В положениях конституции закреплено что статус верховного суда рф может быть изменен путем

Обновлено: 23.04.2024

Судебная практика и законодательство — Конституция РФ

2. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами Российской Федерации.

4. Документы, необходимые для назначения (перерасчета) пенсии за выслугу лет, предусмотренные перечнем документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих согласно приложению N 1 к настоящему Приказу (далее - Перечень документов), подаются в федеральный государственный орган или его аппарат, иной государственный орган, образованный в соответствии с Конституцией Российской Федерации или федеральным законом (далее - федеральный орган), или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти (далее - территориальный орган), в котором замещалась должность федеральной государственной гражданской службы перед увольнением.

3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, приказами Росавиации.

9. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, нормативными и иными правовыми актами Минфина России и ФТС России, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, техническими и методическими документами в области экспертиз и исследований, а также настоящим Положением.

2. Территориальный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, нормативными правовыми актами Министерства и иных федеральных органов исполнительной власти, а также настоящим Положением.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, международными договорами, настоящим Положением, принципами, заложенными в политике в области качества Росреестра, следует целям в области качества, ежегодно утверждаемым заместителем Министра экономического развития Российской Федерации - руководителем Росреестра (далее - Руководитель), и соблюдает требования системы менеджмента качества Росреестра.

Правительство Республики Карелия в лице Главы Республики Карелия Худилайнена Александра Петровича, действующего на основании Конституции Республики Карелия, с одной стороны, и Федеральная антимонопольная служба в лице руководителя Федеральной антимонопольной службы Артемьева Игоря Юрьевича, действующего на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1.5. Мероприятия по ГО организуются в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также Положением об организации и ведении ГО в федеральном органе исполнительной власти.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Статья 136
1. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

2. В соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Статья 137
1. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, внесенные в Государственную Думу, должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции Российской Федерации или их отдельных статей, частей, пунктов, а также обоснование данных предложений.

2. Предложения направляются Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству для подготовки заключения, после чего включаются Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 496-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 28, ст. 2925; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

Cтатья 138
1. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации и заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает постановление об одобрении или отклонении указанных предложений. (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 496-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 28, ст. 2925; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

2. Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.

Cтатья 139
1. Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном настоящим разделом.

2. Поступивший подготовленный субъектом, указанным в статье 134 Конституции Российской Федерации, проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации передается Советом Государственной Думы для подготовки заключения в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 496-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 28, ст. 2925; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

3. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству проводит предварительное рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации с участием инициатора законопроекта, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, а также представителей других комитетов палаты и иных лиц, предусмотренных настоящим Регламентом (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 28 июня 2000 года № 496-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 28, ст. 2925; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

4. Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, заключение Общественной палаты (если таковое имеется) и подготовленный к рассмотрению проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации направляются Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству в Совет Государственной Думы для включения законопроекта в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 марта 2006 года № 2881-IV ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1268; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

Статья 140
1. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации осуществляется Государственной Думой в трех чтениях.

2. В ходе рассмотрения законопроекта Государственная Дума заслушивает доклад инициатора каждой конституционной поправки, содоклад представителя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе или уполномоченных Президентом Российской Федерации лиц, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представителей фракций, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении. При рассмотрении законопроекта, являвшегося объектом экспертизы Общественной палаты, вправе выступить также член Общественной палаты, уполномоченный советом Общественной палаты. Члену Общественной палаты для выступления предоставляется до пяти минут (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2009 года № 2019–5 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 18, ст. 2192; постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 октября 2016 года № 5–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 41, ст. 5793).

Статья 141
Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации обсуждаются и голосование проводится по каждой поправке в отдельности в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. Поправка считается одобренной, если за ее одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 142
После постатейного обсуждения и голосования поправок к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации в целом. Закон считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

Статья 143
1. Если Совет Федерации отклоняет проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации, то для преодоления возникших разногласий может применяться процедура, предусмотренная главой 14 настоящего Регламента для повторного рассмотрения федеральных законов (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

2. Указанный проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27 сентября 2002 года № 3093-III ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 40, ст. 3901).

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Комментарий к Ст. 135 Конституции Российской Федерации

1. Конституция 1993 г. не только впервые в истории отечественного конституционного строительства устанавливает различную юридическую силу норм отдельных глав Основного закона (см. комментарий к ст. 16), но и определяет различный порядок их изменения и пересмотра. Так, часть первая комментируемой статьи определяет главы Конституции, пользующиеся повышенной юридической защитой; такие главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, для этого должен быть создан специальный орган (см. комментарий к ч. 2 настоящей статьи). Речь идет о гл. 1, 2 и 9 Конституции России. Основанием для установления этих различий являются содержательные и процессуальные особенности названных глав и включенных в них статей. Рассмотрим их подробнее.

Глава 1, как отмечалось выше, закрепляет в нормах Основного закона страны самые общие нормы и принципы государственного и общественного устройства Российской Федерации, определяющие не только смысл и содержание всех законов и иных нормативно-правовых актов, действующих в стране, но и содержание всех остальных восьми глав Конституции. Этим объясняются и процессуальные особенности гл. 1, установленные ст. 16, придающей нормам этой главы повышенную по сравнению с иными нормами Конституции юридическую силу (см. комментарий).

Глава 2, как отмечалось выше, определяет перечень, механизм и гарантии реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. Как устанавливает Конституция, человек, его права и свободы являются высшей ценностью (см. комментарий к ст. 2), признаются и гарантируются государством (см. комментарий к ст. 17), определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов публичной власти (ст. 18), а положения гл. 2 не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией (см. комментарий к ст. 64). Все перечисленное ставит нормы гл. 2 Конституции в особое положение, отличающееся от норм последующих глав Основного закона.

Глава 9 также относится к числу «особых» глав Основного закона, поскольку определяет порядок изменения Конституции. Внесение изменений в нормы этой главы ведет к разрушению всей системы Конституции России, а в дальнейшем и правовой системы страны. Хотя в нормах самой гл. 9 не содержится указаний на какой-либо специальный порядок ее изменения, ее содержание и указание на невозможность ее пересмотра Федеральным Собранием определяет ее статус как особый.

2. Порядок изменения конституции и принятия нового Основного закона в различных государствах мира отличается рядом особенностей. Однако, суммируя зарубежный и отечественный опыт конституционного строительства, можно выделить ряд основных способов принятия и изменения конституций.

Октроирование (от фр. octroyer — жаловать, даровать) — дарование, пожалование монархом или диктатором конституции своему народу или народу колонии.

Принятие конституции парламентом, т.е. органом, созданным для обычной законотворческой деятельности, как правило, особым (квалифицированным) большинством голосов.

Референдум — утверждение проекта конституции всенародным голосованием большинства граждан страны, обладающих активным избирательным правом.

Принятие конституции учредительным (конституционным) собранием, т.е. разработка и утверждение конституции специально созданным для этой цели представительным органом власти, как правило, формируемым населением.

В России за ее недолгую конституционную историю были испробованы все перечисленные выше способы принятия Конституции. Каждый из названных способов имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому наиболее эффективным и демократичным, по мнению авторов комментария, является сочетание нескольких из этих способов в единой процедуре. По такому пути и пошли авторы настоящей Конституции, предусмотрев комбинированный порядок пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции, включающий законодательную инициативу (см. комментарий к ст. 134), поддержку палат Федерального Собрания и созыв Конституционного Собрания.

Конституционное Собрание — это предусмотренный действующим Основным законом орган, созываемый специально для решения вопроса о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции России. Статус, порядок формирования и деятельности этого органа должен определяться федеральным конституционным законом, несколько проектов которого имеется на сегодняшний день. Наиболее перспективным для принятия представляется проект закона, внесенный Председателем Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы О.И. Ковалевым 21 сентября 2000 г. и принятый к рассмотрению протоколом заседания Совета Государственной Думы N 43*(711). Несмотря на то что закон до сих пор не принят, а указанный проект требует внесения в него изменений, связанных с общей реформой избирательной системы страны, тем не менее на основании анализа положений Конституции, проекта федерального закона «О Конституционном Собрании» и суждений ряда отечественных ученых-государствоведов можно в общих чертах определить статус и особенности этого органа.

Статья 138 Регламента Государственной Думы обязывает нижнюю палату парламента обсудить совместное заключение названных комитетов и принять по нему постановление об одобрении или отклонении указанных предложений. Предложение должно быть одобрено не менее чем 3/5 от общего числа депутатов. Если необходимое число голосов не набрано, предложение считается отклоненным. После одобрения предложение о пересмотре Конституции в течение пяти дней направляется в Совет Федерации для последующего рассмотрения*(712).

По необъяснимым для авторов комментария причинам аналогичные нормы, определяющие порядок пересмотра Конституции России верхней палатой парламента, в Регламенте Совета Федерации отсутствуют. Однако следует иметь в виду, что положения ч. 2 и 3 комментируемой статьи не будут действовать до тех пор, пока не будет принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании».

3. Конституционное Собрание в случае его созыва может принять два решения: о неизменности Конституции либо разработать проект новой Конституции Российской Федерации. Решение о неизменности Конституции означает, что члены Конституционного Собрания не поддержали решения палат парламента об изменении действующей Конституции России. Оригинальное предложение содержит проект федерального закона «О Конституционном Собрании», внесенный в Государственную Думу О.А. Ковалевым: о внесении проекта подобного решения в Собрание одним из субъектов инициативы пересмотра Конституции (ст. 87). Очевидно, авторы проекта исходили из того, что Конституция делегирует это право нескольким субъектам законодательной инициативы (см. комментарий к ст. 134). В этом случае в их числе могут быть как союзники, так и противники того или иного предложения. Однако представляется, что выступление противников пересмотра Конституции логичнее было бы предусмотреть в палатах Федерального Собрания, а не в Конституционном Собрании, поскольку это может выглядеть как давление на независимый конституционный орган. Конституция не определяет число голосов, необходимых для принятия решения о неизменности Конституции, однако цитируемый проект называет цифру 2/3 от общего числа его участников.

Конституция поручает разработку проекта новой Конституции самому Конституционному Собранию. На наш взгляд, это означает, что Собрание может принять за основу проект, одобренный палатами Федерального Собрания, может отклонить его и рассмотреть иной, альтернативный проект, а также может сформировать рабочую группу из числа специалистов для разработки принципиально нового проекта Конституции. В любом случае, решение об одобрении одного из них должно быть принято Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или вынесено на всенародное голосование.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: