследованием, анализируются с помощью системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых показателей «недееспособности» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и военно-политические. Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В течение года анализируются многочисленные информационные материалы, размещённые в открытых источниках и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и рассчитывают итоговый Индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех показателей (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга. Таким образом, крайне нестабильное государство теоретически могло набрать все 120 баллов, однако до этого пока не дошло — занявшая верхнюю строчку в этом сомнительном первенстве Сомали обеспечила себе «лидерство» со 113.9 баллами. В 2008 году Индекс недееспособности измеряется для 177 стран.

Failed States Index 2008 — Страны мира

Failed States Index 2008 — Страны мира

Наименее дееспособным государством в мире, по мнению составителей рейтинга, является Сомали (в прошлогоднем рейтинге лидировал Судан). Сомали, которой досталось «почётное» первое место — африканское государство, существующее в настоящее время только на бумаге — так называемая «страна без правительства» (согласно определению ООН), которая уже длительное время находится в состоянии гуманитарной катастрофы. Начиная с 1991 года (после свержения президента Мохаммеда Сиада Барре) страна погрузилась в полный хаос и как государство прекратило своё существование. Всё это время в Сомали идёт гражданская война, отсутствуют единое правительство, единая валюта или иные атрибуты централизованной власти, а реальная власть находится в руках нескольких непризнанных псевдогосударственных образований, наиболее крупными из которых являются Сомалиленд и Пунтленд, а также разнообразных племенных и мафиозных кланов, полевых командиров и их группировок. В урегулировании конфликта безуспешно принимают участие ООН, США, Эфиопия и Кения. Тем не менее, международные организации всё чаще указывают на то, что Сомали представляет угрозу не только для своего населения, но и для всего региона в целом. Все последние годы Сомали возглавляет все возможные международные рейтинги неблагополучия.

В первую пятёрку рейтинга самых недееспособных, кроме Сомали, также вошли: Судан (2 место), Зимбабве (3), Чад (4) и Ирак (5). Судан, занимавший ранее первое место в рейтинге, переместился в этом году на вторую позицию, что связяно с некоторыми улучшениями гуманитарной ситуации в охваченном вооружённым противостоянием регионе Дарфур. Интересно, что Зимбабве оказалась на третьем месте в списке стремительно ухудшения экономической ситуации. Так, Международный валютный фонд недавно зафиксировал в этой стране показатель инфляции, который иначе как абсурдным назвать нельзя — 150 000%. Очевидно, это не рецепт для стабильности, — замечает Foreign Policy. — При таких темпах, продукты, купленные в первой половине дня, могут стоить уже в два раза дороже во второй половине дня. А Ирак по сравнению с прошлым годом достиг заметного прогресса: в рейтинге 2007 года он занимал второе место. Такую перемену связывают с увеличением военного присутствия США и некоторой стабилизацией обстановки, но, как полагают авторы рейтинга, о долговременном улучшении ситуации в этой стране говорить нельзя.

Кроме того, в группу из 35 самых «недееспособных» государств входят, в частности, такие страны как оккупированный вооружёнными силами США и их союзников по антитеррористической коалиции Афганистан (7 место), обладающие ядерным оружием Пакистан (9 место) и Северная Корея (15 место), единственная «недееспособная» страна западного полушария — Гаити (14 место), а также Узбекистан (26 место) — единственная «недееспособная» страна на территории бывшего СССР. Лидером неблагополучия среди регионов мира по-прежнему остаётся африканский континент. Так, семь мест в первой десятке 2008 года достались странам Африки южнее Сахары.

Группа с умеренным уровнем нестабильности насчитывает 91 государство, которые расположились с 36 по 127 место в общем индексе из 177 стран. Россия находится в этой группе стран — на 72 месте, улучшив, правда, свои позиции по сравнению с предыдущим годом сразу на 10 пунктов, что, как считают эксперты, связано с бурным ростом её экономики. Год назад Россия была на 62 месте, разделив его с Азербайджаном, Китаем и Лесото. Сейчас соседи России по рейтингу — Свазиленд (также 72 место) и Коморские Острова (74). В последнем случае признание экспертами в списке «дееспособности» такой страны как Коморские Острова выше России выглядит несколько странно, учитывая что это небольшое исламское государство на юге Индийского океана считается одним из беднейших государств Африки, где, среди прочего, регулярно случаются попытки военных переворотов.

Из бывших советских республик самые худшие позиции у Узбекистана (как уже говорилось — 26 место), Таджикистана (38), Киргизии (39) и Туркменистана — 46. Молдова заняла 50 место (самое нестабильное государство Европы), Беларусь — 53, Грузия — 56, Азербайджан — 64, Казахстан — 101 (здесь и далее — результаты выше среднего), Украина — 108, Армения — 109.

Для сравнения: в списке с умеренным уровнем нестабильности находятся такие государства, как Египет — 40 место, Иран — 49, Индонезия — 60, Китай — 68, Куба — 76, Таиланд — 89, Турция — 92, Мексика — 105, Бразилия — 117, а замыкают этот перечень Багамские Острова — 127 место. Авторы исследования особо подчёркивают, что впервые в числе 60 наименее стабильных стран оказался Израиль, занявший 58 место. Это связывают с напряжённой ситуацией на западном берегу реки Иордан, где Израиль, по мнению авторов отчёта, «душит» экономику, общим экономическим неравенством еврейского и арабского населения страны, и другими проблемами.

Перечень стабильных стран насчитывает 34 государства, которые расположились с 128 по 162 место в общем индексе. Открывает этот пречень Румыния (128 место), а закрывает Португалия (162). Все прибалтийские государства оказались в перечне стабильных стран: Латвия — 136 место, Эстония — 139, Литва — 143. Для сравнения: Монголия занимает 133 место, Объединённые Арабские Эмираты — 138, Польша — 145, Греция — 147, Чехия — 149, Южная Корея — 153, Италия — 154, Германия — 155, Франция — 158, Великобритания — 160, Соединённые Штаты Америки — 161.

Государства, которые расположились со 163 по 177 место, считаются самыми стабильными и наиболее подходящими для нормальной человеческой жизни. Всего их 15: Япония (163 место), Бельгия (164), Люксембург (165), Нидерланды (166), Канада (167), Австрия (168), Австралия (169), Дания (170), Новая Зеландия (171), Исландия (172), Швейцария (173), Ирландия (174), Швеция (175), Финляндия (176) и Норвегия (177), которая в очередной раз стала самой благополучной страной рейтинга.

Несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов, в мире растёт количество линий политической нестабильности, а целый ряд государств находится на пороге деградации институтов власти. По оценкам некоторых экспертов, сегодня более 2 миллиардов человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса. Оценка количества государств, находящихся в нестабильном состоянии, периодически проводится различными организациями на основе определённого набора показателей и с использованием разных терминологических подходов, однако наиболее широкое распространение для обозначения государств в «пограничном состоянии» получило определение «недееспособные».

Следует отметить, что американский учёный, лингвист и политолог Ноам Хомски суммировал некоторые характерные черты недееспособного государства следующим образом. Во-первых, это неспособность или нежелание государства защитить своих граждан от насилия, а то и от гибели. Во-вторых, склонность власти считать себя выше закона — как национального, так и международного. И, в-третьих, такое государство страдает от серьёзного «дефицита демократии, лишающего формально действующие демократические институты реального содержания».

Авторы доклада отмечают, что в целом ситуация в мире незначительно улучшается, хотя существуют и негативные тенденции. По мнению аналитиков Foreign Policy, «недееспособные государства за последнее десятилетие сместились с периферии глобальной политики в её центр». Кроме того, неблагополучные государства являются не только угрозой для сопредельных стран и регионов, но и угрозой для окружающей среды, так как существует сильная корреляция между стабильностью государства и устойчивостью экологической системы на его территории.

Очевидно, что как и другие модели, эта аналитическая модель не лишена доли субъективизма, но несмотря на это, она является достаточно хорошим сравнительным инструментом. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, авторы рейтинга подчёркивают его способность провоцировать дебаты и дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по индексу. Постоянное развитие индексов мира, конфликтов и нестабильности является частью более широкого движения «сделать важное измеримым». Кроме того, подобные проекты остаются ценным источником для дискуссий и диалога, а также привлечения внимания к глобальному миру и решению конфликтных вопросов.

Другое известное исследование и сопровождающий его рейтинг — «Рейтинг слабости государств в развивающемся мире» (Index of State Weakness in the Developing World) — выпускает американский экспертно-аналитический центр Институт Брукингса (Brookings Institution). Он охватывает только развивающиеся страны и основывается на четырёх базовых параметрах: экономической и политической ситуации, безопасности и социальной сферы. Авторы этого рейтинга разнесли государства по пяти основным категориям: «обанкротившиеся государства», «критически слабые государства», «слабые государства», «государства, требующие внимания», а также «устойчивые государства». С результатами последнего рейтинга Index of State Weakness in the Developing World можно ознакомиться на этой странице.

Два ведущих американских политологических института, американский аналитический центр Фонд Мира (Fund for Peace) и влиятельный американский журнал Foreign Policy, опубликовали восьмой экспертный рейтинг «несостоятельности» государств мира — Failed States Index 2013, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Первые места в рейтинге заняли 35 самых неблагополучных государств во главе с Сомали. В то же время 14 стран во главе с Финляндией и Швецией формируют зону благополучия и стабильности государственных институтов. Полный рейтинг несостоятельности государств мира 2013 года представлен в таблице ниже.

Индекс несостоятельности государств выпускается с 2005 года. При его составлении все государства, охваченные исследованием, анализируются с помощью системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых показателей «несостоятельности» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и военно-политические. Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В течение года анализируются многочисленные информационные материалы, размещённые в открытых источниках и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и рассчитывают итоговый Индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех показателей (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга. Таким образом, крайне нестабильное государство теоретически могло набрать все 120 баллов, однако до этого пока не дошло — занявшая верхнюю строчку в этом сомнительном первенстве Сомали обеспечила себе «лидерство» со 113.9 баллами. В 2013 году Индекс несостоятельности измеряется для 178 стран. Подробная информация о проекте представлена на странице Рейтинг стран мира по уровню несостоятельности.

Наименее дееспособным государством в мире, по мнению составителей рейтинга, является Сомали. Этой стране уже седьмой год подряд достаётся «почётное» первое место. Сомали — государство в Северо-Восточной Африке, существующее в настоящее время только на бумаге — это, согласно определению ООН, так называемая «страна без правительства», которая уже длительное время находится в состоянии гуманитарной катастрофы. После свержения президента страны Мохаммеда Сиада Барре в 1991 году страна погрузилась в хаос и как государство прекратило своё существование. Всё это время на её территории продолжаются боевые действия, отсутствуют единое правительство, единая валюта и иные атрибуты централизованной власти, а реальная власть находится в руках разнообразных племенных кланов, полевых командиров и нескольких псевдогосударственных образований, наиболее крупными из которых являются Сомалиленд и Пунтленд. Международные организации всё чаще указывают на то, что Сомали представляет угрозу не только для своего населения, но и для всего региона в целом. Большая часть новостей, касающихся этой страны, связаны с внутренними столкновениями и пиратством в Аденском заливе, которое усилиями сомалийских вооружённых групп теперь не даёт покоя международному морскому транспорту. Все последние годы Сомали неизменно возглавляет разнообразные международные рейтинги неблагополучия.

В первую пятёрку рейтинга самых «несостоятельных» стран, кроме Сомали, вошли такие традиционно неблагополучные африканские государства, как Демократическая Республика Конго, Судан, Южный Судан и Чад. Во всех этих странах правят крошечные элиты, на их территориях идут боевые действия, экономическая ситуация близка к катастрофической, а население живёт в крайней нищете.

Кроме того, в группу самых «несостоятельных» государств входят, в частности, такие страны, как находящиеся в состоянии вялотекущей гражданской войны Афганистан (7 место) и Ирак (11), единственная «несостоятельная» страна западного полушария Гаити (8), обладающий ядерным оружием Пакистан (13) и крупнейший в Африке экспортёр нефти — Нигерия (16). Лидером неблагополучия среди регионов мира по-прежнему остаётся африканский континент. Большая часть мест в «красной зоне рейтинга» досталась странам Африки южнее Сахары.

В рамках публикации Failed States Index журнал Foreign Policy традиционно готовит специальный фоторепортаж, который носит название «Открытки из ада» (Postcards from Hell) и посвящён положению населения в наиболее неблагополучных государствах (см. «Открытки из ада 2013»).

Авторы исследования отмечают, что сильное влияние на положение стран в нынешнем рейтинге оказали как социально-экономические, так и политические проблемы. Наиболее заметно ухудшились позиции государств, пострадавших от последствий «Арабской весны», таких как Египет (34 место) и Йемен (6). Самое значительное ухудшение среди этой группы стран демонстрирует охваченная гражданской войной Сирия (21). Конфликт в Северо-Африканском государстве Мали (38) серьёзно повлиял на его рейтинг, а также на регион в целом, включая соседние страны. Экономический кризис и его последствия сильнее всего отразились на положении Кипра (115 место), Греции (138), Италии (147) и Испании (149).

Группа стран с умеренным уровнем нестабильности занимает положение с 36 по 126 место в общем индексе из 178 стран. Открывает этот перечень Конго, а замыкает Бразилия. Россия находится в этой группе — на 80 месте, ухудшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом на три пункта. Соседи России по рейтингу — Индия (79 место) и Туркменистан (81). К факторам, которые негативно влияют на позицию России, эксперты относят политическую нестабильность на российском Северном Кавказе, неравномерность экономического развития, неэффективную работу государственных структур, высокую степень криминализации общества, а также усиливающееся давление на гражданское общество.

Перечень стабильных стран занимает положение с 127 по 164 место в рейтинге. Открывает этот пречень Кувейт, а закрывает Бельгия. В этой группе находятся Соединённые Штаты (159 место).

Государства, которые расположились со 165 по 178 место, считаются самыми стабильными и наиболее подходящими для нормальной человеческой жизни. Всего их 14. В нынешнем рейтинге самой благополучной страной стала Финляндия, которая вместе с её скандинавскими соседями Швецией и Норвегией, а также Швейцарией образует группу лидеров. Все эти страны имеют сильные социально-экономические показатели, развитые общественные институты, высокий уровень качества государственных услуг, уважения прав человека и верховенства закона.

Исследователи отмечают, что несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов за последние годы, в мире растёт количество линий политической нестабильности, а целый ряд государств находится на пороге деградации институтов власти. По их оценкам, сегодня более двух миллиардов человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса. Кроме того, неблагополучные государства являются не только угрозой для сопредельных стран и регионов, но и угрозой для окружающей среды, так как существует сильная корреляция между стабильностью государства и устойчивостью экологической системы на его территории. Авторы исследования считают, что рейтинг может использоваться правительствами для анализа проблемных моментов в их политике и помочь в разработке стратегий, которые могли бы уменьшить вероятность возникновения конфликтов. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, эксперты подчёркивают возможность провоцировать дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по Индексу.

Этот список называют по-разному. Рейтинг недееспособности, рейтинг силы, рейтинг слабости, индекс хрупкости и даже список неудачников — переводят Fragile States Index кто во что горазд.

Кто и как считает индекс неудачников

Если понимать дословно, то это индекс хрупкости состояния или рейтинг уязвимости. Его вычисляет с 2005 года аналитический центр американского отделения Фонда мира при поддержке журнала «Foreign Policy».

Изначально индекс назывался Failed States Index (страны-неудачники), что вызывало определенный психологический дискомфорт. Показатель рассчитывался для 173 стран, и большинство из них вполне состоявшиеся государства без существенных проблем. Но старое название полюбилось журналистам и до сих пор используется.

Рейтинг основан на двенадцати индикаторах уязвимости государства, сгруппированных по категориям: сплоченность, экономика, политика, социум. Но я бы разделил условно все критерии, на которых базируется рейтинг, на 3 большие группы:

  1. Контроль демографии (миграция, этнические конфликты, работа с беженцами, отток/приток населения).
  2. Способность властей сохранять целостность страны в текущей политической ситуации. Сюда входит исполнение законов, соблюдение прав человека, риски конфликтов (этнических, территориальных, с необходимостью внешнего урегулирования и без нее), криминализация, поведение элиты, эффективность силовых структур, приверженность политике реваншизма и т.д.
  3. Контроль над экономической ситуацией. Здесь оценивают не столько общее состояние экономики страны, сколько социально-экономические параметры, такие как неравенство, а также зависимость от внешнего финансирования и равномерность экономического развития. Успешное государство должно быть способно обеспечивать населению достойный уровень жизни своими силами на всей территории страны, а не только в столице и крупных агломерациях.

В анализе используются показатели, рейтинги и индексы ООН, ВОЗ, ОЭСР, Всемирного Банка и других наднациональных структур. Индекс строится по принципу «чем выше, тем хуже». Страны сортируются от находящихся в критическом состоянии катастрофы к образцово стабильным государствам.

Лидеры и аутсайдеры

В 2021 году самыми нестабильными государствами планеты признаны:

  1. Йемен — 111,70
  2. Сомали — 110,90
  3. Сирия — 110,70
  4. Конго — 108,40
  5. ЦАР — 107,00

Афганистан на 8 месте с показателем 102,10 пункта. Зимбабве, Венесуэла и Ливан, где экономический кризис проходит по наиболее жесткому сценарию, занимают соответственно 9, 24 и 33 места.

В числе самых успешных государств много мощных экономик, но нет ни одного члена Ядерного клуба. Десятка лучших (173-164 места):

  1. Финляндия — 16,20
  2. Норвегия — 16,60
  3. Исландия — 18,00
  4. Новая Зеландия — 18,40
  5. Дания — 18,80
  6. Швейцария — 19,90
  7. Люксембург — 21,10
  8. Швеция — 21,40
  9. Канада — 21,70
  10. Австралия — 21,80

Во второй десятке Ирландия, Нидерланды, Германия, Австрия, Сингапур, Португалия, Словения, Бельгия, Япония, Южная Корея.

Из бывших советских республик наилучший балл получила Литва (149 место, 38,70 пункта). Худший результат у Кыргызстана (65 место, 76,40 балла).

Самые сильные и самые слабые государства планеты. Показываю лидеров, место России и страны нашего уровня в рейтинге неудачников

Результаты России и страны нашего уровня

Мы в первой половине списка, и это плохо. 72 место, 73,60 пункта. А вот страны нашего уровня, набравшие от 72 до 75 пунктов:

  • Таджикистан и Азербайджан — по 75,10
  • Боливия — 74,90
  • Алжир — 73,60
  • Сенегал — 73,40
  • Босния — 72,90
  • Бенин — 72,80
  • Грузия — 72,60
  • Узбекистан — 72,00

Списать наш «успех» в индексе неудачников на то, что Россия — слишком большая страна, не получится. Лично я вижу причину высокого индекса в отсутствии экономической стабильности и нищете (сравнительно со странами из топ-10) подавляющего большинства населения. К примеру, Беларусь (68 пунктов) и Молдавия (67 пунктов) обгоняют нас из-за менее выраженного имущественного расслоения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: