Возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов

Обновлено: 19.04.2024

Юридическая ответственность это возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное за совершенное преступление, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Признаки юридической ответственности:

- она опирается на государственное принуждение, на особый аппарат – это конкретная форма санкций, предусмотренных нормами права;

- наступает за совершенное правонарушение и связана с общественным осуждением;

- выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, огранизационно-физического характера;

- воплощается в процессуальной форме.

Данные признаки являются обязательными.

2.Пользуясь статьями ГК РФ, УК РФ, КоАП, найдите :

А) Основания привлечения к юридической ответственности

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Кодексом (14-16 лет).

Б) Основания освобождения от юридической ответственности:

- изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде , когда деяние перестает быть общественно опасным;

- само лицо перестало быть общественно опасным в силу последующего безупречного поведения и добросовестного отношения к труду;

- замена одного наказания другим или передача лица на поруки;

- условно-досрочное освобождение от наказания4

- освобождение от уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних;

- освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии.

В) Обстоятельства, исключающие привлечение к юридической ответственности:

- малозначительность правонарушения, не представляющего общественной опасности

3. Заполните таблицу:

Виды ответственности Меры ответственности
Уголовная ответственность штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Гражданско-правовая ответственность возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права или исполнение невыполненной обязанности, а также других правовосстановительных санкций.
Административная ответственность предупреждение, штраф, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток) и др..
Дисциплинарная ответственность замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение. Уставами о дисциплине предусмотрены еще некоторые виды взысканий, соответствующие специфике воинской службы, работы в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.
Материальная ответственность в большинстве случаев (в зависимости от объекта, способа причинения и других обстоятельств) ограничена частью оклада или средней заработной платы (1/3, 2/3, один среднемесячный заработок).
создание противоправного состояния применение правовосстановительных санкций: возмещение имущественного вреда, ущерба (гражданско-правовая ответственность, материальная ответственность рабочих и служащих), отмена противоречащих закону актов и сделок, а также непосредственное принуждение, применяемое государственным аппаратом для реализации невыполненных обязанностей и пресечения противоправных состояний (выселение, изъятие, принудительное исполнение и др.).

Тест для самоконтроля.

1.Какое понятие характеризуется как требование (долг) к будущей активной, инициативной, сознательной правомерной деятельности субъектов права?

1. Позитивная юридическая ответственность.

2. Ретроспективная юридическая ответственность.

3. Социальная ответственность.

2.Подберите понятие к данному определению: «Возникающее в связи с правонарушением особое правоотношение между государ­ством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать предусмотрен­ные законом дополнительные лишения и неблагоприятные пос­ледствия за совершенное правонарушение».

1. Моральная ответственность.

2. Политическая ответственность.

3. Юридическая ответственность.

3.Какой из перечисленных признаков не относится к характе­ристике юридической ответственности?

1. Вид и мера государственного принуждения, связанная со штрафными и иными дополнительными лишениями.

2. Восстановление нарушенного субъективного права.

3. Характер и объем дополнительных неблагоприятных пос­ледствий возникает и реализуется только на основе, в пределах юридической нормы и определяется санкциями правовых норм.

4. Ответственность осуществляется в специальных процессу­альных формах.

4.Как соотносятся правонарушение и юридическая ответст­венность?

1. Как причина и следствие.

2. Как юридический факт и регулятивное правоотношение.

3. Все вышеперечисленное.

5.Подберите надлежащее определение к понятию «государст­венное принуждение».

1. Способность и возможность оказывать определяющее воздей­ствие на деятельность, поведение людей с помощью воли, автори­тета, права, насилия.

2. Осуществляемое на основе закона государственными органа­ми, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или ор­ганизационное воздействие в целях защиты личных, обществен­ных или государственных интересов.

3.Установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, организации, долж­ностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Юридическая ответственность – разновидность государственного принуждения. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются также меры предупреждения и меры пресечения.

Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Юридическая ответственность – это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.

Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

Государственное принуждение – специфическое воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Но это не просто государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, милиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Юридическая ответственность – это одновременно и претерпевание, она всегда связана с применением мер государственно-принудительного воздействия. Этой особенностью правовая ответственность отличается от иной социальной ответственности.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Лишения – это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.

Основная черта юридической ответственности – штрафное, карательное назначение. При этом кара – не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.

Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и в этом качестве предстает как принудительно исполняемая обязанность, возникшая в связи с правонарушением и реализуемая в конкретном правоотношении.

Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения – это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права – правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.

Поэтому, рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии:

а) возникновение юридической ответственности;

б) выявление правонарушения;

в) официальную оценку правонарушения как основание юридической ответственности в актах компетентных органов;

г) реализацию юридической ответственности.

Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные предпосылки.

В объективном смысле это означает, что юридическая ответственность возможна в силу правового регулирования общественных отношений различными предписаниями, а в субъективном – свободы воли индивида, ибо без этого нет вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.

Таким образом, юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:

- она опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

- наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

- выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера;

- воплощается в процессуальной форме.

Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется как уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, а также материальная.

Уголовная ответственность наступает за преступления и поэтому представляет собой наиболее суровый вид юридической ответственности. Только наличие в действиях индивида состава уголовного преступления служит основанием возникновения уголовной ответственности. Возлагается она специальным правоприменительным актом – приговором суда, определяющим соответствующую деянию меру наказания. Уголовная ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, даже если при этом наказание сопровождается ограничением его личных имущественных прав. Уголовное судопроизводство осуществляется в строго регламентированной процессуальной форме, обеспечивающей установление объективной истины по делу и наказание действительно виновных.

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена за нарушение договорных обязательств или за причинение внедоговорного имущественного ущерба. Она имеет свои характерные черты, определяемые спецификой данной отрасли права и предмета ее регулирования. Наиболее характерные санкции здесь сводятся к возмещению правонарушителем имущественного вреда и восстановлению нарушенного права. Закон предусматривает также возможность взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки в виде штрафа или пени, и в этом проявляется ее компенсационный, правовосстановительный характер.

Осуществляется гражданско-правовая ответственность не только в судебном, но и в арбитражном, административном порядке.

Административная ответственность следует за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.), поэтому круг актов, имеющих к ней отношение, весьма многочислен. Центральное место среди них занимает Кодекс об административных правонарушениях, где предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, возмездное изъятие или конфискация определенных предметов, временное лишение специального права, исправительные работы, административный арест.

Дисциплинарная ответственность наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.

Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых министерствах и ведомствах.

Первый вид ответственности распространяется на всех рабочих и служащих, работающих по найму, и налагается за нарушение трудовой дисциплины руководителем предприятия или учреждения.

В порядке подчиненности ответственность несут должностные лица, имеющие право приема на работу, а также находящиеся на выборных должностях, и некоторые другие.

В уставах и положениях, наряду с общими мерами, содержатся специальные нормы с более жесткими санкциями, распространяющиеся на служащих строго определенного министерства или ведомства.

Материальная ответственность наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Для начала следует отметить, что юридическая ответственность — это возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, юридической обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Любая юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер. Сама деятельность органов государственного принуждения строго регламентирована законом.

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т. е. она сопровождается причинением виновному лицу отрицательных последствий, ущемлением либо ограничением его прав и законных интересов. При этом указанные лишения являются реакцией общества (государства) на вред, причиненный правонарушителем.

Основная черта юридической ответственности — штрафная, карательная функция как средство перевоспитания правонарушителя. Другая немаловажная функция — правовосстановительная. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы. Кроме того, она выступает как принудительно исполняемая обязанность, возникшая в связи с правонарушением и реализуемая в конкретном правовом отношении.

Вообще, любое правонарушение является основанием для привлечения лица к юридической ответственности. В развитии юридической ответственности можно выделить следующие четыре последовательные стадии:

1) возникновение юридической ответственности,

2) выявление правонарушителя, подлежащего привлечению к юридической ответственности,

3) официальная оценка правонарушения в актах компетентных государственных органов,

4) реализация юридической ответственности применительно к правонарушителю.

У юридической ответственности существуют две предпосылки:

субъективная — это воля правонарушителя и объективная —это установленные нормы права. Таким образом, юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:

• она опирается на аппарат государственного принуждения,

• это конкретная форма реализации нормы права, а именно —правовой санкции,

• она наступает только за совершение правонарушения,

• она выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя,

• она воплощается в процессуальной форме, т. е. фиксируется в определенных документах.

Можно выделить две основные функции юридической ответственности — охрана правопорядка и воспитание людей. Данные функции преследуют одну единственную цель —предупреждение правонарушений. Основными принципами юридической ответственности являются: законность, обоснованность, справедливость, целесообразность и неотвратимость.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется следующим образом:

1. Уголовная юридическая ответственность — наступает за совершение преступления только при наличии юридического состава преступления. Данная юридическая ответственность возлагается на правонарушителя только после соответствующего приговора суда, который назначает меру наказания. Уголовная юридическая ответственность воздействует непосредственно и прямо на личность преступника, осуществляется в судебном порядке.

2. Гражданская юридическая ответственность — наступает за совершение гражданского правонарушения и выражается в возмещении правонарушителем причиненного имущественного вреда и восстановлении нарушенного права. Данная юридическая ответственность осуществляется в судебном, арбитражном и административном порядке.

3. Административная юридическая ответственность — наступает за совершение административного правонарушения, выражается в административных взысканиях — предупреждение, штраф, конфискация имущества, временное лишение специального права, административный арест и др.

4. Дисциплинарная юридическая ответственность — наступает за дисциплинарные проступки и выражается в применении дисциплинарных санкций — замечание, выговор, строгий выговор и др. Данная юридическая ответственность чаще всего применяется к специальным субъектам правовых отношений.

5. Материальная юридическая ответственность — наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими данного предприятия.

Несмотря на то что в рамках института юридической ответственности действует принцип неотвратимости, законодательством специально предусмотрены такие обстоятельства, при наступлении которых юридическая ответственность исключается. К подобным обстоятельствам относятся:

1. Невменяемость — это обусловленная болезненным состоянием психики либо слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в совершаемых действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения.

Исходя из изложенного определения, можно выделить два основных критерия невменяемости лица:

Лицо, которое совершило преступление (правонарушение) в состоянии вменяемости, но заболевшее до вынесения судебного приговора душевной болезнью, также освобождается от юридической ответственности.

2. Необходимая оборона — это защита гражданином своих либо других, общественных, государственных прав и законных интересов от преступного посягательства, независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью к другим лицам, органам государственной власти. Однако существуют пределы необходимой обороны, нарушив которые лицо привлекается к юридической ответственности.

3. Крайняя необходимость — это устранение опасности, угрожающей государственным, общественным интересам либо собственным интересам и правам либо интересам иного лица, если такая опасность не могла быть устранена другими средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем вред предотвращенный. Для института крайней необходимости также существуют ограничительные рамки —наличие опасности, причинение вреда либо создание реальных правоопасных условий.

4. Малозначительность правонарушения, которое не представляет общественной опасности. Правонарушение признается малозначительным на основе совокупности обстоятельств и только в том случае, когда правонарушитель не только не причинил существенного вреда общественным отношениям, но и не собирался его причинять.

5. Казус — некоторые общественные отношения не подпадают под действие правовых норм, хотя реально существуют. При нарушении таких правовых отношений юридическая ответственность исключается.

76. Понятие и основные принципы законности. Гарантии законности: понятие и виды

Для начала следует отметить, что законность — это политико-правовое явление, которое характеризует процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

В юридической науке принципы и законность соотносятся как содержание и форма их выражения. Можно рассматривать категорию законности по-разному.

Законность как конституционный принцип — это совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. Законность как метод государственного руководства обществом, режим — подразумевает под собой строгое и неуклонное соблюдение всеми субъектами правовых отношений действующего законодательства, юридических норм.

Таким образом, правовую категорию «законность» можно рассматривать через два главных аспекта:

1. Внутренний аспект — выражает функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности (законность как принцип, метод государственного руководства, режим, состояние).

2. Внешний аспект — определяет место и роль законности в системе ценностей, которые составляют окружающую действительность (социально-экономическая, политико-идеологическая, духовная, логико-семантическая, юридическая).

История становления и реализации идеи законности выражается по следующим последовательным этапам: по справедливости, по закону, законность. К предпосылкам зарождения идеи законности можно отнести следующие явления:

• наличие государственных органов, которые выполняют правотворческие и правоохранительные функции,

• наличие действующей системы правовых предписаний,

• достижение обществом определенного уровня правовой культуры и правового сознания.

Сущность законности составляет требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

Признаками законности являются:

1) причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, которые происходят в обществе и государстве;

2) высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории «законность»;

3) всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения;

4) объективный характер законности — нормативно-правовая основа;

5) пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания на противоправные деяния;

6) обеспечение государственной защиты законности.

Субъектами законности можно назвать всех участников общерегулятивных правовых отношений. Нарушением законности является совокупность фактов нарушения юридической нормы. Принципы законности — это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законом. Данные принципы законности обусловлены закономерностями общественного развития. К принципам законности можно отнести следующие принципы:

• гарантированность основных прав и свобод граждан,

• неотвратимость наказания за совершенное правонарушение,

• недопустимость противопоставления законности и целесообразности,

• взаимосвязь законности и культурности.

Гарантии законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, которая обеспечивает процесс реализации законности и формирует такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению общества к демократическому строю.

Гарантии законности выражают все многообразие связей, существующих в обществе. В юридической литературе их подразделяют на два вида:

1. Общие гарантии законности — это экономические, политико-идеологические и нравственно-духовные гарантии.

2. Специальные гарантии законности — собственно юридические принципы.

Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Специальные гарантии должны быть закреплены в нормативно-правовых актах. В рамках специально-юридических гарантий законности выделяют два их вида:

а) правовые гарантии — такие гарантии законности прямо предусмотрены действующим законодательством и носят всеобщий характер;

б) договорные гарантии — это такие гарантии законности, которые обусловлены нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу договорных отношений. Данные гарантии распространяют свое действие только на участников, которые заключили договор либо присоединились к нему.

В состав юридических гарантий законности входят следующие принципы:

• полнота и эффективность правовых норм,

• высокий уровень надзора за реализацией требований законности,

• эффективность мер юридической ответственности и защиты,

• профессиональная работа государственных органов по обеспечению законности и правового порядка,

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер[1].

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке[2].

Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в новом КоАП значительное место отведено правовым основам применения административных наказаний к юридическим лицам (предприятиям, учреждениям, организациям) [3].

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц. Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, поскольку все это суть разновидности одного и того же явления - административной ответственности, субъектами которой во многих случаях являются юридические лица[4].


1. Понятие "административная ответственности"

Исходя из общих принципов права основой государственного управления при любом государственном устройстве является принуждение одной группой лиц - властной элитой - остальной части гражданского общества, сложившегося в определенном государстве. Основное выражение метод принуждения находит в юридической регламентации нормами административного права, наряду с другими его отраслями (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.), определенного перечня прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к личности, обществу и государству в целом. В частности, это применение государственными органами различных видов административной ответственности к субъектам административного права, которые нарушили те или иные нормативные предписания КоАП РФ и регионального законодательства в области административного права, что, согласно административной науке и сложившейся правоприменительной практике, является административным правонарушением.

Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Дословно трактуя эту правовую норму, следует сделать вывод, что правонарушение в сфере административного права может совершаться в форме как действия, так и бездействия отдельно взятого лица по отношению к иным субъектам административного права. Данные формы правонарушения обязаны носить следующий характер:

быть обязательно противоправными, т.е. нарушать отдельные или, наоборот, ряд предписаний, установленных источниками административного права. Например, нарушение положений КоАП РФ, законов субъектов РФ в области административного права, должностных инструкций, властных директив - указаний федеральных органов государственной власти и их должностных лиц; органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления;

деяние (действие или бездействие) виновного субъекта административного права обязательно должно носить виновный характер, т.е. нарушать общепринятые правовые нормы, а в отдельных случаях и нормы морали. Примером действия может служить нарушение правил дорожного движения путем установления заведомо подложных номерных знаков (ч.3 ст.12.2 КоАП РФ), а бездействия - невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст.15.2 КоАП РФ).

Если расширительно толковать п.1 ст.2.1 КоАП РФ, необходимо заметить, что следствием совершения противоправного деяния должно стать наступление неблагоприятных последствий для определенного объекта административного права либо для личных имущественных или неимущественных прав и свобод личности, общества и государства в целом.

Точка зрения некоторых авторов заключается в том, что под юридической ответственностью понимается "возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права"[5]. Данная точка зрения верна с одним существенным дополнением: законное правоотношение в одной той же отрасли права, где были нарушены законодательные нормы, исходя из сути права не может возникнуть из нарушенного правоотношения, так как базисом возникновения любого правоотношения являются исключительно основанные на праве основания, что вытекает из аналогии с нормами гражданского права, содержащимися в п.1 ст.8 ГК РФ.

К сожалению, в гл.2 КоАП РФ отсутствует вычлененное понятие "административная ответственность". Хотя при тщательном изучении и анализе ст.2.1 КоАП РФ можно заметить, что административная ответственность наступает исключительно при наличии основания - совершения административного правонарушения. Тем самым прежде всего необходимо установить: что же собой представляет административная ответственность?

Руководствуясь гл.1 "Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях" КоАП РФ, следует отметить, что в понятие "административная ответственность" включаются действия государственных органов принуждения и их должностных лиц в рамках их компетенции, например судов, федеральных служб, в том числе налоговой службы, регистрационных органов и иных надзорных инстанций, в том числе и негосударственных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, профессиональные союзы и т.д.), направленные на достижение основной цели и принципа административного законодательства: неотвратимости наказания за совершенный противоправный поступок.

Таким образом, необходимо согласиться с мнением ученых-практиков в сфере административного права, что "административная ответственность - это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемая посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц) [6].

На основании изложенного следует сделать вывод, что в современном российском государстве более часто применяется административная ответственность, нежели уголовная, гражданская или какая-нибудь иная юридическая ответственность, по причине более широкого спектра правовых отношений, регулируемых административным правом. В частности, согласно КоАП РФ, к сфере ее регулирования - родовому объекту правонарушения - относятся такие виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:

защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл.5,6);

охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл.7);

охраны окружающей природной среды и природопользования (гл.8);

промышленности, строительства и энергетики (гл.9);

сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл.10);

дорожного движения (гл.12);

связи и информации (гл.13);

предпринимательской деятельности (гл.14);

финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл.15);

таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл.16);

посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл.17, 19, 20);

защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл.18); воинского учета (гл.21).

Как было сказано, сходные правоотношения и их нарушение относятся также к ведению смежных отраслей права: уголовного и гражданского. Однако по степени тяжести деяний правонарушителей уголовное право регламентирует и запрещает более социально опасные правонарушения: уголовные преступления, а не административные проступки. В свою очередь, гражданское право, гражданский и арбитражный процессы устанавливают иные формы защиты нарушенных прав и свобод граждан и юридических лиц в осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Российское Федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ определяют общие принципы и порядок использования тех или иных объектов государственного регулирования, выполнения работ, предоставления информации и оказания услуг физическими и юридическими лицами. В связи с чем административное право призвано стоять на охране названных общественных и государственных законных интересов и, по сути, является корреспондирующей отраслью права в сфере защиты и охраны объектов правового регулирования от нарушений, злоупотреблений или иных негативных действий правонарушителей в регулируемых областях.

Обобщая изложенное, следует отметить, что за нарушения действующего законодательства наряду с мерами административного принуждения и соответствующими санкциями могут применяться и меры наказаний из иных отраслей права, так называемые смежно-институцианальные меры принуждения. Например, вместе с административным штрафом за незаконное увольнение работника судом может быть определено восстановить работника в прежнем звании и (или) на прежнем месте работы, а при нарушении законодательства материально ответственным работником (при растрате) могут, наоборот, лишить его замещаемой должности (п. "г" ст.81 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Также административная ответственность имеет свои черты, которые были подробно рассмотрены выше.


Принципы административной ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд принципов административной ответственности. Принципы - это те основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.

Первый принцип, по своей сути, представляет собой продолжение общеправового принципа формально юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. КоАП РФ установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Последнее положение означает, что действующим законодательством установлены специальные процедуры привлечения к различным видам ответственности отдельных субъектов права, что связано с существованием системы сдержек и противовесов, обеспечивающей равновесие ветвей государственной власти.

Так, ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть:

привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Второй принцип - презумпция невиновности. Этот принцип лежит в основе справедливого судопроизводства и других процедур привлечения к ответственности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Принцип презумпции невиновности проявляется также в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Третьим принципом, закрепленным законодательно, является законность. Институт административной ответственности опирается также на ряд правил, связанных с обеспечением законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением:

лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;

при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

В науке административного права выявлено значительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признания в качестве основополагающих идей административной ответственности. К таким принципам относится, в частности, принцип обратной силы закона, который обусловливает недопустимость придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему административную ответственность, и применение нового закона, устраняющего или смягчающего административную ответственность.

Принцип гарантированности судебной защиты означает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, заинтересованным лицам принадлежит право на судебное обжалование незаконного или необоснованного постановления по делу об административном правонарушении.

Принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона вытекает из статьи 50 Конституции РФ и представляет собой значительную гарантию интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола должностных лиц.

Принцип неотвратимости административной ответственности предполагает, что установление и применение административной ответственности должно обеспечивать наказание всех лиц, совершивших административные правонарушения.

Принцип индивидуализации административной ответственности требует, чтобы при назначении административного наказания учитывались характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также личность виновного для физического лица и его имущественное положение или имущественное и финансовое положение юридического лица.

В научных исследованиях распространено представление о юридической ответственности как о правоотношении, возникающем между правонарушителем и государством (компетентными органами). Данное понимание ответственности исходит из обязанностей, которые возлагаются на правонарушителя, и обязанностей государства (компетентного органа) по привлечению субъекта к юридической ответственности. Такие правоотношения получили название правоотношения ответственности, карательные правоотношения.

И. Н. Сенякин отмечает, что юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушения правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

«Итак, юридическая ответственность, возникающая из правонарушений, представляет собой регламентированное нормами права общественное отношение между государством (в лице его специальных органов) и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпеть соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение».

Юридическую ответственность необходимо изучать с позиции правоотношения, поскольку ее невозможно представить в виде одностороннего явления – как ответственность перед самим собой. Однако рассматриваемая концепция оставляет неразрешенными ряд теоретических проблем. Какое это правоотношение: материальное или процессуальное, и с какого момента оно возникает? Как соотносится правоотношение юридической ответственности с охранительным правоотношением? Что это – стадия охранительного правоотношения, его часть или самостоятельный вид правоотношений? Кроме того, многие ученые, отмечая, что юридическая ответственность является правоотношением, при характеристике этого правоотношения указывают только на обязанности сторон этого правоотношения, вследствие чего правоотношение становится усеченным, неполным. Между тем правоотношение всегда предполагает не только обязанности, но и права. Может быть, ученые понимают под ответственностью атрибут (часть) правоотношения?

А если любое правоотношение предполагает не только обязанности субъектов этих правоотношений, но и их права, то получается, что обязанность правонарушителя является одновременно и его правом претерпеть соответствующие неблагоприятные последствия, а обязанность компетентного органа – одновременно и его правом привлечь субъекта к юридической ответственности. Возникает вопрос: насколько обоснованно включать в содержание юридической ответственности право виновного на наказание, соответствующее характеру и степени общественной опасности правонарушителя, и что это дает для теории юридической ответственности? Если в содержание прав правонарушителя включить его процессуальные права, то правоотношение ответственности сливается (смешивается) с процессуальными правоотношениями и становится достаточно аморфным, растворяясь в других правовых понятиях. Сторонники концепции «юридическая ответственность – правоотношение» отмечают, что правоотношение возникает из самого факта нарушения правопорядка, представляет собой реализацию норм материального права, но дополнительно облекается еще и процессуальными правоотношениями.

Действительно, следует согласиться с тем, что конкретное правоотношение возникает именно с момента совершения правонарушения, с этого же момента возникает и юридическая ответственность. Однако процессуальные отношения не являются юридической ответственностью, поскольку регламентируют сам юридический процесс привлечения к ней субъекта.

Сказанное не означает, что юридическую ответственность нельзя изучать во взаимосвязи с правоотношением. Более того, уяснение правовой природы этих правоотношений, выявление их места в системе охранительных правоотношений – актуальные проблемы теории юридической ответственности.

Ответственность за правонарушение – атрибут правоотношения, который включает в себя: обязанность правонарушителя; обязанность компетентного органа применить к правонарушителю предусмотренные санкцией правовой нормы меры юридической ответственности; реальное претерпевание неблагоприятных последствий (динамика указанного атрибута правоотношения).

Булатов А. С. Юридическая ответственность (общетеоретические проблемы): Автореф. дис… канд. юрид. наук. – Л., 1985. – С. 12; Загородников Н. И. О содержании уголовно-правовых отношений // Советское государство и право. – 1962. – № 11. – С. 65.

Сенякин И. Н. Юридическая ответственность. Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – М., 1997. – С. 543. См. также: Попов В. И. Юридическая ответственность рабочих и служащих по советскому трудовому праву: Автореф. дис…канд. юрид. наук. – Свердловск, 1974. – С.20; Галаган И. А. Методологические проблемы общей теории юридической ответственности по советскому праву // Уголовная ответственность: проблемы содержания, установления, реализации: Межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж, 1989. – С. 12.

Теория государства и права / Под ред. С. А. Комарова, Л. А. Морозова, В. А. Смирнова. – С. 590. См. также: Булатов А. С. Юридическая ответственность (общетеоретические проблемы): Автореф. дис… канд. юрид. наук. – С. 12.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: