Санитарные системы на судах это

Обновлено: 27.04.2024

На всех судах для удаления сточных вод и нечистот из уборных, общих умывальных, душевых, прачечных, помещений пищевого блока, от умывальников устраивают трубопроводы сточной и фановой систем. Согласно требованиям Санитарных правил сточно-фановая системы должны быть закрытого типа, при которой сточные воды и нечистоты отводятся в фекальные (сточные) цистерны, откуда их перекачивают в береговые сосуды или плавучие станции сбора фекальных и сточных вод.

Взамен общей канализации допускается раздельная для фекальных и хозяйственных стоков. При этом в фекальные цистерны следует включать стоки от индивидуальных и общих уборных, прачечных, а также от умывальника судовой амбулатории, изолятора и санитарной каюты. В цистерну для хозяйственных стоков включают стоки от умывальников, моечных, ресторанов, столовых, буфетов и камбузов.

Сброс за борт неочищенных и необезвреженных сточных и фекальных вод не разрешается. Система аварийного сброса должна быть опломбирована. Для очистки и обеззараживания сточных и фекальных вод на некоторых судах установлены специальные очистительные станции.

Сборные цистерны сточной и фановой систем выполняют, как правило, с наружной системой набора и закрытыми устройствами для контроля уровня их заполнения. Дно цистерн должно иметь уклон и пробку для полного опорожнения от содержимого. Внутреннюю поверхность цистерн окрашивают кислотоупорной краской. На пассажирских судах необходимо иметь дистанционную сигнализацию предельного уровня заполнения сборных цистерн (80%).

Цистерны сточных и фекальных вод следует располагать вдали от жилых и служебных помещений, постов управления и источников теплоты. Для внутренней обмывки их снабжают перфорированными трубами или другими устройствами, в которые подают воду от трубопровода забортной воды или от противопожарной магистрали.

Сточные и фекальные воды из санитарных помещений поступают в цистерны самотеком, а удаляются из них насосами или эжекторами по трубам, которые заканчиваются на палубе обоих бортов специальными головками унифицированного типа, служащими для присоединения к приемным устройствам береговых или плавучих станций сбора стоков. Приемные трубы необходимо присоединять в самой низкой части цистерн на расстоянии 30÷40мм от их дна.

Трубопроводы от унитазов и писсуаров, как правило, не объединяют с трубами, отводящими воду от ванн, душей или умывальников.

Воду с палуб удаляют по спускным трубам, приемные концы которых имеют шпигаты. Последние выполняют функции отстойников и защищают трубы от засорения. Их устанавливают на непроницаемых палубах. Воду от шпигатов с палуб, расположенных выше палубы надводного борта, отводят непосредственно за борт. Из помещений, находящихся ниже палубы надводного борга, она поступает по шпигатным трубам в льяла или специальные сточные цистерны.


Рисунок 35 – Схема системы шпигатов

Схема удаления воды с верхних палуб и палуб помещений по шпигатным трубам изображена на рис. 35. С каждой вышележащей палубы вода спускается на нижележащую по шпигатным трубам 1 до тех пор, пока не дойдет до последней открытой палубы над грузовой ватерлинией. Отсюда она через палубный шпигат 2 сливается за борт. Большие массы воды с открытых палуб удаляются через штормовые полупортики 9, устанавливаемые в фальшбортах. С палуб, расположенных ниже грузовой ватерлинии, сточные воды спускаются по шпигатным трубам 3 в льяла 4 или цистерны загрязненной воды.

От засорения шпигатные трубы предохраняют шпигаты 6, снабженные решетками 7, козырьками 8 и имеющие полости а. Чтобы предотвратить проникновение запаха из сточных отсеков, на шпигатных трубах, отводящих, воду из закрытых помещений, устанавливают сифоны 5. Бортовые отверстия шпигатных труб, отводящих воду из закрытых помещений, оборудуют захлопками, исключающими попадание в них забортной воды при волнении. Системы шпигатов с открытых палуб выполняют из стальных труб, на судах с корпусами из алюминиевых сплавов – из легкого сплава. Для закрытых помещений их можно изготовлять из полиэтиленовых труб.

Системы отопления, вентиляции и санитарные предназначаются для обеспечения нормальных бытовых условий экипажа, сохранности грузов, судовых запасов и оборудования.

Системы отопления подразделяются на паровые, водяные, воздушные и электрические. По санитарно-гигиеническим показателям наибольшее преимущество имеет воздушное отопление, наименьшее — паровое и электрическое, снижающие относительную влажность воздуха в помещениях и не обеспечивающие устойчивость теплового режима. При воздушной системе отопления отпадает надобность в индивидуальных нагревательных приборах и вентиляции. Оно обеспечивает более устойчивый тепловой режим. Жилые и служебные помещения, как правило, оборудуются системой воздушного или водяного отопления. Паровое отопление чаще применяется для помещений, в которых люди находятся периодически, кратковременно, а также для обогрева санитарных помещений, кладовых, машинных отделений, коридоров и др.

Системы вентиляции, по своему назначению, подразделяются на вдувные, вытяжные и смешанные.

В жилых помещениях, каютах, салонах и кинозалах, где отсутствуют источники вредных парогазовых выделений, применяют вдувную вентиляцию. В помещениях камбузов, санитарных узлов, прачечных, станций химического тушения, аккумуляторных и т. п. устанавливают вытяжную вентиляцию. Нередко применяется одновременно и та и другая вентиляция. В этом случае вентиляция помещения будет называться смешанной.

К санитарным относятся системы водоснабжения и канализации , призванные снабжать команду судна питьевой, мытьевой и забортной водой, а также удалять использованные и фекальные воды.

В группу водоснабжения соответственно входят системы питьевой, холодной и горячей мытьевой воды, а также системы забортной воды.

В число систем канализации входят фановые и сточные системы. Фановые системы удаляют фекальные воды из гальюнов, а сточные — использованные воды из бань, умывальников, душевых, прачечных и т.д.

Система отопления получила широкое применение на судах морского флота. Для отопления используется сухой насыщенный пар с давлением не более 3 кГ/см 2 . Принцип работы парового отопления заключается в передаче паром скрытой теплоты парообразования окружающему воздуху через стенки отопительных приборов (грелок). В зависимости от способа подвода пара к отопительным приборам и отвода от них конденсата паровое отопление может быть выполнено в виде одно- или двухпроводной системы, принципиальные схемы которых показаны на рис. 152.

Принципиальные схемы систем парового отопления

При однопроводной системе пар и его конденсат проходят по одному и тому же трубопроводу. Двухпроводная система имеет две независимые магистрали — трубопроводы свежего пара и конденсата, соединяющиеся с отопительными приборами параллельно. Трудность отвода конденсата от грелок, ввиду образования воздушных пробок в однопроводных системах, устраняется благодаря применению эжекторов. Эжектор располагают ниже грелки, как это показано на рис. 153, а, б. Создаваемый перепад давлений между полостью в грелке и в трубопроводе должен быть в пределах 100—600 мм вод. ст., что позволяет надежно удалять из отопительного прибора воздух и конденсат. Разводка пара по трубопроводам в отопительной системе производится с помощью распределительных станций. Схема станции парового отопления показана на рис. 153, б.

Схема эжектора и станции однопроводной системы отопления

В зависимости от величины и назначения судна, на нем может быть несколько станций, получающих пар от судовых котлов или с берега (при ремонте). Конденсат от грелок отопительной системы собирается в общий сборный трубопровод в машинном отделении и затем через конденсационный горшок поступает в теплый ящик. Конденсационный горшок не дает возможности выхода пара из отопительной системы до его полной конденсации.

Водяное отопление на морских судах широкого применения не нашло из-за своего большого веса и сложности монтажа в судовых условиях. Систему водяного отопления различают с искусственной и естественной циркуляцией воды. Систему, имеющую естественную циркуляцию, называют гравитационной. Циркуляция происходит за счет разности гидростатических давлений горячей и охлажденной воды. Искусственная циркуляция осуществляется циркуляционными насосами, создающими напор 150 мм вод. ст. Искусственная циркуляция, благодаря хорошей аккумуляции тепла, надежно сохраняет требуемый температурный режим и допускает регулировку температуры в отопительных помещениях. Вода, направляемая в систему отопления, должна иметь 80—90° С. Сама система водяного отопления может быть - двух- или однопроводной (аналогично паровой системе отопления), а также иметь верхнюю или нижнюю разводку. Наиболее приемлема верхняя разводка с однопроводной системой. При любом варианте система отопления должна обязательно иметь бак для расширения воды при нагревании и удаления попавшего в систему воздуха и пополнения утечек воды.

Схема воздушной системы отопления

Воздушное отопление применимо для любых помещений, кроме курительных, гальюнов, аккумуляторных и помещений станций углекислотного тушения. При воздушной системе отопления используются вентиляционные каналы и воздухораспределительная аппаратура. В этом случае ее можно назвать системой зимнего кондиционирования. Такой вариант воздушной системы отопления приводится на рис. 154. Как видно из схемы, первичный подогрев воздуха производится в групповом воздухоподогревателе, а вторичный — в самих помещениях, если в них установлены местные воздухоподогреватели, регулируемые вручную. А если установлены воздухоподогревательные шкафчики без нагревательного вторичного элемента, то регулировать температуру воздуха в помещениях (ее понижение) можно путем изменения количества воздуха, эжектируемого из помещения и подаваемого от центрального воздухонагревателя. Такой шкафчик можно назвать воздухосмесительным прибором.

Система вентиляции. На рис. 155 показана схема смешанной системы вентиляции для жилых, бытовых и служебных помещений. Из служебных помещений вентиляторы вынесены. Удаление воздуха и его прием производятся через грибовидные головки, размещенные на открытых палубах. При такой системе вентиляторы должны создать напор не выше 50—60 мм вод. ст.

Схема системы смешанной вентиляции для жилых, бытовых и служебных помещений

Систему вентиляции, основанную на тепловом и ветровом побуждении, принято называть системой естественной вентиляции.

Естественная вентиляция наряду с искусственной широко применяется в машинно-котельных отделениях и в других помещениях с помощью раструбных дефлекторов и эжекционных головок. Дефлекторы или эжекционные головки размещают на открытых участках палуб и рубок. Они могут быть развернуты на ветер или против ветра, совершают воздухообмен без затраты энергии и служат дополнительным средством вентиляции. Вентиляция не может обеспечить эффективную эксплуатацию оборудования и сохранность перевозимых грузов. Эту задачу решают различные системы искусственного микроклимата , создающие воздушную среду заданных параметров независимо от метеорологических условий. Системы кондиционирования воздуха обеспечивают предварительную обработку наружного или рециркуляционного воздуха, включая тепловую, влажностную и газовую обработки, очистку от пыли или вредных парогазовых смесей.

К системе водоснабжения относятся системы питьевой, холодной и горячей мытьевой и забортной воды.

Система питьевой воды должна обеспечивать расход воды в сутки из расчета не менее 20 л на 1 чел, а на судах дальнего плавания — не менее 30 л. Так как хранить воду в запасных цистернах летом можно не более 5 суток, то на судах система питьевой воды должна быть оборудована бактерицидной установкой. Если ее нет, то используют опреснительную установку. Внутреннюю поверхность цистерн покрывают раствором цемента, полиэтиленовой пленкой или другими пластиками. Система питьевой воды считается автономной и не может быть соединена с какой-либо другой системой. Питьевая система имеет насос и пневмогидроцистерну (гидрофор), которая позволяет поддерживать в трубопроводе определенное давление без работы насоса. Автоматический запуск насоса обеспечивается с помощью реле. Емкость пневмогидроцистерн может быть в пределах 2000—3000 л. Цистерны имеют водоуказательные приборы, предохранительные клапаны, подвод сжатого воздуха. Водопровод выполняется из стальных оцинкованных труб, а арматура — из стали или бронзы.

Система мытьевой воды обеспечивает водой умывальники, бани, души, каюты, прачечные и др. Норма расхода холодной и горячей воды аналогична норме питьевой воды. Запасы мытьевой воды, хранящиеся в бортовых или днищевых цистернах, фор- и ахтерпиках, в зимнее время подогревают при помощи паровых змеевиков, подключаемых к хозяйственному паропроводу с давлением пара 4—5 кГ/см 2 . Температура горячей мытьевой воды должна постоянно поддерживаться в пределах 60—70° С. Поддерживать необходимую температуру можно с помощью замкнутого цикла работы системы, как показано на рис. 156, а.

Схемы водяных систем и водоподогревательной установки

Из схемы видно, что водопровод горячей мытьевой воды получает воду из системы холодной мытьевой воды. Насос горячей воды всегда работает с подпором. На рис. 156,6 показана схема установки водоподогревателя и емкости горячей воды с датчиком контроля температуры. Датчик сблокирован с сигнальной лампой и электромагнитным клапаном, регулирующим количество пара, поступающего в водоподогреватель. При работе насоса в пневмогидродистерне (гидрофоре) растет уровень воды, вследствие чего воздух в емкости сжимается и при определенном давлении (1,5—2 кГ/см 2 ) насос автоматически отключается с помощью реле. С расходом воды, вытесненной сжатым воздухом, давление в гидрофоре падает и насос включается вновь.

Система забортной воды требуется для промывки унитазов, водоорошения и т. д. Постоянное давление в системе поддерживается механическими или электромеханическими ре-гуляторами давления, а в некоторых случаях с помощью гид-рофоров. Учитывая разрушающее действие забортной воды на металл, трубы этой системы должны быть медными, а арматура — бронзовой.

В порту судам не разрешено сбрасывать за борт фекальные и сточные воды. В условиях порта такие воды должны откачи¬ваться в береговые емкости и баржи или храниться на судне в специальных «грязных» цистернах до откачки их за борт на глубокой воде или в береговые емкости. В этих «грязных» цистернах воды подвергаются дезинфекции химическими реактивами или пропариванием.

Цистерны грязной воды располагаются на платформах вдали от источников тепла, постов управления и жилых помещений. Воздушные трубы от таких емкостей выводят в кожух трубы или колонны мачт. Фекальные или сточные воды, поступившие самотеком в «грязные» цистерны, удаляются насосами или сжатым воздухом. Трубопроводы от унитазов и писсуаров, как правило, не объединяются с трубами от умывальников и душевых. Трубы этой системы не идут через жилые помещения, столовые и др. Для умывальников и писсуаров водяным затвором служат изгибы сточных труб или отстойники. Для смыва фекальных вод из унитазов устанавливаются бачки емкостью 7—8 л, работающие на забортной воде.

На судах принято иметь не зависящие одна от другой системы мытьевой, пресной и забортной воды. Мытьевая вода хранится на судне в запасных цистернах, затем подается в расходные цистерны, а из них подводится к местам потребления. Вместимость расходных цистерн колеблется от 2 до 3 м 3 . Во избежание замерзания расходные цистерны оборудуются подогревателями, защищенными тепловой изоляцией. Системы мытьевой воды обеспечиваются пневмоцистернами, позволяющими производить автоматически пуск и остановку насосов, подающих воду потребителям.

Схема установки с пневмоцистерной приведена на рис. 3.33. Из запасной цистерны 5 насос 4 подает воду в герметически закрытую пневмоцистерну 2 со спускным клапаном 1. По мере поступления в нее воды воздух в цистерне сжимается и, когда давление достигнет 0,3—0,45 МПа, насос под действием реле 3 остановится, а пневмоцистерна заполнится водой до определенного уровня. По мере расхода воды потребителями давление воздуха в цистерне будет падать и, когда оно понизится до 0,3—0,25 МПа, произойдет включение насоса с помощью того же реле 3. Наличие пневмоцистерны и реле позволяет системе работать в автоматическом режиме.

Система забортной воды

Основное назначение системы забортной воды — подача воды к санитарному оборудованию судна, в санитарно-бытовые помещения и помещения пищеблока. Система забортной воды отличается от системы мытьевой воды отсутствием запасных цистерн и характеризуется подводом к насосу воды непосредственно из-за борта. Забортная вода принимается, как правило, кингстоном через приемную трубу и перекачивается электронасосом в пневмоцистерну (рис. 3.34), откуда подается к местам потребления. В пневмоцистерне системы забортной воды, а также в напорной магистрали поддерживается давление, позволяющее обеспечить подачу воды по всей магистрали. Система забортной воды обычно является автономной.

Схема системы мытьевой воды с пневмоцистерной.

В качестве резервного средства питания потребителей системы забортной воды помимо пневмоцистерны иногда предусматривается подача воды от напорной трубы пожарного насоса через редукционный клапан, понижающий давление до 0,35 МПа.

Система пресной (питьевой) воды

Система пресной воды существует независимо от систем мытьевой и забортной воды. Питьевая вода хранится в особых цистернах, покрытых изнутри раствором цемента, полиэтиленовой пленкой или специальной краской. На судне должно быть не менее двух цистерн (ввиду их поочередной периодической чистки). Для пополнения запасов питьевой воды на судне имеются опреснительные установки. Пресная вода с помощью насосов подается из запасных цистерн в расходные, откуда по магистралям подводится к местам потребления. Чтобы вода не замерзла при понижении температуры наружного воздуха, расходные цистерны снабжают подогревателями и покрывают снаружи тепловой изоляцией. Питьевую воду хранят в специальных запасных цистернах, которые с целью предохранения воды от нагревания и порчи располагают в местах, удаленных от источников тепла. Трубопровод питьевой воды изготовляют из стальных оцинкованных труб.

Схема опреснительной установки

Система питьевой воды должна быть абсолютно автономной и использование ее трубопроводов, насосов и цистерн для других целей, а также размещение цистерн питьевой воды в междудонных пространствах категорически запрещается.

Одним из наиболее распространенных способов приготовления пресной воды из забортной морской является дистилляция, которая заключается в выпаривании морской воды в специальном аппарате, называемом испарителем, и последующей конденсации пара в конденсаторе. С целью повышения КПД установки между испарителем и конденсатором часто устанавливают подогреватели забортной воды.

Схема опреснительной установки показана на рис. 3.35. Установка состоит из испарителя 3, подогревателя 7, конденсатора 13, пробного бака 16 и аэратора 18. Она получает питание от магистрали забортной воды. По трубе 10 забортная вода поступает в подогреватель и оттуда по трубе 6 в испаритель, где паром, идущим по змеевикам, нагревается до температуры кипения. Образовавшийся при кипении воды вторичный пар под давлением проходит через сепаратор 2, где сепарируется от влаги, и уходит по трубе 5 в подогреватель. Отделяемая от пара влага удаляется из сепаратора по трубе 4 под зеркало испарения.

В подогревателе вторичный пар отдает часть своей теплоты на подогрев забортной воды и далее по трубе 12 направляется в конденсатор, где движется в направлении, противоположном потоку воды, поступающей в конденсатор по трубопроводу 15 и уходящей из него по трубопроводу 14. В конденсаторе пар конденсируется в дистиллят, который стекает в пробный бак 16, а оттуда после взятия пробы на соленость поступает в аэратор 18, где насыщается кислородом воздуха, поступающим по трубопроводу 17.

После аэрации дистиллят по трубе 19 направляется в цистерну пресной воды. Установка работает на насыщенном паре от вспомогательного трубопровода пара. Свежий пар поступает в испаритель по трубопроводу 1, проходит по змеевикам нагревательной батареи, конденсируясь, нагревает забортную воду и по трубопроводам 9 и 11 выходит к вспомогательному холодильнику или в трюм. Удаление остатков забортной воды и солей происходит через кран продувания 8.

Фановая и сточная системы

Фановая система предназначена для удаления непосредственно за борт через бортовые захлопки или береговые емкости и в специальные судовые грязевые цистерны фекальных вод из гальюнов. Размеры труб фановой системы и ее устройство должны быть такими, чтобы обеспечивался свободный выход нечистот. Для этого диаметр труб принимают не менее 100 мм. Трубы прокладывают кратчайшим путем с уклоном 0,05%, избегая при монтаже изгибов и закруглений.

По Правилам Регистра на пассажирских судах число гальюнов определяется для экипажа из расчета одно место на 10—15 человек, для пассажиров — одно место на каждые 50 человек. Кроме того, если помещения экипажа находятся в разных районах судна, то в каждом из них должно быть предусмотрено по одному месту.

Согласно существующим нормам, фановый трубопровод выводится примерно на 300 мм выше грузовой ватерлинии перпендикулярно к обшивке и, как правило, по левому борту. Выходное отверстие фанового трубопровода имеет захлопку, предохраняющую трубопровод от попадания воды внутрь судна при качке. На современных судах фановые системы снабжают фекальными цистернами, из которых фекалии с помощью эжекторов или насосов отводят за борт.

Один из участков фановой системы на судне показан на рис. 3.36. В данной схеме отсутствуют фекальные цистерны — грязные воды и фекалии через патрубок сливаются в специальную баржу во время нахождения судна в районе со строгим санитарным режимом. На сливной магистрали фанового трубопровода установлены вертикальная и горизонтальная захлопки. Тарелки захлопок, расположенные в поперечной и продольной плоскостях судна, при килевой и бортовой качке запирают спускной трубопровод и защищают его от проникновения забортной воды. Кроме захлопок на трубопроводе устанавливают клинкеты, управляемые с палубы.

Схема участка фановой системы

Сточная система служит для удаления воды с закрытых палуб, а также отвода грязевых вод из бань, прачечных и камбузов. Шпигатная система предназначена для удаления воды с открытых палуб. На рис. 3.37 приведена схема удаления воды с палуб и из помещений при помощи шпигатных труб 2. С палуб 4 вода отводится по шпигатным трубам на открытую палубу над грузовой ватерлинией, откуда через козырьки 3 спускается за борт.

С палуб, расположенных ниже грузовой ватерлинии, сточные воды удаляются по шпигатным трубам 2 в льяла 1 или в цистерны грязевой воды, размещенные в междудонных или бортовых отсеках, и затем насосами за борт.

Схема удаления воды с палуб и из помещений с помощью шпигатных труб и водосточный шпигат

Во избежание засорения шпигатные трубы оборудуют специальными шпигатами (рис. 3.38), которые снабжены решетками 1, козырьками 2 и застойными полостями 3. Сточные трубы, отводящие воду из помещений, снабжены сифонами, являющимися гидравлическими затворами для газов, образующихся при разложении органических веществ.

Сточный трубопровод выполняют из стальных оцинкованных труб и монтируют для обеспечения хорошего спуска воды с уклоном; в местах, где есть основание ожидать застоя воды, предусматривают возможность очистки и продувания трубопровода.

Санитарная система служит для снабжения судна водой и удаления за борт сточных вод. Сюда входят системы питьевой воды, мытьевой воды, забортной воды, фановая, сточная, система шпигатов. Снабжение судна водой для бытовых нужд, а также удаление нечистот и загрязненных (сточных) вод производится санитарными системами. В соответствии с этим санитарные системы подразделяются на системы водоснабжения и канализации.

В зависимости от назначения водоснабжение включает системы:

  1. питьевой воды — для снабжения холодной и горячей водой умывальников, всех потребителей в камбузе, сатураторных установок;
  2. мытьевой воды — для снабжения холодной и горячей водой душевых, бань, прачечных;
  3. забортной воды — для подачи воды на промывку унитазов и писсуаров, на охлаждение кипятильников, сатураторных установок и т. п.

Система канализации по роду удаляемых с судна нечистот и загрязненных вод подразделяются на:

  1. фановую систему — для удаления нечистот из уборных от унитазов и писсуаров;
  2. сточную систему — для удаления грязной воды от умывальников, душей, бань, моек, камбузов, прачечных и др.;
  3. систему шпигатов — для удаления воды с открытых палуб при дожде, волнении, обмывке палуб и тушении пожаров.

Санитарная система и системы водоснабжения

Запас пресной питьевой и мытьевой воды, соответствующий количеству экипажа и автономности плавания, должен быть больше расчетного расхода ее, который определяют по нормам санитарных правил, приведенным в табл. 1.

Табл. 1 Нормы расхода пресной воды
Назначение водыНорма расхода воды одним человеком в сутки, л
Морские буксирыРечные буксиры
неограниченного района плаванияс удалением от берега на 100 миль, рейс более 24 чрейс 6-24 чрейс 6 ч и менеетранзитные, рейс более 24 чрейс до 24 чрейс до 8 чрейс до 4 ч
Питьевая403020103020105
Мытьевая6040301030202020
Всего 10070502060403025

Запас воды, пополняемый от береговых источников, на морских буксирах можно уменьшить в результате работы опреснительных установок при условии аэрации и минерализации опресненной воды. На буксирах и толкачах внутреннего плавания питьевая и мытьевая вода может быть получена из забортной пресной воды, очищенной и обеззараженной в специальных станциях, одобренных органами санитарного надзора.

Для упрощения систем водоснабжения вместо двух систем питьевой и мытьевой воды предусматривают одну единую систему пресной воды. Устройство такой наиболее распространенной системы водоснабжения показано на рис. 1. Запас пресной воды размещен в одной или нескольких запасных цистернах 14, откуда электронасосом 10 или резервным ручным насосом 11 вода подается в пневмоцистерну 9 и по трубопроводу 12 ко всем потребителям питьевой и мытьевой воды. Воду в цистерны наливают по шлангу через втулку 16, приподнятую над палубой не менее чем на 400 мм. Цистерны, размещенные вне отапливаемых помещений, имеют змеевики из нержавеющей стали для подогрева воды. С целью замера уровня воды используют уровнемеры, показания которых обеспечиваются дистанционно, или водомерные колонки с трубкой из стекла или прозрачного полиэтилена.

Санитарная система морского буксира

Рис. 1. Схема систем водоснабжения морского буксира. 1 – электронасос забортной воды; 2 – трубопровод системы забортной воды (3I); 3 – фильтр; 4 – кингстон; 5 – пневмоцистерна забортной воды; 6 – водонагреватель емкостный; 7 – трубопровод системы пресной горячей воды (п1г); 8 – циркуляционный электронасос; 9 – пневмоцистерна пресной воды; 10 – электронасос пресной воды; 11 – ручной насос; 12 – трубопровод системы пресной холодной воды (п1); 13 – клапан невозвратно-приемный; 14 – запасная цистерна пресной воды; 15 – хлоратор установки ОВХ-1; 16 – палубная втулка для налива; 17 – фильтр-дехлоратор; 18 – водоразборная колонка с охлаждением и сатурацией питьевой воды; 19 – раковина; 20 – электрокипятильник типа «Титан»; 21 – овощемойка; 22 – посудомойка; 23 – умывальник; 24 – лохань для ручной стирки; 25 – стиральная машина; 26 – водонагреватель скоростной; 27 – унитаз; 28 – клапан с шланговым соединением для скачивания палубы в уборной и переключения душевых и прачечной на питание забортной водой; 29 – клапан педальный для промывки унитаза; 30 – редукционный клапан; 31 – пожарная магистраль; 32 – сточная система. Направление стрелок: а – от опреснительной установки; б – к расширительным бачкам двигателей; в – в теплый ящик; г – на охлаждение компрессоров, гирокомпаса и на искрогашение; д – пар

Предлагается к прочтению: Надзор за состоянием судов

На морских буксирах с большой автономностью плавания предусматривают установку ОВХ-1 для обеззараживания принимаемой воды или для обработки имеющегося ее запаса. Этой цели служит хлоратор 15 заряжаемый хлорной известью (270 г). При прокачке воды насосом с подачей ее в хлоратор из извести образуется раствор, поступающий также в цистерну. Одной зарядки хлоратора достаточно для обработки 16 м 3 воды. Для устранения запаха в воде и избыточного хлора вода к потребителям подается через фильтр 17, заполненный активированным углем.

Производительность насоса принимают равной или немного больше расхода воды в наиболее загруженные часы. По производительности насоса и давлению в пневмоцистерне выбирают объем последней с таким расчетом, чтобы при автоматической работе системы количество пусков насоса не превышало 6—10 в час. Автоматическое управление насосом обеспечивается реле давления, установленным на пневмоцистерне и отрегулированным на давление 1—2 кгс/см 2 — пуск насоса и 2—4 кгс/см 2 — остановка его.

Для улучшения обитаемости все каюты на современных крупных буксирных судах оборудуются умывальниками, к которым подведена холодная и горячая вода. При большом количестве потребителей горячей воды наиболее целесообразно централизованное горячее водоснабжение с одним емкостным водонагревателем 6 и кольцевым трубопроводом 7, циркуляция воды в котором, обеспечивается автоматически управляемым электронасосом 8. Емкостный подогреватель работает автоматически, поддерживая температуру воды около 70°. Для нагрева воды может служить также местный скоростной водонагреватель 26 с автоматическим поддержанием заданной температуры воды.

Система забортной воды по устройству аналогична описанной системе пресной воды. Забортная вода принимается через кингстон или забортный ящик 4. Электронасос забортной воды 1 чаще всего резервируется пожарным насосом.

На судах внутреннего плавания системы водоснабжения выполнены по различным схемам:

  1. запас питьевой и мытьевой воды принимают с берега;
  2. питьевую воду приготовляют непосредственно на судне при помощи специальной станции, обеспечивая все нужды, включая потребление мытьевой и забортной воды.

Такая схема водоснабжения наиболее распространена, особенно на транзитных толкачах, на которых прием питьевой воды с берега по ряду причин крайне затруднен.

Санитарная система буксира VB Octeville

Буксир VB Octeville

Для приготовления питьевой воды из забортной служат станции, использующие для обеззараживания воды ультрафиолетовые лучи или озон. Станция с использованием ультрафиолетовых лучей работоспособна только при надлежащем уходе, который сводится к своевременной очистке электролизеров и аппаратов, а также замене ламп и электродов в электролизере по мере их износа.

Приготовление питьевой воды с использованием озона производится станциями производительностью 500 или 100 л/ч, названными «Озон-0,5» и «Озон-0,1». Как видно из схемы (рис. 2), забортная вода насосом 1 нагнетается через фильтр 5 в эжектор-смеситель 24, который подсасывает выходящую из озонаторного агрегата 9 озоно-воздушную смесь. При смешении озона с водой в эжекторе происходит ее обеззараживание, которое продолжается в контактной колонке 21, где озон с воздухом отделяется от воды, а после распиливания в пористой пластине — фильтроссе 22 – вновь смешивается с ней в верхней части колонны. Из контактной колонны смесь поступает в цистерну 17, где озон с воздухом еще раз распыливается фильтросами 19.

Санитарная система буксира

Рис. 2. Схема судовой станции «Озон-0,5» для приготовления питьевой воды на речных толкачах. 1 – электронасос забортной воды; 2 – забортный ящик; 3 – кран трехходовой; 4 – невозвратно запорный клапан; 5 – фильтр напорный песчаный; 6 – манометр; 7 – клапан плавучий для выпуска воздуха; 8 – клапан предохранительный; 9 – озонаторный агрегат; 10 – электровентилятор; 11 – ротампер; 12 – влагоотделитель; 13 – палубная втулка для налива воды с берега; 14 – труба воздушная; 15 – клапан электромагнетический; 16 – реле поплавковое; 17 – цистерна; 18 – сетка приемная; 19 и 22 – фильтры; 23 – смотровое стекло; 24 – эжектор-смеситель; 25 – фильтр сетчатый; 26 – клапан перепуска воды; 27 – клапана перепуска воды за борт при уплотнении песка после промывки фильтра; 28 – кран для взятия проб; 29 – трубопровод питьевой воды, которая направляется из запасной цистерны на восстановление ее качеств; 30 – шланг; 31 – трубопровод, по которому вода после промывки фильтра направляется за борт. Направление стрелок: а – воздух от судовой магистрали; б – воздух из атмосферы; в – в систему водоснобжения; г – на промывку фильтра от магистрали питьевой воды

Озон приготовляется в озонаторе из воздуха под действием тихого коронного разряда, возникающего между электродами при высоком электрическом напряжении. Станция работает автоматически и управляется поплавковым реле 16.

Эксплуатация станции типа «Озон» показала, что при очень незначительной затрате времени на наблюдение за их работой обеспечивается устойчивая эффективная обработка воды и, кроме того, улучшаются вкусовые качества воды в результате снятия запахов, понижения цветности и увеличения прозрачности, чего нельзя получить при обработке воды хлором или ультрафиолетовыми лучами.

Станции «Озон-0,5» и «Озон-0,1» рекомендованы Министерством здравоохранения к серийному изготовлению для установки на судах. Станции типа «Озон» могут быть использованы на морских буксирах для обработки запаса питьевой воды, а также в случае приготовления питьевой воды из мытьевой.

Система водоснабжения Основные требования к судну и судовым техническим средствам обычно выполняется из стальных оцинкованных водогазопроводных труб. Арматура латунная используется для пресной воды и бронзовая для морской. Трубопроводы горячей воды, а также холодной в местах возможного отпотевания изолируются. Трубы в районе жилых и общественных помещений проводят под зашивкой, но с доступом к разъемным соединениям.

Фановая и сточная системы

Сброс за борт фекальных вод с морских судов запрещен в портах и прибрежной полосе шириной 50 миль.

Сброс за борт фекальных, а также сточных вод с речных судов запрещен в портах, в районах населенных пунктов, шлюзах, каналах и зонах санитарного режима, охватывающих некоторые реки, например Волгу, поэтому фановые и сточные системы выполняют полностью закрытого типа. Все стоки от санитарных приборов и шпигатов отводятся в специальные сборные цистерны.

Учитывая возрастающие требования по защите морей от загрязнения (в Каспийском море сброс за борт фекальных и сточных вод запрещен по всей акватории) целесообразно не только на речных, но и на морских буксирах сточную систему, как и фановую выполнять закрытого типа. На буксирах с закрытой фаново-сточной системой устанавливают обычно одну фекальную цистерну в специальном отсеке или газонепроницаемой выгородке, имеющей вентиляцию и осушение. Для осушения можно использовать фекальный насос.

Емкость фекальной цистерны определяют исходя из действующих норм и с учетом промежутка времени, через которое предусматривается опорожнение цистерны в заданном районе плавания.

При выполнении закрытых фановых и сточных систем в местах присоединения труб к санитарным приборам ставят гидравлические затворы. Такие же затворы предусматривают на сточных трубах в месте присоединения к общей фекальной цистерне. К приборам камбуза для обработки пищевых продуктов или посуды сточные трубы следует подводить с воздушным разрывом. Для стока воды с настилов санитарно-бытовых помещений ставят шпигаты, снабженные гидравлическими затворами. Шпигаты должны быть запорными, если помещения всегда или временно герметизируются. Фекалии от унитазов отводят по фановым трубам только в фекальную цистерну. К фановым трубам иногда присоединяют сточные — от шпигатов уборных. Другие сточные трубы к фановым не присоединяют.

Сточную воду из помещений душевых отводят в фекальную цистерну или за борт с помощью установленной на трубах переключающей арматуры и захлопки на борту. Таким же способом можно отвести сточную воду от других приборов на морских буксирах. Непосредственно за борт отводят только сточную воду от поддонов и змеевиков охлаждения кипятильников, водозаборных сатураторных колонок, стаканомоек.

Фекальную цистерну выполняют с наружным набором и уклоном днища 30—50 мм на 1 м длины к приемнику отливной трубы. Для промывки цистерны подводят воду от пожарной магистрали, а также пар или горячую воду. Удаление содержимого фекальной цистерны в очистительные станции производят средствами станции, а также установленным на буксире фекальным электронасосом или эжектором, через специальные отверстия, расположенные на обоих бортах, к которым можно присоединить шланг. На морских буксирах дополнительно предусматривают выброс за борт ниже ватерлинии. Следует иметь в виду, что использование водоструйного эжектора для удаления содержимого фекальной цистерны в очистительные станции не рационально из-за значительного объема подаваемой жидкости. На отверстия, расположенные ниже ватерлинии, устанавливают клинкет и захлопку, которые можно заменить одной захлопкой с принудительным закрытием. Если отливная труба насоса поднята в виде петли выше грузовой ватерлинии, захлопку не ставят.

Трубы фановой и сточной систем прокладывают с уклоном не менее 0,03 в сторону стока жидкости, избегая жилых и общественных помещений, камбузов и других подобных помещений. Если обойти эти помещения нельзя, трубы проводят в непроницаемых выгородках и изолируют.

Трубопровод фановой и сточной систем изготовляется из стальных бесшовных и водогазопроводных оцинкованных труб. Участки фановых труб, расположенных в труднодоступных местах для осмотра и ремонта, изготовляют медными.

Шпигатная система

Вода с открытых палуб стекает за борт через шпигаты и присоединенные к ним спускные трубы. Шпигаты устанавливают заподлицо с палубой во всех местах возможного застоя воды с расстоянием между ними не более 20 м и снабжают решеткой для предохранения труб от засорения. Трубопровод от шпигатов прокладывают так, чтобы сток воды осуществлялся с постепенным перепуском ее с вышележащих палуб на нижележащие.

Спускные трубы изготовляют из стальных водогазопроводных и бесшовных оцинкованных труб. Шпигаты — стальные сварные, оцинкованные.

Основное назначение санитарных систем – снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. В состав санитарных систем входят системы:

Система водоснабжения включает в себя трубопроводы (системы) питьевой, мытьевой и забортной воды.

Питьевой водой обеспечивают камбузы, заготовочные, буфеты, столовые, рестораны, посудомойные, все умывальники, кипятильники и медицинские помещения.

Мытьевая вода (холодная и горячая) подается в душевые и прачечные.

Необработанная забортная вода используется для смыва в санузлах, охлаждения кипяченой воды в лагунах и для других хозяйственных целей.

Сточная система служит для удаления вод из душевых, прачечных, от умывальников и других мест.

Фановая система предназначена для удаления сточных вод из гальюнов, умывальных, душевых, бань и прачечных. Все суда, плавающие в бассейнах с установленными зонами санитарного режима, оборудованы закрытой фановой системой. При этом сточные воды отводятся в фекальные цистерны, из которых перекачиваются в емкости плавучих станций сбора фекальных и сточных вод. Самоходные плавучие станции передают принятые от транспортных судов хозяйственные и бытовые сточные воды в городские канализационные сети. Кроме того, в пароходствах имеются суда комплексной переработки отходов (СКПО), на которых установлено оборудование, способное очищать принятые с транзитного флота сточные воды и утилизировать сухой мусор.

Крупные пассажирские суда имеют индивидуальные системы очистки фекальных и сточных вод.

Система очистки сточных вод – станция «Сток-150» производительностью очистки хозяйственно-бытовых вод 150 . Станция состоит из сепараторов и фильтров для улавливания взвешенных частиц, а также озонаторного агрегата для обеззараживания очищенной воды. При этом достигается требуемая глубина очистки, а очищенные и обеззараженные сточные воды сбрасываются непосредственно за борт.

Для крупных грузовых судов внутреннего и смешанного плавания создана станция «Сток-10» производительностью очистки сточных вод 10 .

Система шпигатов предназначена для удаления с палуб воды, скопившейся в результате смыва палубы или во время дождя. Воду удаляют по спускным оцинкованным трубам, приемные концы которых имеют шпигаты. Шпигаты устанавливают на самых низких участках палуб, что обеспечивает полное удаление воды, и снабжают сетками для защиты труб от засорения. Вода с палуб, расположенных выше ватерлинии, отводится непосредственно за борт. Если палуба расположена ниже ватерлинии, то вода по шпигатной системе самотеком стекает в льяла, откуда ее удаляют, используя осушительную систему

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: